Night Springs: история сериала во вселенной Remedy и мини-обзор дополнения для Alan Wake 2
Источники вдохновения, Quantum Break теперь канон и Сэм Лейк в роли Сэма Лейка.
8 июня вышло первое DLC для Alan Wake 2 – Night Springs. Это не сюжетное дополнение, а просто погружение в мету и шиз… богатую фантазию Сэма Лейка. Уровень «богатой фантазии» просто безумно высокий: три истории демонстрируют другой взгляд на Remedy Connected Universe и базируются на мемах из реальной жизни.
Фанфики, одержимость Сэма Лейка кофе, попытки изо всех сил привязать Quantum Break к Remedy Connected Universe, хотя у Remedy проблема с правами на эту игру, и много-много меты.
«Мета». Кто-то считает, что это – самый ленивый способ творчества. Собери кучу отсылок в одно произведение и представь, что это что-то новое. А кто-то считает, что современное искусство не может существовать в отрыве от контекста. Но как глубоко можно зайти, привязывая его к контексту? Что, если этот контекст – лишь контекст для другого контекста? И в какой момент история, рассказывающая о самой себе, начинает рассказывать саму себя? Подумайте над этим, прогуливаясь по улицам городка… Найт-Спрингс.
Пилотный эпизод: «Сумеречная зона» и все-все-все
Когда Сэм Лейк работал над первым Alan Wake, у него было два источника вдохновения – Стивен Кинг и «Твин Пикс». И, наверное, очень много литров кофе. От «Твин Пикса» в Alan Wake – антураж с мистической североамериканской глубинкой; от Стивена Кинга – история про писателя и непобедимую Тьму.
А вот одну из самых узнаваемых пасхалок Alan Wake, вымышленный сериал «Найт-Спрингс», создал другой сценарист игры – Микко Рауталахти. Он был большим фанатом сериала «Сумеречная зона», и однажды решил, что своеобразная аллюзия на эту фантастическую антологию прекрасно впишется в общий антураж. Сэм Лейк идею одобрил, и Микко Рауталахти написал сценарии для девяти эпизодов «Найт-Спрингс».
«Сумеречная зона» – не особо известный в наших широтах, но культовый американский научно-фантастический сериал. Он транслировался с 1959 по 1964 год, потом получил три (!) перезапуска, самый свежий из которых – 2019 года с Джорданом Пилом в роли хоста. «Культовость» сериала – не преувеличение. Например, вы могли ни разу не смотреть эпизод «Наконец-то достаточно времени», но прекрасно знаете его сюжетный твист: он пародировался в «Футураме», «Гриффинах», прости господи «Джимми Нейтроне» и даже двух играх серии Fallout – Fallout Tactics и Fallout 76: The Pitt.
«Сумеречная зона» представляет собой сериал-антологию: каждый эпизод рассказывает отдельную историю. Обычно – научно-фантастическую или хоррор, в фэнтези сериал ударялся очень редко. Больше всего «Сумеречная зона» известна своими сюжетными твистами: в конце почти каждой серии происходит какой-нибудь вот-это-поворот, после чего на события начинаешь смотреть совсем по-другому.
А ещё один из эпизодов «Сумеречной зоны» является экранизацией рассказа Стивена Кинга «Бабуля».
В общем, источник вдохновения для Night Springs более чем достойный.
Первый сезон: Night Springs в Alan Wake
Известный писатель Алан Уэйк вместе со своей женой прибывает в городок Брайт-Фоллз, чтобы отдохнуть и набраться вдохновения… ой, да вы и так знаете эту историю. А вот то, что Алан Уэйк до того, как стать автором триллеров про детектива Алекса Кейси, был сценаристом нескольких эпизодов телесериала «Найт-Спрингс», легко упустить. Это упоминается вскользь.
Прогуливаясь по Брайт-Фоллз, можно встретить шесть эпизодов «Найт-Спрингс»:
- «Квантовый суицид» (телевизор на лесопилке) – про то, как учёный изобретает машину, позволяющую переключаться между измерениями в рамках многомировой интерпретации квантовой механики.
- «Человек в зеркале» (телевизор в Элдервуде) – про убийцу, убившего своего абсолютного двойника, прямо до отпечатков пальцев.
- «Семейный праздник» (телевизор в гараже) – про женщину, пригласившую исследователя паранормальных явлений на оккультный ритуал.
- «Сон внутри сна» (телевизор в домике рядом с кораблём викингов) – про мужчину, который во сне встречает сновидца.
- «В расцвете сил» (телевизор на верхнем этаже мэрии) – про мужчину, который откликнулся на объявление о работе.
- «Нехватка креативности» (телевизор за мостом) – про писателя, страдающего от творческого кризиса.
В Alan Wake Remastered добавили ещё три эпизода, вырезанные из оригинальной игры:
- «Что в имени тебе моём…» – про старика, выцарапывающего своё имя на опоре моста;
- «Обречённый самаритянин» – про мужчину, пытавшегося остановить автокатастрофу;
- «Вечная стойкость» – про велогонщика, который хотел пройти сложнейший марафон.
В целом «Найт-Спрингс» в Alan Wake – это просто приятные пасхалки. Кроме, разве что, «Нехватки креативности», которая – скорее по случайности, чем по замыслу – немного намекает на сюжет сиквела.
Однако дальше «Найт-Спрингс» начинает играть куда более важную роль в мире Remedy Connected Universe.
Спецвыпуск: Night Springs в Alan Wake’s American Nightmare
Alan Wake закончился тем, что Алан Уэйк остался в Тёмной обители. Но он очень хочет оттуда выбраться. Вспоминаем, что он был сценаристом «Найт-Спрингс»… и видим выход! Алан Уэйк пишет ещё один эпизод этого сериала.
И вот где-то в Аризоне появляется городок Найт Спрингс. А в нём появляется и сам писатель. Правда, вместе с Аланом Уэйком из Тёмной обители выбирается его злой двойник – мистер Скрэтч. Скрэтч хочет захватить мир, поэтому в местной нефтяной скважине он открывает портал в Тёмную обитель, откуда лезут Одержимые.
И теперь Уэйк, который просто хотел провести время с женой, вынужден останавливать апокалипсис. Типичные будни американского писателя.
За пределами концепции – «Это просто очередной эпизод «Найт-Спрингс»» – Alan Wake’s American Nightmare объективно является средней игрой. 76 на «метакритике». Странная история с временными петлями, падающими спутниками и всех задолбавшая уже к тому времени Kasabian – Club Foot в саундтреке.
Но внутри концепции ситуация становится уже интереснее. Весь сюжет, вся история «Американского кошмара» – это просто ещё один эпизод «Найт-Спрингс». Пусть и с Аланом Уэйком в главной роли.
Источником вдохновения для сценаристов и создателей «Американского кошмара» послужил жанр грайндхауса. Дешёвых фильмов, эксплуатирующих секс и насилие, чтобы подарить зрителю удовольствие в духе мема neuron activation. И в «нулевых», когда шла работа над «Американским кошмаром», грайндхаус переживал второе рождение: «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза», «Поворот не туда», «Пираньи», «Планета страха» Тарантино с Родригесом и, конечно, кринжово-кроваво-культовый «Бомж с дробовиком». Alan Wake’s American Nightmare следует стилю грайндхауса, но немного недокручивает: и в итоге получается довольно средний спецвыпуск, о котором довольно быстро все забывают.
«Сумеречная зона» тоже иногда пыталась быть «духом эпохи». В пятидесятых «боялись» атомной войны и развития техники, в восьмидесятых – политики, пришельцев и компьютеров, в нулевых – ошибок прошлого… В общем, «Американский кошмар» прекрасно вписывается в идею «Сумеречной зоны», но при этом является не лучшим эпизодом «Найт-Спрингс». Идём дальше.
Спин-офф: Night Springs в Quantum Break
В Quantum Break тоже есть один… кхм, «эпизод» «Найт-Спрингс». Небольшая пасхалка в четвёртом акте: телевизор, на котором показывают пробы новых актёров озвучки для роли хоста сериала.
Пасхалка чисто комедийная – актёры никак не могут правильно назвать сериал. То это Negit Springs («Негативные ручьи»), то Night Fringe («Ночной край»), то Night Cringe (*вставьте свою шутку*).
В целом появление «Найт-Спрингс» в Quantum Break носит комедийный характер, поэтому можно скипнуть его, но просто запомнить, что сериал там был.
Второй сезон: Night Springs в Control
А сейчас будет неожиданное: весь Control – это просто ещё один эпизод «Найт-Спрингс». И у меня есть доказательства.
Основной сюжет Control и дополнение The Foundation практически никак не связаны с «Найт-Спрингс». Кроме одного упоминания: в одном из писем руководство Федерального Бюро Контроля предлагает возродить некий закрытый мистический сериал, поскольку с его помощью очень удобно «прятать» реальные паранормальные явления. Так что доставайте свои шапочки из фольги – там «Секретные материалы» перезапускают.
Зато всё дополнение AWE чётко и однозначно демонстрирует: Control – эпизод «Найт-Спрингс».
Во-первых, в AWE с Джесси Фейден на контакт по телефону прямой связи выходит Алан Уэйк. Но, в отличие от остальных «собеседников», он не говорит. Он пишет рассказ, а Джесси – его главная героиня. И несчастной Директору, которую то уборщик туда-сюда гоняет, то глава службы охраны ни во что не ставит, приходится просто следовать сюжету.
Также в Секторе расследований Старейшего дома можно найти черновик одного из эпизодов «Найт-Спрингс» за авторством Алана Уэйка, в котором он очень детализированного описывает предысторию событий Control.
Складываем два и два, и понимаем, что всё довольно-таки странно. Алан Уэйк, пытаясь выбраться из Тёмной обители, повторяет свой приём из American Nightmare и пишет её один эпизод «Найт-Спрингс», но уже ради того, чтобы ввести в общую историю нового действующего персонажа – Джесси Фейден и всё Федеральное бюро контроля.
Впрочем, эпизод получше, чем в «Американском кошмаре». За время в Тёмной обители Уэйк явно прокачал писательский талант.
Тизер третьего сезона: Night Springs в Alan Wake 2
В основном сюжете Alan Wake 2 преступно мало Night Springs. Ну, точнее, как «мало»… вся Тёмная обитель увешана плакатами, сообщающими, что новый сезон Night Springs – уже скоро, и его хостом станет мистер Дуэйр (Дур). Но на этом – всё.
Никаких дополнительных «пасхалок», никаких новых серий, ни-че-го. Даже в записках нет упоминаний и черновиков сюжета. Просто постеры на стенах.
Но это был именно тизер. Причём только первый.
Второй тизер неожиданно вышел на Spotify. 27 октября там был опубликован альбом Alan Wake II – Chapter Songs. Понятно, что это «песни глав». Но в конце этого альбом была песня Night Springs, дикая попса. Вот только она не использовалась в «главах». Вообще.
По этим двум тизерам стало понятно, что ранее анонсированное дополнение Night Springs будет чем-то более интересным, чем просто ещё одно сюжетное DLC вроде The Foundation. И так и оказалось.
Третий сезон: Дополнение Alan Wake II Night Springs
Дополнение Night Springs представляет собой три отдельных, практически не пересекающихся истории, каждая из которых посвящена какому-нибудь персонажу Remedy Connected Universe:
- Number One Fan («Фанатка номер один»);
- North Star («Полярная звезда»);
- Time Breaker («Разрушитель времени»).
И все они максимально наполнены метой. Максимально.
«Фанатка номер один» – это фанфик. Со всеми вытекающими: главная героиня – мерисью, которая котят и птичек спасает, мудрые советы даёт, её все любят, а ещё у неё полуавтоматический дробовик. Сюжет написан нарочито плохо, в нём полно волчьих цитат, антагонист с мотивацией «Он забрал мою славу!» и героиня, которая отпускает плохие ванлайнеры, перезаряжая дробовик. И это весело! Играть в «Фанатку номер один» – это как читать кринжовый фанфик или смотреть «Беременна в 16»: не понимаешь, зачем это делаешь, но оторваться не можешь.
В «Фанатка номер один» Лейк даёт и небольшой мета-комментарий:
там нужно буквально отстреливать хейтеров, которые кричат, что книги не должны быть похожи на фильмы. А даже тут, на DTF, на Remedy иногда возмущаются, что игры не должны быть похожи на фильмы. В следующий раз, когда будете писать такой коммент, вспомните о Роуз с полуавтоматическим дробовиком.
«Полярная звезда» – экранизация причины, по которой Сэм Лейк так любит кофе и не появляется без него на публике. Это уже не очень весело, но вполне безумно. Главная героиня эпизода – Джесси Фейден, которая решила поискать своего брата в «Кофейном мире». Играть в него немного странно, потому что тут Директор ходит без своего Табельного оружия и сверхспособностей, а от противников отбивается фонариком и пистолетом. Зато ближе к концу сюжета появляются чистые визуальные вайбы Control с его монументализмом и симметрией.
«Разрушитель времени» – самый лорно-нагруженный эпизод. И тут надо избегать спойлеров. Единственное, что стоит отметить – «Разрушитель времени» делает Quantum Break каноном для Remedy Connected Universe и подтверждает, что мистер Хэтч и мистер Дуэйр (Дур) – один и тот же человек. Уровень «меты» можно оценить по тому, что в этом эпизоде Сэм Лейк играет роль Сэма Лейка.
В «Разрушителе времени» Remedy немного поиграли с геймплеем. Здесь есть комикс-вставка, 2D-шутер и даже текстовая RPG в духе игр из семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, основной геймплей – это хождение по кишкообразным локациям и редкие пострелушки, а также решение 1 (одной) головоломки.
В целом в Night Springs от геймплея решили отказаться, сосредоточившись на историях и «мете». У героев в запасе невероятное количество патронов и лечилок, мощное оружие со старта и немного врагов на локациях (за исключением «Фанатки номер один», в которой есть и три эпизода стрельбы под драйвовый кантри-рок, духовно напомнившие эпизод с Dark Ocean Summoning на озере Колдрон, и даже полноценный босс).
«Фанатка номер один» весёлая, «Северная звезда» напряжённая за счёт саунд-дизайна, «Разрушитель времени» вызывает желание сесть и написать эссе про то, как связаны все игры Remedy… ах, да, вот и оно.
И самое приятное: все эти эпизоды очень короткие. Их буквально можно пройти за два часа. Но в этом, неожиданно, кроется преимущество: они концентрированные. Весёлые, напряжённые, заставляющие строить теории.
Единственный минус – некоторые эпизоды заканчиваются примерно ничем. Садись и строй теории о том, что именно произошло в серии.
Следующее дополнение к Alan Wake 2 называется Lake House. Именно так называется и «выездное» отделение Федерального бюро контроля, расположенное на берегу озера Колдрон. А само Федеральное бюро контроля появилось в Remedy Connected Universe ещё задолго до Control, Quantum Break и даже Alan Wake’s American Nightmare.
Да, это клиффхэнгер.
А больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Чел просто спи..ил все с Твин Пикса и Кинга, все такие - о черт, он же гений!
Главный пиздильщик идей кстате.)
и все такие - о черт, он же гений!
Control весь слизан с SCP и это хорошо!
Столько воды и предыстории, чтобы хоть как-то объяснить этот понос вместо нормального DLC. Сэм Лейк такой же поехавший графоман как и его кумир Стивен Кинг, они оба только концепции и завязки умеют создавать, больше нихуя у них не получается, конец всегда говно.
Лейк жил не тужил, Макс Пейн строчил, и тут на нах - а поиграю ка я в Дэвида Линча. И ведь работает. Безумный дядя
Базумный дядяСлабый геймдизайнер, посредственный сценарист, который свои же "сны собаки" не может склеить во что то целое (и зачем то вообще пытается это делать), хороший маркетолог и PRщик
Спасибо за лонг! Интригует. Сегодня залечу в дополнения.