Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - The Elder Scrolls III: Morrowind

Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - The Elder Scrolls III: Morrowind

С чистого листа

Так уж сложилось, что я никогда до этого не играл в Morrowind. Более того, я никогда не играл ни в Oblivion, ни в Skyrim.

И это несмотря на то, что я стабильно играю в игры по несколько десятков часов в неделю, очень люблю RPG и начал играть еще в 1995 году, то есть, никакой предвзятости по отношению к устаревшей графике и механикам у меня нет.

Причин этому было ровно три:

1. Серия "Might and Magic"

Долгое время пространство в сердечке, предназначенное для серии Elder Scrolls, у меня занимала серия Might and Magic: совершенно восхитительных игр от первого лица с отличным сюжетом, сложными подземельями и разветвленной системой квестов.

В принципе, я до сих пор считаю Might and Magic VI: Mandate of Heaven одним из столпов жанра, и даже в 2023 году она может запросто слопать несколько сотен часов вашего времени, если оно, конечно, у вас есть.

Некоторые элементы выглядят на удивление достойно для игры 1998 года
Некоторые элементы выглядят на удивление достойно для игры 1998 года

В общем, Might and Magic 6, 7, 8 и даже 9 удовлетворили мою потребность в бесконечном приключении от первого лица и желания запускать Morrowind у меня не возникало.

2. Слабый компьютер

Вплоть до апгрейда своего старого хрюнделя в 2006 году, я пользовался машиной 1998 года с четырьмя гигабайтами свободного места на диске (с виндой оставалось всего два), очень слабой видеокартой и таким же процессором.

В итоге взятый на рынке диск с Morrowind пылился на полке: игра у меня банально не шла в комфортном для меня режиме. Да, я умудрился пройти GTA III с постоянными зависаниями и перегрузкой памяти, с сохранениями после каждой миссии, но это была GTA, без которой ни один пацан того времени жизни себе не представлял. Морровинд же казался чем-то малоизвестным и не особенно важным.

Выглядел мой диск примерно так. К сожалению, оригинал я не сохранил.
Выглядел мой диск примерно так. К сожалению, оригинал я не сохранил.

В итоге я хранил на компе мало весящую и не тормозящую “Меч и Магию”, а когда в 2006 году проапгрейдился, забыл про Морровинд, потому что игра к тому моменту устарела.

3. Трепет перед размерами

That’s what she said! На самом деле, когда я уже позврослел и имел приличный компьютер для запуска примерно всего, что мне нужно, я банально не мог заставить себя поиграть во что-то столь массивное, как Морровинд.

Да, тогда уже был не только Обливион, но и Скайрим, однако у меня срабатывал все тот же эффект “Меча и Магии”, где все части обычно делят на MM1-MM5 и MM6-MM9. Все части от первой до пятой достаточно устарели и графически, и по геймдизайну, поэтому нынче, как правило, проходятся только фанатами серии. Шестая, седьмая и восьмая части и сегодня не потеряли актуальности и играются прекрасно. Девятка тут стоит особняком, она на любителя, но мне нравится.

Вполне себе Морровинд на минималках. Даже год выхода тот же. Но игру, к сожалению, засрали.
Вполне себе Морровинд на минималках. Даже год выхода тот же. Но игру, к сожалению, засрали.

Так и со свитками: я понимал, что Даггерфолл я просто не потяну, да и это развлечение для совсем уж хардкорной публики, к которой я себя не причисляю. Но вот играть в Скайрим, не проведя пары сотен часов в Морровинде и Обливионе, я почему-то не мог чисто психологически.

Поэтому я понимал, что мне нужно, скорее всего, проходить все три игры, чтобы мне было комфортно. И я решил начать с Морровинда.

Залечь на дно в Тамриэле

Мой добрый друг, игравший в эту игру, на мой вопрос “а как в Морровинд лучше всего играть?” ответил “Поставь GOTY edition, а потом на него OpenMW и накати Tamriel Rebuilt сразу”. Я не очень люблю много читать и исследовать заранее, поэтому решил, что это что-то вроде двух патчей для нормальной работоспособности, как в Vampire the Masquerade: Bloodlines, например.

Однако на деле оказалось, что таковым является лишь OpenMW, а Tamriel Rebuilt добавляет в игру огромное количество новых локаций, наполненных строениями, врагами, нпц и квестами в строгом соответствии с лором.

В общем, вместо ванильного Морровинда я сразу сел играть в оригинал + Tribunal + Bloodmoon + примерно 500 квестов сверху от мод-комьюнити.

Для сравнения, карта ванильного Морровинда выглядит так:

Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - The Elder Scrolls III: Morrowind

А карта Морровинда со всеми аддонами и расширением Tamriel Rebuilt выглядит так:

Игры, в которые я поиграл, пока не играю в доту - The Elder Scrolls III: Morrowind

Стоит ли говорить о том, что в игре я не просто потерялся, я в ней растворился. Такого количества исследуемого пространства с такой глубиной этого самого исследования я не видел ни в одной другой игре.

The way it’s meant to be played

Для того чтобы иметь хотя бы призрачные шансы на доведение игры до логического завершения, я решил придумать себе несколько правил прохождения, благо Морровинд позволяет делать вообще что угодно, просто периодически предупреждает тебя о последствиях. Тут сразу понятно, что игра заточена под бесконечное количество новых персонажей с новыми отыгрышами и особенностями пути. Я сначала хотел написать “бесконечное количество прохождений”, но кого я обманываю - каких еще “прохождений”, в мире таких-то размеров.

Итак, правила:

Я - аргонианец, у которого отшибло память, и который вообще ничего не помнит, поэтому весь местный мир нужно познавать заново.

Геймплейно: я ничего не читал про мир Морровинда и хотел узнать все элементы лора исключительно игровым способом.

Я не умею читать. Вообще.

Геймплейно: я не читаю книги (иначе пройти это нереально), “не понимаю” содержимое записок и не способен заниматься магией, потому что там читать надо. Зато я внимательно слушаю всех NPC и запоминаю всю информацию, которую мне передают устно.

Я не владею колдовским всеведением и не могу неожиданно и ниоткуда получить ответ на интересующий меня вопрос.

Геймплейно: я ничего не гуглю, даже если очень хочется, и я застрял. Только внутриигровые подсказки, разговоры с NPC, намеки и все такое.

Я расист

Геймплейно: если мне предложат выбор, помогать аргонианцу или не аргонианцу, я выберу аргонианца. Если каджиту или человекоподобной расе, выберу каджита. Если можно не помогать эльфам, а убить их, я выберу второе.

Я сексист

Геймплейно: если надо довериться мужчине или женщине на выбор, я выберу мужчину. Но если женщина - аргонианка, а мужчина - жалкий эльф, то предпочту ЯЩРЦ.

“Вань, ты дурак совсем?”
“Вань, ты дурак совсем?”

Я вор. Закон мне не писан, а “понятия” - близки.

Геймплейно: Я присоединился к гильдии воров при первой возможности и быстро стал там мастером-вором. Мораг Тонг меня немного напрягает, но их действия мне понятны. Я никогда не вступлю в гильдию бойцов, потому что они прессуют “наших”. Я вступил в гильдию магов только для того, чтобы её обчищать. Я никогда не вступлю ни в какие “частные охранные предприятия”, вроде имперского легиона.

Я атеист и верю только в деньги.

Геймплейно: я никогда не присоединюсь ни к какому культу и секте. Я не гнушаюсь ограбления храмов и монастырей, для меня нет святынь и понятия “осквернение”: там, где другие видят священную реликвию, я вижу дрейки и септимы.

Денег никогда не бывает много. Да и отложить про запас не помешает, в том числе и в виде дорогих побрякушек.

Геймплейно: даже когда тратить деньги формально уже не на что, я продолжаю копить их дальше, рассовывать по сундукам, а мой личный дом в Балморе завален дорогим хламом.

Здесь добра на несколько сотен тысяч денег. Никогда не понадобится, наверное, но ПУСТЬ БУДЕТ
Здесь добра на несколько сотен тысяч денег. Никогда не понадобится, наверное, но ПУСТЬ БУДЕТ

Я помню о своем рабском прошлом и об угнетении аргонианцев, поэтому я всегда стараюсь даровать рабам-аргонианцам свободу.

Геймплейно: я выкупаю и сразу же освобождаю всех аргонианцев-рабов, а где нельзя их выкупить - нахожу ключи от оков и отпускаю. Всегда отпускаю аргонианцев, с неохотой - каджитов, остальные пусть сидят, заслужили.

При этом веду напускной образ жизни рабовладельца, имею цитадель под Балморой, не последний человек в Хлаалу и даже раздевался перед Крассиусом Курио, чтобы он меня проспонсировал. Ничего, им еще всем воздастся…

Мультивселенная безумия

В общем, благодаря этим правилам я выстроил удобный мне геймплей и начал в Морровинде жить. Именно не “играть в Морровинд”, а жить там, потому что ровно так это и ощущается.

Очень привлекает то, что на карте нет никаких пометок, кроме редких квадратиков, обозначающих те или иные места. Нет ни квестовых маркеров, ни вопросиков, ни аванпостов, ни башенок, ни-че-го. Мне это очень нравится. Маркеры заставляют меня переживать, что я что-то пропускаю, что мне нужно что-то выполнить и куда-то пойти. Здесь же - лишь поле квадратиков, на которые можно навести курсор и узнать, как это место называется.

Кусок карты как бы намекает, сколько я успел открыть за многие десятки часов прохождения.
Кусок карты как бы намекает, сколько я успел открыть за многие десятки часов прохождения.

Важно и то, что игру можно переиграть по абсолютно другим правилам: быть тщеславным магом, паладинистым воином, вампиром, оборотнем или вообще всеми сразу. Можно не придерживаться никаких правил и просто фаниться с модами или без. Фишка в том, что игра поощряет все способы прохождения, здесь нет правильного и неправильного способа, делай, что хочешь.

“Делай, что хочешь” проявляется и в мелочах: например, в отсутствии фаст тревела по клику на маркер в игре есть следующие варианты добраться до нужной точки:

  • доплыть на лодке
  • доехать на силтстрайдере (местное “такси” между городами)
  • телепортироваться через систему гильдий магов
  • телепортироваться с помощью свитка в храм
  • телепортироваться через Марк-Реколл (ставишь в одной точке марк, а реколл возвращает тебя к этой точке)
  • накастовать левитацию и полететь в нужном направлении
  • дойти пешком
  • наколдовать себе суператлетику и прыгнуть, одним махом перескочив через несколько километров
Ключ поверни - и полетели

Надо ли говорить, насколько более иммерсивно ощущается это разнообразие, нежели бездушное потыкивание маркеров! Но ладно, не буду настаивать, говорят это общая болезнь всех игроков в Морровинд: они потом фыркают на систему быстрого перемещения в других играх, называя ее слишком примитивной.

Вердикт

Смотрю я на свою рецензию и понимаю, что ничего я толком в ней и не описал. Но в этом весь Морровинд: он настолько всеобъемлющ по тому, что может предложить игроку с точки зрения геймплея и истории, что любые попытки описать это все хоть сколько-нибудь полноценно приведут к любимым лавкрафтовским эпитетам “неописуемый” и “невообразимый”.

Впрочем, ясно одно: игра - шедевр на все времена, и я очень рад, что наконец-то до нее дошел. Как же хочется надеяться, что и Обливион со Скайримом окажутся по-своему прекрасны.

Сколько потратил часов: OpenMW не ведет подсчет, но точно больше сотни. И еще несколько раз по столько, видимо, потрачу.

Рекомендую: Всем и каждому.

Оценка: 10.0

5656
23 комментария

Мы следим за тобой ничтожество, если не пройдёшь то за тобой придёт мать ночи

4
Ответить

Ну ты и соня! Тебя даже вчерашний шторм не разбудил! Тихо! Охранник идет!

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Кстати, есть несколько вариантов сборок на базе опенмв и для мобилок)

Ответить

"раздевался перед Крассиусом Курио". Хочу тебя огорчить, ты не просто раздевался...

3
Ответить

О нет... Кажется, я не зря решил ничего не гуглить. Неужели я обесчещен?

Ответить

Лучше бы ты играл в доту: так ты не потратишь тысячи часов своей жизни на хyйню

1
Ответить