Кирю-кун и Маджима-сан пытаются найти себя

Очень много я слышал про серию Yakuza, и очень долго я ходил вокруг да около в раздумьях, стоит ли пробовать эту серию. Накручивая сотни кругов в раздумьях была приобретена паровая палуба, и Yakuza казалась одной из игр, которую с комфортом можно было на ней пройти. В интернете многие писали, что надо соблюдать хронологию выхода серий, и начать нужно с Yakuza Kiwami (хотя с точки зрения сюжета она является «второй» частью), и только потом переходить к приквелу, а именно Yakuza 0.

Я долго думал, следовать этому совету или всё же начать с нулевой серии и идти в хронологическом порядке сюжета. Мною был выбран второй вариант, и теперь я очень хочу пройти Yakuza Kiwami, т. к. впечатления после прохождения игры остались слегка смазанные, пока я не начал играть в продолжение, но обо всём по порядку.

Nani?

Когда я написал, что я много слышал про серию Yakuza, то всё, что я слышал, никак не относилось к сюжету или геймплею. Все слухи останавливались на уровне «В это стоит поиграть» и «В это не стоит играть», и поэтому до того, как я начал играть, я думал, что это серия про якудзу-магов в какой-то вымышленной вселенной, а иначе как объяснить эти странные разновидности аур у главного героя? Я честно ждал, когда мне объяснят, как тут кастовать файрболы, и лишь спустя время понял, что это просто игра от японских разработчиков для японской аудитории (в первую очередь).

Ну он же кастует порчу на них...кастует ведь?
Ну он же кастует порчу на них...кастует ведь?

И я скажу вам, благодаря этому игра справляется идеально с погружением в свой мир и заставляет поверить в его существование. Бесконечный поток рекламных вывесок, пронзающий своим ярким светом улицы Сатенбори и Камурочо, переливающийся под звуки игровых автоматов. Снующие по своим делам люди, не обращающие внимания на сограждан, попавших в лапы очередной шайки хулиганов. Бары, в которых рассказывается история напитка, который вы решили употребить, и бесконечное (лично для меня) количество очень странных, смешных, глупых сайдквестов, которые для меня лично очень хорошо работали на погружение, но, если честно, утомляли.

Who gave you permission to speak, pig!?

Сайдквесты — это отдельная, конечно, история, я проходил их почти все до примерно 7 главы (всего их 17), но потом просто стал пропускать и, возможно, зря, но виной всему банальное время. Во-первых, я никогда не любил «зачищать» всю карту, во-вторых, я не могу уделить игре так много времени (хочется ведь и в другие поиграть). Ну и в какой-то момент основной сюжет начал закручиваться, и я уже не хотел отрываться от его прохождения.

Но, господи, КАКИЕ же тут сайдквесты! Помочь студентке/школьнице (уже не помню точно) выйти из подпольного бизнеса по продаже своего нижнего белья. Научить работницу быть настоящей доминатрикс, а потом ещё и подглядывать, как она унижает клиента, а поимка вора, чтобы вернуть ребёнку купленную на свои кровные игру, который в итоге оказался батей ребенка? Почти каждый сайдквест, который я прошёл, сопровождался забавными ситуациями, которые заставляли улыбнуться, и этими историями или ситуациями хотелось поделиться.

Смотрю как моя ученица сдаёт дипломную работу
Смотрю как моя ученица сдаёт дипломную работу

Очень часто сайдквесты заканчиваются под лирическую музыку и рассуждения о том, что не надо бояться/стесняться или что нужно дружить/уделять внимание/заботиться и т. д. И меня в каком-то плане это дополнительно оттолкнуло от прохождения всех сайдквестов, ну не нравится мне, когда в конце постоянно читают морали. По той крупице знаний, что у меня имеется о Японии, там очень много одиноких людей, распространены самоубийства, и, как мне кажется, через такие квесты со «счастливым концом» и речами о морали авторы хотели донести до заблудших душ, что не всё потеряно и есть на самом деле свет в конце тоннеля, надо просто идти к нему, не опуская рук.

Гонки, кабаре и караоке

Вы думали, что в Yakuza есть только сайдквесты помимо основной истории? А не хотите ли открыть свой кабаре-клуб и привести его к успеху, обойдя всех конкурентов? Или, может, хотите заняться недвижимостью? А как насчет гонок на игрушечных модельках? Может быть, поиграем на SEGA-автоматах или споем в караоке?

Я до сих пор удивляюсь, как можно было столько всего вместить в достаточно небольшие локации двух городов. Я, честно, пропустил почти все эти занятия, но я сделал главное — купил собственность за кеш.

Ох уж этот зум

Empty Lot

Самое главное, что делает из «Якудзы» хорошую игру, — это сюжет. Мы наблюдаем за судьбой двух героев — Кирю и Маджимы, которые по стечению обстоятельств были затянуты в историю с непонятным куском земли под названием Empty Lot. Я не хочу расписывать всю завязку сюжета, это можно прочитать на той же самой википедии. Больше хочется уделить внимание, как показана якудза в игре. Я не знаток этой криминальной культуры, смотрел достаточно мало фильмов на данную тематику и совсем не разбираюсь в вопросе, но в то, что было показано в игре, я поверил. Насколько же круто звучат лейтенанты семьи Dojima — Kuze и Awano. Ты чувствуешь в каждом слове и вибрации звука их надменность, ощущение безграничной власти и безнаказанности. В игре присутствует жестокость, потому что не может быть игра про японскую мафию без неё, но эта жестокость не пошлая, здесь нет тира, где умирает за одну миссию под сотню болванчиков, и подсознательно ты начинаешь понимать, что это именно игра. Главные герои встречаются со своими антагонистами не один раз за игру, и каждая новая встреча эволюционирует и всё больше раскрывает главных героев.

Но превалирует в сюжете, конечно же, политика. Вся якудза — это местечковый «государственный аппарат». Каждая семья пытается занять место в кресле главы клана и норовит добиться этого любыми способами, подставляя своих «коллег по цеху», пытаясь просчитать на несколько шагов вперёд свои действия, чтобы оказаться впереди. И борьба эта идёт через маленький клочок земли, овладев которым, открываются безграничные возможности.

Кирю и Маджима

Тут будут спойлеры, если хочется самим прочувствовать весь сюжет, то смело можно пропускать этот раздел и прыгать в "Стоит ли играть?"

Кто они, Кирю и Маджима? Оба неудавшихся якудзы, каждый хочет вернуться в «семью», не предавая своих внутренних идеалов. Кирю пытается быть благородным, Маджима же вечно сомневается в правильности своих решений. И если к Кирю до конца сюжета особо нет вопросов, то вот история Маджимы под конец начинает давать сбой. Он так усердно защищал Макото, сначала потому что просто сомневался в правильности приказа, потом потому что хотел узнать, почему же она так важна и все хотят её смерти, и закончилось всё влюбленностью. Маджима влюбляется в Макото и хочет ее не защитить, а спасти. Спасти от этого безумия, которое поглотило и без того поколеченную судьбу.

Сколько раз Маджима спасал Макото из лап якудзы, прятал её в укромных местах, обеспечивая её безопасность, и даже несмотря на всё это смог её потерять, отдав в руки Серы. И в тот момент, когда у него появился шанс всё закончить для Макото, **он оставляет её одну** ради порции такаэки. Я не знаю, в моей голове не укладывается эта причинно-следственная связь. Ведь её могли убить, и самое главное, что этот ход очень легко читался, оттого так грустно. Вы можете мне возразить: «Он оставил ее, потому что доверился ей или, затуманенный любовными чарами, забыл об опасности», возможно, но как вы мне объясните идею Шимано? Которая вся строится просто на удаче, что Маджима и правда не будет убивать Макото? Что он спасет её от кучи лап якудзы, затем китайской мафии и снова якудзы, еще и постарается сам не умереть. Не кажется ли вам, что уж слишком много поставлено на банальную удачу? Я уже не говорю про Макото, которая сама пришла с шантажом в логово тех, кто 5 минут назад хотел её убить.

Последняя часть за маджиму лично для меня очень сдает в повествовании.

А что это за якудза, которые стреляют в спину, а попадают в руки и ноги? Сера стрельнул в Сагаву, в спину! А у второго потом просто подстреляна рука. Затем Сагава мстит Сере и также стреляет ему в спину, потом сидит над «трупом» несколько минут, и всё это время он уверен, что Сера мертв, но он потом чудодейственным образом воскрешает с остаточной болью в ноге, серьёзно?

Ну и концовка...

Всё бы ничего, но что Кирю, что Маджима — якудза. Оба хотят вернуться в нее, и это не детский лагерь с походами и сказками на ночь. Это люди, живущие вне закона, занимающиеся ростовщичеством, вымогательством, рэкетом. Через всю игру идет нить убийства, что оно изменит человека, и это точка невозврата, до которой оба героя в финале добираются. И всё бы ничего, я готов согласиться с тем, что оба героя «дают заднюю», но если бы они это сделали сами. Вместо этого мы слушаем две душераздирающие речи, точь-в-точь как в сайдквестах, и если там это вписывается в общее повествование, потому что все линии очень забавные, то в основном сюжете это как удар поддых. И эти два слезливых монолога останавливают и Кирю, и Маджиму от пресечения своей точки невозврата.

Честно, я был расстроен, не этого я ожидал в конце. Я не чувствовал, что героев эта история изменила, что они извлекли урок из прошедших событий, но затем я запустил «вторую» часть, ту, с которой серия якудза началась. И это изменение героев я стал замечать именно в следующей части. И теперь очень хочется ее пройти, чтобы понять, ложное это ощущение или нет.

Стоит ли играть?

Определённо да, если не напрягает устаревшие механики и геймплей. В ремастере графику подтянули, и я бы сказал, что она выглядит вполне нормально для своих лет.

Здесь интересный сюжет, который задаёт тон на следующие серии, интересные файтинги и много забавных сайдквестов.

Но самое главное, что она самобытная, со своим уникальным шармом, таких игр на самом деле очень мало.

10