Radiant One — подавленные воспоминания и осознанные сны
О будущем видеоигр и осознании себя в сновидении.
Однажды, давным-давно, мне приснился жуткий сон. Я прилёг на диван уставший, руки ломило после физических упражнений. Играла музыка, был день. Днём, как известно, осознанные сны происходят чаще, чем ночью.
Это был осознанный сон, который вдруг перешёл в сонный паралич. Я открыл глаза, услышал музыку, но не мог двинуться — глядел на входную дверь. Я знал, что запер её на засов, но она открылась. Нечто чёрное, в балахоне и шляпе, проскользнуло по коридору на кухню, проникло в мой дом.
Спустя неделю был и второй сон. Ощутив своё тело и поняв, что сплю, я вышел на кухню, чтобы выпрыгнуть в окно и немного полетать. Но из-за холодильника на меня бросилась тень. Главная особенность осознанного сна в том, что ты можешь его контролировать. Но контролировать Тёмного человека я не мог. Он хватал меня за ноги, когда я пытался выпрыгнуть в окно, и затаскивал назад. Я просыпался, но попадал в сонный паралич, а тень затягивала меня назад.
В конечном счёте Тёмный человек отпустил меня, взяв обещание, что однажды он вернётся, и я выполню одно его желание. С тех пор я его не видел.
Осознанные сны — ехидные твари. Им и посвящена короткая игра (час-полтора) Radiant One от якутской инди-студии Fntastic. И пусть она гораздо дружелюбнее и добрее, чем тот мой сон, Тёмный человек там тоже есть.
Трудно быть богом
Осознанные сны круче, чем видеоигры. Гораздо, гораздо круче. Если когда-нибудь их как следует изучат, и вдруг появится технология, как в эпизоде Playtest «Чёрного зеркала», то видеоигры в привычном нам понимании просто вымрут. Виртуальная реальность и всё такое прочее — лишь костыли, промежуточное звено между привычными играми и грёзами с полным погружением.
Фишка осознанных сновидений в том, что ты можешь делать всё, что угодно, и при этом ощущаешь своё тело. Ты можешь менять погоду силой мысли, летать, призывать нужных тебе людей, превращаться в других существ и даже, в теории, создавать целые миры. При этом изображение не размыто, как в обычных снах — ты можешь посмотреть на руки, ты чувствуешь вес своего тела и так далее. При желании, можно погасить солнце, наводнить город зомби и устроить себе персональный Left 4 Dead. Рувик в The Evil Within, судя по всему, как раз таки пребывал в этаком осознанном сне, но он был болен, поэтому его сон — один сплошной кошмар.
В игре Тёмный человек — это главный антагонист, который служит прежде всего для поддержания и продвижения основного сюжета игры. По сюжету, написанному нашим сценаристом, он служит своего рода барьером перед людьми, идущими в осознанный сон. Так как такие люди нарушают созданные вселенной правила, баланс. По задумке, тёмные не имеют своего сознания, то есть это некие энергоинформационные структуры.
Но, к сожалению, далеко не все люди видят осознанные сны, и никто не понимает, от чего это зависит. Судя по научным работам разных авторов, в осознанные сновидения можно научиться попадать — тот же Кастанеда советует перед сном внимательно разглядывать свои руки, и тогда в обычном сне когда ты увидишь их — поймёшь, что спишь. В одной из серий Star Trek: Voyager затерявшиеся в космосе главные герои понимали, что спят, когда видели в иллюминаторе земную Луну. Словом, способы есть, но гарантий — никаких. Зато осознание себя во сне — это этакий инсайт, озарение, и не сравнимое ни с чем удовольствие.
Когда я запускал Radiant One — я, конечно, ждал большего. Но это оказалась очень камерная история об одном человеке, который начитался книг и решил отвлечься от будней с помощью осознанных снов. Там-то его и поджидал Тёмный человек — неконтролируемая часть сознания, которая тут же начала охотиться за ним.
Мы считаем, что тема осознанных снов очень интересна и мало затронута, особенно в играх. Но всё же осознанные сны выступают всего лишь оболочкой игры. Главная же более глубинная мысль игры заключается в том, что большинство людей, как и главный герой, спят наяву — то есть слишком зацикливаются на рутине, всё время спешат и забывают, каково это жить не на автомате, а по-настоящему, наслаждаясь каждым моментом, а также в этом процессе забывают родных и близких.
Но главный герой Radiant One, по сути, не в осознанных снах. Он осознаёт, что спит (равно как вы осознаёте, что играете в игру), но ничего не создаёт, не экспериментирует, – он просто убегает от Тёмного человека и мало что контролирует.
Понятно, почему всё так: в видеоигре просто невозможно передать ощущения от осознанного сна. В Ice-Pick Lodge говорят, что такие сновидения будут в новом «Море», но вряд ли — бакалавр Даниил Данковский же не сможет по вашей воле вдруг взмыть в небо или позвать к себе Еву Ян ради интересной беседы? То-то и оно.
Однако некоторые особенности осознанных снов Radiant One, при всей своей камерности, раскрывает достаточно точно. Все странные объекты из сна объясняются подавленными воспоминаниями, главный герой не высыпается, сон плавно перетекает в реальность и наоборот, начинается каждое сновидение в квартире, там же, где главный герой лёг спать, есть и мотив вторжения неизведанного в личное пространство — тот самый Тёмный человек, о котором писал даже Лавкрафт. Для короткой, трогательной истории о поисках себя в Radiant One этого достаточно.
Но всё-таки осознанные сны — это нечто большее. Я слышал, что некоторые люди там даже тренируются: перед важными встречами, например — прокатывают сценарий встречи и подбирают нужные слова.
Если когда-нибудь человечество всё-таки познает суть осознанных сновидений и научится их «программировать», то видеоигры станут не нужны. Только представьте: вы сами себе геймдизайнер и можете воплотить абсолютно любую задумку. Главное, чтобы обошлось без Чёрного человека, но это уже другая история.
Ну а пока ждём — есть произведения вроде Radiant One и The Evil Within, которые хоть немного, но дают представление, что такое осознанные сны. Уже неплохо.