Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council

Игра, которая просто обязана остаться в истории.

Теории заговоров в среде интеллектуалов возникают не на ровном месте. Особенно — когда речь заходит о политике. Все эти теории берут начало в незнании: у больших людей есть большая власть, и бог весть как они ей распоряжаются. Быть может, собираются раз в полгода на тайном острове и обсуждают все вместе, куда дальше двигать мир? Тезис о том, что мы видим и знаем не всё, был всегда и никуда не девается.

Разумеется, в наше время тайные оккультные ордены, влияющие на развитие человечества, кажутся пережитком прошлого и забавной глупостью, но только не в конце 18 века, когда на мировой арене происходили очень странные дела — появлялись первые ростки того, что впервые за последние полторы тысячи лет в истории человечества будут называть демократией.

Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council

В это время сильные мира сего, представители обуреваемой войной Франции, Испании, США, Пруссии, Великобритании и Ватикана, собираются в замке влиятельного лорда Мортимера, чтобы обсудить положение вещей в мире.

Авторы The Council («Совет») сразу сообщают, что события их произведения, скорее всего, вымышленны, но поначалу так не кажется. Да и затем — тоже.

Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council

Лорд Мортимер устраивает совет на своём острове далеко не впервые и обладает поистине огромной властью. Благодаря одному из таких советов, например, президентский титул получил Джордж Вашингтон. Однако за пределами тайного круга Мортимера знают исключительно как денди и не воспринимают всерьёз.

Похожая судьба и у самой игры The Council от неизвестной французской студии Big Bad Wolf — о ней почему-то почти никто не говорит. Меж тем, говорить надо. Во-первых, она поднимает серьёзные вопросы и рискует перевернуть ваш мир с ног на голову — принимая решения сердцем и следуя современным политическим нравоучениям, можно запросто получить плохую концовку. А, во-вторых, The Council использует механики, которые могут сделать современные ролевые игры действительно ролевыми.

Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council

Главный герой, Луи де Рише, член тайного «Золотого ордена», прибывает в имение Мортимера, чтобы найти пропавшую мать, а заодно выкрасть могущественный артефакт — манускрипт «Аль-Азиф» (он же «Некрономикон»). Но мать, что стоит во главе всего Ордена, найти не выходит, а совет всё ближе, так что Мортимер предлагает Луи занять её место.

Продолжать описание сюжета было бы преступлением против искусства: The Council не держится за сюжетные твисты, но всё-таки вау-эффект здесь — важная составляющая. Стоит разве что сказать, что разработчики поднимают важные проблемы, но не в лоб — они не навязывают вам какие-то определённые политические взгляды, хоть здесь речь и идёт о противостоянии демократии и монархии. Вы сами определяете, к кому примкнуть и чьи взгляды разделять.

Более того, игра необычным образом переворачивает всё с ног на голову, и та же самая демократия ставится под сомнение. Равно как и монархия, впрочем. И религия. И вообще всё, включая саму человеческую суть.

Все действующие лица The Council. Если вы разбираетесь в истории, то наверняка узнаете несколько имён
Все действующие лица The Council. Если вы разбираетесь в истории, то наверняка узнаете несколько имён

Поначалу может показаться, что The Council — этакое интерактивное кино с вариативностью, как игры Telltale, но это не совсем верно. Скорее произведение Big Bad Wolf можно назвать нелинейным ролевым «словесным экшеном» с очень сложными «олдскульными» квестами. Собственно, основа игры — это общение и исследование.

На все пять эпизодов в вашем распоряжении — лишь особняк Мортимера. Но в нём, конечно же, есть и тайная комната за камином, и подземный склеп. В комнату к каждому участнику Совета можно заглянуть — и обнаружить там записки, личные вещи, книги и многое другое, что поможет лучше их понять. Исследовательская часть здесь важна не только для того, чтобы решать квесты, но и для общего понимания истории. К тому же, тщательно всё обшаривая, можно обнаружить уязвимости героев и потом использовать их в диалоге.

У каждого гостя есть свои слабые и сильные стороны, но поначалу они скрыты. Если не знать, куда стоит давить, а куда — нет, то можно не просто рассориться с персонажем, но и упустить важный кусок сюжета. Никогда не знаешь, что будет в случае проигрыша в диалоге: можно просто упустить какую-то возможность, а можно и подвергнуть кого-то опасности.

Проиграть прямолинейному Наполеону в словесной битве как-то даже обидно
Проиграть прямолинейному Наполеону в словесной битве как-то даже обидно

The Council многое берёт из настольных ролевых игр вроде тех, что построены на системе «Сыщик». Изначально Луи может выбрать один из трёх классов — Оккультист, Дипломат и Сыщик. В каждом классе свои навыки. Если вы, например, решите вкладываться в оккультизм, то сможете прокачать манипулирование — это, кстати, слабое место ватиканского кардинала Пьяджи. Там же скилл, отвечающий за взлом замков и, например, наука. Если выберете дипломатию, то, скорее всего, сможете мастерски вести беседу о политике и убеждать оппонентов в своей правоте.

Прокачивать можно абсолютно любые навыки, но в рамках своего класса это будет проще и дешевле. Тут на помощь приходят книги, которые можно найти в имении Мортимера или украсть у других гостей. Каждую главу сюжета можно выбрать несколько книг, которые вы хотите прочитать. Изучив «Левиафана» Гоббса вы, разумеется, повысите свои знания политики.

Я качал преимущественно оккультизм , поэтому оказался не силён в политике и этикете и не мог поддержать светскую беседу. Сбоку экрана в таком случае возникает обидная надпись «Упущенная возможность»
Я качал преимущественно оккультизм , поэтому оказался не силён в политике и этикете и не мог поддержать светскую беседу. Сбоку экрана в таком случае возникает обидная надпись «Упущенная возможность»

Впрочем, быть специалистом во всём не получится, так что за игру у вас будет множество упущенных возможностей. Таким образом, а также благодаря нелинейности (гораздо более глубокой, чем у Telltale), достигается реиграбельность. Добравшись до конца вы наверняка захотите перепройти игру, и не раз.

Особняк Мортимера усеян произведениями искусства, и каждое — к месту
Особняк Мортимера усеян произведениями искусства, и каждое — к месту

Конечно, есть и некоторые условности. При использовании умений (в зависимости от того, сколько очков опыта вы в них вложили) тратятся очки. Пополнить их количество можно выпив мёд — баночки с ним также можно найти где угодно. Кроме мёда есть ещё якорцы, временно показывающие слабые и сильные стороны собеседника, золотой эликсир, устраняющий негативные состояния (например, если вас застали врасплох), и кармелитская вода — выпив её Луи не потратит очки на использование следующего навыка.

Вот так вот, обыскивая поместье в поисках полезных вещей и информации, участвуя в беседах и принимая сложные решения и предстоит провести все пять эпизодов The Council.

До самого финала вы так и не сможете разобраться, кому стоит верить, а кому нет. Все преследуют свои цели и пытаются использовать друг друга
До самого финала вы так и не сможете разобраться, кому стоит верить, а кому нет. Все преследуют свои цели и пытаются использовать друг друга

Подобную ролевую систему пытались внедрить в недавнюю Call of Cthulhu от Cyanide Studio (которая также принимала участие в создании The Council), но с игрой Big Bad Wolf она ни в какое сравнение не идёт. Здесь эта сложная ролевая система действительно работает, она обеспечивает необходимую глубину диалогам и взаимоотношениям героев в принципе.

Это не просто диалоговое колесо из современных ролевых игр с вариантами разной тональности или строчки вроде «+5 к красноречию». Это полноценная сложная и многогранная механика, которую можно немного «причесать» и внедрять в ролевые игры с упором на диалоги и сюжет. Примерно то же самое, что Nemesis для игр в открытом мире, которую почти никто почему-то не использует, или даже важнее.

Когда хрупкий мир ломается: обзор The Council

Однако стоит отметить, что The Council — игра бюджетная (вероятно, поэтому о ней почти и не говорят) и технически слабая. Все пять эпизодов (каждый по 3-4 часа) вы проведёте в поместье, будете часто бегать туда-сюда и смотреть на экран загрузки. Бывают и баги анимации, а на ПК игра, как говорят, работает нестабильно.

Но все эти минусы — ничто по сравнению с тем, что игра даёт взамен. Потрясающе написанный сюжет, в котором есть как искренний юмор, так и настоящая драма с твистами, от которых открывается челюсть. Детально проработанные персонажи со своими слабостями и сильными качествами, которые нужно использовать, чтобы добиться успеха. Детективная история, которая начинается как книга Агаты Кристи, но в середине резко меняет настроение и выбивает из колеи. Сложные вопросы, на которые отвечать придётся вам самим, и система выбора, которая пусть и не так сильно разветвляет сюжет, как бы хотелось, но делает это честно и творчески. И, конечно, механика, как минимум элементы которой теперь хочется видеть во всех ролевых играх.

А ещё несколько сложных квестов, в которых придётся читать Библию
А ещё несколько сложных квестов, в которых придётся читать Библию

The Council — взрослое, умное произведение, благодаря которому вы узнаете чуть больше об истории мира, пусть даже из-за ваших действий история эта может свернуть не туда. И говорить об этой игре стоит как можно чаще, даже если вам не понравится, в какую сторону свернёт сюжет в середине. Надо, чтобы она осталась в истории, равно как и события, описываемые в ней. Надо, чтобы она сделала игры хотя бы чуточку лучше.

301
68 комментариев