Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Когда всё новое — хорошо забытое старое.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Новые игры от Valve не выходили уже пять лет (формально официальный релиз Dota 2 состоялся в 2013-м, хоть многие и начали играть в неё раньше): долгое затишье прервала Artifact — коллекционная карточная игра по мотивам Dota 2.

Пожалуй, большинство не так себе представляло камбэк великой компании: на первый взгляд может показаться, что Artifact — ещё одна попытка Valve залезть в кошелёк поклонникам «Доты».

Но на самом деле это не так. Artifact — невероятно продуманная и сложная ККИ (разработкой руководил математик Ричард Гарфилд, создатель Magic: The Gathering) с необычной системой монетизации. Геймплей здесь не похож ни на одну другую игру на рынке: в каком-то смысле, Valve переизобрела цифровые ККИ, не пытаясь, как большинство, копировать Hearthstone.

Может показаться, что Artifact дороже своих конкурентов (игра не бесплатная, в российском Steam она стоит 1390 рублей), но и тут не всё так просто. Разбираемся, чем Artifact отличается от своих собратьев.

Карточная MOBA

Проще всего геймплей Artifact описать двумя словами: карточная Dota. Здесь воспроизведены многие знакомые фанатам MOBA механики: бой разворачивается на трёх линиях, в матче участвуют по пять героев на каждой стороне, а убийства приносят деньги, которые можно потратить в торговой лавке.

Каждая линия — отдельное игровое поле, с собственным пулом маны (за неё разыгрываются карты), но рука для всех трёх линий общая. При этом карты нельзя разыгрывать когда вздумается: на линии обязательно должен стоять хотя бы один герой.

Сейчас в игре 44 героя — в основном, все знакомые по Dota 2. Но есть и парочка новичков
Сейчас в игре 44 героя — в основном, все знакомые по Dota 2. Но есть и парочка новичков

Как и в Dota 2, герои — центральная часть игры. Здесь они разбиты на четыре типа: красные, чёрные, зелёные и синие. Цветовая кодировка применяется и к большинству карт в игре: все существа, заклинания и способности тоже бывают четырёх типов.

Дело в том, что применять карты можно только если на столе стоит персонаж соответствующего цвета. Если герой на линии погибает, а другого на ней нет, то всё: кастовать заклинания и разыгрывать существ не получится. Герои при этом никогда не умирают навсегда: через ход они воскресают на базе, после чего их можно снова выставить на одну из линий.

В игре неплохое обучение: освоить азы относительно просто
В игре неплохое обучение: освоить азы относительно просто

Задача игрока — разрушить башни как минимум на двух линиях. Или уничтожить крепость (Ancient в терминах Dota 2) — она появляется на каждой линии после уничтожения башни, но у неё двойное здоровье. Поэтому большая часть матчей заканчивается именно уничтожением двух башен: уж больно много ресурсов требуется на разрушение крепости.

За уничтожение существ и героев дают золото: в конце каждого раунда его можно потратить в потайной лавке на покупку предметов и зелий. Как и в Dota 2, предметы можно надевать на героев — у каждого есть слот под аксессуар, броню и оружие.

Как и в оригинальной MOBA, предметы могут как просто улучшать характеристики героев, так и давать им новые активные способности: например, Blink Dagger (в переводе — Кинжал скачка) позволяет переместить персонажа на любую другую линию.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Бой одновременно на трёх линиях — основное отличие Artifact от других карточных игр: война на три фронта сразу даёт пространство для огромного количества уловок, но и следить за таким столом значительнее труднее.

Кроме того, в Artifact нет ограничения на количество карт ни в руке, ни на столе: порой бывает, что на каждой линии стоят по пять-десять существ с обеих сторон (благо, случается такое нечасто).

В игре много и других нюансов: у каждого героя, например, есть уникальная активная или пассивная способность, а карт заклинаний и существ такое количество, что поначалу голова идёт кругом. И даже обучение, каким бы оно хорошим ни было, почти не помогает: узнать о том, как работают карты, и о синергии между ними можно лишь методом проб и ошибок.

Artifact здорово воспроизводит знакомые по Dota 2 механики и способности: даже ультимейты персонажей на месте

Как и Dota 2, Artifact очень требовательна к игроку: пройдёт пара десятков часов перед тем, как вы сможете хотя бы примерно начать понимать, как нужно укомплектовывать колоду и предугадывать действия оппонента.

Valve попыталась хоть как-то ввести игроков в курс дела: сейчас, например, идёт временный ивент, во время которого можно сразиться с соперником с помощью одной из шести заготовленных разработчиками колод. Каждая колода предполагает разный стиль игры: если поиграть всеми шестью, начнёшь понимать, как работает Artifact.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Как и в других карточных играх, здесь есть элемент рандома: например, в начале каждого раунда два крипа случайным образом распределяются между линиями. Герои тоже выбирают линию сами: первые три персонажа в вашей колоде сами решают, где окажутся в начале матча. В дальнейшем, с помощью предметов и заклинаний их можно переместить куда захочется. А ещё в начале раунда существа иногда отказываются атаковать башню и переключаются на врагов, которые стоят от них слева или справа.

В целом, в Artifact мало рандома (значительно меньше, чем, например, в Hearthstone). Но есть одна карта, которую уже успели возненавидеть как обычные игроки, так и профессионалы — зелёная «Обман смерти». Карта перманентно действует на всю линию и с вероятностью в 50% может спасти любого союзника от смертельного урона, сохранив его с одной единицей здоровья. Вероятно, в ближайшее время Valve как-то исправит ситуацию: сейчас одна эта карта может противостоять любой тактике при должном везении.

Многие профессионалы жалуются, что сейчас в игре всего две по-настоящему соревновательных колоды, и что в Artifact есть карты, которые просто незаменимы, если хочешь играть серьёзно. Но на мете это пока сказалось не сильно — в быстрой игре попадаются достаточно разнообразные сетапы. Вероятно, новым игрокам ещё нужно время для того, чтобы разобраться в игре, но если Valve никак не подправит баланс, то эти проблемы быстро вылезут наружу.

Судя по всему, именно поэтому в Artifact вообще нет рейтинговой игры — что особенно странно, учитывая, что бета длилась больше полугода — Valve вполне могла успеть всё исправить. Из-за жалоб про-игроков многим кажется, что Artifact сломана, потому что некоторые карты сильнее других — хочется надеяться, что Valve быстро внесёт правки в баланс.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Сейчас в Artifact очень не хватает какой-то системы прогрессии: за «быстрые матчи» вообще никак не награждают. Здесь даже нет страницы с профилем игрока, на которой бы отображалась какая-то статистика. Правда, Valve сказала, что система прогрессии — в топе их списка приоритетов, осталось лишь подождать.

Кастомизации тоже нет: нельзя менять ни рубашку у карт, ни дизайн игрового поля — ничего. Вероятно, когда-нибудь это тоже появится в игре, но на данный момент в Artifact очень лаконичный дизайн. В этом смысле она тоже похожа на Dota 2: как и там, на релизе игроки получили игру с отточенным геймплеем, но лишённую дополнительных систем, призванных удержать аудиторию.

Режимы игры в Artifact делятся на «обычные» и «экспертные». В обычных можно соревноваться с другими игроками в быстрых матчах или играть в драфт — аналог арены из Hearthstone, только без наград. Никаких ограничений на участие в обычных режимах нет. А вот с «экспертными» всё сложно: за победы там дают наборы карт, но чтобы принять в них участие, придётся использовать входной билет — всё упирается в необычную систему монетизации Artifact.

В Artifact неожиданно много лора: он подаётся в простеньких комиксах и описаниях героев и предметов
В Artifact неожиданно много лора: он подаётся в простеньких комиксах и описаниях героев и предметов

Монетизация

Artifact платная. Во всём мире она стоит 20 долларов — обычно в российском Steam такие игры стоят около 500 рублей из-за региональных цен. Но за Artifact просят общемировую цену: дело в том, что любую карту из коллекции игрока можно продать за реальные деньги в Steam Community Market.

Таким образом Valve привязали стоимость карт к реальной валюте — региональные цены бы просто разрушили эту систему. За покупку игры дают 10 бустер-паков (в каждом по 12 карт) и 5 входных билетов в экспертные режимы — за всё сверх этого придётся платить. Бесплатно «нагриндить» себе пак карт или входной билет не получится.

Но, на самом деле, система не так строга как кажется на первый взгляд: дав игрокам возможность продавать карты, Valve развязала им руки. Например, если продать все карты из стартового набора, то на вашем Steam-кошельке окажется сумма, примерно сопоставимая со стоимостью игры (многие карты здесь стоят дорого, а самая дорогая, Axe, аж 908 рублей на момент написания статьи).

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Вдобавок, входные билеты можно не только купить: их дают за распыление любых 20-ти карт. Самая дешёвая карта на рынке стоит около двух рублей — при желании можно потратить 60 и получить один билет (Valve продают их только по пять штук и больше, начиная от 340 рублей).

Если захотеть, можно вообще продать все полученные карты, отбить стоимость игры и просто сидеть в драфте — в него играть можно бесплатно, и там все равны. А можно, например, продать лишние редкие карты, выручить рублей 500-600 и закупить на них ещё бустер-паков или потратить деньги на другие игры.

В «экспертной игре» тоже есть драфт: в нём играешь либо до пяти побед, либо до двух поражений. За три победы вам возвращают входной билет, за пять — ещё и дают два бустер-пака.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Главное — не относиться к «экспертной игре» как к основному режиму игры: в нём очень легко получить по носу, если сразу побежать туда фармить карты. В Artifact можно изучать механики и без дополнительной платы: лучше воспользоваться этой возможностью перед тем как начнёте продавать карты и тратить билеты.

В первые 10-20 часов вообще невозможно сказать, какие карты вам понадобятся, а какие нет. За такое короткое время просто нельзя понять, какие стили игры вы предпочтёте, поэтому лучше играть в драфт или же в те режимы, где колоды уже собрали за вас.

А если уж действительно хочется посоревноваться в мастерстве декбилдинга, то в Artifact не придётся долго фармить «легендарки»: здесь полно колод, которые обойдутся вам в 300-500 рублей, если будете собирать их с нуля.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Если не хочется тратить деньги, то лучше просто отключить внутреннего коллекционера: скорее всего, те редкие карты, которые вы получите из изначальных наборов карт, вам не понадобятся в рамках одной колоды.

Но перед тем, как вы поймёте, что вам нужно, а что нет, лучше вообще не проводить никаких операций на местном рынке. Игра и так очень сложная и требует хорошего понимания механик, а вся эта комплексная денежная система может запутать ещё сильнее.

B плане монетизации Artifact больше всего напоминает физические ККИ: Valve не запирает игрока с его набором карт внутри системы, в которой ненужные карты можно обменивать только на условную игровую валюту (как в Hearthstone или в The Elder Scrolls: Legends). И такой подход воспринимается очень свежо: в какой ещё игре можно в любой момент отказаться от своей коллекции и просто забрать деньги, при этом не теряя доступ к бесплатным режимам?

Безусловно, надо помнить о том, что деньги, вырученные с продажи карт, остаются на вашем Steam-кошельке — легальных способов их вывести нет. Потратить их получится только на цифровые товары в магазине Valve. Тем не менее, подход к монетизации Artifact намного гибче, чем в других аналогичных играх.

В России игра кажется дорогой, но виноват суровый курс валют — с этим ничего не поделаешь. Для остального мира внутриигровые покупки в Artifact стоят примерно столько же, сколько и в других играх на рынке — зато только здесь можно продать лишние карты за реальные деньги.

Пока непонятно, как Valve будет выпускать новые паки карт. Дадут ли всем игрокам по 10 наборов с выходом каждого аддона или все новые бустер-паки придётся покупать? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что только тогда станет понятно, во сколько обходится Artifact в долгосрочной перспективе. Но сейчас вполне реально уложиться в изначальную цену игры и не платить ни рубля больше.

Первые трудности

Несмотря на гибкую систему монетизации и глубокий геймплей, Artifact была плохо принята игроками: за полторы недели с релиза она потеряла две трети пользователей и нахватала кучу негативных отзывов.

Многим показалось, что игра работает по системе pay-to-win: раз все карты доступны на рынке, значит, побеждать можно просто заплатив за самые лучшие колоды, и, соотвественно, тот кто платит — автоматически будет сильнее.

Но это не совсем так: в Artifact много относильно дешёвых колод, которыми можно соревноваться на равных с теми, кто купил самые дорогие карты. Плюс, как я писал выше, декбилдинг — далеко не единственное развлечение: есть режимы, в которых вы всегда будете на равне с другими и за которые не надо платить.

Судя по Steam Charts, количество игроков медленно продолжает падать
Судя по Steam Charts, количество игроков медленно продолжает падать

Вдобавок, сыграла роль комплексность Artifact: в этом смысле она совсем не похожа на сверхпопулярную Hearthstone, которая сделана по принципу «легко освоить, трудно достичь мастерства».

В Artifact трудно разобраться, и это сказывается на её зрелищности: всё-таки успех такой игры во многом завязан на том, насколько она смотрибельна на стримах. Неподготовленному зрителю будет очень трудно влиться в происходящее: количество переменных, за которыми одновременно нужно следить, здесь просто огромное.

Artifact — игра для настоящих гиков, которые готовы часами сравнивать эффективность карт и тестировать новые тактики. В своём нынешнем виде она точно не «зайдёт» массовому игроку — пока трудно сказать, сможет ли Valve это как-то исправить.

Как Artifact меняет подход к монетизации ККИ

Пока в игре не хватает системы прогрессии и кастомизации, но, вероятно, это появится со временем — на первых порах игровой процесс Artifact может и без них не на шутку увлечь. Правда, геймплей здесь очень сложный — не каждый будет готов тратить десятки часов, чтобы научиться играть. Вероятно, это одна из причин, по которой Artifact не сыскала популярности у массового игрока.

Ещё одна причина — необычная система монетизации: только здесь лишние карты можно продать за реальные деньги. Это даёт игрокам невиданную до этого в цифровых ККИ свободу в обращении с собственной коллекцией. Но есть и обратная сторона — может показаться, что игра функционирует по системе pay-to-win.

Но реальная стоимость Artifact станет ясна только в долгосрочной перспективе: с выходом аддонов мы поймём, будет ли Valve раздавать новые наборы карт бесплатно или же за них обязательно придётся платить. Но пока в Artifact вполне можно комфортно играть, не платя сверх изначальной стоимости игры.

117117
301 комментарий

Я всегда принимаю мнение отличное от моего. Да, часто не соглашаюсь, но принимаю точку зрения человека. Здесь же... Оправдывать жадность вольвы высосаными из пальцев причинами и с таким упоением рассказывать о том, что вы можете продать свои карты или распылить 20 (!) карт ради возможности сыграть еще раз бесплатно, это дичь лютая.

Бесплатно «нагриндить» себе пак карт или входной билет не получитсясистема не так строга как кажется

Нежный и добрый донат, как мама...

141

Все ККИ дорогие. И на фоне абсолютно бесплатной Dota 2 Artifact разочаровывает. Но если посчитаете во сколько обходится Hearthstone, то увидите, что цены совершенно сопоставимые. И в Hearthstone нельзя играть в бесплатный драфт (на мой взгляд это самый интересный режим в таких играх), а здесь — сколько угодно.

32

Донат почти как в мобильных играх)))

12

Комментарий недоступен

9

Комментарий недоступен

12

В чём жадность неособо понятно (посмотрите с другой стороны). Если вы сами видите, как падает онлайн, то игра явно не для всех. Игра будет забирать много денег, но у маленького количества людей.

А такие игры как ХС или многие мобильные игры - это действительно жадные игры. Поверьте, то что в ней можно играть бесплатно - это просто плюшка для "бедных", которые работают на увеличение онлайна и, соответственно, бесплатно рекламируют игру и делают её популярной. А также для тех, кто не дойдёт и до миддл гейма. Любая фри ту плей игра не позволяет тебе пройти далее миддл гейма без доната, либо тебе придётся годами гриндить.

В итоге, такие игры как ХС и мобильные фри ту плей ловят донатеров, кому лень гриндить, а также "китов", которые скупают всё, что можно скупить. Такие киты - это огромный процент выручки, и тратят они иногда 2-10 тысяч долларов в среднем в играх. Да, миллион человек сыграет бесплатно, но, например 50 000 задонатит, потому что не хотят тратить время на гринд. Плюс ещё пару тысяч китов добавь. По сути - то что игра бесплатная - лишь иллюзия, а как раз жадность - это правда.

9

Жадность вольво, как и ЕА к примеру уже какой год их тянет на дно. Только вот ЕА делает кучу игр в год и хоть маломальские выводы делает (Лутбоксики пропали и то ладно), а вальве ощущение что специально душит последнее уважение к компании вот таким продуктом. Причем с монетизацией того же ХСа я бы в нее играл, и много вероятно, мб даже донатил, но ало, все эти ККИ - это просто убивание времени по сути для 90% игроков, нахуя делать такой жестокий донат? И это на фоне ссаного Фортнайта, в который денег кидают тонну, но саму игру это никак не портит (не фанат и не играю, но сам факт что ФТП БатлРояль приносит денег как дорогие тайтлы по 60 баксов остается)

4