Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Я с удовольствие истребил всех тиранидов, до которых дотянулся, но есть ряд нюансов.

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Это мое первое полноценное знакомство с миром Warhammer 40,000. Я не фанат настолки, я не читал книги про эту вселенную и даже не проходил до этого ни одной игры по «Вахе». Space Marine 2 оказалась не самым удачным для меня способом познакомиться со вселенной Warhammer 40,000. Дальше речь пойдет преимущественно о сюжетной составляющей SM2.

Парадокс масштабности происходящего

На этапе вступления и первой полноценной операции я был в полном восторге от музыки, графики, эффектов, масштабов битвы и вообще всей визуальной составляющей. Этого у игры не отнять, и данное преимущество сохранялось до самого финала. Даже эстетику мне продали очень быстро. Но потом эти чувства сменились непониманием, а потом и умеренным разочарованием.

Чем дальше, тем меньше я понимал, что вообще здесь происходит и почему сценарист большую часть рабочего времени курил бамбук. Это же далеко не первая игра с амбициями показать широкомасштабное инопланетное вторжение. Можно вспомнить вступление Mass Effect 3, Halo Reach, и даже Dead Space 2 и 3 играют на том же поле гораздо лучше. В конце концов, можно вспомнить мультфильм «Титан: После гибели Земли» и сериал «Звездный крейсер «Галактика».

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Их всех объединяет способность авторов показать грандиозное вторжение таким образом, чтобы зритель или игрок не просто ощутил масштаб происходящего, но и осознал цену поражения в этой экзистенциальной войне. С самого начала нас эмоционально привязывают к конкретным героям и их судьбам. Space Marine 2 с этой задачей не то что не справляется, а даже не пытается этого делать.

Хоть события и разворачиваются на нескольких планетах, но в масштабах Империума это может быть эквивалентно захвату пары сел где-то далеко на границе. С Терры их даже не заметно. Тогда о чем переживать предлагается? О планетах, которые я первый раз в жизни вижу? На Авараксе вообще живет меньше 1% человечества. Или я должен беспокоиться о каких-то конкретных героях? Даже гражданское население этих планет никак явно не предъявлено в сюжете.

На контрасте посмотрите вступление Gears of War 2. Обратите внимание, что авторам хватило четырех минут на изложение предыстории, сути конфликта и обозначение баланса сил враждующих сторон

В Gears of War 2 и с пафосом всё в порядке, и значимость происходящих событий ощущается намного лучше, чем во всей сюжетной кампании Space Marine 2. Кроме того, героев по ходу игра провели через локации, которые показывали, чем обернется победа саранчи. Вспомнить хотя бы линию Доминика и его жены, захваченной саранчей. Хотя парочка пробирающих сцен была и в SM2, но уже в финале.

Если с космическими тараканами еще в целом всё понятно без слов, то когда в дело вступают хаоситы и прочие еретики, остается только догадываться, откуда они вообще взялись и почему заслужили право быть главными антагонистами всей этой истории.

Когда мы их первый раз встретили, они просто где-то в руинах города сверлили дверь, за которой прятался ученый. И на этом в целом их злодейства завершились, если не считать простого сопротивления нашим героям. Сразу возникает очень много вопросов и ни одного ответа.

Только в конце нам начинают объяснять, в чем смысл противостояния хаоса с императором. Ну да, они жаждут прикарманить какие-то древние технологии. Но подают это так, словно ставят нас перед каким-то откровением, а не информацией, которая должна была быть проговорена еще в самом начале в рамках экспозиции.

Рожи Тит корчит отличные
Рожи Тит корчит отличные

Не особо понятно, ради чего Адептус Механикус рискуют связываться с этими же древними технологиями. Настолько ли угроза со стороны Хаоса велика, а человечество точно находится в таком отчаянном положении? Судя по заторможенности призванных ими демонов, бояться было особо нечего.

Вместо разъяснения сути происходящего, авторы полагаются на неймдроппинг для своих. Может быть, фанатам всё и так понятно, но для новичков на стартовом экране не был составлен список материалов, необходимых для предварительного ознакомления. Они даже кодекс не сделали, хотя это работа уровня Ctrl+C — Ctrl+V.

Впрочем, это едва ли помогло бы. Сюжет и персонажи здесь очень далеки от эталонов в жанре линейного шутера эпохи Xbox 360. Серия Gears of War, которая в свое время сама сильно вдохновилась «Вахой», по моему мнению, находится в их числе, и превзойти ее мало кому удалось. Так что избежать дальнейших сравнений с оригинальной трилогией мне не удастся.

На обочине истории

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Первые части Gears of War я очень люблю, так как они для меня были более сдержанной версией «Вахи». Эти квадратные мужики из отряда «Дельта» были тем пределом, за которым я уже не мог относится к происходящему серьезно. Признаю, что Space Marine 2 собой отодвинула эту границу немного дальше и отряд лейтенанта Тита уже не кажется столь нелепым.

Но к моему большому разочарованию, значительная часть событий в игре происходит где-то там на фоне. Глубина сцены в игре просто потрясающая. Дух захватывает от видов полчищ ксеносов в городах и идущих в атаку армейских колонн. Один вопрос. Почему мы не там, где и происходит самое интересное?

Если помните, после того как в ходе финального замеса в «Человеке из стали» генерал Зод и Генри Кавилл разнесли половину Метрополиса, уже во второй части герои и злодеи подошли к своим разборкам более ответственно и перенесли их в какую-то заброшенную промзону, из которой сценаристы заботливо эвакуировали всех мирных жителей.

В SM2 война точно также идет на каких лесных окраинах, серверных и лабораториях. Даже когда герои наконец попадают в город, то они скитаются по крышам, техническим помещениям, пустым улицам или храмам. А основная битва происходит всегда где-то там на заднем плане. Самым ярким примером стала внезапная победа над тиранидами, которая просто внезапно настигла героев посреди миссии.

В этот момент даже не самый умный бот начал что-то подозревать
В этот момент даже не самый умный бот начал что-то подозревать

В какой-то момент нам объявили, что разум роя повержен и можно дальше идти воевать с еретиками. И зачем, спрашивается, было столько разговоров про умного и сильного противника? Чтобы одномоментно обрубить всю историю на полуслове? Видимо, тиранидов победили какие-то настоящие герои, за которых мне поиграть так и не удалось.

Можно вспомнить Gears of War 2, где мы реально были на острие атаки и участвовали в самых знаковых сражениях войны, насколько позволяли технологии. И бестиарий там, кстати, был гораздо круче, а не три креветки: маленькая, чуть больше и еще немного побольше. Один только гигантский червь, распиленный изнутри, надолго запоминался. Да даже в камерной первой части GoW разнообразие ситуаций и противников было в разы больше. Это же касается и геймплейного разнообразия, но об этом позже.

Тит и кампания получились крайне унылыми героями, хоть голоса подобраны отлично и свои реплики они зачитывают с нужным выражением. Жаль, что почти ничего интересного им не написали. В основном они произносят какие-то контекстные фразочки в духе солдатиков из мультиплеера Battlefield 4 или десантников из Helldivers 2, но менее забавные. Еще есть довольно скудная экспозиция и брифинги перед следующей миссией.

Есть несколько светлых моментов в постановке и сцена со штандартом, безусловно, одна из них 
Есть несколько светлых моментов в постановке и сцена со штандартом, безусловно, одна из них 

Видимо, авторы и сами понимали, что герои получаются пустышками, и выдумали им совершенно не нужный конфликт, который тянется из первой части и по итогу ни к чему не приводит и никаких последствий не имеет. А все как раз потому, что за происходящим не ощущается чего-то значимого, о чем герои могли бы поговорить и отреагировать. Или не реагировать и продолжать себя вести также непроницаемо, что тоже их как-то характеризовало.

«Империум – это не государство, к которому можно стремиться»

И тут я подхожу к своему главному разочарованию. Забудем про сюжет. Что там с атмосферой Warhammer 40,000? Пару лет назад Games Workshop заявили буквально следующее: «Warhammer 40,000 – это не просто мрачный мрак. Это самая мрачная, самая темная игра. <…> Империум – это не государство, к которому можно стремиться. Это чудовищная цивилизация, и ее чудовищность очевидна для всех».

Во-первых, это красиво
Во-первых, это красиво

Вступительный текст SM2 тоже обещал мир, который «На грани уничтожения» и знает только войну. Но замах был на рубль, а удар получился на копейку. Империум – это гипертрофированная фэнтезийная смесь Римской империи, абсолютистской монархии и, вероятно, фашистской диктатуры. Происхождение всех ее внешних атрибутов узнается без труда. Есть и император, и рыцарские ордена, и Инквизиция. Ну а постоянное обращение «брат» в общем контексте – это явный признак сословности в этом неофеодализме будущего.

Но если вычесть всю магическую составляющую и чисто визуальную гигантоманию, то останется не так уж много гипертрофированного. Не нужно думать, что идея абсолютного подчинения монарху на троне и перманентной тотальной войны со всеми вокруг – это какое-то художественное преувеличение.

На протяжении веков это были реалии европейских позднефеодальных государств, где уровень милитаризма был возведен в такой абсолют, что Империум даже немного меркнет на их фоне. Вполне существовавший король Пруссии Фридрих Вильгельм говорил: «Мне должны служить жизнью и телом, своим домом и богатством, честью и совестью, все должно быть предано мне, за исключением святого спасения – оно принадлежит Богу, но все остальное – мое».

Все абсолютистские государства по своей сути были машинами, построенными главным образом для битвы, где монотонная подготовка к войне или ее ведение съедало от 75% бюджета в мирное время и до 90% в остальное. При этом мирное время было скорее исключением. Знаменитый прусский историк Отто Хинце так описывал развитие прусского абсолютизма: «Вся организация бюрократического аппарата была переплетена с военными целями и предназначалась для их обслуживания. Вся социальная система была поставлена на службу милитаризму».

Все это во многом пересекается с Империумом человечества. Всей своей эстетикой авторы подражали беспощадному миру позднефеодальной Европы. Одно только наличие Инквизиции с полномочиями Гестапо явно намекает на степень треша внутри Империума. А такие специфические условия жизни и в реальности, и в этом фэнтезийном и мире должны были неизбежно породить вполне определенный тип людей, которые бы его ярко характеризовали.

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

В таком сеттинге не надо давать скидки на современные веяния и делать все происходящее максимально гуманным и комфортным для игрока. Если уж выбрали «чудовищную цивилизацию» в качестве места действия, то жмите педаль в пол до упора, чтобы от поступков героев прям кровь в жилах стыла. Просто приведите содержание в соответствие с внешней атрибутикой. Этим когда-то еще могла «Игра престолов» удивлять. Вот там герои в целом соответствовали сеттингу.

Покажите, чтобы армия вела себя хотя бы как герцог Альба при покорении Нидерландов, за что его прозвали Железный герцог, Инквизитор Нидерландов и Кровавый. Или можно вспомнить, как поступили Габсбурги при завоевании Чехии. Не буду спойлерить, но почитайте, что было с проигравшими в битве при Белой горе.

В SM2 никто даже не предложил разбомбить пару городов вместе с населением, ну просто чтобы ненадолго сдержать ксеносов, наплевав на это быдло кривозубое внизу. Декларируется сословная иерархия и превосходство десантников над гвардейцами. Если от рядовых пехотинцев исходит явное почтение, то от самих десантников совсем не фонит превосходством, хотя должно.

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Это же касается и женщин в рядах Имперской гвардии, которые, судя по всему, там служат по квоте в 25%. Это явно не тот мир, от которого ждешь триумфа феминизма. По логике происходящего в Империуме, они должны либо рожать детей для военной машины императора, либо на заводе пахать в две смены.

В происходящем мне видится покушение на традиционные ценности, которые в мире с такой внешней и внутренней политикой должны были быть давно законодательно закреплены. Еще Вильгельм II определил место женщины в таком милитаризированном обществе: кухня, дети, церковь и хватит с них.

Империуму не нужно подстраиваться под современные тренды, потому что существует в совершенно иной социально-политической реальности. В конце концов, погружаясь в настолько другую вселенную, меньше всего я хочу там наблюдать столь явно ненужные параллели.

Буквально по всем фронтам авторы не дожимают с суровостью даже до реальных правителей нашей грешной земли, не говоря уже про ожидания от «самой мрачной, самой темной» вселенной. Может, я ошибаюсь, но вселенная WH: 40 000 никогда не была аналогом «Стражей галактики». А в Space Marine 2 можно сказать, что стала.

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Это можно было пускать в кино как новую часть «Мстителей». Хотя в «Мстителях» Тони Старка не пожалели в конце, а тут ни один из героев, который был на экране дольше пяти минут, даже не поцарапался к финалу. Хотя, глядя на местного нелепого злодея, отчаянно пародирующего Двуликого в исполнении Томми Ли Джонса из «Бэтмен навсегда», понимаешь, что это скорее уровень «Мятежной луны» Зака Снайдера.

В итоге получился просто пафосный героический экшн про футуристичный спецназ, который по общему настрою и атмосфере куда ближе к Halo, если вообще не к Call of Duty в космосе. Только теперь все это присыпали конфетти из «Вархаммера». И в целом это не так уж плохо по нынешним временам. Так что я могу только поздравить авторов Space Marine 2, но не от всей души.

Все еще не уровень Gears of War

Особенно не поздравляю за откровенно ленивый геймдизайн. Почти всю игру мы продвигаемся по очень узким коридорам, которые исключают всякую импровизацию или маневрирование. Время от времени встречаются квадратные арены, на которых пиком фантазии стала оборона одной точки. Ситуацию улучшает джетпак, но пользоваться им дают слишком редко. Вот если бы под него продумали большинство уровней, то было бы гораздо веселей. А так все это сильно напоминает чуть более динамичную версию Robocop: Rogue City.

Для второй вражеской фракции посчитали излишним придумывать какую-то тактику, отличную от зерграша, в рамках которой хаоситские десантники выступают стационарными огневыми точками. На этом фоне даже первая часть похождений Маркуса Феникса, которая была только пробой концепции, предлагала гораздо больше механик, уникальных ситуаций и разнообразных противников, некоторые из которых были реально гигантскими тварями.

Space Marine 2 – Империум человечества с привкусом Марвел

Я всегда воспринимал Gears of War в качестве менее масштабной версии «Вахи», но оказалось, что Space Marine 2 – это уменьшенная версия «Гирь». Конечно, оригинальная трилогия была ограничена технологиями Xbox 360 и при всем желании не могла показать такие же масштабные сцены и грандиозные декорации.

Но почему-то огромные монстры в Gears of War были, а в SM2 даже на роль боссов не подкинули никого крупнее слона, хотя в лоре явно есть жуки и побольше. Боссы и их разнообразие здесь сделано под большим вдохновением от The Callisto Protocol. Спасибо хоть финальную схватку обставили в целом оригинально.

Игра до самого финала держится на общем визуале и ощущении от стрельбы и разрубания врагов. Мне этого впритык хватило, чтобы не устать от сюжетной кампании. Хотя все свои геймплейные козыри Saber выложили уже на втором уровне и остальное время только дразнили потенциально крутыми сценами. На танке покататься так и не дали, в экзоскелет в финале не пустили и т.д. Даже уровня с линейным тиром или стрельбой из огромной пушки не завезли.

1212
26 комментариев

В итоге получился просто пафосный героический экшн про футуристичный спецназ, который по общему настрою и атмосфере

прямо то, что и ожидалось от игры

7

Это же касается и женщин в рядах Имперской гвардии, которые, судя по всему, там служат по квоте в 25%. Это явно не тот мир, от которого ждешь триумфа феминизма. По логике происходящего в Империуме, они должны либо рожать детей для военной машины императора, либо на заводе пахать в две смены.

Ну как тебе сказать...

1

с привкусом МарвелДальше не читал

7

Я тоже не понял.

1

Видимо, тиранидов победили какие-то настоящие герои, за которых мне поиграть так и не удалось.

Прямо в сюжете фигурирует отряд из шести космодесов, которые делают параллельные задания и постоянно разговаривают с Титом и ко и напрямую участвуют в смежных операциях. И все эти миссии мы делаем в PVE режиме. То есть можем их легко увидеть и сделать.

7

Еще Вильгельм II определил место женщины в таком милитаризированном обществе: кухня, дети, церковь и хватит с них.

Вильгельм II второй не участвовал в войне на тысячу фронтов, каждое поражение на которых в 100% случаев приводит к тотальному порабощению и геноциду 100% подданных. Поэтому он мог позволить себе исключить 50% населения из ведения боевых действий.

3

Вот бы в игре как-то обозначили масштабы проблемы, как, например, в Gears of war 2 это сделали прямо и недвусмысленно, а потом еще и проиллюстрировали это.