ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Год подходит к концу. А завтра исполняется и ровно год с момента моей регистрации на ДТФ. А значит - самое время поделиться с вами его итогами. Рассказать о том, во что я играл, что понравилось, а что нет. Отмечу, что весь год я провел исключительно со Свичом и, как мне кажется, вполне удачно вместил в эти двенадцать месяцев множество совершенно разных игр.

Раздавать оценки и места я не буду, разве что в конце выделю открытие года, разочарование и м.б. ещё пару "номинаций", а составлен список игр элементарно, в порядке их прохождения. Да, я тот задрот, который от нечего делать отмечал пройденные игры с самого начала года.

И да, здесь будет больше моих эмоций и впечатлений, нежели описаний геймплея, сюжета и прочего.

Итак, начнем.

1. Kirby and the Forgotten Land

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Kirby and the Forgotten Land стала той самой игрой, после которой я нацарапал свой первый пост на ДТФ про "детскость" игр Нинтендо.

Приключение Кирби в затерянных землях яркое и разнообразное. А иногда даже зубодробительное. Весь калейдоскоп механик, встречающихся в этой игре, отправил меня в воспоминаниях прямиком к прохождению Super Mario Odyssey. Здесь так же каждый уровень готовит тебе новый вызов, новое взаимодействие с окружением, новые загадки и тайники. Но это не отменяет самостоятельности Kirby and the Forgotten Land. Не делает ее вторичной в сравнении с Одиссеей.

В какой ещё игре ты можешь стать автомобилем, конусом, лампой или торговым автоматом? И в каждом из этих случаев тебя будет поражать что-то отличающееся от прежнего, но при этом что-то совершенно элементарное. И вот эта святая простота в совокупности с изобретательностью разработчиков создаёт вау-эффект.

Это та игра, в которой я должен был зачистить все, и я это сделал, как бы ни был сложен последний Колизей.

А Кирби - милый кругляш, вызывающий самые детские и искренние восторги. Но что за существо на самом деле скрывается под этой маской?

2. Трилогия Bayonetta

Объединяю три игры в один пункт, так как проходил их в один заход и ощутил, можно сказать, как одну длинную игру. Пусть и с оговорками, ведь впечатление от них все-таки разное.

Первая часть оказалась для меня настоящим хардкором, непонятным, сложным, бескомпромиссным. Вторая - идеальным, безукоризненным продолжением с устранением минусов первой части, а третья - попыткой улучшить все, что было ранее, но, увы, с огрехами в технической части.

Во что переросла Байонетта к третьей части.

А в целом, это был горячий февраль. Во всех смыслах. Зажигательная Байонетта (особенно в первой и второй игре) даст прикурить вашему хваленому Данте. Кому вообще нужны гг-мужики, когда есть такое?! Но, кстати, "горячесть" Байонетты от части к части затухает, обратно пропорционально геймплею. Героиня становится более человечной, что ли. А жаль.

К слову, Bayonetta стала моим первым опытом в жанре. И как бы я ни пытался своими кривыми ручками испортить свой же игровой опыт, у игры как-то получалось даже мои бои делать зрелищными.

Я очень рад, что открыл для себя эту трилогию, а если вы ещё не решили, стоит ли в это играть, я скажу - стоит! Хотя бы ради финальных танцев Байонетты в каждой из частей.

А мне осталось добраться до Церезы. Стилистика вдохновляет.

3. Inscryption

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Здесь мне остается лишь повториться. Я ожидал увидеть просто карточный рогалик, но познакомился с чем-то более глубоким и необычным. Inscryption - яркий пример того, что игры могут быть не просто играми, а интерактивным искусством. Я был в восторге, и я помню это чувство и сегодня. Ждём Pony Island 2 от этого же разработчика, анонсированный на недавно прошедшей TGA. Выглядит интригующе и в стиле автора.

4. Death's Door

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Пожалуй, одно из главных открытий моего игрового года. После прошлогоднего Tunic казалось, что меня будет уже сложно удивить, но Deaths Door смогла!

Признаюсь, мое главное впечатление об этой игре основано на том, что у меня получилось пройти ее самому на все 100% без гайдов и подсказок, хотя в определенный момент я думал, что мне этого не дано (но нужно было просто перевернуть фотографию...;)).

Но нет, все же совокупность всех игровых элементов дала такой опыт. Мрачная атмосфера, необычный лор с философским флером, совершенно не душный геймплей, дружелюбный к игроку, выразительные локации с хорошими головоломками и продуманными лабиринтами, простая, но импактная боевка, милые и таинственные персонажи - все здесь так, как нужно. Идеально!

В общем, проходя эту игру, я получил колоссальное удовольствие и горячо советую ее всем любителям изометрии, метроидваний и исследования.

5. Slay the Spire

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

И тут же, на впечатлениях от Inscryption, я рванул в Slay the Spire. Впервые я познакомился с этой игрой у младшего брата на ПК и понял, что это чудо просто прекрасно встанет на Свич.

И так и оказалось. Это отличная убивалка времени для любителей простых карточных настолок. Вариативность и билдостроение - вот за что мне полюбилась эта игра, а после прохождения "сюжетки" за всех четверых персонажей я открыл для себя режим с бесконечным подъемом и залип в него, создавая билды на сферы.

Эту игру я поставил сюда, потому что купил ее примерно в этот момент года (конец зимы - начало весны), но Slay the Spire - та игра, в которую ты заходишь постоянно на небольшой промежуток времени, так что изначальный тейк о порядке прохождения игр не особо к ней применим. Как и любой рогалик, она продолжительна во времени. И в этом, наверное, ее преимущество. Когда мне не во что поиграть, я могу на часок залететь в Slay the Spire.

6. The Legend of Zelda: The Minish Cap

Вы посмотрите на эту обложку! Это настоящая сказка!
Вы посмотрите на эту обложку! Это настоящая сказка!

Не мог я в этом году обойтись и без какой-нибудь классической Зельды. Не зря же подписку оформлял. Тем более подогреть интерес к предстоящей Tears of the Kingdom было более чем уместно в тот момент.

Путешествовать по большому открытому миру, решать головоломки, иногда застревать и ругаться на игру за то, что она плохо сохранилась, потом снова пробираться через эти дебри, получать новые способности и открывать прежде недоступные пути, биться с боссами, к которым нужно найти свой подход (особенно финальный данж и босс заставили попотеть) - все это и есть настоящая, классическая Зельда, которыми были и Link's Awakening, и Skyward Sword, и многие другие (когда-нибудь, надеюсь, я поиграю если не во все, то в большинство!).

Механика с уменьшением Линка и решением загадок впечатлили меня больше всего. Этот крохотный герой, окружённый огромными листьями, пуговицами и другими предметами отсылают меня в детство и фильм "Дорогая, я уменьшил детей". Так что да, когда хейтеры Нин говорят о ностальгии, они отчасти правы, но что в этом плохого, мне не понять.

В общем, The Minish Cap - прекрасное, необыкновенное приключение, которое погрузило меня в атмосферу сказки и волшебства. Класс!

7. To the Moon

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Первая из трёх игр этого года, которые я проходил не впервые.

Это игра без игры. Это, скорее, визуальная новелла с вкраплениями незамысловатого геймплея. Игра, в которой действительно выше всего остального стоит сюжет и история. История о несбывшихся мечтах, о краткосрочности жизни, о неизбежности наших решений, поступков и слов. И о вере в будущее.

Но больше всего в этой игре я люблю музыку! Kan R. Gao делает эту историю более проникновенной. До слез!

8. Disco Elysium

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

И сразу же вторая игра, которую я уже проходил ранее. Последние три года я следую приятной традиции. В конце марта - начале апреля я возвращаюсь в Ревашоль!

Это густота! Это игра, где ты умираешь, снимая галстук с люстры или садясь на стул! Это игра, где ты слизываешь вино с барной стойки, потому что можешь! Это игра, где ты собираешь бутылки и пинаешь мусорные баки! Это игра, где ты можешь быть Гарри Дюбуа, а можешь - Рафаэлем Амброзиусом Кусто или даже Текиллой Сансет! Это игра, где Электрохимия спорит с Драмой! Это игра, где на тебя орет галстук (если ты, конечно, не умер, снимая его, помнишь?)! Это игра, где Фазмид... ГДЕ, МАТЬ ЕГО, ЭТОТ ФАЗМИД?! Это игра, где даже плохо выпавшие кубики - это вариант развития событий! Это игра, где можно спрятать труп в холодильнике, а можно вообще его не снимать с дерева! Это игра, где ты танцуешь с наркоманами в церкви, а после, этой же ночью, идёшь на свидание!

Эта игра многогранна, эта игра постоянно удивляет и каждый раз, как в первый раз, заставляет тебя смеяться над главным героем или сопереживать ему!

Это одна из моих любимых игр, о которой я, наверняка, еще не раз расскажу, потому что буду возвращаться туда снова и снова.

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Брррррратаннннннн!

9. Shovel Knight

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Shovel Knight - игра, в которой ваншотающие шипы были ещё до того, как это стало мэйнстр...Blasphemous.

Я не ожидал от Лопатного рыцаря такой сложности, какую в итоге получил. Даже Celeste мне показалась проще! Наверное поэтому, могу сказать, игра меня в определенной степени задушила. И, вспоминая сейчас тот игровой опыт, скажу, что проходил я эту игру как-то наспех. В общем, не получил до́лжного удовольствия от игры, поэтому толком в памяти ничего не отложилось, кроме, пожалуй, финального босс-раша. Он был крутой! Возможно, стоит вернуться под настрой.

10. Wolfenstein II. The New Colossus

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Шутеры всегда были для меня чуждым жанром. В детстве я просто обожал смотреть, как мой дед играет в Soldier of Fortune, No One Lives Forever 2, Xenus II: Белое Золото, первый Far Cry, тот же Return to Castle Wolfenstein. Это было прекрасно, но к жанру шутеров от первого лица (как, в общем-то, и в целом к жанру шутеров) я так и не прикипел.

Но раз уж я сказал в начале, что год выдался разнообразным, значит и шутеру тут место нашлось.

И, увы, ничего не изменилось в наших с жанром отношениях. А то, как выглядит игра на Свиче, лишь усугубило ситуацию. Очень мыльно. Очень! У меня буквально болели глаза после каждой игровой сессии.

Но и геймплейно мне просто непонятен жанр. После всего разнообразия от игр Нинтендо и инди-разработчиков, после каких-то неординарных решений просто пострелушки уже не впечатляют, а импакта я не чувствую, увы. Проходить в стэлсе подобные игры на геймпаде тоже тщетно. Забил я и на какие-то доп. миссии с устранением генералов и исследованием локаций. Тупо пробежал по сюжету и забыл.

Уверен, игра хороша, но не для меня и не для платформы, на которой я с ней познакомился.

Единственное, чем смогла впечатлить Wolfenstein II, это вызывающе жестокие катсцены с отличной постановкой. За это большой плюс!

11. Need for Speed: Hot Pursuit

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Тут коротко, потому что говорить особо нечего. Просто хорошие гонки, в которых приятно провести время и которые прекрасно работают на Свиче.

Мне удалось закрыть на "золото" все этапы за гонщиков, а за копов закрыл половину, т.к. этот режим мне показался не таким интересным.

Это было не просто круто! Это было п***ец как круто!

Мастерство или удача?

12. The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Моя любовь! Мое ожидание! И мое вдохновение!

Как бы избито это ни звучало, но я не могу подобрать слов, чтобы описать всю любовь к этой игре!

На утро релиза я завел будильник, но проснулся без него, а, что называется, по зову сердца!
На утро релиза я завел будильник, но проснулся без него, а, что называется, по зову сердца!

И то невероятное, сказочное приключение, которое я ждал, превзошло мои ожидания сполна!

Помимо цифры на релизе взял и коллекционку. Возвращаюсь домой. Нищий, но счастливый.
Помимо цифры на релизе взял и коллекционку. Возвращаюсь домой. Нищий, но счастливый.

Хочу рассказать немного о том, как я играл. С самого начала я поставил себе условие - играть без телепортов! Благо, новые механики и возможности созданы для того, чтобы полностью пережить это приключение "на ногах/колесах/крыльях"!

И я не пожалел о своем решении! Каждый подъем из каверн через пролом, каждое путешествие к далекому квесту, каждый взлет в небеса сопровождались очередным челленджем, приключением, задачкой. Или я мог просто лететь над прекраснейшим Хайрулом или скакать на Крапинке, любуясь видами и ландшафтами. Я постоянно шел и находил что-то новое, у меня разбегались глаза от обилия квестов, сундучков, короков, мини-историй, святилищ, загадок. Я хотел побывать в знакомых по Breath of the Wild местах, чтобы посмотреть, как они изменились. Я хотел сражаться с новыми чудищами и заполнять атлас. Я хотел исследовать пещеры. Я что-то придумывал, сооружал, ошибался, учился на ошибках и снова сооружал. Я смотрел, что делает сообщество, и восхищался их работами!

Когда мне нужно было "перестоять" мужичка на морозе и в жару, я смеялся. Когда мне нужно было помочь найти святилище девочке из племени Зора и ее другу хайлийцу, которым я помогал с доставкой письма по реке в прошлой части, я всплакнул. Когда мне нужно было найти "улыбку" над Очковыми Скалами, я задумался. Когда я встретил первого Ганона-Фантома, я боялся. А когда не мог победить первого Глиока - злился! Я испытал широчайший спектр эмоций, и за это я тоже люблю Tears of the Kingdom.

Я люблю каждый звук в этой игре, люблю внимание к деталям, я люблю чувствовать, что тебе никуда не нужно. Ты просто существуешь. Ты просто созерцаешь, когда тебе этого хочется. И ты просто созидаешь, когда тебе этого хочется.

Свободное падение как символ свободного геймплея.
Свободное падение как символ свободного геймплея.

Я просто жил в этой игре! Если игры - это эскапизм, то Tears of the Kingdom - это то место, где я хочу спрятаться от этой жизни!

Моя любовь! Мое свершение! И мое вдохновение!

13. Steamworld Heist

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

А после монументальной Зельды мне нужно было что-то простенькое и незамысловатое, в хорошем смысле этого слова. И я открыл для себя пошаговую Steamworld Heist.

Честно, после Зельды было сложновато перейти вообще к чему-либо.

Играл я на обычном уровне сложности. На нем игра не душила, даже с таймерами ближе к концу игры, и почти все было пройдено с первой попытки. Нравится мне, когда игра даёт тебе некоторый челлендж, но при этом не душит ограничениями и условиями.

В общем, для любителей пошаговых игр на Свиче, наряду с Mario+Rabbids, это находка!

14. Дилогия Ori

По примеру Bayonetta ставлю дилогию Ori в один пункт, так как проходил их тоже в один заход. И здесь, кстати, третья игра после To the Moon и Disco Elysium, которую я уже проходил ранее - Ori and the Blind Forest. Сделал я это намеренно, дабы освежить в памяти первую часть и уже с обновленным взглядом приступить к продолжению.

Обе части Ori - образцовые метроидвании, я считаю. Конечно, у меня есть явный фаворит в этом жанре в лице Hollow Knight (ДА, Я ВСЕ ЕЩЕ ЖДУ СИЛКСОНГ!!!) с его огромным миром, развилками и невообразимым количеством контента в рамках жанра. Но Ori - это что-то более камерное, линейное (особенно первая часть) и приближенное к оригинальным Метроидам по духу, насколько я понимаю. И для одних это станет минусом, для других - преимуществом. Я полагаю, что это просто факт, с которым мы должны считаться и выбирать более предпочтительное для себя. К слову, явного сходства между Ori and the Will of the Wisps и Hollow Knight я не вижу. Может быть, имело место вдохновение, но не более. Во всяком случае, это не бросается в глаза.

Что бросается в глаза, так это восхитительный визуал и музыкальное сопровождение, а так же супер-отзывчивый к нажатиям персонаж с новым для меня перечнем механик и способностей. Элементарное перемещение по миру доставляет массу удовольствия, а гонки во второй части просто созданы для того, чтобы продемонстрировать, каким молниеносным может быть Ори!

Ori and the Blind Forest - более добрая, трагичная, простая история о том, что не стоит делить все на чёрное и белое. И за всей этой наивностью скрывается достаточно серьезный геймплейный вызов. Говорю о трех-четырех погонях на всю игру, которые заставили, стиснув зубы, превозмогать. Благо (возвращаясь к управлению), ошибаясь, ты понимаешь - "это не игра плохая, это я виноват, пробуем ещё!".

В Ori and the Will of the Wisps историю я, если честно, запомнил не очень хорошо, потому что был поглощён геймплеем. Но да, здесь наоборот, попадая на чужой остров, ты чувствуешь его враждебность в сравнении с родным лесом, но геймплейно игра мне показалась более простой. Рад, что ее чуть расширили, добавив к погоням боссов, "прокачку" деревни и прочие штучки.

Так, дилогия Ori - прекрасный игровой опыт, один из лучших в уходящем игровом году. Ждём новую игру от Moon Studios - No Rest for the Wicked. Это для меня, честно, самый впечатляющий анонс прошедшей TGA.

15. Shin Megami Tensei III

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

А вот и первая игра в этом году, которую я не осилил. Но не мудрено, ибо она очень долгая, однообразная и местами чрезмерно душная.

Был в ней свой шарм, стиль. Но этого мало, чтобы я смог потратить ~100 часов своей жизни. По крайней мере, не в один заход)

Думаю, я ещё вернусь туда и добью сюжетку, а потом уже и составлю финальное мнение. А пока я остановился на каком-то большом боссе Слоне на какой-то запутанной стройке с Pixie (коротко о том, как я помню все, что было в игре).

16. Metroid Prime Remastered

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

А вот и главное разочарование года подъехало. По крайней мере, если сравнивать с ожиданиями от игры.

Я очень хотел попробовать метроидванию в 3d, но, видимо, предубеждения у меня не только к шутерам от первого лица, но и в принципе к играм от первого лица. Да нет, на самом деле, просто совпадение.

Итак, я ждал интригующего исследования, но не знал, что оно превратится в духоту с поиском артефактов, нужных, как оказалось, для прохождения основного сюжета! Я ждал запутанных коридоров и секреток, но я не знал, что там, в прошлом, разработчики не предусмотрели ни телепортов, ни меток, ни чего-нибудь еще, что поможет тебе и в перемещении по миру, и в поиске этих самых секреток.

К тому же, игра на английском языке лишь отяготила мое восприятие и, признаюсь, я очень часто тупил даже в простейших вещах. В какой-то момент я открыл новую способность, вышел из игры, а на следующий вечер просто забыл о ней, не смог воспользоваться и застрял.

В общем, мои завышенные ожидания не оправдались и теперь я вдвойне не понимаю людей, ожидающих Prime 4. Возможно, мне стоит пройти 2 и 3 часть, но пока такой возможности у меня нет. Поэтому лучше перепройду Metroid Dread, особенно учитывая, что на Оледе я его ещё не проходил.

17. Stardew Valley

Это должно было быть приключение на сотни часов?
Это должно было быть приключение на сотни часов?

Ничего не могу сказать. Пока наиграл мало - около 15 часов, два сезона. Игра ощущается огромной и требующей большого количества свободного времени. А мне как-то пока хочется играть в сюжетные или хотя бы в конечные тайтлы, как, например, следующий.

18. Red Dead Redemption

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

И это лучшее сюжетное приключение года! Я играл во вторую часть и не смог ее полюбить. Пролог я проходил, кажется, раз пять. И только с пятого раза я смог осилить всю игру. В общем, стерпится-слюбится.

А здесь и терпеть не пришлось, и полюбилось сразу!

Мне нравится Джон Марстон как главный герой, его мотивация и поступки, его путь. Мне нравится менее проработанный в сравнении со второй частью геймплей, где тебя не душат анимациями сбора растений (хотя они тут тоже есть) и бесконечной ездой на лошади в силу менее объемной карты.

Здесь я более подробно расписал, почему люблю RDR1.

И я знал, чем заканчивается игра, но это не помешало мне удивиться и принять с горечью этот финал. Потому что я прикипел к Джону, я был с ним на протяжении этих сорока часов. Я чувствовал этот жестокий Дикий Запад и место Джона в нем - чужака в стране чужой.

19. The Talos Principle

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Открытие года #2 для меня, после Deaths Door.

Если вам нужны головоломки, много головоломок, головоломки с разнообразными механиками, пространственные головоломки, многоуровневые головоломки, головоломки с секретиками, головоломки в сюжете, головоломки внутри головоломок, головоломкиголоволомкиголоволомкиголоволомкиголоволомки#?/;, то попробуйте The Talos Principle. Голову сломаете!

20. LIVE A LIVE

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

И последней пройденной игрой в этом году становится ещё одна JRPG - LIVE A LIVE.

Игра, необычная в своей подаче и стилистике.

Прекрасно переработанная визуально в сравнении с оригиналом, LIVE A LIVE теперь занимает отдельное место в мире любимых мной пиксельных игр. Музыка тоже попала в меня, а пара композиций даже напоминала вышеупомянутого Kan R. Gao из To the Moon (или, скорее, наоборот).

Геймплейно - ничего выдающегося, но вкрапления каких-то индивидуальных механик у каждого персонажа дают нужную вариативность и вносят немного разнообразия, пусть и с разным успехом.

Отдельный плюс для меня в том, что я случайно завершил игру на "плохую" концовку. Не знаю, почему-то меня это впечатлило.

В общем, достойное завершение игрового года, позволяющее и дальше открывать для себя новые жанры и конкретных их представителей.

К итогам.

ИТОГИ МОЕГО ИГРОВОГО ГОДА 2023. [Лонг]

Год, я считаю, выдающийся для меня. Было много открытий, восторгов, ожиданий и совсем немного разочарований. Надеюсь, следующий год будет, как минимум, не хуже.

И к условным номинациям:

Игра года - The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom.

Открытие года - Deaths Door, The Talos Principle.

Разочарование года - Metroid Prime Remastered.

"Во что хотел поиграть, но не поиграл" года - Super Mario Wonder, Super Mario RPG, Pikmin 4, Sea of Stars, The Last Faith, Blasphemous 2, Cocoon.

Как видно, последний список достаточно внушительный, а значит буду наверстывать в 2024! И, конечно же, все мы, Жалкие Нинтедобои, ждём клятый Switch 2!

ВСЕМ СЧАСТЛИВОГО '24!

Хэштег для поиска моих небольших обзоров #жалкоемнение

5757
28 комментариев