Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

В 2020м году Кеичиро Тояма основал студию Bokeh Game Studio. Сейчас студия разрабатывает хоррор-игру Yakushi: Slitterhead.

У студии есть канал на ютубе, где выкладываются записи бесед с именитыми японскими разработчиками. У всех видео есть субтитры на английском.

В августе таким приглашённым гостем стал Казутака Кодака, сценарист Danganronpa и основатель студии Too Kyo Games.

Интервью с русабами можно посмотреть у меня на канальчике. Если хотите посмотреть сами, то можно скачать видео с ютуба с помощью утилиты yt-dlp и подставить субтитры:

Ниже стенограмма беседы.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Кодака: Я не понимаю, за что меня нахваливают. И не умею говорить «Спасибо» в ответ на похвалу. Каждый раз про себя думаю: «Да тебе небось на самом деле NieR больше нравится». К похвалам в интернете я ещё нормально отношусь, но мне неловко получать комплименты при личной встрече.

Тояма: При первой нашей встрече ты представился сценаристом, а не режиссёром. У тебя и правда склонность больше к сценарному мастерству.

Слева Тояма, справа Кодака, в центре всего пиво
Слева Тояма, справа Кодака, в центре всего пиво

Кодака: У каждой студии своё понимание роли режиссёра. В Spike Chunsoft сюда входит распределение бюджета, составление графика.

Тояма: То есть режиссёр должен быть ещё и продюсером?

Кодака: Верно. Я ничем таким заниматься не умею, поэтому в годы работы в Spike Chunsoft меня бы в режиссёры не записали.

Но я ведь тогда и над экшн адвенчурами поработал. Например, в Ultra Despair Girls хватает экшна. В таких играх сценарий специфический, он включает в себя всякие мелкие детали. Например, где и в какой момент подбирается новое оружие. Я передавал сценарий разработчикам, те делали демки, я в них играл, а потом вносил в сценарий доработки. То есть сценарий писался под геймплей.

Danganronpa Another Episode: Ultra Despair Girls
Danganronpa Another Episode: Ultra Despair Girls

Тояма: Сценаристы играют очень важную роль в киноиндустрии. Сценарий ведёт работу, становится её чертежом.

Когда я работал над своими играми, работа над сценарием по сути и была режиссурой. Текст сценария был во главе всего, и когда я его писал, то прям чувствовал этот вес.

Кодака: Какие-то детали уточняются в диздоке, например, какого рода экшн должен быть в игре. Но диздок не может сказать, когда и как должен двигаться персонаж. В нём можно задать тон экшна или тип головоломок, но собрать все элементы воедино — уже отдельная история.

Когда у нас на руках сценарий, нам становится понятен и образ персонажей, и каким должен быть геймплей. Мой коллектив перед тем, как приступить к работе, читает сценарий, чтобы получить представление об игре.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Мне знакомо многое из того, что ты рассказываешь. Но у меня никогда не получалось сходу сформировать какое-то чёткое видение. Говоря терминами компьютерной графики, оно как будто всё время в процессе рендеринга. Изначально есть некое представление, но оно размыто.

Конкретные аспекты обретают форму только в процессе работы, а начать сразу с деталей не выходит. И когда я пытаюсь донести эти образы до моей команды, коллеги естественно жалуются на их расплывчатость. Но с чего-то ведь надо начинать.

Итак, на раннем этапе работы у меня есть некий изначальный чертёж, но в нём там и тут пробелы. Ты вот как с этим справляешься?

Кодака: В отличие от тебя, я не разбираюсь в графике или программировании. У меня даже с экселем сложности. Я могу только с текстовым редактором работать, это мой единственный инструмент.

Но мне же важен и геймплей, и я пишу сценарий с точки зрения игрока: что надо дойти из точки А в точку Б, сделать то-то, и тогда-то начнётся катсцена — всё это я излагаю текстом.

Тояма: Мои эмоции от твоих игр можно выразить восклицаниями: «Что? Серьёзно?! Во как бывает…» Та же реакция у меня была и на твой Rain Code: «Ого, ничего себе!» Вот это вот удивление и немного ощущение, что тебя обвели вокруг пальца — это отличительная черта твоих работ. Что на это скажешь?

Кодака: Мне подобные работы по нраву. Dragon Head, например.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Ох, ностальгия.

Кодака: Или из недавнего, «Твоя очередь убивать». Я люблю эти бесконечные клиффхэнгеры. Я стремлюсь к тому, чтобы игроки в мои игры говорили: «‎Не могу оторваться». Чтобы они проходили их за один присест. Добиваться этого для меня большое счастье и главная цель.

Тояма: И правда, тебе удаётся поддерживать интригу. В твоих играх всё время задаёшься вопросом: «‎Что же будет дальше?». Ты ещё в Данганронпе делал упор на неожиданные сюжетные повороты.

Danganronpa 2: Goodbye Despair
Danganronpa 2: Goodbye Despair

Кодака: Меня всё время тянет идти наперекор ожиданиям. Связано это с моей любовью к мистерии и саспенсу. Например, в Danganronpa 2 есть персонаж, который получает тяжёлые ранения и становится роботом. Это не самое типичное развитие персонажа.

Тояма: Пожалуй.

Кодака: Такой ход мало кто предскажет. Я всегда стараюсь включать подобные элементы в свои истории. В прологе Rain Code тоже есть подобный поворот. Я подобное хотел написать ещё со времён Данганронпы, и, наконец, представился шанс.

Тояма: Да, мне это мозг изрядно вынесло, по правде.

Кодака: Спасибо.

Само собой, сюжетные игры должны чем-то цеплять. История должна не постепенно разгоняться, а сразу тебя увлекать.

Тояма: Ты чем-нибудь вдохновлялся? Есть что-то, что на тебя повлияло?

Кодака: Я бы снова назвал Dragon Head.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Dragon Head, да, я помню начало с поездом…

Кодака: Я читал первую часть, когда она только вышла в Weekly Shounen Magazine. Мы тогда с друзьями скупали все журналы с мангой. Мы учились в школе для мальчиков, с девчонками не общались, так что манга у нас была единственным развлечением. Мы покупали Shounen Magazine, Shounen Sunday и прочее и читали от корки до корки. И вот однажды друг наткнулся на новую мангу и сказал, мол, это нечто! Я почитал — и действительно, нечто!

Тояма: Минетаро Мочизуки тогда больше комедии писал. А потом он написал «Преследующую женщину». Тоже был тот ещё любитель пойти наперекор ожиданиям. Dragon Head был потрясающий.

Кодака: Была ещё «Дрейфующая школа», но с ней я уже потом познакомился. Там была целая вереница клиффхэнгеров, что напоминало игру.

Drifting Classroom
Drifting Classroom

Тояма: Вообще ты работаешь в жанре смертельной игры. Как ты относишься к работам, которые сформировали этот жанр?

Кодака: Я прочитал роман «Королевская битва», когда он только вышел. Он меня потряс, конечно.

Тояма: Я тоже вдохновлялся им, когда работал над Siren.

Кодака: Вот как?

Тояма: Для Siren я оттуда позаимствовал, хм...

Кодака: Персонажей?

Forbidden Siren
Forbidden Siren

Тояма: Да, и персонажей тоже. Но в первую очередь то, что миссии в игре не связаны с агендой игрока. Тебе как бы голос Бога указывает, что делать. Для игрока поначалу загадка, почему ему ставят такие задачи для завершения миссий. С ним играет некая сила свыше, против которой он не может пойти. Это я почерпнул из романа.

Что до тебя, то ты прямо мессия смертельной игры.

Кодака: Мессия? Ох не знаю! Как бы сказать, сейчас этот жанр меня уже не так привлекает. Но раньше он был мне очень близок, понятен. Не знаю, как оно сейчас, но мне довелось работать в нём ещё до того, как жанр по-настоящему взлетел. Тогда это было что-то свежее, и меня это привлекло.

Тояма: У Данганронпы по сравнению с похожими работами необычная такая атмосфера, как бы "сухая". Никто другой не выводил эту самую смертельную игру на такой уровень, как у тебя. К тому же там такой милый визуальный стиль. Я думаю, многие купились на вот это несоответствие.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Кодака: Я тогда считал первоклассными романы, получившие Приз Мефисто. Такие авторы, как Нисио Исин, Юя Сато. Я начал с Нацухико Кьёгоку: в каком-то смысле меня привлекала литература не от мира сего. Был ещё такой автор Рюсуй Сейрёин, тоже мой любимый. В играх и аниме ничего похожего не было. А мне такое нравилось, и я хотел попробовать свои силы в этом направлении. Все эти авторы повлияли на мою работу.

Вообще я пишу, опираясь на свои увлечения. В Данганронпе это особенно проявилось.

Тояма: Я когда-то тоже переносил в игры то, чем интересовался, но нынче так не выходит.

Когда я делал Silent Hill, то напихал туда много элементов от Стивена Кинга. Мне хотелось применить подход, отличный от большого хита, коим был Resident Evil. Подобного ещё никто тогда не делал, но мне казалось, что людям зайдёт.

По-моему, у тебя вот талант таким заниматься. Ты понимаешь, что может людям понравиться, чего до сих пор вообще не было. Данганронпа - хороший пример такого.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Кодака: Помимо авторов Мефисто я ещё увлекаюсь фильмами Тарантино. Данганронпа впитала в себя целую кучу моих любимых произведений. И меня немного гложет, что мне не хватает оригинальности. В игровой индустрии много настоящих инноваторов.

Тояма: Непростая тема… В молодости я так же мыслил. Многие авторы отдают дань уважения чужим работам, я не исключение. По-моему редко когда бывает, что кто-то придумывает нечто совсем новое. Ты в каком-то смысле подхватываешь эстафету у работы, которая тебе по нраву.

Я хотел бы поспрашивать тебя про твою новую игру, Rain Code. Я игру ещё не прошёл, но поиграл в неё. У меня впечатление, что это такой альманах твоего творчества, включая работу над аниме. Компиляция твоих сильных сторон как автора.

Master Detective Archives: RAIN CODE
Master Detective Archives: RAIN CODE

Кодака: Моим дебютом была Данганронпа, и у этой франшиза поначалу был скудный бюджет. Захватывающая история может компенсировать этот недостаток. Это преимущество сюжетных игр. Проще говоря, простенькую адвенчуру можно сделать даже с очень маленьким бюджетом.

Само собой, я люблю игры, я принадлежу этой индустрии. Я бы хотел сделать игры вроде Detroit: Become Human или Life is Strange. И работа над Данганронпой в каком-то смысле доказывает, что мне такое под силу. Я очень рад, что мне довелось поработать над Rain Code — именно такую вещь я мечтал создать. Я доволен тем, что получилось.

Тояма: В этой игре проявляются твои сильные стороны. Но по-моему ты как-то особенно плотно поработал над персонажами. Никуда не делись и неожиданные повороты. В итоге когда играешь, то не можешь глаз оторвать от экрана. Хочется знать, что же дальше будет с героями. Тебе блестяще удалось влюбить игрока в персонажей.

Кодака: И правда, я вроде осознаю свои сильные стороны. Игра вышла параллельно с Final Fantasy XVI и The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom. И я не делал упор на техническую составляющую. Фокус на технической составляющей обычно оказывается главным препятствием на пути к релизу. Этот порог приходится преодолевать до перехода к этапу полировки, и перед этим этапом все элементы уже должны быть на своих местах.

В Rain Code мы могли позволить себе добавлять новые элементы прямо перед тем, как отправить игру на золото. Даже если игра местами могла быть корявенькой — это оправдывается возможностью вставить все те интересные детали, которые хочется. Для меня это был ключ к конкурентной борьбе. Конечно, люди будут покупать Final Fantasy и Zelda, но я уверен, что Rain Code найдёт свою аудиторию.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Я могу быть непосвящённым, но ведь игра-то полностью озвучена, так? Тогда ведь не получится изменить сценарий под самый релиз. Полная озвучка, конечно, круто.

Кодака: Актриса озвучки Шинигами набирает нынче популярность. Что до главного героя… В Данганронпе на главных ролях были знаменитые сейю, например, Мегуми Огата, Минами Такаяма. В этот раз мы делали полную озвучку, и само собой ожидались ретейки. Поэтому мы взяли актёров, с которыми могли себе позволить гибкость.

Тояма: Вот как? Круто, я-то по правде думал, что вы дописали сценарий и только потом записали озвучку.

Кодака: Для некоторых ролей пришлось сделать кучу ретейков. Два главных героя нынче стали популярными. Я за них рад! Здорово, что они прославились. Короче, мы начали работать над Rain Code с расчётом на то, что придётся делать ретейки.

Тояма: То есть все были к этому готовы.

Кодака: Именно.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Некоторые актёры успели стать звёздами, поэтому я думал, что сценарий был заранее готов. Это впечатляет, я не думаю, что мы бы такое потянули.

Кодака: Я проработал над сценарием шесть лет.

Тояма: Шесть лет?!

Кодака: Да, Rain Code делался больше шести лет. Финальная стадия прошла быстрее, чем обычно. Для Данганронпы я подправлял сценарий за неделю до отправки на золото.

Тояма: И это когда у тебя работали знаменитости?

Кодака: Ага.

Тояма: Небось пришлось догеза делать?

Кодака: Когда шла работа над Данганронпой 2, меня на сеансе озвучки спросили, когда релиз. Я ответил, что в следующем месяце, чему актёры очень удивились.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Я продвигался по карьерной лестнице в игровой индустрии, пока мне не стукнуло 50, и я не решил основать свою студию. Хоть и не особо рано, но я сделал важный шаг в своей жизни. Ты же основал компанию прямо на пике своей карьеры. Как оно было?

Кодака: Я не считал переход в независимые разработчики чем-то сложным. В отличие от Bokeh, мы не полноценная студия разработчиков. Мы маленькая группа. К тому же, все сотрудники технически фрилансеры. Так что если бы компания обанкротилась, все могли просто разойтись своими путями. Я был уверен, что смогу найти работу, если всё пойдёт крахом. Так что я смело пошёл на этот шаг.

Тояма: Очень круто иметь в штате такие громкие имена, как Руи Коматсузаки или Котаро Учикоши. Прям One Piece какой-то.

Кодака: Ну не настолько!..

Тояма: Это, как я вижу, твой особенный талант: набирать на свой корабль команду мечты.

Кодака: Они все ворчат при восхождении на палубу, правда.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы

Тояма: Иметь такую компанию, такой коллектив — это здорово.

Кодака: Вообще мы не особо похожи на типичную коммерческую компанию. Не знаю, как у вас, но мы на выходных собираемся поболтать. Про работу болтаем, про то, какие фильмы смотрели. Мы не мыслим рабочими часами, что можно воспринять как признак "чёрной компании", но мы просто маленькая, тесная группа, так что всё норм. Это как маленький додзин-кружок.

Тояма: Очень здорово работать с теми людьми, с которыми хочешь. Прийти к этому непросто.

Кодака: У нас в штате Котаро Учикоши, который немного эдакий социальный изгой. Он днём спит, а ночью пашет. По шесть ночей в неделю в офисе торчит. В любой другой компании он бы не продержался. Мы — его единственный шанс.

Тояма: Так можно, если ты гений.

Кодака: Он поистине гений, так что я не возражаю. То, что мы можем так работать, доказывает мне, что основать инди-компанию было верным ходом.

Тояма: Не планируешь набрать молодых сотрудников?

Кодака: Я забил на это. Растить новые таланты тяжело. Думаю, что Too Kyo останется костяком из Коматсузаки, Такады, Учикоши и меня.

Too Kyo Games
Too Kyo Games

Тояма: Уж очень сильная команда!

Кодака: Не думаю, что компания перенесла бы наш уход. Но я бы не возражал, если бы нашёлся кто-то, кто подхватил бы знамя.

Тояма: Хотел бы я, чтобы кто-то подобный ко мне пришёл. Молодой и с амбициями руководить.

Кодака: Я бы передал ему меч мастера!

Тояма: Тот, кто считает себя достойным, кто воскликнул бы: «Я смогу!»

Кодака: Кто-то достаточно чокнутый. Я сам был когда-то таким.

Тояма: Всё так. Я был бы рад, если бы нашёлся безбашенный, кто всерьёз бы спросил: «Что я должен сделать?» Но безбашенные никому не внемлют.

Кодака: А так бы здорово было, если бы ко мне кто-то такой пришёл.

Автор Danganronpa Казутака Кодака в гостях у создателя Silent Hill Кеичиро Тоямы
5353
6 комментариев

Комментарий недоступен

3

Комментарий недоступен

1

Не была бы еще его последняя игра эксклюзивом для свича, цены бы человеку не было. Такие отбитые повороты сюжета делает, моё почтение

1

Спасибо, было интересно почитать.

Как раз данганронпу 3 сейчас читаю)
Вроде и интересно, но как же душат суды. Автору диалогов бы чуть компоновать их получше

В V3 жирные суды, но мне по нраву было.