Стоит ли играть в Assassin’s Creed Shadows
Обзор прессы и отзывов игроков, а также впечатления редакции ggsel.
Shadows — наверное, самый многострадальный проект в серии Assassin’s Creed. Сценаристы из Ubisoft раскопали историю чернокожего самурая Ясукэ и решили, что это будет хорошим способом выслужиться перед западной социальной повесткой. Вот только они забыли, что игра про Японию может получить большое внимание… в самой Стране восходящего солнца. И что любые спорные моменты в нарративе могут вызвать скандал. Что, в общем-то, и произошло. Чего стоит только недавнее разоблачение современной биографии того самого Ясукэ.
Всё это, конечно, омрачило ожидание новой части культовой франшизы про убийц в капюшонах. Фанаты давно мечтали погулять по феодальной Японии времён Оды Нобунаги и расцвета самурайской культуры. А главные антагонисты самураев — ниндзя из клана Синоби — и вовсе максимально похожи на ассасинов. И очень здорово, что кроме несчастного Ясукэ, одним из главных действующих лиц стала девушка-ниндзя по имени Наоэ.
Так или иначе, на днях игра всё же добралась до релиза — спустя несколько переносов, мы наконец прикоснулись к Assassin’s Creed Shadows! Так что же у Ubisoft получилось в итоге? Очередной захват аванпостов в новых декорациях и с повесточным сюжетом? Или всё-таки нечто большее? Похоронит ли новый релиз компанию окончательно? В этом материале сначала разберём главные тезисы из обзоров журналистов и отзывов игроков, а затем расскажем про наши собственные впечатления.
Что пишет игровая пресса
Согласно Metacritic, на момент написания этих строк, средняя оценка с трёх платформ (PS5, Xbox Series и PC) — 81 балл из 100.
Рецензенты отмечают, что Shadows снова больше фокусируется на персонажах и стелсе, чем на ролевых элементах, как это было в выпусках до Origins. Журналисты оценили различие геймплея за Ясукэ и Наоэ: первый больше полагается на грубую силу, а вторая старается заранее планировать проникновения и убийства. В итоге играть за девушку-ниндзя многим понравилось больше.
В то же время, большинство рецензентов сошлись во мнении, что Shadows нельзя назвать новым словом в жанре, и она не претендует на звание игры года. Хотя геймплей получился отзывчивым и увлекательным, а оптимизация очень неплохой, особенно учитывая нововведённую трассировку лучей, сюжет снова эксплуатирует клише мести и перерабатывает формулу мономифа. Из-за чего последний получился предсказуемым.
Что говорят игроки
Отзывы игроков сильно разнятся. Пользовательская оценка на Metacritic в среднем составила 4,8 балла из 10. В то же время в Steam 81% обзоров положительный. Впрочем, на первом ресурсе это можно списать на очередной ревью-бомбинг из-за наличия в сюжете чернокожего самурая и героини с нетрадиционными романтическими взглядами.
Опять же в Steam, если установить фильтр на хотя бы 10 часов в игре, появляется больше обзоров, похожих на конструктивные. Игроки жалуются на недостаток нововведений, повторяющиеся активности в разных регионах мира, неоднородную постановку катсцен и на банальный для франшизы сюжет. Зато в целом хвалят геймплей, обновлённую боёвку, красивый мир, интересные факты из энциклопедии и технологичную картинку с потрясающими пейзажами.
Что у игры с онлайном?
Также не забываем, что на ПК многие продолжают играть через Ubisoft Connect и по подписке Ubisoft+. А кроме того, нет данных по количеству игроков на консолях. Так что общий онлайн на всех площадках и платформах в первые выходные вполне может составить несколько сотен тысяч человек. А количество продаж наверняка перевалит за миллион.
Это не рекордные показатели, но вполне на уровне умеренного успеха.
Впечатления редакции ggsel
Многие забывают, что перезапуск франшизы случился ещё в 2017 году вместе с Origins. Уже тогда старый канон начали ретконить, а жанровая принадлежность сильно ушла в сторону попсовых action-RPG наподобие «Ведьмака 3» или Horizon. Плохо это или хорошо, вопрос дискуссионный: как минимум серия избавилась от MMO-шных побочных заданий, а гриндовые активности неплохо оправдали крафтом.
Несмотря на все мутации, каждый новый выпуск франшизы остаётся красочным интерактивным музеем по срезу популярной исторической эпохи. И никто в индустрии до сих пор не научился делать это так же комплексно. Даже пресловутая Ghost of Tsushima была слишком уж камерной, хоть и очень стильной.
К слову, Assassin’s Creed Shadows мало похожа на творение Sucker Punch. Это не значит, что она лучше — просто масштабнее. В «Цусиме» был лишь небольшой островок, который захватили монголы. А новинка от Ubisoft посвящена завоеваниям Оды Нобунаги, который заложил фундамент в окончание Эпохи воюющих провинций и будущее объединение страны. И карта здесь охватывает значительную часть острова Хонсю (того, что побольше).
В первые же часы становится понятно, что постановщики катсцен решили не подражать Куросаве. Это скорее плохо, чем хорошо: заставки хоть и довольно кинематографичны, единого стиля в них рассмотреть не удаётся. А в некоторых эпизодах и вовсе почему-то играет японский рок…
Сам же сюжет опять вертится вокруг мести за родных и близких. А его структура, хоть и перетасована по хронологии, похоже, снова базируется на банальном мономифе про становление героя и поиске союзников для самоубийственной миссии. Даже в кино этот шаблон давно считается дурным тоном, а в литературе используется только авторами бульварной фантастики. Всем уже надоели истории про люков скайуокеров и эрагонов.
Также довольно заметно, что многие эпизоды с Ясукэ просто вырезали в последний момент, снизив его роль в повествовании (вероятно, из-за скандалов). Как минимум пролог и первые главы посвящёны в основном Наоэ, а за чернокожего псевдосамурая дают поиграть лишь изредка. Хотя, возможно, всё изменится ближе к кульминации (пишите в комментариях, если успели пройти основную сюжетную линию).
Что до геймплея… Это типичный Assassin’s Creed со времён перезапуска — стандартная покраска карты открытого мира набором влияния в регионах и зачисткой аванпостов. Разве что боёвка за Наоэ очень динамичная и отзывчивая, слегка в духе Sekiro. Притом, что сама игра рекомендует не подвергать японочку опасности лишний раз и вспомнить стэлс-навыки Альтаира с подслушиванием и стратегическим планированием убийств.
А вот за Ясукэ играть не слишком интересно — это просто буквальный джаггернаут, уничтожающий врагов в более лёгком весе пачками и даже разбивающий двери своей тушей. Впрочем, мы пока не знаем как на его эпизоды повлияет прокачка.
Тем не менее главное блюдо франшизы — кропотливо воссозданный художниками и сценаристами срез эпохи — на месте. Хотя к нарративу и лору имеются вопросы, просто путешестовать по японским горным тропам и останавливаться помедитировать на фоне волшебных пейзажей как всегда увлекательно.
Прямо чувствуешь какое-то просветление в душе и снова хочется самому побывать во всех этих красивейших местах (а после прохождения, наверняка, потянет пересмотреть «Сёгуна»):
Такими получились наши первые впечатления от свежего творения Ubisoft. Мы во многом согласны с рецензиями профессиональных журналистов, но понимаем и претензии простых игроков.
Хотя оптимизация в новинке неплохая, в целом системные требования стали ощутимо выше. Видимо, дело в почти неотключаемой трассировке лучей. Но так или иначе онлайн в Steam у Shadows растёт, что нас очень радует.