Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Важнее красота внутри или снаружи?

Прошло почти семь лет с момента выхода первой части Hellblade. Это был смелый и новаторский проект во многих смыслах, инди-ААА с желанием показать психоз именно от лица главной героини в антураже мифологии кельтов и викингов. В ней было очень много недостатков в геймплейном плане, но я могу с уверенностью сказать, что Hellblade: Senua's Sacrifice была великолепной артхаусой игрой с глубокой и проникновенной историей, а можно ли сделать к артхаусу сиквел это хороший вопрос.

Дисклеймер: эта статья содержит спойлеры.

Также рекомендуется пройти первую часть Hellblade и возможно прочесть ещё и эту статью

Хочется сказать огромное спасибо за помощь в редактировании и исправлении статьи пользователю Architheuthis. Обязательно почитайте её невероятные лонги!

Путешествие на грани психоза в древней Исландии

Hellblade 2 продолжает историю Сенуа после её мучительного психоделического путешествия в Хель, в поисках способа вернуть умершего возлюбленного. Стоит отметить, что Hellblade исследовала именно тему людей с психическими заболеваниями (с привлечением специалистов и даже самих больных) и личный путь главной героини к самопринятию был тогда полностью пройден. Так о чем же вторая часть?

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Стремясь остановить набеги викингов на свою родину, Сенуа позволяет схватить себя и доставить в Исландию. Там она обнаруживает, что всё не так однозначно — это проклятая земля, где люди живут в страхе перед великанами, и их главная причина набегов это не жадность, а жестокая необходимость.

Мне очень хочется избежать спойлеров поэтому, если коротко всё резюмировать, то это хороший сюжет, которому в конечном итоге не хватает личной истории первой части и психологической драмы.

Вообще Senua’s Saga: Hellblade II исследует множество тем: от природы массового психоза до самоповторения поколений и опасности власти.

Давайте разберём самые важные по моему мнению сюжетные линии. Те, кто не хочет спойлеров, могут перемотать до разбора геймплея.

Для начала хочется похвалить то, как были показаны внутренние ощущения Сенуа от реинтеграции в общество и то, как её психическое заболевание влияет на это, так как отличительная черта второй части в том, что Сенуа теперь не одна.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Раньше только голоса внутри нас были единственными собеседниками. Несмотря на то, что к концу первой игры она прошла острую фазу психоза, она не исцеляется чудесным образом от травмы и внутренних голосов. Теперь голоса это лишь белый шум, лишённый переживаний, и Сенуа уже даже не обращает на них внимание, ведь это своего рода внутренний монолог. Мы путешествуем с совершенно новыми людьми и ей нужно будет научиться верить им. Этой мысли посвящён даже целый игровой момент, который очень легко доносит идею о необходимости открытости и доверия. Сенуа подбирает напарников на протяжении всей игры, каждый из которых имеет свою собственную судьбу. Готовность Сенуа быть частью историй других людей – важнейший аспект игры

Кто-то отнесется к ней с резкостью или ужасом, а кто-то увидит её по-другому, и она найдет с ними общий язык и поделится с ними положительным опытом. Очень интересно наблюдать, как Сенуа исследует эту межличностную динамику и отношения с другими персонажами и то, как она может им помочь
Лара Дерхэм, режиссер-постановщик и сценарист Hellblade II

Но мне трудно избавиться от ощущения, что из повествования Hellblade II была удалена жизненно важная соединительная ткань между ними, даже мелкие записки от лица компаньонов смогли бы немного улучшить ситуацию. Из людей они превращаются в функции для сюжета. Единственный живой персонаж – это Торгестр, убийца и рабовладелец , травмированный жестокостью отца. Он своего рода повторяет судьбу Сенуа.

Торгестр
Торгестр

Всё усложняет вторая тема игры– становление Сенуа своего рода наставником или духовным лидером этих племён Исландии. Дело в том, что авторы исследуют влияние массового психоза на религию и мифологию древних народов. Переплетая психоз с культурными особенностями того времени.

Как мне показалось, местные великаны олицетворяют природные катаклизмы в восприятии людей. Ведь в их понимании извержение вулкана Аскья разрушило стены между Мидгардом и Йотунхеймом(Мир людей и мир великанов), позволив йотунам проникнуть в человеческий мир, а некоторые люди начали приносить в жертву рабов, чтобы умилостивить их.

В самой игре нам отчётливо показывают насколько ожесточилось и деградировало общество Исландии из-за стихийных бедствий. Каннибализм, трупоедство и рабовладение стали нормой. Сенуа и другие уже даже не видят в них ничего человеческого и называют их Драуграми.

Многие игроки могут удивиться, почему остальные люди видят великанов. Это всё массовый психоз — социальное явление, при котором у группы людей развиваются схожие симптомы и они разделяют общее мнение.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Считается, что этому явлению способствуют несколько факторов, включая групповое мышление и стресс.

Ярким примером являются суды над ведьмами на протяжении всей истории Средневековья. Тогда многие люди в общинах пришли к убеждению, что отдельные люди несут ответственность за возникновение засух, болезней и других несчастий. Когда эпидемии, голод и другие трудности обрушиваются на общество, часто есть люди, которые ищут козла отпущения, на которого можно будет повесить все беды.

Когда наступают тяжёлые временна люди ищут поддержку в иррациональном. Именно поэтому Сенуа так легко становится избранной в их глазах. Как больная психозом, она интерпретирует мир иначе, чем многие из нас, так и её соратники отрицают реальность ради упрощения своей жизни.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

К тому же тут развиваются две темы из первой части игры, отношения с отцом и восприятие реальности.

Отец буквально как Тень вечно следует за ней, и если в Hellblade I Сенуа боялась его из-за стигматизации(Стигматизацией называют негативное отношение к людям из-за свойственной им характеристики, которую по каким-то причинам в обществе принято считать нежелательной), которую он создал для неё, то сейчас её наибольший страх–стать как он. Почему?

Отец был духовным лидером и вождём племени. Он обладал огромным влиянием, а главное люди верили ему. Эта вера была источником мучений для Сенуа и её матери. Отец сжёг свою жену, чтобы избавить племя от проклятья.

Что может быть сильнее способности заставить людей верить в ваше восприятие мира? Главный сюжетный антагонист это Тиран, отец Торгестра, так же манипулирует верой людей в мифы и даёт им простое решение для неподвластных смертным проблем. Люди суеверны и в ужасе от событий вокруг них: каннибалов, совершающих ритуалы, извержений вулканов и сильнейших штормов в море. Все верили в великанов, все были свидетелями их разрушений, все видели их и испытывали ужас перед ними. Они были реальными, потому что люди верили в них и они же сделали их реальными.

Это главная тема Hellblade и психоза. Наша реальность формируется и определяется нашими собственными представлениями о настоящем. И эти убеждения могут быть индивидуальными, но также и общими, как вера в ад или даже инопланетян.

А такие люди, как Отец и Тиран, направляют и контролируют реальность людей, объясняя им суть происходящего. Но самое главное, Сенуа точно такая же, она так же убеждает людей в своей реальности.

Такое бывало и в реальности. Так, например, мощнейшее извержение вулкана Эльдгьяу в Исландии было одной из основных причин того, почему местные викинги-язычники поверили словам христианских проповедников и приняли христианство в 10 веке нашей эры. Исландские викинги в ту эпоху сочинили песнь «Прорицание вёльвы» из «Старшей Эдды». В этом произведении пророчица предсказывает гибель старых богов в ходе мощного вселенского катаклизма и нашествия огненных великанов. Когда Один и его собратья умирают, их место занимает единый бог, правящий всем мирозданием.

Главный страх Сенуа повторить судьбу отца, поддаться безумию и вере в свою исключительность. Главная героиня никогда не избавится от психоза, но она может взращивать сострадание к людям.

Главный дар Сенуа, это сочувствие и уникальный взгляд на мир, взгляд, ищущий человека, стоящего за монстром, чтобы исцелить его и остановить цикл насилия. У людей всегда есть выбор, боль не является оправданием жестокости и самое важное–никаких больше жертв.

Речь идет не о личной любви [Сенуа] или её обстоятельствах, а о том, чтобы сейчас не допустить причинения вреда другим людям
Лара Дерхэм, режиссер-постановщик и сценарист Hellblade II

Повторяющаяся красота

Я не очень сильно обращаю внимание на графику в играх, но она просто невероятная в Hellblade 2. Окружающий мир богат, детализирован и изыскан.

С того момента, как вы запускаете игру, вы мгновенно переноситесь в эту вселенную, Unreal Engine 5 просто поражает воображение. Каждый кусочек ткани развевается по ветру, пар выходит из рта Сенуа, а вода по каплям стекает с самых красивых камней в истории видеоигр. Совершенно невозможно понять, где заканчивается катсцена и начинается геймплей. Иногда доходило до смешных ситуаций, когда я не понимал, что сейчас началась игра и нужно было двигаться вперёд.

В то время как первая игра происходит в Хельхейме, Hellblade II переносит нас в Мидгард, известный в скандинавской мифологии как царство людей, а точнее в Исландию. Это место предлагает уникальные и захватывающие пейзажи – одновременно знакомые и потусторонние. Одна глава Hellblade II отправляет нас по живописному маршруту через оживленные и красивые пляжи Рейкьянесты, расположенной на юго-западном побережье Исландии. Для этой местности характерны раскидистые скалы и каменистые пляжи, а также обилие всевозможных вулканов.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Ninja Theory действительно посетила этот регион и использовала фотограмметрию, чтобы точно запечатлить цвета, текстуры и топографию Исландии. По словам Дэна Эттвелла, арт-директора по окружающей среде Hellblade 2, в сиквеле более 370 элементов фотограмметрии по сравнению с одним в первом Hellblade.

Они так же изучали строительные технологии того времени и виртуально конструировали двери из деревянных досок, отсканированных в 3D, а не моделировали их. Они даже сделали свои собственные грубые резные изделия из дерева и отсканировали их.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Не стоит забывать и про скачок в лицевой и физической анимации. Актриса исполняющая роль Сенуа, Мелина Юргенс, вместе с разработчиками смогла создать живого, дышащего человек, который почти неотличим от неё. Учитываются даже такие аспекты как погода: Сенуа будет двигаться и вести себя по-разному, если идет сильный дождь или дует сильный ветер.

В Hellblade II нет ни карты, ни интерфейса и даже нет обучения. Всё сделано, чтобы вы поверили в реальность происходящего на экране.

И не нужно забывать об ещё одном невероятно важном аспекте, пришедшем из первой части. Это, конечно же, звук, в Hellblade вам необходимо играть в наушниках. Ещё с Hellblade: Senua's Sacrifice был непрерывный диалог в голове Сенуи и, используя бинауральные 3D-микрофоны, Ninja Theory смогла создать опыт уникальных слуховых галлюцинаций. Бинауральный звук — это звук, записанный с использованием двух микрофонов для имитации трёхмерного пространства. При таком методе записи используется специальная система, повторяющая анатомическое строение человеческой головы вплоть до ушных раковин. Это самое достоверное воссоздание психоза, которое вы только можете испытать, и разработчики добились этого благодаря почти десятилетию исследований.

Голоса в голове
Голоса в голове

Перемещаясь по миру игры, можно по-настоящему почувствовать и услышать первоклассный подход даже к самым незначительным звукам. Ведь разработчики смогли ещё сильней улучшить звук. Они смогли более полно разработать акустику, а также то, как звук движется и отражается. Всё работает так же, как и в реальном мире, чтобы создать более глубокое ощущение погружения. Вы буквально слышите капли падающие на камни, далёкий раскат грома вместе с жужжанием трупных мух над вашим правым ухом. Звуки стали не только пространственными, но и теперь отражаются от объектов мира.

Акустика играет невероятно важную роль. Например, если вы кричите на камень, звук отразится от него. Если священник поет в пещере, вы хотите услышать звук, идущий к вам, или наоборот, если что-то удаляется, то хотите понять это по звучанию. Все звуки работают вместе, создавая атмосферу и напряжение, и с помощью технологий мы смогли этого добиться. Мы не просто воссоздаем звук, мы создаем реальность.
Дэвид Гарсиа Диас аудиодиректор серии Hellblade

По истине технологический перфекционизм во всём!

Но и стоит сказать, что при всех красотах локаций, это сплошные очень короткие коридоры. Ещё игра делится буквально на три повторяющихся акта: ходьба, ходьба + головоломки, бой, иногда эпичный забег.

Разберёмся подробнее.

Главная проблема Hellblade II — это отсутствие развития геймплея в загадках. Головоломки просто мешают повествованию и никогда не заставят вас почувствовать себя умным. Это поиск знаков в микроскопической локации и переключения реальности (рычаги), которые даже не завораживают вас визуально.

Найдите парейдолию
Найдите парейдолию

Единственное, что интересно искать, так это дополнительные предметы в парейдолии, ибо они красивые и изобретательные.

И один раз за всю игру придумывают умную головоломку с тенями и тут же забывают про неё навсегда!

А вот боевая система это обоюдоострый меч. С одной стороны, это регресс по сравнению с первой игрой. В оригинале вы могли выполнять направленные атаки, удары руками, ногами и т. д. Даже убрали звуковые подсказки внутренних голосов об ударах врагов.

Цель этой новой боевой системы — сделать сражения более сценарными и кинематографичными, теперь это красивые дуэли против одного противника.

Мы хотели привнести в бой «один-на-один» ощущение жестокости и борьбы. Есть ощущение связи между боем и повествованием.
Бенуа Мейкон, боевой директор Hellblade II

В Hellblade II почти каждое игровое движение выполняется реальными актерами и сканируется, чтобы обеспечить максимально реалистичный человеческий опыт в игре. По словам главы студии Мэтьюза, на съемку только боевых сцен ушло почти 70 полных дней. Вы ощущаете вес меча и силу всех ударов!

И эта идея работает, более плавных крутых анимаций вы вряд ли скоро увидите, но интересно ли перепроходить бои? Я точно не стал бы. Слишком сильно упростили бои. Из интересных механик можно лишь вспомнить, возможность с помощью рассчитанной по времени концентрации бросать обратно во врага топоры. А стильных боссов из первой части заменили более "толстыми" врагами.

Мне было грустно видеть, что бой был упрощен, а не расширен. Но при этом боевая система стала отзывчива, а анимация просто великолепна.

Последний аспект игры это два коротких и очень эпичных забега от Великанов, о которых нечего сказать кроме – как круто!

Доступность

В игре очень широкий спектр настроек доступности для игроков с ограниченными возможностями.

Но чтобы их найти, придётся покопаться в меню. Ведь, к сожалению, разработчик Ninja Theory не разместил все эти параметры доступности в одном месте, а разбил их на соответствующее меню настроек, скрытых в под-меню. Хотя многие из них предоставляются игроку перед началом игры, некоторые — нет, поэтому давайте изучим все варианты доступности, предлагаемые в Senua's Saga: Hellblade 2.

При первом запуске игры всем пользователям изначально включили функцию преобразования текста в речь для навигации в меню. Можно настроить громкость и скорость голоса. И самое главное, в отличие от многих игр, функция преобразования текста в речь работает на русском языке!

Продолжая тему параметров доступности интерфейса Hellblade 2 — они позволяют изменять размер текста в меню на довольно большой, отключать фоновую анимацию (просто дым) в меню и изменять цветовую схему меню для лучшего контраста.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Субтитры отлично настраиваются. Широкие возможности настройки цвета текста и фона, выделение имён и размера субтитров. Субтитры показывают все звуки в игре (правда, иногда некоторые вещи не отображаются), от шума волн и лязга топоров, до тихих вздохов героев. И плюс к этому субтитры редактируются и это всё отлично отображено прямо в меню.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Ещё один важный плюс субтитров в этой игре это возможность увидеть направление звука. Разработчики смогли визуально отобразить направление источника 3D звука, который выглядит как полоска на границе фона субтитров.

В игре присутствуют настройки для дальтоников. Три предустановленных режима для дальтоников редактируют некоторые элементы игры, которые могут быть недоступны для всех в их исходных цветах. Он не самый лучший с точки зрения доступности, но лучше что-то, чем ничего.
И есть возможность настроить степень размытия в движении (блюра).

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Hellblade 2 даёт вам множество различных настроек доступности для игрового процесса. Любые кнопки можно переназначить для геймпадов и клаво-мыши и блокирование с бегом можно переключать с удерживания кнопки на нажатие. Эта пригодится даже здоровым игрокам. А ещё любимая опция автоматического выполнения QTE также на мести.

В игре большой спектр уровней сложности, но динамический самый лучший почти для любого игрока. Также в игре есть одна из сильнейших опций доступности геймплея. Можно включить варианты автоматического или полуавтоматического выполнения как наступательных, так и защитных действий в бою. Если вам сложно парировать или защищаться, Сенуа будет делать всё сама или при удержании кнопки, с атакой то же самое. Соответственно есть возможность включить автобой и наслаждаться красотой битв.

Из минусов можно лишь отметить отсутствие обучения в игре и интерфейса, но игра настолько интуитивна, что это вряд ли кому-нибудь помешает.

Senua's Saga: Hellblade 2 имеет широкий спектр специальных возможностей, которые делают игру более доступной для огромного количества людей, она по праву может встать в один ряд эталонных игр для Xbox со стороны доступности!

Заключение

В итоге можно сказать, что игра стала более красивой, эпической и намного проще.

Немногие игры могут или смогут соперничать с Hellblade 2 по звуку, качеству графики и таланту отображать потрясающие виды и персонажей, настолько выразительных, что вы можете заметить, когда они напрягают челюсти и потеют.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Главная проблема игры не в том, что она короткая и резко обрывается к концу, не в том, что слишком большое внимание к кинематографическим приёмам и слишком малое к созданию захватывающего геймплейного опыта, а в том, что личная и очень артхаусная история не смогла достаточно развиться. Распыление тем является наиболее главной проблемой повествования второй части. Очень широкие темы и метафоры игры, слишком разрознены, чтобы вызывать глубокий отклик. Повествовательные нити, связанные с лидерством, властью, родителями, искуплением и милосердием редко доходят до пика в эмоциональном смысле. Часто кажется, что кусков истории не хватает, особенно в сюжетных линиях персонажей второго плана, некоторые из которых кажутся спешными, а другие заброшены на полпути. Мне кажется, первая Hellblade вообще не нуждалась в сиквеле, или уж точно не в таком виде.

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Senua’s Saga: Hellblade II это однозначно хорошая игра, а местами отличная. Но если вы не пройдёте её или просто посмотрите на ютубе, то ничего не потеряете. Вместо углубления мы видим упрощения всего, что не касается технических аспектов игры. Одной красотой и крепкой историей добиться успеха первой части Hellblade II не удалось.

Огромное спасибо за поддержку этой статьи Telegram-каналу Игролион! Скорее подпишитесь нас!

41
1
26 комментариев

Для меня это очень крутая интерактивная история, где очень красивый визуал (каменистые локи правда не моё), аудио - это главная фишка игры (просто невероятно реализовано, голоса подобраны и эмоции отыграны потрясающе) и сюжетная линия.
Но в игровом плане студия плохо смогла. Геймплей тут только растягивает игру. Я всем советую изначально пробегать игру, не отвлекаться на всякие "собирашки", ибо это обрывает повествование и смотрится не очень.

5
Ответить

Тоже пришел к такому выводу, когда искал деревья. Зачем это надо? Сильно выбивает из игры.

1
Ответить

Хорошая статья, много интересных фактов. Мне понравилось.
А игра вышла почти как кино. Возможно, разработчикам надо было упор сделать именно на этом: довести до ума отношения с второстепенными героями и выдать полноценный сюжет, чтобы люди вместо просмотра фильма на вечер выбирали «засесть на вечерок в игру», где они не только смогут воспринимать происходящее, но и стать главным героем. А так — геймеры предпочтут этой игре другие игры с более увлекательным геймплеем, а любители фильмов предпочтут обычный фильм, с развёрнутым сюжетом. Актёры-то на вторых ролях харизматичные, жаль, что этот потенциал был упущен!
Но я надеюсь, что какой-то успех Hellblade II всё равно обретёт, хотя бы за счёт графики, и разработчики подхватят тренд на фотореалистичные игры с сюжетом (для тех, кто вспомнит «сони-кинцо»: нет, у Сони не то же самое, там, как бы красива ни была графика, она всё же стилизована под игру, и это достаточно заметно).

3
Ответить

Торгестер очень хороший персонаж. Ещё немного и он был бы даже интереснее самой Сенуа.

1
Ответить

Отличная статья! Один в один мои мысли, хорошо офрмленные в текст. Спасибо за проделанную работу. Теперь могу просто кидать ссылку знакомым, а не пытаться объяснить свои ощущния от игры :)

2
Ответить

Отдельно стоит отметить крутую фишку игры, которая, однако, реализована не лучшим образом - это альтернативные рассказчики. Общая суть: в игре есть 3 варианта рассказчика:
1) Стандартный, которого мы слышим при первом прохождении.
2) "The Others" - рассказчик меняется на голоса персонажей, которых Сенуа встречает в своем путешенствии - Торгестр, Фаргрим и остальные. Например в начальной сцене, где мы видим Сенуа на дракарре, а затем проходим "туториал" на берегу, после крушения, рассказчиком является Торгестр, который прямым текстом рассказывает о причинах его похода, о жертвоприношениях, о своем отце и гигантах.
3) "Druth" - голос скальда, которого мы слышим, находя столбы с рунами. На мой взгляд он не приносит в историю чего-то нового, а просто более "драматичный", чем стандартный нарратор. Превращает повествование в рассказ от лица "современника" Сенуа.

Идея классная. Но все же разбивается о необходимость повторно проходить игру с не самым увлекательным геймплеем. Особо плохо, что нарратор говорит, как правило, в кат-сценах, которые можно пропускать. Скажем так, я бы может и прошел бы во 2-й (и 3-й) раз, чтобы услышать все варианты, но пропускал бы при этом кат-сцены, чтобы сократить время прохождения. Но так я ничего не услышу :(

На помощь приходит YouTube - https://www.youtube.com/watch?v=so17x4rMavg&ab_channel=Ruba

2
Ответить

Я больше остался под впечатлением от историй гигантов, трогательно было и от набега на деревню, то какая там сочная постанова в файте была, ну и от работы освещения, местами прям вау, ну и то, что я ждал от некстгена- это физика воды и частиц(снег прикольно стелился по земле).

2
Ответить