Ascent of Ashes Demo или как не надо продвигать свою игру
На рекламу игры я наткнулся на запрещенном в РФ ресурсе-"встограммнике". Приятная (мне) картинка, интересный (мне) сеттинг. Преподносилось это, как игра, типа RimWorld. Заинтересовала моментально. Встал с кровати и быстренько добавил её в желаемое в Steam, пока не забыл.
Недавно в Steam начался осенний фестиваль "Играм быть", на котором удалось пощупать это... Эту... игр... подел... демо (ли?) версию игры...
Начнём с того, что на странице в Steam УЖЕ заявлены русский, английский, французский, немецкий, испанский, японский, корейский и китайский (упр.) языки. Однако в игре есть лишь только английский, хотя, при нажатии на кнопку с выбором языка, игра даёт выбрать язык, но от этого ничего не меняется. Зачем это было сделано при отсутствии локализаций - не понятно.
Меню игры
Это просто тихий ужас.
Настроек графики - нет (только разрешение, полноэкранный\оконный\без рамки режимы и вертикальная синхронизация).
При регулировке звука после нажатия кнопки "применить" игра не сохраняет изменение. Может, я чего-то не нашёл, но кроме кнопки Cancel там нет кнопки закрыть окно настроек. А после нажатия на "отмена" игра возвращается к стандартному уровню звука. В самой игре, правда, удаётся изменить настройки звука, но (внимание) после перезапуска игры - всё снова на дефолтных настройках.
Кнопки "сохранить\загрузить" игру - неактивны. Т.е. если вам попались хорошие колонисты (а пока там только один важный параметр - стрельба) - вы не сможете сохранить игру, дабы попробовать поиграть ими снова (но, забегая вперед, это и не потребуется)
Кнопка выхода в главное меню, так же, неактивна. Вам не дадут выйти из игры в главное меню, что бы начать игру снова, если вы совершили какую-то ошибку. Только полный рестарт игры.
UI
UI максимально минимален. К нему надо привыкнуть. В нём надо разобраться. Но, даже разобравшись, постоянно задаёшься вопросом "а какого черта происходит?"
Вот построил ты ящик для ресурсов. Назначил поселенца таскать в него ресурсы. Таскает он, забивает ящик. Сложил ты в ящик ружьё, которое тебе не надо. А как посмотреть что в ящике? Правильно (нет) - тыкнуть на ящик и тогда откроется инвентарь ящика и мы увидим, что там лежит и сможем забрать. Ну, так это работает в других играх. В этой игре (по крайней мере за время, которое я провёл в демо-версии) этого нет. Нажатие на ящик не приводит НИ К ЧЕМУ. Дальше - больше.
Захотите вы перенести ящик, поставленный просто, что бы складировать туда первоначальные ресурсы, а перенести в позже построенную будку вы его не сможете (или я не нашёл, как). Хотя, честно скажу, - я долго искал. Несколько минут точно сидел и тыкал по разным кнопочкам меню, что бы найти заветное "move object", но так и не нашёл.
Как и не нашёл кнопки, которые бы поворачивали мебель. С учётом вышеуказанного "строить от балды, а потом всё сделать как надо" - не получится. По крайней мере, в данной версии игры.
Быстрый доступ к меню строительства и приказов? Ну, это относительно. Сначала надо нажать на меню постройки. Потом уже выбирать из подпунктов. Приказ срубить деревья, кстати, тоже находится там. Почему - не понятно. А приказа собрать куст (или срезать куст) вообще нет.
Дружелюбность к новичкам
Вот тут очень спорный момент. С одной стороны, если игрок весьма опытен в подобных играх, ему разобраться не составит труда. С другой стороны, даже опытные игроки могут встать в ступор в некоторые моменты игры, просто потому, что мы все так привыкли к очевидным и простым вещам, которые уже являются базисами подобных игр (как ранее указанные просмотр ящика или перенос\поворот мебели), что "несколько шагов в прошлое" полностью ломает погружение и восприятие игры. Как пример (моей тупости... но это было так неочевидно, после того, что подобные вещи в играх являются, по сути, автоматическими, что это, скорее, тупость разработчиков):
Одной из "фишек" игры является многоуровневость (многоэтажность). Проще говоря: персонаж забрался на гору и вот мы уже не на 1м уровне игры, а на 2м. И вот случился казус: помня про рекламу игры, где "лазание по горам" показывалось и "преподносилось", я, после осмотра местности, принял решение, что неплохо было бы поселиться на горе (карта мне сгенерировала отличную квадратную площадку).
И вот я беру топового стрелка, тыкаю на гору и выбираю Climb. Персонаж забирается на гору, сразу "синеет" иии... Я теряю управление им.
Возвращаясь к теме UI - в игре нет (или, опять же, я не нашёл, хотя тыкал каждую кнопку меню) возможности выбрать персонажа, кроме как непосредственно тыкая на него "в поле". А помните, как в RimWorld было удобно - список персонажей наверху и мы можем выбрать любого персонажа без надобности поиска его по всей карте.
Но вернемся к нашему "потеряшке". Локация не открылась (черный "туман войны" так и остался черным, хотя он забрался на гору), возможность взять его под контроль утеряна. Персонаж, по сути, утерян. Я решаю отправить его в экспедицию, думая, что он спустится вниз сам, и пойдёт на край карты (ну, всё как в RimWorld, ведь так позиционирует себя игра - "типа RimWorld"). Но нет. Игра просто телепортирует его на край карты и он мгновенно оказывается в экспедиции, где погибает от шальной пули.
А я говорил, как себя позиционирует эта демо-версия игры? Она направлена на то, что бы ОБУЧИТЬ игрока основам управления. Не больше и не меньше. Основам управления.
Перезапустив игру (а мы же помним, что кнопка выхода в главное меню неактивна), я начал заново. И вот тут надо сказать то, что надо было сказать чуть раньше: игра даёт подсказки совершенно СЛУЧАЙНЫМ образом. Она не учит тебя за ручку, типа "вот ты пришёл в темную комнату, и должен вытянуть правую руку и нащупать выключатель чуть выше головы". Нет. Она заведет тебя в тёмную комнату, бросит тебя там. Ты сам нащупаешь выключатель, найдёшь выход из комнаты, выйдешь, пройдёт минут 20 и лишь потом игра скажет тебе: "в тёмной комнате на левой стороне стены есть выключатель. нажми на него, что бы включить свет". В данном случае, лишь на следующем прохождении игра в уголке дала подскажу, что кнопками Page up\Page down можно менять "этажи" игры. Т.е. вместо того, что бы после того, как мой персонаж залез на гору, выдать мне подсказку о переключении этажей, игра сообщает мне об этом уже в новой игре. Как говорил один пингвин: благодарствую, сударь, вы так любезны.
Далее я уже просто решил проверить строительство и забить на этажи, вылазки и прочее. Начав новую игру, я просто выставил задачи...
Персонажи начали суетиться (но не сразу: игра начинается около 8 утра, а они начали шевелиться около 10), кто-то добывал, кто-то носил... Кто-то едва строил. Построить кровати так и не хватило времени, кроме как в "последний" день. Едва закончив каркас сарая, игра сказала мне "пока". Но то, КАК это было сказано - это отдельный "апокалипсис":
Во-первых, персонаж лёг на одну из 3 построенных кроватей. Ну, лежит себе, спит. Что тут такого? Но! Второй персонаж (девушка) затесалась средь текстур и попросту встала в кровати и в лежащем персонаже. Выглядело это как "фильмы 18+, спиной, в позе наездницы".
Во-вторых, выбрать персонажей я, почему-то, не смог. Хотел отправить добывать куст рядом, но что-то ничего не прожималось.
В третьих, тем временем, наступил 3 день и около 13-14:00. Какого-то черта вместо лежащего персонажа (может тот убежал, я не знаю) появился чудик с теликом на голове и эмблемой (красным кружком) игры на экране. И по анимации, будто пытался сломать кровать.
Отдалив камеру я увидел, что этих чудиков по карте штук 10 или больше. Кто-то пытается ломать дом, кто-то бегает за моими поселенцами.
Через пару секунд (время было 14:01) игра мне выдала торжественное "спасибо, что играли в нашу демо-версию игры" со списком ссылок (Steam, Discord и так далее). При закрытии окна и попытке выйти из игры игра крашнулась: вылезло окошко с лого игры, с названием наверху и версией (или игры, или Unity, я так и не понял) и полоской "загрузки". Не знаю, собирала ли игра информацию о краше, или что-то "качала", или ещё что делала. Но я закрыл это окно. Всего 3 дня (игровых) для "ознакомления с игрой". Извините, но, на сколько я понял по стримам того же Norland - там можно было вполне неплохо поиграть и развернуться. На моменте бета-версий тот же Stonehearth давал большую свободу. Да и во многих других играх тоже. А тут... Огрызок... Заготовка...
Далее я просто молча удалил эту демо-версию и выдохнул...
Зачем была выпущена эта демо-версия игры? Для кого? Чем они хотели привлечь игроков? У меня на эти вопросы ответов нет. Единственное, на что я хочу надеяться, что к релизу игры хоть что-то будет исправлено и изменено. Игра, ВРОДЕ БЫ, неплохая. Визуально симпатичная (если вы не столь требовательны к графике), тематика интересная (особенно для любителей жанра). Но эта демо-версия игры...
Любят ли свою игру разработчики? Зачем они пытаются саботировать выход в релиз *раннего доступа* такой демо-версией? За этот день в обсуждениях в Steam очень много претензий к разработчикам от игроков. Очень жаль, что таким демо они отпугивают людей от, потенциально, неплохого продукта.
P.S. А вот что очень понравилось - это музыка. Она в игре, действительно, весьма неплохая.