Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Когда почти невозможно полюбить вопреки.

Первая Deadly Premonition запомнилась не только атмосферой маленького городка, населённого эксцентричными жителями и в котором творится чертовщина, но и техническими проблемами. На PS3 и ПК в неё действительно было трудно играть, поэтому то, в каком состоянии вышла Deadly Premonition 2 многие восприняли с юмором — дескать, сиквел остался верен оригиналу.

На самом деле, всё обстоит несколько иначе. На Xbox 360 оригинал, пусть и с оговорками, вполне играбелен. Да и изначальный релиз на консоли от Sony не был столь проблемным — правда в своём «чистом» виде Deadly Premonition была доступна только в Японии. По-настоящему плохо стало с выходом The Director’s Cut.

Именно оно вышло на PlayStation 3 на Западе, а позже и досталось игрокам на ПК. Дополненное издание слегка расширяло историю оригинала, но пестрило багами, а фреймрейт частенько опускался до неприлично низких значений. А занималась Director’s Cut студия Toybox Inc. Ясухиро Вады — она же разрабатывала Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Deadly Premonition совсем не нуждалась в сиквеле, а эпилог Director’s Cut, кажется, обрывал любую его возможность. Однако авторы второй части нашли весьма необычную лазейку, и совместили в одной игре и продолжение истории Йорка, и приквел к событиям, произошедшим в Гринвейле.

Таким образом, в Deadly Premonition 2 сразу две временные линии. В 2019 году агент ФБР Алайа Дэвис допрашивает Френсиса Зака Моргана о событиях, случившихся 14 лет назад в городе Ле Карре, расположенном на берегу Миссисипи. Основное действие происходит как раз здесь в 2005-м — за 5 лет до Deadly Premonition.

Френсис Йорк Морган, будучи в отпуске в Ле Карре, оказывается втянут в расследование убийства наследницы семьи Кларксон, владеющей почти всем городом. Расчленённое тело девушки нашли на импровизированном алтаре под мостом, и за неимением морга поместили на склад, где хранятся замороженные продукты. Оттуда оно таинственным образом пропало, а обнаружилось лишь в 2019-м. Поэтому агент Дэвис решает допросить Зака по закрытому много лет назад делу.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Обособленная, казалось бы, история, на деле сильно связанна с тем, что произошло в первой Deadly Premonition. Это не просто ещё одно расследование Йорка, но очередной экскурс в глубины его личности и развитие идей, заложенных оригиналом. Гринвейлские события оставили след в душе и без того не вполне здорового агента. К детским травмам добавились новые, не менее тяжёлые.

К началу A Blessing in Disguise Йорк — это жалкое подобие человека. Разбитый, одержимый наркотиком Сейнт-Руж затворник, страдающий от рака и панически боящийся красного цвета. На контрасте с ним Йорк из прошлого, из 2005 года — молодой и увлечённый, обаятельный и разговорчивый даже пуще самого себя из 2010-го. Несколько лишённый эмпатии, с неуёмной любовью к кино и странным взглядом на него, но всё равно невероятно харизматичный и добрый.

Хидетака Суэхиро проделал колоссальную работу, осторожно выписывая психологический портрет персонажа. Он не просто взял старого героя и поместил его дальше на временной шкале, но сделал того мягче и наивнее, благодаря чему Йорк из оригинальной игры теперь кажется более мудрым и суровым человеком, прошедшим через серьёзные испытания. Поэтому сперва изменения в характере протагониста могут сбить с толку даже поклонников первой части.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Его личность раскрывается как через диалоги с Заком, так и через взаимодействие с дочкой шерифа Пэтти — не по годам умной девочкой, вечно следующей за агентом по пятам. Поначалу она, как и игрок, не согласна с методами Йорка, не воспринимает его всерьёз. Но правила мира Deadly Premonition 2 таковы, что главный герой всегда оказывается прав.

Например, в одном из побочных заданий Йорк встречается с Дэнни Кларксоном, чью жену убили и чью руку откусил аллигатор. Агент видит, как тот страдает и злится, и приходит к парадоксальному выводу — наверное, Дэнни потерял какую-то важную для себя вещь. И ведь так оно и оказывается.

Нелогичные выводы Йорка в итоге оборачиваются непреложный истиной. Агент просто делает первое, что приходит ему в голову, и почти никогда не ошибается, потому что сам сценарий подыгрывает ему. Получается такой частный случай Мэри Сью — остроумный и здорово подходящий общей атмосфере игры.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

В отличие от первой части, где расследованию и переживаниям протагониста уделялось одинаково внимания, сиквел сосредотачивается на втором, дополняя образ Йорка и завершая его личную историю. Здесь нет эффектных сюжетных поворотов в духе оригинала, однако знакомый с ним игрок к финалу, скорее всего, испытает сравнимый по силе катарсис.

Теперь это будет уже не какое-то неожиданное открытие, а разрывающая сердце грусть — та самая, которую испытываешь от прощания со старым другом. Ты будто бы знал его всю жизнь, видел, как он менялся, пережил с ним всё, что только можно. Но теперь пришла пора расставаться навсегда. Слёз не будет, ведь ты понимаешь, что его необходимо отпустить — лишь так у него всё будет хорошо.

Финал Deadly Premonition 2 — светлый, грустный и очень личный как для Йорка, так и для игрока. Это тот завершающий штрих, которого так не хватало первой части и который был так топорно добавлен в Director’s Cut.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Что же до расследования, то Deadly Premonition 2 демонстративно плюёт на законы детективного жанра с его поиском улик и зацепок. Йорк и в прошлой части прибегал к весьма специфическим методам в стиле Дейла Купера, но здесь он всецело полагается на откровения таинственного шамана Хунгана, являющегося ему в отражениях.

Расшифровывая его послания, агент выясняет, куда нужно отправиться, где поискать и с кем поговорить. При этом сам Йорк практически не проявляет дедуктивные способности, а тупо следует указаниям свыше.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

В результате A Blessing in Disguise, несмотря на интригующую завязку с ритуальным убийством, не получается воспринимать как полноценный детектив — слишком уж рваным и надуманным выглядит расследование. Но игра осведомлена об этом и не упускает шанса поиронизировать над собственным сюжетом.

Все персонажи здесь, за исключением Йорка, понимают, насколько глупо верить какому-то мистическому шаману, и постоянно говорят об этом. Да и сам агент порой занимается профанацией детективного дела — однажды он всерьёз будет рассматривать форму балки моста, выискивая в ней связь с жертвой или убийцей. И, разумеется, это сыграет свою роль, ведь сценарий, как было сказано ранее, подстраивается под героя.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Но если не считать разницы в подаче расследования и основной темы, то A Blessing in Disguise — это практически та же самая оригинальная Deadly Premonition, только теперь тяготеющая скорее не к «Твин-Пиксу», а «Настоящему детективу». Маленький северный городок сменился более обжитым, но оттого не менее глухим, вдохновлённым Новым Орлеаном. Ле Карре, как и Гринвейл, полон чудаковатых жителей, со своими странностями, неврозами и заботами.

Вообще, кажется, что в этот раз Swery65 решил сделать персонажей как можно более сумасшедшими — настолько, что порой они становятся карикатурой на самих себя. Пастор и врач, открывший клинику прямо в церкви и регулярно повторяющий фразу «The LORD Hungers»; шериф, говорящий фразами из трейлеров к несуществующим фильмам; бармен, рассекающий по городу почти без одежды, потому что «Америка — это земля свободы» — вот неполный перечень тех, с кем сталкивается Йорк.

Почти все они выглядят нарочито дико и поначалу вызывают раздражение. Но Deadly Premonition 2 обладает восхитительным свойством помещать даже самые безвкусные сценарные решения в такой контекст, где они будут смотреться не просто уместно, но действительно смешно, а иногда величественно и трогательно.

Персонажи при этом не становятся глубже, их гипертрофированные черты тоньше, а глупые присказки не теряют в глупости, однако воспринимаются они в такие моменты совершенно иначе. Да, это обман — игроку просто пускают пыль в глаза, водят за нос, но делают это настолько искусно, что, приняв правила, по которым тут работает нарратив, совсем не хочется жаловаться.

Так, три из четырёх эпизодов игры завершаются этакой постлюдией — выступлением джазового квартета. В отрыве от сюжета это выглядит просто смешно: полуголый бармен, неуклюжие анимации, пошлые пролёты камеры. Но в контексте восприятие совсем иное — это не просто плохая кат-сцена, но предвестник чего-то захватывающего. И ожидания, как правило, оправдываются.

Если игра может заставить такую сцену выглядеть круто в контексте происходящего, то это дорогого стоит

Сложная концептуально, необычная и прекрасно написанная, A Blessing in Disguise могла бы стать выдающейся игрой, если бы в неё не было так больно играть. Первая часть также страдала от сомнительных геймдизайнерских решений, но в сиквеле они сильнее бросаются в глаза.

По сути, геймплейная рутина осталась прежней и здорово напоминает серию Shenmue. Игроку для исследования открыт небольшой городок, живущий по строгому расписанию. Немногочисленные заведения открываются и закрываются в разное время; утром люди отправляются на работу, вечером некоторые из них наведываются в бар, затем — домой, а по воскресеньям — ходят в церковь. Этот цикл повторяется раз за разом, вынуждая Йорка подстраиваться и порождая весьма неприятные ситуации.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

К примеру, в одном из сюжетных заданий главному герою нужно заказать определённое блюдо в местном кафе. Однако подают его исключительно по понедельникам, поэтому, если вы взялись за миссию, скажем, во вторник, то придётся либо проматывать время с помощью сигарет и кровати в гостиничном номере, либо шататься по городу вплоть до наступления нужного дня.

Выбирать второй вариант бессмысленно — Ле Карре лишён и толики очарования Гринвейла. Весь город заставлен однотипными домами-коробками, будто бы прямиком из Unity Asset Store, а за его пределами только болота, ограниченные непреодолимыми кустами и холмами. Редкие прохожие, агрессивные белки, бродячие собаки, да временами проезжающие мимо автомобили — вот и всё, что можно здесь встретить. Спокойный, по замыслу разработчиков, городок, на поверку практически мёртв.

Что-то уникальное или забавное встречается очень редко
Что-то уникальное или забавное встречается очень редко

При этом порой приходится преодолевать весьма внушительные расстояния. Кататься на машине как в прошлой игре, к счастью, не дают — на смену автомобилю пришёл скейтборд, контролировать который не сильно проще. Впрочем, его характеристики, включая управляемость, можно улучшать с помощью талисманов, создаваемых из всякого мусора, в обилии валяющегося под ногами.

Своеобразной прокачке поддаются также показатели главного героя вроде здоровья, выносливости и сопротивляемости различным эффектам, и единственное оружие в игре — пистолет «Аллигатор». Скудность арсенала компенсируется тем, что теперь пушке можно добавить элементальный урон, заставить её стрелять, например, огненными пулями или снарядами, вызывающими у врага отравление.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Однако всё это без толку, потому что A Blessing in Disguise — до смешного простая игра. Почти все рядовые противники тут мрут с пары выстрелов и даже боссы не представляют серьёзной угрозы. Аптечки и патроны валятся чуть ли не из каждого побеждённого врага, поэтому и в менеджменте ресурсов отпадает нужда.

Каждую полночь улицы города наводняют красные демоны, а все сюжетные эпизоды завершаются боевым сегментом — пробежкой по одинаковым коридорам в потустороннем мире. Но в эти моменты ощущаешь не напряжение, а лишь скуку и раздражение, ведь целиться и стрелять тут так же неудобно, как и в оригинале.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Что ещё способен предложить Ле Карре? Побочные задания, да несколько мини-игр. Первые примитивны и однообразны, сводящиеся, чаще всего, к поиску какой-то вещи и (намного реже) отстрелу аллигаторов, агрессивных белок и бродячих собак.

Мини-игры представлены тут боулингом, пусканием «блинчиков» по воде, гонками на скейте и рельсовым тиром. Они могут ненадолго увлечь, но смысла ставить какие-то рекорды нет — в награду дают либо бесполезные, как уже было сказано выше, талисманы, либо материалы для их крафта.

Единственное, что может заставить игрока выполнять сайд-квесты и решать задачки в боулинге, так это сопутствующие диалоги. Они остроумны и раскрывают с разных сторон как обитателей Ле Карре, так и самого Йорка.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

На низкую сложность, отвратительный дизайн уровней и кривые механики можно закрыть глаза ради потрясающей истории и отличных персонажей — в конце концов, первую Deadly Premonition любят, невзирая на все проблемы. Но A Blessing in Disguise — это уникальная игра, которая вышла в столь плачевном техническом состоянии, что рассматривать её в отрыве попросту невозможно.

Deadly Premonition 2 не нужны разборы Digital Foundry, потому что одного взгляда на неё достаточно, чтобы понять, на каком уровне тут держится кадровая частота. При таком фреймрейте исследование открытого мира и сражения, и без того раздражающие, превращаются в настоящую пытку.

Deadly Premonition 2 не нужны ролики Shesez из цикла Boundary Break, потому что игра не стесняясь показывает своё «закулисье». Врагов, которые должны вылезать из-под земли, временами застаёшь сидящими на поверхности; «блинчики» проваливаются сквозь воду, а за ними иногда следует и Йорк.

После выполнения побочного задания непреодолимая сила понесла Йорка за границы карты

Наконец, Deadly Premonition 2 изначально выглядит так, будто побывала в руках авторов YouTube-канала LowSpecGamer.

Обратите внимание на то, как пропадают линии электропередач, стоит столбу скрыться из кадра. Иначе как Screen Space Cord эту технологию не назовёшь

Добавьте к этому ситуативные баги, поломанные скрипты, утечки памяти, проблемы со звуком, опечатки в текстах, а также мужика из рекламы Mafia City, и получите игру, которую при всём желании невозможно полюбить вопреки.

Очень больно — обзор Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise

Патч до версии 1.0.2, вышедший 21 июля, слегка исправил ситуацию, но Deadly Premonition 2 по-прежнему остаётся практически неиграбельной. С технической стороны здесь плохо всё, за что ни возьмись и, в отличие от Fallout 76 и Left Alive, это даже не веселит.

Вот тут асфальт оказался выше земли. Получилась этакая хиральная дорога из Death Stranding

За фасадом из проблем у Deadly Premonition 2 скрывается потрясающая история. Но это не тот случай, когда можно сказать, что «стоит потерпеть и закрыть глаза», нет. И дело не только в том, что A Blessing in Disguise катастрофически сломана.

Она просто не удивляет так, как первая часть. Там где оригинал демонстрировал изобретательность, сиквел следует уже проверенной геймплейной формуле и делает почти то же самое, только хуже.

Это, а также плотная сюжетная привязка к первой части, позволяет рекомендовать Deadly Premonition 2 в нынешнем состоянии разве что фанатам серии, готовым стерпеть всё ради ещё одной истории про Йорка — яркой и богатой на события.

143143
172 комментария

Всё еще слишком позитивно, срочно нужна доза отрезвляющего IXBT:

70
Ответить

Включил. Увидал эти кринжовые попытки в СКЕТЧИ. Минуснул. Сорян, ничего личного, но блевать тянет от этой хуйни.

102
Ответить

Крутые ребята. Уважаю их!

30
Ответить

Может хватит форсить этот мусор?

23
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

посмотрел пару их видосов, как они вообще набрали столько подписчиков?

3
Ответить

говорят тут за упоминание  этой парочки в БАН могут отправить)  Вы смелый человек. 

3
Ответить