Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Как знаменитой игре удалось освежить жанр.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Киберпанк снова в моде. Истории про безрадостное технологическое будущее встречаются в поп-культуре всё чаще: на экранах совсем недавно отгремели «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Немой» и несколько менее известных картин, из сериалов можно вспомнить хотя бы «Видоизменённый углерод», «Мир Дикого Запада» или «Чёрное зеркало». Ну а в мире видеоигр последние месяцы только и разговоров что про Cyberpunk 2077.

И тем обиднее наблюдать, как некогда передовое, контркультурное направление теряет свою злободневность: его пессимистичные прогнозы превратились в тропы и условности сеттинга, а мрачные тона, сформированные разочарованием в будущем, стали простой стилизацией. Ярким примером служит недавняя демонстрация Cyberpunk 2077 — о самой игре, конечно, говорить ещё рано, а вот трейлер показал практически все штампы, приходящие на ум при слове «киберпанк», хоть большинство из них потеряло свою актуальность.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Электроды, спадающие локонами с головы, киберпротезированые тела, лежащие на полу, «паучьи» импланты вместо глаз — все эти атрибуты сейчас нужны, в первую очередь, чтобы впечатлить игрока, а не создать правдоподобную картину следующих лет.

Можно сказать, что жанр остановился в развитии, повторяя одни и те же образы вновь и вновь, хотя многие из них уже устарели. Его герои остались в прошлой эпохе, а в ночном городе больше ничего не происходит. Подобная судьба постигла до этого космовестерн, атомпанк и другие старые направления — перестав отражать нашу действительность, они превратились в просто красивые сеттинги. Мы всё ещё любим эти истории, их романтику и настроение, но вряд ли воспринимаем их серьёзно.

Сейчас мы видим поучительную притчу или страшную сказку в том, что задумывалось как предсказание будущего. И всё же есть исключения. Современные части Deus Ex — один из самых ярких примеров. Deus Ex: Human Revolution отказалась играть по старым правилам. Вобрав в себя опыт предыдущих произведений, она переосмыслила особенности киберпанка и вновь сделала его современным. Разберёмся, как ей это удалось.

Общие корни

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Начинать рассказ о чём-либо лучше с истоков, но в случае игр Deus Ex это всегда было непросто. Динамичная детективная история серии тесно переплеталась с интерпретациями древних мифов и городских легенд, а под ней скрывались довольно серьёзные вопросы о будущем человека и общества.

Не стала исключением и Human Revolution — сквозь неё красной нитью проходит миф об Икаре, древнегреческом герое, подлетевшем чересчур близко к Солнцу. Красивая аллегория предостерегает от неправильного использования технологий, однако речь идёт не просто об оружии или предприятиях, губящих наш мир. Под угрозой оказался человек как таковой, ведь центральная тема всей серии — трансгуманизм.

Это международное движение, целью которого является улучшение физических и умственных способностей человека, продление жизни, уменьшение страданий, предотвращение старения и, в конечном счёте, смерти — всё благодаря научным открытиям и использованию современных технологий. Сторонники концепции считают, что благодаря разуму люди смогут избавиться от ограничений, навязанных природой, и достичь новых высот.

Сейчас в мире действуют многочисленные трансгуманистические организации и сообщества
Сейчас в мире действуют многочисленные трансгуманистические организации и сообщества

Человечество уже очень долго грезит трансгуманизмом. Идея искусственного улучшения человека старше не только Deus Ex, но и «Призрака в доспехах», «Нейроманта», да и самого киберпанка в целом. Её корни уходят глубоко в историю, но будет достаточно вспомнить начало XX века.

В то время люди тоже мечтали, не меньше чем мы, и причин для этого было предостаточно. Наступил переходный период между эпохами, и за короткое время люди совершили множество научных открытий: в обиход входило электричество, Чарльз Дарвин развенчал предыдущие представления о живом, а многие мыслители положили конец неоспоримому правлению религии.

Вера в Бога уступила главенствующие позиции, а вперёд вырвалась вера в Человека и в Прогресс. Фридрих Ницше предвещал приход сверхчеловека с принципиально иным мышлением. Джон Холдейн, основоположник генетики, предлагал улучшить человека, создавая следующие поколения искусственно. Пьер Тейяр де Шарден объединил религию и науку, утверждая, что Бог — финальный этап развития всего живого и разумного.

Широкое распространение получили также идеи Николая Фёдорова, основателя космизма. Философ верил в творчество и разум человека, считал, что главной задачей науки стала победа над смертью: «Смерть от старости — символ господства природы над человеком. Поэтому преодоление смерти приведёт к появлению нового человека, с изменённым мышлением, человека, полноценно верящего в свои силы по регуляции, разумному управлению природой». Из предтеч трансгуманизма в те времена можно вспомнить ещё Константина Циолковского, Фрэнсиса Вилларда и многих других.

К сожалению, «золотой век» продлился не долго. Нашлись люди, обратившие эти достижения против человечества, ввиду своей глупости, жестокости и собственных амбиций.

Бедный Ницше, в первую очередь, мечтал о духовном совершенствовании человека. Нацисты присвоили его идеи, вывернув наизнанку
Бедный Ницше, в первую очередь, мечтал о духовном совершенствовании человека. Нацисты присвоили его идеи, вывернув наизнанку

Достижения в технике использовали, в первую очередь, в военном деле. По приблизительным оценкам, 92 миллиона человек стали жертвами Первой и Второй мировых войн, начатых во имя Справедливости, Прогресса и Порядка. Ещё больше остались искалеченными и обездоленными.

Мечты о сверхчеловеке привели к возникновению страшнейшего из тоталитарных режимов, а проводившиеся под предлогом улучшения человечества эксперименты были настолько жестоки, что до сих пор евгеника как наука под международным запретом.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Именно эти трагические события, разрушение надежд и разочарование в наступившем будущем вдохновили основателей киберпанка написать первые произведения. На смену надеждам и непоколебимой вере в человека пришли цинизм, недоверие ко всему и тревожные мысли о настоящем и будущем. Поэтому киберпанк имеет много общего с антиутопией, а человек в нём зачастую показан в негативном свете.

Однако есть и другая сторона медали. Спустя много лет, научные достижения всё же принесли пользу людям. На сегодняшний день генетические исследования помогают в предотвращении многих наследственных заболеваний; выводятся новые агрокультуры, способные выстоять в тяжёлых условиях; киберпротезирование ощутимо улучшило жизнь многих, получивших инвалидность по различным причинам.

Первая миоэлектрическая рука была создана в 1958 году в Советском Союзе
Первая миоэлектрическая рука была создана в 1958 году в Советском Союзе

И речь идёт не только о протезировании конечностей — можно вспомнить, например, о водителях ритма, спасающих сердце, о кохлеарных имплантах, сохраняющих слух. То же можно сказать и о других технологиях: ядерная энергетика сейчас питает электричеством целые страны, сохраняя природные ресурсы и климат, современные достижения уже дали первые ростки в предотвращении голода и недостатке жилья, и это только начало.

Однако человечество заплатило за это высокую цену. Вопросы о том, были ли виновны сами идеи, или их извратила человеческая природа, и можно ли было этого избежать — сложные, и вряд ли мы в ближайшем будущем сможем найти ответы.

Может показаться странным начинать рассказ о Deus Ex с подобных тем, казалось бы, не имеющих отношения к игровой индустрии. Отчасти это верно, Human Revolution — видеоигра, созданная, в первую очередь, для развлечения. В то же время, она поднимает серьёзные вопросы, учитывая не только каноны жанра, но весь многовековой опыт человеческой истории.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

В этом проявляется первое заметное отличие Human Revolution от классического киберпанка — вместо бездумного цитирования «Бегущего по Лезвию» или книг Гибсона разработчики из Eidos Montreal отходят от атмосферы 80-х и предсказывают будущее на основе мира, какой он есть сейчас.

Новые старые люди

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Human Revolution начинается воодушевлённо. Забудьте об упадке и безысходности старых произведений, мир игры очень напоминает наш, точно так же в воздухе витает напряжение и беспокойство перед научными открытиями. Не без причины — события игры происходят в 2027 году, и уже больше двадцати лет в мире существуют аугментации.

Так называются биомеханические улучшения, а их носителей прозвали «Аугами». Импланты можно встретить повсеместно, будь то безобидный инфолинк для выхода в сеть, протез руки с ручной гравировкой или массивные улучшения военного образца.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Игра заявляет, что старые, примитивные, гротескные протезы должны уйти в прошлое. Светодиодам вместо глаз и гигантским, грубо сваренным трубкам места больше нет. В Human Revolution аугментации — не просто утилитарное устройство для нуждающихся, их производят и продают как произведения искусства.

А вот так это выглядит в Cyberpunk 2077
А вот так это выглядит в Cyberpunk 2077

Взгляните на рекламный ролик Sarif Industries, в нём вы не увидите и тени стыда, скованности или смущения. Быть обладателем аугментации престижно.

Дизайн протезов впечатляет не только своей изысканностью и утончённостью, он эргономичен и создан как естественное продолжение современных технологий.

Например, искусственные ступни не похожи на человеческие, но только потому, что более острая форма делает их удобнее. Разработчики подсмотрели её у ныне существующих моделей, известных тем, что их обладатели устают медленней и бегают быстрее обычных людей.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает
Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Есть и другой интересный случай: Дэну Мелвилу в рамках благотворительной акции собрали на 3D-принтере протез, основываясь на разработках игры. Аугменты в игре плотно связаны с реальными разработками.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Так, на сегодняшний день изобрели чувствительную киберкожу, колени на микропроцессорах, сверхпрочное углеволокно, электронную сетчатку, в разработке устройство, позволяющие вернуть зрение.

На гифке сверху Лес Бах демонстрирует свой новый протез. Мистер Бах потерял в молодости обе руки, и учёные университета имени Джона Хопкинса разработали для него устройство, непосредственно принимающие электрические импульсы мозга.

Другой интересный пример — проект Braingate. Пока он ещё на раннем этапе, но уже позволяет людям, утратившим способность самостоятельно двигаться, управлять манипуляторами удалённо, с помощью мысли.

Множество талантливых учёных работает сейчас в этой отрасли, и их достижения сильно отличаются от того, что было ещё лет 10 назад.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

В будущем 2027 году, по версии Eidos Montreal, человек сможет иметь сверхъестественную силу, скорость и реакцию, его кожа, усиленная карбоновым волокном, будет твёрже стали, устойчивая к высоким температурам и электрическому напряжению, искусственная печень будет способна переработать большинство смертельных токсинов, не говоря уже о неограниченном количестве алкоголя, а лёгкие позволят задержать дыхание значительно дольше обычного.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Социальный адаптер сможет выпускать феромоны, позволяющие убедить собеседника в своей правоте, улучшения глаз позволят замечать детали, недоступные обычному человеку, а система Sentinel будет в реальном времени мониторить состояние здоровья носителя, автоматически корректируя опасные для жизни показатели. Сейчас это выдумки, но сколько из этого останется фантастикой лет через 20?

Эпоха Кибервозрождения

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Несомненно, аугментации — основной элемент истории Deus Ex, но и помимо них в мире много интересного. Вечно мрачные, вечно грязные мегаполисы остались в восьмидесятых. Специально для игры дизайнеры Eidos придумали визуальное направление, получившее название «Киберренессанс».

Пыльный, апокалиптичный город — один из самых запоминающихся образов, но он слишком далёк от современных реалий, поэтому от него пришлось отказаться
Пыльный, апокалиптичный город — один из самых запоминающихся образов, но он слишком далёк от современных реалий, поэтому от него пришлось отказаться

Эпоха Возрождения выбрана не случайно, она ознаменовала поворотный момент в нашей истории. После десяти веков мрака тьма отступила, и начали заново развиваться различные науки, медицина, искусство. Деятели этого времени унаследовали достижения античности, но пересмотрели их, практически каждое направление было открыто заново. Разработчики увидели подобную преемственность и в XXI веке, когда научные достижения позволили узнать много нового о мире и человеке.

Как и во времена Ренессанса, мы сейчас изучаем с невиданной детальностью всё, от тайн космоса до человеческой психики. Кажется, что не существует вещей, которые нельзя изучить, объяснить, разобрать на составные детали.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Это первая игра, в которую я мог внести немного творческого безумия, мне дали карт-бланш. Нео-Ренессанс возник из центральной темы игры — трансгуманизма. На определённом этапе я изучал скетчи Леонардо да Винчи, и это стало связующим звеном, так как это было основой концепции человека как машины. Именно во время Ренессанса люди начали понимать, как работает тело. Трансгуманизм — это улучшения человеческой механики.

Джонатан Жак-Беллетет, ведущий художник
Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает
Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Пышность, размах Барокко, изящный сплав современного дизайна и классицизма — всё это сформировало стиль, ставший визитной карточкой нового Deus Ex. Виден он во всём: в архитектуре зданий (штаб-квартира Sarif Industries напоминает католический собор вместо привычных киберпанковских пирамид), в скульптуре и интерьерах, в дизайне одежды и афишах театральных представлений.

В театре собирает полный зал опера «Il Metamorfoso», чья афиша одновременно напоминает «Призрака оперы» и отсылает к Shodan из System Shock
В театре собирает полный зал опера «Il Metamorfoso», чья афиша одновременно напоминает «Призрака оперы» и отсылает к Shodan из System Shock
Стиль особенно сильно отразился на одежде людей, и бывает сложно найти знакомый покрой, будь то строгий деловой костюм, вечернее платье или повседневные вещи
Стиль особенно сильно отразился на одежде людей, и бывает сложно найти знакомый покрой, будь то строгий деловой костюм, вечернее платье или повседневные вещи

Кажется, художники сделали не так уж и много — просто разбавили современные тенденции образами старинного времени, но в итоге получился стиль, который воспринимается свежо и неповторимо.

По ту сторону закона

Всё это, конечно, характерно только для ярко освещённых улиц мегаполисов. Стоит свернуть не туда, посетить бедный, неблагополучный район, как сразу появляются знакомые образы. Грязные переулки, полузаброшенные дома, бездомные, гангстеры, чёрные рынки — Human Revolution хорошо помнит о своих корнях.

«Акира»
«Акира»

Особое место в игре уделено преступности. Киберпанк любит показывать криминальный мир с долей романтики. Главные герои оказываются то уличными самураями, то хакерами по найму, а банды байкеров из «Акиры» запомнились всем надолго. И ничего из этого здесь нет.

Преступность показана реалистично, похоже на нынешнюю. Причины остались те же, а вот методы изменились. И они пугают.

Представьте себе уличную банду «Сборщики». Когда-то они грабили прохожих, отбирая у них дорогостоящую электронику. Теперь они похищают местных жителей, рабочих по найму, случайных туристов, убивают их и разделывают, забирая механические части. Без личных мотивов, просто чёрный рынок вторичной продажи аугментаций — довольно прибыльный бизнес.

Тонг, да не тот
Тонг, да не тот

Случаются и более изощрённые преступления. За приемлемую плату некоторые соглашаются побыть «Прокси», перчаткой-инструментом для заказчика. Человек отдаёт контроль над своим телом и управляется удалённо другим, сидящим за ноутбуком в уютном кресле. Нужно ли говорить, что далеко не всегда подобные случаи заканчиваются для «куклы» благополучно.

О том, чем занимаются некоторые корпорации, и вспоминать не хочется. Их сияющие коридоры только усиливают контраст с их бесчеловечностью. Тщательно охраняют их секреты частные военные компании вроде Belltower.

Belltower подозрительно похожа на реально существующую Blackwater
Belltower подозрительно похожа на реально существующую Blackwater

В целом, криминальный мир в игре разнообразный. В основе всего лежит обычная человеческая жестокость, существовавшая всегда, только одни до сих пор играют по принятым правилам, а вторые во всю осваивают открывшиеся возможности.

Беспокойные будни Нео-Детройта

Криминал — не частный случай, в противопоставлении старого и нового вся Human Revolution.

Очень часто мы видим уже состоявшийся киберпанк, миры Blade Runner и Ghost in the Shell кажутся нам умиротворёнными, спокойными, происходящие ужасы стали там новой нормой. Они зачастую статичны, непротиворечивы.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Deus Ex же не боится показывать переходный этап, свойственные ему сомнения и турбулентность. Мир во время игры ощущается застывшим в движении, словно стоп-кадр спортсмена во время марафона.

Так, разное впечатление производят города, не даром их два. Детройт ещё пытается сохранить остатки своей индивидуальности: с современными небоскрёбами и клиниками соседствуют старые автомобильные заводы, полицейский участок, жилые дома из прошлого века.

А вот Шанхай, ныне именуемый «Хенгша», преобразился до неузнаваемости. Корпорация «Тай Юнг Медикал», избрав его своей штаб-квартирой, построила гигантскую мегаструктуру в центре города. С высоты птичьего полёта видно сияющие небоскрёбы, а вот старый город навечно погрузился во тьму.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает
Более яркий образ расслоения общества сложно и придумать
Более яркий образ расслоения общества сложно и придумать

Любители классики почувствуют себя здесь как дома: тесные, шумные улицы, полные самых маргинальных представителей общества, зверские банды и безучастная полиция. Жители теснятся в отелях-капсулах или проводят свободное от работы время в ночных клубах, барах или борделях.

Нет спокойствия и на политической арене: тут идёт агрессивная борьба за полномочия между корпорациями с одной стороны и гражданскими организациями и правительством с другой. Мы привыкли, что в киберпанке компании имеют абсолютную власть. Human Revolution говорит, что добиться этого было не просто.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Но самое главное, игра убедительно показывает не только огромные организации, но и проблемы самых обычных людей, через разговоры, записки, заметки, квесты и случайно брошенные фразы.

Так, сотрудники Sarif Industries между собой спорят о правильности действий руководства. Не знают, что выбрать и обычные граждане: они могут получить улучшения, необходимые для конкуренции в работе, но для этого требуется лечь под нож.

Боятся за своё место в мире те, кто по тем или иным причинам отказались от улучшений. Не стали ли они бесполезным довеском человечеству, рвущемуся вперёд? Переживают обладатели и старых имплантов — не получили ли они модификации слишком рано, как быстро они устареют. Среди сторонников движения за чистоту, именуемого «Фронт Человека», также нет единого мнения: одни протестуют и требуют государственного управления, другие прибегают к более экстремальным методам.

Общее во всех случаях одно — настоящие людские переживания по пути из нашего мира в неизвестность.

Анатомия души

Игра оказалась щедра на детали, раскрывающие характеры людей, и особое внимание тут уделено главному герою. В его психологическом портрете разница между старым и новым киберпанком особенно заметна.

Классический герой жанра много взял у нуарных детективов 40-х
Классический герой жанра много взял у нуарных детективов 40-х

Жанр был основан в 80-е, и герой в нём соответствовал времени. Прожжённый жизнью одиночка, он больше ничему не удивлялся и думал, как прожить ещё один день, втайне мечтая о чём-то светлом. Рано или поздно ему подворачивалась удача, и он отправлялся в приключение, меняющее его взгляды на жизнь.

Главный герой игры Адам Дженсен — совсем другой.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Мы знакомимся с ним в переломный момент его жизни — работая начальником охраны корпорации, Дженсен получает смертельное ранение и проходит операцию по радикальному киберпротезированию. В отличие от многих, аугментирование застало его врасплох, он его не хотел. Это событие положило начало его истории и дало нам крылатую фразу «I’ve never asked for this».

Многое мы узнаём по ходу игры. В биографии героя есть белые пятна, но известно, что он служил в спецназе, потом в полиции. Во время работы случился инцидент, во время которого погиб человек, и Дженсен решил покинуть службу по этическим причинам. Это уже говорит о нём, как о человеке с установленными моральными принципами.

Интересно, что инверсию в жанре преподносит история: герой работает на корпорацию и противостоит СМИ, правительству и гражданским организациями — игра размывает привычные представления о хороших и плохих.

Более точное представление о личности Дженсена мы можем составить, осмотрев апартаменты.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Квартира в полумраке, видно, что Адам не любит яркие цвета. На столе можно найти современные журналы, мебель подобрана со вкусом, в квартире можно встретить произведения современного искусства — всё-таки мы играем не за простого рубаху-парня.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

В ванной можно найти вдребезги разбитое зеркало и записку, говорящую, что новое прибудет скоро. По всей раскиданы квартире ящики с вещами из прошлой жизни Адама, рядом с ними журнал со статьёй о перспективах нейроимплантов и невербальной коммуникации, а в уголке лежат письма с пожеланиями скорейшего выздоровления. Дженсен пытается начать жить снова, но не может до конца принять то, кем он стал.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

В свободное время Дженсен любит собирать различные механические изделия. Разработчики подтвердили популярную фанатскую теорию — это помогает ему разобраться в себе и своём искусственном теле.

А ещё он — одиночка. Адам старается не привязываться к людям, сохраняя со знакомыми дружеские отношения. Единственный раз, когда он позволил себе чувства — роман с Меган Рид. Герой так и не простил её смерть, и готов на всё, чтобы докопаться до правды. Но когда он проберётся в самую бездну — он окажется там один, и выбираться придётся, полагаясь только на собственные силы.

Адам не похож на типичного героя жанра, он другой, но его переживания близки многим из нас: застигнутый врасплох прогрессом, он оказался чужаком в этом мире. Он цепляется за прошлое, но именно его новые способности позволят пробить путь вперёд.

Только перед этим ещё предстоит выяснить, что же сейчас правильно.

Новое время, старые вопросы

Суть киберпанка не в неоне или кибепротезах, она в фундаментальных проблемах столкновения новейших технологий и человеческой природы. Human Revolution не скажет ничего нового, повторит вопросы, которые уже слышали, но сделает это так, что они прозвучат по-новому, близко и злободневно.

Сквозь всю игру ведётся спор о трансгуманизме: корпорации находятся в конфликте с властью, привилегированный класс и нищета всё больше ненавидят друг друга, всемогущие иллюминаты пытаются совладать со стихией прогресса. Казалось бы, стоило показать весь ужас и мрак от злостного использования технологий, обнажить самые тёмные уголки человеческой натуры, во сто крат усиленные технологиями — и тебя уже ничего не удивит, как под конец игра приносит ещё несколько доводов в уравнение.

Один из них показывает апокалиптический вариант. Человек, поверив обещаниям «золотого века» бездумно отдаёт за аугментации всё и, соответственно, теряет всё, даже контроль над собственным телом. Несчастные, недальновидные — заслужили ли люди такую участь?

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Второй аргумент — в пользу трансгуманизма. Он представлен финальной локацией игры, комплексом Панхея, профинансированным филантропом. Гигантское сооружение посреди океана, построенное благодаря современным технологиям и работе сверхсильных, аугментированных людей.

Единствення цель проекта – достать с глубины метал и охладить океан, остановив глобальные изменения климата. Альтруистичная цель, символ того, что люди могут не только разрушать, но и строить, менять в лучшую сторону.

Именно здесь окончательно формируются и отдаются на рассмотрение игрока позиции векового спора относительно аугментаций.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Одни считают, что жизнь человека изначально была борьбой, а его улучшение с помощью технологий — это благо. Однако, что ещё более важно — это неизбежность. С самого начала истории человек стал выше законов природы и создал технологии — огонь, колесо, интернет и всё остальное.

С их точки зрения, пришла пора логично завершить усовершенствование мира и изменить самих себя. Трансгуманисты считают, что природа накладывает слишком много ограничений на человека, мешает ему раскрыться, и если преодолеть препятствия — он сможет измениться к лучшему.

Они выступают за свободу исследований, мотивируя это тем, что чем раньше произойдут желанные открытия, тем большему количеству людей будут доступны блага аугментаций.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Другие — более скептичны, они за то, что прогресс необходимо жёстко контролировать, и заниматься этим должны правительство и международные организации. По их мнению, именно наши недостатки и несовершенство научили нас, указали нам на ошибки и сформировали моральный компас нашей цивилизации.

Наши слабости в итоге сплотили человечество, научили жить в мире и сообща, и мы многое потеряем, избавившись от этих вещей.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Есть и третье мнение. Некоторые вообще не питают надежд относительно человека. Для них он обладает патологической склонностью брать больше, чем может унести. Они придерживаются мнения, что технологий, в первую очередь, надо бояться и не вмешиваться в природу человека без крайней нужды.

Они считают, что человечество не раз показало себя избалованным ребёнком, и каждый раз игрушки становились всё разрушительнее. И сейчас любая ошибка может стать последней.

Игра даёт всем сторонам высказаться, но сама остаётся на позиции молчаливого наблюдателя. Финальная задача игрока — взвесив всё, определиться с собственным мнением и принять чью-то сторону.

Zeitgeist

В контексте игры выбор будет иметь значение только для главного героя. Как окажется позже, для мира мало что изменится. Раз выпустив джина из бутылки, назад его уже не вернуть. Скорее всего, безмятежным надеждам придёт конец, но история Deus Ex продолжится, следующая часть — Mankind Divided — заглянет в ещё более далёкое и тревожное будущее. Спустя много потрясений, настанет тот далёкий киберпанк, к которому мы все привыкли.

Картина 2027 года заставляет задумываться не столько о будущем игровой вселенной, сколько о нашем мире. И с каждым годом всё чаще, ведь в ней оказывается всё больше знакомых очертаний. Слушания в конгрессе о политике приватности, война СМИ и правительств, безудержная вера в гениев прогрессивных корпораций — слишком много нового появилось в мире в последние годы.

Киберпанк в Deus Ex: Human Revolution и актуальные проблемы, которые он поднимает

Возможно, нас действительно ждёт мрачное будущее, как в «Нейроманте» и Cyberpunk 2077. А возможно, Джин Родденбери был прав, и человечество сумеет совладать с собственными амбициями и стать лучшей версией себя.

Deus Ex: Human Revolution сделала киберпанк снова актуальным, но она не задала новых вопросов, не решила давние споры. Не давала она и предсказаний будущего, оставив это остальным. Вместо этого — рассказала иную историю: о людях, заставших время между эпохами. Рассказала о вещах, о которых они мечтают, и о вещах, которые не дают им покоя. Рассказала о том, как они примут новшества, как это изменит их привычный образ жизни.

История Deus Ex: Human Revolution — о нас, людях, вынужденных жить во время перемен.

448448
165 комментариев

Статья отличная.

Про Deus Ex - очень надеюсь, что франшизу, все-таки, возродят и дадут ей больше внимания, а не обрежут, как Mankind Divided. А если еще и в новой обертке выпустят старые части - будет вообще великолепно.

90

Игроки сказали свое слово своими кошельками, что поделать.

10

Скорее Скваеры будут клепать Лару, чем такой годный контент. О чем они, собственно, и заявили. Обидно

12

HR хорошая штука, но вот первый DX, несмотря на весь тот китч, теории заговора и прочие шутки, поднимал не меньше тем (разве что про протезирование и социальное неравенство, с этим связанное, упоминал вскользь), а иногда даже умудрялся предвидеть некоторые процессы и явления, как бы в шутку угадывая их

20

Обидно, кстати, что первая часть остается в тени тройки.

9

Комментарий недоступен

3

а иногда даже умудрялся предвидеть некоторые процессы и явленияПутём пересказа книг, которые были писаны в 80-х?