Демоны, стиль и рок-н-ролл: обзор Devil May Cry 5
С момента выпуска предыдущей номерной части Devil May Cry прошло больше 10 лет. После такого длительного перерыва совершенно непонятно, чего ожидать от новой игры. Может быть серия и вовсе не нужна современному игроку? Тем более, что перезапуск Devil May Cry под названием DmC, призванный привлечь новую аудиторию, публика приняла неоднозначно (оценка пользователей на Metacritic — 5,4) и продался он в три раза хуже четвёртой части в первую неделю после релиза.
Однако директор серии Хидеаки Ицуно с командой определённо знали, что делают. С точки зрения геймплея и проработки характеров персонажей Devil May Cry 5 получилась почти безукоризненной. Но и проблем она не лишена.
Дьявольское очарование
Спустя несколько лет после событий четвёртой части над миром людей вновь нависла угроза демонического вторжения. На этот раз подчинить человечество и стать верховным владыкой демонов задумал некий Уризен. Начать порабощение всего живого он решает с небольшого городка Ред Грейв — именно там возникает башня-растение Клипот, которая должна сыграть решающую роль в захвате мира.
Загадочный незнакомец Ви нанимает Данте — знаменитого охотника на демонов — чтобы тот остановил Уризена. Затем Ви находит Неро, главного героя четвёртой части, и также просит его принять участие в битве. Сначала они терпят крах, но, разумеется, не сдаются.
Первое, что замечаешь в Devil May Cry 5 — то, как авторы умело отдают должное предыдущим играм. В повествовании часто проскальзывают не только отсылки, но и прямые цитаты из предыдущих частей, а завязка сюжета напоминает одновременно первую и третью игры. Однако Devil May Cry 5 не копирует, а вдохновляется сюжетными тропами предшественниц, чтобы на этом фундаменте построить что-то своё.
Если вы давний фанат серии, то релиз Devil May Cry 5 нужно ждать с особым нетерпением. Но если вы новичок, то не бойтесь — в игре есть длинный ролик, рассказывающий о событиях предыдущих игр, и он отличается от того, который разработчики выпустили совсем недавно. Кроме того, в Devil May Cry 5 есть внутриигровой глоссарий, из которого также можно узнать чуть больше информации о персонажах.
Благо все они отлично прописаны. Даже если вас оставит равнодушным основной сюжет игры, местные персонажи наверняка запомнятся надолго. Главный герой серии — харизматичный Данте, сын демона Спарды, однажды вставшего на защиту мира людей, — с течением времени не потерял и толики своего обаяния. Герой всё также шутит по любому поводу, получает искреннее удовольствие от процесса истребления демонов и находит нестандартное применение оружию противника: например, использует смертельные лезвия для выравнивания своей щетины.
В остроумии Данте на пятки наступает Неро — юный охотник на демонов явно не сидел сложа руки и тренировался быть смешным. Только у него, например, хватает наглости назвать главного злодея «ноунеймом» перед битвой. А слушать его перепалки с напарницей Нико — отдельное удовольствие.
Третий же герой — Ви — постоянно говорит намёками, загадочно зачитывает стихи и всем своим видом заставляет Данте и Неро сомневаться, стоит ли ему вообще доверять.
Кроме того, на вторых ролях постоянно мелькают очаровательные Триш и Леди — давние напарницы Данте. Пусть они не сильно влияют на сюжет, но наблюдать за ними всегда интересно. Словом, компания для спасения мира подобралась очень колоритная.
Но главное, ради чего стоит играть в Devil May Cry 5 — разумеется, зубодробительный геймплей. От других слэшеров эта серия всегда отличалась каким-то особенным стилем.
И основная формула не изменилась. Только чередуя самые разные приёмы можно продвинуться от начального ранга D до заветного SSS в бою и получить максимум возможных очков в конце уровня. А если вы хотите по-настоящему проникнуться боевой системой, то добро пожаловать на самые высокие уровни сложности — для выживания на них необходимо по максимуму использовать все возможные комбинации рукопашных атак и огнестрельного оружия.
С каждой частью игрок получал всё больше средств для эффектного устранения противников. Одно из самых главных изменений произошло в четвёртой части, когда к Данте присоединился Неро, обладатель демонической руки — она позволяла новому герою придерживаться совсем другого подхода к боям.
Логично, что в пятой части арсенал и способности героев вновь расширились, а компанию Данте и Неро, как мы уже знаем, составил таинственный Ви. Геймплей за каждого из них, конечно же, разительно отличается.
С первыми двумя героями всё более-менее понятно. Неро подтягивает к себе противников, орудует мечом и двуствольным револьвером. Однако привычный мув-лист здесь расширяет Devil Breaker — протез, сделанный для героя его напарницей Нико. В игре представлено 12 видов «рук», включая те, что полагаются за покупку расширенного издания.
У каждой из них, помимо базового удара, есть уникальный приём: один протез замедляет противника, на другом можно полетать во время боя, а третьим Неро хватает демона и проводит мощный рукопашный приём, убивающий жертву за раз. Подобное многообразие открывает и разные подходы к бою: можно постоянно чередовать все доступные протезы или выбрать несколько любимых на всю сюжетную кампанию.
На старте в арсенале Данте можно найти классическое оружие (меч Rebellion и пистолеты Ebony и Ivory) и экипировку из четвёртой части (броня для рукопашного боя). Кроме того, сын Спарды по-прежнему пользуется четырьмя классическими стилями, которые переключаются на лету — Gunslinger (упор на огнестрельное оружие), Trickster (быстрые манёвры и уклонения), Swordmaster (продвинутые приёмы с мечом) и Royalguard (уменьшение урона). Однако ему этого мало. Герой вступает в бой во второй половине игры и за десять с небольшим миссий успевает сменить чуть ли не всё своё снаряжение.
Некоторое оружие очень необычное — вроде мотоцикла. Данте может в любой момент проехаться на нём по арене боя, но это далеко не единственный новый трюк в рукаве героя — обо всём остальном намного интереснее узнавать самостоятельно.
Геймплей за Ви же кардинально отличается. Герой не вступает в бой сам, а отдаёт приказы трём своим демонам, принимающим облики птицы, пантеры и голема. Первый стреляет по противникам, помогает Ви уворачиваться от атак и саркастично комментирует происходящее, второй — вступает в контактный бой, а третий демон уничтожает всё на своём пути кулаками, лазерами и метеоритным дождём — призвать его можно, только заполнив особую шкалу.
Однако сам Ви не стоит совсем без дела: ему нужно добивать противников, а также постоянно находиться около своих подопечных, чтобы восстановить им здоровье в случае необходимости.
Поначалу играть за Ви непривычно. Отдавать приказы всем трём демонам частенько забываешь, «спамя» противников атаками только одного из них, а в самых жарких потасовках достаточно сложно переключаться между целями — камера так и норовит уехать куда-то в сторону. В результате Ви получает слишком много необязательного урона.
Однако со временем к необычной механике привыкаешь и начинаешь чуть ли не пошагово продумывать последовательность обычных атак с добиваниями, что зачастую приводит к очень эффектным сценам.
Способности каждого героя превращают любую битву в соревнование стиля. Во многом именно монстры отвечают за те ощущения, которые получаешь в битвах в Devil May Cry 5.
Некоторые представленные в игре демоны похожи на врагов из предыдущих частей, но большая их часть всё-таки придумана с нуля. Всего в игре около 20 видов противников и почти столько же боссов.
Последние всегда считались одной из главных особенностей Devil May Cry, и ростер старших демонов пятой части также не разочаровывает: они большие, злые, у них интересный дизайн и необычные способности — один засасывает в себя все окружающие предметы, другой использует порталы во время драки, а третий проводит игрока сквозь огонь и лёд.
Немного расстраивает только то, что арены, на которых проходят битвы с боссами, полностью статичны. Хотя битва с Голиафом из демоверсии намекала на обратное.
На стандартном уровне сложности практически всех боссов можно одолеть с наскока, но на более высоких уровнях приходится терпеливо высчитывать тайминги — прямо как в старые добрые времена.
То же самое относится и к рядовым противникам. Во второй половине игра постоянно тасует разных демонов. Поэтому приходится обращать особое внимание на их особенности и выискивать слабые места. Кто-то из противников использует щит, а у кого-то нужно для начала пробить броню. Подобных демонов не взять обычным мечом или пистолетами — все атаки они отразят. Залогом успеха в таких ситуациях могут стать комбинации перекатов с более тяжёлым оружием: тем же мотоциклом или гранатомётом.
В дальнейшем к медленным бронированным противникам присоединяются более быстрые демоны, с которыми нужно придерживаться другой тактики — постоянно двигаться и контратаковать.
Выбрать единственный универсальный подход к сражениям практически невозможно — противники всё время меняются. К тому же ведут они себя очень агрессивно — отсидеться в защите не получится. Поэтому далеко не все битвы удаётся пройти с первого раза. Однако неудачи заставляют более внимательно изучать боевую систему и вырабатывать подходящие тактики боя.
Одно из главных нововведений Devil May Cry 5 — возможность выбрать снаряжение для битвы. В первую очередь это касается Неро и его протезов. Но все виды «рук» на задание не возьмёшь, поэтому приходится выбирать.
В начале игры наполнению инвентаря не придаёшь особого значения, но позднее начинаешь подходить к подготовке с умом — чтобы не возникло неприятных накладок в самый ответственный момент. Если есть такая необходимость, то к определённой миссии можно привязать собственный набор Devil Breaker — слотов хватит.
Большое внимание в Devil May Cry 5 также уделяется прокачке навыков персонажей. Их очень много, поэтому далеко не все приёмы можно открыть на первом прохождении. Однако каждая представленная способность вносит своё разнообразие в битву.
Все помощники Ви, например, обладают основными и дополнительными боевыми комбинациями. Так, демон-птица, помимо стандартных выстрелов, может шокировать врагов молниями, пантера — насадить всех окружающих демонов на штыки, а сам Ви со временем становится способен добивать нескольких противников за раз.
Однако самое обширное «дерево» способностей у Данте: улучшить можно как стили, так и оружие. Эти два аспекта крепко переплетены: прогресс определённой техники открывает новые апгрейды вооружения. Выбранный стиль также влияет на оружие, которое герой использует в бою: например, Gunslinger усиливает не только пистолеты, но и рукопашные атаки.
Широкие возможности прокачки обеспечивают разные стратегии ведения боя: демонов можно успешно истреблять на расстоянии и в контактном бою, а можно эффективно комбинировать оба направления.
Все эти аспекты — многообразие противников, возможности для апгрейдов, базовые отличия персонажей — полностью раскрывают боевую систему Devil May Cry 5. В игре хочется постоянно импровизировать и пробовать новое, и это, пожалуй, главная её фишка.
Ну а музыкальное сопровождение, в котором смешивается тяжёлый рок, симфоническая музыка и электронные биты, удачно дополняет всё происходящее.
Тем не менее, чем больше наслаждаешься игрой и проникаешься боевой системой, тем сильнее разочаровывают недостатки, которых команде Хидеаки Ицуно не удалось избежать.
Дьявольские козни
Несмотря на всю динамику и творящийся на экране хаос, в Devil May Cry 5 бывает скучно. В первую очередь это касается развития сюжета. Первые полтора-два часа игры крайне слабые: рваная подача, отсутствие какого-либо запоминающегося представления героев и ленивые битвы с кучей демонов — не лучший старт.
Но вскоре действие разгоняется: ураганные боевые эпизоды чередуются со зрелищными роликами, а в диалогах появляется чёрный юмор. Впрочем, ближе к концу игры события вновь сбавляют обороты.
Авторы в этот раз часто и не очень успешно используют метод параллельного повествования. Так, в одном из заключительных эпизодов Данте, Неро и Ви надо разделиться и достигнуть общей цели разными путями, а это значит, что игрок поочерёдно сыграет за каждого из них. Таким образом в игре почти полтора часа не происходит ничего особо интересного: разработчики предлагают просто три раза пройти разными маршрутами по одной и той же местности.
Возможно, помочь бы мог интересный дизайн уровней. Однако локации пятой части — чуть ли не худшие во всей серии. Почти всё время герои путешествуют по разрушенному городу Ред Грэйв и ходят по туннелям башни главного злодея. Исследовать уровни неинтересно, а готической атмосферы прошлых частей здесь нет и близко. Всё скучно и стерильно.
Это не на шутку разочаровывает, особенно в сравнении с безумным подходом Ninja Theory к дизайну DmC 2013 года. Пара этапов-исключений встречается, но от японских разработчиков ждёшь большего.
Загадок в это раз тоже нет, а платформер-эпизоды встречаются крайне редко. Вместо этого игроку постоянно придётся разрушать преграды или находить детёнышей Нидхегга, чтобы пройти дальше. Такую замену сложно назвать равноценной.
Кроме того, в Devil May Cry 5 просто невыносимое количество загрузок. Игра подгружается всегда: до и после катсцен, перед стартом и завершением уровня, а также при входе в магазин. На фоне God of War, Red Dead Redemption 2 и той же Resident Evil 2 — игр с минимальным количеством загрузочных экранов — Devil May Cry 5 кажется пришельцем из прошлого и вызывает раздражение.
Не всё гладко и с графикой. В динамике Devil May Cry 5 выглядит великолепно, но стоит на мгновение остановиться и оглядеться по сторонам, как заметишь размытые текстуры на объектах. Помимо этого, в катсценах откуда-то взялось неприятное размытие, из-за чего сделать красивые скриншоты очень сложно.
Есть и некоторые технические проблемы. Большую часть времени игра выдаёт честные 60 FPS (мы тестировали игру на обычном Xbox One), но в самые жаркие моменты и на крупных планах в роликах частота кадров падает.
Долгожданное возвращение Devil May Cry получилось неидеальным. Однако все проблемы отходят на второй план, когда выходишь против оравы демонов, предвкушая очередной яркий и разнообразный бой. Геймплейные «фишки», харизматичные персонажи и дерзкий юмор серии производят всё такое же сильное впечатление как раньше. Поэтому, let`s rock, baby!