Почему надо перепроходить старые игры?

Почему надо перепроходить старые игры?

Прежде чем читать дальше, задайте себе вопрос: как часто вы перепроходите игры, которые вам понравились? И как часто делали это раньше?

Я спрашиваю не про ваши любимые игры, которые вы заиграли до дыр, вроде каких-нибудь Fallout: New Vegas или TES: Oblivion, а про игры, которые просто доставили вам положительные эмоции. Подумайте над этим, а я пока продолжу.

Причина

Не так давно один из пользователей этого прекрасного сайта попросил посоветовать ему игр с не просто хорошим сюжетом, а чтобы прям отвал башки. И, как это обычно бывает на ДТФ, только заглянув в комментарии, я понял, что делать этого не стоило. Помимо списка примерно одних и тех же игр, написанных в разном порядке, люди советовали в том числе довольно средние игры и, что удивило меня больше всего, многие с этим соглашались, хотя эти игры буквально ничем особенным не выделялись. Из любопытства спросив 2-3 человек, когда они проходили эти игры, я услышал примерно то, что ожидал - "на релизе" и "8-10 лет назад". И ни один, мать его, советчик не понимал, что тут не так. Поэтому предлагаю кратенько разобраться в чем суть проблемы и для этого нам придется заглянуть в далекий 2004 год.

"Я был там, Гэндальф. Я был там 3000 лет назад..."

Что-то мне подсказывает, что многие захотят с этим поспорить, но как по мне, золотой век геймдева (продлившийся 10-12 лет) в нынешнем его понимании, начался примерно в 2004. Игры становились всё менее угловатыми и переставали выглядеть так, словно перед релизом их кидали на растерзание шакалам, бюджеты игр росли, они привлекали всё большее количество людей, было меньше проблем из-за неправильных тем или недостатка повестки и, что самое главное, разработчики не боялись рисковать, пробуя новые идеи.

Именно в этот золотой век появились ИЛИ получили достойное продолжение полюбившиеся многим серии игр, вроде Dead Space, Mass Effect, Fallout, Assassin's Creed, Tekken, Mortal Kombat, Yakuza, Bioshock и многие другие. Но, что важнее, АА- и ААА-игры регулярно выходили и получали продолжение. И если у кого-то были претензии к ME3, COD:MW2 или AC: Revelation, то явно не из-за того, что это очередной Mass Effect, Call of Duty или Assassin's Creed. Потому что новые части делали, чтобы продолжить историю, а не продолжали историю, чтобы сделать новую часть, как это принято сейчас.

У меня нет сюжета, но у меня есть концепция, которая, на мой взгляд, так же восхитительна, как первая и вторая части. Она сама по себе, но связывает все три части. Поэтому у меня такое чувство, что в этой истории может быть ещё одна глава.
Нил Дракманн, президент Naughty Dog

Не ААА единым

Но те времена запомнились не только мастадонтами, вроде перечисленных выше. Если вы откроете на википедии страницу "20XX год в компьютерных играх" за какой-нибудь год из выбранного промежутка, вы не то что читать, вы скроллить устанете. В более свежих статьях сколлить вы устанете только список источников (здесь я канеш утрирую, но не особо сильно). Игр было столько, что можно было пропустить добрую треть и все равно играть всё свободное время во что-то новое.

Именно тогда вышли такие прекрасные вещи, как Шрек 2, Алеша Попович и Тугарин Змей, The Wolf Among Us, Космические Рейнджеры, Psychonauts, Child of Light, F.E.A.R., Bully, S.T.A.L.K.E.R., столь любимый в СНГ, Crysis, FEZ, Overlord, Black & White... Игр, достойных упоминания, настолько много, что если я продолжу их перечислять, то в первом же комментарии увижу Питера Паркера, возмущенного количеством текста (впрочем кого я обманываю, он поди и так там будет).

В общем, думаю, что суть вы уловили - концентрация достойных внимания игр на единицу времени была выше и мало кого волновало инди это или ААА, все просто хавали, что дают, и получали удовольствие.

Скорее всего, читая этот неполный список, каждый из вас вспомнил целую кучу хороших старых игр, которые понравились вам в те времена.

Но так ли хороши они были на самом деле? И почему?

Выборочная память и личный опыт

Почему надо перепроходить старые игры?

Ни для кого не секрет, что со временем наш мозг искажает воспоминания. На эту тему было огромное количество исследования и публикаций, которые легко гуглятся, так что не будем слишком уж сильно углубляться в детали, коснемся лишь той части, которая относится к теме.

Если событие не было для человека чем-то значительным, то многие детали забываются довольно быстро и со временем остается каркас воспоминания, несколько наиболее ярких деталей и общее впечатление. Если в целом сюжет и геймплей какой-то отдельно взятой игры вам скорее понравились, чем нет, но один из аспектов игры вызывал сильный дискомфорт и неимоверно раздражал в течение всего прохождения, по итогу запомните вы в первую очередь именно его.

Для меня такой игрой является Grim Dawn, которая мало чем отличается от остальных качественных дьяблоидов (особенно имеющих кооп), но подбор предметов, автопоиск пути и некоторые другие детали в игре явно делала криворукая обезьяна, которую никогда больше нельзя допускать к разработке игр. После таких слов, стоит ли уточнять, какое впечатление у меня осталось от этой игры?

В обратную сторону это работает точно так же: если у игры отсутствовали явные минусы, но был хотя бы один приятный аспект, то с высокой вероятность через 10 лет вы будете вспоминать эту игру в положительном ключе. А вспомнив, советовать её своим друзьям, знакомым и рандомным людям в интернете, если это придется к месту, а потом будете удивляться, что кому-то эта игра не понравилась.

И хотя особенности памяти играют с нами злую шутку в этом вопросе, проблема не только в этом.

Кто-то стопудово назовет это очевидным, но даже очевидные вещи иногда надо проговаривать вслух: на ваше восприятие могут влияют такие вещи, как настроение, подкованность в вопросе и общий жизненный опыт.

Верно, именно жизненный опыт, ведь 10 лет назад вы были совершенно другими людьми, даже если сейчас вам кажется, что это не так. Работа, учеба, знакомство с новыми людьми, даже посмотренное в обед видео о геймдизайне - все эти события, значительные и не очень, формируют вас, как личность и расширяют ваш кругозор, из-за чего меняется ваше восприятие. Вы могли любить песочницы, к которым сейчас равнодушны или презирать тупые лутер-шутеры и симуляторы, которыми сейчас обмазываетесь с наслаждением, хотя раньше считали себя выше этого и играли исключительно в рпг. Кто-то 10-15 лет назад учился в школе и мало волновался о состоянии игровой индустрии, творениях именитых разработчиков и задумке, которую они вкладывали в свое детище. Другие уже были взрослыми состоявшимися людьми со сформированными предпочтениями, заставшими текстовые квесты и с интересом ожидающими новое творение какого-нибудь Питера Молиньё. Одни только вкатывались в жанр через TES: Skyrim, другие относились к нему заранее предвзято, переиграв во все вышедшие CRPG и сравнивали новые с BG1-2, невервинтером или готикой.

И это относится не только к играм, но и к книгам, фильмам, сериалам. Преобразившись, как личность, за эти 10+ лет, вы продолжаете судить произведения по искаженным, размытым воспоминаниям, редко утруждая себя тем, чтобы обновить их.

Так что задайтесь вопросом, действительно ли вам нравятся эти игры? Или стоит их перепройти, чтобы в этом убедиться?

7373
266 комментариев

Зачем мне намеренно разрушать приятные воспоминания об играх, которые были хороши на момент своего выхода?
Странный какой-то подход.
Очень редко переигрываю в игры девяностых-нулевых, потому что условный топ тех лет я и так проходил по мере выхода.
С десятыми постепенно становится также.

PS: Люди, которые пишут "потому что новые говно" просто на самом деле не любят игры или не обладают мотивацией заглянуть чуть дальше чем хайповые ААА.

50
Ответить

Если игра была реально хороша на момент своего выхода, то и сейчас она будет ни чуть не хуже

32
Ответить

Зачем мне намеренно разрушать приятные воспоминания об играх, которые были хороши на момент своего выхода?

Чтобы не думать, что раньше было лучше. Или наоборот в этом убедиться.

4
Ответить

да не обязательно старые, даже относительно новые не стал бы перепроходить во взрослом возрасте, ибо второй раз уже не то

3
Ответить

Почему надо перепроходить старые игры?Потому что новые- говно

38
Ответить

База

1
Ответить

Ну эй

Ответить