Последняя фантазия: Безлимитные переиздания
"Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон... Нечто, подобное длани господней, парящей над миром? По крайней мере, истина — то, что человек не властен даже над своей волей..."
Лис: Хаос правит всем!
В 1979 году публикация фантастического романа "Ночь морлоков" ознаменовала собой начало новой постуэллсовской эпохи в научной фантастике, известной как стимпанк. Пятнадцать лет спустя, успешно скрестив фэнтези с классической фантастикой, Square, казалось, пошла на попятную, но не тут-то было...
Tales of Fantasia
Алчущие власти чудовищные боги пали жертвами необузданных страстей и обратили свои амбиции в камень ради всеобщего блага, даровав на прощание бывшим рабам свободу самоопределения в обмен на обещание, что те отправят всесильных господ в пучины небытия. Очнувшись от горнего сна, полубоги-эсперы и простые смертные неожиданно столкнулись с ледяной стеной антипатии. Присущие людям высокомерие и ксенофобия окунули покинутый создателями мир в реки невиданной крови, где получившие силу эсперов маги схлестнулись с исполнителями божественной воли в бескомпромиссной схватке, пробудившей хтонических чудовищ. Война завершилась изгнанием оставшихся в живых эсперов за пределы мира людского и началом жестоких гонений на инициаторов конфликта — честолюбивых магов... С тех пор минуло тысячелетие: хтонические чудовища стали легендой, эсперы и маги канули в лету, а в мире полным ходом идёт вторая промышленная революция.
Так начинается одна из объективно лучших историй в ролевых играх "золотой эпохи". Отправив кристаллы в утиль, Square пошла в решительное наступление и представила перед юным игроком крайне неоднозначный и непростой мир, где хитрые политические интриги, терроризм и доводящее до суицида всепоглощающее отчаяние соседствуют с особенностями военной этики, любовью во всём её многообразии и самоопределением личности — визитной карточкой серии. Повествование, насквозь пропитанное едва ли не античным драматизмом, на момент выхода по-настоящему завораживало режиссурой и поражало воображение, с лихвой оправдывая игровое название.
Действие не было зациклено вокруг какого-то конкретного персонажа — практически каждому уделено равное "экранное время": у асоциальной Тины своя история, у ренегатки Селес — своя, судьбы аристократичного ронина Кайена и по-максималистски принципиального плута Лока в первой трети игры вообще не пересекаются и существуют в качестве самостоятельных сюжетных линий, не говоря уж о неочевидной взаимосвязи между определёнными протагонистами... Какими-то совсем уж плоскими вышли лишь мим Гого да сасквоч Умаро, даром что персонажи секретные. По качеству проработки не отстают и второстепенные роли — от раненого солдата-адресанта, несчастного эспера Мадуина, влюблённой пары из Моблица и звероподобного воришки из Нарше до храброго имперского учёного Сида, великодушного генерала Лео и вечно неунывающего забияки-осьминога Ультроса.
Но настоящим украшением, не побоюсь этого слова, серии неожиданно оказался антагонист: забудьте о злых колдунах, антихристах и предсказуемых эгоистах. Кефка Палаццо — не просто гениальный интриган, негласный символ "Final Fantasy" и безжалостный социопат, — это самый настоящий архетип, пусть недостаточно глубокий, но достойный занять место рядом с нолановским Джокером, доктором Лектером и... Гриффитом. Явно вдохновляясь мангой "Берсерк", команда Сакагути ничуть не прогадала, включив её сюжетные элементы в игру, а впоследствии интегрировав в серию. Достойную партию хитрому придворному магу составил и одержимый божественной алчностью император Гешталь, словно бы списанный с эксцентричного кайзера Вильгельма II... Однако не всё так гладко в королевстве Датском.
Beyond the Phantasy
Вне всяких сомнений, в отличие от общеизвестных прославленных последователей, шестая часть, как никакая другая, остро нуждалась в достойном переиздании. Не берусь судить, в какой степени госпожа Казуко Сибуя приложила руку к дизайну ремейка, но итоговый результат едва впечатляет. Курс на неоднозначные графические решения, взятый в переиздании пятой части перекочевал сюда практически без изменений. Что мешало взять за основу и улучшить куда как более аккуратный дизайн второй или тоже спорный, но трёхмерный из четвёртой игры серии — тайна, cокрытая в маркетинговом отделе Square Enix.
Невзирая на отменный сюжет, важно помнить, что игровой процесс со времён квадриквела серьёзных изменений не претерпел и по-прежнему разделён между путешествиями по миру в поисках его тайн, сокровищ и сюжетных поворотов и боями в тематических зонах с несметной ордой созданных японскими дизайнерами существ в тактическом режиме ATB. Попытка привнести в этот незамысловатый процесс подобие "лимитов" и идея с магицитами, посредством которых призываемые эсперы даруют обладателю не только свою силу и набор заклинаний для изучения, но и побочные бонусы к характеристикам — мелочи, не компенсирующие исчезновение системы профессий, строго заданных сюжетом. Два новых подземелья из порта для GBA, открывающиеся после прохождения игры — бонус, на фоне утерянного боевого квазикооператива и вступительного ролика из издания PS, тоже сомнительный. Подливает масла в огонь и недружелюбный интерфейс ремейка вкупе с багом русской локализации и знаменитым цензурным патчем. Уж постыдились бы, чай не 1994 год на дворе!
В сухом остатке радует лишь великолепный саундтрек — безусловно одна из лучших работ Нобуо Уэмацу. "Aria di Mezzo Carattere" — бессмертная музыкальная классика, которую должен знать каждый видеоигровой меломан.
В конечном счёте, ваш покорный слуга при всём желании не может назвать шестую инкарнацию ни лучшей "FF" в истории, ни, тем более, лучшей JRPG. Она — лишнее подтверждение тому, что серия, единожды избрав путь эволюционного развития, продолжает упрямо тянуться к субъективному идеалу по сей день. Быть может, именно слепой перфекционизм, которому были подвержены многие злодеи сериала, стал причиной движения франшизы в далёком от первоначального вектора направлении, но это... совсем другая фантазия.
I won't just be a memory...
Несмотря на дурное переиздание, "Final Fantasy VI" — это классика ролевых игр, кою следует знать, уважать и, разумеется, проходить и перепроходить, в особенности ценителям стимпанка. Эй, "Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura" и "Ultima: Worlds of Adventure 2: Martian Dreams" — потеснитесь, — в нашем полку прибыло!
"... Ведь быть наделёнными доблестью желает меньшее число людей, чем число тех, кто желает доблестным казаться..."
Ролевой сериал "Final Fantasy" по праву считается одним из столпов, на которых зиждется поджанр японских ролевых игр. Однако, вопреки устоявшейся традиции, ранние игры серии не стали ни первыми яркими звездами, вспыхнувшими на восточном ролевом небосклоне, ни единственными родоначальниками современных JRPG-франчайзов. А посему нет ничего удивительного в том, что туман домыслов и слухов окутывает каждый элемент бесконечной эпопеи, обнажая перед рядовыми потребителями лишь обласканную фанатами вершину. Verstehen Sie mich?
The First Fantasy on PC
Как ни крути, а перезапуск порта 1998 года, несмотря на минимальные изменения и дышущий в затылок ремейк, определённо удался: более полумиллиона проданных копий не дадут соврать. В частности, отсутствие багов и проблем с оптимизацией — некогда бича игровых портов из Страны восходящего солнца, — чуть ли не главный повод к приобретению. Также изменения коснулись графической составляющей продукта, который тем и знаменит, что одним из первых в поджанре попытался сделать шаг в сторону полноценного 3D (хотя качество этого перехода не шло ни в какое сравнение с той же "The Elder Scrolls II: Daggerfall" 96-го). По большому счёту, Square Enix всего лишь немного облагородила модельки (в настройках всегда можно выбрать классический графический режим), в результате чего игра стала ещё больше напоминать кукольный театр, усилилась и без того уютная атмосфера, задаваемая приятной музыкой.
За исключением добавленного Character Booster'а (о нём ниже), игровой процесс не изменился ни на йоту. Как и 15 лет назад, мы путешествуем по миру, изучаем его тайны, участвуем в многочисленных мини-играх и втроём сражаемся на импровизированных аренах с бесконечными ордами порождений восточной фантазии в тактическом режиме ATB. Не секрет, что ключевым элементом новой игры в серии стала так называемая материя. Её поиски, комбинирование и использование по-прежнему добавляют игровому процессу разнообразия, а тактике — глубины. Грех здесь не вспомнить и закулисную систему романтических отношений, которая плавно переводит нас к разговору об игровом сценарии...
AERIS DIES
Несмотря на ощутимо облегчающий прохождение Character Booster, добавленный с целью привлечения неофитов к истории об утрате личности и поисках собственного "Я", назвать оболваненный на японский лад "Deus Ex" "глубоким сюжетом" сможет разве что закомплексованный отаку-солипсист.
Поэтому стремление авторов разыграть трагедию или поговорить с игроками на серьёзные темы выглядит в лучшем случае вымученно, а в худшем — оборачивается фарсом. Великолепный эпизод с поиском утерянных воспоминаний в бессознательном Клауда лишь подтверждает правило: 3,5 города на поверхности огромной планеты смотрятся нелепо в рамках футуристического сеттинга; превращённый в карикатуру на самого себя антагонист, жаждущий уничтожить цивилизацию и уступающий по харизматичности и убедительности даже Накаго из сёдзе "Fushigi Yuugi", не говоря уж о Кефке Палаццо... а за известную сцену с Аэрис, до пошлости перегруженную патетикой, хочется отправить её непутёвых авторов на изучение истории трагического жанра, начиная с античности!
С другой стороны, мир, персонажи и хроника их скитаний прописаны настолько лаконично, очевидно и досконально (чего, увы, не скажешь о "сопутствующих товарах", ибо споры о сеттинге "Final Fantasy: The Spirits Within" ведутся по сей день), что вопросами после прохождения будет озадачен лишь полный невежда или лентяй. Чай, не "Xenogears".
Не первая и не последняя
Фанаты "Planescape: Torment" могут спать спокойно: рассчитанной на непритязательную аудиторию, беззаботной и в целом линейной "Final Fantasy VII" удивить богатые великолепными ролевыми играми PC-края нечем. С другой стороны, надо быть последним лицемером, чтобы не поставить эту хорошую RPG на одну полку с жанровыми китами второй половины 90-х, ибо проверку временем она определённо выдержала, а признание — заслужила. Und alles.