Жизнь и (скорая) смерть PS Vita

Даже перспективные гаджеты иногда терпят неудачи.

Компания Sony на днях объявила, что с марта 2019 года в сервисе PlayStation Plus больше не будут появляться бесплатные игры для PS Vita. Это очередной сигнал о том, что скоро одна из самых мощных портативных консолей современности уйдет в небытие: последние годы именно сервис поддерживал хоть какой-то интерес пользователей к гаджету. Но пока Vita ещё с нами, вспомним, как консоль появилась и почему ей не удалось завоевать рынок.

Глава Sony Corporation Казуо Хираи и PS Vita (тогде ещё называвшаяся NGP)
Глава Sony Corporation Казуо Хираи и PS Vita (тогде ещё называвшаяся NGP)

Смена поколений

Слухи о том, что Sony собирается сделать новую портативную консоль взамен старенькой PlayStation Portable появились ещё летом 2009 года. Они начали распространяться с подачи журналистов Eurogamer, которые сообщили, что по мощности новое карманное устройство от Sony будет сопоставимо с первым Xbox.

Никто ничего не комментировал — лишь в 2011 году на PlayStation Meeting Казуо Хираи, на тот момент работавший главой Sony Computer Entertainment, заявил, что компания действительно всё это время трудилась над карманной консолью нового поколения.

Официального имени у неё тогда ещё не было, только кодовое название NGP, то есть Next Generation Portable (что переводится примерно как «Портативка Следующего Поколения»). Хираи обещал, что новое устройство будет использовать революционную систему управления, технологию дополненной реальности и элементы социального взаимодействия между игроками.

Технические характеристики впечатляли. Помимо четырёхъядерного процессора и мощного графического чипа, новая консоль могла похвастаться пятидюймовым OLED-экраном. Классическая система управления с PSP, основанная на крестовине и кнопках, дополнялась двумя стиками, прямо как на геймпадах «больших» консолей.

Подобно смартфонам, NGP наделили фронтальной и тыловой камерами для игр с дополненной реальностью. Кроме того, у неё было предусмотрено две сенсорных поверхности. Одна на экране, что привычно, а другая — на обратной стороне устройства. Позже это решение оправдает себя в играх вроде Little Deviants, где двигая пальцем по обратной стороне консоли, надо «выдавливать» на игровом поле бугорки.

Также Sony обещали разрешение экрана в четыре раза больше, чем у PSP, а ещё 3G, Wi-Fi, GPS и широкий угол обзора. Тем же летом на E3 2011 Казуо Хираи озвучил официальное название консоли — PS Vita.

Vita — значит «жизнь». Мы уверены, что эта консоль станет первым устройством, которое по-настоящему размоет границу между электронными развлечениями и реальной жизнью, позволяя вам играть и связываться друг с другом так, как этого ещё не было.

Казуо Хираи, глава Sony Corporation

17 декабря 2011 года консоль поступила в продажу в Японии. На запуске было доступно две модели: Wi-Fi Only за 24,9 тысяч йен и 3G/WiFi за 29,9 тысяч иен (примерно 9,9 и 11,9 тысяч рублей по старому курсу).

За первые два дня удалось продать 321 тысячу консолей. Цифра неплохая, если сравнивать с тем, как в свое время стартовала PSP (166 тысяч проданных единиц в первый день), но и не самая выдающаяся, особенно если брать в расчёт главного конкурента «Виты» — 3DS. За первые два дня приставка от Nintendo разошлась тиражом в 371 тысячу экземпляров.

Дальше — хуже. За следующую после запуска неделю общее число продаж «Виты» упало до 74 тысяч единиц. За вторую неделю — уже 42 тысячи. PS Vita оказалась на четвёртом месте по продажам в Японии, уступая не только конкуренту в лице 3DS, но и родственным ей PS3 и PSP.

В феврале с разницей в неделю PS Vita появилась сначала в Северной Америке, а затем и в Европе. К этому моменту продажи в Японии оставляли желать лучшего — 12 тысяч консолей в неделю.

Но и релиз на Западе ситуацию исправить не смог. К примеру, в США за первый месяц было продано всего 200 тысяч приставок. Потом эта цифра упала до 50 тысяч. В ноябре 2012-го, то есть спустя 11 месяцев после релиза, за одну неделю жители Японии купили порядка 187 тысяч 3DS и немногим более 4 тысяч PS Vita.

Со временем Sony перестала сообщать число проданных консолей. Цифры были настолько плохими, что компания принялась «разбавлять» их данными по продажам уже старенькой PSP.

Когда что-то идёт не так

К 2013 году Sony, похоже, окончательно потеряла веру в свою самую передовую карманную консоль и изменила стратегию: ААА-игр поменьше, «инди» побольше. Тем, кто хотел сыграть на PS Vita во что-то дорогое с современной графикой и с сюжетом голливудского блокбастера, предлагалось использовать функцию Remote Play, которая позволяет дистанционно управлять своей PS4.

В 2015 году стало окончательно понятно, что PS Vita «сдалась». В апреле этого года Sony уведомила пользователей о том, что приложение YouTube вскоре станет недоступно для загрузки. В марте другая «радостная» новость: все функции приложения «Карты» и некоторые функции приложения «near» (соцсеть для игроков) будут отключены после следующего же обновления системы. Но главным стало заявление компании о том, что она полностью перестаёт разрабатывать игры для портативной консоли, переводя все свои first-party студии на работу над проектами для PS4.

В июле прошлого года Sony полностью прекратила поддержку приложений «near» и «Прямой эфир с PlayStation». На этом фоне новость о том, что со следующего года карманная консоль останется ещё и без PS Plus, напоминает последний гвоздь в крышку гроба. Но как получилось, что современная портативная приставка, которая могла предложить игрокам много различных возможностей, не добилась успеха? Sony называла только одну причину: широкое распространение смартфонов.

У людей есть мобильные телефоны, играть на которых очень просто. Многие игры там бесплатны, или хотя бы бесплатны поначалу. [...] Я сам большой фанат PlayStation Vita и мы действительно серьёзно поработали, разрабатывая каждый аспект [консоли]. Игры, управляемые сенсорно, весёлые — на этой технологии было основано много проектов с действительно хорошим дизайном. Но кнопки и стики полностью всё меняют. И я надеюсь, как и многие из вас, что культура портативных игр не умрет, хотя атмосфера для них сейчас неблагоприятная из-за доминирования мобильных игр.

Сюхэй Ёсида, президент Sony Computer Entertainment Worldwide Studios

Это заявление покажется спорным, если обратить внимание на то, как продавался главный конкурент «Виты» — 3DS. Очевидно, что причины в чём-то ещё.

Поклонники «Виты», среди которых были и журналисты, приняли слова Ёсиды в штыки. Некоторые из них заявляли, что Sony сама не сделала ничего, чтобы поправить бедственное положение своей консоли: вместо разработки эксклюзивных AAA-проектов компания превратила PS Vita в устройство для удалённой игры на PS4; слабо поддерживала инди-направление и почти игнорировала желание потребителей запускать на «Вите» классические игры c PS1, PS2 и PSP. Однако ситуация всё же немного сложнее. И провал PS Vita вызван даже не каким-то одним фактором, а их совокупностью.

Uncharted: Golden Abyss
Uncharted: Golden Abyss

Провал PS Vita на старте в Японии эксперты связывают с решением Capcom забрать Monster Hunter из рук Sony и передать Nintendo. В начале двухтысячных игры этой серии продались на PSP десятимиллионным тиражом, став для неё настоящим систем-селлером. Но, к сожалению для Sony, с 2011 года серия начала приносить прибыль другой компании и продавать другие консоли. Одна только Monster Hunter 3 разошлась на 3DS тиражом в 2,6 миллиона экземпляров — PS Vita такой буст на старте точно не помешал бы.

Если забыть про Monster Hunter, бросается в глаза и то, что у PS Vita вообще не было игр, которые могли бы её продавать — только набор не всегда удачных ответвлений от основных серий, выходивших на «больших» приставках: Call of Duty Black Ops: Declassified, Uncharted: Golden Abyss, Resistance: Burning Skies.

Little Deviants
Little Deviants

Из-за этого у консоли сформировалась дурная репутация площадки для низкобюджетных спин-оффов, избавиться от который «Вита» так и не смогла. Даже хорошо принятые критиками игры вроде Assassin's Creed III: Liberation или LittleBigPlanet PS Vita дело не поправили.

Другая серьёзная проблема — высокая цена. В России на старте консоль стоила почти 12 тысяч рублей за модель Wi-Fi Only и почти 14 — за 3G/Wi-Fi. В США — 249 и 299 долларов. В Европе 249 и 299 евро соответственно.

Масла в огонь подлило упрямство Sony — компания отказывалась снизить цену даже спустя год после релиза консоли. С этой же проблемой в своё время столкнулась и Nintendo, когда выпустила 3DS, однако она в итоге пошла навстречу фанатам и спустя примерно полгода после релиза скинула цену с 320 долларов до 192, что повысило продажи.

Assassin’s Creed III: Liberation
Assassin’s Creed III: Liberation

Но проблема не только в том, что цена была высокой, но и в том, что из-за политики Sony игрокам приходилось выкладывать за обладание «Витой» больше, чем было написано на ценнике. Например, у PS Vita не было встроенной памяти, так что для установки и сохранения игр нужно было докупать специальную карту памяти.

Карта привязывалась к аккаунту игрока и благодаря этому якобы ограничивала пиратство. Но многим пользователям казалось, что истинная её задача — заставить владельцев платить за одну приставку два раза. Ведь стоили карты памяти недёшево — примерно 100 долларов за версию на 32 гигабайта. Это треть стоимости консоли.

В Slim-версии, которая вышла в 2013 году, встроенная память уже была, но всего один гигабайт — явно недостаточно. Persona 4 Golden, например, требовала порядка трёх гигабайт свободного места, так что игрокам всё равно приходилось докупать карты памяти.

Ещё одна возможная причина: PS Vita досталось от Sony меньше внимания, чем она заслуживала. Сама приставка была хорошей, но вот отсутствие ААА-игр и взвешенных решений по продвижению сказались на её судьбе не лучшим образом. А всё потому, что она вышла в неудачное время — в момент между PS3 и PS4, когда все силы Sony были брошены на создание и продвижение своей новой большой консоли.

На сегодняшний момент в мире продано 15,9 миллионов PS Vita и 71,5 миллионов 3DS — победа в войне карманных консолей осталась не за Sony. Однако почти 16 миллионов людей, владеющих «Витой» — это тоже неплохая аудитория, которой надо во что-то играть. Поэтому какие-то игры для консоли по-прежнему выходят: JRPG и визуальные новеллы для азиатского рынка, различное инди для Запада. 15-го марта, например, в Японии станет доступна Attack on Titan 2, а 10 января жители США и Европы получили арканоид Energy Invasion.

Неплохо продавался на PS Vita Minecraft. А подписка на PS Plus позволяла игрокам бесплатно получать такие проекты, как Hotline Miami, Machinarum, Don’t Starve, Limbo, Terraria, Fez, Killzone: Mercenary и Little Deviants. Так будет продолжаться ещё примерно год. Что потом — неизвестно. Планов по развитию консоли у Sony, похоже, нет. Как нет и намерений создавать очередную портативную платформу. А раз для консоли не предвидится никаких «больших» игр, да ещё и старые раздавать перестанут, то и причин её покупать у новых пользователей тоже нет. Это уже можно назвать смертью платформы, пусть и несколько заранее.

Слово Vita в названии консоли означает «жизнь». Иронично, что жизнь у самого устройства, к сожалению, не сложилась.

203203
235 комментариев

Почему ей не удалось завоевать рынок? Отвечаю. Так как брал и «фатку» на старте и потом «слимку».
1) Конская цена на игры (от 3к за мобильную игру! WTF?!)
2) Только сониевские карты памяти подходили, цена на 32Гб пол консоли, а 64Гб как сама консоль.
3) Десятка хороших игр появилась только на закате консоли. На старте кроме портативного MK и LBP ничего не было.

48
Ответить

Помню, как "трогал" Виту на ИгроМире. Очередь в демо зону была неимоверная.. Где стояло несколько стендов с ними. И первое впечатление - ВОТ ЭТО ГРАФОН!!!
Был (и остаюсь) владельцем psp, vita (fat) с 3G и 16Гб картой. А в последствии и slim версии с 32Гб карточкой.
И вот что я вам скажу.
По сравнению с ПСП, цена действительно была конской. Почти в два раза дороже предшественницы!
Какая-то дичь с картами памяти. Во-первых, конская цена - по стоимости 32/64 можно было взять ПСП или пс2. Говорю как пользователь 16Гб карты - довольно часто не хватало. Во-вторых, непонятная политика со своим форматом. И ладно во времена ПСП. Тогда ещё всякие высокоскоростные и ёмкие микроСД. Только зарождались. И сони на ПСП производила свой формат карт памяти, кстати тоже на дешёвых. (У меня была на 8Гб). Что тоже сыграло свою печальную роль в судьбе Виты. Тем самым, ещё дальше отделив её от народа. Сделав (по крайней мере в нашей стране) предметом роскоши (в отличии от вполне народной ПСП). Помню (в тот момент времени, я как раз учился) на парах ПСП было у трёх-пяти человек из группы в 30 человек. То Вита была только у двоих... Из всего колледжа.
По поводу игр не совсем согласен. Было достаточно много крупных и достойных проектов. Стабильно выходила та же "ФИФА". Но, видео было что сама сони уделяет не то что недостаточное внимание. Но, не столько сколько могла бы. Реклама была, игры были, статус и имя (узнаваемость) были неплохими - я тогда работал в магазине игровой тематики, и у неё были лучшие полки. И игры на старте завозили постоянно. Мортал, сайлент Хилл, резистанс, анча, и пр. И находились люди которые брали и её и игры. Были даже постоянные покупатели)) Хоть и напомню, что все на нее стоило - Apple Edition. Но при этом, "жизнь" её не была отделена как со стороны сони так и игроделов вниманием и любовью. Не были задействованы все её выдающиеся возможности в большинстве игр и приложений. Один только тот факт (у кого была первая версия, тот вспомнит) что некий загадочный разъём. Так и не был ни разу задействован. И миллионы владельцев так и не узнали, зачем он там был нужен. Отмечу, что был достаточно широкий, как полноценный HDMI. Говорит о том, как быстро сама сони слила своё портативное детище семейства PlayStation.
И правда, время было не простым. Лютовал, и набирал хайп айфон. Появились Айпад. И достойные игры на ios, для белых и обеспеченных людей. Те же, ГТА (с самым крутым сан Андреас), Дед спец, и Биошок. Подтянулась и Тэлтэил со своими сериалами. А про остальные гейм лифты и пр. я вообще молчу. При этом, это ещё были и имиджевые устройств с большой сферой применения. А когда появились Айпад Мини, позиции мобилок - и интерес разработать и пользователей максимально переключилось на их сторону. Да и смена домашних консолей сыграла свою роль. Это все конечно не оправдывает того что сони сами прое... Свой некогда довольно успешный проект. Который некогда служил многим, тем самым порогом вхождения в удивительный мир плэйстэйшн. Как по времени (портативкак как никак) так и по стоимости (особенно когда взломали). И сони сделала свой выбор. Взамен работы и борьбы за рынок и своих лоялистов, просто её слить. Да, кто-то скажет что тогда финансовая ситуация в компании была не завидная. И были многомиллионные долги. Вследствие чего компания переключила свое внимание на большие консоли (контент, поддержка м продвижение) и на мобильный рынок и из комплектующих. Что в конечном итоге и вывели её из глубокой... долговой ямы. Это их решение. И сегодня мы живём с последствиями, этого решения. Я сам Наполеона дней назад получил письмо от сони, где сообщалось что они прикрывают поддержку в "плюсе" Виты и пс3. И это похоже что окончательная тоска в ее жизни. Т.к. результаты работы и продаж как 3дс так и свитч а, говорят об обратном. Портативный консольный гейминг ещё востребован! И издатели готовы работать с таким продуктом. Главное, чтобы держатель платформы сам был в этом заинтересован.
П.с.
Писал с андроида, текст вышел большим. Писал как на духу. И я почти уверен что в нем тьма ошибок и тупой автозамены - андроид. Просьба отнестись с пониманием. А модераторов, если будет внимание к моему тексту, желание и время. Внести грамматические исправления. Всем спасибо!

32
Ответить
Комментарий удалён модератором

Порты с пс2 - лучшее что случилось с витой.

5
Ответить

Они завоевали рынок игр, если бы выпустили все игры с ps 2 и ps 3. И продолжали выпускать игры пусть и с урезанной графикой с PS 4. И тогда консоль начала процветать и иметь популярность . Я купил vita в 2015 и жалею что мало игр. А если и есть отличные проекты то их можно по пальцам перещитать. Sony обладает правами на spider man и могли бы тоже выпускать проекты но к сожалению нет и вот результат.

1
Ответить

Добавьте сюда еще хорошую репутацию Нинтендо среди западных родителей текущего поколения. Компания зарекомендовала себя выпуском "kids-friendly" игр, плюс синдром утенка - довольно сильная комбинация. Какую портативную консоль возьмут своему ребенку? Ответ выходит однозначный: там, где те самые старые добрые проверенные игры, да еще и в красочной графике! На чем поиграть в метро/очереди раз в неделю 15 минут взрослому не-геймеру? Телефон уже есть, даже вопроса такого не возникает.

В итоге, на уменьшившемся рынке портативных консолей ( из-за значительного отъедания его части телефонами ) для Vita попросту не хватило места. Примерно так же, как его не хватило для домашних консолей Atari, когда Nintendo и Sega мерились мускулами ближе к концу 80-х. Из всей истории похорон консолей тут, пожалуй, только Dreamcast выделяется, который был зарыт скорее от неверных решений самой Sega: 32x, нептуны, сатурны, скандал с 3dfx и прочие MegaCD.

1
Ответить

Даже перспективные гаджеты иногда терпят неудачи.

Терпят неудачи не гаджеты, а компании, которые через эти гаджеты несут дичь. А девайсы просто становятся никому ненужными.

А "Виту" жаль. С нетерпением жду следующую портативку SONY. Уверен что после успеха Switch вместе с PS5 могут показать и портативку.

21
Ответить