Символизм в Deus Ex: Human Revolution

Детали и культурные отсылки, помогающие глубже понять мир игры.

Символизм в Deus Ex: Human Revolution

Содержание состоит из того, что я заметил и вспомнил сам. Если есть что-то ещё, то напишите в комментариях.
Первым делом хочется сказать про «синие занавески» (поиск глубинного смысла). Если разработчики используют конкретную деталь, а не какую-либо другую, то за этим стоит определенная задумка. Особенно это касается визуальных элементов, на создание которых уходит время. В Deus Ex всё лежит на поверхности и легко считывается, не нужно глубоко копать (привет, будущее творение Кодзимы).

Название

Многим известно, что название серии Deus Ex пошло от выражения «deus ex machina» (бог из машины), коим в античном театре обозначали сюжетный поворот, когда с небес спускался бог и неожиданно влиял на события, разрешал проблемы героев. Бога играл актёр, который спускался на сцену с помощью крана (та самая машина). По словам Уоррена Спектора, одного из разработчиков оригинального Deus Ex, выражение специально сократили для толики загадочности, прямо не указывая, откуда же этот бог. Название отсылает и на фракции в игре, которые пытаются стать богоподобными, взяв власть в свои руки, и на сюжет, включающий неожиданные повороты.

Стилистика

Треугольник очень часто встречается в игре. В практическом смысле его использует как геометрическую фигуру будущего (интерьер, элементы сооружений, одежда и броня). Так же треугольник отсылает на знак иллюминатов, тайную организацию в мире Deus Ex. Это и буква древнегреческого алфавита — дельта Δ, которая используется как символ во многих сферах науки: от физики и математики, до электроники и химии. Это, конечно, хорошо сочетается с главенством науки и её развитием в мире игры. В логотипе HR дельта стоит в качестве буквы «А» из-за схожести с ней. Но это, как по мне, выглядит однобоко, словно дизайнер решил поиграть со шрифтами. В целом этот элемент создаёт узнаваемый стиль игры, как и золотая гамма.

Видно, что создавая этот проект, разработчики вдохновлялись Ренессансом. Одна из черт этой эпохи — возрождение интереса к античной культуре. В игре это характеризуется наличем большого количества древнегреческих наименований, отсылок к мифам. Вторая черта эпохи — гуманизм, это представлено и в Deus Ex: множество споров и разговоров о свободе человека, индивидуальности и о рамках, в которых существует мир. Но эта черта присуща и другим киберпанк произведениям. Возрастал интерес к анатомии и к наукам в целом (в игре на это будет отсылка в виде одной картины). Вдохновлялись разработчики и костюмами: взяли жабо, шнуровку, орнамент, рукава епископа и их комбинации, дизайн декольте.

Дизайн костюмов
Дизайн костюмов

Если Ренессансу можно присвоить оттенок, то это точно будет золотой. Дизайнеры HR рассказывали, что специально отошли от реалистичного изображения действительности в угоду стилю, пытаясь создать нечто красивое, нуарное и футуристичное. Получился своеобразный кибер-ренессанс.

Я искренне верю, что если у вас есть стилистически правильный визуальный язык, это делает мир более правдоподобным, не фотореалистичным, но заслуживающим доверия, потому что всё вписывается в один и тот же визуальный язык.

Джонатан Жак-Белльтет, Арт директор проекта

Золотой фильтр не только придаёт красоту и настрой Эпохи Возрождения миру будущего, но и наоборот: гуляя по трущобам или канализациям, замечаешь, что фильтр, на фоне грязных стен и мусора, создаёт атмосферу болезни и упадка. Подобный приём с желтым цветом использовал, например, Достоевский в описании Петербурга в «Преступлении и наказании». Удивительно, что золотой оттенок может показать две стороны одной медали.

Кто есть кто?

Создателям Deus Ex не в новинку давать главным героям библейские имена. В первой части агента Дентона звали JC — аббревиатура Иисуса Христа (Jesus Christ), об этом говорил ведущий дизайнер игры. А вот Уоррен Спектор утверждал, что изначально в игре можно было выбрать пол, а имя JC использовано из-за своего унисекс качества. Главного персонажа HR назвали Адамом уже совсем осмысленно. Дело в его уникальной приобретенной генной мутации, которая позволяла организму не отторгать модификации и обойтись полностью без Нейропозина (вредный, но необходимый наркотический препарат для аугментированных людей в мире игры). В лаборатории «Белая Спираль» хотели использовать маленького Адама, чтобы привить партию младенцев, вырастив из них людей с совершенным организмом. А от библейского Адама, как известно, произошла женщина и, в дальнейшем, остальные люди.
Ещё со времён трейлера разработчики проводили параллели между Адамом Дженсеном и Икаром. Историю последнего вы знаете: чтобы сбежать с острова Крит, Дедал (др.-греч. Δαίδαλος — а вот и снова дельта, кстати) для себя и сына сделал крылья, дав Икару наставление об «эксплуатации». Но сын заигрался, опьяненный свободой и новыми возможностями. Когда он поднялся слишком высоко, жар солнца растопил воск на крыльях и Икар рухнул в море, где и погиб. В трейлере крылья — аналогия аугментаций, которые получает Дженсен, чтобы спастить от смерти (после того, как на нём не осталось живого места из-за нападения наёмников на Sarif Industries). Падение оказалось лишь сном, который предупреждал героя о том, что будет, если превысить приобретённые возможности. В этом плане Адам противопоставляется Намиру (третий босс в игре), который модифицирован даже сильнее, чем главный герой. Намир переходит своеобразную черту и погибает. То же самое касается и Чжао, которая совсем двинулась по теме модификаций и слилась с суперкомпьютером. Так же в игре имеется имплант «Икар», позволяющий спрыгнуть с любой высоты и мягко приземлиться. Но название ироничное, скорее.

Момент из трейлера
Момент из трейлера

Икар есть, а кто Дедал? В мифологии Дедал — изобретатель. В этом он соперничал с другими умами, поэтому можно провести параллель между ними и корпорациями из игры, которые постоянно соперничают между собой, часто прибегая даже к грязным трюкам. Сам Дедал, по одной из легенд, столкнул своего ученика с горы, желая погубить потенциального соперника. Хью Дэрроу прямо сравнивает себя с ним: «Я предпочитаю считать себя Дедалом, беспомощно наблюдающим, как его дитя падает в море...» Но Дженсен резонно называет его Франкенштейном, который убивает своё чудовище. Это сравнение наиболее точно описывает Дэрроу. Он был создателем технологии имплантов, но разочаровался в своём детище и решил показать всему миру опасность модификаций. Но способ был жестоким и последствия мы видим в Mankind Devided. Стоит подметить ещё то, что в мифе Дедал и себе создал крылья, тогда как Дэрроу не переносил любые аугментации из-за особенности своего ДНК, поэтому всю жизнь оставался калекой.
Далее на ум приходит Дэвид Сариф. Здесь, я думаю, всё очевидно. На логотипе «Sarif Industries» изображено крыло, что уже намекает. Дэвид так же написал книгу под названием «Новые крылья: завтрашний день», где он описал перспективы человечества, если будут развиваться технологии: «Мы сможем смастерить крылья, если захотим, и оставим колыбель позади. И наш полет будет ограничивать лишь наша воля и наш интеллект». Эти «крылья» он и даёт Дженсену, спасая его от смерти. Большая часть приобретенных модификаций была собственной разработкой Sarif Industries. Отмечу то, что Дэвид мог не спасать Дженсена, а попилить его тело и исследовать необычную генную мутацию, но он этого не сделал. И в целом отношения между директором и подчиненным были не напряженные, Дэвид даже обращался к Адаму «сынок». Да, это обращение пожилого человека к молодому, но Сарифа пожилым уж никак не назовешь, а в данном случае это приобретает шутливый характер, но и намёк есть. Ещё в кабинете Дэвида лежит книга «Daedalus complex».

Немного про другие отсылки

В трейлере изображается картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», а в самой игре можно увидеть репродукции. Мотив здесь — это изучение тела человека.

В рекламе Sarif Industries делается кивок в сторону фрески Микеланджело «Сотворения Адама». Имплант пластикой напоминает руку Адама, к которому тянется Бог, чтобы передать свою жизненную силу. Интересно то, что в правой стороне фрески зашифровано строение мозга, что придаёт ей дополнительный смысл, как и рекламе корпорации.

На улице Детройта можно найти афишу оперы «Il Metamorfoso». Возможно, это отсылка на поэму «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия, где повествуется о различных превращениях в мире, человека в том числе. В игре это можно трактовать как превращение человека в нечто более совершенное благодаря аугментациям, например в компьютер (проект Hyron). Афиша, кстати, напоминает SHODAN из System Shock. Видимо разработчики отдали дать уважения отцу оригинальных Deus Ex и System Shock — Уоррену Спектору.

Для многих я Америку не открыл, но другим, возможно, было интересно прочитать и узнать что-то новое.

153153
35 комментариев

Дельта — Δ — во многих сферах науки обозначает изменение величины.
Игра про видоизменение человека, поэтому в ней этот треугольник присутствует везде, а уж в логотипе Human Revolution он особенно уместен.

12
Ответить

а еще у треугольника 3 угла, что возможно является намеком на то что студия возможно параллельно участвует в разработке халф лайф 3

15
Ответить

А Sarif- это Серафим. Что тоже намекает.

2
Ответить

Безумно стильная игра.
Прага во второй части -произведение искусства

36
Ответить

Да и саундтреки просто огненные

29
Ответить

Только на Прагу вообще непохожа. У меня от этого постоянный когнитивный диссонанс был.

Ответить

Здравствуйте. Меня зовут Максим и я совершенно не замечаю отсылок в играх(

9
Ответить