"Ничего не понял, но очень интересно" - запоздалый обзор на Scorn

"Ничего не понял, но очень интересно" -  запоздалый обзор на Scorn

Платформы: Xbox Series X|S, ПК

На чем проходил: ПК

Год выпуска: 2022

Разработчик: Ebb Software

Время моего прохождения: 7+ часов

Начну с того, что Scorn я ждал долго. Впитывал всю информацию по игре, скажем, следил за проектом со старта, а это, на минуточку, с 2014 года, когда они представили первый трейлер. Примерно тогда мое увлечение к играм начало переплетаться с другим хобби – искусством. Да, я тот человек, который может смотреть часами на непонятное пятно на холсте, и видеть там посыл, заложенный автором. Хотя меня не назвать фанатом фантастического реализма и биомеханики, но картины Гигера умеют приковать к себе, и начать внимательно изучать каждую деталь. Тяжело понять, почему такие мерзкие иллюстрации так притягательны глазу. Антураж и атмосфера, показанная в первых трейлерах Scorn, дала понять, что этот проект стоит моего внимания, и я принялся ждать. Стоили ли мои ожидания такой игры, давайте разбираться поподробнее…

Сюжет

Напишу сразу – такой неоднозначности и недосказанности, на моей памяти, еще не было. Автор статьи его не понял, да и понимать особо не хотел. Тут не будет никакой лишней интерпретации, все фанатские теории, что мне попадались на глаза, бред полнейший. Да, соглашусь, – рассказанная история в рамках «игры» получилась стильной, с какой-то стороны литературной и абстрактной во всех смыслах, но задумка сербских разработчиков провалилась. Игра явно не для всех, в плане сюжетной составляющей массового потребителя этим не затянуть, а, напротив, только отпугнуть от проекта.

"Ничего не понял, но очень интересно" -  запоздалый обзор на Scorn

Все, что нужно знать про завязку сюжета – наш герой проснулся в непонятном месте, по пути завел себе друга-паразита, который медленно нас поглощает, и… , хватит. Важно уточнить, что никакого текста, кроме как в меню, нет. Одиночество проявляется везде, весь сюр происходящего поначалу даже угнетает, потом – интрига пропадает. Сюжетных вставок мало, под конец их правда становится больше, но из-за беготни туда-сюда по локации в поисках правильной развилки, содержание отходит на второй план.

Локации и их оформление

Ух, начинаем! Если брать в расчет, что разработчики вдохновлялись работами Гигера и Бексиньского при дизайне локаций, то это победа. Дух захватывает сразу. Приятно смотреть на неприятные вещи, визуализация мерзких объектов – мое почтение. Видны старания в плане обустройства уровней. Их хочется изучать, делать скриншоты, рассматривать со всех сторон и восхищаться. Темная гамма только добавляет шарма, местами серая для отчуждения и одиночества, местами зеленая для мрачности и мистики. Окружение увешано фресками, повсюду разбросана гнилая плоть, где-то за горизонтом бродят фантастические твари огромных размеров, все играет на атмосферу. На правильную, лавкрафтовскую, атмосферу. НО, как обычно есть одно НО, — навигация!

Этот минус перекрывает все вышеперечисленное. В «игре» 5 глав, точнее, V актов. Каждый выполнен в своей уникальной стилистике, и это проблема. Разработчик решил, что добавлять карту в Scorn необязательно, ведь что сложного в поисках гребанной кнопки, когда твоя игра представляет из себя многоуровневую мешанину из спиралевидных тропинок, закрученных сверху зигзагами и развилками влево-вправо, ведущими в тупик. Я не поверю, что хоть один человек, игравший в Scorn, знает куда ему идти. Половину из найденных «правильных путей» автор этой статьи нашел случайно, перед этим потратив туеву кучу времени, кружась вокруг одних и тех же дорог со словами «опять я здесь? !». По моему мнению, сделано было это специально, чтобы хоть как-то растянуть прохождение этой «игры», и, если заучить все важные места для дальнейшего просмотра титров, этого чуда хватит часа на два максимум. Так о какой «красоте» может идти речь в такие моменты?

"Ничего не понял, но очень интересно" -  запоздалый обзор на Scorn

Игровой процесс

Хотя два часа на прохождение, это я перегнул. Открывается вторая проблема – игра очень медленная и монотонная. Соглашусь, логично, где раскидана гнилая плоть и реки крови – там будет вязко. Добавим, что «игра», в основном, выполнена в жанре puzzle, по-нашему, головоломка, где скорость и динамика не так важны. Но в показанных трейлерах я ожидал немного другого – шутер с элементами хоррора, нет, никто не помнит такого?

"Ничего не понял, но очень интересно" -  запоздалый обзор на Scorn

Scorn хочет усидеть сразу на трех стульях, но, естественно, не получается. Как шутер — игра не работает, 4 вида оружия без ощущения этого самого оружия, 4 вида противников, которых, зачастую, можно оббегать, итог – провал. Как хоррор – тоже нет, хотя звуковое оформление действительно на высшем уровне. Да, и будем честны, загадки мне не показались такими уж сложными, разработчики опять решили растянуть геймплей. Что-то по типу «этот лифт поднимется, только если ты найдешь все 3 кнопки, которые расположены в разных частях огромной локации». И так со всеми головоломками в пяти актах, класс!!!

Главный минус всей «игры» – это не игра! Самые наблюдательные уже заметили, почему в вышеописанном материале автор статьи при упоминании слова «игра» в обязательном порядке ставит кавычки. Повторюсь, это не игра, называйте как хотите – демка, эксперимент, музей искусств, но точно не игра! По большей части, смотрел, а не играл. Конечно, я получал удовольствие от красивых построений на уровнях, но что мне мешало пройти это на YouTube, и не потерять никакого игрового опыта?

Боссы

Грубо говоря, в Scorn – два финальных босса, по факту – только один. Скучно, медленно, победная тактика – во время его атаки бегать от одной стены к другой, когда он устал – бить. Повторять, пока не умрет, и так на протяжении 10-15 минут. Две фазы. Как вы поняли, и с боссами тут туго, естественно, еще один минус.

<i>Крэнг из Черепашек - Ниндзя курильщика</i><br />
Крэнг из Черепашек - Ниндзя курильщика

Звуковое сопровождение

Хватит о минусах, ведь звуки здесь прекрасны до ужаса. На фоне постоянно кто-то шуршит, шипит, слышны звонкие голоса, тягучий эмбиент проникает тебе в наушники, вайб одиночества чувствуется. Старания музыкантов, работающих при написании саундтрека к игре, надеюсь окупились. Во время прохождения нет отсутствия единства картинки со звуком. Ну хоть где-то разработчики не обосрались.

Немного отсебятины

Если вдруг кто-то помнит, выходила не так давно (2018) похожая игра в графическом плане под названием Agony. Там правда действие происходит в аду, но главные атрибуты по схожести со Scorn есть - страх, похоть, уйма раскиданных кишок по уровню, отвращение и притягательность вместе. На момент выхода я про себя подумал - "Вау, это как Scorn, только эта игра хотя бы вышла". И Agony с треском провалилась. Низкие оценки от журналистов и игроков дали мне понять, что такие продукты нужно рассматривать как эксперимент и не более. Соглашусь, что в Агонии было и без того много проблем в игровой составляющей, но как предпосылка к моим будущим ожиданиям она не оправдалась, увы.

Итог

Scorn - это один из немногих проектов, которые я ждал, предвкушая мистическую атмосферу наравне с увлекательными перестрелками по картинам Бексиньского. И ничего из этого так до ума Ebb Software не довела (ну кроме оформления, естественно). Возможно, ввиду завышенных мною ожиданий к Scorn, она их не оправдала, но игра автору не понравилась, поэтому:

Моя оценка: 4 "знатоков искусства Гигера" из 10

P.S. Знаю, что Scorn всех порядком подзамахал на DTF, но я просто не могу не написать про этот продукт, статья была написана сразу после прохождения, однако опубликовать решился только сейчас. Удивлен, что мое мнение совпадает с мнением большинства, кто хочет его оспорить, добро пожаловать в комментарии

2727
22 комментария

У ребят был замечательный концепт, но у них не хватило за всё время ни таланта ни умения сделать из этого игру так и оставив всё это чисто скучным и унылым наброском игры.

5
Ответить

Согласен

1
Ответить

По моему, Scorn все же вышел самобытным. Несмотря на геймплейные проблемы, в нём достаточно много визуального повествования, неуютной, но притягивающей атмосферы, которая порождает множество трактовок истории. Может это чистой воды визуальная новелла от первого лица?

4
Ответить

Ничего от скорн не ждал, третий день хожу под впечатлением от него.

4
Ответить

А я как только понял, что мне предлагают какие то 3Д мини-игры в брутальном сеттинге как то дропнул, и решил что проще будет посмотреть красивый игро-фильм на ютубе. Ничего против головоломок не имею, но конкретно в Скорне всё впечатление рушится. Надо было им сделать просто короткую адвенчуру, с атмосферой, без боев и с интерактивным окружением (типа амнезии или сома).

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Не смогли пройти, потому что не отгадали глупых головоломок?

Ответить