Альфа-версия Pathologic 2 - что нового?

Что изменилось в Городе-на-Горхоне
Что изменилось в Городе-на-Горхоне

Вечером 23 августа поклонники, поддержавшие рублём переиздание Pathologic, получили рассылку - вот она, альфа, играйте, наслаждайтесь, заполняйте анкеты в гугл-формах. Через неделю налёт исключительности был снят, и доступ к альфе получили поклонники попроще. Эта заметка пишется из лагеря поигравших и заполнивших, и я предлагаю необычное - говорить простым языком о ледорубах (студия Ice-pick Lodge) и их продуктах жизнедеятельности.

Проникнуться атмосферой уездного городка можно в заметке:

Здесь же попробуем разобраться, что изменилось за наше отсутствие.
В промежутке 2006-2018 мы ступали на улицы Города-на-Горхоне трижды, если не считать выхода HD-версии:

  • Оригинальный "Мор (Утопия)" предлагал пережить чуть меньше двух недель в городе, на который стремительно падает чума, за одного из трёх персонажей. Бакалавр Даниил ненавязчиво предлагается игрой для первого погружения - чудотворная Клара откроется после успешного прохождения, а в описании Артемия слишком много незнакомых слов. Серьёзно, кто из вас знал, что такое "гаруспик"? В лице Даниила игрок разбирается в происходящем, знакомится с городом, понимает, что быть гаруспиком - это не только гадать по куриным кишкам, пробует залечить нетрадиционную чуму, а после уже решает, кто интереснее для повтора - самозванка с вкрадчивым голосом или здоровенный местный коновал.
  • Демо новой патологии (экспортное название игры и серии - Pathologic) "Мраморное гнездо" демонстрирует обычный день столичного бакалавра медицины, попытавшегося вопрос чумы в степном городе решить баррикадами, патрулями и витаминками. Научный метод в итоге не срабатывает, Даниил получает массу противоречивых впечатлений, а игрок остаётся ждать альфы и переживать за несчастного лекаря.
  • Альфа нового (новейшего!) "Мора" на три дня поворачивается к нам лицом гаруспика Артемия. Вы получаете письмо от Исидора Бураха, своего отца, и всё заверте...

На первый взгляд завязка новой игры идентична оригинальной - Артемий, обучавшийся хирургии вдали от отчего дома, стремительно срывается на родину, получает по лицу прямо на железнодорожных путях и пытается схорониться от невзгод до выяснения обстоятельств. Сыграем (можно просто почитать) в первые дни оригинала и ремейка и разберёмся, что нового придумали господин Дыбовский и его команда.

Знаковая тема из первой части

"Мор. Утопия", август 2006

Прибытие Артемия в город и первая стычка с населением показаны видеороликом. Сама драка остаётся за кадром, недавно живые фабричные рабочие лежат на степной земле, а игрок знакомится с управлением и механикой сбора добычи с трупов. Причина нападения неясна, в паре шагов стоят угрюмые, но разговорчивые фигуры в масках и грузных костюмах. Знакомьтесь, это исполнители, они и мимы-трагики - полноценные персонажи повествования и помощники игрока, нежно постукивающие в четвёртую стену.

Первые NPC, которые не пытаются вас избить
Первые NPC, которые не пытаются вас избить

Завидев ещё партию горожан с вилами, гаруспик благоразумно срезает дорогу через склады, сигает через забор и попадает в секретное убежище к детям. Дети, разбившиеся на два лагеря (двоедушники и песиголовцы, суть конфликта - вопрос далеко не первого дня), играют в свои странные игры. Ноткин, главарь сидящей на складе группы, даёт первую задачу - отыскать и поколотить некоего Лизу (красивое имя) за плохие поступки.
В соседнем складе сидит местный король преступного мира и просто опасный тип Гриша Филин с остроумным прозвищем Гриф. Лиза, живущий активной жизнью, успел насолить и ему. Можете найти бедолагу и со спокойной душой зарезать. Вас, конечно, об этом просят, но стоит ли начинать битву за сердца и души горожан с убитых детей?

Постуканный головой о рельсы Артемий не помнит, где находится отчий дом (можно догадаться, что единственное красное здание на карте стоит без подписи не просто так, но это неспортивно), поэтому переходит сразу к плану Б - отец советовал обратиться к Владу Ольгимскому, местному директору всего. Расположение дома Влада известно, но дома хозяина можно и не застать - приятная особенность игры, город и его жители живут своей жизнью, целевой персонаж не всегда будет торчать в своей комнате. Влад живёт не один, можно познакомиться с его дочерью Викторией (Капелла для друзей).

Семья Ольгимских (сын Влада, Младший Влад, живёт отдельно) расскажет массу важного:

  • отца нет в живых, убит за день до нашего прибытия.
  • с судьбой гаруспика переплетены судьбы детей, их нужно защищать и к ним же идти за помощью. Мишка, Спичка, Хан, Тая Тычик, Ласка, уже знакомые Ноткин и Капелла. Это - Приближенные
  • чтобы очистить репутацию, делайте добрые дела - не воруйте, не убивайте и не забывайте о делах Приближенных
  • В драке у паровоза выжили не вы один - ещё один человек символично уполз зализывать раны на кладбище

Виктория же укажет на карте дом Исидора, место его гибели. Сцена преступления опечатана, страдающий тоской по отцу Артемий убивает охрану ради ключей, но внутри находит только здоровенных крыс, сумрак и паренька Спичку. Спичка просидел сутки в шкафу, и не то видел, не то слышал, что Исидора убила шабнак, чудовище, порождение степи.

На кладбище Артемий знакомится с Лаской, и.о. смотрителя, и может добить последнего свидетеля драки на рельсах или спасти, перелив донорской крови. Доноров вокруг, кроме самого гаруспика, нет (болезненно бледную Ласку игра в этой роли не рассматривает), но есть некий выбор. Оживший рабочий уйдёт рассказывать друзьям, какой вы добрый человек ("а мог бы и ножичком полоснуть!" ©), мертвый рабочий вообще никому ничего больше не расскажет.

Каждый встречный упоминает, что вас ищет некий бакалавр Данковский, в плаще и с пушкой наперевес. Если нанести столичному гостю упреждающий визит (не убирая рук с ножа), узнаем, что Исидора Бураха убила болезнь, и подозрения с Артемия сняты. Правда, гаруспика ищет бывший ученик Исидора Стах Рубин с недвусмысленными намерениями, но один знахарь-недоучка лучше толпы агрессивных горожан.

Свободного времени у героя остаётся достаточно, чтобы обойти ещё половину города и познакомиться с любезно отмеченными на карте персонажами. До снятия подозрений передвигаться приходится короткими перебежками от подъезда до подъезда - драться очень неудобно, а посещение домов сбрасывает положение горожан. В мусорных баках лежат пустые бутылки, иголки и прочий хлам, который тем не менее интересен детям для обмена. О, святая простота, при должном везении за пару горстей рыболовных крючков ушлый Артемий может разжиться, например, бутылкой морфия.
Первый день не принесёт ни ясности, ни покоя, первую ночь придётся провести под чужой крышей. Хоть Бурах и местный, городу он абсолютно чужд, единственная нить, связывавшая Артемия с прошлым, - это отец, и эта нить обрывается, чтобы запустить сюжет.

"Мор", август 2018

<i>Шесть лет назад вы уехали из родного города изучать медицину. Но недавно отец прислал вам тревожное письмо, где упоминал грядущую беду...</i>
Шесть лет назад вы уехали из родного города изучать медицину. Но недавно отец прислал вам тревожное письмо, где упоминал грядущую беду...

Бурах-младший снова обнаруживает себя на железнодорожных путях в окружении нескольких тел. Для полного дежа вю не хватает только фигур в масках, но пока их заменит удивлённый хулиганистый парень в собачьей шапке, болтающий ножками на приступке вагона неподалёку. Исполнители ждут за углом, чтобы вывалить текст двенадцатилетней давности на задыхающегося от ностальгии игрока. Клюв периодически загораживает текст, спишем это на неразборчивую из-за маски речь.

Репутация, теперь раздельная для районов города, пока работает против игрока. Попробовав старую схему кружных маршрутов, Артемий всё равно натыкается на городских доброхотов, парураз крепко получает в репу и теряет сознание.

Просыпается игрок на складах прямо перед... неужели это безумный Суини, чертов лепрекон? Нет, это всего лишь Гриша Филин, друг детства. Был друг детства, стал главный степной фарцовщик и наш первый источник новостей. Отец убит, горожане устроили "охоту на ведьм", схоронись, пока всё не уляжется. Ещё Гриф подскажет, что из старой компании Артемия может ждать Лара Равель. Подсказка хороша, но это другой конец города, высок шанс снова оказаться на складах в пакете из-под мусора. Что ещё предложат маргиналы?

Маргиналы предложат немного разжиться деньгами, помочь раненому бандиту и не связываться с бакалавром Данковским и властями. Знакомая песня.

От складов гораздо ближе ещё одно имя из прошлого, Станислав Рубин, ученик отца. Но в доме Стаха (Стаса, но здесь так принято) сидит незнакомое лицо в плаще и с саквояжем. Ребус несложно разгадать, это наш оппонент, бакалавр Даниил Данковский. Видно опытного оратора - Даниил сразу давит Артемия, рекомендует не высовываться и вгоняет клин в дружбу со Станиславом. Советам можно не поверить, но вряд ли уверения, что Стах желает крови Артемия, пустой блеф.

Альфа-версия Pathologic 2 - что нового?

На улице уже ждут дети-двоедушники и зовут к себе на базу. Ноткин (на командовании с 2006 года), суровый, но справедливый, заводит разговор на тему "можно ли убивать, если очень хочется?", после чего предлагает убить Лизу. Есть вариант спасти бедолагу, он сам должен придти и сдаться под суд - Ноткин примет любой ваш выбор, и даже поможет с алиби - сиротка Мишка снова видела, как гаруспик превышал пределы допустимой самообороны.

У Лары вы не самый жданный гость. Приём холоден, фразы натянуты, кровать вон там, рыбу найдёшь в тумбочке, иди своей дорогой, сталкер. В поисках рыбы и тумбочки можно набрести на незнакомую девушку в шарфе, тайком пробравшуюся на второй этаж. Или не пробравшуюся? Клара, ещё один оппонент появилась и исчезла незамеченной для хозяйки, а Артемий падает на кровать, слишком уставший, чтобы контролировать свои галлюцинации.

Сон (галлюцинации?) был о печальном. Мимы-трагики играют убитых на железке рабочих, такой отдых приносит только усталость, но не покой. Но есть хорошая новость - Лара включила сарафанное радио, теперь в соседних районах Артемия не тронут. Теперь можно делать добрые дела, чинить бойца Грифа или просто погулять по городу.

Альфа-версия Pathologic 2 - что нового?

При должной назойливости или невезении Артемий может забрести в управу и провести остаток дня за решёткой. Немного осмотрительности, и ближе к вечеру напряжение в воздухе спадает, прохожие намекают, что с протеже Большого Влада лучше не связываться. Если протеже всё это время прятался в кустах, то на встречу с большим Владом намекнёт посыльный мальчишка. Советы Влада ничего нового не несут (залечь на дно, убийцу не искать, ждать ответного гудка), хозяин уклада играет виртуальными мышцами, но не так навязчиво, как бакалавр медицины. В другой части дома знакомимся с Ольгимской-младшей, и идём в ночь, помянуть отца в местный кабак и там же знакомиться с братьями Стаматиными.

Братья Стаматины и самый модной лофт города. Фоном звучит та самая мелодия из оригинальной игры
Братья Стаматины и самый модной лофт города. Фоном звучит та самая мелодия из оригинальной игры

Старый добрый твирин теперь алкоголь (был лекарством) - выпившего зовут приключения, на карте появляется новое событие. По ночному городу шастают бандиты, рваться навстречу шёпоту города надо осторожно - удобных драк в "Мор" так и не завезли. Если за день получилось выменять монетку лодочника, то по городу можно безопасно плавать от пристани до пристани. "Приют" Равель ждёт, можно упасть спать уже по-нормальному, до утра. Артемий с грохотом и треском, но возвращается на родину, а не прибывает из неважно откуда в неизвестно куда. Город противится, рвётся, к вечеру всё же успокаивается - посмотрим, гаруспик, не забыл ли ты, как читать линии, примет ли тебя уклад, хватит ли твоих сил, чтобы принять на себя долг отца.

Так что же нового?

Альфа-версия Pathologic 2 - что нового?

Самая главное во второй части, за что я уже рву рубаху на груди - дописанные отношения протагониста и города. В оригинальной "Утопии" ощущение чуждости было адекватно для Данковского - он тут первый раз и не в краеведческих целях. Но потом в эти же декорации попадает Бурах, и... ничего не меняется. Если знакомиться с игрой за гаруспика, то окажешься точно таким же бакалавром-незнайкой, только без плаща и скальпеля. И самое смешное, что это становится видно только сейчас - новый "Мор" не изменяет литературности оригинала, но показывает, что персонаж действительно жил здесь. Кого-то он знал, кто-то знал его, это место звалось так-то, здесь с другими детьми у них было секретное убежище. Это самое главное и крутое, за что можно ждать игру, остальное - приятные нововведения, не делающие погоды. Персонаж теперь может бегать (а ходьба по городу - плоть и кровь оригинала), почки и печени из тел вырезаются не по одному щелчку мыши, взлом замков - мини-игра, усложнённая система репутации - всё это здорово, но я уверен, что новый "Мор" мы полюбим не за это, как и оригинал полюбили не за смешивание степных трав и возможность тыкнуть ножиком в любого праздного прохожего.

И они тоже ждут.
И они тоже ждут.
5353
19 комментариев

Статья будто из 2006-го.

6

С языка снял. По таким статьям в старых журналах игры проходили)

2

Бакалавр бесил в оригинале, все время вел себя как мудак и грубиян. Можно конечно понять, для него осознавание своей беспомощности в руках высших сил — трагедия, но можно было ему придать горькой иронии.

2

Когда мне было 13, именно это все и подкупило) Такой весь из себя высокомерный городской дохтур, лингва латина, вы селюки, а я один в модном плащике стою красивый.

9

Не, ну это уже интересней, серьезно. Не хочу оскорбить автора предыдущей статьи (которая упор на скриншоты делает), но вот эта куда лучше завлекает в игру, потому что рассказывает о сильных сторонах, а не демонстрирует слабые.

2

Эта заметка пишется из лагеря поигравших и заполнивших, и я предлагаю необычное - говорить простым языком о ледорубах (студия Ice-pick Lodge) и их продуктах жизнедеятельности.

их продуктах жизнедеятельности.

2018 уже на дворе, может хватит нести другим людям и восхвалять эти продукты жизнедеятельности из 2006 ?

Буквально сегодня, до статьи решил проникнуться осенней атмосферой. Все, что нужно знать о Море одним видео - https://youtu.be/6pPHF_xNCjw

Игровой экспириенс в оригинале просто ужасный (не смотря на приятную атмосферу и музыку), будем надеяться, что версия 2018 не повторит те ошибки.

3

Посмотрел видюшку - вспомнил Morrowind.

3