Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Приветствую всех! Надеюсь, ваш день проходит или прошел продуктивно. В прошлый раз я немного запутался в своих мыслях, и мой первый длинный пост получился перегруженным. Поэтому сегодня решил подойти к теме более структурировано.

Ранее я затронул тему физических мануалов в играх и задумался: а все ли они одинаковые? Есть ли различия или особенности у мануалов для разных платформ?

Давайте разбираться!

Что же такое мануал и зачем он вообще нужен?

Когда мы говорим о мануале, то подразумеваем «Руководство пользователя» — документ, который объясняет, как использовать продукт. В мире техники и игр мануал всегда был важной частью, и до сих пор, покупая устройство или игру, мы можем найти в коробке краткое руководство на нескольких языках.

С детства у меня остались яркие воспоминания о коробке от PlayStation One. На обложке и в буклете были изображены сцены из игр, и это казалось невероятно крутым. А технический мануал с его схемами и описаниями всё ещё вызывает у меня странный восторг — даже просто взглянув на такие карты, я ощущаю что-то особенное.

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Основная цель мануалов — познакомить игрока с основными и дополнительными игровыми механиками. Как я писал в прошлом посте, раньше было сложно внедрить интерактивное обучение прямо в игру. Диски и дискетки имели ограниченное место, и большие энциклопедии или FAQ не помещались. Именно поэтому физические мануалы стали важным дополнением.

Но есть ещё одна особенность, которая делает мануалы уникальными: это не только важный инструмент для обучения, но и часто предмет коллекционирования. Особенно это касается коллекционных изданий, где мануал может быть настоящим произведением искусства, а не просто инструкцией.

Например в руководстве по fallout 1 были отпечатаны кулинарные рецепты от самих разработчиков а в …..

Конструкция игрового мануала на примере

В целом, мануалы не сильно отличаются друг от друга на одной и той же платформе. Конечно, есть свои особенности, уникальные и редкие экземпляры, на в среднем по палате – отличий мало.

Для начала стоит разобраться со структурой мануала на одном из примеров, а потом уже пытаться сравнивать на разных игровых платформах:

  • Разворот
  • Getting Started (как начать играть)
  • Управление
  • Сюжет
  • Описание персонажей/предметов
  • Элементы интерфейса
  • Полезные советы

Для примера я взял игру Crash Bandicoot 2, вышедшая на Playstation 1 - за основу. Но также добавил еще пару других игр, где более подробно можно увидеть отличия в частях мануала

Разворот

Здесь нам дают краткое описание геймплея, сюжета, а также представление о уникальности продукта
Здесь нам дают краткое описание геймплея, сюжета, а также представление о уникальности продукта

Getting Started (как начать играть)

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Как запустить приставку, как подключить геймпад и другие базовые нюансы запуска любой игры. Скорее всего, этот пункт рассчитан на тех, кто вообще впервые приобрел игру и игровой девайс соответственно. Ведь велика вероятность, что техническая документации приставка валяется где-то на балконе или вовсе выброшена в мусорку.

Управление

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Основные настройки управления и какие кнопки отвечают за те или иные действия в игре. Часто сразу же идет техническое описание сохранения в игре и вызова меню – удобно. В некоторых играх есть описание и других девайсов, совместимых с игрой

Например в Gran Turismo 2 есть описание использования neGcon, <a href="https://dtf.ru/games/1124408-o-neobychnyh-gonochnyh-kontrollerah-negcon-jogcon-produkciya-fanatec-i-prochie-3rd-party" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ознакомьтесь подробнее</a>
Например в Gran Turismo 2 есть описание использования neGcon, ознакомьтесь подробнее

Сюжет

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Краткое описание сюжета или его пролога. Ничего особенного, кроме возможности увидеть уникальные страницы

Очень лаконичное, интригующее описание - так еще и с прекрасным разворотом из начала игры (Silent Hill PS1)
Очень лаконичное, интригующее описание - так еще и с прекрасным разворотом из начала игры (Silent Hill PS1)

Описание персонажей/предметов

Список игровых или ключевых персонажей с их более подробным описанием (или вообще хоть каким-то описанием), а также описание активных предметов в игре – с их конкретным описанием

Часто такие страницы знатно так расширяли лор игры, да и вообще давали возможность как-то поближе познакомиться с персонажами
Часто такие страницы знатно так расширяли лор игры, да и вообще давали возможность как-то поближе познакомиться с персонажами
А вот такие страницы были крайне необходимы: обучение и подсказка в одном пункте
А вот такие страницы были крайне необходимы: обучение и подсказка в одном пункте

Элементы интерфейса

Всякие различные активности, которые могут встретиться в игре. К сожалению, в Crash Bandicoot такого нет, как и в мануалах некоторых других игр

Поэтому возьмем Gran Turismo 2
Поэтому возьмем Gran Turismo 2
И Halo тоже
И Halo тоже

Полезные советы

Здесь могут быть как полноценные гайдлайны (по сути, сокращенные версии прохождений и советов по прохождению), так и различные советы по скрытым и неочевидным механикам игры

Нифиговая подсказка так-то
Нифиговая подсказка так-то

А есть ли вообще различия?

Теперь, я бы хотел написать про более подробный разбор уникальных и просто интересных игровых мануалов на playstation, но для этого потребуется ваша обратная связь в виде комментариев, просмотров и лайков! Можно и потоксить, разрешаю

Когда мы знакомы со структурой стандартного игрового мануала, нам стоит сравнить их по различным платформам. Для сокращения времени, я не буду подробно описывать каждую платформу, а возьму по одной из самых продаваемых игр на каждой платформе и сравню их по каждому пункту – с некоторыми комментариями, если это будет уместно

Итак, что я взял:

· Dreamcast - Sonic Adventure

· Nintendo 64 – Super Mario 64

· PlayStation 1 - Final Fantasy VII

· PlayStation 2 – GT4

· Xbox – Halo 2

· Xbox360 – Gears Of War 2

· Wii - Mario Kart Wii

· PlayStation 3 – MGS 4

· PC – Oblivion

Думаю, что подробное сравнение можно вынести как отдельный обзор или даже видео, поэтому ограничимся лишь особенностями для каждого мануала.

Если у нас не получится найти кардинальную разницу в мануалах на разных платформах, то хотя бы у нас получится проследить как они эволюционировали (или нет). А еще, это отличный способ просто познакомиться с таким большим пластом в игровой индустрии

Dreamcast - Sonic Adventure

Sonic Adventure — видеоигра серии Sonic the Hedgehog в жанре платформер, разработанная командой Sonic Team и изданная компанией Sega в 1998 году для игровой приставки Dreamcast.

Что ж было найдено. Очень интересное описание персонажей, где кроме основной информации о данном герое, нам дают информацию об уникальных способностях – с подробным описанием и скриншотами. А еще, для каждого персонажа есть описание уникального предмета, увеличивающего его характеристики

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?
Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

В остальном, все идентично описанной схеме выше – ничего уникального

Nintendo 64 – Super Mario 64

Super Mario 64 — видеоигра, изданная компанией Nintendo в 1996 году для игровой системы Nintendo 64.

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Один из самых ярких представителей «красочных» мануалов. Очень приятные шрифты, структурированный текст, наглядное и абсолютно понятное управление – это прям самый приятный мануал, который я листал (за исключением технологичного мануала к MGS)

Удобное описание работы камеры
Удобное описание работы камеры
и особенностей левелинга
и особенностей левелинга
Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

PlayStation 1 - Final Fantasy VII

Final Fantasy VII — японская ролевая игра, разработанная Square Co Ltd. (ныне Square Enix) и выпущенная Sony Computer Entertainment для игровойприставки Sony PlayStation в 1997 году

Самое приятное описание персонажей
Самое приятное описание персонажей
10/10
10/10

Не только одними красивыми артами полон мир мануала по финалке. Здесь на встречает очень интересное описание основных персонажей, а также возможность… приобрести помощник по прохождению игры от компании BradyGAMES STRATEGY GUIDES всего за 14.99$

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Но справедливости ради, они вложили помощник для новичков (из книги BradyGAMES), где более подробно объясняется каким образом можно проходить игру на примере первого уровня

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

PlayStation 2 – Gran Turismo 4

Gran Turismo 4 — видеоигра серии Gran Turismo в жанре автосимулятор, разработанная компанией Polyphony Digital и изданная Sony Computer Entertainment эксклюзивно для игровой консоли PlayStation 2.

Одно из первых упоминаний руля от Logitech
Одно из первых упоминаний руля от Logitech

В целом, это очень скудный мануал, который вкратце рассказывает о двух игровых режимах: A-spec и B-spec. А еще отдельно рассказывает об инновацинном фоторежиме

Какие бывают физические мануалы и есть ли между ними разница?

Сравните, для примера, что вы могли узнать из мануала по Gran Turismo 2

Xbox – Halo 2

Halo 2 — игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией Bungie и изданная Microsoft Game Studios. Игра была выпущена в 2004 году для консоли Xbox, в 2007 году — для Windows.

Очень удобный и практичный разворот игры, который часто будет использоваться в играх на боксе
Очень удобный и практичный разворот игры, который часто будет использоваться в играх на боксе
Интересное решение со строчками кода в описании сюжета - атмосферно 
Интересное решение со строчками кода в описании сюжета - атмосферно 
Подробное описание всей техники и вооружения
Подробное описание всей техники и вооружения
Описание основной фишки - мультиплеера 
Описание основной фишки - мультиплеера 

Xbox360 – Gears Of War 2

Gears of War 2 — шутер от третьего лица, разработанный компанией Epic Games и изданный Microsoft Game Studios эксклюзивно для игровой консоли Xbox 360.

Очень приятная стилизации бумаги
Очень приятная стилизации бумаги
Выглядит очень брутально!
Выглядит очень брутально!
Удобное и просто описание huda, где заранее предупреждают об особой механике перезарядки оружия
Удобное и просто описание huda, где заранее предупреждают об особой механике перезарядки оружия
И подробное описание системы укрытий - инновационной кхе-кхе
И подробное описание системы укрытий - инновационной кхе-кхе

Wii - Mario Kart Wii

Mario Kart Wii — видеоигра, разработанная компанией Nintendo Entertainment Analysis and Development и выпущенная Nintendo эксклюзивно для платформы Wii.

Описание целых 4 устройств, с помощью которых можно играть в игру!
Описание целых 4 устройств, с помощью которых можно играть в игру!

Необычным здесь является довольно-таки большое описание того, как правильно подключаться к многопользовательскому режиму, какие бывают режимы и прочие нюансы.

Кстати, если хотите поиграть в эту игру сейчас, то можете ознакомиться с инструкцией

PlayStation 3 – MGS 4

Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — видеоигра в жанре стелс-экшн, разработанная студией Kojima Productions под руководством геймдизайнера Хидэо Кодзимы и изданная японской компанией Konami в июне 2008 года эксклюзивно для консоли PlayStation 3

Я считаю это одним из самых лучших мануалов, которые мне пока что удавалось открывать. Основная его особенность - это стилизация под комикс, где в нижней части страницы объясняют на что нажимать и как с этим взаимодействовать. Просто посмотрите

Вот так надо описывать интерфейс в физических мануалах!
Вот так надо описывать интерфейс в физических мануалах!
Забавный алгоритм по Metal Gear Online
Забавный алгоритм по Metal Gear Online

PC – Oblivion, С&C Red Alert 3 и Bioshock

В пк мануалах вообще нет чего-либо примечательного, в отличии от других платформ. Возможно, стоит копнуть чуть более глубже, но из интересного нашел только одно:

РЕКЛАМА ВИДЕОКАРТЫ НВИДИА!1
РЕКЛАМА ВИДЕОКАРТЫ НВИДИА!1

Ну ладно, еще я для себя приметил:

все возможные варианты игры в биошок
все возможные варианты игры в биошок
самое скучное описание управления
самое скучное описание управления
помощь во взломе замков в Обливион
помощь во взломе замков в Обливион

Неутешительные и интересные итоги

Теперь тезисно по выводам

  • Игры не слишком сильно отличаются по платформам, кроме одного нюанса (читать ниже)
  • С восьмого поколения консолей, прослеживается максимальное упрощение в создании мануалов и встраивали их в саму игру
  • Многие мануалы не просто вводили в курс дела новой механики, но и довольно интересно преподносили ее
  • Красивый мануал не зависит от платформы, а от разработчика или издателя
  • Физический мануал - это не инструкция, это часть информационного музея и способ стать коллекционером

Прикрепляю для вас облако с мануалами, использованными в статье

Всем спасибо за прочтение! Жду от вас фидбека :0

66
11
6 комментариев

Я парень простой. Не правильно прочитал заголовок, скинул фотку.

1
1

Ну а по теме.Было много в свое время расширенных изданий на дисках. Драгон ага. Ведьмак 2-3, Ризен - на сколько помню в них были мануалы. Все потеряно при переезде...

1

Мануал это что ты читал - пока игра устанавливалась в ближайший час

2

метал гиру нарисовали мангу, ахуеть. Кодзима, как вы могли догадаться, гений

1

и зачем он вообще нужен?Нахуй не упал