Бунт против скуки: обзор Just Cause 4
Замечательная песочница, погребённая под однообразным геймплеем.
Just Cause всегда держалась немного в стороне от остальных игр в открытом мире: здесь основная задача игрока — сеять хаос. Разрушаемое окружение, свобода перемещения и богатый арсенал способностей — вот столпы серии.
Just Cause 4 должна была стать ультимативной частью франшизы: разработчики обещали уделить особое внимание сюжету, разобраться с техническими проблемами (третья часть плохо работала как на ПК, так и на консолях) и выкрутить интерактивность мира на максимум, добавив погодные явления, влияющие на геймплей.
Технически, свои обещания авторы исполнили, вот только интересной игры из Just Cause 4 всё равно не вышло: она больше похожа на крутой набор инструментов, чем на полноценного конкурента блокбастерам 2018-го.
Боязнь трэшовости
На этот раз неизменный протагонист серии Рико Родригес отправляется в островное государство Солис, чтобы освободить страну от гнёта «Чёрной руки» — злодейской организации, с которой герой сражается ещё со времён первой части.
Игроку, правда, вообще не объясняют причин конфликта: с первых минут Рико начинает собирать повстанческую армию для борьбы с теми, кого почти не показывают на экране. При этом сюжета действительно много: почти в каждой миссии в начале и в конце показывают катсцены.
Just Cause всегда напоминала трэшовый фильм категории B, и это не плохо — тем более, что такие игры сейчас почти не выходят. Но четвёртая часть как будто боится показаться нелепой: историю Рико предлагают воспринимать предельно серьёзно.
Это кажется особенно странным, ведь сценарий писал Ник Джованетти — автор некоторых выпусков комикса Deadpool. Вроде бы такой человек идеально подходит для того, чтобы сочинить продолжение Just Cause, но что-то пошло не так: юмора в игре мало, а большая часть диалогов вообще не раскрывает мотивацию героев — непонятно, ради чего было создавать такое количество сюжетных сцен.
Персонажи только и делают, что обсуждают военные цели армии повстанцев — на чисто технические разговоры уходит большая часть их экранного времени. Иногда мелькают юмористические сценки, но их мало — жаль, ведь многие из них получились как минимум забавными. И они уж точно лучше постоянной военной рутины.
Сюжет крутится вокруг четырёх станций управления погодой — «Чёрная рука» хочет подчинить природу, чтобы обеспечить себе контроль над островом. В разработке этих станций принимал участие отец Рико — главный герой пытается разобраться, почему учёный помогал врагу.
Погодные явления и их влияние на геймплей — основное отличие Just Cause 4 от предыдущих частей. Например, в одном регионе бушует гигантский смерч: он действительно движется по карте, вырывает здания из земли и поднимает машины в воздух — выглядит это очень круто.
Смерть с небес
Основной арсенал главного героя при этом почти не изменился с третьей части: у Рико всегда с собой парашют, крюк-кошка и вингсьют. Зато крюк теперь умеет не только связывать между собой предметы и притягивать Рико к стенам: в четвёртой части с помощью него можно прикреплять к предметам мини-бустеры (они могут разогнать любой подвижный объект) и воздушные шары, похожие на систему Фултон из MGSV.
При этом каждый аспект крюка-кошки можно тонко настроить: например, отрегулировать скорость подъёма воздушного шара или силу, с которой трос будет притягивать предметы друг к другу.
Экспериментировать с физическим движком весело: можно, например, с помощью лебёдки прикрепить к вертолёту автомобиль и крушить им всё на своём пути — и это лишь одна из самых банальных вещей, которые тут можно придумать.
Пространство для импровизации действительно огромное: в Just Cause 4 игроку доступен самый внушительный инструментарий в истории серии. А ещё здесь просто уйма различного транспорта: самолёты, вертолёты, лодки, автомобили.
Правда, в начале игры, кроме базовых способностей, всё это недоступно: для того, чтобы разблокировать большую часть техники и апгрейдов для крюка-кошки, нужно проходить основные и побочные миссии. И в этом кроется основная проблема Just Cause 4: задания здесь невероятно скучные. Такое впечатление, что разработчики составили список самых тоскливых геймплейных механик на свете, а потом начинили ими игру.
Даже в основных заданиях редко происходит что-то запоминающееся: в основном, нужно либо врываться на базы врагов и взламывать терминалы, отбиваясь от орд противников, либо добираться на транспорте из точки А в точку Б. Изредка просят что-нибудь уничтожить — обычно, в конце каждой главы игрок рушит какое-нибудь гигантское здание.
Игрока постоянно вынуждают сражаться с толпами противников на своих двоих, при том, что стрелять из огнестрельного оружия в Just Cause неинтересно: враги почти не реагируют на выстрелы, из-за чего оружие кажется игрушечным.
При этом выполнять сюжетные миссии подряд нельзя: игра постоянно замедляет прогрессию игрока. Как и в третьей части, за все учинённые Рико разрушения ему начисляют очки хаоса. Они складываются в уровни: после каждого левел-апа к армии Рико присоединяются новобранцы из числа местных жителей.
Отрядами сопротивления можно командовать на глобальной карте: мир Just Cause 4 разбит на регионы, которые нужно захватывать с помощью своей армии. Для захвата требуется определённое число активных отрядов: каждый приказ расходует количество доступных солдат.
Самое неприятное в том, что сюжетные миссии нельзя активировать, если они расположены в регионах, которые не захвачены армией Рико. При этом миссии — единственный способ добыть новое оборудование и технику.
А ещё для захвата каждого региона требуется выполнить специальный сайд-квест, иначе нельзя отдать приказ о нападении — даже если у Рико достаточно солдат для этого.
Эти сайд-квесты — апогей скучного геймдизайна. Среди них часто встречаются эскорт-миссии: с базы врага нужно вывести группу повстанцев, следя за тем, чтобы враги их не убили. Или взлом терминалов на время: нужно носиться по карте и взаимодействовать с активными точками до истечения таймера. Иногда приходится красть технику и развозить её по ангарам — в общем, все задания рутинные.
Но самое обидное: в этих миссиях вы никогда не увидите лучшее, что есть в Just Cause — полёты на вингсьюте и местную систему разрушения. Крушить здания врагов, придумывая новые изощрённые способы расправы, здесь действительно весело, но заниматься этим предлагают не во время заданий, а параллельно с ними.
По идее, система хаоса должна давать мотивацию рушить здания «Чёрной руки», но выходит ровно наоборот: очков начисляют очень мало, а без них не получится захватывать новые регионы, проходить сюжетные миссии и, соотвественно, открывать новое оборудование.
Вместо того, чтобы награждать игрока, его заставляют гриндить: проходишь миссию, а для активации следующей очков не хватает. Приходится колесить по карте и искать, что бы сломать, чтобы позволили дальше продвинуться по сюжету.
Очков дают настолько мало, что иногда приходится взорвать по пять-шесть баз, прежде чем Рико позволят захватить очередной регион. Эта система ещё и источник мощнейшего диссонанса: подрыв инфраструктур врага, по сюжету, подстёгивает местных жителей к борьбе. Но базы приходится рушить в таком количестве, что выжги Рико хоть всю карту ядерной боеголовкой (условно), очков для захвата всех регионов всё равно не хватит.
Поэтому спустя некоторое время здания восстанавливаются: даже если очередное хранилище топлива стоит на завоёванной сопротивлением территории, за его уничтожение всё равно начислят очки, несмотря на то, что зону уже давно обжили союзники Рико.
Самое обидное, что задания никак не стимулируют фантазию игрока: всю игру можно было бы пройти, даже не будь у Рико такого крутого арсенала гаджетов. И дополнительные испытания, щедро разбросанные по карте, не помогают: в них от игрока требуется летать через расставленые в воздухе кольца на вингсьюте, прыгать на автомобилях с трамплинов и так далее — в общем, заниматься всякой мелочью, а не использовать предоставленный игрой инструментарий на полную катушку.
Жаль, что в Just Cause 4 нет режима песочницы, в котором все способности Рико были бы открыты с самого начала: все придуманные разработчиками системы, которые должны мотивировать игрока и придавать разрушениям смысл, попросту не работают. Из-за этого кажется, будто из рук намеренно вырывают всё веселье, вынуждая заниматься бездумным гриндом.
Техническая сторона
В Just Cause 3 были серьёзные проблемы с производительностью: игра плохо работала как на ПК, так и на консолях. Огромное время загрузки, постоянные падения частоты кадров — всё это даже патчами не удалось починить до конца.
Я играл в предрелизную версию Just Cause 4 на ПК: с ней, в целом, всё намного лучше. Фреймрейт не падал даже когда в кадре взрывался с десяток объектов — частота кадров в третьей части в такие моменты заметно проседала. На консолях, судя по всему, тоже всё в порядке.
Зато с локализацией проблемы. Самая важная: речь героев и движения их губ вообще не синхронизированы с русской озвучкой. Возможно, в день релиза это как-то поправят, но сейчас выглядит всё кошмарно. Зато текст, судя по всему, переведён адекватно — жаль только, что в озвучке полностью потерялся латиноамериканский акцент героев.
Из-за кривого липсинка воспринимать сюжет очень тяжело: он и так не блещет оригинальностью, а из-за технических проблем все кат-сцены становится просто физически больно смотреть.
Just Cause 4 могла бы быть отличной игрой, не прячь разработчики все интересные механики за непролазной стеной гринда. Взаимодействовать с открытыми миром здесь интересно: арсенал игрока действительно богат на необычные гаджеты, а разрушаемость окружения побуждает к экспериментам.
Вот только доступ ко всем фишкам открывается через скучные миссии, скреплённые посредственным сюжетом. А режима песочницы, в котором можно было бы беспрепятственно сеять хаос, здесь, к сожалению, нет. Получилось, что Just Cause 4 — вроде бы игра про веселье и беспредел. Но в то же время она всеми силами удерживает игрока от того, чтобы он занимался чем-то интересным, а вместо этого рассказывает неуместно серьёзную историю.
В 3й части очень понравились испытания с вингсьютом, в общем-то всю игру и воспринял как набор испытаний и ничего больше. А, ну ещё лодку с внутреннего озера доставить в гараж было интересной задачей.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А если очень хочется поиграть в что-то подобное, то за умеренную цену приобрести Mercenaries 2: World In Flames прямо сейчас.
Зная издателя, долго ждать не придётся.
Комментарий недоступен