Evoland | 30 лет геймдева за 30 часов
Я очень редко играю в индюшатину, потому что в моём бэклоге уже и так куча интересных непройденных tripple-A проектов. Но, как обычно водится у пользователей Steam – летняя распродажа, полная корзина ярлыков, бэклог стал ещё больше, во что-то из этого играешь в первую очередь. Такой игрой стал Evoland, который я приобрёл в сборнике с сиквелом за 100 рублей. В этом небольшом обзоре я расскажу, почему вам стоит обратить внимание на этот проект.
Внезапный успех
В 2012 году, на очередном соревновательном онлайн-мероприятии «Ludum Dare» погромистам со всего мира дали задачу сделать игру с заглавной темой «эволюция». Главная фишка эвента как раз в том, что участникам даётся всего 48 часов, чтобы что-то придумать, состряпать и записать весь процесс на видео. Среди 1400 конкурсантов больше всего в жюри оценили работу Николы Канасса – десятиминутную демку про развитие игроиндустрии под названием Evoland, которую ему удалось написать с нуля за 30 часов.
Победитель выложил исходный код игры на GitHub, а также предлагал бесплатно скачать копию со своего сайта. За короткие сроки на проект обратила внимание огромная аудитория. Канассу было очевидно, что нужно собирать команду и пилить на этом костяке полноценную игру, которую будут покупать. Так появилась инди-студия Shiro Games. Проект увидел свет уже через год и вышел в Steam, позже появились версии и для смартфонов, а в 2019-м игру портировали на PS4, XOne и Switch.
Сквозь время
Игра запускается. В распоряжении игрока горстка пикселей, которую вполне вероятно можно сосчитать в уме, главный герой и два сундучка. Двигаться мы можем только в правую сторону, но это ненадолго, ведь в сундуках лежат не просто игровые предметы – они разблокируют новые фичи для игры. Таким образом, первый сундук открывает способность двигаться налево, ко второму сундуку. А тот уже открывает движение вверх и вниз. Позже появляется фоновая музыка и мир, который сменяется экранами, как в первой Зельде. Ещё чуть дальше двуцветная графика меняется на восьмибитную а-ля NES, герой сможет срубать кустики на своём пути. В общем, суть, я думаю, вы поняли. Шаг за шагом, сундук за сундуком, игра постепенно преобразится в 3Д-экшен с видом сверху. С боссами, подземельями, головоломками, небольшой сюжеткой и кучей отсылок к классике.
Как и в случае с первой демкой, игра очень напоминает The Legend of Zelda (даже главного героя здесь назвали Clink). Однако уже после стартовой локации игрок попадает на карту мира, где волей рандома может начаться пошаговая битва, как в Final Fantasy. Оттуда же перекочевали некоторые элементы интерфейса и одна из локаций. Также сюжет приведёт героя в пещеру, где геймплейная формула сменится на типичную Diablo, нужно будет прорубаться сквозь тысячи врагов, собирать голду и лут, а в конце победить жирного босса. Помимо прочего нашлось место ещё и для простенькой карточной игры.
Всё ещё демка
Не будем забывать, что это первый проект не самой опытной студии. В целом игра выглядит неаккуратно: встречаются баги, неказистые анимации, сегмент с неприятной 3Д-графикой на уровне быстрых поделок за дешман, повторяющиеся сто раз по кругу несколько треков. Сюжет скорее для галочки, так как упор сделан на гиммике с эволюцией геймплея. Ну и проходится всё за 2-3 часа. Это полноценное развитие идеи, родившейся на конкурсе игроделов, но игра всё ещё не тянет на полноценный продукт. А вот на интересный «аттракцион», который можно пройти вечерком и вкратце ознакомиться с историей геймдева на живом примере – вполне.
И я рад, что проект оказался успешным. Разработчики аккумулировали немного капитала, набрались опыта, провели работу над ошибками и в 2015-м выкатили уже полноценный проект – Evoland 2. Появился нормальный сюжет, лор, история, прописанные персонажи, множество головоломок и квестов, 2 часа геймплея сменились на 20, графика выглядит очень приятно и стильно. Очень достойный клон Зельды с интересными фишками. Прохожу сейчас.
Заключение
Игра не успевает надоесть, она интересная, вызывает улыбку, а в моём случае так вообще – побудила познакомиться с жанром JRPG, который я никогда не понимал. Это действительно меня удивило: я столько лет игнорировал целый жанр, восхищение и ностальгию игроков о культовых играх времён PS1 и PS2, но мне хватило просто поиграть в Evoland, опробовать эту формулу, увидеть пре-рендеренные локации, услышать музыку с характерным тоном и настроением, чтобы впервые на полном серьёзе скачать Final Fantasy VII и накатить кучу модов.
С проектом однозначно рекоммендую ознакомиться, как минимум с первой частью, которую можно пройти в один присест. Это тот редкий случай, когда я поиграл в индюшатину и попросил добавки.