«Crossout» - приквел не сумевший заменить «Ex Machina»?

Оглавление

Вот они, слева направо ❤❤❤
Вот они, слева направо ❤❤❤

Вступление

Я люблю игры «Targem Games», а конкретно «Ex Machinа» с её замечательным аддоном «Меридиан 113» и в придаток выплюнутой «Arcade», но что главное я частенько навещаю «Crossout». И я бы хотел ответить на один простой вопрос. Что делает эти продукты, эти игры, такими особенными по отношению к друг другу? Но главное, мне бы хотелось дать ответ на вопрос – что игрокам дает «Ex Machina», чего не хватает «Crossout»?

И, возможно, этот лонг выйдет слишком предвзятым и сладким, но я не могу не рассказать про те дождливые, серые вечера, когда уроки уже были сделаны, собака была выгуляна и вымыта от грязи, и ничего не оставалось как запустить свой старый пень со сборкой от «Zver» и погрузиться в постапокалиптичный мир, созданный соотечественниками.

Я собираюсь перепройти все части до единой, чтобы наложить свой «Взрослый опыт» «современного» геймера, такого, который живет с мамой в «своей берлоге» , но в основании так или иначе будет скрываться тот самый школьник удивляющийся и изучающий каждый пиксель в горячо любимой игре. Прошу с пониманием отнестись к этому. Поехали!

Феномен «Ex Machina» или «Hard Truck Apocalypse»

Обложка СD
Обложка СD

История разработки

Компания разработчик «Targem Games», основанная в 2001ом году аспирантом «УрФУ» Станиславом Скорбом, разослала демоверсию еще тогда не бывшего «Магией войны» проекта, в несколько издательств России. Удивив одного из крупнейших издателей компьютерных игр — компанию «Бука», они вскоре заключили контракт на разработку будущей популярной RTS.

Успешно выпустив своё первое творение, команда принялась планировать в каком русле пойдет следующий проект.

Как говорит Станислав:

Что делать дальше решали долго, чуть ли не переругались все. Я лично хотел делать шутер от третьего лица, он поближе к боевым магам был, ведь там, например, был режим стрельбы от первого лица файерболами. Но победила «Ex Machina». «Бука» сама что-то такое планировала, а один программист сделал прототип ездящей по ландшафту машинки, и все загорелись.

Станислав Скорб

После производственного ада свойственного разработке подобных проектов игра вышла в декабре 2005 года и обозревалась в таких журналах как:

  • «Навигатор Игрового Мира» - Оценка журнала: 8.0

  • «Страна игр» Февраль 2006 - Оценка журнала: 7.0

  • «ЛКИ» Март 2006 - Оценка журнала: 8.5

  • «Игромания» Март 2006 - Оценка журнала: 7.0

А в моем любимом с детства журнале - PC игры игра удостаивалась внимания аж два раза. Один раз в качестве ревью, а другой раз повторно в рубрике «Обрати внимание».

  • «PC игры» Февраль 2006 - Оценка журнала: 6.5

  • «PC игры» Июнь 2006 - Оценка журнала: нет.

Кстати, название у журнала не очень приличное для среднестатистической бабушки в газетном киоске, и я реально не мог покупать его в одном из киосков из-за этого.

<p>Именно этот журнал тогда попал мне в руки и именно статья про «Ex Machina» была зачитана мною до дыр, даже перечитывая её спустя 16 лет, я все еще помню забавные подписи, которые оставляла редакция журнала к скриншотам игры.</p>

Именно этот журнал тогда попал мне в руки и именно статья про «Ex Machina» была зачитана мною до дыр, даже перечитывая её спустя 16 лет, я все еще помню забавные подписи, которые оставляла редакция журнала к скриншотам игры.

Однако одним из первых, в стадии бета-теста о ней написал «Game.EXE» заострив внимание на персонажах игры, постоянно носящих маски:

Маскам создатели игры отводят роль главного движителя сюжетной интриги, и персонажи носят их постоянно, прямо как Песчаные люди.

Журнал «GAME.EXE» - Сентябрь 2005
Благодаря системе генерации масок персонажей второстепенные NPC могут быть совсем разными
Благодаря системе генерации масок персонажей второстепенные NPC могут быть совсем разными

Что на практике, как уже спрашивали на «DTF», оказалось ухищрением со стороны разработчиков, переросшим в сюжетный ход и еще одну фишку игры с генерацией лиц персонажей.

Сюжет

Основное действие «Ex Machina» происходит в Европе, если можно её так назвать. Спустя 220 лет после катастрофы ландшафт едва похож на очертания старого континента.

Глядя на названия сразу становиться понятно, что за страна была в каждой локации 200 лет назад
Глядя на названия сразу становиться понятно, что за страна была в каждой локации 200 лет назад

Одним ранним утром батя отправляет нас на грузовике чем-то похожим на «ГАЗ-51», в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь, продавать мешок картошки в местное селение. Позже в селении главный герой игры встречает тёмную личность по имени Лиса.

Едем в соседнее село на дискотеку
Едем в соседнее село на дискотеку

Именно в этот момент разработчики решили значительно разветвить сюжетную линию и представить целых два пути дальнейшего развития наших похождений. Кто-то скажет, что это слишком прямолинейно и лениво сделано, я скажу, что это добавляет реиграбельности. И потом как часто вы думали, что приняв какое-то решение вы совершенно точно определили свою судьбу в данный момент?

Вы только посмотрите как меняется сюжет стоит только выбрать один из вариантов
Вы только посмотрите как меняется сюжет стоит только выбрать один из вариантов

Вот так просто начинаются похождения нашего главного героя. Направо пойдешь – один путь получишь, на лево пойдешь – другой путь тоже не разочарует.

В любом случае, вы не сможете спасти своего батяню, который как окажется лишь исполнял эту роль по просьбе своего друга, Айвенго – великого путешественника и чуть ли не спасителя человечества, который как Аватар Аанг исчез в самое неподходящее время , а ну и по совместительству он является нашим настоящим отцом.

Дальнейшие злоключения поведут вас и главного героя по 8-ми локациям различного типа и антуража, каждая со своими особенностями, локальными конфликтами и музыкальным сопровождением, о котором мы поговорим позднее.

В одной локации вы будете исследовать заброшенные руины прошлой цивилизации, в другой бороздить просторы пустыни в поисках заправки.

Караван идёт
Караван идёт

Вы даже окажетесь в центре гражданской войны между двумя совершенно разными сторонами каждая из которых имеет своё тёмное прошлое, и , чтобы продвинуться дальше, придётся помогать одной из них. Кстати, в процессе продвижения по рангам, можно стать двойным агентом и переметнуться в стан бывшего врага.

Впрочем, это основная сюжетная линия, «А что там с побочными заданиями?».

Отвечу – тут у нас есть стандартный набор квестов типа «Принеси, отвези, убей» - которые генерируются от случая к случаю в местных барах поселений.

26 тысячи чтобы проехать пару километров? Согласен!
26 тысячи чтобы проехать пару километров? Согласен!

Но, помимо этого, есть и интересные квесты, в которых нам поручат найти жене Аллушке её мужа Филимона, выиграть в гонке на маленьких, юрких машинках бандитов, докучавших в первых локациях игры, а также попросят провести расследование мистических знаков на полях, спасти жителей деревни не нуждающихся в спасении и на закуску помочь Конни и Блайду.

Механики

Главный элемент вашего внимания – автомобиль не только средство передвижения, но и средство защиты, а также заработка. Всегда приятно увеличить грузоподъёмность своего стального скакуна, чтобы более эффективно развозить посылки или же навесить на него пушку помощнее, для оперативной расправы с врагами, которые тоже в ответ будут крепчать.

Не удержался и сделал мем
Не удержался и сделал мем

Каждый вариант кабины и кузова, которые вы можете менять в мастерских различных городов, представлен в виде нескольких характеристик – брони, массы. И если дело касается кабины – скорости, мощности и управляемости, а если кузова - большую роль играет его объём. Также каждая часть имеет свой резист к определённому типу урона, о котором мы поговорим далее.

Помимо этого, все эти части автомобиля подвергаются воздействию системы модификаторов, в результате чего кабина может иметь как отличительные от других свойства, так и быть откровенным мусором, которому давно пора гнить на свалке.

Циферки циферки
Циферки циферки

Подобная система модификаторов улучшает имеющиеся в корпусе характеристики на процент, который зависит от её исключительности и уникальности, что заставляет тебя охотится за редкими видами кабин и кузовов - ведь они есть далеко не в каждом городе.

Хорошо, ну доехал ты до города, ну купил новый кузов, а как защищать груз, который ты собираешься перевозить?

Для этого на рынке каждого города, в разделе обмундирования, есть всё, что ты ищешь:

  • пулемёты
  • дробовики
  • пушки
  • лазерные установки
  • плазменные пушки
  • миномёты
  • ракетные установки
  • миноукладчики

Уф, кажется, все перечислил.

Концепт арт вооружения в игре
Концепт арт вооружения в игре

Всё это многообразие оружий имеет различные характеристики от темпа стрельбы, дальности поражения и прочего, но главное – оно имеет свой вид или тип урона коих во всей игре три:

  • Пули
  • Взрыв
  • Энергия

И именно от этих видов вам предстоит защищать свой драгоценный груз (в основном картошку), поэтому при покупке новой кабины рекомендую всё же обратить внимание на её сопротивление к различным видам урона.

Понравилось? А это я ещё не рассказал про улучшения (устройства), которые можно поставить на кабину вашего жеребца, чтобы всё это либо ехало быстрее, либо стреляло быстрее, либо вовсе отказывалось получать урон от выстрелов жалких мародёров.

I am speed
I am speed

Хорошо, но прежде, чем начать ваш торговый путь к золотым вершинам, нужно хорошенько ознакомиться с местностью в которой вы собираетесь перевозить товар.

Вот тут пригодится ваша интуиция – с самого начала города не отмечены на карте и приходиться с осторожностью прикидывать, есть ли вон за тем холмом поселение, или же стоит проехаться вдоль железнодорожных путей. Можно ещё взять задание на перевозку посылки у бармена, который подскажет, где находиться город-адресат. «Похоже, что там что-то есть, ведь туда ведёт дорога». - будете размышлять вы.

Зато после такого путешествия, когда вы довели свою измотанную фуру до поселения, нет ничего лучше чем открыть рынок и с радостью высыпать весь свой лут на продажу, а затем можно, открыв карту поселений, почёсывать свои ручки от образовавшейся возможности купить никому не нужный в этом городе металлолом, и продать его втридорога в селении неподалёку.

Затарился бревнами по дешевке, готов мутить бизнес
Затарился бревнами по дешевке, готов мутить бизнес

Помимо всего этого, всего можно банально охотится за бандитами, надеясь выбить себе хорошую пушку или же ресурс, который по старой схеме продается тому, кто больше заплатит. А также лазать по локации в поисках поистине редких экземпляров оружия, оставленных в качестве награды за любопытство разработчиками.

Пока вы будете колесить по локациям вы можете встретить различные фракции со своим поведением. Бандиты - грабят, фермеры – торгуют, искатели приключений и просветители ездят по миру в поисках артефактов былых цивилизаций, расшифровав которые они возможно ответят на вопрос, что случилось с человечеством 200 лет назад. В зависимости от своего мировоззрения они будут относиться к игроку соответствующим образом, и эти отношения можно легко испортить или восстановить в ближайшем нейтральном городе за внушительную плату.

Звук

С самых первых минут геймплея вас встречают титаны озвучки видеоигровой индустрии, а именно:

  • Дмитрий Филимонов хорошо знаком игрокам так как им в русской озвучке им говорят персонажи вселенной «Warcraft», Барни в «Half-Life 2» и Разпутин в Psychonauts, а в этой части «Ex Machina» он озвучивает главного героя.
  • Андрей Ярославцев – главный голос капитана Джона Прайса из «CoD» и Золтана из «Ведьмака», а в этой игре является голосом Бена Дросселя

Все эти голоса греют твои ушки как никогда, хотя еще в 2006 считалось, что разработчики «сэкономили» на озвучке, пригласив завсегдатаев.

Что же касается музыкальной составляющей то окунаться в мир «Ex Machina» вам предстоит под замечательный саундтрек, написанный, взятым после первого проекта «Targem Games» - «Магия Войны», композитором проекта - Антоном Поповым.

Композиции получились живые, насыщенные антуражем, и что главное – дорожные. Каждая локация представляет собой три композиции, аккуратно меняющиеся в зависимости от состояния боя. То есть при тихой прогулке между поселениями будет играть спокойный и незатейливый мотив, при встревоженности врагов мотив сменится на беспокойный, а во время боя – напряженный.

Основная тема, играющая в главном меню, мелодия в локации Хель, мелодия в баре коммерческого города, мелодия country – все эти треки настолько хорошо въелись в мой мозг, что я даже выучил несколько мелодий на отцовской гитаре и частенько переслушиваю все композиции.

Если вы не планируете знакомиться с игрой в ближайшее время настоятельно рекомендую хотя бы прослушать их.

Моды

Всё-таки разработка сроком в год накладывает большие ограничения, об этом свидетельствуют два патча, которые выходили после того как игра ушла на золото. Ошибки подобного торопливого метода разработки по классике приходиться исправлять фанатам игры.

Ситуация с текущим релизом игры доступном в Steam
Ситуация с текущим релизом игры доступном в Steam

Последний раз перед написанием статьи я перепроходил Махину в 2015, и тогда мод сцена была представлена парой первооткрывателей, которые пытались улучшить оригинал добавив текстуры, оружие, машины, а также исправив баги и всячески улучшая игровой процесс. Поскольку я играл именно с этими модами, хочу отдельно упомянуть следующие:

  • Kraycity – наверняка один из первых модов на игру, который добавляет пять новых деревень на карту Край, каждая со своими торговыми особенностями

  • Sexton.Weapon.Pack. – первый мод на моей памяти, в котором его автор добавил в игру новое оружие
  • Booster Mod 1.0 – глобальная модификация любимой нами махины от Венгерского разработчика. В ней игроку разрешалось ездить на всех машинах из игры, были изменены особо грязные текстуры, устранены баги, была добавлена возможность вербовки охраны, которая бы ездила с вами по локациям, были добавлены новые товары и еще куча всего!

  • Серия модификаций kto MOD под различными версиями – я играл в версию 3.0, однако позже в этих модификации постепенно добавлялись дополнительные сменные двигатели, КПП и бензобаки для всех машин в игре для которых можно организовать свой гараж, а также было добавлено несколько видов нового оружия и дополнительных квестов

И многие другие моды, затрагивающие как текстуры, так и отдельные механики игры, квесты, локации и прочее.

Cтолпы Творения Модификаций
Cтолпы Творения Модификаций

Однако сейчас, после моего прохождения в 2015 году, ситуация гораздо лучше – игра нашла преданных мододелов, и они одарили сообщество игроков такими замечательными модами как:

  • Community remaster / patch – два ответвления модификации с одной целью – сделать прохождение игры максимально комфортным. Устанавливать Community Patch нужно, если вы хотите сделать свой опыт прохождения игры самым близким к оригиналу. Лучше всего подходит для экранов 4:3. В то же время Community Remaster – является расширением изначального проекта и предназначен для игры на широкоформатных экранах. От себя добавлю, что эта модификация ОБЯЗАТЕЛЬНА К УСТАНОВКЕ поверх оригинальной игры. Вы просто не представляете какой титанический труд проделали разработчики, чтобы исправить все недочёты оригинала.

  • Improved Storyline – мод переосмысливающий сюжет оригинальной игры, в нём исправляются неточности или ошибки в диалогах, а так же переделываются и дополняются концовки. На момент написания этого материала - несовместим с community remaster, но работы по устранению этого недостатка ведутся в полную силу.

Однако я был удивлён, что мод сцена, помимо всего прочего, может красочно преобразиться и будет включать в себя не только улучшающие геймплей моды, а еще и…. еще и.. ну, в общем, просто хочу упомянуть две наиболее интересные:

  • Possessed –первая из модификаций превращающая игру в этакий психоделичный хорор/артхаус, ловко приплетённый под основной сюжет игры. В этом моде нужно постоянно следить за состоянием автомобиля, собирать предметы и выполнять задания, и всё это под постоянную паранормальщину происходящую как с игроком, так и с окружающим миром. Рекомендуется к поглощению только утончённым индивидуумам, по случаю располагающим сильными чувствами к оригинальной игре.

Массивные зарубы в ЖАГе
  • Жёсткий Апокалипсис Грузовик или ЖАГ в просторечье – изначально "потраченный перевод", который впоследствии перерос в полноценный треш-мод повествующий о похождениях молодого наркомана. Честно признаюсь, не решился установить подобный шедевр, но посмотрев приблизительное описание и ролики, презентующие мод, можно понять, почему он заслужил такой титул.

Спидраны

Игра не заслужила внимания сообщества спидранеров. Что означает, возможно именно ты, читатель, можешь увековечить себя, поставив его. Последний забег по игре был официально верифицирован 2 года назад, и сегодня мировой рекорд составляет 3 часа 20 минут и 39 секунд. Поставил его игрок под ником FilthyWeeb.

Личное мнение

Свободный мир в «Ex Machina» получился достаточно живым, подробным и разнообразным. Городов и населённых пунктов очень много, как и заданий. При этом игра ведёт подробный учёт практически всех наших действий: сколько убили и кого, сколько сделали выстрелов, какова наша точность, сколько заработали денег и т.д. Интерес поддерживает нахождение книг, раскрывающих некоторые подробности игровой вселенной, есть здесь и весьма информативная энциклопедия, в том числе по типам машин. Журнал и отражаемые в нём истории не назовёшь скупыми.

Я хочу считать, что проект не зря получил такую славу. Он ни в коем случае не идеален, ни технически, ни сюжетно. Местами игра заставляет тебя ездить по уже посещённым локациям ради какого-то Макгаффина, который мы мог достать ещё в начале своего пути, местами приходится терпеть невидимые стены, поставленные разработчиками, а порой сильно разбогатев ты уже перестаёшь ощущать опасность мира игры, разбойники становятся жалкими мухами пытающимися составить тебе конкуренцию хоть каким-то образом. Да, у игры есть проблемы с балансом как финансовой составляющей, так и противников и их поведением, но то первоначальное чувство, когда ты впервые садишься за батин грузовик и, ещё зелёный, едешь продавать картофель, не отпускает почти весь игровой сюжет и ни с чем не сравнимо.

«Ex Machina Меридиан 113» или «Hard Truck Apocalypse Rise of Clans». Догоняя успех.

Обложка CD
Обложка CD

История разработки

И вот ровно через год, 18 декабря 2006-го вышла, как рекламировалось, новая часть «Ex Machina», на деле - аддон к оригинальной части. (Как будто юный я знал, что вообще такое – Аддон)

Российские игроведы оценили эту игру следующим образом:

  • «Страна игр» Февраль 2007 Оценка журнала: 7.0
  • «ЛКИ Декабрь» 2006 Оценка журнала: 7.7
  • «Игромания» Январь 2007 Оценка журнала: 5.5

О том, что эта игра вышла на прилавки, я узнал лишь спустя 3 месяца, когда купил февральский, свежеотпечатанный и хрустящий журнал «PC игры». Журнал назвал игру отличным дополнением к оригинальной части и выставил 7.0 из 10. Поверьте, когда я увидел в списке обозреваемых игр знакомый тайтл, мои ладошки запотели, сердцебиение участилось, и я уже планировал дорогу от школы в ближайший магазин «Настроение», чтобы донимать продавцов по поводу выхода любимой игры и её наличия в продаже.

«Откуда такие сроки?» —спросите вы - отвечу, что, возможно, разработку оригинальной игры торопились завершить, и после внезапного успеха первой части в закромах осталось куча нереализованных идей. Хотя если верить Алексею Честных – геймдизайнеру, автору сценария и главному дизайнеру первой части, то разработкой Аддона занималась другая команда, в которой лишь несколько художников имели отношение к оригинальной части.

Так или иначе, свет увидел этот Аддон.

Сюжет

Действие происходит в Америке. Пока главный герой оригинальной части выясняет как можно спасти мир от нависшей угрозы — мы играем за бродягу, который поставил своей целью добраться до города Эдмонтона. Этакого города-мечты или рая с открытки, найденной им.

Вальхалла по меркам Бродяги
Вальхалла по меркам Бродяги

В процессе поиска этого города бродяга забредает в библиотеку, которая, как выясняется позднее, является собственностью здешнего правителя-тирана, называющего себя Сэмом.

Недовольный самодеятельностью главного героя, Сэм сначала хочет его пристрелить, но вскоре после гладиаторских боёв меняет своё решение и предлагает вступить в его команду. У Бродяги не остаётся другого выбора, как присоединиться к войскам Сэма в надежде перехитрить его и все же попасть в «Ле Канаду» - земли, в которых расположен Эдмонтон.

Эта маска красуется на всех бокс артах к игре
Эта маска красуется на всех бокс артах к игре

Приняв предложение Сэма, вы сперва будете колесить вокруг его земель, главным форпостом которых является город Большая голова, расположенный на останках статуи Свободы. Позднее судьба всё же подарит вам шанс попасть в земли Ле Канады, где будет проходить следующая часть вашего путешествия.

Всего в результате ваших похождений вам придётся посетить 5 локаций, исключая последнюю – Свободные земли.

Карта мира
Карта мира

Эта локация открывается только когда вы найдёте все 10 артефактов прошлого, и по своей сути является приквелом, в котором бродяга оказывается вмешан в конфликт между двумя бандами «Псы» и «Коты». По окончании этого приключения герой отправляется на новую работёнку, связанную с торговым караваном, перевозящим ценный груз. Видимо, именно после грабежа каравана Бродяга наткнётся на плакат с городом-мечтой и начнётся главный акт игры, с которым вы уже ознакомились.

Механики

Аддон «Меридиан 113» все еще является игрой «про машинки» , и поэтому оригинальный автопарк никуда не делся. Однако вступительная часть, знакомящая нас с главным героем, сразу дает понять, что здесь все же будет немного по-другому, когда нам в руки дают управлять маленьким и юрким скаутом.

Скаут крОдётся
Скаут крОдётся

Как вы поняли, в игру действительно добавили дополнительные машины из первой части, однако не все. По сравнению с оригиналом автопарк пополнился всего 2 машинами с кабинами и кузовами к ним. Согласен - мало, но это хоть немного разбавляет езду на приевшемся Вэне из первой части.

Йяяяхууу!
Йяяяхууу!

Да и исследовать руины цивилизаций на юрком скауте гораздо интереснее, чем ехать из точки А в точку Б по бесконечно-прямой дороге. В оригинальной игре эту механику представляли игроку слишком поздно, ввиду чего она казалась не разбавлением скучного геймплея, а скорее надоедливым отрезком в прохождении, растягивающим время до кульминации.

Из нового оружия нам дадут пострелять лишь с огнемёта, остальное снаряжение напрямую перекочевало из оригинала.

Smells like....victory!
Smells like....victory!

Также новинкой этого дополнения стала улучшенная система репутаций, которая в зависимости от полученных вами знаний даёт харизму. Окрас вашего авто тоже влияет на харизму и всё это в сумме приносит определённые плюшки в поселениях и даже разблокирует альтернативную концовку, правда она едва отличается от оригинальной.

Впрочем, это всё, что игра может вам предложить. В основном это будет тот же соус из торговли, охоты за бандитами, не такой громоздкой сюжетной составляющей, отличными побочными заданиями с интересной развязкой, гонками и заданиями принеси-подай.

Звук

Что касается озвучки в этой инсталляции постапокалиптических приключений, то:

  • В качестве главного героя мы услышим голос Дмитрия Полонского – актера дубляжа озвучивавшего Солнечного Скитальца Кель’таса в «Warcraft III: The Frozen Throne», а также давшего голос Подрывнику в «Team Fortress 2».
  • А вот Никита Прозоровский озвучил Сэма, но вы можете помнить это по таким ролям как - G-Man в «Half-Life 2» или Эмгыр вар Эмрейс в третьем «Ведьмаке».

Музыкальное сопровождение снова любезно предоставлено Антоном Поповым, и развивается в таком же стиле и зависимости от ситуации во время поездки по пустошам.

Из моего любимого - рекомендую обратить внимание на «мелодию ветра», а также на «мелодию свободы». Хотя, если вдруг вам они наскучат – всегда можно поставить знакомые мотивы из предыдущей части.

Моды

Увы, может движок игры и новее своего предшественника и согласно непроверенному высказыванию в интернетах — «имеет больше возможностей». Всё равно Меридиан 113 имеет не так много модов, но есть небольшое количество неофициальных патчей – ровно один и это МПатч версии 1.05 от Joomer.

Так же будьте внимательны и ничего не изменяйте в конфигурации вашего компьютера – игре может не понравиться, и вы долго будете искать причину её капризов.

Проблемы с распределением памяти реальны как никогда
Проблемы с распределением памяти реальны как никогда

Одно радует – вам всегда будут рады помочь на Discord сервере сообщества и были выпущены достаточно подробные видео инструкции по устранению проблем с запуском или игрой. Кто знает, может, и до этого аддона доберутся умельцы, выпустившие Community Patch.

В остальном хотелось бы указать наиболее достойные к запуску моды:

  • Rusya 27 MOD – комбинация самостоятельных модификаций от пользователя Rusya_27, а также хорошо зарекомендовавших себя модов из оригинальной «Ex Machina». Здесь присутствуют изменения баланса, добавлены сменные двигатели, КПП и бензобаки из kto MOD, автопарк машин дополнен огромной кучей автомобилей до этого недоступной игроку, подлатаны и поменяны некоторые текстуры и другие изменения, улучшающие качество геймплея.
  • RPG Mod – миниатюрный мод меняющий перки, деньги, звания, и харизму вместо них теперь Достижения, Опыт и Уровень навыка. Опыт можно получить с убитых врагов, квестов, заданий, теперь это аналог денег, на опыт вы приобретаете все нужные вам вещи и т.п. А уровень дает вам дополнительные возможности и блага, которые вы сами в праве выбирать и менять, повышая или понижая Уровень навыка (аналог Харизме).
  • Apocalypse Mod – мод изменяющий баланс игры в более хардкорную сторону, так, например, согласно описанию модификации в магазинах вы встретите очень мало оружия и техники. Враги будут атаковать бОльшими группами и будут оснащены более качественным оружием. Так же были изменены модификаторы кабин, и теперь найти хорошую будет сложнее, добавлены новые стволы и автомобили.

Спидраны

Последний раз год назад по игре пробегался cryengen3 и официальный рекорд равен 1 час 2 минуты и 50 секунд. Хорошо оптимизированный маршрут без глитчей, при особом желании можно срезать еще несколько минут и пройти игру меньше чем за час. Дерзайте!

Личное мнение

Зато мы имеем быстрый, захватывающий, но скоротечный сюжет, заставляющий в конце игры долго и скучно возвращаться в родные земли, с которых всё началось. Посредственный дополнительный уровень, прекрасно дополняющий главное действие, но всё же оставляющий тебя с чувством игры в «недоделку». Насыщенный квестами и укромными уголками с различными отсылками и оммажами на тогдашнюю современную культуру двухтысячных, но тип квестов почти весь перекочевал из оригинала, а отсылки хоть и радуют, но не добавляют миру жизни. Вот и остаёшься ты голодный до продолжения и тихо ждёшь, когда боги смилуются и бросят тебе покушать рыбки, но на деле рыбка будет похожа на…

«Ex Machina Arcade». Попытка в аркаду.

Обложка СD
Обложка СD

История разработки

Дневники разработчиков на этот раз вышли самые короткие, что я когда-либо видел. Разработка игры не заняла много времени и спустя полгода в мае 2007-ого Arcade увидела свет. В качестве рекламной кампании по игре даже провели нечто похожее на турнир.

Ах, 2007-мой, сколько воспоминаний 
Ах, 2007-мой, сколько воспоминаний 

Есть убеждение, что игра не задумывалась изначально как часть серии «Ex Machina». «Targem Games» разрабатывала игру с названием «Death Valley» (Долина Смерти) геймплейно схожую с вышедшей Аркадой, но по просьбе издателя её переименовали и сменили сеттинг ради более высоких продаж. В итоге, разработка этой игры хорошо окупилась, но сама она получила посредственные оценки, а фанаты серии оказались глубоко разочарованными:

  • «Навигатор Игрового Мира» Оценка журнала: 6.8

  • «Страна игр» Февраль 2006 Оценка журнала: 5.5

  • «Игромания» Март 2006 Оценка журнала: 6.0
  • «PC Игры» Август 2007 Оценка журнала 5.0

По итогу даже генеральный директор «Targem Games» с сожалением говорил:

…А вот Arcade была совсем низкобюдженым проектом. Кое-какие интересные вещи в нём были, но, пожалуй, не нужно было называть игру «Ex Machina».

Станислав Скорб

Сюжет

Главному герою, присланному специально из бюро безымянному спецагенту, выдают новейшую экспериментальную боевую машину, чтобы он с её помощью мог разобраться с опасной ситуацией, возникшей в регионе. И сразу, без задней мысли, отправляют зачистить ближайшую деревню от бандитов попутно осваиваясь с управлением.

I love the smell of napalm in the morning
I love the smell of napalm in the morning

Вообще, название Arcade так и подразумевает, что вы пришли сюда не для того, чтобы разбираться в сюжете, который не задает каверзные вопросы и не ставит вас перед моральными дилеммами. Все просто, есть вы, есть ваше авто и есть плохие парни, заставляющие чесаться ваш указательный палец на спусковом крючке. В сюжете все как в стандартных пострелушках, есть вирус, вырвавшийся из лаборатории и превращающий всех людей в зомби, есть нерадивые ученые выпустившие его, есть инопланетное вмешательство приплетенное сюда для связки с предыдущими частями, есть и избранный способный решить все проблемы. Вперед.

Механики

Забудьте все механики что вы встречали в предыдущих частях. В игре «Ex Machina Arcade» простота правит всем. Ваше единственное авто на всю игру «Громовая черепаха» - представляет собой мощный четырехколесный вездеход, изначально оснащенный ускорителем, прыжковым аппаратом и пулеметом.

Тот самый ААААавтомобиль
Тот самый ААААавтомобиль

В процессе игры вы можете собирать различные бонусы, за которые игра щедро дает деньги или временное улучшение в виде дополнительного пулемета или ремонта вашего авто. После каждой из 8-ми миссий-уровней игрока за ручку отводят в магазин, в котором для вашего стального жеребца можно приобрести улучшения следующего характера:

  • Можно вложиться в базовые характеристики автомобиля и улучшить его скорость или броню.

  • Можно купить и повесить новое средство уничтожения врагов, которых в игре не так уж и много. Нам доступны пулемет, ракетная установка, огнемет и зенитное орудие.

  • А можно дополнительно установить такие вспомогательные устройства как таран или миноукладчик, и таким же образом улучшить существующий ускоритель или прыжковый аппарат.
Время покупок
Время покупок

И вот таким монотонным процессом стреляй-собирай-улучшай разработчик будет развлекать нас на протяжении всей Аркады. Уровень интерактивности очень низок.

Ах да, и еще камера намертво приклеена к вашему автомобилю и вертеть ей как в предыдущих частях не получиться. Подобный способ управления превращает игру в этакий тир на колесах, где в роли мишеней выступают довольно туповатые враги, которые завидев игрока мчатся к нему не взирая на особенности рельефа. Благодаря этому мы можем лицезреть как единственный интерактивный объект на первом уровне – торнадо сначала раскидывает всех недругов, а потом и незадачливого игрока.

В погоне за ураганом на канале «Ex Machina Arcade»

Иногда, конечно, игра старается разнообразить геймплей, привнося странные ракурсы камеры во время боев на огражденной местности.

Найдите машину игрока
Найдите машину игрока

Или же, расставляя взрывающиеся «радиоактивные» грибы, уничтожая которые ты получаешь несколько монет.

Ух, держись флора и фауна! Сейчас я буду фармить!
Ух, держись флора и фауна! Сейчас я буду фармить!

Звук

Очень тяжело писать замечания к Антону Попову композитору и завсегдатаю серии игр. Для начала хочу привести его цитату из дневников разработки:

Больше всего понравилось то, что предложенная мне музыкальная концепция была не "напрягающе-драматично-грузящая", а наоборот - в противовес сюжетной линии - эдакая "беззаботно-безбашенная". Практически все игровые темы являются, по сути, вариациями одной мелодии и построены на одних и тех же трёх-четырёх классически-блюзовых аккордах.

Антон Попов

Соглашусь блюзовые аккорды, прослеживающиеся во всех саундтреках, хороши, однако, к сожалению, это лишь в первые часы игры. Позднее вся эта «весёлость и простота» в музыкальном сопровождении быстро надоедает, тем более что композиций не так много, даже как в том же «Мередиане 113».

По поводу же персонажей, назовем его – «Майор» - единственный голос в игре озвучил чуть ли не сотрудник студии.

Моды

«Ex Machina Arcade» - самая нелюбимая комьюнити игра серии, чего уж говорить о модификациях к этой игре. По началу я думал, что их не будет вовсе, но мододел под ником «Гном» решил исправить ситуацию выпустив «грандиозную» модификацию под названием «Картофелемобиль».

Мод который мы заслужили
Мод который мы заслужили

Как гласит описание к модификации:

Картофелемобиль (POTATO mod) - Первая в истории вышедшая модификация для «Ex Machina Arcade». Мод является ярким представителем современного искусства. Разработка модификации началась вечером 4 сентября 2020 года, а первая версия была готова уже через полтора часа.

Файл с модификацией просто меняет модельку автомобиля игрока на клубень картофеля. 10/10. Лучший мод 2020-ого. Великолепно.

Личное мнение

На мой взгляд Таргем сделали все что можно сделать, на те средства что позволял издатель. Однако неужели нужно было отходить от проверенной, «классической схемы» управления и повествования в область аркадных гоночных игр, которые в 2007 году вместе с Механоидами: Гонками на выживание или Тормозилками заполнили рынок отборным проходняком.

Вся эта аркадность уж очень сильно диссонирует с тем, что ты ожидал увидеть от брутальной Махины и в серьез проходить её целиком сможет только маньяк или истинный фанат 80-ого уровня, а лучше чтобы в человеке были оба эти качества.

«Crossout». Свежая кровь серии.

Один из многих артов проекта
Один из многих артов проекта

История разработки

После выхода главного разочарования серии «Ex Machina» в 2007 году, студия «Targem Games» принялась искать себя в различных ипостасях и с этим «Все могу» настроем студия хваталась за любой интересный проект. Была еще одна попытка в виде гонок на больших грузовиках «Sledgehammer», были попытки в пазлах «собери 3», были в шутерах, а также в стратегиях. Вообще за 20 лет у студии накопилось солидное портфолио, а также определенная фанбаза, что безусловно радует!

И вот, после релиза очередного проекта с «машинками» в 2009-ом году – «Armagedon Riders», молчание о дальнейшей судьбе затрагиваемой нами серии было нарушено, когда на одном из форумов появилось сообщение от разработчиков.

Затем снова радиомолчание и спустя:

  • 3 долгих года ожидания и спекуляций о «Ex Machina 2» или «Ex Machina Online»;

  • Нескольких успешных проектов на консолях;

  • Одной странной игры про шахматы

По фанатским сообществам, и в группе разработчиков появился прощупывавший почву опрос, показывающий нам что идею не забросили навечно.

В 2013-ом Радости игроков не было предела, хотя некоторые скептично отнеслись к онлайновой направленности планируемой игры.

Перемотав немного вперед в 2015-ый, мы обнаружим дату официального анонса 20 мая, за которым последуют альфа и закрытый бета тест игры в 2016-ом.

Вот тут-то автор статьи и запрыгнул на пылающий постапокалиптический поезд «Crossout».

Proof of purchase
Proof of purchase

Пылающий, по той простой причине, что изначальный вектор на разрушаемость автомобильных деталей, в котором игрок легко получал детали на свой бронемобиль, и так же легко с ними расставался, был в корне не верен. Баланс получения новых деталей был очень медленным, и игрокам приходилось тратить много времени на гринд деталей, которые все равно так или иначе получат уменьшение прочности и сломаются без возможности их починить. Какой в этом смысл?

Автопушку жалко :(
Автопушку жалко :(

На этом, вера в проект большинством из игроков, в том числе и автора, была утрачена на какое-то время.

Однако разработчики не сидели на месте и уже спустя полгода провели ряд изменений устраняющих привычную систему прочности деталей, а к моменту начала открытого бета тестирования:

  • Добавили сражения PvE

  • Подправили рыночную систему

  • Представили набор первоначальных фракций, за которые игроку необходимо сражаться
  • Провели первый внутриигровой ивент
  • Добавили еще одну фракцию с новым вооружением деталями и сюжетом

В 2017-мом состоялся выход проекта в Открытое бета тестирование, которое, к слову, продолжается и по сей день.

С того момента, как по часам, был налажен выход сезонных обновлений, происходили значительные и не значительные изменения в балансе оружия. На специальном тест-сервере пробовались различные механики, например, механика ремонта, которая не была по итогу внедрена в игру. Был даже целый ивент посвященный гонкам и специальная фракция постапокалиптических Виабу, отвечавших за это.

Но главное, то, чего ждали истинные фанаты «Ex Machina», было добавлено в игру в 2018 году. Сюжетный режим, называющийся «Приключение».

Сюжет

Как вы отнесетесь, если я скажу, что мир «Ex Machina» был потерян еще до того, как на землю «упал метеорит» согласно сюжету оригинальной игры? Миры Crossout и Ex Machina едины, лишь отрезки времени разнятся на 200 лет.

Основной сюжет повествует о катастрофе-эпидемии, захлестнувшей планету в 2027-ом году, так называемом Кроссауте человечества (англичане поняли). Те, кто не погибал в первые сутки, испытывали галлюцинации и головные боли, многие сходили с ума. Источник заболевания, и саму природу его воздействия на человека выявить не удалось. По одним версиям в результате падения метеорита была заражена атмосфера, по другим человечество совершило эволюционный скачок.

Те из землян, что выжили в катастрофе, постепенно начали меняться — через полтора десятка лет трансформации стали проявляться даже внешне. Заметные метаморфозы произошли с глазами – они начали светиться и люди стали прятать их под темными очками.

По прошествии более двадцати лет после Кроссаута многие еще помнили, как жилось раньше. Они пытаются заново отстроить старый мир, а другие же наслаждается хаосом и разрушением. Но есть и те, в ком почти не осталось человеческого. Их мотивы неизвестны.

Мир как мы его знаем стал поделен на земли различных группировок:

Механики
Механики
  • Механики – фракция мастеров на все руки. Готовы помогать каждому встречному ради их альтруистических ценностей. Это основная фракция, которая взаимодействует с игроком. Прокачивая репутацию с ними, вы прокачиваете свой основной уровень персонажа. Помощь механиков неоценима на первых этапах, но для дальнейшего развития вашего бронемобиля вам потребуется заключить контракт с более элитными фракциями. Снабжают вас базовыми автомобильными деталями, необходимыми для выживания на просторах пустоши.

Скитальцы
Скитальцы
  • Скитальцы - исследователи, изучающие самые отдаленные уголки пустошей. Являются, по-моему, самой нейтральной фракцией из всех. Эти люди уже изменились достаточно сильно, чтобы прятать свой облик под масками. Изменения коснулись конечно же их психологии и мироощущения. Бывшие летчики имеют в своем арсенале конструкции старых самолетов, а также их вооружение, в виде пулеметов и автопушек.

Бешенные
Бешенные
  • Бешенные – Цепные гончие пустоши. Имя их босса как бы намекает, что он немного не в себе, и это сказывается на фракции в целом. После катаклизма, когда само человеческое естество стало меняться, для многих это было сильнейшим психологическим ударом, который они не выдержали. Эти ребята любят все то, что громко бахает и взрывается. Рассекают по просторам на легких и юрких багги, начинённых взрывчаткой.

Мусорщики
Мусорщики
  • Мусорщики - Одна из фракций, входящих в состав “Братства”. Название фракции говорит само за себя. Эти ребята тащат всё что не приколочено. А если что-то и приколочено, то отрывают это как могут и тащат с собой. Старые склады и заводы - их конёк. Именно оттуда у них куча контейнеров, тяжелогрузов и оружие, порой сильно устаревшее, но рабочее.

Дети рассвета
Дети рассвета
  • Дети рассвета - После катастрофы некоторые люди приобрели гениальные способности к изобретательству. Сильнее других этому были подвержены люди интеллектуального труда. Ученые предпочитают современные решения для современных проблем. Если будем на стороне очкариков, нас ждут различные рейлганы, лазеры и даже ховерные ходовые, позволяющие парить над поверхностью.

Огнепоклонники
Огнепоклонники
  • Огнепоклонники – их боятся даже Бешенные. Эти особо религиозные психи безжалостно выжигают огнем всех несогласных. Строят свою репутацию на мистике, обрядах и шаманизме с открытым пламенем. Как и Бешенные передвигаются на быстрых автомобилях, зачастую оснащенных огнеметами и шипами.

Степные волки
Степные волки
  • Степные волки - одна из фракций, входящих в состав влиятельной организации “Братство”. Но если Мусорщики – низшая каста в “Братстве”, собиратели хлама, то Волки – это элитный отряд, выполняющий опасные миссии в тяжелых условиях вдали от центра. Это карающий меч “Братства”. Пользуются отточенными военными технологиями, а так же чудом уцелевшей или восстановленной после апокалипсиса техникой.

Помимо основных фракций существуют также кочующие фракции, изредка приезжающие в край:

Основатели
Основатели
  • Основатели – Появились в обновлении «Враг моего врага». Сплоченная словно семья полувоенная группировка. Ранее входила в состав Механиков, но давно отделилась от них. Педантично относятся к своей технике, строят и ремонтируют по бартеру здания для других фракций. Основное вооружение — энергетическое. В качестве шасси имеют редкие механические ноги, позволяющие бронемобилям передвигаться по любой поверхности

Синдикат
Синдикат
  • Синдикат - Появились в обновлении «Большой куш». Гордо называющие себя Синдикат «Неоновый дракон» когда-то были частью паназиатской корпорации. С наступлением Crossout попытки спастись от его воздействия привели к поголовной кибернетизации в их рядах. Привнесли в игру уникальные омниколеса, дрон катапульты, а также некое подобие тюнер культуры.

Карта «Crossout», буквально, лежит на пересечении всех этих группировок – terra nullius, ничейная земля, освободившаяся от оков радиации совсем недавно, именно поэтому каждый хочет претендовать на её кусочек. Владения всех вышеперечисленных банд располагаются вне основной карты игры.

Карта местности
Карта местности

Каждая фракция имеет свой более раскрытый лор, который раскрывается по мере изучения дневников разработки или же новостных постов.

Ваш верный скакун
Ваш верный скакун

Ваша же роль проста - Вы - безымянный выживший, преследующий лишь свои интересы в этом безумном мире. Кто-то хочет стать самым сильным бойцом на пустоши, кого-то привлекает более артистичная сторона вопроса, кто-то живет приключениями, а…. кстати о них.

Кровавые скалы

В режиме «Пробуждение» вы сможете отправиться на Кровавые скалы. Местность серьезно преобразилась, и теперь на ней пытаются ужиться рейдеры нескольких фракций, охраняя свои лагеря и территории от посягательств чужаков.

По сюжету отдаленные поселения в Кровавых скалах одно за другим стали замолкать. Но кому какое дело до глуши вдалеке от основной жизни, от ресурсов, от центров силы и власти?

Задавшись этим вопросом, вы и, при желании, ваши друзья можете отправится расследовать происходящие аномалии следуя по координатам таинственного радиосигнала. После стычки на въезде в локацию вас заприметит Манч - один из бойцов банды Дикообразы. Впечатленный вашей ездой он пригласит вас на разговор к лидеру банды, а тот в свою очередь охотно вас примет.

Ёж нас признал
Ёж нас признал

Дальнейший сюжет раскрывать не буду, но он очень интересный и проливает свет на события до оригинальной «Ex Machina».

Механики (не фракция)

Касательно механик игры, прежде всего, я бы хотел привести цитату Алексея Честных:

Наши партнеры из «Gaijin Entertainment» предложили нам сделать «Robocraft» нормального человека, с пушками, и кубиками, из которых собиралась машинка… И вот мы сделали самый первый прототип, где уже на готовое шасси можно было лепить что угодно. Я помню первый плейтест, где продвинутые люди делали машину с низким силуетом, благодаря чему в нее сложнее было попасть, кто-то делал огромный маяк, кто-то обвешивал свою машину бронелистами… Мы думали, что получился неплохой модуль PvP, который будет в нашей ММО игре, ну и так получилось, что этот модуль сам по себе стал игрой.

Алексей Честных

Собственно, крафтинг автомобилей с самого начала представляет одну из основных механик, и, хоть сначала количество деталей ограничено, как только вы получите 3-тий уровень играя в PvE матчи 8 на 8, лидер механиков щедро отсыплет вам стартовый набор железа.

Ща накрафтим

После того, как вы начнете набирать опыт в матчах против ботов, и получать первые ресурсы, вам станут доступны следующие режимы игры:

  • Матчи против людей по той же простой формуле 8 на 8

  • Как только ваш арсенал начнет представлять реальную угрозу, станут доступны клановые бои 4 на 4, в которых вы будете сражаться за самый ценный ресурс в игре – урановую руду

  • «Потасовка на скорпионах» – этакий Deathmatch Instagib с оружием, которое убивает вражеских игроков одним выстрелом.

  • На волне успеха таких игр как PUBG, был выпущен Батлрояль режим на 30 человек

  • PvP Deathmatch, где каждый сам за себя

  • Вышеупомянутый режим приключений «Пробуждение»

  • Бои против Левиафанов – вооруженных до зубов гигантских махин, созданных другими игроками

  • PvE Рейды различной сложности в которых можно добывать более ценные ресурсы чем металлолом

  • Различные сезонные ивенты от гонок с захватом и удержанием, до потасовок с ботами или людьми по специальным правилам
Никакой пощады ботам!

Режимов достаточно много. Радует, что разработчики добавляют мелкие детали к каждому из режимов. Так, например, в Рейдах автомобили ботов, с которыми вы сражаетесь, имеют слабое место в виде взрывной бочки, или боезапаса, выстрелив по которому вы гарантированно нанесете летальный удар. Сложность тех же ботов в Приключении динамично подбирается под уровень игрока. Таким образом скучать в игре не приходится. По крайней мере гринд деталей не сводится к тому, чтобы монотонно запускать один и тот же режим дабы прокачать свой бронемобиль спустя 10 часов.

А гринд есть, фракции сами себя не прокачают, металлолом сам себя не заработает. Гринд и поддерживает экономическую систему в игре, позволяя игрокам продавать произведенные детали за внутриигровую валюту.

Баланс в игре представлен очками мощи, каждая деталь имеет свой рейтинг ОМ. Так гарантируется, что вы не встретите игрока, который превратит ваше авто в груду металлолома за один выстрел.

Но иногда игроки умудряются поставить высокоОМную легендарную пушку на минимальное количество деталей. Это может сработать, но только если вы умеете играть на том вооружении, что водрузили на свой «недомобиль».

Птуровод обыкновенный - Retardus Maximus
Птуровод обыкновенный - Retardus Maximus

Вот такой игровой цикл задумали разработчики, создание своей колесницы, последующий фарм ресурсов и производство более редких деталей для того, чтобы быстрее, сильнее и лучше разваливать соперников.

И в качестве основного способа монетизации подобного цикла, есть возможность покупки различных наборов, дающих как редкие детали, так и внутриигровую валюту. А так же есть премиум подписка увеличивающая получение опыта. Донатненько, но комфортно играть без него – можно. Особенно если держать руку на пульсе и искать часто раздаваемые повсюду промокоды.

Звук

Столкнувшись с вопросом саундтреков к игре, «Targem Games» не смотря на месторасположение конфликта на карте решили выбрать основным жанром для игры этакий блюзовый эмбиент, особо заметный в гараже, а также в режиме «Приключение». В бою же как подобает темпу он сменяется на рок или металл. В то время как во время сезонных ивентов, например под новый год, не нарушая аудио целостности, звучат более спокойные мотивы.

На мой взгляд, приняв это решение им удалось попасть в самую точку. Представленные в игре композиции написаны композитором Андреем Романовым и их можно смело использовать за место саундтрека в каком-нибудь «Ковбой Бибоп», уж очень похожи.

Прикрепляю несколько полюбившихся мне композиций к этой статье:

Личное мнение

По поводу «Crossout» у меня тоже есть парочка приятных воспоминаний, но уже из студенчества. Такого студенчества, когда уставший после занятий я, садился узнать, чего нового добавили в этот постапакалиптичный конструктор яростных колесниц, плюющих друг на друга свинцом.

Я помню, как игра переросла свой бета-тест, в котором, по первой, не зашла многим из моих знакомых. Помню, как болезненно общество игроков переносило изменения в финансовой системе, изменения в балансе ходовых и оружия, и как радостно встречали новые режимы и ивенты не похожие на остальные.

Совсем недавно в игре вышло обновление «Super Charged», которое ставит игру на новые рельсы, улучшая графическое отображение с помощью технологий глобального освещения, контактных теней и локальных отражений. Все это делает игру более живой и яркой, а благодаря частым ивентам, которые привносят в игру новые режимы, ресурсы, пушки, детали, машины и еще кучу всего с трудом верится, что проекту, с момента окончания закрытого бета, теста уже 7 лет! Хочется надеяться, что он будет процветать и дальше, а мы будем радоваться новому контенту стимулируя разработчиков на дальнейшее развитие.

Опыт игрока «ExMachina» и «Crossout»

Безусловно продукты разные и их разделяет много лет, но все же они были сделаны под одной крышей, одними и теми же людьми у руля. И даже не смотря на то, сколько контента продолжает добавляться в «Crossout», люди все еще устанавливают старую «Ex Machina» и/или «Меридиан 113», делают модификации улучшающие геймплей и позволяющие играть в комфортных условиях и разрешениях. Что ими движет? Может быть описанные выше механики порождают определенные эмоции и таким образом формируется привязанность игрока и игре?

Может быть это эмоции, которые возникают при открытии чего-то нового?

Учиться всегда приятно. Большинство из нас ради момента откровения и возгласов «Эврика!» готовы часами перепробовать различные комбинации вооружения и кабин в «Crossout». А потом выходят балансные патчи, и игроки снова стремятся искать мету.

В «Ex Machina» эта эмоция идет зачёт экспериментов с типами оружия и кабин, ведь недостаточно прочитать «Миномёт» в описании к оружию, да и цифры урона не всегда показатель. Обязательно нужно проверить приобретенный ствол в действии. Изучение карты и открытие новых зон тоже может пробудить подобный опыт. Мне, например, было интересно собирать все коллекционные предметы, чтобы побывать в Свободных землях. Однако это не оправдывает желание проходить игру вновь и вновь. Так что здесь несомненный минус для «Ex Machina».

Эмоции от испытаний, которые предлагает игра?

Среди таких испытаний могут быть рейды и сражения с другими игроками в «Crossout», каждая из которых, окруженная существующим типом механик создает неповторимые истории. Сегодня ты идешь в рейд с друзьями, и вы проходите его безупречно, а завтра в рейде тебя сопровождает куча новичков, рассыпающихся от одного чиха искусственных болванчиков. В «Ex Machina» это может быть реализовано внезапными стычками с бандитами во время сюжетной истории и вне её. Можно сказать, что механики одинаково влияют на получаемый игроком опыт от игры.

А что насчет эмоций от прокачки, когда ты становишься сильнее и круче?

Прокачка «Crossout» идет так как нужно, игроки подбираются согласно твоему уровню очков мощи - чем сильнее ты, тем сильнее они. Боты тоже справедливо подстраиваются под игрока. Сражениями правит умение игроков эффективно пользоваться установленным оружием и знать слабости своего бронемобиля.

Однако отсутствие подобного баланса в «Ex Machina» идет на пользу погружению на ранних этапах игры, позиционируя вас как «еще зеленого» водителя пустоши. Каждая стычка с бандитами серьезно корежит корпус вашего авто, создавая подгоняющий вас до ближайшего города страх за свой минивен. И вы чувствуете, что «выросли», когда те же бандиты спустя несколько часов игры уже не представляют никакой угрозы.

На мой взгляд, музыка – удивительно тонкий инструмент, который работает лучше, чем другие механизмы геймдизайна. Хорошая музыка незаметна для вашего сознательного во время игры. Тем не менее подсознание превращает ее в постоянный поток переживаний, которые совместно с эмоциями от окружения формируют привязанность к игре. Как я уже писал под каждой из игр, вовлеченность в работу и мастерство композиторов находится на высоком уровне и хорошо формирует игровой опыт в обоих продуктах.

А как же эмоции от окружения и атмосферы?

Вот здесь сияет «Ex Machina», поскольку погружение, один из самых мощных игровых опытов, тут преобладает в виду банальной направленности игры на одиночную игру. Количество локаций с различным окружением и атмосферой затмевает любую арену «Crossout». Сессионная стрелялка с 5-ти минутным погружением в игровой поток, едва успевает рассказать историю локации. За это время не успеваешь насладится проработанностью различных арен, остаются только местами чахлые Кровавые скалы в режиме «Приключение». Несомненный плюс для старичка «Ex Machina».

Эмоции от социального взаимодействия?

Социальное взаимодействие и обмен опытом – то почему процветают современные игры, порой еще на этапе разработки включающие системы обмена внутриигровыми сообщениями, экономической системой и прочими радостями социума.

И «Crossout» имеет все это под капотом. Взаимодействие с соклановцами, участие в выставках, обсуждение текущей меты.

В то же время «Ex Machina», как дитя CD-дисков, не подразумевала подобных вещей. Но это не мешало мне и моему другу проходить ее вместе несколько раз, делясь наблюдениями и впечатлениями. Она сплотила нас. Это была наша игра, и мы могли говорить о ней часами. Рисовать карты на листочках бумаги, искать секретные места на карте, и узнавать, где можно найти редкие кабины на грузовик. Может быть я частенько играю в нее из-за приступов ностальгии, доносящихся из глубин подсознания.

Итог

Пройдя весь этот путь и ознакомившись с дневниками разработки этих замечательных игр у меня сложилось ощущение, что «Таргем Геймс» не смогли понять, чем они привлекли внимание геймеров выпустив не огранённый самородок «Ex Machina». Но после того, как они выдержали паузу и занялись сторонними проектами концепт новой игры родился из простого конструктора боевых машин. Не смотря на все ограничения препятствующие «Таргем Геймс», они сделали все, чтобы показать игрокам как может выглядеть достойный приквел к серии «Ex Machina».

И пусть однажды полученный самородок продолжает привлекать старую аудиторию ностальгией, отличным саундтреком и атмосферой путешественника-первооткрывателя в жестоком мире. Кто знает, может мечтам фанатов не долго суждено оставаться мечтами.

Спасибо, что были со мной в этом приключении. Надеюсь, вы понимаете, что проделанный анализ субъективен, и может отличаться от мнения других. Если оно у вас есть, и вы хотите поделиться – пишите в комментарии всегда рад!

Хочу выразить особую благодарность:

  • Компании «Targem Games» за то что вы есть
  • Объединённому фан-сообществу «Ex Machina | Экс Махина | Hard Truck Apocalypse» за информацию по игре и сайт deuswiki.com
  • Сообществу «EM2ch/Эмдвач» за качественные мемы
  • Сообществу «Русская локализация игр» за гигантский архив с актерами озвучки
  • Создателю Архива «Русскоязычные игровые журналы» за титанический труд по сохранению истории
  • Funpay за организацию конкурса и возможность попробовать себя
  • Моим парням из Mumblach и девушке за тонны поддержки

Спасибо за внимание.

87
32 комментария

Нет, красаут - просто донатная гриндилка

24
Ответить

Я надеялся,может не гриндом единым

1
Ответить

Донатная - да. Гриднилка? Ну смотря с какой стороны посмотреть. Всё ПВЕ - имхо, самый настоящий гринд и вызывает у меня дикую сонливость. И не смотря на разные богатства, которые оно приносит, я в него не хожу. Но и в пвп можно зарабатывать себе на новые пушки. А пвп для меня это и есть сама игра, и получается что бы иметь какую то прогрессию не обязательно гриндить, можно просто играть. Правда, небольшое уточнение: что бы иметь хорошую прогрессию - надо играть много.

1
Ответить

Все было неплохо до момента когда началось восхваление кроссаута. Правда в том что Кроссаут это онлайн донатная параша. Жалко думал это реальный лонг а в итоге джинса этой онлайн помойки.

10
Ответить

Понимаю твое отвращение. Но итог статьи все же в пользу "Ex Machina"

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить