«Никак они\их, *****, не научатся» – как дизайн персонажей Concord отбивает желание играть
Concord от Sony еще на этапе первых геймплейных кадров выглядел как мертворожденная игра:
- еще один геройский шутер
- от Sony
- с привязкой к PSN и баном в 177 странах
- за 40$!
- со страшными персонажами
Причин много, но вопрос один – нафига?
Когда показали кинематографический трейлер, у меня, как и у многих игроков, еще теплилась надежда. От синематика за версту несло вайбом «Стражей галактики». Я был бы только за поиграть в сюжетную игру про космических авантюристов, отправиться исследовать диковинные планеты и впутываться в аферы в погоне за артефактами. Подобных проектов очень мало (если они вообще есть).
«Фиг вам» – сказала Sony и показала геймплейный кадры командного шутера, который только неоновыми надписями не кричал «Я OVERWATCH И DESTINY»
Не смотря на это, я совершил подвиг (или глупость) и наиграл десяток часов в новый геройский sci-fi шутер от Sony. И если убрать из внимания пока что сломанный баланс, слизанные скиллы, обучение через текстовый мануал без картинок, ошибки с подключением, дикий импутлаг и такой же aim-assist, мертвый онлайн с пиком в 2k игроков в Steam и конский для игры ценник в 40$, то мне кажется, что персонажи – главная причина, почему эта игра будет отпугивать игроков.
Самый инклюзивный шутер
Все началось сразу с показа игры. После демонстрации геймплея Ким Крейнес, директор Firewalk Studios по IP, рассказала о персонажах. Она назвала имена каждого героя, его роль, а также предпочтительные местоимения. Да, кроме «он» и «она» в игре есть и «они», и неопределившийся персонаж Ларк.
Новый герой PlayStation - 5V5 PVP-шутер Concord - полон разнообразных персонажей, и у них даже есть местоимения, указанные под их именем. Для кого именно предназначена эта игра?
Вполне вероятно, что в игре будет продвигаться идеология трансгендеров, поскольку Крейнс объясняет: "Каждый персонаж привносит в команду свою уникальную индивидуальность, навыки и широкий кругозор".
Также каждую неделю при входе в игру вас будет ждать новая кинематографическая кат-сцена, которая даст возможность увидеть персонажей вне матчей. Они развивают истории и отношения персонажей, раскрывают галактику Concord, а в какой-то момент должны сложиться в единый сюжет.
Во-первых, я смотрел два первых ролика несколько раз, и, даже если захочу, не вспомню, о чем они были – настолько общие и ниочемные.
Во-вторых, я считаю, что многообразие местоимений было бы уместно, будь перед нами не командный шутер с готовым ростером героев, а сюжетная игра с постепенным нарративом.
Если бы персонажи появлялись постепенно, вводились через ролики или текстовые вставки (которые вроде будут во встроенной вики), то у нас была возможность проникнуться «уникальностью» персонажа.
А пока местоимения над персонажами выглядят максимально неуместно и неинформативно. От того «он», «она» или «оно» перед нами, не поменяется ни геймплей, ни отношение к герою. В нынешней форме это инклюзивность ради инклюзивности.
Concord - это новый прогрессивный и современный шутер для PС и Playstation. В нем участвуют пять чернокожих женщин, четыре инопланетянина, три робота и один белый мужчина. Это невероятно разнообразно и негетеронормативно. Кроме того, в ней есть местоимения. Вы в восторге?
Многие из персонажей были явно созданы в соответствии с навязчивым в современных играх дизайном персонажей DEI (Разнообразие, равенство и инклюзивность). Одним из таких персонажей является Эмари, которая представляется тучной чернокожей женщиной.
Если посмотреть на остальных персонажей, то картина едва ли лучше. Играя с другом, мы активно избегали некоторых героев, просто потому что они страшные. Даже если они созданы для этого матча и с их помощью мы получим победу – нет. Поэтому я большую часть времени играл на гибриде из Маккри, Звездного лорда и дикобраза.
Дело не в том, что мы плохо относимся к толстым, чернокожим, старым азиатами или гендерно нейтральным пришельцам. Просто дизайн персонажей откровенно неудачный. В них не чувствуется уникальности. В Concord не бывает ситуаций, когда ты хочешь замейнить героя из-за того, что он классно выглядит. Да и вряд ли по этой игре появится хоть один r-34 арт.
И как показывают многочисленные (для аудитории Concord) комментарии – 99% игроков плюется от нового клона Overwatch.
Но были и те, кому дизайн персонажей зашел. Вот например сотрудница IGN пишет:
Йоу, Concord заморочились с дизайном для всех своих персонажей. Один только дизайн Джабали передает основную энергию Кад Бэйна, и мне это нравится. Все остальные типы телосложения, которые представлены на всех персонажах, - это просто фантастика. Вот как выглядит правильное представление в игре.
Заходим на её аккаунт – «She/Her/They 🏳⚧🏳🌈». Понятно.
Где ошиблись дизайнеры?
К сожалению, дизайнеры гнались за репрезентативностью, а не за уникальным дизайном. Они так стремились показать «правильное представление», что забыли сделать хотя бы парочку героев привлекательными.
Одновременно с бетой Concord запустился бесплатный корейский шутер The First Descendant, который в щепки разносит онлайн инклюзивной пострелушки Sony. На фоне совместного релиза в сети начали массово всплывать сравнение сексуальных и сексуализированных персонажей «Первого потомка» и страшных, но «правдивых» героев Concord .
Тут можно было начинать опрос: «влияет ли привлекательность персонажей на заинтересованность аудитории». Но причина отвратности персонажей Concord не в отсутствии красоты. Это понимают и некоторые пользователи X:
Необязательно быть "привлекательным", достаточно иметь душу. Уникальный "уродливый" арт-стиль показывает, что кому-то не все равно, а то, что получилось у Конкорда, похоже, никого не волнует. Привлекательные персонажи привлекают меня гораздо больше, чем бездушная шелуха.
Я понимаю, к чему они клонят, но мне кажется, что речь идет о привлекательности не в смысле "сексуальны ли персонажи", а в смысле привлекательной эстетики. И это как раз то, чего нет у Concord с ее идеей 70-х. В других играх есть этот визуальный уникальный фактор.
Разнообразие персонажей – важная вещь для современных игр. Я считаю, что показывать все расы и людей любой ориентации нужно. Проблема не в репрезентации или инклюзивности, а в неумелых дизайнерах, которые не смогли придумать запоминающиеся образы. Легко понять разницу в сравнении с Overwatch.
В Blizzard создали 40 уникальных героев, многие из которых представляют определенную страну или расовую группу. И едва ли разработчиков можно обвинить в культурной апроприации. Гендзи и Ханзо – японские ниндзя, поэтому они разговаривают с выраженными интонациями, сражаются с помощью катан и сюрикенов, а их «духи» выглядят как азиатские драконы.
Когда мы смотрим на Орису, у нас не возникают вопросы, почему она ставит тотемы и имеет орнаментальные узоры, характерные для африканских племен. Или почему у Фары под глазом египетский символ.
Даже если сравнивать Сомбру из Overwatch и Ит-Зи из Concord, которая явно вдохновлена первой (буквально копия), то первая – хакерша из Мексики, которая через взлом отключает способности персонажей и у которой в дизайне можно встретить мексиканские национальные мотивы. Ит-Зи при таких же способностях больше похожа на инопланетную мефедроновую наркоманку, которая украла эти скиллы в подворотне. В первом случае все органично, а выбор способностей для второго персонажа не понятен.
И, ой, смотрите-ка, в Overwatch также есть персонажи с современной “повесткой”: Трейсер – лесбиянка, Солдат 76 – гей, Ткач Жизни – пансексуал, Авентюра – небинарная персона, и так далее. Делает ли это персонажей плохими? – конечно, нет. Да, можно порассуждать, почему новые герои все чаще относятся к LGBT сообществу, но это не изменит выверенный дизайн персонажей. Информация об особенностях героев находится в роликах и дополнительных комиксах. Вы можете вообще забить на это и восприятие игры никак не поменяется.
Когда я открывал ростер персонажей «овера», во мне просыпался маленький ребенок, который с восторгом кричал: «Вау! Это что робо-ниндзя, у которого в мече дракон? А этот похож на смерть и у него бесконечные дробовики! Вау, дядька с огромным кулаком, а рядом с ним горилла-ученый!» И так можно описать практически каждого персонажа, и если вы хотя бы немного играли в игру, то узнаете каждого без исключения.
Когда я открываю ростер Concord, во мне просыпается расист. За кого я должен играть? За очень полную черную женщину? (это мужик). За обезьяноподобного бугая? За 6 ничем не выделяющихся героев? За еще одну ОЧЕНЬ страшную черную женщину? За пылесос?
Я не хейтер Concord. Я получал удовольствие от игры и более того – старался находить в ней положительные стороны. Например, мне безумно нравится идея сеттинга космической фантастики 60-70 годов.
Ставлю свою анимешную задницу на отсечение, главный корабль – это отсылка на моего любимого Ковбоя Бибопа. Мне нравится UI с отрывающимися билетиками-заданиями. Мне нравятся анимации персонажей: они уникальные и тянут на уровень ААА-игры. Возвращаясь к героям, мне очень понравилась вот эта робо-девочка – замечательного стиля и красоты персонаж.
Но не могу отрицать, с дизайном тут просто беда. Он никак не объясняет, почему персонаж выглядит так, как он выглядит. Если перетасовать вооружение и способности между фриганерами (так они называются), то ничего не поменяется.
Студия решила взять курс на реалистичный дизайн, выбрав при этом совершенно фантастический сеттинг. Я понимаю, что кому-то может надоесть мультяшный стиль большинства геройских шутеров, но в нем очень просто сделать читаемый дизайн. В Overwatch я за долю секунды понимал, против кого играю, потому что герои не похожи друг на друга. В Concord, если против меня не экзотическая обезьянка, тучный танк или мухомор, то я и с трех метров не понимал, в какого фриганера я стреляю.
В Team Fortres 2 люди сражались против людей, но там не было проблем с опознанием противника, потому что каждый солдат имел уникальную модель.
Concord может чуть исправить ситуацию, добавив годную косметику. Но тут тоже закрадываются сомнения. Потому что в бете я разблокировал все доступные костюмы и получил: болотного цвета халат, такого же цвета штаны для обезьяны, ржавый ствол для пылесоса и розовую курточку для ковбоя. Даже у скинов, к которым ты в теории можешь стремиться, отвратительная цветовая гамма.
Но САМОЕ обидное другое. Да, дизайны никакущие и косметические элементы, которые я видел в игре, не спасают ситуацию – это ладно. Та немногочисленная аудитория, которая познакомилась с игрой, шлёт разработчикам фидбек – «Мы недовольны». В теории, разработчики должны прислушаться и исправить хотя бы некоторые ошибки. Но знаете что?
Им все равно
Бывший руководитель команды World of Warcraft Марк Керн, он же Grummz, пишет, что его источники сообщили ему: Firewalk Studios «не обращает внимания» на негативные отзывы.
Grummz написал на X: «Студия Firewalk Studios, принадлежащая PlayStation, услышала ваши жалобы на Concord… и проигнорировала их».
Источники сообщили ему, что внутренняя электронная почта показывает, что команда Concord игнорирует критику своих персонажей, называя ее «белым шумом».
Между тем, их трейлер имеет более 44 тыс. дизлайков, а их главный дизайнер персонажей ругает белых и, по слухам, именно он настоял на том, чтобы состав персонажей был супер-пробужденным. Вот некоторые из его цитат за последние несколько лет:
Я не обвиняю вас/себя/«всех белых» в том, что вы расисты Джима Кроу. Я также не думаю, что кто-либо, услышав это, должен сразу же воспринять это таким образом. Белые в Америке всегда имели преимущество в наших социальных/экономических/правосудительных системах просто потому, что мы белые.
Ничего не делая и говоря: «Ну, я не расист», мы позволяем этому продолжаться безнаказанно. Нам нужно признать преимущество, которое у нас было, и использовать его, чтобы помочь другим добиваться равенства и справедливости. Это должно стать новым «я не расист»: использовать свою привилегию, чтобы подорвать эту самую привилегию
В сентябре 2020 года он заявил, что вся судебная система основана на идее превосходства белой расы.
Вся ветка посвящена превосходству белой расы. Proud Boys — ЭТО превосходство белой расы. Жестокость полиции — это превосходство белой расы. Вся уголовно-правовая/судебная система — это превосходство белой расы. Вся ветка. Превосходство белой расы.
Как можно спасти Concord и почему его убили персонажи
Concord, скорее всего, мёртв. А жаль, ведь у игры есть потенциал, который мог сделать её достойным проектом. Если пускаться в демагогию, то у Firewalk Studios могла получится интересная sci-fi вселенная.
В жанре геройских шутеров однозначно нашлось бы место для еще одной хорошей игры. Геймплейная основа у Concord крепкая. Сражения в ней могут быть динамичными и захватывающими. У игры хорошая стрельба и есть интересные способности героев, которые работают (потому что они изначально слизаны из игры, которая работала как часы – Overwatch).
Всем понятно, что вы скрестили Destiny и Overwatch, и пытаетесь выдать это за оригинальную игру. Ну так проанализируйте конкурентов, посмотрите на каких этапах они теряли аудиторию, сделайте то, что не сделали они.
Например PvE. Blizzard знатно сели в лужу с отменой всех PvE режимов своего «сиквела». Почему бы не сделать это фишкой Concord? У Firewalk красивые синематики. Они покушаются на глобальный сюжет и прописанную вселенную. Так и подавайте этот лор через PvE вылазки, в которых бы раскрывались персонажи. А затем дайте возможность игрокам столкнуть своих любимых героев в PvP.
Ну или просто сделайте игру бесплатной. Введите battle-pass. Продавайте скины за деньги. Да, игроки будут плеваться от очередной условно бесплатной игры. Но они уже плюются от платной. С платными скинами у игры есть хоть какая-то возможность окупиться.
А почему персонажи забивают последний гвоздь в крышку повесточного гроба? Сейчас будет субъективный тейк:
Ваша игра не претендует на уникальность. В ней нет новых механик. Вы игнорируете критику игроков. Ваша игра стоит 40$. И единственный шанс заманить меня в проект – это красивые\привлекательные\стильные, ну или хотя бы интересные персонажи. А у Concord все в точности наоборот – страшные, лишенные оригинальности, отталкивающие и выступающие антонимом к слову «стиль» фриганеры.
***
Объективно не понимаю зачем играть в Concord. У разработчиков была возможность сказать новое слово в жанре, но слово вышло не с того конца. Если вам хочется красивых персонажей и стабильного геймплея – поиграйте в Overwatch 2. Это все еще хорошая игра. Если «овер» надоел и хочется новых ощущений и/или скинов – зайдите в Marvel Rivals. У этого клона 50к пик онлайна в Steam. Если хочется чего-то оригинального в жанре – дождитесь FragPunk. Там хотя бы будут карточки, которые меняют геймплей на ходу.
А Firewalk Studios могу только пожелать, чтобы это был их не последний проект. чтобы они не закрылись в течении года. Должно случиться чудо, чтобы Concord был на плаву. А Sony исчерпали лимит успеха в этом году с Helldivers 2.
P.S. Зато геймпад они выпустили классный.