Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council
Игра, которая просто обязана остаться в истории.
Теории заговоров в среде интеллектуалов возникают не на ровном месте. Особенно — когда речь заходит о политике. Все эти теории берут начало в незнании: у больших людей есть большая власть, и бог весть как они ей распоряжаются. Быть может, собираются раз в полгода на тайном острове и обсуждают все вместе, куда дальше двигать мир? Тезис о том, что мы видим и знаем не всё, был всегда и никуда не девается.
Разумеется, в наше время тайные оккультные ордены, влияющие на развитие человечества, кажутся пережитком прошлого и забавной глупостью, но только не в конце 18 века, когда на мировой арене происходили очень странные дела — появлялись первые ростки того, что впервые за последние полторы тысячи лет в истории человечества будут называть демократией.
В это время сильные мира сего, представители обуреваемой войной Франции, Испании, США, Пруссии, Великобритании и Ватикана, собираются в замке влиятельного лорда Мортимера, чтобы обсудить положение вещей в мире.
Авторы The Council («Совет») сразу сообщают, что события их произведения, скорее всего, вымышленны, но поначалу так не кажется. Да и затем — тоже.
Лорд Мортимер устраивает совет на своём острове далеко не впервые и обладает поистине огромной властью. Благодаря одному из таких советов, например, президентский титул получил Джордж Вашингтон. Однако за пределами тайного круга Мортимера знают исключительно как денди и не воспринимают всерьёз.
Похожая судьба и у самой игры The Council от неизвестной французской студии Big Bad Wolf — о ней почему-то почти никто не говорит. Меж тем, говорить надо. Во-первых, она поднимает серьёзные вопросы и рискует перевернуть ваш мир с ног на голову — принимая решения сердцем и следуя современным политическим нравоучениям, можно запросто получить плохую концовку. А, во-вторых, The Council использует механики, которые могут сделать современные ролевые игры действительно ролевыми.
Главный герой, Луи де Рише, член тайного «Золотого ордена», прибывает в имение Мортимера, чтобы найти пропавшую мать, а заодно выкрасть могущественный артефакт — манускрипт «Аль-Азиф» (он же «Некрономикон»). Но мать, что стоит во главе всего Ордена, найти не выходит, а совет всё ближе, так что Мортимер предлагает Луи занять её место.
Продолжать описание сюжета было бы преступлением против искусства: The Council не держится за сюжетные твисты, но всё-таки вау-эффект здесь — важная составляющая. Стоит разве что сказать, что разработчики поднимают важные проблемы, но не в лоб — они не навязывают вам какие-то определённые политические взгляды, хоть здесь речь и идёт о противостоянии демократии и монархии. Вы сами определяете, к кому примкнуть и чьи взгляды разделять.
Более того, игра необычным образом переворачивает всё с ног на голову, и та же самая демократия ставится под сомнение. Равно как и монархия, впрочем. И религия. И вообще всё, включая саму человеческую суть.
Поначалу может показаться, что The Council — этакое интерактивное кино с вариативностью, как игры Telltale, но это не совсем верно. Скорее произведение Big Bad Wolf можно назвать нелинейным ролевым «словесным экшеном» с очень сложными «олдскульными» квестами. Собственно, основа игры — это общение и исследование.
На все пять эпизодов в вашем распоряжении — лишь особняк Мортимера. Но в нём, конечно же, есть и тайная комната за камином, и подземный склеп. В комнату к каждому участнику Совета можно заглянуть — и обнаружить там записки, личные вещи, книги и многое другое, что поможет лучше их понять. Исследовательская часть здесь важна не только для того, чтобы решать квесты, но и для общего понимания истории. К тому же, тщательно всё обшаривая, можно обнаружить уязвимости героев и потом использовать их в диалоге.
У каждого гостя есть свои слабые и сильные стороны, но поначалу они скрыты. Если не знать, куда стоит давить, а куда — нет, то можно не просто рассориться с персонажем, но и упустить важный кусок сюжета. Никогда не знаешь, что будет в случае проигрыша в диалоге: можно просто упустить какую-то возможность, а можно и подвергнуть кого-то опасности.
The Council многое берёт из настольных ролевых игр вроде тех, что построены на системе «Сыщик». Изначально Луи может выбрать один из трёх классов — Оккультист, Дипломат и Сыщик. В каждом классе свои навыки. Если вы, например, решите вкладываться в оккультизм, то сможете прокачать манипулирование — это, кстати, слабое место ватиканского кардинала Пьяджи. Там же скилл, отвечающий за взлом замков и, например, наука. Если выберете дипломатию, то, скорее всего, сможете мастерски вести беседу о политике и убеждать оппонентов в своей правоте.
Прокачивать можно абсолютно любые навыки, но в рамках своего класса это будет проще и дешевле. Тут на помощь приходят книги, которые можно найти в имении Мортимера или украсть у других гостей. Каждую главу сюжета можно выбрать несколько книг, которые вы хотите прочитать. Изучив «Левиафана» Гоббса вы, разумеется, повысите свои знания политики.
Впрочем, быть специалистом во всём не получится, так что за игру у вас будет множество упущенных возможностей. Таким образом, а также благодаря нелинейности (гораздо более глубокой, чем у Telltale), достигается реиграбельность. Добравшись до конца вы наверняка захотите перепройти игру, и не раз.
Конечно, есть и некоторые условности. При использовании умений (в зависимости от того, сколько очков опыта вы в них вложили) тратятся очки. Пополнить их количество можно выпив мёд — баночки с ним также можно найти где угодно. Кроме мёда есть ещё якорцы, временно показывающие слабые и сильные стороны собеседника, золотой эликсир, устраняющий негативные состояния (например, если вас застали врасплох), и кармелитская вода — выпив её Луи не потратит очки на использование следующего навыка.
Вот так вот, обыскивая поместье в поисках полезных вещей и информации, участвуя в беседах и принимая сложные решения и предстоит провести все пять эпизодов The Council.
Подобную ролевую систему пытались внедрить в недавнюю Call of Cthulhu от Cyanide Studio (которая также принимала участие в создании The Council), но с игрой Big Bad Wolf она ни в какое сравнение не идёт. Здесь эта сложная ролевая система действительно работает, она обеспечивает необходимую глубину диалогам и взаимоотношениям героев в принципе.
Это не просто диалоговое колесо из современных ролевых игр с вариантами разной тональности или строчки вроде «+5 к красноречию». Это полноценная сложная и многогранная механика, которую можно немного «причесать» и внедрять в ролевые игры с упором на диалоги и сюжет. Примерно то же самое, что Nemesis для игр в открытом мире, которую почти никто почему-то не использует, или даже важнее.
Однако стоит отметить, что The Council — игра бюджетная (вероятно, поэтому о ней почти и не говорят) и технически слабая. Все пять эпизодов (каждый по 3-4 часа) вы проведёте в поместье, будете часто бегать туда-сюда и смотреть на экран загрузки. Бывают и баги анимации, а на ПК игра, как говорят, работает нестабильно.
Но все эти минусы — ничто по сравнению с тем, что игра даёт взамен. Потрясающе написанный сюжет, в котором есть как искренний юмор, так и настоящая драма с твистами, от которых открывается челюсть. Детально проработанные персонажи со своими слабостями и сильными качествами, которые нужно использовать, чтобы добиться успеха. Детективная история, которая начинается как книга Агаты Кристи, но в середине резко меняет настроение и выбивает из колеи. Сложные вопросы, на которые отвечать придётся вам самим, и система выбора, которая пусть и не так сильно разветвляет сюжет, как бы хотелось, но делает это честно и творчески. И, конечно, механика, как минимум элементы которой теперь хочется видеть во всех ролевых играх.
The Council — взрослое, умное произведение, благодаря которому вы узнаете чуть больше об истории мира, пусть даже из-за ваших действий история эта может свернуть не туда. И говорить об этой игре стоит как можно чаще, даже если вам не понравится, в какую сторону свернёт сюжет в середине. Надо, чтобы она осталась в истории, равно как и события, описываемые в ней. Надо, чтобы она сделала игры хотя бы чуточку лучше.