Black Mesa - путевые заметки

Black Mesa - путевые заметки

Недавно Black Mesa, знаменитый в узких кругах широкой массы поклонников серии Half-Life, вышел из состояния "раннего доступа" и зарелизился в своей окончательной версии, которая хоть и будет поддерживаться патчами, но никаких крупных изменений в неё уже вноситься не будет. Хотя как недавно, на самом деле прошло уже дофига времени. И вот я, как человек недавно прошедший оригинальную игру, а в уже далёком 2012 осиливший и сам Black Mesa Source тогда ещё в виде бесплатного мода не смог пройти мимо. И снова в который уже раз вагончик монорельса отправил самого знаменитого физика компьютерных игр в поездку на работу. А ещё этой осенью таки вышла обновлённая русская локализация от студии GameVoice та что я решил продолжить свои похождения по НИИ Чёрная Меза и по Зену теперь и на максимальной сложности.

Black Mesa - путевые заметки

Это просто, та самая знаменитая поездка в вагончике монорельса из самого начала игры. Позволяет взглянуть на масштабы комплекса и хотя бы одним глазком глянуть на пейзажи и интерьеры в которых и пройдёт большая часть игры. По сравнению с оригиналом немного увеличилась продолжительность поездки - зато детализация на зависть.

Black Mesa - путевые заметки

Ох уж этот лабораторный комплекс, где вам приходится и примерить свой знаменитый оранжевый защитный костюм, и поболтать с коллегами, и насладиться физическими приколюхами Сорса, и в очередной раз встретить подозрительного типа с чемоданом и запустить каскадный резонанс. По сравнению с оригинальной игрой лаборатория выросла в объёмах, словно стены раздвинулись в стороны, а на месте глухих коридоров появились широченные окна в отдельные офисы. Также порадовало возросшее количество диалогов от учёных и охранников, каких-то микрособытий и просто прикольных мелочей. В конце-концов теперь хоть стало ясно где были наши новые старые друзья-коллеги Айзек Кляйнер и Илай Вэнс в ходе событий первой игры. Ну и "загрузка ОСи" нашего HEV оказалась очень прикольной. С дубляжом мне удалось заметить побольше прикольных диалогов персонажей фразочек, например от одного охранника просто обожающего каламбуры даже не хотелось отходить.

Black Mesa - путевые заметки

Первая "настоящая" глава игры изменилась с одной стороны не очень сильно - легко узнаются все места оригинала, но с другой стороны добавили несколько характерных мелочей: например отдалив момент получения лома нас заставили дольше взаимодействовать с охранником и помогать ему с помощью файеров подпаливать шкуры зомбированным коллегам и некоторые другие не столь значительные мелочи позволили слегка замедлить темп игры и вывести на первый взгляд атмосферу произошедшей катастрофы и даже элементы хоррора, не смотря на то, что трудностей в прохождении этого этапа нет вообще никаких. В этот раз я куда больше оценил попытку сыграть в сурвайвл хоррор в начале игры.

Black Mesa - путевые заметки

Эта глава построена довольно парадоксальным образом, ведь с одной стороны авторы по прежнему стараются нагнетать атмосферу мрачного ужаса, но с другой стороны в этой главе мы собираем, а затем и ходим вместе с небольшой армией охранников и учёных, которые способны помочь тебе справится с большинством всех препятствий и трудностей, что станут на вашем пути. Даже изменений по сравнению с оригиналом внесён минимум, за исключением более очевидного альтернативного пути в одном месте. А так просто старательно сделанная глава, при чём судя по всему созданная авторами мода одной из первых. Нынче довелось заметить куда больше индивидуальности от своей команды учёных и охраны - верю что они пережили всё и сбежали с комплекса.

Black Mesa - путевые заметки

Охх - вот мы и дошли до встречи с военными на складах. Можно сказать одно - солдаты в этой игре получились довольно зверскими и опасными противниками. Метко стреляют, постоянно передвигаются по полю боя, активно используют гранаты и подствольники, никогда не против обойти вас с фланга или пустить очередь в вашу спину. По первости ты даже слегка опешиваешь от крутизны этих врагов, это тебе не болванчики из некоторых игр, которые мажут в упор и подставляют свои головы под ваши пули - они обученные профессионалы обуреваемые единственной задачей: убить вас, порвать на куски, пережевать и выплюнуть. После недолгого визита на поверхность вы можете испытать лишь одно желание: отдышаться и никогда больше не пересекаться с этими ребятами.А ведь на высокой сложности солдаты просто те ещё зверюги, это как играть в F.E.A.R. без замедления.

Расстреляли братюнь
Расстреляли братюнь

Кстати проходил я эту главу с модификацией из мастерских WGH - Vent Mod, которая возвращает небольшую секцию, посвящённую блужданиям по вентиляциям после того как на верху нам оказались не рады. С одной стороны понятно зачем авторы игры решили вырезать этот момент, ибо по детским воспоминаниям по этим вентиляциям можно было блуждать минут 10-15 даже не понимая куда идти, о чём знал даже автор мода из мастерской, сделав секцию достаточно линейной и короткой, зато с парой забавных комнат и боевыми сценами, хотя что с этим модом, что без него особо впечатления от главы не изменились. Единственная претензия относится к дизайну помещений: авторы мода с таким старание расставляли по складам офисные двери со стёклышками между помещениями, что забыли о том что помещения на минуточку отделены пожаро/взрыво-защитными герметичными дверьми и эти двери в сочетании с обычными дверьми из офисов рождали то, что в современных модных домах принято называть лудонарративным диссонансом.

Black Mesa - путевые заметки

Ну это классика жанра - трёхглавый босс-тентакль, ракетный двигатель над ним и необходимость подключить электричество и подвести кислород с топливом, дабы поджарить тварь до хрустящей корочки. Даже особенно нечего комментировать: играется легко и приятно, проходится по знакомым маршрутам и даже сами тентакли стали честнее чем в оригинальной игре, где они могли "услышать" Гордона даже передвигающегося вприсяди. Концептуально глава отлично работала в 98, 2012 и в 2020 работает отлично. Да даже в 2023 глава работает замечательно.

Black Mesa - путевые заметки

А вот эта глава, которая не выделяется из всей игры почти ничем, окромя второго босса подряд - гигантского огнемета на ножках Гаргантюа; являлась самой любимой для меня и в оригинальной игре и здесь оказалась на высоте. Ведь в чём главный рецепт успеха: немного схваток с пришельцами, напряжённая перестрелка с вернувшимися солдатами, простая и понятная карта, внятная задача и жаркое из босса в конце - чего ещё желать от игры. Наконец то на высокой сложности я оценил мины-растяжки в противостоянии с солдатами очень крутое оружие.

Black Mesa - путевые заметки

Вот это вот да. Глава, которая стала нелюбимой многими из тех, кто прошёл в своё время оригинальную игру. С чем можно в какой-то степени согласиться, ибо в конце 90-х подобный уровень смотрелся мегазапутанным и непонятным. Плюс к этому игра словно становилась на некую паузу и ты ехал от события к событию, и от схватки к схватке на неторопливом вагончике. Это позднее Valve удалось внятно реализовать подобные секции во второй игре, где уровни на багги и аэроглиссере оказались одними из самых весёлых занятий. И авторы Мезы сдались - у них просто не получалось сделать этот фрагмент игры, некогда задуманным весёлым и бодрым приключением с покатушками, хорошо и они в итоге вырезали чуть ли не большую часть всей этой рельсовой эпопеи. Что, лично по-моему мнению пошло игре на пользу и позволило ей избежать затянутой нудности, которая порой проскакивала даже в ездовых секциях из второй игры. В итоге по рельсам мы проскакиваем быстро и ненапряжно, запустив ракету в конце. Но мы же не ищем лёгких путей и потому я накатил на игру мод от автора расширенной вентиляции The Definitive On a Rail (Loop Mod + On a Rail Uncut).

Black Mesa - путевые заметки

Этот мод получился огромным, с гигантской кучей контента, словно автор потренировавшись на вентиляции получил свободу и разошёлся на полную. Здесь творческим образом были воспроизведены и переработаны все, ВСЕ моменты и боестолкновения из оригинала при чём уровень проработанности поражает, здесь имеются и постановочные сцены и действительно уникальные и интересные боевые ситуации и даже специально написанная для мода МУЗЫКА. Чёрт возьми, но карты из этого мода выполнены на одном уровне с основной игрой, а местами и превосходят её. Проходя эти секции испытываешь чистый и незамутнённый восторг, который могут испортить лишь небольшие баги и кривости. В конечном итоге работа этого мододела так восхитила самих авторов Мезы, что мод-расширение для "Поверхностного натяжения" они уже официально сделали частью игры, а автора взяли в свою команду. Жаль только, что это глобальное расширение авторы так и не решились полностью вставить в игру отполировав ряд багов и кривых мест - ведь этот мод такого был достоин. Но их позицию легко понять, ведь не все выдержат столько рельсовых уровней. В этот раз мне ещё больше зашёл мод расширяющий главу, там собрали прямо самые лучшие перестрелки и события жаль что это расширение так и не включили в готовую игру.

Black Mesa - путевые заметки

В этой главе не смотря на ещё краткость, сконцентрирована изрядная плотность уникальных событий. Здесь и сход с рельс, и подводные заплывы, и отстрел ихтиозавра из акульей клетки, и немного платформера, и забег через холодильник с постоянно тающим здоровьем, и перестрелка с невероятно быстрыми и ловкими женщинами-ниндзя способными к невидимости, и в коне-концов "вотэтоповорот" с пленением Гордона. С другой стороны общая серость и ржавость локаций только вносят долю уныния и Готовят главного героя к неприятностям. Опять же лазерные мины становятся просто имбой в борьбе с черными оперативницами и почему я раньше не замечал всей крутости этого оружия.

Black Mesa - путевые заметки

В рамках этой главы игра начинает свой второй акт. Как раз у тебя отняли всё оружие, количество врагов снова снизилось до гомеопатических объёмов, а основной геймплей свёлся к платформингу разной степени упоротости. И хотя кое-кого раздражают акробатические этюды от первого лица, но для меня они никогда не представляли каких то особых проблем. Заметно кстати и как по сравнению с версией мода из 2012 авторы постарались перекрыть некоторые походы, чтобы исключить хождения по кругу и придать чуть большей линейности, но это скорее поменяли шило на мыло, ибо пара-тройка закрытых дверей не шибко помешает некоторым людям заблудиться.

Black Mesa - путевые заметки

В этой главе игра вновь начинает разгоняться и поддавать экшена и перестрелок с солдатами, хотя в своей основе мы занимаемся исследованием комплекса, где местные учёные изучали инопланетную флору и фауну, что как бы демонстрирует, что вторжение чужих не было каким то особым сюрпризом для некоторых лиц. Тем более здесь как раз можно почитать и всякие прикольные заметки на досках и проводить неэтичные эксперименты со всяким. Тут же находим и новую энергетическую пушку рядом с дымящимися берцами. А уж замес с солдатами в конце главы прямо даёт прикурить и как бы предвещает весь экшен следующей главы.

Black Mesa - путевые заметки

Ооо как же я обожаю эту главу. Отрезок оригинальной игры от дамбы до Лямбды был у меня самым любимым и в этой версии сработал как нужно. По сути в этой главе игра превращается в своеобразный милитари шутер вроде Колды из 00-х, где с тобой воюют целые подразделения солдат, вертолёты, танки, БТРы. При чём не ты один являешься их целью, ибо вторгающиеся пришельцы начинают полноценное наступление, против разворачивающихся сил морской пехоты. Ты переходишь с одного поля боя к другому, пытаясь выжить в разворачивающемся аду, изредка встречая выживших учёных и охрану. Плотина, заплывы с рыбозаврами, минные поля, перестрелки на краю обрывов, заминированные вусмерть ангары и всё новые и новые кучи противников. При чём под конец становится заметно что люди то проигрывают битву: всё больше отступающих сил, панических радиопереговоров, забытых морпехов, нарастающего хаоса. В самом конце нам приходится вновь сразиться с чужеродным гигантом с помощью артиллерийских ударов. Ну и ручное улье ты подбираешь с довольно забавной анимацией.

Black Mesa - путевые заметки

Эта глава подводит итог одному из основных игровых моментов игры, ибо именно здесь тебе доведётся пережить последние большие сражения с солдатами, которым уже передан приказ на отступление. Придётся и сразиться с отрядами вторженцев, и вновь поплавать с рыбозаврами. Но по сути каких то особых отличий от прошлой главы здесь нет, даже удивительно что её выделили в отдельный сегмент.

Black Mesa - путевые заметки

И наконец добравшись до комплекса Лямбда нам пришлось и вновь столкнуться с ниндзя-тётками, которые всё так же просто подлавливаются на лазерные мины и сразиться с большими отрядами инопланетных вражин в том числе с применением подаренного «пылесоса», но основной геймплей всё таки несколько отошёл от безостановочного экшена прошлых глав. В основном пришлось заниматься несложным платформингом, исследованием лабораторий и выполнением несложных загадок. Та же механика телепортов вполне способствует неспешному изучению комплекса Лямбда. Ну а в самом конце мы наконец то получаем прыжковый модуль и отжираемся амуницией до предела, чтобы попробовать пережить схватку у заряжающегося телепорта в мир Зен. При чём на тяжёлом уровне сложности эта схватка с летающими контроллерами прямо выходит тяжкой и потому нет ничего удивительного что в телепорт ты прыгнешь с пустыми карманами и считанными единицами здоровья. Когда то в 2012 именно на этой главе завершалась бесплатная версия игры, в формате мода для второй Халфы.

Black Mesa - путевые заметки

Ну и в качестве бонусной добивки немного расскажу ободной прикольной модификации для игры под названием Hazard Course. И да это обучающий уровень из оригинала сделанный для римейка мододелами. Прикольный, с интересно реализованным окружением и забавными диалогами. Интересно что изначально этот мод был сделан для бесплатного мода, а не полноценной игры, как говорится зачем же ещё нужна Халфа как ни для того чтобы играть в моды пока мы играем в моды.

Black Mesa - путевые заметки

И наконец то я в процессе путешествия по миру римейка первой Халфы добрался до последней трети игры того самого чуждого мира, который был весьма странно реализован в оригинальной игре, проходился минут за 40, но всё равно считался многими игроками невероятно душным. Лично для меня оригинальное видение Зена никогда не казалось каким то особо плохим, скорее таким необязательным пустячком, добивочкой между парой боссфайтов.

Black Mesa - путевые заметки

Авторы римейка взялись за невероятно амбициозную задачу — превратить этот небольшой игровой сегмент в полноценную треть игры. При чём разработка этого сегмента столь сильно затянулась, что одно время Зен превратился попросту в мем среди поклонников Халфы аля шутки о выходе третьей части. До того мне не доводилось полноценно проходить этот акт игры. Я играл во всевозможные альфа версии зеновских уровней которые авторы выкидывали небольшими кусочками перед выходом релизной версии игры и из-за этого у меня так и не дошли руки чтобы заценить всю иру в целом. Ну что ж? Теперь настало это время.

Black Mesa - путевые заметки

По этой главе сразу видно сколь серьёзно авторы римейка подошли к своему видению Зена. Ибо в оригинале это было несколько парящих островков вокруг острова побольше с простецкой головоломкой внутри него. Здесь же пред нами предстаёт полноценная картина пограничного мира, измерения меж измерениями. Он то оказывается целым архипелагом парящим в мировом эфире, то полноценной экосистемой больше всего отдающей ночной Пандорой из кэмероновского «Аватара». Везде можно встретить следы полноценных исследовательских экспедиций землян в это чуждое место: остатки оборудования, тела исследователей и даже полноценная база-аванпост учёных, развёрнутая посреди неведомого мира Зен. При чём основа геймплея реализована в формате исследования, решения несложных головоломок и платформинга. Боевые столкновения с обитателями Зена носят скорее фрагментарный характер и нужны чтобы любители экшена не уснули по ходу игры.

Black Mesa - путевые заметки

Эта глава, представлявшая собой в оригинале растянутый в пространстве боссфайт с наивысшей формой хэдкраба здесь оказывается да тем же самым. Только теперь весь боссфайт растянулся до размеров целой главы. Здесь будут и адреналиновые схватки с самим Гонархом, которые на мой взгляд оказались самыми сложными во всей игре. А также захватывающие погони: мы то сами гоним гиганта в глубины его логова, то сами убегаем от посягательств мегамошонки. Ну и конечно же по ути нам доведётся решить несколько головоломок, да и попрыгать где придётся. Но в целом дух оригинала эта глава передаёт просто отлично.

Black Mesa - путевые заметки

Эта глава ощущалась слегка душноватой в оригинале, в обновлённом же исполнении она раздалась до каких то монструозных масштабов. При чём нельзя сказать что в главе не хватает чего то прямо очень интересного. Здесь будет и атмосферный вояж в деревню вортигонтов, которые оказываются нормальными ребятами, страдающими от гнёта солдат и контроллеров, тупо работягами. А забег по логову Гаргантюа, где за тобой увязывается добрый десяток громадных огнемётных тварей надолго отложится в моей памяти. Но вот местный завод по производству солдат. Лично мне понравилось его проходить: все эти бесконечные производственные площадки и вентиляции, конвейерные ленты и подъёмы всё выше и выше. Напряжённые перестрелки с контроллерами, бесконечный пылесос, лифт... Ооо этот лифт. В меня вся эта глава зашла как пельмешка соскальзывает в кипяток. Но я прекрасно вижу как легко она может задушить другого игрока. Я даже посмотрел несколько фрагментов прохождения других игроков и они так страдали в некоторых местах которые я пролетал буквально за считанные секунды, или испытывали такие проблемы там где я находил как обхитрить игру. Но да конкретно в этой главе авторам римейка явно отказало чувство меры. Возможно для меня это один из любимых кусочков пирога, но не стоит всех игроков мерять моей меркой.

Black Mesa - путевые заметки

Вот я и добрался до финального босса игры. Мне этот боссфайт никогда особо не нравился в оригинале, ибо босс всё время телепортировал меня на какие то отдельные кусочки карты, из-за чего полностью ломалась вся динамика противостояния, которая всё время прервалась на всякий платформинг, пострелушки с мелочёвкой и попытки вновь добраться до комнаты босса. Здесь же убрав телепортации в сторонние места и расширив боевые возможности самого Нихиланта авторам удалось придать боссфайту динамики, нерва и интереса. Может схватка с Гонархом была куда сложнее, но именно противостояние Нихиланту ощущалось интересней.

Black Mesa - путевые заметки

Ну что тут можно сказать концовка это концовка. «Бла,бла,бла, мистер Фримен» от Джи Мена, ряд картинных локаций и бинарный выбор без выбора. Разве что вагончик прикольно собирается из кусочков в конце игры. Ну а так классику обновили и пусть она ощущается совсем не так как оригинал, который я всё ещё буду играть время от времени, но в римейке есть и что-то своё, что будет заставлять меня к нему возвращаться. Динамика перестрелок, ощущения от местного ганплея, исследования Чёрной Мезы и Зена. Кто знает может однажды я и дозрею до совершенно упоротых ачивок вроде пиццы, шляпы или другого подобного.

1717
17 комментариев

в узких кругахПодавился чаем.

8
Ответить

Не относишься к кругам

1
Ответить

Круги то узкие, но масса то широкая.

Ответить

Автору советую пройти две чати entropy zero мод пушка еще бесплатная в отличии от попущенного hdtf

3
Ответить

Спасибо за совет - нужно будет вкатиться.

Ответить

Когда там уже ремейк blue shift?

2
Ответить

Очередную главу обещают летом 24, ибо там Зен, сложная геометрия и логика построения мира. Вот если бы авторы пропустили главу в Зене, чтобы оставить её на конец разработки то уже выдали бы очередную главу.

2
Ответить