Мир Touhou Project (часть 2)

Продолжение рассказа о сеттинге, очаровавшем многих.

Мир Touhou Project (часть 2)

Первая часть находится здесь.

Ghostly Field Club и музыкальные CD

Через полгода после выхода Perfect Cherry Blossom ZUN продавал на Комикете свой второй диск с музыкой и рассказами в буклете к нему — Ghostly Field Club. Этот диск был первым, стартовавшим параллельную событиям в Генсокё сюжетную линию, которая будет продолжаться на последующих дисках. В рассказах говорится о паре японских студенток с необыкновенными способностями, живущими в Киото в недалёком будущем, которые организовали клуб исследования паранормальных явлений. Они находят признаки существования Генсокё, и, традиционно для жанра, пытаются докопаться до правды.

Ghosly Field Club

При этом девушки пытаются объяснить то, с чем встречаются, с помощью современных методов — Мэри специализируется на психологии, а Ренко — студент-физик. Жанр рассказов можно охарактеризовать как «мистическая фантастика», и если в ранних частях девушки лишь исследуют паранормальные места, то далее даётся более широкая экспозиция мира недалёкого будущего в представлении ZUN'а — поезд с виртуальной реальностью, в окнах которого реконструируются исторические пейзажи по полотнам знаменитых художников, обыденные туристические путешествия на Луну, потерянная в космосе станция, на которой заводится химера — всё это обратная сторона медали сеттинга Touhou. Для тех, кто хочет почувствовать эту неуловимую атмосферу, присущую только Touhou, и о которой я так много пишу, чтение этих рассказов под музыку может стать неплохой стартовой точкой — их сюжет связан с основной сюжетной линией только косвенно, и они достаточно краткие. В них ZUN высказывает свои мысли о сне, яви, реальности, виртуальности, и о границах между ними.

Magical Astronomy в электронной обработке Kuroneko Lounge

Touhou 8

Imperishable Night, будучи первоначально заключительной частью трилогии, должна была сводить арки предыдущих игр воедино — здесь четыре играбельные команды с персонажами из прошлых игр, каждая состоит из двух персонажей — человека и ёкая, и использование конкретного персонажа влияет на геймплей. Таким образом ZUN в какой-то мере решил вопрос недостатка взаимодействий персонажей в предыдущих играх, состоявших из разговоров «персонаж игрока ↔ босс» — теперь пары ведут разговор и между собой. Помимо этого каждая уже существующая «организация» в Генсокё встречается с новыми нарушителями спокойствия — которые, как не трудно догадаться, по прошествии событий игры продолжат мирно сосуществовать со всеми в Генсокё. Географически IN продемонстрировала Деревню людей, находящуюся в центре лесистой горной долины, коей собой представляет страна; и бамбуковый лес, где находится обитель лунных пришельцев.

Персонажи Imperishable Night (фан-арт)
Персонажи Imperishable Night (фан-арт)

Здесь ZUN нацелился повыше — и взял для основы сюжета известную для большинства японцев историю — «Сказание о принцессе Кагуе» — один из самых ранних сохранившихся образцов японской прозы и своеобразный ранний представитель научной фантастики — принцесса прилетела с Луны, и на Луну её затем на парящих колесницах и забрали. Да, именно по мотивам этой сказки не так давно была выпущена аниме-экранизация студии Ghibli. На деле ZUN волновался о том, как публика это воспримет — и смог ввести столь известного персонажа только после того, когда его первые игры приняли благодушно. Imperishable Night является своеобразным поп-культурным сиквелом к «Принцессе Кагуе», и сюжет вращается вокруг того, как луняне подменили Луну на небе Генсокё на фальшивую, что ёкаи — создания ночи, без внимания оставить никак не могли.

Раньше я волновался по поводу того, правда ли интересно играть в мою игру. Эта часть выделяется тем, что использует даммаку так, как никогда до этого, хотя люди, играющие в неё, поймут. Но много ли людей сможет полностью понять такой вид игрового процесса — большой вопрос. Даммаку является способом передать сюжет и общение между персонажами, и вместе с тем, как яркие атаки приходят и уходят волна за волной, интерес игрока к тому, что же там за поворотом, должен расти.

ZUN

Без этого комментария многие тонкости гейм-дизайна Touhou могли бы остаться незамеченными для многих, но это именно то, что делает ZUN в своих играх — характеризует персонажей с помощью атак, которые те используют.

Так, жрица Рейму может загонять противника-ёкая в угол, используя печати. Или возводить барьеры между собой и игроком, что вполне соответствует её неприветливому характеру.

Imperishable Night является одной из самых кропотливо проработанных игр в серии — здесь достаточно элементов, которые были впоследствии вырезаны в последующих играх. Одна из таких деталей — комментарий к каждой спелл-карте, к каждой проименованной атаке в игре. Содержание этих коротких комментариев очень разнится — от отсылок к JoJo, аниме и популярной культуре, до заметок, которые поймут лишь очень искушённые в истории и культуре Японии и Восточной Азии.

За подобные вещи, которыми пестрят все его игры, фанаты иногда называют ZUN'а «ходячей энциклопедией».

Тем не менее, ZUN не перестаёт напоминать о том, что всё, что бы он не добавлял в игру, вращается только вокруг её геймплея:

У всех персонажей есть свои бесполезные истории, свои маленькие детали, и сожаление вызывает невозможность всё это использовать. Особенно потому, что в самих играх они не так уж много говорят (смеётся). В целом, сюжет и персонажи передаются через даммаку, но есть и особенные, которые в стрелялку не засунешь. Вот почему персонажи со сложными характерами в играх не появятся.

Именно так, демонстрация портретов персонажей и диалоги — всё это ради того, чтобы показать даммаку. Если кто-то говорит об управлении холодом, будьте уверены, последуют спелл-карты, связанные с холодом. Вот почему так приятно смотреть на даммаку. Без диалогов половина системы была бы мертва и похоронена. Даммаку не отличалось бы от выстрелов танка, извиваясь и останавливаясь без какого бы то ни было смысла.

И наоборот, поскольку диалоги были созданы ради даммаку, сюжет вышел не очень (волнуется). Интересно, как вообще люди из этого умудряются делать додзинси? ^^;

Touhou — игры, сделанные одним человеком, и творческое видение ZUN'а проявляется во всех деталях — от дизайна интерфейса и до музыкального оформления, от узоров даммаку и до диалогов, добавленных исключительно ради правильного «течения» игры — по отдельности они могут казаться не такими уж впечатляющими, но вся их красота проявляется тогда, когда эти детали переплетаются — от чего каждая игра обладает присущей только ей атмосферой. Каждая часть Touhou, как и каждая иная игра, сделанная одним человеком — это всегда авторская работа.

От Imperishable Night с её ночным сеттингом и красочными вспышками в темноте можно получить не меньше эстетического удовольствия, чем от созерцания феерверка — как Touhou уже однажды ехидно обозвал британский комик.

Глядя на магию света и тепла Марисы можно тоже составить впечатление о её характере.

В то время как саундтрек «Бесконечной ночи» может оказаться уместным для прослушивания во время бессонных ночей.

Touhou 7.5

На Комикете ZUN познакомился с Twilight Frontier, додзин-кружком, специализирующемся на файтингах и платформерах (может, вы уже встречались с их игрой по Мадоке). Они предложили сделать файтинг с персонажами его игры — и он согласился. Immaterial and Missing Power вышла после 8 части, но хронологически происходит до её событий, и потому в ней нет и персонажей IN. Этот и последующие тохо-файтинги сохраняют свой специфический подход к геймплею — упор делается на полёте и дальних атаках, наследственность и здесь очевидна.

У ZUN'а к этому моменту уже набралось более дюжины персонажей, и файтинг стал отличным поводом добавить взаимодействий между ними — ведь так каждый персонаж встречается с каждым — и позволил персонажам продемонстрировать свои способности в отличном от даммаку формате — наконец-то Ёму дали помахать катаной! То, что этих персонажей собрали для brawl'а даже как-то иронично, ведь финальный босс в этой игре обладает способностью собирать.

Так вот, в этот раз старомодные и счастливые друзья из Генсокё испытают танец хлещущей крови и внутренностей, драму любви и ненависти! Ну да… это будет игра с медлительным и непонятным сюжетом, как обычно. Но мне кажется что сама игра не будет медлительной и непонятной, совсем нет.Если вы поиграете, то поймёте, это не файтинг, ориентированный на рукопашный бой. Вообще, здесь не будет рукопашного боя.

(...)

Кстати говоря, я не совсем понимаю что это значит, но у нас есть: «Мы не знаем кто настоящий преступник, и мы не знаем что случится, но в воздухе витает жуткая аура. Более того, мы почему-то собираемся выпить каждые три дня» и в этом весь сюжет. Да уж, мы не знали.

ZUN

Curiosities of Lotus Asia

Одна из обложек CoLA
Одна из обложек CoLA

Между PCB и IN в различных журналах начали выходить рассказы серии Тохо Кориндо ~ Curiosities of Lotus Asia, иногда довольно интересно локализуемые как «Интересности страны чудес». Рассказы повествуют о повседневности Ринноске Моричики — старьёвщике и владельце антикварной лавки «Кориндо». Лавка эта находится прямо в центре Генсокё — от чего энергичные его обитатели, такие как Рейму и Мариса, периодически беспокоят Ринноске своим присутствием. Отсюда читатель узнаёт о свойствах барьера и о том, как за него попадают забытые во внешнем мире вещи, которые затем Ринноске собирает и несёт в свою лавку, о том, какое применение жители Генсокё находят для выброшенных и неработающих iPhon'ов и iPad'ов — от кухонных досок до метательных дисков, и о множестве других деталей — о японских мифах и синтоистских традициях.

Широкие познания Ринноске, которыми он так хвалится, состоят, по большей части, из его собственных, порой беспочвенных умозаключений. А на самом деле он не такой уж и умный. Он много читает, и выдумывает много странных идей, но я его таким сделал только шутки ради.

ZUN

Хоть ZUN так нелестно характеризует своего персонажа, в флегматичном и эрудированном Ринноске очень легко увидеть самого рассказчика. Эти ранобэ тоже могут служить хорошей точкой входа независимо от знакомства с играми.

Touhou 9

Phantasmagoria of Flower View — скролл-шутер соревновательного типа — довольно необычный и редкий жанр сам по себе — впрочем, первая игра такого типа была сделана ZUN'ом ещё в девяностых — Touhou 3 - Phantasmagoria of Dim.Dream разделяла эту же концепцию, очевидно позаимствованную с Twinkle Star Sprites. Игра происходит на разделённом экране, и помимо уворотов от даммаку игрок может особым образом активировать появляющихся на экране призраков, чтобы отправить их на вражеский экран в виде «пуль» или «мин» или ещё какой-нибудь ловушки.

Геймплей PoFV

Эта игра собрала множество персонажей из первой трилогии, и добавила так не хватающих в шутере взаимодействий между ними. Сюжет завязан вокруг неестественного цветения всех цветов, включая тех, которые не должны цвести, и повышенной активности призраков (тех самых, которых заряжать) и фей-духов природы (а этих обычно нужно просто отстреливать) — традиционный инцидент для Генсокё.

В этот раз в игру было добавлено только два персонажа — ленивая сикигами — виновница инцидента, и буддийская судья мёртвых Энма (или Яма), её начальница — которая снизошла в Генсокё, чтобы лицезреть происходящий беспорядок, а заодно и отчитать всех, кого она встретит, припугнув их муками Ада (да-да, Danzai Yamaxanadu). Игра отличается красочной весенне-цветочной атмосферой и музыкой, в которой слышны и цветы, и призраки и колокольный звон. Ну и конечно благодаря этому саундтреку в интернете иногда можно услышать Night of Nights.

Стычки в PoFV происходят как в знакомых локациях, так и на новых тропах и цветочных полянах, которые в конце концов приводят героинь к реке Сандзу, по которой духи умерших переправляются в тот мир — восточному аналогу Стикса.

Помимо прочего, здесь впервые появился персонаж, идею которого ZUN давно вынашивал — тэнгу-журналистка Ая Сямеймару (Шамеймару?), расследующая инцидент. Она станет чрезвычайно важной для дальнейшего развития мира.

Ая (фан-арт)
Ая (фан-арт)

Touhou 9.5 и Bohemian Archive in Japanese Red

Как изобрести новый поджанр в и без того нишевой категории, рецепт ZUN'а:

Эта игра — симулятор фотографа даммаку, но путь к её созданию был долог и тернист.


Начну с того, что частью создания дизайна упаковки для «EoSD» было давание названий некоторым узорам даммаку, чтобы их различать.


В этот момент я осознал, что делать скриншоты узоров было довольно весело. Если имена служили для различия спелл-карт в пространстве и времени, скриншоты позволяли различать мгновения каждой спелл-карты. Они сохраняли в себе определяющие характеристики каждой спелл-карты. Я думал, что иногда интересно делать такой дизайн упаковки.


Если снятие скриншотов было таким весёлым, то из этого могла выйти хорошая игра.

(...)
Два года спустя, вдохнув свежего воздуха после завершения «IN», я решил попробовать идею с фотографиями снова. Я подошёл к проблеме с другой стороны. Всё началась с идеи, но мне нужно было ввести персонажа, у которого были бы причины делать фотографии, и которого я мог бы сделать главным персонажем игры.

И так родилась тенгу Ая Сямеймару. Она впервые появилась в «PoFV», после которой я собирался воскресить старую идею с «фотографиями» из моего блокнота.


Ая использует аналоговую камеру, устройство, которое уже стало забытым предметом во внешнем мире. Как тенгу, любящая следить за слухами в мире «Тохо», она лучше всего подходила на роль журналиста газеты.


И вот, со всем этим, тенгу, наконец, позволила мне исполнить мою мою мечту о симуляторе фотографа даммаку.

ZUN
Фан-арт mdnk
Фан-арт mdnk

Ая — тэнгу, ведущая газету «Бумбуммару», само название которой является непереводимой игрой слов. На протяжении игры Тохо Бункатё ~ Shoot the Bullet цель игрока — подвести Аю поближе к боссу, и сделать покрасочнее фотографию пулевых узоров, после чего Ая запишет комментарий к ней в свою записную книжку.

Книга Тохо Бункатё ~ Bohemian Archive in Japanese Red сюжетно является архивом её газеты, в котором журналистка описывает необычные события и берёт у персонажей интервью. Кроме того в газету включен и путеводитель по локациям, и описание предшествующих инцидентов из игр.

Трудно переоценить, как много жизни подобный метод повествования вдохнул в сеттинг.

Помимо этого, BAiJR содержала интервью с ZUN'ом, в котором он рассказывает о своих источниках вдохновения и о собственной философии построения игрового мира в одиночку.

В «Darius Gaiden» битвы с боссами занимают до двух третей самого уровня, а у них самих есть характеры и личности. Кроме того, игра была разработана таким образом, что и в середине оставалась захватывающей. До того, когда обсуждали игры, говорили что-то вроде: «Третий уровень был интересным, четвёртый был…», — но в «Darius Gaiden» был Осьминог и было Величие, и когда люди говорили об игре, они называли боссов по именам. То есть цифровые символы стали чем-то большим. Это «превращение» цифр в персонажей присутствует и в «Touhou». Итак, во-первых, игра, основное внимание уделяющая битвам с боссами, во-вторых, система «спелл-карт», привязывающая персонажей к особенному узору атак и в-третьих, возведение в абсолют идеи о создании больше, чем просто символических боссов.

(...)


Для «Phantasmagoria of Flower View» я руководствовался идеей «удовольствие во время игры и после». Обычно можно подумать «играть весело» и это очень захватывает, но если кроме самой игры больше ничего нет, то это вдруг становится не таким уж интересным. Душевная музыка, приятная вселенная, сеттинг, персонажи и вся атмосфера. Если нет во всём хорошего качества, то впечатление очень портится. В общем и целом, если фокусироваться только на игровом процессе, то ничего не получится.

ZUN

Touhou 10

Mountain of Faith — вероятно, игра с самым восточным духом во всём «Восточном проекте», и одна из самых красивых. Она возникла в момент, когда ZUN подумал было уже бросать работать над серией, но фанаты всё не унимались. ZUN переписал движок, а за сюжетную основу взял легенды своей родной префектуры Нагано, и в определенном смысле начал с чистого листа, так что эта игра считается началом «второго поколения эпохи Windows».

Стартовый экран MoF
Стартовый экран MoF

Действие происходит осенью, и здесь всё об этом кричит — дождь в мелодии главного меню, сухие кленовые листья и даже боссы первого уровня — боги урожая и опадающих деревьяв. Инцидента, как такового, здесь нет — Рейму получает письмо от жрицы возникнувшего на самой высокой горе в Генсокё храма с предложением ей свой храм закрыть — для Рейму, такое предложение, мягко говоря, неприемлемо. Поэтому Рейму и следующая за ней по стопам Мариса должны преодолеть Ёкайский лес и подняться на Гору ёкаев — у подножия которой живёт высокотехнологичное общество капп, а среди горных хребтов обитает общество тэнгу со строгой иерархией — и решить вопросы религиозной направленности с жрицей и богами нового храма.

И вот, на этой игре я, пожалуй, стоит остановиться с краткими пересказами. Впрочем о втором файтинге Twilight Frontier — Touhou 10.5 — я уже достаточно подробно писал, говоря о его музыке. Я запечатлел образ Touhou почти десятилетней давности — когда серия находилась на пике популярности.

Генсокё в представлении художника
Генсокё в представлении художника

***

После мягкого перезапуска и начиная с 10 части Touhou двигалось по вполне предсказуемому руслу — появилось больше представителей религиозных конфессий — буддисты, даосы, монахи, отшельники. Появлялись легендарные персонажи, вроде Иссумбоси, появился даже один японский император, который тут же захотел править деревней! Появилось множество много разношёрстных ёкаев, от каракасы и заурядных тануки, до более экзотических видов, и были введены всяческого рода боги и мифологические персонажи. Появилось множество новых локаций — впрочем сильно значимыми ориентирами они не стали. Вышло несколько печатных изданий, из которых я выделю Perfect Memento in Strict Sense — подробнейшую энциклопедию, написанную летописцем деревни, и мангу Forbidden Scrollery, имеющую шокирующий момент, который вызвал широкий резонанс у фанатов. Однако в целом основной рецепт не менялся — с каждой игрой-даммаку и введением новых локаций и персонажей мир развивался экстенсивно, вширь, а с каждой печатной работой, или файтингом, задействующим старых персонажей — уже интенсивно, вглубь.

Вариант карты Генсокё
Вариант карты Генсокё

Серия не поменялась, но чисто субъективно я бы отметил, что начиная где-то с 11 части в ней сместились акценты. Она начала становиться всё страньше и страньше — более эксцентричнее, более непредсказуемее. Неизвестно, как на ZUN'а повлияла фанатская культура, но очевидно, что с определённого момента он получил полный карт бланш, и стал волен делать абсолютно всё, что пожелает — и фанаты это в любом случае примут, что бы у него в итоге не получилось — от беспокойства перед выходом Imperishable Night не осталось и следа. Серия стала всё больше chuuni — огромные человекоподобные роботы в Touhou Hisoutensoku — да пожалуйста (нет), ятагарасу, управляющая ядерным реактором — получите, деревянная волшебная ракета для полёта вампирши на Луну — распишитесь, буддийская монашка, рассекающая на харлее, фея-клоун из ада, обёрнутая в американский флаг в конце концов! — это нынешняя повседневность Генсокё. Треш? Но ведь так только веселее!

Ведь как у нас тут говорят:

Мир Touhou Project (часть 2)

Может быть, новые игры и стали другими — например заметно, что графика стала контрастнее и цветастее, когда в ранних играх она сохраняла сдержанные тона. За столько лет и саундтрек стал звучать иначе. Но эти изменения по поводу странности были заложены ZUN'ом ещё в классической трилогии (уж не говоря о странных вещах из PC-98, вроде цветочного танка).

Как правило, в обычных произведениях, полных здравого смысла, вдруг появляется что-то, его не имеющее и вокруг этого экстраординарного события или личности строится сюжет. Но «Touhou Project» не таков, здесь отсутствие здравого смысла является нормой. Вне диалогов его тоже нет, но работа в целом несёт в себе единую (хоть и не подчиняющуюся здравому смыслу) тематику. Вот почему в сюжете нет ничего потрясающего и в конце вас ждёт обычное нарушение здравого смысла.

ZUN, Послесловие IN

***

Даже спустя десятилетия Touhou хранит в себе множество интриг, особенно связанных с ключевыми персонажами — почему Рейму живёт в храме одна? Что за бог обитает в храме Хакурей? Какова истинная сущность Юкари Якумо? Как она связана со студентками из Киото? ZUN не спешит давать разгадки на ультимативные вопросы — и возможно никогда не даст — ведь он испортит праздник теоретикам, которые рисуют мангу со своими версиями.

Возвращаясь к введению — что делает мир Touhou таким особенным? Дело в том, что ZUN'у удалось создать такой мир, который ощущается живым. Вводя персонажей, он не просто демонстрирует их один раз и забывает — он прописывает им какое-то повседневное занятие, выделяет им некое место в своём мире. Поэтому, если достаточно ознакомиться с Тохо, даже после занавеса очередной игры, после завершения очередной истории в Генсокё — сказка продолжается — и легко представить себе то, как Рейму Хакурей подметает крыльцо храма, Мариса Кирисаме варит грибные зелья, Ринноске сидит в своей лавке и стирает пыль с барахла, каппы создают автоматизированные грядки по выращиванию огурцов, а тэнгу распускают слухи.

Генсокё в представлении отечественного художника
Генсокё в представлении отечественного художника

Этот мир легко оживает, даже находясь вне объектива — и фанаты не стесняются пользоваться этим во всю, записывая эти пресловутые терабайты музыки, рисуя мангу, клипы, фан-арт, и даже выпуская свои видеоигры и аниме. Ведь кто не любит помечтать о сказочной идиллии — и здесь стоит вспомнить, что одной из ключевых тем Touhou является исследование границы между реальностью и фантазией. Даже если Генсокё не может существовать на самом деле — этот мир определённо существует в умах и сердцах тысяч поклонников в Японии и по всему миру. Touhou по достоинству стала частью современной мифологии.

Мне очень нравятся эти бесконечно тёплые работы. В конце концов, в моей жизни тоже нет здравого смысла.

ZUN, Послесловие IN
Спасибо за внимание!
4141
11 комментариев

А может это все таки лучше в хаб аниме? Как ту ну очень уж специфично

5

Можно в инди, можно в оффтоп, но совсем не в аниме.

12

Комментарий удалён модератором

огромные человекоподобные роботыятагарасу, управляющая ядерным реакторомдеревянная волшебная ракета для полёта вампирши на Лунубуддийская монашка, рассекающая на харлеефея-клоун из ада, обёрнутая в американский флагГенсоке сильно изменился за осень +_+

3

Imperishable Night

Тема Моко до сих пор моя любимейшая в цикле:

2

А этого исполнителя раньше слышал?
https://youtu.be/OBOD9OsTCSE

1

Людям, кто хочет переместить эти две статьи в хаб "Аниме":
Огромный пласт игр сделан японцами, но вы же не каждую игру захотите засунуть в хаб об аниме. Следуя вашей логике такие игры, как Nier Automata и Cave Story можно было б смело пихать в аниме хаб, можно пойти дальше и заявить, что все игры от Nintendo (сделаны в японии ну) тоже следует в аниме хаб пихать. Может игра и использует стилистические приемы, присущие аниме, но в конце концов это именно игра, а не аниме (Аниме — японская анимация).

Автору спасибо за отличный текст, больше додзинси культуры на дтф (:

2