Sid Meier’s Civilization V: Brave New World (2013) с мегамодом Vox Populi | Как Вам обустроить сверхдержаву™?
Тотальная переделка глобальной пошаговой стратегии многокомпонентным модом для ультимативного опыта игры за всю страну разом. Осторожно, юмор.
Оглавление
Компоненты, сборка и установка
- Версия вашей Civilization V должна быть 1.0.3.279 (отображается прямо в начальном меню, внизу). Настоятельно рекомендуется игра на английском языке, в противном случае описания в древе технологий и панели общественных институтов/политики могут отображаться как попало или не соответствовать действительности. Английского здешнего бояться не нужно, плюс бОльшая часть важной информации продублирована понятными иконками. Если справился чувак с аватаркой Киану Диеговича Сильверхенда, то и вы справитесь.
- Должны быть установлены аддоны Gods and Kings, Brave New World, все официальные DLC на лидеров и DLC Ancient Wonders.
- Качаем automatic installer Vox Populi / Community Patch и устанавливаем куда он предлагает, обычно это диск C\users\блаблабла\Documents\My games\Sid Meier’s Civilization V\MODS. Если у вас папки MODS по этому пути нету — создайте её. Мод регулярно обновляется, держите его свежим. В установочном подменю Select Components обязательно выбираем верхнюю опцию "Vox Populi (Including EUI)", для беспроблемной совместимости.
- Качаем More Wonders for VP самую позднюю версию, мод обновляется. Чудес будет много и у большинства особые требования.
- Качаем Enlightenment Era (Vox Populi), какая будет самая поздняя. Добавится эпоха Просвещения.
- Качаем Enhanced Air Warfare 4VP 1.9 или позднее (мод иногда обновляется). Больше воздушных юнитов и апгрейдов к ним.
- Качаем Infixo’s Enhanced Naval Warfare for Vox Populi 2.1 или позднее (мод иногда обновляется). Больше морских юнитов и апгрейдов к ним.
- Качаем Future Age VP, первая ссылка на гугл драйв на странице, оба файлика. Добавится внушительная эпоха Будущего с привкусом Sid Meier’s Alpha Centauri и со своими фишками.
- Теперь распаковываем More Wonders for VP, Enlightenment Era (Vox Populi), Enhanced Air Warfare, Enhanced naval Warfare и Future Age VP в ту же папку, где у нас лежит Vox Populi (MODS).
- Выходим из MODS, заходим в папку cache (первая сверху, тут же) и удаляем там всё для чистого старта новой игры. Если папки cache не наблюдается (т. к. вы только что установили циву), то зайдите один раз в игру и выйдите.
Теперь врубаем игру, заходим в подменю подключения модов и проставляем галочки на всё. В итоге имеем:
Рецепт для интересной партии и пара замечаний по настройкам
Итак, шпилим за Россию с обновлённым бонусом «Сибирские богатства» — количество стратегических ресурсов х2, границы расширяются на 25% быстрее и при естественном расширении идёт дополнительная наука (скалируется с эпохой, чем дальше тем круче). Казаки? Неплохо. А вот наш острог просто крут и незаменим. И Екатерина Великая, несменяемая богиня-императрица, без проблем живущая и царствующая более 6000 лет. Своеобразный Warhammer 6000 Catherine’s Rising.
Не советую сразу ставить большую карту, будет очень потно, первую партию стоит попробовать в формате для 6 или 8 игроков.
Не задирайте сложность, AI целиком и полностью переписан моддерами. Если в ванильном Brave New World можно было смело обдуривать компьютер на пятой, то тут так не выйдет. AI теперь использует любую возможность и любит портить игроку кровь. Ставьте единичку и готовьтесь к внезапным сюрпризам.
Скорость игры? Марафон конечно, чтобы успеть посмотреть многое. Далее.
По державам-конкурентам. Как вам идея устроить «царя горы» с участием экономически развитых стран, воспользовавшись графиком ВВП по паритету покупательской способности? Без мощной экономики не может быть никаких серьёзных политических амбиций, только всякого рода имитации бурной деятельности и трюкачество.
Немного схитрим: за весь Европейский Союз будет отдуваться Бисмарк, не просто всей Германией, а как бы всей сборной Большой Европы. С Китаем и США всё понятно. Обратите внимание на более чем двухкратную разницу между Индией и как США, так и ЕС. Тем не менее, реальная Индия пытается нестись вперёд, словно разъярённый слон, не считаясь ни с какими проблемами или ущербом. Маленький сюжетный спойлер — то же самое Ганди будет делать в игре.
Японию, к сожалению, пришлось удалить, иначе на карте для 6 игроков будет адовое парево, даже если выбрать «континенты». К тому же японские мечты о сверхдержавности лопнули раз и навсегда вместе с японским финансовым пузырём в поздних 80х и ранних 90х. Плюс фундаментальная проблема стареющего населения.
Где находится Россия на графике — вы видите сами. Россию надо тащить к победе, челлендж простой и понятный.
К другим настройкам. Города-государства можно сократить или вообще убрать, они в игре всё равно могут появиться из-за определённых событий, то же самое относится к варварам.
Возраст мира ставим 5 миллиардов, чтобы карта была поровнее, температуру и осадки не трогаем, хотя на ваше усмотрение. Уровень моря на максимум, океаны должны быть преградой. Ресурсы? Обильные (abundant).
Типы победы желательно выставить наиболее сложные: культура и доминирование, так веселее. Можно было добавить и дипломатическую, но тогда приготовьтесь воевать за голоса в мировом конгрессе.
Теперь продвинутые опции.
Disable start bias: старт нации без привязки к конкретному типу местности. Египет, начинающий в тундре? Это норма.
Enable events system: система событий с выборами и чёткими последствиями, прямиком из четвёртой цивы, этой фичи явно не хватало в пятой части. События могут быть плохие, нейтральные, хорошие, контекстные и уникальные для определённых наций. Просто прелесть.
Руины и варваров следует отключить если хочется поменьше возни. Вассалитет тоже, хоть он и неплох. Торговлю и обмен технологиями не надо, а то будет слишком легко.
Быстрый бой и перемещение включаем, без них будет тягомотина.
И финальные штрихи: рандомизация характеров лидеров и прозрачная дипломатия, чтобы конкуренты репутационные штрафы не прятали. Пора играть.
Россия: модель для сборки
Теперь к опыту занимательного россиеводства, с юморком и мемами. А вы, дорчитатели и дорчитательницы, оцените комплексность данного мода. Нетерпеливые могут перейти в секцию ультракраткий рассказ. Потом вернуться сюда.
Наше восхождение к сверхдержавности начинается в удивительном месте на берегу безымянного океана (?). Здесь, среди болот с сахарным тростником, в 3980 году до нашей эры было основано скромное поселение. Роскошный шалаш возле леса (дворец) и несколько ветхих жилищ в будущем станут невероятным мегаполисом Санкт-Петербургом, столицей России.
Три цветных пятна на воде? Это Большой Барьерный Риф, чудо природы и ключ к нашему возвышению на этом странном континенте. У нас есть доступ к кораллам, обычной и тропической рыбе (более питательна и делает людей более культурными, воспитывая вкус к хорошим вещам). Поедая морепродукты, древние русичи окультурились настолько, что уже в 2210 году до н. э. додумались до идеи пантеона и выбрали божка-покровителя.
Рядом, возле озера, растёт рис. А к югу от поселения, в джунглях, бананы. Воистину, райское место. Для полного счастья не хватает только одной вещи — болота Кука. Вот вам первое чудо, дорогие древнепетербуржцы.
Благодаря всему этому природному изобилию удалось быстро (по игровым меркам) снарядить и отправить экспедицию на запад. Здесь, на одном из холмов, была основана Москва (Moscow).
Уже 1040 году до н. э. удалось основать Нью Васюки (New Vasyuki) к западу от Москвы. А теперь плохие новости. Прямо напротив нас расположились дуболомы вождя Бисмарка, мы делим с ними континент. Скажу прямо, Бисмарк как в пятой циве, так и моде упорно и мастерски отыгрывает неадеквата/бога хаоса при любом раскладе. Он может сидеть 500 лет с двумя городами и торговать ресурсами, но однажды он потребует расширения своего Lebensraum (жизненное пространство) и попрёт, сминая всё на своём пути. Олды поняли это уже по первому скрину с серой амёбой на миникарте.
В срочном порядке было принято решение строить статую Зевса, пока есть возможность и полностью выкачивать политическое древо Традиции. И отсылать караваны с едой в новые города, чтоб росли побыстрее.
В 1010 году до н. э. на городских рынках объявилась куча иностранных торговцев и все они говорили не по-древнерусски. Ладно, пусть торгуют, Россия в будущем станет многонациональным государством.
В 290 году до н. э. Святой Гигачад основал религиозно-философское течение ✡Чадизм✡ (Chadism).
Теперь Совет Старейшин (Council of Elders) стал собираться постоянно, а древние русичи усвоили тягу к мастерству (Mastery) как норму жизни. Также был основан город Мухосранск (Muhosransk), для всех, кто не может позволить себе жить в Столице, Москве и Нью Васюках.
В 630 году (теперь уже нашей эры) состоялась реформация. Наше государство теперь официально Святая земля (Holy Land). И мы встретили китайцев.
Это даст нам дополнительные голоса в мировом конгрессе, при условии, что наши великие инженеры, учёные, пророки и торговцы понастроят кучу улучшений по всей России. 2 улучшения = 1 голос, так победим!
В 680 году влиятельный торговец врезал дуба и казна хорошо пополнилась за счёт налога на наследство.
В 690 году наконец-то было полностью вкачано древо Традиции и начато древо Верности (полностью переработанное древо Набожности).
В 740 году в Петербурге объявилась ватага рыбаков, которые за 1000 золота случайно запилили верфь в перерывах между сезонным ловом рыбы и культурным отдыхом.
В 795 году в Нью Васюках построили Львиную Скалу. Чтоб Бисмарк не подобрался.
1085 год. Пришло время проапгрейдить ✡Чадизм✡ вторым великим пророком. Теперь наши люди будут ещё более трудолюбивы, а за ликвидацией ересей будет следить Инквизиция. Рейтинг одобрения просел до 53% от таких нежданчиков, но не страшно, скоро выправим.
Также был основан город-курорт Гиперсочи и обнаружена Индия, прямо на западе от нас, через пролив. Вот так, кочегарим в пять городов.
К 1388 году Бисмарк разогнался до четырёх городов, потом психанул (как это обычно бывает) и попёр на Россию. Дай хоть специалистов в Нью Васюках распределить, бес усатый!
Ровно в 1400 году, на заре эпохи начального накопления капитала было принято решение сконцентрироваться на науке. Не стоит Россия без матана.
Москва и её требушеты продолжали лениво отгонять войска Бисмарка. Вы спросите: а где, собственно, военные юниты ближнего боя? Можно исхитриться и не штамповать их в ранней игре, прокачивая осадные юниты, расположенные в городах.
В 1446 году в шахтах Мухосранска нашли нефть, но мы думали, что это чёрная кровь демонов земли (средневековье же) и отложили такие сложности до лучших времён.
В 1490 в Нью Васюках вскрылся факт коррупции. Надо было быстро найти козла отпущения. Это явно кто-то из казначейства!
В конце концов Бисмарку надоело получать по шарабану от Москвы, он успокоился и занялся своим пятым городом, Франкфуртом.
Через 2 года в Москве завершили пагоду Шведагон. Больше чудес для любителей чудес.
К другим новостям. Ганди не только предложил вино в обмен на наш сахар, но ещё и готов доплатить. У Цзэтянь, кошмарная китайская императрица (погуглите её биографию), тоже пока торгует с нами, хотя и в менее щедрой манере: роскошь за роскошь без доплаты.
1510 год, была достроена Чичен-Ица, одно из самых имбовых чудес в игре.
1546, наконец-то все в сборе, Америка пряталась в тумане войны справа от нашего континента. Первый съезд мирового конгресса, выдвигаем инициативу на дополнительную культуру с мировых чудес и науку с великих произведений.
1568, великий русский писатель Миямото Мусаси закончил свою «Книгу пяти колец». Рекомендуется к прочтению. Это знать надо, это классика.
Было введено чётко структурированное древо апгрейдов для любого выделенного военного юнита. Без этой штуки приходилось туго.
В 1620 году Бисмарк обнаружил, что 4 из 6 его городов, включая столицу внезапно приняли ✡Чадизм✡. Как так вышло? [Великий пророк растворяется в воздухе] Без понятия.
1666. У России 3 голоса в конгрессе, у остальных по одному. Проталкиваем законопроект о памятниках и помогаем Джорджу Вашингтону с наукой для отстающих. Бисмарк, обломись, сахар покупают все кроме тебя.
Выдвигаем инициативу мира во всём мире (неудачно), Бисмарк надоедает своими приступами агрессии.
Вдруг первый сюрприз от китайской императрицы: она готова обменять китов на нефрит и платить 43 золота за ход. Сто ходов подряд. Лихая у них там экономика.
1690 год, Вальтер фон дер Фогельвейде, великий русский музыкант и поэт написал свою Песнь Палестинскую. Бисмарк опять буянит. По его мнению, песнь немецкая. А попробуй отбери, курва.
1716, завершаем строительство Замка курдов, нам выдают бесплатного великого полководца.
И тут великая русская художница Юдит Лейстер со своим автопортретом.
А это стратегический вид. Где тут враждеские остолопы поломали дорогу, обрезав в в 1744 сообщение меж городами?
И Версаль в Мухосранске достроили. Неплохо.
Тем временем в Петербурге накручивали урожайность.
Но жизнь, похоже, никогда не будет простой для нарождающейся Российской Империи. Из-за вот этой усатой б****!
1770 год. Шпионы Государыни докладывают, что никакого мира во всём мире не будет — Китай на соседнем континенте медленно ломает Америку, Ганди облизывается, глядя на Франкфурт. Штрафы за боевые действия никому не интересны, поэтому делаем вид, будто нам они тоже не выгодны.
Поддерживаем нашего друга Джорджа: надо организовать Серебряный флот, и бороться за первое место в событии, с промышленностью у нас во всех пяти городах хорошо, должны выиграть. И соглашаемся с Бисмарком (неожиданно, да?) — нужно больше искусства.
А тут и эпоха Просвещения подоспела!
Серебряный флот — первое место, главный приз — венецианский Гранд-канал в Петербурге, цитата Александра Герцена о Петербурге бесплатно. Комбо!
1780 год, пора официально налечь на матан, вкачивая Рационализм. Сейчас как понастроим обсерваторий…
Вот так раздулась наша цифровая империя к 1785 году.
Периодически заходим в панель культуры и прожимаем кнопку автоматической сортировки произведений культуры, не ленимся, чтобы шли тематические бонусы от чудес и зданий.
И тут сам Отец Коварных Планов и Демон Политических Искушений сделал нам в 1880 году предложение, от которого нельзя отказаться.
Разумеется, Бисмарк был так рад, что полностью сменил тактику и полез на Петербург.
Думал Бисмарк: «Новым годом
Петроград возьму походом».
Просчитался подлый гад:
Лоб расшиб о Петроград
Чуть позже игра спросила про то, каким у нас будет высшее образование. Конечно бесплатным.
К началу XX века дела складывались неплохо, ✡Чадизм✡ даже удалось повысить до статуса мировой религии.
Очень вовремя вылезло выгодное событие на апгрейд «устаревших» зданий за золото и ресурсы.
Подкаченные разведчики были рассажены по всем ключевым городам (а позднее они были в каждом) и занялись перманентной пацификацией всех, кто пытался увлечься промышленным шпионажем. Все хотят кусочек нашего матана.
Прощаем всех за попытки поживиться за наш счёт. Будет небольшой бонус к отношениям.
1929. Момент настал, пора принять идеологию. Автократия для фанатов джингоизма, милитаризма, авторитаризма, третьей альтернативы, тирании и тотальной войны.
Порядок для любителей строить коммунизм, клепать Т-34, национализировать всё подряд, обязательно с большим скачком и железным занавесом. Причём коммунизм идёт прямо сразу в первом тире, а не во втором или третьем. А вот капитализм в свободе во втором тире! Недоработка, но не будем придираться, может ещё допилят.
Свобода. Для России. Без капитализма. В игре так можно. Экономисты, политэкономы, политологи и прочие интеллектуалы кисло корчатся от кукожа и прячут лица в ладонях.
У неё будет два минуса: из 7 слотов улучшений первого уровня реально нужны только 5. И Статую Свободы может построить любой конкурент, взявший свободу и имеющий город на побережье.
Если серьёзно, свобода является наиболее гибкой идеологией не только в игре, но и в реальной жизни. Хороша та идеология, которую не замечают. Если ваша страна — сверхдержава с огромным количеством мягкой силы (в игре выражена через чудеса, науку, культуру, туризм, религию, конвертируемое производство, голоса и резолюции в мировом конгрессе и т. д.), то вы можете спокойно манипулировать другими странами, навязывать свою политическую волю глобально и произвольно определять степень свободности других.
А если мягкой силы недостаточно, то всегда можно помочь конкурентам увидеть свет истины и осознать суть вещей, используя ковровые бомбардировки, танковые колонны, авианосцы и ОМП.
И продвигать свои интересы по всем направлениям, прикрываясь старым добрым «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку».
Между тем Джордж совсем забомжевал, но почему бы не помочь?
Ганди вошёл во вкус и требует продолжения банкета. Шёл 1934 год.
Так увлеклись, что счёт времени потеряли. И тут в 1956 Китай успешно покончил с США.
Пора протаскивать резолюцию о мире во всём мире, иначе совсем худо будет.
Ганди настолько всё нравится, что он ещё и ресурсы в сделку включил.
В 1979 Россия и Индия решили наложить санкции на Китай, чтобы поменьше воевал.
Китай был так рад, что прислал десант гостей с подарками.
Ганди теперь предлагает 71 золота за ход, лишь бы повоевать с Бисмарком. Как отказать дорогому другу?
В перерывах между нашими забегами до Бисмарка археологи ваяют культурные памятники. Нужно больше счастливых людей в России.
К 2019 году Питер был почти полностью готов отбить любую атаку с моря благодаря второй цитадели (в моде их можно ставить только через клетку) и добавочным гаубицам.
2024. Добро пожаловать в эпоху Современности (ранней). Что-то мы чутка припозднились.
13 голосов в мировом конгрессе за счёт прокаченной идеологии и улучшений. Можно начинать наглеть, но в меру.
Ураганы во время плохих событий ломают постройки, всегда выбирайте самую верхнюю доступную опцию. Отстраиваться заново? Только время терять.
Один из самых важных советов. Всегда заваливайте морскими минами акватории ваших портовых городов. Вражескому флоту придётся несладко.
Январь 2031. Китай и Германия практически одновременно напали на Россию.
Перед тем, как читать дальше, запустите композицию под картинкой для дополнительной мотивации и подчёркивания эпичности грядущих исторических событий.
Постройка автобана в Питере приподнесла неожиданный сюрприз. Знаете, у этих моддеров есть яйца. Они вежливо напоминают, кто протолкивал государственную программу строительства этих дорог в реальной жизни.
Накладываем санкции на Китай, чтобы меньше хорохорились и строим Эмпайр-стейт-билдинг.
Сороковые года XXI века. У нас очень мало нефти, а Бисмарк продолжает быть проблемой. Председатель Ганди (да, он у нас в Порядок ударился) предлагает пошатать Франкфурт, и что-то такое странное сделать с Ахеном.
И вот в этот напряжённый момент председатель Ганди кинул России в спину нож, два томагавка, двуручную секиру, связку шампуров, бензопилу «Дружба» и тигровую акулу зубами вперёд.
Вторая половина XXI века обещает быть ещё веселее. Во-первых, Россия доминирует в олимпийских играх.
Во-вторых, теперь в каждом городе стадион и событие на 400 очков к золотому веку прокает постоянно.
В-третьих, с культурой всё очень хорошо.
А с этим перком в древе Прогресса ещё лучше.
Мутим шпионские мутки в неразвитых городах, подкачивая неопытных шпионов.
Можно взять фритредерство, игнорируя отсутствие капитализма в стране. Ор выше гор, это просто двадцать из десяти, Адам Смит и Давид Рикардо восторженно крутятся в гробах, переписывая «Капитал».
Под Мухосранском горят леса. Сразу видно, игра что-то знает и издевается. Бомбим леса водой и удобрениями.
Проводим операцию «Быстрый Берлин». Посылаем одного из наших джеймсбондов проделать брешь в защите города, чтоб тот не восстанавливался пять ходов и получил разовый урон.
Теперь наезжаем на присмиревшего Бисмарка за оскорбление нашей Президент-Императрицы (аж до слёз с таких титулов).
Экспроприируем Берлин и чистим/прогоняем вот это всё непотребство.
Удивляемся от финансовых возможностей Бисмарка. Хорошо быть у Китая в кармане, верно?
Теперь нужны крутые бомбардировщики, наших B17 явно недостаточно.
Ну и свой GPS, куда же мы без него.
В 2076 году наконец-то смогли выделить деньги на серверный хаб в Питере. Лучше поздно, чем никогда.
Каждый наш город имеет максимальный уровнень безопасности, незанятых шпионов приходится подкачивать. Иногда они мрут, даже на лёгких миссиях.
2078. Четыре бомбардировщика с двумя атаками за ход под Кёльном. А это значит, что…
Бисмарк опять удивляет своим кошельком и спонсорством.
Китай удивляет своей неадекватностью и наглостью. Сначала они долбанули ядерным оружием (самым «слабым» зарядом, в моде их несколько) по догорающему Ахену.
Потом они захватили Ахен и отдали его Германии, попутно шмальнув по Питеру с трёх подлодок (внизу, видите полосочка чуть просела?). Наверное задели Думскую улицу, потому что практически никто ничего не заметил. Один из местных рассказал о пережитой атаке подлодок:
Я иду по Думской,
А потом ползу.
Где-то проблююся,
Где-то нассу.
Потом китайцы захватили Кёльн и зачем-то вывели трёх великих генералов на одну клетку (цитадель поставить?). Но нет, жирно будет. Спокойно давим их танком.
Потом из ниоткуда приварпались зенитки со спецназом. Партизаны.
Председатель Ганди назвал всё это кровавым бесчинством и переехал нашу границу.
Меня его претензии просто заколбали уже, я не могу их слушать. Одна претензия уморительнее другой. Про идеологические ценности, блин. Про какую-то ерунду, бесчинство. Что он несёт-то вообще? Он может заткнуться? Войска введёт — забоимся. Чего, ёпт? Про что он несёт? Вообще обалдеть.
И наша идеология теперь мировой будет, улавливаешь?
А у Шанхайского всемирного финансового центра (находится в столице России) сломалось описание, печаль.
Теперь можно в последнюю эпоху, эпоху Будущего.
Строим наноинститут. Тут для всего нужны будут наноматериалы.
Один министерский хохмач предложил основать организацию для изучения и уничтожения пришельцев в случае внезапного вторжения. Икс Ком, как-то так.
Но зачем? Я и есть организация.
Лучше установите наноминное поле под водой, вдобавок к обычным морским минам.
Председатель Ганди опять…
Отлезь, товарищ. Сейчас шлёпнем тебя два раза.
Продвигаем запрет на ядерное оружие от греха подальше.
Строим виртуальные музеи и прочие здания, принимаемся за древо Творчества, ЦЕРН с Большим Адронным Коллайдером и генетическое хранилище.
Проводим очередную модернизацию вооружённых сил. Теперь в нашем распоряжении диглаторы, механоартиллерия, аугментированные солдаты с экзоскелетами, автоматон-пулемётчик, суборбитальные бомбардировщики, МБРы, нанотермоядерное оружие. Россия готова ко всему.
Чуть позже добавятся дредноуты и космодесант.
В апреле 2099 Китай привёл целую флотилию с ядерным оружием, чтобы стереть Россию с лица Земли раз и навсегда.
Куда там.
Остатки китайской лоханкоармады лупанули прямой наводкой по Мухосранску. Здесь есть бункер, но всё равно минус 8 населения.
Оставляем островное государство за отступные.
Теперь последний рывок, впереди культурная победа.
Открываются абсолютно имбовые постройки с жирнющими бонусами вроде комплекса, где занимаются загрузкой сознания.
В конгрессе успех по всем фронтам.
На бегу берём Империализм ради допбонусов к ЧСВ и строим пачку финальных чудес.
Пора заканчивать, инициируем протокол «Гражданин Земли» и в последний раз глядим с высоты птичьего полёта.
Красота спасёт мир.
Я нашел Рим городом кирпичей и оставил его городом мрамора.
Ультракраткий рассказ о моде
Проделана столь титаническая работа, что всерьёз воспринимать Civilization VI или пробовать её после этого мода невозможно. Моддеры сделали лучше, чем Firaxis Games. Во всех аспектах. Мод и его компоненты продолжают обновляться. Разрабы мода не васяны, чувство меры присутствует.
Перелопачено всё и даже больше. Кроме гексов. Бонусы лидеров, условия победы, религия/реформация, технологии, юниты, общественные институты, идеологические плюхи, бонусы чудес, строительные улучшения, постройки в городах и т. д.. Ввели фишки из четвёртой цивы: события с выборами и корпорации с филиалами (функционируют как вторая религия для поздней игры). Всё, чего не хватало Brave New World и Gods and Kings, было добавлено.
Механика монополий на ресурсы. Как для роскоши, так и стратегических. Каждый ресурс как-то используется и прибавляет что-нибудь полезное.
Введены великие дипломаты и куча плюшек, связанных с ними и городами-государствами.
Есть ли баланс? В наличии, играть через один аспект не получится.
Вариативность возросла, одна и та же партия может повернуться несколько иначе в зависимости от принятых решений или сделанных ошибок.
Данный мод — гордость модостроения и самая допиленная «Цивилизация» на данный момент, с минимальным количеством огрехов:
- При завершении постройки некоторых поздних чудес тултипы в правой нижней части картинки не отображаются, на их эффективности это никак не сказывается.
- Если не отключать некоторые механики, то скорость партии значительно замедлится.
- Некоторые природные чудеса выглядят кривовато.
- Некоторые цивилизации всё же помощнее других, особенно если знаешь как играть.
- Лидеры иногда предлагают незаключаемые (минусовые) сделки.
- Из-за механики религиозного давления приходится активно покупать и расходовать инквизиторов, немного муторно.
- Иногда музыкальные композиции великих музыкантов не соответствуют исторической эпохе.
А теперь почитайте секцию, где всё подробно расписано. Там интересно.
Заключительные мысли
Цивилизация как игра максимально упрощает и игрофицирует (геймифицирует) исторические, экономические, культурные и социальные процессы. Но она предельно откровенно демонстрирует то, что прекрасно известно людям, изучающим политику профессионально (или занимающимся ей). Мировая политика — яркий пример игры с нулевой суммой.
Выигрыш для одного игрока означает проигрыш для остальных игроков. Говоря простым языком: если страна икс получает большое преимущество, то все остальные получают большую проблему и будут вынуждены неким образом нивелировать возникший вызов(ы) и жжение в седалище.
Если представители правящего класса некой страны не смогут адекватно ответить на исторические вызовы, то их держава будет периферизироваться, сползая в категорию «бросовых» стран, которые занимают территорию, но ничего не решают.
А руководители заслужат репутацию никудышных бездарей, какистократов, бесправных младших партнёришек (компрадоров), исторических неудачников. И всегда будут даже не на вторых-третьих ролях, а в массовке. В «Цивилизации» это преподносится через игровой процесс как растянутая во времени агония, когда ты вроде брыкаешься, но мало что можно сделать, момент упущен. А потом твою недодержаву ломают. Очень полезный опыт.
Выбраться из ловушки периферийности, навязанной отсталости и зависимого развития без посторонней помощи практически невозможно. В этом аспекте тоже как в жизни. Кто не силён (по крайней мере экономически) и не имеет могучих друзей прямо сейчас, тот уже опоздал навсегда. «Вкатиться» не дадут, новые врываторы не нужны. Без вас поделили, уж извините.
Если же страна икс по каким-то причинам не может разыграть и нарастить/закрепить полученное конкурентное преимущество (или бездарно упускает его), то возможности уйдут к одному из дышащих в затылок конкурентов. Скорее всего, навсегда.
Второй шанс выпадает редко, из ярчайших примеров — дерзкий рывок СССР от руин Российской Империи к обретению статуса сверхдержавы. Также медленное возвышение Китая после смерти Мао Цзедуна (1976) и начала проведения колоссальной реформистской программы, которую никто не думает сворачивать по сей день.
Детище Сида Мейера (да и вообще любая комплексная 4Х стратегия) очень грубо, но предельно наглядно показывает: в большинстве случаев крупный политический кризис является прямым следствием ряда систематических ошибок в мышлении верхов из правящей элиты. Тип политического режима и его идеология при этом не имеют значения.
Сюда же относится принятие плохих компромисов, полумер, безграмотных и неэффективных решений; непоследовательное прокладывание политического курса. Не забудем хроническое неумение планировать и быть на шаг впереди конкурентов. И как вишенка на торте — структурная «неадекватность» выстроенной системы с упорным отказом от её изменения.
Никаких мировых заговоров, всемогущих организаций или сверхъестественных сущностей пополам с магией. Смертельным ядом всех великих империй и держав была, есть и будет макабрическая смесь институциональной и управленческой некомпетентности.
Вот такая игрушечка. Собственно, спасибо бате Сиду и Firaxis Games за такие уроки интерактивного введения в политэкономию/политику и пищу для ума.
Анонс новой заметки и благодарности
К сожалению, вместо пятой цивы тут должна была быть другая трудноописуемая игра, но с ней возникли нерешаемые технические сложности, связанные с тем, что она работает только в 4:3 формате и никак не хочет лезть в мой 16:9 монитор без создания боковых чёрных полос.
В следующий раз будет или что-то про необычную RPG или фановый лонг про один знаменитый бесплатный онлайн цирк. До конца не ясно, следите за обновлениями вот тут:
Если вам так понравилось, что хочется больше лонгов прямо с е й ч а с, то милости просим заценить:
Автор выражает благодарность ютуберу arachman56 за его гитарные mad skillz и суперкавер по Thunder Force IV (1992), юзерам сайта Civfanatics. com (они DTF не читают, ну да ладно) за моды, информацию и некоторые внутриигровые хай рес картиночки. Также при написании статьи ни одна ссылка на Википедию не пострадала.
Отдельная благодарность DTFерам Сергей Родин и Аргонианская скума за финансовую поддержку. Пусть укрепится рука донатящих.
Огромная благодарность Riverander за идею «издательского портфеля», шкалу готовности материала и несколько трюков по оформлению. Я набрёл на них, читая его блог. Двенадцать из десяти, буду читать ещё.
И заранее спасибо ему за пишущийся идеальный лонг по «Хроникам Миртаны: Архолос», который [надеюсь] соберёт много плюсов. Больше Готики богам Готики и альмсиви под Balmora Vice всем негражданинам.
На этом пока всё. Я устал, я ухожу, берегите DTF.
Здорово, что о моей любимой игре пишут на DTF. Наиграно почти 2К часов. Про некоторые саб моды не знал. Спасибо, буду пробовать.
От себя хочу посоветовать 3rd and 4th Unique Components for VP https://forums.civfanatics.com/threads/3rd-and-4th-unique-components-for-vp-official-thread.631657/page-143
Добавляет ещё по две особенности для каждой нации, делая игру за каждую ещё более уникальной.
Такие большие моды я вряд ли поставлю (хотя всегда играл в ванилу), но последние две недели мозг так и говорил мне "установи пятую циву". Получается, звёзды сошлись, раз и статья на дтф попалась мне 😁
А вообще спасибо за старания. Я ценю это ❤️
Для обустройства сверхдержавы, как видно из истории, всего-то достаточно одной маленькой победоносной войны против соседнего государства, которое принято считать догоняющим в развитии. Можно еще и пропаганду про возврат "Родных земель" поднять, национализм там, круто.
Эх, а ведь русско-японская война завершилась чуть более ста лет назад. Как люди все быстро забывают...
Справедливости ради, в истории любой страны можно найти пример такой Победоносной войны.
История в целом циклична