Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

Восемь лет ожидания того не стоили.

13 июня в раннем доступе Steam состоялся релиз Torchlight 3. Интересно тут то, что изначально игра называлась Torchlight: Frontiers и должна была быть free-to-play спин-оффом от сторонней команды, так как изначальный разработчик серии, студия Runic Games, закрылся.

Frontiers задумывалась и позиционировалась скорее как сессионка с бесплатной моделью распространения, нежели классическая ARPG: одиночные миссии-забеги в мультиплеере с друзьями, толком не связанные какой-то общей историей, строительство своего форта вместо постепенной прогрессии по сюжету. Никакого деления на акты и большого мира — только хаб и задания. Создаёте героя, берёте друга, выбираете какое-нибудь поручение и отправляетесь за лутом и опытом в специально отведённую локацию.

Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

Так что за новую игру в серии было боязно — Torchlight, по сути, был мёртв целых восемь лет, и бесплатная мультиплеерная игра вместо полноценной третьей части весьма достойной ARPG особого оптимизма не внушала. Но ближе к релизу случилось внезапное: разработчики отказались от бесплатной модели распространения и объявили, что никакого спин-оффа не будет — игру переделывают в полноценный Torchlight 3.

В итоге название-то изменилось, а вот о самой игре такого не скажешь. Я запускал её с целью узнать, стоит ли она внимания сейчас, в раннем доступе, или лучше подождать релиза. Однако вопрос оказался в другом — а стоит ли вообще тратить на неё время?

Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

Сейчас у Torchlight 3 смешанные отзывы в Steam, но немногим ранее они были отрицательными. Изначально игроки уничтожили её оценку в Steam из-за ужасной технической части. Серверы игры на запуске упали и были недоступны первые двое суток — а одиночного режима у Torchlight 3 в текущем виде нет. В этом, конечно, есть нотка ностальгии по знаменитой ошибке 37 из Diablo 3, но, тем не менее, инцидент неприятный.

Позже ситуацию исправили, но оценка осталась низкой. Из обзоров частично пропали жалобы на постоянные дисконекты, однако на их место пришли новые — посвящённые уже самой игре.

Подобные сообщения были единственным контентом Torchlight 3 в течение двух дней
Подобные сообщения были единственным контентом Torchlight 3 в течение двух дней

Что с сюжетом

Torchlight 3, несмотря на смену названия и курса разработки, так и осталась той самой Frontiers — игрой, сделанной будто по лекалам f2p, к тому же с очень спорным уровнем качества и направленностью на фарм экипировки. Только теперь это платная «премиум-игра» — благо, без внутриигрового доната.

В плане сюжета серия Torchlight никогда звёзд с неба не хватала — завязку каждой из двух предыдущих частей можно описать чуть ли не одним предложением. Первая Torchlight — трио героев спасают городок Сумеречный (Torchlight) от монстров из шахт. Torchlight 2 — четверо героев пытаются остановить обезумевшего Алхимика из первой части.

Однако у третьей игры история оказалась ещё беднее. Теперь завязка такая: где-то что-то происходит, в этом замешаны нетеримы. Разбирайтесь. Никакого лора мира Этерии, никаких интересных эпизодов или персонажей — только три злодея, чьи характеры вроде как раскрываются через аудиологи. «Вроде как» потому, что в текущей версии игры они почему-то то ли не написаны и не озвучены, то ли просто не работают.

Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

Бедность сюжета не только в отсутствии какой-то драмы или персонажей — она в самом построении миссий. Любое задание — это пробежка по коридору до босса без какого-либо интересного контекста или интересного условия вроде залов джина из Torchlight 2, где нужно было следовать за светом и избегать ловушек. Обоснование любого рейда — мотивация в духе «нам не хватает людей, пойди достань из пещеры провизию» от какого-нибудь капитана.

Но повествование и история — это вещи, которые мало кого волнуют в ARPG. В этом жанре куда важнее геймплей, глубина прокачки и разнообразие контента. И, к сожалению, по всем трём пунктам Torchlight 3 проигрывает. Причём не просто предыдущим частям, но даже и первой Diablo двадцатилетней давности.

Что с геймплеем

Геймплейно игра стала проще, если не сказать «примитивнее» — многие функции и особенности просто вырезаны. Исчез сменный комплект оружия на клавишу W. Одноручное оружие нельзя носить в каждой руке — вторая рука нужна для щита или аксессуара. Кольца и амулеты исчезли. Инкрустации волшебных камней и талисманов в экипировку тоже нет — её заменило зачарование пылью на манер World of Warcraft. Многообразие пассивных навыков исчезло. Панель быстрого доступа сократилась до четырёх слотов навыков. Рыбалки, различных зелий и еды для питомцев тоже нет.

Ростер персонажей изменился. Классов снова четыре:

  • Снайпер — классический рейнджер, специализируется на луках и призыве различных духов и помощников.
  • Закатный маг — классический волшебник.
  • Механоид — самый необычный класс, чьи навыки направлены на нанесение урона. Быстрые удары, пулемёт, и интересная механика жара: автоматон перегревается после частого использования ряда способностей, из-за чего те начинают работать хуже.
  • Рельсмастер — классический инженер серии. Из старого — механика зарядов из Torchlight 2. Из нового — личный мини-паровоз, который ездит следом за героем и атакует врагов из орудий, закреплённых на вагонах.
Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

У всех классов всего две ветки прокачки, и они крайне бедны на навыки. В сумме у героев чуть меньше 20 способностей. И, кроме этого, многие из них попросту бесполезны.

Из своей любви к стимпанку и фэнтези-инженерии я вкладывался в паровоз Рельсмастера. В итоге после обстоятельной прокачки он не мог прикончить даже чахлого гоблина, которого я убивал за два-три клика мышкой.

Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

А некоторые навыки крепко привязаны к урону оружия. Напрямую, без процентов. То есть, если вы не надели на механоида какой-либо пулемёт (уникальный слот для класса), то все дальнобойные навыки не будут наносить урона вообще.

Вроде бы логично, однако это геймдизайнерское решение очень плохо вяжется с механикой «витальных» вещей. Витальная экипировка мощнее обычных аналогов, но она исчезает при смерти персонажа — даже если тот её не надел и держит в сумке.
Снять свойство витальности можно лишь свитками, которые очень редко выпадают с боссов — вы куда быстрее найдёте замену, нежели расколдуете актуальный предмет. А не использовать витальные вещи, чтобы не остаться голым после первой смерти, не получается — падает такая экипировка слишком часто и уж слишком она хороша по характеристикам.

При прохождении я столкнулся с ситуацией, когда из-за бага монстр вогнал меня в стену и забил до смерти, так как я не мог ни атаковать, ни ходить. Половина вещей были витальными, из-за чего я просел по характеристикам (они упали вслед за исчезновением доспехов) и потерял свой ключевой навык пулемёта — ведь он тоже исчез. Пришлось возвращаться на старые локации и выбивать новые вещи, чтобы хотя бы вернуть возможность стрелять.

Комплекты экипировки для механоида очень забавные
Комплекты экипировки для механоида очень забавные

И потерять витальные вещи можно не только из-за технической части, которая вполне исправима. Проблема также в экономике игры. Бутылки здоровья, как и во всех ARPG, тут улетают пачками. Но при этом в Torchlight 3 они стоят, как треть рюкзака экипировки.

Приходится время от времени ходить и заново фармить золото на лекарства, которые всё равно закончатся на середине боя с очередным боссом. По итогу — порочный круг: у вас кончаются зелья, кончается здоровье, исчезает витальная экипировка. После смерти вы стали значительно слабее, из-за чего придётся возвращаться на старые локации, чтобы вновь вернуть былую силу и попытаться не умереть во второй раз.

И ладно, если бы это было хотя бы весело, но разнообразия в текущей версии Torchlight 3 тоже нет. Пробился через врагов, завалил большого монстра, вернулся на базу и отчитался NPC о проделанной работе. Повторить в следующей локации.

Ни особых заданий, ни интересных новых мест, ни уникальных с геймплейной точки зрения противников — Torchlight 3 проходит в каких-то одинаковых заброшенных лесах и пещерах и кидает на вас врагов, которые едва ли отличаются чем-то кроме модельки.

Автоматон без шестерёнок: первые впечатления от Torchlight 3

Что в Torchlight 3 нового

Нововведений немного, но они есть. Увы, тоже довольно спорные. Появились реликвии, которые можно создавать за особую валюту и применять как навыки. Они гораздо полезнее обычных способностей героев. Одна позволяет бить молниями по врагам, другая — вызывает пламенные клинки. У всех персонажей один набор реликвий, однако стартовые ресурсы на их создание выдают только самому первому вашему герою — ресурс привязан к форту, а он общий на весь аккаунт.

К слову о форте. Он — ключевая фишка бывшей Frontiers и нынешней Torchlight 3. Ваше личное логово, где вы складируете трофеи и занимаетесь крафтом. Потенциально неплохая идея в итоге оказалась попросту не нужна: построение замка из готовых ассетов с драконовскими ограничениями (всего на замок 400 очков декора, а какая-нибудь лавка или стул стоят восемь) это смешно и в целом вряд ли кому-то интересно.

За всё проведённое в игре время я не увидел ни одного форта, который выглядел бы как-то иначе, чем нагромождение верстаков для крафта. Ведь украшение своей крепости требует времени и средств, которые игроки предпочитают вкладывать в прокачку героя, а не бесполезный декор.

Да и сами форты в целом бессмысленные — просто лишнее окно загрузки для перехода в локацию для крафтинга. Причём, чтобы хоть как-то оправдать украшения, все форты игроков вставлены между локациями. То есть, перед входом в любую зону вы проходите через «случайно попавшийся на пути» замок случайного пользователя, что тратит ваше время.

Для построек в форте на карте нужно собирать различные ресурсы — дерево, камень, металлы
Для построек в форте на карте нужно собирать различные ресурсы — дерево, камень, металлы

В остальном же, нового мало. Появился поиск питомцев: на старте вам дают выбор всего из трёх животных (собака, сова и альпака), которых потом можно поменять на найденных в подземельях драконов, орлов и прочих существ — никто не мешает вам завести в личном форте целый зверинец.

Главный город превратился в хаб на манер MMO-игр, где кучкуются игроки. С ними можно поговорить в общем чате и объединиться в команду. Вне фортов и этой локации игроки вам не встречаются: в открытых зонах и подземельях вы (или ваша группа) одни.

В игре есть целый класс пистолетов, которыми никто не пользуется: под одноручный огнестрел в игре нет персонажа. Единственный персонаж-стрелок сфокусирован исключительно на луках, а другим классам пистолеты не сильно и нужны
В игре есть целый класс пистолетов, которыми никто не пользуется: под одноручный огнестрел в игре нет персонажа. Единственный персонаж-стрелок сфокусирован исключительно на луках, а другим классам пистолеты не сильно и нужны

Новую часть Torchlight 3 фанаты ждали восемь лет. И текущая игра совершенно не оправдывает надежд. Дело не в технической части — её можно починить. И не в контенте — его можно добавить. Дело в том, что это всё ещё Frontiers — упрощённая мультиплеерная игра по мотивам.

Достаточно было просто доработать концепт Torchlight 2: реализовать регулярную поддержку контентом, обогатить его мультиплеерными элементами, но оставить общие правила теми же. Там уже всё работало так, как нужно фанатам жанра. Но авторы Torchlight 3 пошли другим путём, упрощая и заменяя ключевые особенности серии на ненужные нововведения. В итоге третья часть одного из ближайших конкурентов серии Diablo с трудом может тягаться даже с куцей Minecraft: Dungeons.

Возможно, к релизу всё исправят, и у разработчиков получится хорошая игра. Но у меня стойкое ощущение, что максимум может получится та самая Frontiers — на полноценную Torchlight 3 можно даже не рассчитывать.

140140
175 комментариев

Комментарий недоступен

46
Ответить

Не зарекайся) Не факт что это ваше Д4 не будет чем-то таким же) Близзы в последнее время вообще не радуют

40
Ответить

ну учитывая что в своё время torchlight 2 таки убил обсосную diablo 3 и перетянул на себя аудиторию, то за судьбу 4 части все еще стоит беспокоиться. Особенно с нынешним подходом Blizzard к своей интеллектуальной собственности. 

8
Ответить

PoE тоже не стоит списывать со счетов. А у них PoE 2 относительно скоро

9
Ответить

После Д3 на 4-ю часть не смотрю совершенно. Спасибо, но убогая однокнопочная гриндилка без какого-либо развития персонажа (а именно такой и будет 4-я часть, можешь скринить) нужна сегодня разве что отбитым фанбоям Близзов. От третьей части она будет отличаться только если визуально. Для нормальных любителей дьяблоидов есть те же PoE, Grim Dawn и первые два Торча.

11
Ответить

" всех этих убийц Диабло"
вот между прочим титан квест и грим дон вышли вполне годными в свое время. как альтернатива диабле

6
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить