Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Разработчики лучшей игры в жанре начали делать критические ошибки.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Серия Forza Horizon сейчас определяет жанр аркадных гонок и ведёт его вперёд. Она задаёт новые стандарты открытого мира, она же показывает какой должна быть игра-сервис про автомобили, чтобы удержать игроков контентом на несколько лет. Продажи третьей части достигают немыслимых для конкурентов четырёх миллионов копий. Ей подражают. Её идеи копируют.

При всех заслугах серии, её разработчики начинают забывать, что главное в гонках — соревнования. Так, новый выпуск погружает в идеальную жизнь автомобильного энтузиаста и выводит многопользовательский режим на новый уровень, но не умеет должным образом организовать сами состязания.

Гонки — жизнь

Вот уже несколько месяцев в свободное время я гоняю в Forza Horizon 4: прохожу все гонки, выполняю все испытания. Около сотни часов я накатал по миру игры на момент написания текста. Не меньше провёл и в третьей части. Можете назвать другую аркадную гонку, которая может так долго удерживать у экрана?

В автосимуляторах я проводил десятки, даже сотни часов, обкатывая машины, изучая повороты трасс и раз за разом оттачивая их прохождение. Но в аркадах — никогда. Обычно гонки в открытом мире предлагают проходить предварительно заготовленные соревнования, да выполнять испытания. Как только они заканчиваются — заканчивается и игра. Так было с Need for Speed: Most Wanted, Burnout Paradise, Test Drive: Unlimited.

Впрочем, попытки удержать игрока некоторые делали. Перезапуск Need for Speed: Hot Pursuit , а также Need for Speed Rivals пытались увлечь мультиплеерными соревнованиями. И в них хотелось возвращаться, чтобы устроить с друзьями догонялки «гонщики против полиции» или побить время товарища в том или ином заезде. Серии Trackmania и Trials долго не отпускали из-за встроенного конструктора трасс. А The Crew позволяла часами колесить по виртуальной Америке в компании друзей.

Но лучше всех это получается у Forza Horizon. В первых двух частях достаточно было выиграть все заезды, получить свою долю фестивального веселья и забыть про игру. А уже начиная с третьей части тусовка постепенно превратилась в жизнь.

Horizon 3 наконец принесла в серию стабильный мультиплеер и кооператив: в ней можно было колесить по миру с друзьями или отправиться в многопользовательский режим и там состязаться со случайными гонщиками. Эта же игра завлекала конструктором заездов и испытаний. Он, к примеру, позволял изменить вечерний безбрежный заезд вдоль побережья на скользкий спринт в ливень. А потом поделиться задумкой с другими игроками — пускай тоже проверят свои силы в непогоду.

Проехал по автостраде на безумной скорости или прошёл извилистую дорогу в идеальном дрифте с перекладками? Маршрут с результатом можно сохранить и опубликовать, предложив таким образом другим попытаться превзойти твои успехи. Словом, площадка для экспериментов

Если третья часть напоминала бесконечный летний отпуск, то новый выпуск позволяет жить гонками круглый год

В Forza Horizon 4 есть привычная карьера из заездов и испытаний, но она отнюдь не в центре внимания. Как только проходишь обучение и достигаешь нужного уровня, в игре открывается онлайн, после чего она раскрывается заново. С этого момента карта заполняется сезонными чемпионатами и задачами, а по миру начинают колесить до семидесяти двух (72!) игроков, которым можно бросать вызов или позвать кого-то в свою колонну для совместных приключений.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Никто не мешает отключиться от сети и гонять в привычную «Форзу». Но зачем? Ведь вместо того, чтобы в очередной раз соревноваться с поездом, искать раритеты и проезжать полицейские радары, можно приобщиться к местной жизни автолюбителей. Участвовать в регулярных событиях, исследовать Британию с друзьями или другими энтузиастами. Или просто побеждать в соревнованиях, постепенно коллекционировать машины и копить деньги на замок у побережья.

Намеренно или нет, Playground Games создала новый Test Drive Unlimited

Здесь вообще нет какой-то глобальной задачи. Игрок — один из многих знаменитых гонщиков. А местная Британия — место, куда любители скорости и машин съезжаются, чтобы заниматься любимым хобби в кругу единомышленников. Ну а как именно им занимать — никто не указывает.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Даже в одиночку все победы, рекорды и открытия лишь прибавляют деньги и репутацию. Проезжая одну гонку за другой и улучшая результаты в испытаниях, открываешь новые. С подсказки диджея отправляешься искать раритет. Затем приходит приглашение протестировать дорогой гиперкар или обогнать судно на воздушной подушке. Попутно покупаешь и модифицируешь машины, организуешь свои заезды. И так далее. Идеальная жизнь автолюбителя.

Настоящая четвёртая «Форза» — она в мультиплеере. Когда выезжаешь из гаража, а тебе прилетает приглашение поучаствовать в совместной гонке. Когда в соревновании сходятся две команды игроков. Когда на автостраде пересекаешься с другим гонщиком. Он едет на Koenigsegg Agera. Ты ведёшь McLaren Senna. Кто-то бросает в чат фразу «Не догонишь!», и начинается дуэль.

Когда иной раз на перекрёстке встречаешь группу других автомобилистов, вы гудите друг другу, объединяетесь в колонну и продолжаете совместное приключение. Когда на карте раз в час открывается событие Forzathon Live, и все участники сессии съезжаются в одну зону, чтобы вместе выполнять испытания: прыгать с трамплинов, дрифтить, разгоняться до предела. Так автомобильных энтузиастов не объединяла ни одна гонка.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

А затем раз в неделю наступает новый сезон — и игра преображается. Солнечное лето сменяется дождливой осенью: листья на деревья желтеют, на дорогах образуются лужи. После осени приходит зима: озёра и реки замерзают, поля застилают сугробы, а на дорогах образуется гололёд. Зиму прогоняет весна: растаявшие снега оставляют дороги грязными и мокрыми. Летом солнце высушивает землю и асфальт, даёт небольшую передышку от непогоды. Цикл повторяется вновь и вновь.

По этому озеру можно проехать только зимой
По этому озеру можно проехать только зимой

Притом каждое время года приносит свои сложности в управлении машиной. Если летом ещё можно водить вальяжно и наслаждаться солнцем, то осенью приходится объезжать лужи и бороться со скольжением на мокрой дороге. Зима побуждает переобувать резину, сугробы делают поля труднопроходимыми, а ранее закрытые для езды водоемы превращаются в площадку для соревнований. Весной же грунтовые дороги становятся такими вязкими, что на экзотических машинах туда лучше не соваться.

Весенний заезд по вязким грунтовым дорогам
Весенний заезд по вязким грунтовым дорогам

Это как раз одна из причин проходить сезонные соревнования: они лучше всего отражают погодные перемены в игре. Будьте уверены, что зимой вам обязательно предложат автокросс на внедорожниках по заснеженным холмам, весной — заезд по просёлочным маршрутам на раллийным авто, летом — скоростной спринт по автостраде, а осенью — ночную гонку в сырую промозглую погоду. Или что-то вроде того.

Редкая аркадная гонка позволяет рассмотреть автомобиль вблизи, посидеть в салоне и заглянуть под капот. Рай для эстетов
Редкая аркадная гонка позволяет рассмотреть автомобиль вблизи, посидеть в салоне и заглянуть под капот. Рай для эстетов

А ещё в декабре вышло дополнение Fortune Island. Оно примечательно, в первую очередь, загадками на знание марок машин и их истории. Скажем, вам дают подсказку: «Дикие лошадки / числом шестьдесят пять / в заливе викингов / мчатся опять». По ней нужно догадаться, на каком авто, где и какое испытание нужно проехать. И самое приятное тут — самому понять, о чём речь, а вовсе получить награду в миллион призовых кредитов, на сундук с которым ведётся охота.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Физика машин не сильно изменилась с предыдущих выпусков: авто всё ещё ощущаются излишне тяжёлыми и неповоротливыми, если их управляемость не настраивать отдельно. Потому заезды в черте города по-прежнему самые сложные — вписаться в поворот та ещё задача — и этим раздражают.

А вот гонять на просторных шоссе и по полям — одно удовольствие. Но это на полностью аркадной настройке сложности, когда включены все помощники. При желании, можно приблизить поведение авто к симуляторному и даже прочувствовать различия в характере двух моделей Aston Martin Vulcan разных лет. Словом, если поэкспериментировать с разными конфигурациями сложности, под себя поведение машин смогут настроить и новички, и фанаты жанра.

Гонки, из которых исчезает соревновательные элемент

Проблема в том, что в лоске местной жизни и плотной череде событий в мире Forza Horizon 4 не хватает главного — гонок. Хороших, сложных гонок.

Не то, чтобы их вовсе нет. Напротив, тут больше сотни заездов, не меньше испытаний. К тому же в каждом сезоне добавляются специальные чемпионаты и состязания.

Вот только из гонок пропал соревновательный элемент. Представьте: вы изо всех сил боретесь в состязании за призовые места, сражаетесь до последнего поворота, но безуспешно. Четвёртая позиция. Какая ваша первая реакция? Скорей всего, стартовать заново и на сей раз ещё усерднее бороться за победу. Так происходит в большинстве игр жанра: они поощряют победы, в них не пройти дальше без победы или позиции в тройке призёров.

Forza Horizon 4 засчитывает любой результат, а награды за первое и пятое место не так сильно различаются, чтобы нажать на рестарт. Потому, вне зависимости от финального места, обычная реакция здесь: с каменным лицом отправиться к следующему заезду. И это в аркадной гонке.

Копить на машины в Forza Horizon 4 нет смысла. Все необходимые рано или поздно выпадут в местном «Колесе фортуны»
Копить на машины в Forza Horizon 4 нет смысла. Все необходимые рано или поздно выпадут в местном «Колесе фортуны»

В новой «Форзе» по умолчанию нет челленджа. Просто борьба ради борьбы. Даже если разработчики подразумевали под этим старое правило «главное — не победа, а участие», всё равно странно. Большая часть местного автопарка — спортивные машины. Что на них делать, если не соревноваться? А любое соревнование подразумевает азарт, стремление к первенству. Иначе зачем это всё? По таким правилам настоящие чемпионаты «Формулы-1» и DTM давно бы превратились в набор показательных заездов.

Более того, правила в состязаниях здесь подстраиваются под машину игрока. С одной стороны, все гонки можно пройти на любом авто. С другой, не стоит ждать продуманных соревнований, и все проблемы, которые в них произойдут, произойдут по вине игрока.

Если условный спринт проходит в дождь, а ты приехал на ретивом гиперкаре — сам виноват, что проведёшь его практически целиком в аквапланировании. Более того, никто не запретит начать автокросс по бездорожью на Ferrari. И это будет не проверка навыков экстремального вождения, а мучение.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

Хуже ситуация только с прокачанными машинами. Вроде бы хорошо, что игра автоматически подстраивает мощность автомобилей противников. Но функционал тюнинга Forza Horizon позволяет из любой «тачки» сделать скоростной болид, который за пару секунд разгоняется до сотни. Ну а раз есть возможность, то почему бы не разогнать мотор старого хиппи-фургона Volkswagen? Тем более, не обязательно заморачиваться и подбирать детали самому, ведь на внутреннем рынке уже есть готовые схемы, созданные другими игроками.

Проблема в том, что под модифицированные автомобили игра с трудом подбирает соперников схожего уровня. Скорее всего, вы или оторвётесь от всех на старте, или просто не выдержите конкуренции с противниками на ещё более быстрых тачках. Если состязание проходит зимой, то вообще катастрофа: перекачанные оппоненты будут то и дело терять управление. Ну какая тут честная борьба?

Примерно так проходят гонки на хорошо прокачанной машине
Примерно так проходят гонки на хорошо прокачанной машине

При всех непредсказуемости драйватаров, они всё равно плохо адаптируются. Порой местный ИИ так правдоподобно ошибается или агрессивно борется, что кажется, будто он действительно копирует модель поведения других игроков, как заявляют разработчики.

Но чаще противники действуют по уже надоевшей схеме: искусственно отрываются, а затем уступают позиции перед финишем. При повышении сложности до максимальный временами в заездах то и дело появляется один или несколько пилотов, которых никак не догнать. А когда оппоненты едут напрямую через огромную лужу, которую можно объехать не теряя скорости, понимаешь, что ничему они не учатся.

Если хочется вызова и честной борьбы, остаётся только участвовать в сезонных чемпионатах и совместных приключениях с другими игроками. Только в чемпионатах здесь заданы ограничение на класс и мощность машин — читай, правильные подготовленные состязания. В мультиплеерных заездах же участники делятся на команды: появляется мотивация показать лучший результат, чтобы не подвести товарищей. Вот где сосредоточены и соревновательный элемент, и спортивный азарт.

Как Forza Horizon 4 преображает аркадные гонки, но губит сама себя

А ведь в прошлых частях не было таких проблем. В первых двух Horizon все гонки подготовлены так, чтобы испытать разные машины в разных условиях. Игра разве что предлагала чуть-чуть модифицировать автомобиль, если он оказывался слишком сильным или слабым. А в третьей части ещё важно было сражаться за призовые места.

Forza Horizon 4 предлагает идеальную жизнь для автолюбителя. Мир, где ты коллекционируешь машины, обкатываешь их на просторах Британии и соревнуешься в компании с такими же энтузиастами, как и ты.

К четвёртой части разработчики научились предоставлять развлечение игрокам на десятки и сотни часов. Но в то же время Playground Games перестала вручную прорабатывать и балансировать самые обыкновенные заезды. Вместо того, чтобы сделать конструктор опциональным, как в прошлом выпуске, они предоставили игрокам возможность настраивать каждую гонку самим. А такая свобода для большинства испортит опыт.

Получается, что в игре об автомобилях меньше всего внимания уделено соревнованиям на них. Парадокс.

8989
86 комментариев

Катаю без перемотки против профи-ботов - и челленджа хватает, и рестарт прожимать не стесняюсь, и в мультиплеер не особо тянет, хоть там и "жызнь" - не люблю гоняться против рандомных людей.
Единственное, чего не хватает - каких-то ориентировочных рубежей, целей, что ли. В прошлой части хотя бы площадки фестиваля были.
Короче, субъективно это все, шоб на основе лишь этого субъективного опыта целую статью пилить, имхо.

31
Ответить

А нет там особой жизни в мультиплеере, там 90% заездов-категория anything goes без ограничения по классу, и независимо от того, грунтовая гонка или спринт по городу будет толпа дурачков на машинах S2 и Х.

2
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

вот баги да, иногда игра совершенно из-за ничего вылетает, и временами какие-то непонятные артефакты с текстурами творятся

1
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Да-да, говеные квесты из моррыча с их злоебучим описанием - эталон геймдизайна.

7
Ответить

Сделай такое сегодня и игра в лучшем случае получит смешанные отзывы.

Вон, например, в РДР2 система быстрых путешествий как в том же Морровинде типо Силт Страйдера аля поезда и что? Игру засрали про то, что половину времени приходится скакать от задания до задания назвав симулятором лошади.
Убери из Скайрима и Ведьмака (то что там путешествие только от маркера к маркеру не считается, т.к они там каждые 10 метров стоят, добежать до него дело 1 минуты) возможность быстро путешествовать и выше 80 баллов эти игры никогда не получат.

И такие текстовые маркеры тоже не прокатят. В какой нибудь нишевой игруле может и зайдёт, но в игре ААА класса это будет суицидом для игры.

4
Ответить