Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Пытаюсь запустить DLC к полюбившимся флешмобам на DTF своим «Бесконечным летом». И да, в тексте будут спойлеры к визуальной новелле десятилетней давности.

И как, вы спросите, я до такого докатился? Всё просто, сидел я на совместном подрубе двух уважаемых треш-стриммеров, и среди базированной постиронии в их беседе был подробный разбор их отношения к «Совёнку Фест». О сабже я не раз слышал, даже на DTF пару раз про него постили, поэтому черт меня потянул смотреть про это многочасовые разборы на ютьюбе. После такого алгоритмы стали упорно подсовывать мне видосы о лоре самого «Бесконечного лета». А у меня как раз уже несколько лет как лежала скачанной в стиме эта визуальная новелла, однако тогда я что-то не смог ей преисполниться и дропнул на нытье битарда о своей унылой жизни, даже не дойдя до ворот лагеря. Поэтому воскресенье назад в десять утра я установил игру на свой новый комп и решил зайти в нее, чтобы немного поиграть перед делами. Приключение на 20 минут, так сказать. Вышел я уже в десять вечера. А потом вообще за пару дней добил ее на первую мою платину в стиме. А потом еще и прошел заново всю игру, не скипая диалоги, на рут Слави. И теперь буду вываливать на вас, зашедших почитать, свои мысли.

Само собой, «Бесконечное лето» мне понравилось, иначе стал бы я писать этот текст, очередной раз забив болт на маринующие в черновиках заготовки уже на 4 лонга? Рассказать я попробую о том, чем же «Бесконечное лето» умудряется цеплять игроков уже на протяжении почти 10 лет с момента релиза.

Атмосфера

Не стану старательно не замечать слона в комнате. Именно атмосфера пионерлагеря в современных реалиях выгодно отличает «Бесконечное лето» от множества похожих новелл. Сам я три раза подростком был в детском лагере, максимально старающимся сохранять советские традиции и антураж. И как и для главного героя «Бесконечного лета», три смены там в 2005-2007-х годах стали одними из самых светлых и приятных воспоминаний в жизни. И в отличие от прохождения «Бесконечного лета», тогда я смог выйти на положительную концовку рута одной из тян с первой попытки и даже без гайдов. Правда, потом я всё равно заруинил с ней отношения, но это уже совершенно другая история.

Одна из дружин лагеря, в котором я был. Правда, именно в ней я не побывал, так как ездил в лагерь исключительно зимой
Одна из дружин лагеря, в котором я был. Правда, именно в ней я не побывал, так как ездил в лагерь исключительно зимой

И к чему это я стал внезапно вспоминать события 18-летней давности? Да чтобы объяснить, основную, по моему мнению, причину успеха «Бесконечного лета». Эта визуальная новелла позволила многим людям получить приятный опыт времяпрепровождения в пионерлагере. Ведь все эти рутинные ежедневные хозяйственные процедуры, участие в кружках и знакомства с новыми людьми реально меняют в положительную сторону. Я, вот, во многом благодаря лагерю нашел свое счастье в ботанстве и даже смог получить ачивку кандидата наук. Блин, я, что, вышел на концовку Ульянки в реальной жизни? Правда, лишь на плохую, ведь тян из лагеря ко мне так и не подошла после лекции (ведь она училась в другом универе, лол). Ну тоже ничего, приемлемо.

И да, популярность таких всратых проектов, как «Совёнок Фест», еще сильнее доказывает, насколько идеальной получилось создать атмосферу в игре, если одной только надежды на то, чтобы испытать ее в реальной жизни хватает, чтобы взрослые люди отдавали десятки тысяч рублей сомнительным личностям.

Музыка

И тут хочется сказать большое спасибо композитору Ейбогу. И да, запятая тут не нужна, так как это реально фамилия композитора игры. И написал саундтрек он для нее, как боженька. Ну и про Михаэля Малькова с его шикарной «Тёмной стороной» забывать не стоит. Хотя в данном случае мне больше пригляделась Светлая сторона музыкальной Силы.

Из всех технических компонентов визуальной новеллы именно музыка выделяется выгодней всего, не давая от нее оторваться. Теоретизировать о музыке профессионально я особо не умею, так как, в отличие от главного героя «Бесконечного лета» в одном из рутов, я окончательно решил не связывать свою жизнь с музыкой после детского лагеря, однако накидать свои любимые треки в пост, думаю, сумею.

Forest Maiden

Я очень падок на лиричную музыку со светлой грустью. Думаю, если бы на фоне звучал этот ост, я бы признался в любви любой девушке, которая оказалась бы рядом. Написан трек в тональности си-бемоль мажор/соль минор. То есть, одной только музыкой прописано, что Славя вытащит главного героя из пучины недовольства и страха провала, показав ему радость любви и надежду на лучший мир.

Отдельно хочется отметить кавер на Forest Maiden от Jackie. Хоть сам я терпеть не могу озвучку аниме и обычно скептически отношусь к русским каверам, однако, стоит признать, кавер на Славю получился на славу. Сам Jackie тут не сразу распелся и в начале периодически съезжал на полтона, однако аранжировкой, голосом девушки и частью с двухголосьем могу лишь восхититься. Рекомендую послушать всем фанатам рута Слави.

Let’s Be Friends

Прекрасная композиция, идеально отражающая характер Лены. Вначале музыка скромная и застенчивая за счет пауз в мотиве, однако потом одновременно вскрываются все чувства и эмоции девушки, буквально перебивая друг друга, не давая слушателю передохнуть за счет синкопирования. А потом музыка становится максимально смелой и настойчивой за счет повторяющихся внизу аккордов на каждую ноту мелодии. Было бы иронично, напиши Ейбог эту композицию в тональности си бемоль минор, но спойлерить сюжет одной из концовок тональностью не стали.

Отдельно хочется поговорить об отсылках в саундтреке:

Тема «Sadness and Sorrow» из «Naruto». Этот трек уже давно стал живой классикой, его слышали даже те, кто никогда не смотрел само аниме. Поэтому неудивительно, что элементы его мелодии нашли отклик в музыке «Бесконечного лета». А самый узнаваемый отрывок из побочной партии «Sadness and Sorrow» звучит в немного измененном виде и другой тональности прямо в заглавной теме всего «Бесконечного лета». Кстати, тональности «Sadness and Sorrow» и «Everlasting Summer» хоть и отличаются по количеству диезов и бемолей, однако очень близки по их эмоциональному значению. И ми минором и до минором можно прекрасно показать чувства искренней любви, дружбы и верности, только в тональности из «Naruto» больше дружбы, а в «Бесконечном лете» — горечи от потери любви.

Тема «Dear You» из «Higurashi no Naku Koro ni». В «Бесконечном лете» вообще прилично отсылок на Higurashi. Например, уже в самом начале игры нам буквально в лоб говорят, что местная Лена, это не Рена. Хотя заскоки характера Лены, любовь к ношению опасных металлических предметов и поведение девушки в руте Мику говорят нам об обратном. А еще эти вечно незатыкающиеся кузнечики, которые почему не плачут, как цикады. Поэтому неудивительно, что и в саундтреке «Бесконечного лета» прозвучала отсылка к «Higurashi no Naku Koro ni». И как раз на мою любимую музыку из вообще всей франшизы «Naku Koro ni». Один из треков «Бесконечного лета» («So Good To Be Careless») просто берет и начинается с очень запоминающейся аккордовой последовательности из «Dear You».

А еще тема «Feeling Good» в середине очень похожа на вариацию трека «Map» из Postal 2. Или я совсем поехал и могу максимально feeling good, только играя в игры, подобные Postal. Хотя «Бесконечное лето» и Postal 2 реально во многом похожи. Обе игры начинаются в понедельник, в обоих играх надо 7 дней выполнять бессмысленные раздражающие поручения, косвенно запускающие сюжет, а потом после любого безумия как ни в чем не бывало возвращаться в свой домик к женщине, которые эти задания и раздает.

Ну а дальше пора просто закинуть сюда саундтрек аниме целиком и не вы*ебываться:

Геймплей

Ну, тут надо тыкать кнопку, чтобы листать диалоги, тыкать кнопку, чтобы выбирать ответ, от которого зависит ваше прохождение, а также читать и смотреть артики. А какого еще инновационного геймплея вы ожидали от визуальной новеллы? Хотя это всё равно лучше, чем современное интерактивное кинцо. Та же «The Quarry» мне понравилась, и я хотел выбить в ней платину, однако заново смотреть 8 часов непропускаемых катсцен с изменениями максимум на час — это пи**ец. А еще там нет сохранений, поэтому если ты зафейлил не ту QTE для редкой концовки — у тебя всего три шанса переиграть фейл, иначе допроходи игру до конца и начинай заново. И то переиграть дают лишь решения, приводящие к смерти героя. Какой же кайф после такого душнилова пойти в визуальные новеллы с сохранениями и пропуском уже пройденных ранее диалогов.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Рисовка

Много говорить не буду, ибо не специалист в художественной сфере. Для меня, Васяна, спрайты тут приятные, тян и Электроник с голым торсом мило нарисованы, фоны шикарные. Только мне бы, конечно, хотелось, чтобы персонажи на артах и спрайтах были выполнены в единой стилизации, но это пускай уже исправляют в сиквеле игры, если они его правда собираются делать, а не просто анонсировали, как шестые Свитки.

Сюжет

Но перед тем, как я буду втирать вам какую-то дичь о наличии в нем глубинных смыслов, немного о том, как я проходил «Бесконечное лето». Меня задолбали подколы друзей, что я начинаю играть только после того, как гляну гайды по прохождению, поэтому я четко для себя решил попробовать в «Бесконечное лето» без них. Но часть информации я всё-таки знал по мемам, поэтому думал, что если на Лену не обращать внимание, то она обязательно вскроет свои чувства главному герою, поэтому я пошел с ней на танцы, хоть и хотел романсить Славю. В итоге мне не хватило очков симпатии, чтобы в финале к ней подкатить, поэтому я вышел на концовку титана одиночества. А потом и вовсе послушался голосов в голове и получился Epic fail. А когда я глянул, где накосячил, то выяснилось, что мне хватало очков лишь на то, чтобы заромансить Лену, но только на плохую концовку. Получается, у меня был выбор лишь между тем, чтобы остаться навеки один, и тем, чтобы довести девушку до роскомнадзора. Блин, реалистично, всё как в жизни. Естественно, такой вариант развития событий меня не устраивал, поэтому я открыл гайд и планомерно закрыл все концовки. А потом еще и прошел заново всю игру, не скипая диалоги, на рут Слави.

И что я после всего этого думаю о «Бесконечном лете»? Для начала я постараюсь выстроить за сценаристов сюжет, каким я его вижу, в единую логическую структуру.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Начинается всё с изначальных характеристик Семена. Он одинок, в настоящее время не работает и не учится, особых хобби нет, практически всё свободное время проводит на имиджбордах. В общем, типичный базированный дтфер. И тут ему приходится ехать на встречу институтских товарищей, на которой он явно будет выглядеть неудачником. На этом этапе главного героя можно и нужно обвинять в инфантилизме, стремлении игнорировать все проблемы. И чтобы он избавился от этих, можно сказать, недугов, судьба и направляет его в пионерлагерь «Совёнок». На первом этапе главный герой, само собой, должен всё заруинить, пройдя по руту титана одиночества, и выучить несколько важных жизненных уроков. Во-первых, не думать, что все в мире за пределами твоей комнаты желают лишь навредить и унизить. Не надо понапрасну паранойить, когда к тебе проявляют искреннюю любовь и заботу. Во-вторых, чтобы в твоей жизни что-то произошло, надо иногда не только ныть, а проявлять хоть какую-то активность, пускай даже кажущуюся тебе бессмысленной, иначе ты так и останешься сычевать в своей комнате. Любое хобби может сблизить тебя с людьми или научить тебя тому, что в будущем может пригодиться. В-третьих, у других людей, даже если они кажутся тебе лишь NPC, тоже есть чувства, желания и эмоции. Попытаешься заромансить всех девушек одновременно, ни на один их рут не выйдешь. Кстати, забегая вперед, именно поэтому мне не нравится гаремная концовка «Бесконечного лета», так как выход на нее противоречит тому, чему нас всё время учила игра. Но о ней чуть позже.

Дальше, по логике, надо выходить на положительную концовку Слави. Почему? Просто для ее достижения главный герой проводит минимальную работу над собой. Он лишь выбирает максимально идеальную ламповую тян, которая сама пробуждает его чувства, пробиваясь сквозь стену нытья. Она и кормит главного героя, и заступается за него, и предлагает сходить вместе с ней. Более того, мы находим одну из активностей с этой няшей, после того как по-мудацки не помогли маленькой девочке убрать беспорядок в столовой, в котором были тоже виноваты. И на танец Славя нас сама приглашает, и сама вызывается сходить с нами в страшное и опасное место. А от главного героя требуется всего лишь не вести себя с ней, как мудак, и не бегать за другими бабами. Единственное, чему потом учится Семен, — заботиться о девушке и не бояться признаться перед всеми, что вы с ней находитесь в отношениях. А в реальном мире Славя еще и идет в 2 ночи домой к незнакомому подозрительному мужику, который зачем-то так поздно ошивался на остановке. Я бы на месте девушки к такому странному типу не пошел.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Далее я бы расположил рут Алисы. Всё-таки переспать с тян, споив ее водкой, — гораздо более реалистичный и проверенный временем вариант. Да, кстати, здесь главный герой должен понять, что раз его забросило обратно в лагерь после удачных отношений с одной тян, то ему надо закадрить их всех, чтобы выбраться. Поэтому он соглашается на спор, так как помнит, какие всем выпадут карты, и легко выигрывает. В руте Алисы главный герой осознает, что подавляющее большинство девушек являются не ламповыми няшами без недостатков, а живыми людьми. Периодически придется терпеть их выходки, решать проблемы, которые они сами и создали, а еще не пытаться досконально контролировать все их действия. Да и необоснованную ревность иногда терпеть. А потом еще и разгребать их внутренние терзания, ведь даже самая дерзкая с виду девушка может оказаться на деле ранимой и неуверенной в себе. Да и занятием по жизни надо бы обзавестись, чтобы тян в реальной жизни тебя заметила. В квартиру ведь она к тебе вряд ли внезапно сразу же посреди ночи придет, а на концерт твоей популярной группы — вполне возможно.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Далее Семен решает пройти следом же подругу Алисы, но фейлит и видит, как обнажаются эмоции и изливается наружу внутренняя теплота. От этого зрелища он, мягко говоря, прих**вает, поэтому хочет хотя бы немного вернуться в беззаботное детство без всех этих поехавших баб, вот почему тусит с Ульяной. Надо же хоть как-то объяснить, почему главный герой внезапно решил сменить фамилию на Туччи. Не тем же, что он понял, что находится в визуальной новелле от отечественных разработчиков, поэтому тут майор ФСБ или, скорее, КГБ его не достанет? Но именно с младшей по возрасту Семен окончательно учится принимать ответственность за других, искренне заботиться о близких и радоваться каждому прожитому дню. Главное, не отвечать «да» на вопрос «насиловать будешь», а то майор КГБ всё-таки заспавнится. Также иногда придется к месту принимать кажущиеся на первый взгляд неправильными решения. Всё-таки к реальной жизни гайд для тебя никто не напишет.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

И сейчас мы уже по-настоящему готовы к серьезным отношениям с Леной, помочь уже не только самому себе, но еще и близкому человеку разобраться со своими тараканами в голове. С подобными девушками вести себя посложнее. Их и похвалить нужно, и уступить им иногда, и помочь. Да и инициативу проявлять самому уже нужно. И самое сложное — придется разобраться, чего хочет женщина, даже когда она сама этого не понимает. А вообще, из всех рутов именно отношения с Леной прописаны наиболее реалистично. Однако главный герой со всем умудряется разобраться и уже оказывается готовым к полноценной семейной жизни.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Но тут его забирают обратно в лагерь (видимо, товарищ майор всё-таки прознал про рут Ульяны). Главный герой снова чувствует себя за всё виноватым и недостойным счастья, поэтому вообще игнорирует всех его обитателей. Это я тут пытаюсь за сценаристов объяснить появление Юли логично, а не тем, что все остальные скрипты заняты выходом на другие руты. Для чего вообще в «Бесконечном лете» нужна кошкодевочка? Она, как и токсичный и испуганный пионеры, является, спойлер, лишь осколком сознания главного героя. Да, наш Семен настолько не хотел брать на себя ответственность и принимать необратимость неправильных решений, что откалывал от себя субличность и сваливал вину на нее. И сейчас, когда он уже научился вести себя с девушками, ему осталось самое главное — разобраться с собственными бедами с башкой. А потом в награду голос скажет, что выпускает нас из санатория грязный уйгур и даже разрешает нам выбрать маскот-жена.

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Ближе к истинной концовке я уже не могу без пригорания терпеть косяки и нестыковки в общем сценарии. Если вы выводите героя на путь принятия себя через принятие окружающих, то нельзя так топорно вписывать банальный гаремник, лишь бы угодить ЦА. Гаремную концовку можно и грамотно вписать. Главное решение Семена в руте Юли — отказаться от верной возможности наконец-то покинуть лагерь, потому что теперь главный герой не может оставить местных обителей в беде. Да, они наверняка являются лишь NPC, но сделали для главного героя много добра, он прожил с ними полноценную жизнь, поэтому бросить их в опасности, а самому сбежать будет сродни безвозвратному моральному падению. Поэтому концовкой после выбора «идти вперед» в руте Юли я бы сделал превращение в злого пионера. Тут можно было бы и отсылку на ЗВ впихнуть, вроде «теперь нас двое — учитель и ученик».

Игры, в которые все уже давно поиграли, а вы добрались до них только сейчас

Настоящий же смысл истинной концовки кроется в жуткой сцене с пионерами в автобусе. В ней главный герой со стороны видит не только все свои ошибки и недостатки (пионеры), но и свою чистую душу (Юля). И только приняв себя целиком, он наконец-то покидает лагерь и говорит с голосом. А вот сюда уже можно органично впихнуть гаремную концовку. Главный герой просыпается в своей квартире и делает то, чему научился в рутах всех девушек: приводит себя и свою квартиру в порядок, вспоминая Славю, наконец-то заканчивает универ, вспоминая Ульяну, записывает всё пережитое в книгу, становясь писателем, как в Руте Лены, по этой книге собираются снять фильм, как в руте Мику, главный герой берет гитару и набрасывает для фильма музыку, вспоминая Алису. И тут он дает объявление о кастинге на фильм о «Совёнке», безрассудно указывая свой настоящий адрес. И тогда уже ему звонят в дверь все девушки, говорят ему, что все они настоящие, и вообще главный герой изменил каждую из них в лучшую сторону и просят войти. И звучит это трек:

Понимаю, получилось тоже хреново, на уровне типичного фанфика из фикбука, но даже это не так топорно, как в самом сценарии.

Эх, опять я вместо того, чтобы критиковать игру, книгу или фильм за плохой сценарий исправляю его в своей голове и хвалю. Ах, да, я же забыл рассказать про рут Мику. Он классный. Шикарный стеб над клише хоррор-новелл и типажами героев.

Да уж, графомании я тут накатал под стать сценаристу «Бесконечного лета». И какие из всего этого можно сделать выводы? По задумке я бы сравнил «Бесконечное лето» с «Побегом из Шоушенка», только с гораздо более слабым сценарием. Фильм притворяется историей о побеге из тюрьмы, а на деле самыми страшными тут являются не каменные стены, а те, что герои выстроили у себя в голове. Redemption — это не побег, а искупление, исправление, духовное перерождение. Изменившийся благодаря общению с чистыми сердцем людьми Семен, как и Рэд, готов без страха сесть на автобус, который увезет его в неизвестное будущее. Однако из реализации этих идей в «Бесконечном лете» уже получились типичные книги Стивена Кинга — в концовке опять вышла какая-то лажа. Сценарист, возможно, и хотел, как лучше, а получилось, что игру в соло вытаскивают атмосфера и музыка.

И немого о проблеме инфантильности в «Бесконечном лете». Про это на DTF уже был отдельный пост, который хорош по содержанию, но с выводами я готов поспорить.

Само собой, на момент начала новеллы Семен — просто сферический инфантил в вакууме. И лагерь «Совёнок», само собой, не существует в реальном мире. Однако это не дом отдыха, а исправительное учреждение для инфантилов, из которого не выпускают, пока не излечишься полностью. «Бесконечное лето» только делает вид, что дает хикканам островок безопасности для мечтаний, а на деле показывает путь вырваться из пучины свое унылого существования. И даже дает хоть и банальные, но правильные советы, как это сделать. Жаль, что из-за кривого сценария и инородной гаремной концовки этот смысл еще надо откопать. Или я его вообще придумал, почем мне знать?

Вместо заключения

Стоит ли играть в «Бесконечное лето»?

У игры есть четко определенная целевая аудитория людей, являющихся Семенами в реальной жизни. Если вы, как и я, из этой группы (а, уверен, на DTF нас таких много), то игру проглотите, даже несмотря на очевидные минусы в сценарии, ведь атмосфера и музыка тут просто на 12 из 10. А люди со здоровой психикой, твердым характером и прекрасной социализацией справедливо спросят, как вы в эту новеллу для инфантилов-анимешников играете. Правда, откуда такие гигачады на DTF?

Научился ли я хоть чему-то из того, что расписал выше?

Да нифига! Судя по тому, что я после полного прохождения выбрал рут Слави, я всё еще жду, что на меня с неба свалится ламповая тян без недостатков. В плане избавления от своего инфантилизма мне еще работать и работать. Ну или просто мне нравятся внешне девушки с длинными светлыми волосами, голубыми глазами и прекрасными объемами. Не осуждайте меня за это!

Ну и держите ссылку на отличный, но преступно недооцененный обзор «Бесконечного лета» из светлого прошлого DTF:

Всем пока до следующего моего новостного спама!

P.S.: Пока этот пост дописывался, я скачал Katawa Shoujo и прошел уже 2 рута на положительные концовки (отгадайте, какие). И у меня возникла идея устроить для себя челлендж и попытаться пройти за лето как можно больше визуальных новелл из этого шикарного списка, а затем про каждую что-то написать у себя в блоге, хотя бы свои впечатления.

Про «Катаву» у меня уже есть идеи, хоть я и пока прошел всего 2 рута. Посмотрим, на сколько новелл меня хватит. А пока после «Катавы» планирую пойти в «Цикады», «Чайки», а, может даже и «Аисты», почем мне знать.

8989
57 комментариев

Прошёл бл впервые году так в 2020, в целом нормальное чтиво думал я пока не наткнулся на "Историю Саманты", с тех пор бл отошёл для меня на второй план и мод стал одной из любимейших вн.

14
Ответить

К челленджу "Бесконечные моды" я пока не готов. А то опять в Скайрим пойду.

9
Ответить

Все пытаюсь прочитать, но меня ломает об колено масштаб и ветвистость. Вторых "Штайнов" я не выдержку

Ответить

Я ток щас узнал, что помимо чаек и цикад есть аисты, рофл

7
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

дак вот как переводится "Цикония"!

1
Ответить

Предлагаю челлендж "игры в которые все уже поиграли, но я когда нибудь доберусь до них в будущем"

10
Ответить