Неудавшаяся ностальгия GTA V: как Rockstar вроде и хотели, но не смогли вернуть атмосферу San Andreas

Неудавшаяся ностальгия GTA V: как Rockstar вроде и хотели, но не смогли вернуть атмосферу San Andreas

Grand Theft Auto: San Andreas любят все. Если и не любят, то, как минимум, уважают. Не дайте летающим мотоциклам GTA Online затмить ваши воспоминания о той игре, которая стала главным развлечением детей и подростков в 2004-м и 2005-м годах и осталась таковой уникальной и неповторимой до 2013-2015-го года, в зависимости от того, на какой платформе вы играли в GTA V... Или успех San Andreas, ее уникальная атмосфера и то, за что мы ее любим, так и не были повторены в самой свежей (и, одновременно, немного устаревшей) игре серии? Давайте разбираться.

Данный материал - это, в какой-то мере, продолжение или даже спин-офф моего предыдущего материала, только если там я отдельно оговаривал не-ностальгическую направленность статьи, то тут я буду напрямую разбирать и сравнивать некоторые вещи, которые не позволили создать "окно в прошлое" из GTA V.
У адекватных читателей уже может возникнуть, опять же, вопрос: "А почему ты так уверенно считаешь, что GTA V должна была копировать San Andreas?". Задав его, вы будете абсолютно правы. Дело в том, что пятая часть действительно сильно давит на ностальгические чувства игрока. В игре есть миссии, которые напрямую копируют те или иные элементы San Andreas и других игр. Есть локации, которые служат отсылками к картам Лос-Сантоса и пригородов. Даже некоторые сюжетные элементы и целые персонажи схожи с теми, что были в прошлых играх серии. Наличие этих вещей действительно говорит о том, что Rockstar в какой-то мере (возможно, даже довольно большой) пытались сделать "троубэк" к их самой лучшей игре прошлого десятилетия.

Я не собираюсь делать компиляцию из сравнения по таким мелочам в данном материале, это уже было сделано до меня, а поклонники San Andreas уже успели и порадоваться, и порыдать за счет наличия или отсутствия тех или иных вещей. Я собираюсь сравнить более значимые вещи, которые составляли атмосферу San Andreas, а также сравнить с тем, что мы имеем в GTA V. Это не делает пятую часть плохой игрой, так что относитесь к этому, как к беспристрастному (ладно, почти) разбору. Теперь, можно и начинать.

1. И начнем с очевидного: цветовая гамма

Думаю, что первое, что видит человек, запустивший любую игру - это ее цвета. И звучит это одновременно и очевидно, и довольно глубоко, ведь исходя из этих самых цветов можно сделать первые выводы об общем настроении и атмосфере игры. Начнем мы с San Andreas и... справедливости ради, надо заметить, что версии для PS2 и ПК действительно отличаются по своей цветовой гамме. Тут я бы не хотел много разглагольствовать и просто оставлю видео от блогера Vadim M, который как раз и занимается разными сравнениями различных версий самых разных GTA.

Сравнение PC и PS2 версии GTA San Andreas

Итого, мы имеем две абсолютно разные версии San Andreas. Оригинал PS2 - оранжевый. Он не темный, не яркий, просто оранжевый по большей своей части. В какой-то мере, слишком оранжевый, настолько, что ему позавидует всем известная игра от Square Enix. А вот PC-версия в этом отношении кажется более реалистичной. Она не имеет ослепительных цветов и источников света, она просто показывает мир игры таким, каким мы видим его в нашей, реальной жизни. Поскольку большая часть игроков познакомилась с San Andreas именно на ПК, приоритетной и рассматриваемой будет именно эта версия.

Поскольку все познается в сравнении, давайте просто посмотрим на типовой геймплей GTA V и выделим те или иные различия в общей картинке. Сразу скажу, что это будет сложно, поскольку за десять лет успело смениться два поколения консолей, и количество полигонов значительно выросло, а требовательные к железу эффекту стали... еще более требовательными.

Чего мелочиться - тридцать минут геймплея! И тоже на ПК.

Если смотреть на GTA V и сравнивать ее с San Andreas, то, помимо очевидного улучшения графики и эффектов, ты обнаруживаешь, что, вроде как, цветовая гамма не поменялась и Rockstar удалось сделать копию San Andreas хотя бы в этом... Но нет, не совсем.
Посмотрите на небо. Оно кажется куда более туманным в GTA V, нежели в San Andreas. Куда более серым, похожим именно на PS2 версию. Плюс, местные закаты больше не радуют оранжевым небом, как это было даже в PC-версии San Andreas. Теперь они чисто розоватые.
Кроме того, нельзя не увидеть то, что GTA V оказывается куда менее яркой игрой, нежели San Andreas. Скорее всего, это, опять же, из-за неба. Тем не менее, эффекты солнечных бликов вернулись.

Вообще, рассматривать именно цветовую гамму в играх - дело не благородное. Все-таки, этот аспект каждый видит по-разному. Моя задача - лишь указать на самые очевидные различия между общим видом San Andreas и GTA V, и если именно этот блок вызвал у вас вопрос "Ну и что?", то тут вы будете абсолютно правы. Просто, без него повествование было бы непоследовательным и неполный, а все самое интересное ждет именно впереди. Ну а пока что и по желанию - сравнение лоб в лоб:

Сравнение двух игр. То есть, прямое сравнение. Выводы по цветовой гамме оставьте свои собственные.

2. Биомы и то, как их запороли

Я стараюсь адекватно смотреть на вещи. Беспристрастно. Но, иногда, у меня возникает не хилое жжение в нижней области тела от того, как иногда можно запороть ту или иную часть игры, причем, даже в отрыве от другой. И, в данном случае, это биомы. Для тех, кто не в курсе, "биом" в видеоиграх - это, условно говоря, уникальная климатическая зона. По сути, это то, что может кардинально поменять впечатления от игры.

В GTA San Andreas есть два биома. Я не очень хорош в географии, поэтому разделим так: первый биом - это лесная зона, второй биом - это пустыня. Пальмы в Лос-Сантосе не в счет: они декоративные. Конечно, лесную зону можно разделить и на более густую, и на откровенно степную, а в области Эйнджел Пайна, что под горой Чиллиад, наблюдается даже болотистая местность, но все это выглядит каким-то единым, не сильно выбивающимся и выделяющимся. В свою очередь, пустыня расположена, может, немного странно: переход из зеленого леса в сильно оранжевые пески выглядит довольно резким, что, впрочем, придает игровой карте своего шарму. Причем, пустыня, надо сказать, реально ощущается пустыней: она выглядит действительно заброшенной самой природой, и людские поселения там действительно кажутся редкими (причем, именно, что кажутся: то, как игрок воспринимает игру - это не то, как он видит ее на игровой карте).

А теперь позвольте бомбануть, поскольку я перехожу к рассказу о GTA V. В игре есть четыре вполне себе раздельных биома. Первый - это такая зеленая, но не особо богатая на деревья зона выше самого Лос-Сантоса. Вторая - это небольшая болотистая местность к югу от военной базы. Третья - это густой лес у западного подножья горы Чиллиад, в которой находится Палето-Бей. И, четвертая - это пустынно-степная зона.
А теперь обратите внимание на одну интересную вещь. Вот три первые зоны можете объединить в одну - горы. Да, эта территория представляет из себя бесконечную цепочку гор. Кругом одни обрывы, спуски и подъемы. Если вы едете по дороге, то очень редко рядом с ней нет горы, на которую просто так не забраться. А даже если забраться... То там не будет ровным счетом ничего интересного. Даже деревьев. Пусто, лысо. И это - тот самый хваленый самый когда-то большой открытый мир от Rockstar.
Пустыня же... И не пустыня вовсе. Если GTA San Andreas всеми силами делала вид, что пустыня в этой игре - это заброшенное место, где людские поселения довольно редки, а Лас-Вентурас - это своего рода оазис посреди этого оранжевого моря, то GTA V даже не пытается. Она как бы показывает, будто в этой игре есть пустыня, но она вся забита теми или иными локациями или простыми биллбордами, которые, по ним видно, активно используются местным населением. Заброшенных территорий в этой игре в принципе нет, кроме, может, аэропорта близ Сэнди-Шорз. В San Andreas же можно было найти даже заброшенные городки, а в GTA V все слишком ухоженное и обжитое.

Зато, эта же сельская местность похожа на реальную... но важно ли это?

И тут знаете...
С одной стороны, GTA V ударилась в реализм. То есть, она взяла реальную Калифорнию и сделала ее аналог. Предшественница явно не могла этим похвастаться. Да, может на карте много гор, которые просто растягивают размер - ну и что, если оно так на самом деле? Пустыня не пустынная - ну и что, это же не Невада! Справедливо.
С другой стороны, San Andreas сделала свой игровой мир достаточно разнообразным. Тут вам и густые леса вблизи горы Чиллиад - услада для искателей йети. Тут вам и заброшенные пустыни с военной базой и городками-призраками - услада для уфологов и искателей сверхъестественного. Тут вам и целая цепочка округов и городков к северу от Лос-Сантоса - услада для любителей сельского колорита: ощущение поездки в соседнее село передано на идеальном уровне.
Что вам важнее - выбирайте сами. Я могу только подытожить, что мир GTA San Andreas был более "заброшенным", а локации были более изолированными друг от друга, что придавало ощущение реальной сельской местности, в отличие от GTA V, где все локации выглядят слишком обжитыми и соединенными друг с другом.

3. От внешнего вида - к геймплею и мелочам, которые он скрывает

По-сути, все самое важное я уже сказал. Однако, я не могу не упомянуть геймплейные аспекты обеих игр. И тут, на самом деле, есть очень много интересного.

Чем была замечательна San Andreas?
Во-первых, это - исследование. Ты ездишь по всему штату, открывая новые локации, новые значки на карте. Одним словом, исследуешь этот неизведанный мир (ладно, четырьмя словами).
Во-вторых, это - коммуникация с игровым миром.

  • Ты можешь купить себе новую одежду, поменять прическу и сделать тату;
  • Ты можешь зайти в ресторан фаст-фуда и прикупить себе одну из четырех предлагаемых закусок;
  • Ты можешь купить хот-дог на улице и купить колу из автомата;
  • Ты можешь накачать себя или, наоборот, потолстеть;
  • Ты можешь купить недвижимость и получать с нее доход;
  • Ты можешь модифицировать свой автомобиль;
  • Ты можешь пойти в клуб и задать жару на танцполе, а можешь пойти на сходку лоурайдеров и задать жару на гидравлике;
  • Ты можешь поиграть в одну из нескольких игр на аркадном автомате;
  • Ты можешь зайти в бар и сыграть там в бильярд;
  • Ты можешь пойти в стрип-клуб и... выйти оттуда, насладившись полигонами;
  • Ты можешь пойти на свидание с одной из девушек, которая обладает своим уникальным характером;
  • Ты можешь делать ставки на лошадиные бега;
  • Ты можешь сыграть в казино, а потом орать что-то про его рот, когда твой счет уйдет в минус и за тобой приедут вышибалы.

В общем, ключевые слова в этой игре - ты можешь, и ни одна игра еще такого уровня не достигла.
Но и это не все. В третьих... ты должен исследовать игровой мир и найти некоторые из этих вещей сам. Так, я не замечал, чтобы клуб, стриптиз-клуб, банки со ставками и бары были отмечены на карте. Это значит, что тебе нужно будет найти их расположение самому. Это очень интересный ход от Rockstar: игра как бы и дает тебе возможность видеть некоторые локации, но и предлагает челлендж по их собственноручному нахождению. Кроме того, в игре есть некоторое число локаций, которые не служат для выполнения какой-либо функции, а просто созданы, чтобы их созерцать, исследовать и использовать в некоторых миссиях. Третий пункт - это как бы комбинация из первых двух и объяснение некоей магии игрового мира в San Andreas.

А теперь давайте обсудим грустное. Нет, это не GTA V - она еще грустнее. Давайте поговорим о GTA IV.
Что такое четвертая игра в серии Grand Theft Auto? Это, в первую очередь, переход на новый движок собственной разработки Rockstar - RAGE. Из-за этого, достичь размаха San Andreas у GTA IV... не получилось. Но это даже и не плохо.
Так, мы видели, как хорошо получили свое развитие некоторые механики из разряда "ты можешь", о которых я упоминал ранее. Некоторые, да, были порезаны. Больше, к примеру, нет покупки недвижимости, тюнинга, смены прически, набивания тату и множества других механик. Зато появились несколько важных нововведений.
Во-первых, это мини-игры. Видимо, идея с бильярдом настолько хорошо зашла Rockstar, что они решили расширить ее. Помимо оного, у нас есть еще дартс и боулинг. В дополнениях добавилось, вообще говоря, еще много чего: аэрохоккей, гольф, карты, армрестлинг... Но я это уже не очень хорошо помню.
Во-вторых, все эти нововведения остались бы довольно бесполезными без механики друзей и обновленной механики девушек. Так, в целом, у вас есть более десяти персонажей, с которыми вы можете провести время в вышеупомянутых мини-играх, поесть... или напиться. Физика пьяного человека в GTA IV оказалась настолько хорошей, что удостоилась отдельной награды в свое время.
Если говорить в общем и целом, мы видели, что Rockstar чисто технически не смогла реализовать прошлые механики в GTA IV. Однако, заместо этого, они сделали крепкий движок, который полностью убрал загрузки при переходе между открытым миром и интерьером здания. Из-за этого, нам стали доступны для исследования подъезды с выходами на крыши, всякие мелкие магазинчики и прачечные, некоторые заброшенные локации. Из-за отсутствия желтого маркера рядом с ними их стало искать еще интересней: "А мало-ли эта дверь открыта?". В общем, не одно, так другое, только в хорошем смысле.

Почему GTA IV было грустным? Потому что большей части этих вещей мы не увидели в GTA V. И это еще грустнее.
Под нож пошла механика друзей. Точнее, в игре она есть, но она бесполезна. Никто больше тебе не звонит и не предлагает прогуляться. Из мини-игр остались только... Ну, теннис (единственный более-менее адекватный), затянутый гольф и дартс, который располагается где-то в пустыне (а все твои друзья так-то живут в городе).
Остальные мини-игры в стиле йоги не впечатляют (хотя, там по-моему и остается только йога). Мини-игра - это смена геймплея на более простой, посему та же охота за Тревора или гонки за Франклина не могут ими считаться в полной мере.
Хотите исследовать карту не только снаружи, но и внутри? Забудьте. Теперь все доступные локации отмечены на карте, а неотмеченные - малочисленные и маленькие. Подъездов, очевидно, нет.
Не смотря на наличие возможности сменить прическу и набить тату, вы больше не можете накачаться или потолстеть... потому что нечем. Все рестораны фаст-фуда, ровно как и механика еды, удалены - вы даже хот-дог купить не можете. Единственный, но очень заметный спортзал на открытом воздухе на пляже Дель-Пьерро неинтерактивен.
Да и вообще, эта локация очень проблемная: там есть целый рынок одежды, где вы не можете ничего купить, кроме бесполезных масок.
Да, конечно, в игре есть случайные события... которые возникают исключительно там, где должны возникать. "Незнакомцы и чудаки" - это самые обычные дополнительные задания, не более того.

Карта НЛО в одном из баров San Andreas. Ох и шуму она наделала...
Карта НЛО в одном из баров San Andreas. Ох и шуму она наделала...

Таким образом, GTA V потеряла дух исследования San Andreas - а именно он был еще одной составляющей такой таинственной атмосферы культовой игры. Мир ее нынче относительно мал, но если бы вы не знали никаких секретов этой игры на данный момент и только начали бы исследовать... она бы затянула вас похлеще, чем GTA V. Одна лишь заброшенная шахта не может построить целую часть фанбазы, которая занимается исследованием и даже конспирологией.

Итог и попытки предугадать будущее

Сюжет GTA V хорош... опять же, важно ли это?
Сюжет GTA V хорош... опять же, важно ли это?

GTA V - это, как я говорил и в прошлом своем материале, не плохая игра. В ней есть хорошо реализованный сюжет, запоминающиеся миссии... но если тогда эти слова я говорил от души, то сейчас это уже звучит, как оправдание того, почему игра полностью провалила то, за что известна серия - свой открытый мир.
Да, безусловно, San Andreas и GTA V - это разные игры. Сравнивать их нельзя, но... Добавляя Рона, как аналога Правды, добавляя миссию, которая копирует последнюю оную в San Andreas, добавляя бесполезную летную школу и много других вещей, Rockstar сами напросились на это сравнение. Они сделали видимость, но не передали суть своей самой культовой игры, не превзошли ее.

Однако, я смотрю сейчас на Red Dead Redemption 2 и вижу, что Rockstar сдаваться не собираются, и GTA VI уже будет совсем иной игрой. Той, которая, возможно, повторит успех San Andreas. Но это произойдет только в том случае, если компания не решила сделать RDR "вдумчивой" серией, а GTA - чисто фановой. Это то, чего я больше всего боюсь. Так что, остается лишь надеяться, что новая игра в серии все-таки предложит нам не только масштабную, разнообразную и действительно атмосферную карту, но и то же масштабное количество возможностей взаимодействия с миром.
Кроме того, не могу игнорировать сообщения о переработках в компании и просто выражаю надежду, что следующая игра от Rockstar станет плодом работы людей, отношение к которым со стороны руководства было человеческим, и которые не воспринимались горсткой рабов у "самой крутой" компании-разработчика в мире.

Пора расслабиться и помечтать о том, что GTA VI не уничтожит все, за что игроки полюбили серию.
Пора расслабиться и помечтать о том, что GTA VI не уничтожит все, за что игроки полюбили серию.

А теперь, хочу, как говорится, откланяться и сделать немного необычный опрос, который, надеюсь, заставит задуматься.

Нам очевидно, что GTA San Andreas лучше GTA V. На чем основано это мнение у вас:
Чувство ностальгии и воспоминаний из детства
Чувство честного понимания в результате сравнения 
Нет, я все-таки считаю, что GTA V лучше San Andreas или что их в принципе нельзя сравнивать
2121
67 комментариев

А мне очевидно, что GTA V лучше GTA San Andreas.

15

Сейчас тебя назовут школьником ньюфагом, который ничего не понимает...

8

Даже если убрать ностальгический эффект, то игровой мир и сюжетная линия в Сан Андреас лучше и эпичнее. В гта 5 ты играешь за 3 додиков-миллениалов, которым стало скучно и они решили грабить, а в гта сан андреас ты крутишься в реальной криминальной среде, отстаивая свою честь

5

Комментарий недоступен

2

Неудавшаяся ностальгия GTA V: как Rockstar вроде и хотели, но не смогли вернуть атмосферу San Andreas

Заголовок дурацкий. И дальше текст можно не читать. Рокстар не пытались возвращать атмосферу San Andreas. Они делали абсолютно новую игру в том же городе и штате. Но целью сделать из этого ностальгию не было. Там совершенно иная атмосфера и расставлены акценты на совершенно другом.

13

Ты хейтор и мразь. А ГТА 5 делал на самом деле Кодзима, а он гений.

а мне Vice city вот нра)

6