Почему надо перепроходить старые игры?
Прежде чем читать дальше, задайте себе вопрос: как часто вы перепроходите игры, которые вам понравились? И как часто делали это раньше?
Я спрашиваю не про ваши любимые игры, которые вы заиграли до дыр, вроде каких-нибудь Fallout: New Vegas или TES: Oblivion, а про игры, которые просто доставили вам положительные эмоции. Подумайте над этим, а я пока продолжу.
Причина
Не так давно один из пользователей этого прекрасного сайта попросил посоветовать ему игр с не просто хорошим сюжетом, а чтобы прям отвал башки. И, как это обычно бывает на ДТФ, только заглянув в комментарии, я понял, что делать этого не стоило. Помимо списка примерно одних и тех же игр, написанных в разном порядке, люди советовали в том числе довольно средние игры и, что удивило меня больше всего, многие с этим соглашались, хотя эти игры буквально ничем особенным не выделялись. Из любопытства спросив 2-3 человек, когда они проходили эти игры, я услышал примерно то, что ожидал - "на релизе" и "8-10 лет назад". И ни один, мать его, советчик не понимал, что тут не так. Поэтому предлагаю кратенько разобраться в чем суть проблемы и для этого нам придется заглянуть в далекий 2004 год.
"Я был там, Гэндальф. Я был там 3000 лет назад..."
Что-то мне подсказывает, что многие захотят с этим поспорить, но как по мне, золотой век геймдева (продлившийся 10-12 лет) в нынешнем его понимании, начался примерно в 2004. Игры становились всё менее угловатыми и переставали выглядеть так, словно перед релизом их кидали на растерзание шакалам, бюджеты игр росли, они привлекали всё большее количество людей, было меньше проблем из-за неправильных тем или недостатка повестки и, что самое главное, разработчики не боялись рисковать, пробуя новые идеи.
Именно в этот золотой век появились ИЛИ получили достойное продолжение полюбившиеся многим серии игр, вроде Dead Space, Mass Effect, Fallout, Assassin's Creed, Tekken, Mortal Kombat, Yakuza, Bioshock и многие другие. Но, что важнее, АА- и ААА-игры регулярно выходили и получали продолжение. И если у кого-то были претензии к ME3, COD:MW2 или AC: Revelation, то явно не из-за того, что это очередной Mass Effect, Call of Duty или Assassin's Creed. Потому что новые части делали, чтобы продолжить историю, а не продолжали историю, чтобы сделать новую часть, как это принято сейчас.
У меня нет сюжета, но у меня есть концепция, которая, на мой взгляд, так же восхитительна, как первая и вторая части. Она сама по себе, но связывает все три части. Поэтому у меня такое чувство, что в этой истории может быть ещё одна глава.
Не ААА единым
Но те времена запомнились не только мастадонтами, вроде перечисленных выше. Если вы откроете на википедии страницу "20XX год в компьютерных играх" за какой-нибудь год из выбранного промежутка, вы не то что читать, вы скроллить устанете. В более свежих статьях сколлить вы устанете только список источников (здесь я канеш утрирую, но не особо сильно). Игр было столько, что можно было пропустить добрую треть и все равно играть всё свободное время во что-то новое.
Именно тогда вышли такие прекрасные вещи, как Шрек 2, Алеша Попович и Тугарин Змей, The Wolf Among Us, Космические Рейнджеры, Psychonauts, Child of Light, F.E.A.R., Bully, S.T.A.L.K.E.R., столь любимый в СНГ, Crysis, FEZ, Overlord, Black & White... Игр, достойных упоминания, настолько много, что если я продолжу их перечислять, то в первом же комментарии увижу Питера Паркера, возмущенного количеством текста (впрочем кого я обманываю, он поди и так там будет).
В общем, думаю, что суть вы уловили - концентрация достойных внимания игр на единицу времени была выше и мало кого волновало инди это или ААА, все просто хавали, что дают, и получали удовольствие.
Скорее всего, читая этот неполный список, каждый из вас вспомнил целую кучу хороших старых игр, которые понравились вам в те времена.
Но так ли хороши они были на самом деле? И почему?
Выборочная память и личный опыт
Ни для кого не секрет, что со временем наш мозг искажает воспоминания. На эту тему было огромное количество исследования и публикаций, которые легко гуглятся, так что не будем слишком уж сильно углубляться в детали, коснемся лишь той части, которая относится к теме.
Если событие не было для человека чем-то значительным, то многие детали забываются довольно быстро и со временем остается каркас воспоминания, несколько наиболее ярких деталей и общее впечатление. Если в целом сюжет и геймплей какой-то отдельно взятой игры вам скорее понравились, чем нет, но один из аспектов игры вызывал сильный дискомфорт и неимоверно раздражал в течение всего прохождения, по итогу запомните вы в первую очередь именно его.
Для меня такой игрой является Grim Dawn, которая мало чем отличается от остальных качественных дьяблоидов (особенно имеющих кооп), но подбор предметов, автопоиск пути и некоторые другие детали в игре явно делала криворукая обезьяна, которую никогда больше нельзя допускать к разработке игр. После таких слов, стоит ли уточнять, какое впечатление у меня осталось от этой игры?
В обратную сторону это работает точно так же: если у игры отсутствовали явные минусы, но был хотя бы один приятный аспект, то с высокой вероятность через 10 лет вы будете вспоминать эту игру в положительном ключе. А вспомнив, советовать её своим друзьям, знакомым и рандомным людям в интернете, если это придется к месту, а потом будете удивляться, что кому-то эта игра не понравилась.
И хотя особенности памяти играют с нами злую шутку в этом вопросе, проблема не только в этом.
Кто-то стопудово назовет это очевидным, но даже очевидные вещи иногда надо проговаривать вслух: на ваше восприятие могут влияют такие вещи, как настроение, подкованность в вопросе и общий жизненный опыт.
Верно, именно жизненный опыт, ведь 10 лет назад вы были совершенно другими людьми, даже если сейчас вам кажется, что это не так. Работа, учеба, знакомство с новыми людьми, даже посмотренное в обед видео о геймдизайне - все эти события, значительные и не очень, формируют вас, как личность и расширяют ваш кругозор, из-за чего меняется ваше восприятие. Вы могли любить песочницы, к которым сейчас равнодушны или презирать тупые лутер-шутеры и симуляторы, которыми сейчас обмазываетесь с наслаждением, хотя раньше считали себя выше этого и играли исключительно в рпг. Кто-то 10-15 лет назад учился в школе и мало волновался о состоянии игровой индустрии, творениях именитых разработчиков и задумке, которую они вкладывали в свое детище. Другие уже были взрослыми состоявшимися людьми со сформированными предпочтениями, заставшими текстовые квесты и с интересом ожидающими новое творение какого-нибудь Питера Молиньё. Одни только вкатывались в жанр через TES: Skyrim, другие относились к нему заранее предвзято, переиграв во все вышедшие CRPG и сравнивали новые с BG1-2, невервинтером или готикой.
И это относится не только к играм, но и к книгам, фильмам, сериалам. Преобразившись, как личность, за эти 10+ лет, вы продолжаете судить произведения по искаженным, размытым воспоминаниям, редко утруждая себя тем, чтобы обновить их.
Так что задайтесь вопросом, действительно ли вам нравятся эти игры? Или стоит их перепройти, чтобы в этом убедиться?