История CD Projekt Red. Как продавцы пиратских дисков стали королями игровой индустрии?
В настоящее время CD Projekt Red является одной из самых успешных и узнаваемых игровых компаний в мире. Их игры получают престижные награды и задают тенденции на долгие годы вперед. Но так было не всегда. Студия начинала как продавец пиратских дисков на варшавском рынке. Однако благодаря своей страсти к игровой индустрии и упорному труду им удалось превратиться в одного из самых успешных разработчиков видеоигр в мире. История успеха CD Projekt Red уникальна и убедительна, поэтому давайте взглянем на этот удивительный путь от продажи пиратских дисков до становления королями игровой индустрии.
Первые шаги
История CDPR начинается в Польше 90-х годов. В это время страна переживала нестабильные времена из-за краха Берлинской стены и отмены Варшавского договора, что привело к переходу экономики Польши от командной к рыночной. В такой непростой период, два юных и талантливых школьных друга, Марчин Ивинский и Михаил Кичиньский, начали заниматься торговлей пиратскими дисками на радио-рынке в Варшаве. Получали они диски из Греции, где у Марчина был друг, который помогал в поставке. Их бизнес процветал, пока в 1994 году в Польше не был принят закон об авторском праве. Друзья решают перестать заниматься продажей пиратских дисков и сконцентрироваться на продаже лицензионных версий игр. Однако лицензионные диски раскупали не так охотно, как пиратские. Поэтому друзья придумали гениальную тактику. Они решили локализировать и издавать игры в Польше. Для этого в 1994 году была основана компания CD Projekt.
Первым проектом CD Projekt стала локализация и издательство на территории Польши первой части Diablo. Однако проект не стал успешным, т.к большинство поляков все ещё закупали пиратские диски. Позже, с CDP связалась компания Interplay и предложила им локализовать и издать на территории Польши Baldur’s Gate. Поляки с радостью согласились и в этом же году игра стала хитом. В первый же день проект в Польше купили около 20.000 человек, что стало огромным успехом для компании.
Через несколько лет, та же Interplay поручила CDP разработать ПК-порт Baldur’s Gate: Dark Alliance, предоставив им для этого девкит Playstation 2. Однако из-за внутренних проблем Interplay, порт пришлось отменить. Именно отмена порта заставила CD Projekt задуматься о создании своей собственной игровой студии. И таким образом, в 2002 году была создана CD Projekt Red.
Первый проект
В начале 00-х в Польше огромной популярностью пользовались произведения Анджея Сапковского, особенно книги серии "Ведьмак". Они продавались миллионными тиражами и имели успех даже за пределами страны. Но в этой истории главное то, что эти книги - любимые произведения основателей CDP Марчина и Михаила. И поэтому друзья решили , что сделать игру про ведьмака - их мечта. Однако, права на разработку игры во вселенной ведьмака к тому моменту были у польской студии Metropolis Software, которая ещё в 1997 году пыталась сделать игру о похождениях Геральта из Ривии.
Не смотря на все трудности, поляки смогли выкупить у других поляков права на разработку, но в этот же момент появился Сапковский, который потребовал свою долю с продажи, CDPR заплатили ему и начали разработку.
Первой проблемой при разработке стал выбор движка, однако её быстро решили, попросив у студии BioWare их движок Aurora Engine. Решив эту проблему, через 2 года разработчики на E3 2004 привозят стенд The Witcher.
Хоть это и был маленький угол в самом конце выставки, в игру поиграли больше 1000 людей за день, что стало огромным успехом и привлекло к проекту огромное внимание. За время разработки, штат сотрудников увеличился с 10 человек до 100, а бюджет возрос в несколько раз. В последние пол года разработки сотрудники студии спали прямо в офисе и работали по 12 часов в день, чтобы отполировать игру. 24 октября 2007 года The Witcher вышла и привлекла к себе большое внимание. О CDPR услышал весь мир. За первые 3 месяца они продали 600 тысяч копий, что, на тот момент, являлось огромным успехом. Самый теплый прием игра получила в Польше, России и других славянских странах, т.к. геймерам этих стран было интереснее всего изучать славянское фэнтэзи.
Кризис, лаунчер и сиквел
Кризис 2008 года очень сильно ударил по CDPR. У студии появилось много долгов перед издателями и подрядчиками, который она с трудом смогла закрыть. В этом же году студия открыла лаунчер, который назвала GOG (Good Old Games). Главной философией этого лаунчера было сохранение игр, которые выходили в 80-90-х годах только на физических носителях. А ещё CDPR приобрела Metropolis Software, разработчиков отмененной игры во вселенной ведьмака, и доверила им разработку научно-фантастического шутера They, который отменили через год. Также, в 2009 году студия купила лицензию на использование движка HAVOK.
Параллельно всем этим процессам шла разработка второй части Ведьмака, которая проходила очень напряжённо. Студия привыкала к новому движку и делала игру "в слепую", а под конец разработки треть игры была вырезана. 16 мая 2011 The Witcher 2: Assassins of Kings вышла. Хоть, на релизе, у игры было ужасное техническое состояние, она получила отличные оценки и заработала много денег.
Игра стала настолько известной и популярной, что в 2011 году, во время визита Барака Обамы в Польшу министр экономики Дональд Даск подарил президенту коллекционное издание второй части.
Игра десятилетия
После успеха The Witcher 2: Assassins of Kings судия увеличила штат до 300 человек, и начала работать над триквелом, который должен был завершить историю Геральта. На разработку игры ушло 3,5 года и более 300 млн долларов. И 19 мая 2015 года The Witcher 3: Wild Hunt вышла. Игра оказалась феноменально успешной, каждое издание хвалило игру за проработанный мир, интересные активности и великолепный сюжет. Всего было продано более 50 миллионов копий, что делает Ведьмак 3 - одной из самых продаваемых игр в истории.
Игра была настолько успешна, что к ней выпустили целых два дополнения: Каменные сердца и Кровь и вино, которые закрепили успех оригинала и повысили продажи. После выхода 3 части Ведьмака, акции CDPR пошли в гору и студия стала самой дорогой компанией в Европе. Для студии, которая 10 лет назад сводила концы с концами, это был ПЛАНЕТАРНЫЙ УСПЕХ. В глазах геймеров CD Projekt Red стали королями игровой индустрии.
Большой... провал?... успех?...
Вернемся немного в прошлое. В 2012 году CDPR рассказала, что разрабатывает игру во вселенной Cyberpunk 2020 под руководством её создателя - Майка Пондсмита. Уже в 2013 общественность увидела трейлер, который удивил многих игроков и показал название игры - Cyberpunk 2077.
В следующий раз об игре заговорили в 2018 году, когда на E3 2018 был показан новый трейлер игры. На этой же конференции разработчики поделились деталями проекта, а через месяц показали геймплей. Через год, на E3 2019, разработчики вновь вышли на связь, продемонстрировали новый трейлер и объявили, что в игре появится Киану Ривз в роли Джонни Сильверхенда. Также была объявлена дата релиза - 16 апреля 2020 года.
Однако, в начале 2020 года CDPR сообщила, что дата релиза переносится на 19 сентября 2020. Однако позже, из-за пандемии, студия решила перенести игру на 19 ноября, а потом на 10 декабря. И 10 декабря Cyberpunk 2077 вышла. Ииииииии... геймеры были в ярости. Игра было ужасно оптимизирована, а разработчики врали игрокам обо многих аспектах игры. Всё это строило вокруг игры образ самого ужасного проекта в игровой индустрии. Акции CDPR упали на 50%, а репутация студии была испорчена. Однако за всей этой стеной хейта большинство игроков не прониклись историей и геймплеем игры. Спустя некоторое время разработчики извинились и пообещали, что игру починят и приведут в норму. Хотя в финансовом плане, игра окупилась ещё на стадии предзаказов, т.к. игру предзаказало 8 миллионов человек.
С 2021-2022 год разработчики выпускали много патчей и хотфиксов, которые исправляли ошибки и недочеты игры. А в 2022 году студия анонсировала DLC к игре - Cyberpunk 2077: Phantom Liberty, которое вышло в сентябре 2023 года. К этому моменту студия починила CP2077 и вернула доверие аудитории, а после выхода DLC про игру вспомнило много людей и игра взлетела в топы продаж.
"А что же дальше?"
В 2022 году CDPR рассказала инвесторам, что работает над 5 новыми проектами. Первый из них - проект "Polaris" - новая трилогия Ведьмака, которая расскажет не о Геральте, а о другом персонаже. Всё, что нам показали по игре - иллюстрацию с ведьмачим медальоном в снегу.
Второй проект во вселенной Ведьмака - "Canis Majoris" - ремейк первой части Ведьмака. Разработкой занимается Fool's Theory(The Thaumaturge)
Третий проект во вселенной Ведьмака - "Sirius". Является сюжетным кооперативным PvE проектом с инновационными технологиями.
Следующий проект - Cyberpunk: Project Orion - сиквел CP2077. Разрабатывается новой студией в Бостоне во главе с Павлом Саско.
И последний проект - "Hadar" - новая IP. Ради неё CDPR разрабатывает новую вселенную с нуля. Сейчас над игрой работает около 20 человек.
В заключении хочется подчеркнуть, что история CD Projekt Red является примером того, как стремление к качественному контенту и уважение к игрокам могут привести к величайшему успеху. Изначально начавшие свой путь как продавцы пиратских дисков, основатели студии поставили перед собой амбициозную цель создания высококачественных игр и честного отношения к своей аудитории. Сегодня CD Projekt Red - непревзойденный лидер индустрии видеоигр, чей успех стал возможным благодаря уникальной комбинации таланта, страсти и непреклонности. Их необычная эволюция от скрытых продаж до мирового признания доказывает, что честная работа и постоянное стремление. Их ждёт светлое и прекрасное будущее, ведь CDPR - короли игровой индустрии.
Комментарий недоступен
Статью не читал, просто посрал в комментариях
Надеюсь, что они продолжат ебать игровую индустрию и в будущем.
После тотального провала киберпанка они стали как bioware
Комментарий недоступен
не стали
Королями, лол