Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо

Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо

В начале месяца у меня выпало целых четыре дня выходных, которые я решил посвятить прохождению чего-нибудь из своей коллекции. После долгих раздумий и многократного перелистывания списка доступных тайтлов, мой выбор пал на Steelrising. Творение студии Spiders было приобретено еще прошлым летом с вкусной скидкой почти за бесценок. Но, как и множество других покупок до этого, игра осела в библиотеке, терпеливо дожидаясь своей очереди.

Тут хотелось бы внести небольшое уточнение: у меня непереносимость Souls-лайков. В моем понимании игры должны радовать и приносить яркие, желательно положительные эмоции. А потому перспектива потратить 100500 часов только на одного босса или потерять весь лут из-за неверного кувырка меня совершенно не возбуждает.

И вывернутая в сторону бесконечности сложность и кривое управление ассоциируется скорее со сломанной клавиатурой и нервным срывом, нежели с челленджем и весельем. Уж лучше просмотреть очередное видеоэссе про лор условного Bloodborn, чем самому мучиться на улицах Ярнама.

Лови казуала!
Лови казуала!

Однако для Steelrising я все же сделал исключения. Для этого нашлось ровно две причины. Первая крылась в обещании простого казуального геймплея без лишней духоты. Самое то, чтобы выключить мозг и расслабиться после двухнедельного рабочего марафона без отдыха.

А вторая крылась в безумно интригующем сеттинге. Ведь XVIII век для Франции и без того выдался насыщенным на запоминающиеся события и яркие личности, не только потрясшие весь мир, но и оставившие глубокий след в истории. А тут альтернативная версия Великой французской революции с механическими автоматонами. Лучше концепта придумать крайне сложно. Ровно с такими мыслями и была нажата кнопка «Новая игра».

Париж с блекджеком и автоматонами

Игры бывают разными: и отличными, и просто хорошими, и из категории «сойдет под пивко» (привет Starfield), и очень плохими (да The Surge, я тебя никогда не прощу). Но даже если итоговое качество получилось ужасным, важны эмоции, что геймер испытывает во время прохождения и которые остаются с ним после. И хуже всего те случаи, когда после финальных титров ты не испытываешь вообще ничего. Ни радости, от того, что это было крутое приключение, ни разочарования от напрасно потраченного времени и денег.

И в этом плане творение студии Spiders меня по-хорошему удивило. Дело в том, в том, что за тридцать с лишним часов, которые потребовались на то, чтобы из дворца королевы добраться до финальных титров, Steelrising буквально вогнала меня в состояние депрессии и уныния.

Хороша чертовка
Хороша чертовка

А «виноваты» в этом атмосфера игры, общий антураж и некоторые сюжетные решения, что и создали то самое тягостное ощущение грусти и печали. И это в целом удивительно, ведь геймерский опыт у меня большой. Я истреблял пришельцев, воевал на фронтах Второй мировой, участвовал в войнах будущего. И ни разу подобные игровые элементы не оставляли на душе настолько тягостного отпечатка.

С чем обычно ассоциируется Франция второй половины XVIII века? Многие почти наверняка ответят, что с Великой французской революцией, с восхождением Наполеона Бонапарта, с взятием Бастилии и даже с горячо мною любимой Assassin's Creed Unity. Это и не удивительно, ведь эти события настолько сильно потрясли сложившиеся веками устои, что дали старт масштабным социальным и политическим трансформациям, повлиявшими практически на все страны мира.

Однако в целом в книгах и фильмах данная эпоха описывается едва ли не как блистательное время. Короли упивались абсолютной властью, богачи устраивали величественные балы, где щеголяли в пышных нарядах и незаметно подправляли свои парики, а бравые гвардейцы охраняли их покой. Все чинно, ярко и красиво, со значительным налетом пафоса и оптимизма. Даже толпы черни, на которые внимание акцентировали не так часто, изображались с элементами благородства. И весь этот накопленный культурный багаж разработчики из Spiders берут и ломают об колено.

Игры про разное, соответственно и Париж другой
Игры про разное, соответственно и Париж другой

Вместо процветающей Франции перед игроками предстает оказавшееся на краю пропасти королевство. В 1789 году Париж настолько глубоко завяз в трясине кризиса, что полыхнуло пламя народного мятежа. Неурожай, спад экономики, безработица и другие проблемы привели к тому, что население восстало против монархии. Вот только повстанцы не ожидали того, что у короля Людовик XVI остался туз в рукаве, а именно армия автоматонов. И ожившие механизмы с жестокостью подавили бунты, буквально утопив восстание в крови.

В итоге, вместо приятных прогулок по столичным тротуарам главная героиня оказывается в разрушенном городе, где еще недавно велись боевые действия. Некогда величественные дворцы и постройки разрушены, на улицах горят стихийные костры. Повсюду возведены баррикады, многие окна выбиты, а сами дома разграблены мародерами.

Площади, на которых происходили основные стычки, заполнены трупами людей. Редкие выжившие жители забились в свои жилища, и стараются никуда не выходить, заколотив все входы и выходы. И даже на предложение помочь они реагируют максимально агрессивно. Буквально от каждого подобного кадра исходит ощущение безнадежности и скорой погибели.

Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо

Да и многое в местном лоре построено на круговороте смерти и насилия. Те же автоматоны — это механизмы, «ожившие» благодаря частичке души человека и подчиняющиеся приказам короля и его советника Калиостро. И чем больше обычных людей будет убито, тем многочисленнее и сильнее станет армия безжалостных киборгов. Чего стоит массовое захоронение возле лечебницы, где злодей проводил свои опыты. И именно поэтому при гибели из них выпадали вложенные души.

И чтобы добыть как можно больше столь ценного ресурса, в городе были установлены особые устройства, которые подавляли волю человека, вгоняли его в состояние страха и фактически доводили до смерти. И да, это весталки — место, где главная героиня прокачивается в обмен на собранные из врагов «светлячки».

Наиболее опасных противников Людовик XVI и Калиостро превратили в боссов. Внешний вид автоматона был метафорой на прежнюю сферу деятельности жертвы. Например, бывший палач выглядела как ходячая гильотина, а колосс-епископ размахивает цепной библией-крюком.

Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо

Из их души убрали самые яркие черты характера, превратив их тела в пустые оболочки. Фактически эти люди ни живы, ни мертвы, а пребывают в каком-то среднем состоянии. Это подчеркивается дизайном капсул, где хранятся враги короны, внешне напоминающие гробы. И так продолжается до тех пор, пока Эгида не побеждает в бою и не возвращает частицу материи к своему владельцу.

Кстати о союзниках. Новообретенные товарищи хоть и объединяются в едином порыве свергнуть монарха, но никак не могут забыть о своих противоречиях. Поэтому Робеспьер, Ла Файет, Байи, Мирабо и остальные активно ругаются, ставят свои амбиции выше общей цели и много спорят. К тому же у каждого из них свой скелет в шкафу, выставляющий их в некрасивом свете. Порой доходит до того, что можно усомниться в чистоте помыслов Ла Файета или Марата. И все это накидывает дополнительный бал к общему угнетению от общей картины.

Амбиции до добра не доводят
Амбиции до добра не доводят

Раскаявшийся злодей

Весьма эмоциональной получилась концовка игры, которая заставила немного по-другому взглянуть на персонажа короля. Все прохождение Людовик XVI представал в образе сумасшедшего тирана, повсюду видящего заговоры и ради сохранения короны готового убить любого. И ровно за мгновение до казни и итогового хэппи-энда злодей раскаивается и делает это так, что его становится жаль.

Жаль этого добряка...
Жаль этого добряка...

В короткой речи монарх рассказывает о том, как смерть стала его неотъемлемым спутником. Как в течение всей жизни он терял всех любимых и близких, а он сам оставался жить и страдать из-за этого факта. Как он пытался победить старуху с косой, пытаясь даровать подданным бессмертие в новой оболочке.

Безусловно, все сказанное нисколько не оправдывает действия правителя, своими действиями убившего тысячи людей. Но это раскрывает его как личность, давая узнать его мотивы. На гильотину идет человек, для которого жизнь стала наказанием, а попытка перехитрить смерть оставила на нем клеймо «убийцы».

Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо

И еще немного слов о финале. После всех приключений игроки получают условный хэппи-энд, ведь Атенаис оживает. Но по факту настоящая главная героиня, с которой я пробыл все эти часы, которая уничтожила множество врагов на пути, помогла союзникам и спасла королевство, умерла. Эгида вернула частичку души, которая и делала ее тем персонажем, к которому успел привязаться. Сюжетно ход логичный и ожидаемый, но все равно печальный.

Также, в некотором роде можно сказать «Спасибо» разработчикам за не самую высокую сложность. Потому что в противном случае мне пришлось бы полностью сконцентрироваться на боевке и противниках. А так, мне ничего не мешало вникать в атмосферу и глубже увязнуть в ауре гибели.

В тексте ничего не сказано про геймплей, потому что хотелось рассказать об эмоциях, которые я испытал во время прохождения и после окончания. Спасибо Эгида, это было интересное приключение...

Steelrising — очень депрессивная игра. И это хорошо
3131
6 комментариев

Другие игры от этой студии мне не зашли, но Steelrising прошла залпом на одном дыхании. Атмосфера, сеттинг и история настолько увлекли, что насладиться историей мне не помешал даже древний комп и минимальная графика с тормозами. Геймплейно она очень легкая, особенно после соулсов, так что думаю, игра и правда подходит для комфортного знакомства с подобными играми. Но главная ее заслуга для меня это антураж и автоматоны.
Спасибо за статю, было интересно почитать

5

Комментарий недоступен

2

Депрессия от одного заголовка. Плохо

1

Несколько раз брался, чет забрасывал через пару часов. Победитель секиро

1

Мне наоборот исповедь Людовике в концовке не понравилась. Если хотите раскрыть злодея - делайте это в течении игры, а не одним монологом за секунду до его смерти. А вот со смертью Эгиды соглашусь: хоть и ожидаемо, но все равно эмоции испытываешь.
Ещё заслуживает упоминания, что в игре несколько концовок, в зависимости от выборов. При этом выборы неоднозначные, а не просто между очевидным добром и злом

1

у этой робошмары трусики хоть видно из под юбочки?