Человек в костюме машины и машина в образе человека

Могут ли два величайших оружия людей любить друг друга, или призвание спасать вселенную исключает такую возможность? Разбор любовной линии идущей сквозь трилогию Halo.

Оглавление

Вступление

В данной статье я рассмотрю историю отношений центральных персонажей самого поэтичного шутера от первого лица. Не слишком ли претенциозно? Решайте после прочтения. Предупреждаю, вся статья - один большой спойлер, рекомендую для начала самим пройти игру. И учтите, что рассматривать я буду только события вселенной происходившие до ухода Bungie с франшизы.

Ключевыми фигурами в серии являются два героя. Мастер Чиф - физически усовершенствованный суперсолдат, и Кортана - сверхумный искусственный интеллект. Но прежде чем разбираться в их игровых отношениях, рассмотрим события, которые привели к их союзу до начала Halo: Combat Evolved.

Предыстория

<a href="https://www.artstation.com/arasaka" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mark Goldsworthy</a> для <b>Halo: Reach</b>
Mark Goldsworthy для Halo: Reach

Изобретение сверхсветового двигателя Шоу-Фуджикавы в 2291 году позволило человечеству выйти за пределы Солнечной системы и заняться колонизацией пригодных к жизни планет. Но нарастающее экономическое и политическое напряжение в колониях привело к активным повстанческим действиям против Объединенного правительства Земли. Во избежание крупномасштабных военных действий Космическим Командованием Объединенных Наций были предприняты действия по их предотвращению. Таким образом в 2511 году был инициирован проект "Спартанец-II".

История Мастера Чифа

– Это дитя, – приподняла Халси бровь, – может оказаться куда полезнее, чем целая флотилия эсминцев, чем тысяча младших лейтенантов или даже я. Может так случиться, что в конце концов только этот ребенок и сможет вообще хоть что-то изменить.

В 2517 году доктором Кэтрин Халси были отобраны 75 кандидатов в программу "Спартанец II". Первым из них оказался шестилетний мальчик Джон, идеально подходящий по всем показателям. Первая встреча доктора и будущего спасителя человечества закончилась простым испытанием на удачу. Халси попросила Джона угадать, какой стороной вверх упадет подброшенная монета. Ребенок справился, монета приземлилась в руку мальчика орлом вверх.

Еще несколько секунд она наблюдала за ним, завидуя его детской невинности; свою она давно утратила. Жизнь или смерть, везение или неудача — что бы ни ждало мальчика впереди, доктор Халси обрекала его на боль и страдания.

После этого Джона вместе с остальными кандидатами выкрали оперативники Службы военной разведки. Детей доставили на военный комплекс на планете Предел, где начались их тренировки. В ходе подготовки были выявлены лидерские качества Джона, что определило его как командира Спартанцев-II.

Кадр из комикса <b>Halo: Fall of Reach</b>
Кадр из комикса Halo: Fall of Reach

В возрасте 14 лет ему с остальными Спартанцами пришлось пройти через ряд опасных хирургических операций, которые вывели его физические способности, такие как сила, реакция, зрение и прочность на новый уровень. Но не всем Cпартанцам удалось пройти эти процедуры столь же успешно. Больше половины из них погибли или получили несовместимые с боевой службой травмы. Впервые Джон столкнулся с утратой товарищей, ставших для него семьей за время совместных тренировок.

В 2525 году человечество столкнулось с новой угрозой в лице Ковенанта, представлявшего собой религиозный альянс инопланетных рас, обладавший значительным технологическим превосходством над людьми. В связи с этим, командование ККОН решило ускорить подготовку Спартанцев и перейти к заключительной фазе программы, оснастив всех её участников специально разработанной для них боевой экзоскелетной системой "Мьёльнир".

Обученные сражаться с детства, улучшенные физически и экипированные высокотехнологичной броней Спартанцы стали подспорьем в Войне Человечества и Ковенанта. Но даже их поразительные успехи не могли остановить натиск сил пришельцев. На протяжении следующих лет человеческие миры пали один за другим. Впрочем у Доктора Халси был припасён последний туз в рукаве.

История Кортаны

Во вселенной Halo существует понятие "умного", или неограниченного конкретными сферами знаний искусственного интеллекта. К помощи такого ИИ решила прибегнуть доктор Халси для выполнения операции "КРАСНЫЙ ФЛАГ". Суть операции заключалась в проникновении Спартанцев на корабль Ковенанта для его дальнейшего захвата. Это позволило бы им с помощью специалиста по взлому и анализу разведданных прибыть в родной мир пришельцев и захватить в заложники одного из религиозных лидеров Ковенанта, для дальнейшего проведения переговоров. Этим специалистом и должна была стать Кортана.

<a href="https://www.artstation.com/etienne" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Etienne Jabbour</a> для <b>Halo 2: Anniversary</b>
Etienne Jabbour для Halo 2: Anniversary

При планировании операции, Халси понимала, что для выполнения столь важной задачи искусственный интеллект должен обладать поистине выдающимися умениями. Для этого ей пришлось отказаться от стандартного метода создания умного ИИ, при котором сканируется нейронная структура человеческого мозга мертвого человека. Вместо этого доктор Халси вырастила собственных клонов и на основе наиболее развитого мозга смоделировала когнитивный оттиск для создания Кортаны.

-Quando il gioco è finito, il re e il pedone vanno nella stessa scatola (Когда игра окончена, король и пешки отправляются в один и тот же ящик)

Первые слова Кортаны

В качестве аватара ИИ выбрал проекцию более молодой версии доктора Халси, кроме того при когнитивном оттиске передалась часть ее манер и воспоминаний. Следующие три года Кортана провела помогая доктору в ее работе.

В 2552 году при подготовке к операции "КРАСНЫЙ ФЛАГ" Кортане было предложено самостоятельно выбрать "Спартанца", который станет ее носителем. Учитывая, что Джон всегда был любимчиком доктора Халси, а также высочайший уровень нервной совместимости, можно сказать, что решение ИИ было предопределено. Кортана даже отметила физическую привлекательность Старшины, имея ввиду "примитивные животные инстинкты".

– Скажи, – тихо спросила доктор, – сможешь ли ты пожертвовать им при необходимости? Если это потребуется для успешного выполнения задания? Сможешь смотреть как он умирает?

Кортана замерла в воздухе, и строчки формул, бежавшие по ее коже, неожиданно остановились.

– Главным моим приоритетом является выполнение заданий, – лишенным эмоций голосом ответила ИИ. – Безопасность Спартанцев, как и меня самой, стоит на втором месте.

Встреча Мастера Чифа и Кортаны

Обложка комикса <b>Halo: Fall of Reach </b>
Обложка комикса Halo: Fall of Reach 

ИИ был представлен Джону на Пределе незадолго до предполагаемого начала операции. Её поместили в мемопроцессорный сверхпроводник, используемый для создания ядра ИИ, между активным контуром и внутренним биослоем брони. По сути, доспех "Мьёльнир" стал вместилищем Кортаны, а сам ИИ - посредником между нервной системой Спартанца и его броней, что позволяло мгновенно преобразовывать импульсы двигательной коры головного мозга в движения.

– М-да, квартирка скромная, - прозвучал мягкий женский голос. – Привет, Мастер Чиф.

– Здравствуй, Кортана.

– Кхм... отмечаю высокий уровень мозговой активности. А ты не похож на тот играющий мышцами автомат, каким тебя описывает пресса.

– Автомат? – прошептал Джон. – Интересное замечание для искусственного интеллекта.

Их первым совместным заданием стало прохождение полосы препятствий для проверки качества их совместной работы. Однако стоявший за ним офицер имел свои взгляды на проект и предпринял меры, чтобы Чиф и Кортана завалили тест. Против них бросили отряд вооружённых бойцов специального назначения, противотанковые мины, автоматические турели и даже ракетный удар с истребителя. И только благодаря совместным усилиям им удалось завершить испытание.

Кадр из комикса <b>Halo: Fall of Reach</b>
Кадр из комикса Halo: Fall of Reach

– Спасибо, Кортана, – наконец выдавил из себя Джон. – Без тебя мне бы не справиться.

– Всегда пожалуйста, Мастер Чиф, – ответила ИИ. А после с интонациями вредной девчонки добавила: – И да, без меня тебе бы ни за что не справиться.

В то время как Чиф с Кортаной находятся на крейсере "Столп Осени", перед самым началом выполнения операции происходит вторжение на Предел. Последующие события вынуждают отказаться от выполнения операции "КРАСНЫЙ ФЛАГ", и "Столп Осени" совершает сверхсветовой прыжок с орбиты по заданным Кортаной координатам.

Halo: Combat Evolved

Отсюда начинаются события первой игры серии. Выйдя из светового прыжка "Столп Осени" обнаружил гигантский мир-кольцо Установку 04. Как оказалось, флоту Ковенантов удалось отследить крейсер через пространство скольжения. Капитаном корабля было принято решение передать Кортану из систем управления "Столпом Осени" Мастру Чифу, эвакуировать весь персонал и собственными силами посадить судно на Кольцо. Так происходит первая встреча Чифа под управлением игрока и Кортаны.

– Хорошо спалось? 

– Да, только не благодаря твоему вождению.

– Значит, ты всё-таки скучал по мне.

– Теперь о том, для чего мне понадобился ты, – продолжил Киз, поворачиваясь к Спартанцу. – Ты поможешь Кортане выбраться с корабля. Не позволь ей попасть в руки врага. Если они сумеют захватить ее, то узнают обо всем. О расположении войск, разработке вооружений… – Капитан помедлил и добавил: – О Земле.

Мастер Чиф и Кортана приземлились на Ореол. ИИ удалось взломать сеть Ковенанта, откуда выяснилось, что капитан Киз после удачного приземления "Столпа Осени" был захвачен и пленен на судне пришельцев. Героям удалось взять его на абордаж, и благодаря навыкам навигации и взлома Кортаны и боевым умениям Джона, спасти капитана. Стало известно, что вероятно Установка - это оружие массового уничтожения, и чтобы найти его Центр Управления и взять под контроль, необходимо добраться до картографа. Тем временем Киз решил разыскать на Кольце предполагаемое вооружение, про которое он узнал от Ковенантов.

Преодолев сопротивление пришельцев и добравшись до карты, Чиф и Кортана выяснили, что Центр Управления находится под поверхностью кольца. На десантно-боевом корабле Пеликан их доставили в подземные комплексы, откуда через войска Ковенанта они пробились к Центру Управления Ореолом.

Оказавшись внутри систем Кольца, Кортана столкнулась с гигантским объёмом информации о Предтечах, что сперва привело её в восторг. Однако это чувство мгновенно сменилось паникой, когда Кортана выяснила, что "вооружение" за которым направился Киз, представляет из себя нечто совсем другое. В срочном порядке Кортана отправляет Джона остановить капитана, оставшись в системе для обработки полученной информации.

– Давай сосредоточимся. Ореол... как мы можем использовать его против Ковенантов?

– Это кольцо тебе не дубинка, ты, варвар, это что-то еще... Что-то гораздо более важное.

Джон на Пеликане прибывает на место последней передачи от капитана. Там он сталкивается с Потопом - паразитом поглощающим любую разумную жизнь. Справиться с ним помогает ИИ Предтеч - 343 Виновная Искра, смотритель установки. По его словам, для сдерживания Потопа необходима активация Установки 04 с помощью Индекса. Заполучив Индекс и вернувшись к Кортане, Мастер Чиф собирается использовать его. Но Кортана останавливает Джона и объясняет ему, что установка предназначена для полного уничтожения разумной жизни в галактике.

Обладая этой информацией, Чиф и Кортана решают подорвать реактор "Столпа Осени", используя импланты погибшего капитана Киза, тем самым уничтожив Установку Альфа. Преодолев множество трудностей, им удается сделать это и убраться с Кольца.

Halo 2

События игры начинаются на орбите Земли с церемонии награждения Спартанца-117, которая прерывается нападением Ковенанта на Землю под командованием Пророка Скорби. Обнаружив и отключив бомбу пришельцев на космической станции "Каир", Джон решает с её помощью подорвать вражеский штурмовой носитель. Для этого он вылетел вместе с зарядом через шлюз станции в открытый космос и доставил его в реактор вражеского судна.

– Я знаю что ты задумал, и это безумие.
– Тогда останься здесь.
– К несчастью для нас... безумие мне по душе.

После высадки на Землю Кортана и Чиф совместными усилиями добрались до фрегата ККОН "В Янтарь Одетый" и последовали за сбежавшим в пространство скольжения Флагманом Ковенанта.

Сверхсветовой прыжок привел "В Янтарь Одетый" к Установке 05, другому миру-кольцу. Понимая, что Ковенанты в слепом поклонении артефактам Предтечей и желании совершить Великое Странствие сделали своей целью активацию Кольца, Джон с Кортаной решают остановить их. Для этого они выследили местонахождение Пророка Скорби и ликвидировали его в храме Предтечей.

Мастера Чифа и Кортану захватывает Могильный Разум - воплощение коллективного сознания Потопа. Он отправляет их на космическую станцию "Высшее Милосердие" - столицу Ковенанта, чтобы предотвратить активацию Ореола. На ней ИИ внедрилась в системы города, пока Спартанец вёл погоню за Пророком Истины.

– Когда я покончу с Истиной -
– Не давай девушке обещания... Если знаешь, что не сможешь его сдержать.

Кортана приняла решение остаться в системе на случай, если Ковенанту удастся активировать Установку Дельта, тогда она смогла бы уничтожить её, подорвав реактор мобильной столицы. Пока Старшина, преследуя Пророка, сумел попасть на отсоединившийся от "Высшего Милосердия" Дредноут Предтеч, уходивший через пространство скольжения в сторону Земли. Активация Установки 05 была предотвращена, но Кортана, осталась на заражённом Потопом "Высшем Милосердии".

Halo 3

Завершающая глава саги начинается с того, как после неудачной попытки ликвидировать Пророка Истины, Спартанец покинув Дредноут приземляется на Землю.

– Но в тебе было что-то, чего не было у других. То, что никто не видел кроме меня. Сможешь догадаться? Удача.

Оправившись после падения и получая странные видения от Кортаны, он прибывает к гигантскому артефакту Предтечей. Предполагалось, что он способен управлять активацией сети Ореолов. Пророку Истины удалось активировать артефакт, оказавшийся порталом ведущим в неизвестное направление. Землянам не удалось остановить Дредноут и войска Ковенанта через портал покинули Землю.

В это время на Землю упал отправленный Могильным Разумом заражённый корабль Ковенанта. На нём, оставшаяся на захваченном Потопом "Высшем Милосердии" и подвергнутая страшным пыткам ИИ, сумела отправить сообщение. В послании сообщалось, что портал, через который ушёл Дредноут, ведет к Ковчегу, с помощью которого возможно остановить Потоп.

– Торопись, Чиф. Ковчег. Осталось мало времени

Мастер Чиф, доверившись Кортане, с небольшим отрядом людей и сепаратистами Ковенанта проходит через портал. Попав на Установку 00 воины предпринимают всё возможное, чтобы не допустить активации сети Колец Пророком Истины. Для этой же цели "Высшее Милосердие" с Потопом и Кортаной на борту прибывают на Ореол.

Совместными усилиями Джону и Тела 'Вадаму, лидеру сепаратистов Ковенанта, удалось остановить Пророка Истины от активации сети Колец. Старшина узнает, что Ковчег почти завершил строительство новой Установки, замену уничтоженной в первой игре. Понимая, что Установка 00 с Кольцом находится далеко за пределами Млечного Пути, он решает активировать Установку 04B, чтобы полностью избавить вселенную от паразита.

Для этого ему не хватает Индекса, такого же, каким Искра собирался активировать Ореол Альфа. Мастер Чиф принимает решение спасти Кортану с "Высшего Милосердия". Попав в заражённый город частота и сила видений передаваемых Кортаной усилилась в разы. Эти видения демонстрировали эмоциональную нестабильность ИИ, её страхи и сомнения. Проведя больше месяца в заключении у Могильного Разума, подвергнутая пыткам Кортана была практически сломлена.

– Ты нашёл меня. Но во мне столько всего неправильно -- не на своём месте. Возможно уже слишком поздно.

– Ты меня знаешь. Когда я даю обещание...

– ...ты его выполняешь.

Пробившись через орды Потопа, Чиф выполняет данное ей обещание. Воодушевленная ИИ возвращает контроль над собой и восстанавливает Индекс. Вместе они пробираются к недостроенной установке и активируют ее. Мастеру Чифу, Кортане и Телу 'Вадаму удается попасть на "Идущий к Рассвету", запустить двигатели и убраться с разрушающейся установки в направлении портала. Взрыв Ореола настигает фрегат в момент перехода в пространство скольжения, разрезав тот пополам. Старшину с Кортаной выносит в открытый космос, где они остаются дрейфовать, пока кто-нибудь не наткнётся на их сигнал. Так завершается трилогия Bungie.

– Я буду скучать.
– Разбуди меня. Когда ты будешь нуждаться во мне.

Заключение

А теперь попробуем разобраться в том, какие чувства испытывают Спартанец и ИИ друг к другу. Понятно, что они лежат в несколько другой области, чем чувства между людьми, об этом говорит хотя бы ощущение пустоты, испытанное Джоном, когда их впервые разделили. Физическая связь на нейронном уровне обеспечивающая выживание в самых экстремальных ситуациях. Это выражается в запредельном уровне заботы, ведь жизнь твоего партнёра напрямую зависит от тебя. Одно тело буквально разделяют два сознания, мужское и женское. При этом оба преследуют одинаковую цель - спасение человечества, и в этом заключается сила их связи.

Чиф с шести лет воспитан солдатом, для которого выполнение поставленной миссии имеет приоритет над всем остальным. Вся его жизнь - жертва ради общего блага, а в службе призвание. Простые люди и сослуживцы даже не видят в нём человека, большинству Спартанцы кажутся чуждыми существами. Он знает, что погибнет при исполнении, и готов к этому.

Так и Кортана - ИИ, созданный для выполнения предписанных задач. Как и Джон, она не может нарушить директивы, только уже на системном уровне. Но она "умный" ИИ, а это даёт широчайший простор в действиях, не ограниченных программой. Правда за гениальность таким ИИ приходится расплачиваться. Их жизненный цикл составляет всего около 7 лет, в конце концов Кортану ждёт саморазрушение от переизбытка информации.

Её забота о Джоне преодолевает уровень обозначенный их миссией с первого дня их знакомства, сразу после первого испытания она решает делать что в её силах, чтобы с Джоном не приключилось ничего подобного. А всё с чем они столкнулись во время Событий Halo и Halo 2, еще крепче связало их союз.

Но переломный момент для них происходит, когда Кортана решает остаться на "Высшем Милосердии". Это вынужденная мера для них, Кортана готова пожертвовать собой, а Чиф за годы службы научился разделять необходимую жертву и растрату. Он знает, что её решение единственно верное, Спартанцу остаётся только дать обещание вернуться за ней.

Оставшись в плену, Кортана подвергается пыткам Могильного Разума. Его интеллект позволяет манипулировать сознанием ИИ, проникать в их системы и разрушать изнутри. Он быстро обнаружил слабости Кортаны, узнал имя Джона и стал подталкивать ИИ к чувствам, свойственным людям. Вина, кризис личности и главное - страх оказаться брошенной Джоном.

Но стосемнадцатый не мог этого допустить. Получив её сообщение с "Высшего Милосердия" и увидев её боль он единственный раз за всю трилогию на секунду теряет эмоциональный контроль. Показательно, особенно учитывая, что к этому моменту они провели вместе всего около двух недель. Застав Кортану практически сломленной, Чиф выполняет обещанное, вернув ей волю к борьбе. Так любовь ли это? Спросим другой искусственный интеллект.

Любовь - это сильное чувство, которое связывает людей и проявляется в заботе, уважении, преданности и поддержке.

Видение любви от ChatGPT-3.5

Трудно не согласиться с таким ёмким определением. Подходит ли оно к Кортане и Чифу, считаю что да. Хотелось бы также отметить потрясающих актёров озвучки, вдохнувших в персонажей жизнь своими голосами - Стива Даунса и Джен Тейлор. А закончу статью попыткой перевода небольшой поэмы Сonnectivity Джонатана Гоффа.

Есть связь

крепче цепи


За пределами человека и машины

и всё же глубже; электрическая вспышка синапса


Переплетённая судьбой; скреплённая доверием

глубже крови

больше чем любовь


Их союз

"демона" и богини

воителя и интеллекта


Основан для разрушения Создан для войны

Чтобы принести мир; силой и огнём


Против врага что за звёздами

Превосходящий и набожный

Оставляет за собой; лишь стекло

и эхо криков погибших


Под угрозой забвения; Испытанные обещанием бессмертия

Всё же они остаются;

двое как одно


Где-то во вне, в пучине холодного порядка вселенной


Они идут вперёд к неизвестному

Принцесса, из света и разума

Орудие, из плоти и крови

Статья написана для конкурса лонгридов «Весеннее Обострение» подсайта Якорь.

135
58 комментариев

Как многолетний фанат, уже знал практически всё из вышеизложенного, но освежить в памяти никогда не помешает. Спасибо большое, отличная статья! Ждём продолжения по играм 343i! Как раз сейчас выбиваю оставшиеся ачивки в Infinite, и кампания этой игры, как ни странно, продолжает ту же тему - союз и взаимодействие 117-го и ...синего цвета девушки-голограммы/искусственного интеллекта The Weapon. Или всё-таки... Но как бы там ни было - если без спойлеров - то при всех недостатках Infinite, историю она рассказывает интересную. Как по мне - даже очень. В том числе и в контексте той темы, о которой рассказал в своём тексте ты.

10
Ответить
Автор

Я из фанбоев бунги, поэтому если ждать статью, то только по сравнению подходов студий, недавно играл и не смог ни четвертую ни шестую осилить до конца. Но вот пока писал статью и копался в лоре, возникло жгучее желание наконец пройти их как-то более осознанно, без фанатской пелены, заодно отследить что там дальше с между Чифом и Кортаной. Вроде в четверке интересная завязка с Неистовством Кортаны была. Начну прохождение в ближайшее время. А за отзыв спасибо, рад стараться!

5
Ответить

Нравятся как игры Bungie, так и 343 (Банджи чуть больше по понятным причинам)
Однако отдельно стоит выделить Halo Wars и то как они улучшили вселенную после всей фантасмогории, которую 343 намудрили.
И тем больнее мне играть в Infinite, где блестящий задел и интересных персонажей слили за кадром, как и концовку 5 части. (На которую мне бы было интересно посмотреть - эдакие Жнецы из Mass Effect)
Геймплейно Infinite топ, но сюжетно - очень больно((

За статью спасибо) Освежил себе воспоминания от любимой франшизы)

7
Ответить
Автор

Вот сейчас в спокойном темпе начал проходить первые Halo Wars, не без удовольствия, признаю. Спасибо за отзыв.

2
Ответить

как по мне infinite попытались повторить 1 часть сюжетно, но блин, даже в 1 части сюжет лучше и то пц
в 6 части сюжета в итоге вообще нет( при этом это одна из моих любимых серий игр. и я в итоге дропнул 6 часть(

2
Ответить

Слева фото от DSDenton, он в своей подборке её выделил :)

Да, карта Silent Cartographer - самая красивая лока, которую встречал в играх. Помню, первый раз заблудился на ней, не понимал куда дальше двигаться, так по кругу и катался на вархоге. Высадка на неё тоже эпик, прям в гущу экшена кидают, и ты не один, а на твоей стороне ещё и солдаты против ковенанта, кто-то из солдат на мексиканском кричал...Бравые ребята, старался их спасти, но уж больно пробивало их ковенантское оружие...но как Чифа (тебя) видят, воодушевляются...Делятся с тобой оружием, на вархоге уступают беспрекословно водительское место, встают за турель, свободное пассажирское место занимают и на тачке, и на танке...Ковенанты тоже не уступают землянам в уме, старшие отдают приказы младшим, укрываются, ругаются, обходят...Я где-то в 2008 году первый раз проходил, очень поздно к компьютерным играм прикоснулся, но да после линейного Макса Пейна Halo было приятным "шоком"...В шутерах ещё ИИ хвалят в Half-Life и Fear.

Кстати, поменяв сложность на героик враги агрессивней, а спартанец уже не такой сильный как на нормале, но отпор, играя с умом дать сможет, это именно тот уровень, который советуют разрабы. Легендари, кто пройдет, тот легенда. Один раз на легендари поставил, от хрюков одну иголку в броню получил, почувствовал боль, и поставил пониже...В легендари уже не ты охотник, а ты жертва, на которую охотятся, надо прятаться, экономить патроны, гранаты, так напрямую ворваться на открытую арену...самоубийство, но вроде как мастера проходят... Говорю ж, легенды :)))

3
Ответить
Автор

Значит я - легенда! Ура!
Нет ничего лучше хорошего комментария.
Silent Cartographer ещё и левелдизайном берёт, не помню больше подобных локаций, самый что ни на есть masterpiece.

2
Ответить