Вам стоит поиграть в Age of Empires

Подробно рассказываю почему

Коллаж сам сделал
Коллаж сам сделал

Содержание статьи:

  • Вступление (общая инфа)
  • Тезисно всё
  • Age of Empires II
  • Age of Empires IV
  • Движ, турниры и комьюнити
  • Секретная рубрика

Сейчас жанр RTS переживает не самые лучшие времена. Пик популярности остался где-то в середине двухтысячных, больших релизов почти нет. Иногда бывают эксперименты (Dune Spice Wars, Stormgate на подлете) но когда-то большие знаменитые серии вроде варкрафта потухли.

Кроме одной, потому что серия Age of Empires сейчас живее всех живых!

Всего в её рамках существует 4 игры: отлично ремастированные Age of empires, Age of Empires II, Age of Empires III, и новая Age of Empires IV.

Есть еще многими любимый спин-офф Age of Mythology, его ремейк сейчас находится в разработке.

Игры этой серии – классические RTS, строим свою базу, копим армию — убиваем противника.

Сеттинг у всех, как наверное понятно из названия, исторический, захватывающий разные периоды в зависимости от конкретной игры, но в общем сосредоточенный на периоде от античности (1 часть) до конца средневековья (2, 4 части), и эпохи колонизации (третья).

И они все прекрасно работают и регулярно поддерживаются!

А для двух самых популярных – II и IV частей (в основном говорить я буду как раз про них) выходят обновления, исправляющие баланс, добавляющие косметику и другие приколюхи, ивенты и так далее. Раз в несколько месяцев выходят и большие DLC, добавляющие новые цивилизации, сильно меняющие баланс и механики.

Выбрал несколько хайлайтов из стимовской ленты обновлений
Выбрал несколько хайлайтов из стимовской ленты обновлений

Кратко почему вам стоит приобщиться к этой серии:

  • Отличный геймплей
  • Активная поддержка, удобство игры.
  • Регулярный новый контент!
  • Офигенный саундтрек и саунд дизайн
  • Большое активное комьюнити, которое генерирует много контента.
  • Киберспорт! Очень много турниров разного масштаба и уровня, классные игроки за которыми весело наблюдать. Ну и они сами являются частью комьюнити, потому что тоже делают контент.

А главное – в них играет много людей, и вам будет с кем померяться силами, спросить совета, а также посмотреть турниры и контент на ютубе!

Далее поговорим подробнее о второй и четвертой частях.

Age of Еmpires II

Одновременно кей-арт и саундтрек — врубайте, а я продолжу
Скриншот из игры
Скриншот из игры

Второй эпохе вообще-то уже 24 года, и сейчас она существует в виде великолепно сделанного ремастера — Definitive Edition. Всем бы так ремастировать! Прекрасно отрисованная графика, множество QoL улучшений, рейтинговые игры, постоянные тематические ивенты.

Страница игры в Steam (недоступна в ру-регионе) :

Экран меню встречает множеством опций, есть развлечения на любой вкус: кампании сольные и кооперативные, скирмиш с ботами и игроками, рейтинговая игра. А также, конечно, опция логина в аккаунт Майкрософт – без этого ваш прогресс в получении наград за ивенты не будет сохраняться.

Главное меню игры. Тематически меняется когда происходят какие-то ивенты.
Главное меню игры. Тематически меняется когда происходят какие-то ивенты.

Несмотря на то, что кампании в игре есть, и более того их вагон – развлечение это на любителя. По сути каждая из них просто набор карт с разными условиями и задачами. Крутого сюжета, диалогов, выдающихся персонажей как в каком-нибудь Warcraft 3 не ждите.

UPD: В комментах со мной люди не согласны, говорят мол компании тоже клевые и все дела. Отлично, что так, и надеюсь, вам они тоже понравятся, наверняка есть прикольные. Но сам я в них играл как в набор карт, поэтому

То что будет сказано далее, относится в основном к мультиплееру.

Одна из восьми страниц (!) с кампаниями, + еще кооп кампании на двоих, которые в отедльном окне представлены.
Одна из восьми страниц (!) с кампаниями, + еще кооп кампании на двоих, которые в отедльном окне представлены.

В отличие от второй, Age Of Empires III хоть и гораздо менее востребована сейчас, имеет в своем арсенале неплохую сюжетную кампанию. Если вы хотите сыграть именно на прохождение, стоит обратить на неё внимание!

Теперь — к геймплею.

В базе всё просто: играем на ромбовидной карте, на которой разбросаны ресурсы (дерево, золото, еда в виде диких животных и ягодных кустов, и камень). В одном углу стоит ваша ратуша и несколько крестьян, тоже самое у оппонента напротив. Ваша задача – быстрее и эффективнее развить свою экономику, добыть как можно больше ресурсов и создать сильную армию, которая позволит разбить противника и победить одним из нескольких возможных способов.

Карты, кстати, всегда случайные, и генерируются по одному из наборов параметров:

Первая страница карт, остальное в экран не влезло
Первая страница карт, остальное в экран не влезло

В ратуше создаём крестьян, крестьяне добывают ресурсы и строят новые здания, в которых можно исследовать технологии и производить войска.

Ранняя экономика - крестьяне рубят дерево, добывают мясо с овец и ягоды.
Ранняя экономика - крестьяне рубят дерево, добывают мясо с овец и ягоды.
в поздней игре уже половина карты - ваша база
в поздней игре уже половина карты - ваша база

Главная технология — это переход в т. н. «эпохи», то есть тиры прокачки цивилизации. Начинаем мы с Темного времени, потом переходим в Феодальную эпоху, Замковую и в конце в Имперскую. Каждая из этих эпох позволяет производить всё более мощных и разнообразных юнитов, некоторые из которых уникальны для каждой цивилизации, а в имперской нам открываются даже кулевринеры и пушки.

Боевая часть тоже базово не сложная: Существуют пехотинцы, стрелки, кавалерия и осадные машины. Иногда в одном юните комбинирутся две ипостаси, например, в конных лучниках — они, очевидно, конница + стрелки.

Друг друга все типы войск контрят как камень-ножницы-бумага: Лучники издали убивают медленную пехоту, кони влетают с наскоку в стрелков и проламывают им лица, в свою очередь свои лошадиные лица разбивая о пехотные пики точёные.

Осадка немного особняком, но с ней все тоже просто. Мангонель – страшное на дистанции, но крайне уязвимое вблизи орудие. Таран очень крепкий, но полезный только для разрушения построек. Требушет – дорогой и мощный дальнобойный таран, который нужно хорошо защищать.

Вот они, слева направо: крест, монах, пикинёр, мечник, арбалетчик, длинный (британский) лучник, застрельщик (кидает дротики, контр-лучник),  разведчик, рыцарь, мангонель / онагр, таран, скорпион, требушет
Вот они, слева направо: крест, монах, пикинёр, мечник, арбалетчик, длинный (британский) лучник, застрельщик (кидает дротики, контр-лучник), разведчик, рыцарь, мангонель / онагр, таран, скорпион, требушет

Ну и ещё есть монахи — уникальный по своей сути юнит, который издалека «проповедует» вражеского юнита, и через какое-то время перекрашивает его в ваш цвет. С монахами связано множество мемов, и в целом они один из символов игры.

Ставший мемом звук, с которым монах «конвертит» других юнитов.

Из выделяющегося стоит также наверное отметить замки — крепкие большие здания (да ладно?), которые могут вести огонь по противнику и помогают закрепиться в какой-то области, + производят требушеты.

Скриншот лейтгейма с замками от одного из про-игроков Вайпера
Скриншот лейтгейма с замками от одного из про-игроков Вайпера

Помимо перечисленного есть еще корабли, но вдаваться в подробности морских сражений не буду, и так получается длинно.

Тактик в игре множество, все они требуют планирования, быстрой оценки ситуации на поле боя, реакции и МИКРО (на мой вкус ртс самый потный жанр игр).

Карта Nomad, на которой противники стартуют без ратуши, только с крестьянами. Это создает интересные моменты, например тут игроки решили построить базу прямо друг с другом рядом.
Карта Nomad, на которой противники стартуют без ратуши, только с крестьянами. Это создает интересные моменты, например тут игроки решили построить базу прямо друг с другом рядом.

Можно рейдить противника, убивая его крестьян. Можно попробвать застроить его базу башнями, можно сыграть в долгую и развиться побыстрее, но чаще всего мой экран выглядит вот так:

но это только во второй
но это только во второй

Чтобы получше оценить всё в динамике, предлагаю посмотреть каст клевого матча. Игра в своей сути не сложная, так что после минут 20 просмотра уже начнете понимать основы, даже если не играли никогда.

мой любимый кастер по второй эпохе — Wanderbraun, если понравится не забудьте поставить лайк и подписаться =))

Age of Empires IV

Вот наконец-то добрались до моего любимого)

Какой же офигительный музон
Скриншот геймплея с видоса на ютубе, ппц оказывается искать картинки подходящие запарно
Скриншот геймплея с видоса на ютубе, ппц оказывается искать картинки подходящие запарно

Пока пишу заметку там кстати скидка 50%

Геймплей наследует традиции второй части, в нем много похожих элементов и есть та же контра типами войск друг друга, но также много и различий. Во-первых, конечно, она в 3д. Второе самое заметное отличие это

Уникальные цивилизации

Как вы заметили, в разговоре про вторую часть я упомянул наличие цив вскользь, хотя их там почти полсотни.

Список доступных цивилизаций во второй части (некоторые у меня залочены, потому что не куплены DLC)
Список доступных цивилизаций во второй части (некоторые у меня залочены, потому что не куплены DLC)

Дело в том, что даже начав играть вы не сразу заметите между ними разницу. Набор зданий у 99% одинаковый, набор войск тоже. Цивы во второй части отличаются только одним уникальным юнитом в замке и кое-какими механиками, которые без чтения описания можно и не узнать.

А тут – совсем другое дело.

В данный момент (ненадолго, но об этом позже) в игре всего 10 цивилизаций:

Османская Империя, Мали, Британия, Китай, Франция, Священная Римская Империя, Монголы, Русь, Делийский Султанат и Династия Абассидов.
Османская Империя, Мали, Британия, Китай, Франция, Священная Римская Империя, Монголы, Русь, Делийский Султанат и Династия Абассидов.

Но каждая из них имеет свой геймплей, который опирается на исторические особенности и создает уникальный игровой стиль. Набор юнитов так же меняется в зависимости от цивилизации, больше уникальных характерных для каждой стороны фишек.

Например, у Руси есть механика Трофеев, которая отсылает к развитому охотничьему промыслу: нужно убивать диких животных на карте. чтобы получать за это деньги, и чем больше общая сумма тем выше разнообразные бонусы. В основном Русь это кавалерийская цивилизация с ранними рыцарями, которые представляют бояр, но есть у них и отличные пороховые юниты – стрельцы. Каменное зодчество было не развито, так что древние русы изначально не могут строить каменные стены.

база Руси
база Руси

Монголы — кочевники, так что им не нужно строить дома, чтобы увеличивать лимит населения. К тому же, все их постройки могут быть сложены и перевезены в любую часть карты (хоть на базу к противнику). Еще у монголов вместо стартового разведчика Хан — герой с уникальными способностями, который становится сильнее с каждой новой эпохой и воскрешается, если его убить. Монголы, кстати, единственные, кто отказался от стен вообще.

Монгольская ратуша (желтый игрок) в центре базы Абассидов (красный игрок)
Монгольская ратуша (желтый игрок) в центре базы Абассидов (красный игрок)

Малийцы полагаются в основном на автономную экономику: они могут строить копи, которые сами добывают золото без участия крестьян, а также загоны для скота которые приносят еду. Также у них есть много уникальных юнитов, воительницы мусофади, которые могут уходить в инвиз на пол минуты, метатели копий (контра для лучников, прямо как во второй части застрельщики), софа (эдакие «средние» кони) и т. д., другие цивы вы посмотрите, когда будете играть =)

Геймплей за Мали, справа снизу золотая копь, окруженная домами
Геймплей за Мали, справа снизу золотая копь, окруженная домами

Игроков в Варкрафт или Старкрфат, конечно, такими фишками не удивишь, но для Эпохи это достаточно серьезное нововведение, да и цивилизаций в ней все таки гораздо больше, чем в обоих этих играх.

Конечно, помимо более уникальных цив, в 4 много чего еще сделано иначе, чем в двойке. Например, вместо технологии «перехода« в эпоху, игроку нужно построить «Достопримечательность», причём одну из двух на выбор в каждом тире, и это еще больше увеличивает гибкость геймплея во время игры. Есть механика редких лесов, в которых можно прятать войска, нейтральные рынки на карте, с которыми можно торговать, но это я уже ухожу в детали которые поймут только те кто и так в курсе.

Короче, это всё в итоге дарит клевый, по ощущениям классический но разнообразный и глубокий геймплей.

Артбатарея требушетов бобмбардирует противника (слева), но ему это не нравится (справа)
Артбатарея требушетов бобмбардирует противника (слева), но ему это не нравится (справа)
Одна из моих любимых карт – царь горы. В центре сакред сайт (синий круг с флагом), захватив и удержав который игрок побеждает. За него постоянно происходит очень жаркая борьба.
Одна из моих любимых карт – царь горы. В центре сакред сайт (синий круг с флагом), захватив и удержав который игрок побеждает. За него постоянно происходит очень жаркая борьба.

Чтобы оценить всё в динамике, предлагаю посмотреть видос:

Правда каст уже старый, ему где-то год, но хотел именно на русском видео закинуть.

Ну чего это мы всё про геймплей да про геймплей, что еще то? Ну например

Кампании

На мой взгляд, сделаны лучше, чем во второй части, но право, слово ради них опять же покупать игру не стоит, потому что принцип тот же – набор карт с миссиями и событиями. Но кампания «Восхождение Москвы» за Русь мне без дураков понравилась.

А вот действительно прикольно, что по мере прохождения миссий тебе открывают исторические видео – микро-документалки, снятые специально для игры и раскрывающие самые разные темы: от того, как стреляли из лука, до рассказа про осадные орудия на поле боя и и даже про КВАС.

Сорян, на английском. В игре есть сабы

Музыка и саунд–дизайн

Ну музыка понятно классная, вместо обсуждения просто её послушайте

Одна из боевых тем, монгольская. Моя любимая

Все здания, юниты, и даже каждая кнопка в интерфейсе классно озвучена. Всё даже нажимать приятно (вообще интерфейс делал какой-то супер мастер) .

Озвучка юнитов немного меняется с переходом в новую эпоху, то есть войны руси в темной эпохе говорят на очень древнем варианте языка, в империале говорят уже почти на современном русском. Можете послушать их в видосе, который я специально записал:

Озвучка юнитов Руси и чуть-чуть интерфейса

Поддержка и обновления

На релизе четверка получила хоть и положительные в основном, но не всегда однозначные, и это в частности было из-за того, что мультиплеерная часть игры была немного не допилена. Отсутствовал соревновательный режим (рейтинг), сложно было кастомизировать создаваемые матчи.

Со временем разработчики работали над игрой, и после релиза быстро добавили как соревновательные режим, так и поддержку пользовательских модов прямо в клиенте. Работа постоянно продолжается не только в плане мелких улучшений, но и над большими нововведениями!

14 ноября (пока писал уже сегодня лол) грядет гиганское длц the Sultans Ascend, которое добавит в игру аж 2 + 4 = 6 новых цивилизаций (напомню, сейчас их всего 10).

В это обновление войдут Японцы и Византийцы, улучшения геймплея и 4 варианта цивилизаций, а также 2 новых кампании.

Кей-арт нового дополнения
Кей-арт нового дополнения
Количество цив с аддоном
Количество цив с аддоном

У Японцев есть шиноби — ниндзя, способные маскироваться под вражеских крестьян и временно отключать здания (вспоминаем шпионов из Red ALert 3), самураи с флагами, которые бафают юнитов вокруг, замки могут стрелять ракетами, и много чего еще.

Скриншот Японцев с официального сайта
Скриншот Японцев с официального сайта

Византия может за уникальный ресурс – оливковое масло – нанимать наёмников, то есть юнитов любых других цивилизаций, и строить акведуки, которые улучшают производительность крестьян вокруг себя, а также строить осадные огнемёты.

Скриншот Византийецв с официального сайта
Скриншот Византийецв с официального сайта

Ноу-хау апдейта – варианты цивилизаций. То есть уже существующие цивилизации, но со своими геймплейными фишками, которые будут очень сильно их отличать.

Возможно это звучит странно, «варианты» разве достойны называться отдельными цивилизациями? Но все игроки-инсайдеры и те, кто уже попробовал ранний доступ говорят, сходятся во мнении, что они достаточно уникальны и принесут в игру много интересного.

Например, Жанна Д’арк (да это название цивы, вариант французов) с начала игры имеет героя (прямо как Хан за монголов) — Жанну Д’арк собственно, которая из крестьянина по мере получения опыта и выбора игрока превращается в мощного всадника или лучника, и имеет свой отряд особых юнитов, а также уникальные способности.

Жанна на коне со своими мужиками
Жанна на коне со своими мужиками

Орден Дракона (это с реального названия настоящего ордена) будет уникален тем, что его войско составляют элитные юниты, очень мощные по сравнению с обычными юнитами других цив, прямо терминаторы. Но и стоить они будут сильно дороже.

Гля какие гигачады на лучниках, только дядьки Черномора не хватает
Гля какие гигачады на лучниках, только дядьки Черномора не хватает

Комьюнити и киберспорт

Разработчики игр находятся в постоянном контакте с аудиторией, читают и отвечают на фидбеки, а также делятся инфой с про игроками, стримерами и спрашивают у них мнения об игре.

В эпохе очень хорошо развит и живёт киберспорт. Постоянно проходят онлайн и оффлайн турниры, да ещё какие!

Один из крупных турниров, RedBull Wololo проводился в настоящем средневековом замке! И даже весь стафф, комментаторы и ассистенты были одеты в а-ля средневековые костюмы.

Замок, в котором проходил турнир
Замок, в котором проходил турнир
Драфт цив и карт перед матчем между Liereyy и Viper
Драфт цив и карт перед матчем между Liereyy и Viper
Видео-трейлер турнира

Соревнования проводятся по второй, четвертой, и даже первой части, которая очень популярна во Вьетнаме.

Вообще туриков множество, в них играют игроки со всего мира.

Список турниров только на ноябрь-декабрь, и те в скриншот не влезли (скриншот с ликвипедии)
Список турниров только на ноябрь-декабрь, и те в скриншот не влезли (скриншот с ликвипедии)

За ними интересно наблюдать и всегда есть интрига кто победит, так что если вам интересен киберспорт обратите на эпоху внимание! Есть и русскоязычные, и англоязычные касты.

Как купить и цена

К сожалению, просто купить игры этой серии с российского аккаунта в стиме сейчас не получится, как и другие тайтлы, которые издаёт майкрософт.

Ключик можно найти на площадках, где они продаются, ну или если вы в стиме расплачиваетесь не в рублях, то удовольствие поиграть во вторую часть обойдется вам, если вы из ес, в 20€ евро, а если из Украины или Казахстана, то примерно в 13€ (а в Турции вообще 6,5€).

Четвёртая часть дороже, 40€ в европе, в Украине 18€, а в Казахстане и Турции 14€ и 13€ соответственно. Хз к слову, зачем они такую центу поставили большую в Европе, мне кажется это помешало обретению большей популярности игре на релизе, к сожалению.

Всё это, разумеется, в момент написания заметки.

Впрочем, это все контрится геймпассом, если он у вас есть, все части Эпохи вам доступны по подписке (и даже на Xbox с измененным управлением специально под консоли) .

На этом мой рассказ про игры закончен, но пока вы не ушли, объявляю

Конкурс
Конкурс

Так как цель этой заметки в том, чтобы новые люди узнали об Эпохе, или вспомнили, если уже знали, и поиграли в неё, внесу свою лепту в увеличение пользовательской базы и разыграю ключ от стим-версии Age of Empires II Definitive Edition или Age of Empires IV на выбор победителя =)

Для того, чтобы принять участие, нужно поставить лайк этой заметке и в комментариях правильно ответить на три вопроса:

  1. Что не могут делать Монголы в 4 части игры, но могут все остальные?
  2. Какое осадное орудие во второй части я показал на скриншоте, но не упомянул в тексте?
  3. Какие два "героя" есть в 4 части (оригинальная + дополнение)?

Принять участие можно будет до 17.11.2023, около 16:00 GMT

Спасибо за то, что прочитали!

221221
257 комментариев
250 ₽

Отличный лонг!

2

Комментарий недоступен

19

Вообще я тоже строил всякие мега базы, только играл в основном в первую часть) Помню миссию где тебе монаха одного дают с начала и надо всех сконвертить

4

Rise of Nations не хуже

1

Да там по кайфу дела, если лень накатывать ремастер посмотри редбул вололо, очень прикольно

Про кампании в АоЕ2 не соглашусь, в них практически каждая миссия представляет из себя уникальный сценарий с кучей скриптов, красиво оформленными картами и часто с нестандартными условиями для победы. Особенно это касается тех что добавляли в DLC. Плюс в каждой из них идёт сюжет о конкретном правителе, и по ним можно узнать историю взлётов и падений различных наций.
Даже встречаются плот-твисты вроде того что какой-нибудь старик из таверны, рассказывающий тебе байки о грандиозных сражениях прошлого, в конечном счёте оказывается одним из ключевых участников, от лица которого игрок проходил часть кампании (или наоборот одной из противоборствующих сторон)

12