Мнение об Enderal: Forgotten Stories без спойлеров.

Игра замечательная в большинстве аспектов, не без минусов, конечно, но такого удовольствия от «мода» я не ожидал, хоть его и расхваливали все, кому не лень. Вот и я теперь один из таких. Даже решил впервые вылезти из ридонли, чтоб об игре высраться, настолько она меня тронула.

Кратко пройдусь по плюсам и минусам, и иногда, по понятным причинам, будут проскакивать сравнения со скайримом, но постараюсь не злоупотреблять.

Плюсы

Сюжет

Его задумка, конечно, списана с одной небезызвестной игры, но лично мне это не показалось чем-то зазорным, т.к. видно, что авторы хотели донести именно свою идею, и действительно вложили в нее душу, да и сама концепция мне нравится и такого я готов наворачивать лопатами. В финале было стойкое ощущение, что авторам также очень хотелось исправить то, чем концовка той игры согрешила, и им это удалось, кмк. Не буду вдаваться в подробности, но вотэтоповороты были стоящие, и решение в конце очень непростое нужно принять. Где-то могут эти повороты казаться предсказуемыми, но в силу лютой вовлеченности лично я почти ничего автоматом не предугадывал.

Сайд-квесты

Большинство отличные, особенно задания гильдий и в которых носишься с персонажами. Там и сюжеты захватывающие, и переживаешь за всех, и вариативность есть, но именно в плане сложных диллем и рисков, а не иммерсивности. Серая мораль и все такое, а это я люблю, но многим отсутствие вариативности в геймплее не зайдет, конечно.

Постановка

Игра выжимает максимум из движка. В игре куча отличных постановочных сцен с аляповатыми, но хорошими, насколько позволяет деревянный движок, анимациями.

Персонажи. Диалоги туда же

Живые, с прописанными характерами, им сопереживаешь, ценишь и от их потери грустишь. Во время диалогов любят порассуждать, пофилосовствовать, пошутить, потроллить, делятся переживаниями, их интересует мнение твоего персонажа и они могут быть с ним не согласны. Печалит то, что этих самых прописанных персонажей нельзя брать с собой в спутники. Все взаимодействия с ними происходят только по квестам и иногда с ними можно поболтать, даже завести роман (который, кстати, очень гармонично развивается, проходя через сомнения и неловкости), но вот комплексного взаимодействия, к большому сожалению, нет. Списываю это на бесплатную работу актеров озвучки (отлично справились, кстати), которых пришлось бы грузить в разы больше, чтоб персонажи болтали, когда надо, а не обезличивались через десятки часов безмолвной беготни.

Но спутники в игре таки есть, и их много, аж 20, и они меня очень повеселили, ведь они ДУХИ, выполняющие все твои приказы, во всем с тобой согласные и неотступно следующие за игроком болванчики, которых ты можешь наряжать, как тебе хочется, давать им любое оружие, командовать, призывать и отсылать, когда захочется, а они и не пикнут. Никого не напоминает?

Мнение об Enderal: Forgotten Stories без спойлеров.

Именно поэтому они меня и повеселили. Потому что они - молчаливая и ёмкая сатира на скайримовских спутников, которые вроде и живые, но почти никак этого не проявляют: во всем с тобой согласны, ничего поперек не скажут, выполняют любые приказы, носят любую броню и оружие, которое ты им дашь, и отдают обратно, уходят и приходят, когда надо, и это даже брака касается, их можно бросать и возвращать сколь угодное количество раз, а им и все равно. Духи и то капризнее - им чтобы что-то всучить, нужно отвалить большую кучу костной муки и камней душ. В общем, духи - это те же самые спутники из ская, только честнее, ведь они не притворяются живыми.

Много новых монстров

Разрабы реально постарались над новыми грязными тварями. Да, большинство слеплены из разных частей чудищ скайрима, но сделано это очень талантливо и органично, они своим внешним видом не выбивают из погружения. К тому же есть и оригинальные монстры, не из ассетов, хотя и с просто измененными названиями попадаются, это да, печалит, особенно когда начитаешься про них в местных книгах, представишь жутких упырей, исходя из описания, а там фалмер с другим именем.

Ватиры и мирады для меня стали визитной карточкой Эндерала. Про первых даже песни барды поют в тавернах, а исследуя их лагеря, можно через наполнение кое-что интересное узнать про этих отродий. Ну и их рык во время погони за игроком с последующим смехом обезумевшего от азарта охотника - это ахуй.

Уникальному оборотню - уникальный скин. Запарились же, чертяки
Уникальному оборотню - уникальный скин. Запарились же, чертяки

И несколько других интересных тварей

Много новой брони

Порой попадается копирка брони из ведьмака, типа прям совсем без изменений, порой довольно сильно измененная, но таких шмоток меньшинство, да и смотрится, опять таки, не чужеродно (м.б. разрабы ещё откуда-то подтягивали, а я не заметил, но к ведьмачьей броне у них особое отношение, судя по всему. Я как минимум 3 заимствования оттуда обнаружил).

Сорян, лишь два скрина

Музыка

Про неё всё только хорошее: боевые треки, прогулочные, эпичные, дневные, ночные, для разных локаций - все на высоком уровне и не надоедают, т.к. часто меняются вместе с локациями. И при этом их много. Кстати, в Талгарде используется мотивчик, местами повторяющий какой-то из Ведьмака 3, так что не только костюмы они подтянули из трилогии.

Разрабы вообще много чем вдохновлялись, как можно заметить. И скайрим, и готика, и ведьмак, и даже на властелин колец броская отсылка есть прям в сюжетной миссии.

Книги

Решил затронуть их отдельно, т.к. прочитал их все - настолько интересными они мне показались и погружающими в атмосферу и лор. А погружают они настолько, что по ходу игры вы встретите героя из одного местного произведения. Написаны они легко и непринужденно, легко читается даже местная библия.

Логика

Тут разрабы учитывают скайримовский косяк с чрезвычайно стремительным карьерным ростом до архимага, архиубийцы, архивора и т.д. В эндерале персонаж тоже быстро продвигается по службе, затмевая всех местных рыцарей, годами шедших к своему титулу. Разница в подходе: тут это сюжетно обосновано, окружающие это подмечают и справедливо возмущены выскочкой. И главой всего и вся тут нельзя стать. Да ничего главой тут нельзя стать, в общем-то.

Атмосфера и локации

Густющая, особенно в начале и далее после выхода из милых лесистых окрестностей Арка. Это касается и локаций, и сайдов, и сюжета, ближе к концу который становится крайне угнетающим и мрачным в хорошем смысле слов. Вместо описания атмосферности и разнообразия локаций - горсть скринов:

Ах, эти теплые пески Эльсвейра...
Ах, эти теплые пески Эльсвейра...

К минусам. Их поменьше, но они есть.

Нет случайных встреч

Это прям грустно, после исправлений множества косяков скайрима ожидал, что тут точно не убудет, но здесь случайных встреч просто нет, т.е. повторно ходить по уже пройденным тропам просто нет смысла, ничего нового там не найти. Отсюда вытекает забавная ирония: систему телепортации скайрима к любой открытой точке я бы перенес сюда, а вот местную систему телепортов через свитки и мирадов пульнул в скайрим, чтоб «заставить» игроков походить пешочком или на лошади и че-нить интересное увидеть на уже исхоженых дорогах.

Крайне мало НЕзлых нпс вне городов

Когда шатаешься вне населенных пунктов, иногда устаешь тупо истреблять мобов и хочется уже просто с кем-нибудь поболтать и поторговать, помочь охотникам каким-нить или расхитителям гробниц. Тут такого нет. Вне городов, башен мирадов и одной таверны вся живность агрессивная, если видишь человека вне населенного пункта, знай - это разбойник или дикий маг и он 100% нападет, не стоит даже сомневаться, что это злой нпс.

Есть лишь одно такое место далеко в горах, и те безымянные нпс, больше даже таких лагерей нигде нет.
Есть лишь одно такое место далеко в горах, и те безымянные нпс, больше даже таких лагерей нигде нет.

Дальность прорисовки

Это, наверное, даже не минус игры, но все таки, раз эндерал очень хочет побаловать пейзажами порой, и даже дает для этого высокую площадку с неюзабельными телескопами в главном городе, то все равно отмечу, что виды хоть и красивые, но обе игры, что скайрим, что эндерал, явно на такое не рассчитаны, и это приводит вот к чему:

В основном это касается воды
В основном это касается воды
Мнение об Enderal: Forgotten Stories без спойлеров.

Мир с течением времени и событий особо не меняется, хотя должен, судя по репликам нпс.

Тут немного спойлер таки вставлю и прикрою

Судя по наставлениям сюжетных нпс, эндерал должен постепенно заполоняться одержимыми, а в один момент континент наводняют неримцы, но не тех, ни других в окрестностях Арка нет. Только кучка в порту да несколько патрулей по всему миру, которых еще нужно постараться найти. Такое вторжение выглядит куцым. Я думал, они оркужат Арк, как орки замок в Минентале, будут грабить фермы, а нет, засели в порту, еще и неуязвимыми стали почему-то, и никаких сайдов с ними нет, что самое обидное. Никаких диверсий, вылазок и т.п. То же самое и с одержимыми: они появляются в паре сюжетных мест, на хоженных ранее дорожках их нет. Опять таки встает вопрос: зачем тогда нужна система телепортации, предполагающая повторное исследование территорий?

Сложность

Неудивительный минус, и очень распространенный, но тут он есть, ничего не поделаешь. С середины игры становишься катком и давишь всех без какого-либо напряга, большинство боссов даже встать из гробницы не успевало, как я их укладывал обратно. Обиднее всего за кирасу ралаима, которую находишь в середине игры и сильнее которой ничего нет, надоедает она в общем. Так и бегаешь в ней до конца сюжета и шпаришь всех одним заклинанием, а для большего и нет смысла изворачиваться.

Безконтентные дыры

Минус в том, что игру местами не доделали. Вроде и разрабы не скрывают, что кучу всего вырезали. Особенно это видно по Морозным утесам, в которых и монастырь апотекариев должен быть, и драконы, но ничего из этого там нет, да и в целом квестов там мало. А вот пространство большое, можно нормально так задушиться от этой пустоты и тупому выкашиванию нпс, особенно в звездном корабле, это был пиздец.

Баги

Их довольно много, но критичные мне не встречались, в основном лишь типа такого, и то в местах, до которых добираться смысла особо нет, так что погружение лично мне не портили они. Но сохраняться лучше почаще, можно где-нить застрять и придется откатываться на сейв, бывало ни раз.

Мнение об Enderal: Forgotten Stories без спойлеров.

Плюс-минус

Сюда два пункта вывел: способ прокачки и фиксированный уровень врагов. Тут сложно решить, достоинством они являются или нет.

Если говорить о способе прокачки, то и прокачка по книгам (теория без практики) выглядит нелогичной, и прокачка постоянным повторением одних и тех же действий (практика без теории) может привести к красному безумию. Тут хз, может, надо создать какой-то синтез? Книги будут открывать доступ к прокачке практическими действиями, типа персонаж не просто повторяет свои ошибки, а смотрит в книгу и сравнивает то, что делает и что там написано, пытаясь откалибровать свои действия до идеала. Где-нибудь есть такое?

Про автолевелинг и фиксированный уровень не буду рассуждать, уже много срачей на эту тему есть, пусть каждый сам для себя решает.

В общем, игра не лишена проблем, но для меня её достоинства перекрывают минусы. После игры осталось горечно-сладкое послевкусие, смесь удовольствия от игры в целом и приятной грусти от сюжета и атмосферы. Обязательно потом сыграю в Nehrim: At Fates Edge, хочу лично познакомиться с теми событиями в Нериме, которые в итоге привели к тому, что происходит в Эндерале.

Кстати, Николас Лицау, сценарист Эндерала, даже книгу написал о приключениях Джеспара до того, как он встретился с нашим героем, если кому интересно.

Вооот вроде все, рассказывайте вы теперь, как вам игра, что в ней нравится, что не нравится, что бы добавили, что исправили, выдал ли я базы или навалил кринжа и все таком духе обсуждальческом.

4343
88 комментариев

прочитал тут статью, что это лекарство для 30 летних игровых импотентов. и да прошел. Рабочее лекарство. жо этого года 3 толком в игры не играл и считал уже что перерос это увлечение юности. типа не верил в виртуальность и все такое. после него уже 5 игру перепрохожу

знаю что перепройду эндерал точно. за другой класс.
меланхолично, грустно, очень по взрослому и очень философски. последний раз такие впечатления от диско элизиума.

музыка походу навсегда в сердце, как и финальная сцена в саду рядом с родным домом.

9
Ответить

все так, специально оставил пару несюжетных побочек на другой раз, да и дом в квартале знати не купил, волчьей кровью не пользовался, энтропией, а в ней больше всего заклинаний содержится. В общем, будет чем заняться.

Ответить

Сам в начале осени все же решил заценить, все никак руки не доходили.
В основном понравилось: в целом артдирекшен, от размеров и населенности городов на движке skyrim я прям офигел, система прокачки и классов зашла, квесты тоже со своим "посылом".
Но все же явно готов выделить два явных "Но" для себя:
Вне города реально секунд 30 - 1 минуту не пройти чтобы на тебя кто-нибудь не прыгнул - утомляет, со временем, и довольно сильно.
Авторы мода хоть и прописали интересный сюжет и персонажей, но очень (прям очень) склонны уходить в графоманию, порой кажущуюся бесконечной.
А так я в шоке, что подобное сотворили мододелы на бесплатных началах - красавцы!

4
Ответить

Мне кажется, дело в том, что это студенты писали таки, с толикой максимализма, типа "религия - чистое зло", исходящее от авторитетных приятных персонажей. Тут да, согласен, если мы под графоманией одно и то же понимаем, типа претенциозные мысли и тд. Хотя тут же вспоминаю неримцев, которые как раз таки исполняют роль воинствующих атеистов, то есть другую радикальную сторону показывают и уже они в негативном свете выставляются. А если речь о книгах, то тут хз, может, мне просто нравится беллетристика этакая)

1
Ответить

Это одна из лучших игр за последние лет 5 в которые я играл. Enderal буквально дал мне то чего мне всегда не хватало в скайриме - интересный сюжет, прописанные персонажи и квесты, в общем больше нарратива, а не только зачистку данжей. Ну и в целом очень душевное приключение которое в первую очередь про персонажей и эмоции, я такое очень люблю

4
Ответить

вот прям аналогично, тут за такое любят клевать, но для меня сюжет, персонажи и все вот это не менее важно, чем геймплей, а говоря шёпотом, то может, и более. Да как и у большинства, на самом деле, поэтому в голосовалках всегда побеждают ведьмак 3 и рдр2, которые явно не за геймплей любят. И этого в скае, при всей его атмосферности, очень не хватало, кроме дополнений, там с этим намного лучше

1
Ответить

Проходил года 2 назад, остался только мейн квест и я дропнул.. Не помню как называлась гильда, та которая в канализации под городом. Так вот я ее завалил и глав перс этой гильды у меня умер, посколько в в диалогах я ему перечил. Сильно дизморальнулся, а мейн квест показался не особо интересным, а так все закрыл. Реально топовый мод с интересными сайдами. Слишком сильно зашел мод, что хотел на отличные концовки всё что можно закрыть, а перепроходить часов 5-10 геймплея не хотелось. До сих пор помню чиловую концовку одной длинной истории на маяке или башне в пустынном биоме с женским персонажом.

3
Ответить