Мертвецы рассказывают сказки — Обзор Observer
Observer похожа на огромное количество игр: здесь есть стиль и визуальные приёмы от SOMA, поиски смысла в куче непонятного бреда прямиком из The Beginner’s Guide или Psychonauts, а ещё в Observer чувствуется кисть безумства от людей, подаривших нам Layers of Fear.
Observer имела все шансы затеряться среди огромного количества вышедших игр: всему виной необычное сочетание жанров и относительно низкая популярность хорроров в на момент релиза целом. Хотя, если взглянуть под оболочку, то можно заметить, что это чисто хоррор, да и детективом тут особо-то и не пахнет. Зато эстетика киберпанка… давайте-ка по порядку.
Хотя игра и позиционирует себя как хоррор и детектив, на деле это не совсем так. Это скорее симулятор ходьбы с элементами, отмеченными выше. От детектива здесь лишь сам факт того, что по сюжету вы расследуете убийство человека, а хоррор выражается лишь в неожиданном резком захлопывании дверей перед вами и нагоняющими страх звуками, которые по факту даже не имеют живого источника. Игра может напугать вас в некоторых моментах, но только в том случае, если вы слишком впечатлительны. В остальном, это лишь постоянное нагнетание атмосферы беззащитности в замкнутом пространстве и довольно длительное психологическое давление.
Игрок берёт на себя роль особого кибер-полицейского с внешностью ныне покойного актёра Рутгера Хауэра, который оснащён специальными имплантатами, которые позволяют ему проникать в разумы подозреваемых. На дворе ночь, идёт дождь. Мы получаем сообщение в наш компьютер и едем на место происшествия в гигантский многоэтажный жилой комплекс. Здесь произошло убийство, вероятная жертва — сын главного героя.
Используя особенности кибер-сыщика мы исследуем место преступления, используя различные высокотехнологичные гаджеты прямо как какой-нибудь Бэтмен. Помимо основного зрения Наблюдатель использует особое биологическое и кибернетическое. Одно позволяет анализировать материалы живого происхождение, другое — различную технику и приборы, в том числе имплантаты.
Помимо основной сюжетной линии в наличии имеются побочные задачи, которые выполнять вроде как и необязательно, но они в свою очередь могут поведать определённую часть основной истории, раскрыть её детали. В некоторых случаях нам позволяют сделать некий моральный выбор, который, по сути, ни на что не влияет, кроме как на наше личное восприятие последствий и моральной тяжбы.
Вообще, опрашивать всех подряд жильцов смысла нет, для продвижения по сюжетной линии достаточно лишь пара диалогов с центральными персонажами. Но, для раскрытия деталей мира, предшествующих событий и мнения людей о кибер-полицейских, контролирующих всё и вся мега-корпорациях и о блокировке, которая настигла жильцов в момент визита Наблюдателя, вам всё же предстоит опросить пару десятков резидентов.
Окружающая действительность киберпанк будущего на самом деле пугает. Всё окружение и детали выглядят добротно, но в то же время пугают своей ничтожностью, мерзостью. Жилой дом, пленником которого мы оказываемся, расположен в трущобах, здесь живут, в основном, самые низкие по рангу слои общество. В то время как окружение прямо-таки кишит современными приборами — оно является максимально грязным, неухоженным и заброшенным. Все жильцы предпочитают не покидать свои квартиры, ибо то, что находится снаружи — мало кому может понравиться: моральная и духовная нищета, серость и уныние.
И тут приходит Наблюдатель. Он хочет добраться до истины любыми методами: будь то допрос, осмотр квартир или же прямое вторжение в разумы жильцов. Он здесь не самый желаемый гость, более того, он не приятный "главный герой", а самое настоящее зло в контексте сюжета Observer. Он может вывернуть страхи наружу и использовать их в своих интересах. Очевидно, что многие обитатели отрезанного от мира грязного общества не рады его видеть, совсем: каждый из них максимально испорчен, будь то личные, ментальные конфликты, или же более реальные проблемы с зависимостью от вредных стимуляторов или виртуальной реальности.
Каждый коридор здесь одновременно красив и ужасен: он сочетает в себе старый фундамент и современную обработку технологиями: голограммы и неоновые, яркие, постоянные вездесущие вывески с рекламой и пропагандой аугментации. Весь мир гниёт от технологий и их повсеместного использования. Всему этому технологическому кошмару придаёт красок некий вирус, который поражает аугментированных людей, превращая их в безумных, неконтролируемых чудовищ.
В один момент, расследование заходит в тупик и Наблюдателю приходится нарушить правило и подключится к сознанию умершего человека. Вот тут-то и начинается кромешный ад. Краски реальности и вымысла смешиваются, становится сложно понять где ты сейчас. Весь безумный, психоделический стиль и подача становятся постоянными а не кратковременными. Время постепенно уходит, убийца вот-вот будет найден…, и вдруг происходит смена целей и приоритетов, полный визуальный и физический хаос. Мир прямо-таки трещит по швам. Становится очевидно, что Observer - это в плане восприятия сильная, эстетическая игра. Или же сильно безумная. Оба варианта верны.
В некоторых моментах разработчики, по правде говоря, перестарались или недодумали. Например, местные прятки с монстрами хоть и являются довольно редкими и быстротечными, но в то же время портят неторопливый безумный трип. А сам факт того, что такой из себя высокотехнологичный полицейский отправляется в не самое лучшее место на свете без какого-либо оружия, оставляет много вопросов в плане логики. Скорее всего, это всё было попыткой добавить тот самый, упомянутый разработчиками элемент хоррора, путём подкидывания беспомощному игроку страшного и опасного монстра, от которого можно только прятаться или бежать.
Если подводить итог, то без сомнения можно сказать, что Observer — игра не для всех. Она подобна сложной научной книге, в которой всё написано на незнакомом для вас языке. Но тем, кто будет достаточно внимателен, она сможет дать особые, можно сказать, жизненно важные знания, которые формируют целостную социальную проблему общества и развития науки и технологии. Observer — это безусловно хорошая игра. О ней хочется говорить много и долго, но её нужно увидеть и прочувствовать самому, ибо визуальная эстетика — это её главный козырь.
Спасибо за прочтение. А что вы думаете об Observer? Удалось ли поиграть во времена релиза или отложили игру в бэклог?
Сейчас мы активно ищем пишущих авторов обзоров, которым готовы выплачивать денежные бонусы за обзоры, поэтому если интересно - пишите в личку.
Больше наших обзоров можно найти тут.