Путь Дракона - путеводитель для желающих познакомиться с франшизой Yakuza
Данный материал - помощь для тех, кто хочет приобщиться к франшизе после недавних анонсов. Тут будет рассказ о каждой номерной (важно) части франшизы, о плюсах и минусах. Это не обзор всей серии.
What a time to be a fan! Ну а если серьезно - RGG Studio провела массовую бомбардировку анонсами по своей главной франшизе - Yakuza (ориг. Ryu Ga Gotoku - Like a Dragon). И сегодня я хотел бы помочь тем, кто все хочет приобщиться к франшизе, но никак не решается. Проблемы бывают разные - от масштабов самих игр, до их количества. Однако сегодня я хочу помочь тем, кто только на пороге знакомства с серией. Мы пройдемся по всем номерным частям, начав с нулевой и закончив седьмой. Я принял такое решение по простой причине - это самый логичный способ познакомиться с франшизой, пройдя ее от начала истории и до конца.
Но, не смотря на такой порядок, я сразу дам ответ на главный вопрос - а с какой части начинать знакомство? Существует два варианта: полноценное знакомство (на основе данного варианта строится весь текст) и знакомство с седьмой части (она оторвана от остальных частей и служит неплохой стартовой точкой).
Ну что ж - начнем!
Yakuza Zero
Идеальный старт для новичка. Во многом это связано с тем, что данная часть франшизы - пик RGG Studio с прошлой версией своего игрового движка. Максимально отточенная, отполированная часть, но не без своих минусов.
Сюжет разворачивается в 1988 году. Пик денежного пузыря Японии - деньги были у всех, их было много, а тратить их в таких объемах было некуда. В этом царстве порока мы будем участвовать за двух героев - Казума Кирью и Горо Маджима. Кирью в тот момент находится в самых низах клана Тодзе и работает мелким хулиганом. Но в один момент героя втягивают в водоворот событий, связанных с "пустым лотом" - клочком земли, который пытаются заполучить все семьи Тодзе. Герою приходится покинуть семью и принять участие в поисках владельца "лота", чтобы очистить свое имя.
Горо Маджима отбывает свое наказание в Осаке, Сотенбори. После провала одной операции и долгих пыток, его ставят главой кабаре, где он отрабатывает свое освобождение. Однако в один момент его начальник предлагает ему работу, которая сможет вернуть его в игру - надо всего лишь убить человека - Макимура Макото.
Не буду дальше рассказывать о сюжетной части игры. Это во многом пиковая история RGG, где она в меру фокусируется на интригах и героях. Мы побываем как в эпичных, так и в грустных моментах, ну и получим свое возмездие. Отмечу только то, что игра в некоторых сюжетных моментах может быть сложной, если не заниматься прокачкой, о чем дальше по тексту.
Всего у вас будет 2 территории: Осака, район Сотенбори и Токио, район Камурочо. Вы можете исследовать их, играть в мини - игры, а также давать отпор местной шпане. Боевая система, во многом, самая разнообразная в серии, так как у героев будет по 3 боевых стиля. У Кирью: Brawler (базовый стиль, идеальная смесь скорости и мощи), Beast (завязан на мощных ударах и игнорировании ударов других врагов), Rush (быстрый боксерский стиль, но со слабым уроном). У Маджимы: Thug (аналогичен Brawler), Breaker (За Эдди в Tekken играли? Вот тоже самое), Slugger (Маджима достает именную биту и сражается с ее помощью). Помимо основной сюжетной линии и боев, у каждого героя будет своя побочная ветка истории. У Кирью - риэлторство, где он будет скупать здания у пяти королей Камуроте, а у Маджимы - кабаре - клуб, который он будет поднимать с низов. И тут у нас первый минус данной части - побочная ветка Кирью - максимально скучная. Если Маджиме надо общаться с девушками, учить их мастерству кабаре, одевать их и обслуживать клиентов, то Кирью просто стоит и ждет, пока бизнес принесет денег. В результате я просто занимался другими делами, пока на фоне происходил сбор валюты.
Ну а для чего нужны деньги? Помимо простой покупки всего и вся, деньги понадобятся для прокачки героев - да, как в Dark Souls. Вы вливаете миллионы и миллиарды йен в героев, открывая им новые приемы и увеличивая здоровье. В результате вам и побочные истории пропускать нельзя - там основной заработок, но и за Кирью этим заниматься неохота.
Ну а в конце я оставлю просто ролики с караоке и танцполом. Это заслуживает вашего внимания.
Итог: нулевая часть - ваш идеальный билет во франшизу. Да, некоторые моменты истории игра обходит - как никак она вышла перед шестой частью и некоторые события уже были рассказаны. Но не смотря на это вы получаете отличную историю, хороший геймплей, множество мини - игр и побочных историй (это небольшие истории в городе, подробнее в седьмой части) и простого уничтожения врагов.
Время на прохождение (с учетом кабаре - клуба и риэлторства) - от 50 часов.
Yakuza 1
Речь пойдет о Kiwami версии.
Yakuza 1 - ну или Yakuza Kiwami - первая глава истории Кирью. Оригинал, выйдя в 2005, взорвал японский рынок и принес Sega невероятную прибыль. Простая, во многом, история о герое - одиночке, что при помощи кулака и чести пробивает свой путь к правде.
Сюжет игры стартует в 1995 году, когда Казума Кирью, член клана Тодзе, прикрывает своего брата Нишкияму. Он садится в тюрьму на 10 лет, а после выхода вступает в новую борьбу. Его подруга детства - Юми - пропала. Клан Тодзе разрывается от внутренней борьбы за власть, после смерти прошлого председателя. Пропало 10 миллиардов йен, ну и как вишенка на торте - на героя сваливается маленькая девочка Харука, которая, по ее словам, знает Юми. Герою придется пройти через огонь, воду и медные трубы, чтобы достичь истины.
Дальше по тексту я буду говорить именно о Kiwami версии, поскольку она сейчас доступна везде.
Первая часть разворачивается исключительно в Камурочо. Нам доступны привычные мини - игры и развлечения, но также добавили новую, спорную, механику - Маджима повсюду. Горо будет проверять Кирью в боевом мастерстве и помогать развивать его Легендарный стиль боя. Это нововведение спорное по простой причине - оно ломает общий стиль сюжета. В кампании Маджима - жесткий и неприятный человек, который готов взорваться в любую секунду и готов пойти на любые жертвы ради своей цели, а это нововведение ломает общее повествование, что неприятно. Боевая система не изменилась, относительно Zero - нам все еще доступны все три стиля боя, вместе с Легендарным. Система прокачки персонажа также вернулась к истокам - мы просто набираем опыт, что превращается в очки прокачки.
Также отмечу еще два минуса Kiwami - это немного сломанное лицо Кирью - он теперь всегда злой, просто потому что, а также общая "старость" проекта - все же игре уже 17 лет, а Kiwami, во многом, простой перенос игры с одного движка на другой. Но не смотря на это у истории есть свой шарм.
Время на прохождение (с учетом выполнения части побочных заданий) - от 20 часов.
Yakuza 2
Речь пойдет о Kiwami версии.
Сиквел, разработанный за год - игра вышла в Японии в 2006 - стал успешнее оригинала. Сохранив формулу первой части, разработчики расширили место действия, а также увеличили накал страстей, что сделало историю более личной.
Действие игры разворачивается через год, после событий первой части. Кирью и Харука живут вместе, вне клана Тодзе. Однако в один день героя вновь втягивают в водоворот событий, который может привести к масштабной войне двух главных кланов Якудзы - Тодзе и Оми. Вместе с этим на сцену выходит корейская мафия, которая хочет утопить Токио в огне.
В этот раз события игры развернутся на территории Камуроте и Сотенбори - Кирью посетит оба города по ходу сюжета. Стоит отметить то, что разработчики решили развивать сюжет не только запутанностью, но и личными историями героев. Нас погрузят еще глубже в историю Кирью, так и познакомят с новым злодеем - Рюджи Года, а также с напарницей Кирью - Каору Саяма. В результате история Yakuza 2 на многие годы вперед стала самой человечной в серии.
Что до геймплея, я как и в прошлый раз буду говорить о Kiwami версии, нас ожидает привычный набор франшизы с некоторыми изменениями. Боевая система была взята из шестой части франшизы - да, все из за того, что ремейк вышел после шестой части - у нас один стиль боя, а также улучшенная физика боя. Опыт теперь разделен на несколько пунктов, каждый будет отвечать за свою область прокачки. Относительно оригинала нас ждет два больших изменения - две новых побочных ветки. Одна, в Сотенбори, будет снова связана с кабаре - клубом, а вторая, в Камурочо, будет завязана на бизнесе Маджимы. И если кабаре не изменился - то вот о бизнесе Маджимы стоит поговорить поподробнее. Если коротко - это некий аналог tower defence, вот только вместо башен у вас под контролем члены компании. Вам нужно будет защищать объекты, принадлежащие Маджиме в мини игре с обороной.
Ну и на месте все мини - игры и развлечения, которые запомнились игрокам в прошлых частях. Из минусов я бы отметил только то, что игра стала слишком простой - вы можете носить с собой слишком много аптечек, а также реюз побочной ветки кабаре - изменений слишком мало и во многом интерес держится только на сюжете.
Время на прохождение (с учетом кабаре - клуба и бизнеса Маджимы) - от 50 часов.
Yakuza 3.
Третья часть, во многом, стала камнем раздора для фанатов. Кому то понравились новые идеи студии, вместе с попыткой отойти максимально далеко от Камурочо и клана Тодзе, ну а кто то воспринял это в штыки и не хотел нянчиться с детьми. Я же остался где то по середине. Игра во многом стала интереснее и она задала общие положения для франшизы, но некоторые элементы игры сделаны либо средне, либо слабо.
После событий второй части, Кирью вместе с Харукой уезжают из Камурочо. Вместе они организуют приют Солнечный Свет для бездомных детей. Однако прошлое не отпускает Казуму - сначала на шестого председателя клана Тодзе совершают покушение, а затем он узнает, что землю, на которой находится приют, собираются продать правительству. Все это приводит к тому, что Казума, для защиты приюта, отправляется в Камурочо.
Сюжетно данная часть, лично для меня - одна из самых слабых в серии. Она все еще способна держать темп, но за историями детей и попытками перекрутить историю так, чтобы было интересно, я не наблюдаю души. Ощущение, будто новые сценаристы по наитию пытались построить историю, чтобы угодить фанатам. Все это наслаивается на новую боевую систему, которая стала апогеем блоков - буквально каждый враг будет готов заблокировать все ваши атаки, что замедляет боевую систему.
В игре все также остались мини - игры, а также побочная ветка с кабаре, которое работает по другому, относительно Kiwami 2. Но я особо не притрагивался к ним - вышеописанные проблемы поясняют причину.
Мой вам совет по данной части - если вам не понравится общий задел истории и вы поймете, что вы хотите пробежать ее - так и делайте.
Время на прохождение - от 9 часов.
Yakuza 4.
Вместе с четвертой частью разработчики решили пойти ва-банк и сделать сразу несколько играбельных героев. За счет этого они смогли разнообразить общую боевую систему - поскольку у каждого героя свой стиль боя - а также расширить сюжет, за счет разных точек зрения.
Сюжетно игра концентрируется на одном эпизоде - Убийство восемнадцати. В 1985 году, Горо Маджима со своим названным братом Тайгой Саеджимой планируют провести покушение на главу клана Уэно Сейва. Однако, Горо не появляется на месте покушения. Тайга самостоятельно проводит покушение и становится известным на весь криминальный мир, не смотря на свой моментальный арест. Это событие становится толчком противостояния между кланом Уэно Сейва, кланом Тодзе и полицией. Каждый пытается скрыть правду от мира - но рано или поздно она всплывет на поверхность.
Играть мы будем за четырех героев: Шун Акияма, Тайга Саеджима, Масаюши Танимура и Казума Кирью. Каждый из героев внесет свою лепту в общую историю и будет пытаться достучаться до правды. Но поговорим отдельно про героев:
Шун Акияма - глава финансовой структуры Sky Finance, где он выдает залоги под одним условием - пройти его тест. Если говорить о характере, то это полная противоположность Кирью - веселый парень, который знает себе цену, но в нужный момент готов взять себя в руки. В бою полагается на свои ноги и ловкость.
Тайга Саеджима - названный брат Горо Маджимы - больше всех похож на Кирью. Он серьезен, редко шутит, но самое главное - всегда готов постоять за брата. В бою он полагается на свою мощь - так как способен проводить мощные атаки, не обращая внимания на врагов.
Масаюши Танимура - полицейский Камурочо, который не брезгует своими полномочиями. Но дело отца, которое он пытался расследовать столько лет, ставит его на путь исправления. В бою он полагается на захваты и парирование, так как его сила удара оставляет желать лучшего.
Ну а про Кирью вы и так все уже знаете и так. Если говорить про сюжет, то у него та же проблема, что и у третьей части - он слишком закручен. Во время игры тебе интересно копаться в нем - так как на этот раз основная идея интереснее, но попытка структурировать его в своей голове выливается в кашу, которую тяжело понять. Стало лучше, да, но до эталона второй и нулевой части еще далеко (да, я знаю, что нулевая вышла после, но мы идем по хронологии общего сюжета)
Что до геймплея, то он не сильно изменился. За счет нескольких героев боевая система стала интереснее, так как у каждого свой подход к боям, но если говорить обо всем остальном - данная часть самая ограниченная в плане территорий. Да, разработчики углубили Камурочо, но после Сотенбори и Окинавы - этого мало. Все мини - игры все еще на месте, а каких то конкретных побочных веток все еще нет.
Время на прохождение - от 20 часов.
Yakuza 5.
Самая большая часть серии в данный момент времени. Шутка ли - 5 играбельных персонажей, каждый из которых обладает своим уникальным геймплеем и территорией. Менее запутанной от этого она не стала, но интерес вызывает сильнее, чем прошлая часть.
Альянс Оми и клан Тодзе на пороге войны, поскольку председатель Оми неизлечимо болен. Шестой председатель клана Тодзе ищет поддержки у всех кланов страны, чтобы по возможности вступить в схватку с Оми. Однако, после диалога с председателем клана Ямагаса, глава клана Тодзе пропадает. Эти события, на пару с предполагаемой смертью Маджимы, приводят Кирью и остальных героев обратно в игру - ради ответов на новые вопросы.
Стоит отметить то, что героев в этот раз целых 5: Казума Кирью, Тайга Саеджима, Шун Акияма, Харука Савамура, Татсуо Шинада. Каждый из них на пути к своей цели придет в Камурочо ради ответов. Но давайте в этот раз подробнее о героях:
Казума Кирью - наш главный герой дистанцировался от своего приюта, чтобы не вешать на детей звание "детей Якудзы". В момент сюжета он проживает в Фукуоке, работая таксистом и отправляя деньги детям.
Тайга Саеджима - после событий прошлой части он вернулся в тюрьму, чтобы отсидеть свой срок за побег. Однако предполагаемая смерть Маджимы приводит его к побегу, после которого он прибывает в Саппоро.
Харука Савамура - наша девочка решила начать карьеру идола и ради этого отправилась в Сотенбори, где учится танцевать, петь и работать с публикой.
Шун Акияма - после событий прошлой части, Шун решил расширить контору Sky Finance и открывает отделение в Сотенбори. Однако определенное событие сводит его с Харукой на пути к ответам.
Татсуо Шинада - новый герой серии. Некогда подающий надежды бейсболист, ныне он на дне общества. Его обвинили в договорном матче, что поставило крест на его карьере. Однако таинственный незнакомец готов дать ему шанс найти истину. Шинада же проживает в Кинейчо.
Боевая система не претерпела масштабных изменений, но стоит отметить Харуку - ее баталии происходят не на кулаках, а на танцевальных площадках. Что же до локаций, то мы посетим 4 города: Фукуока, Сотенбори, Саппоро и его окрестности, Кинейчо. Каждый город отличается своим устройством и видом - тот же Саппоро занесен снегом, что придает месту шарма. Также в этой части у каждого героя - кроме Шуна - есть своя большая побочная ветка заданий.
Кирью будет работать таксистом, развозя клиентов по городу. Но в один момент он столкнется с бандой гонщиков, которую попытается остановить.
Тайга будет заниматься охотой - после побега из тюрьмы он будет слаб и местный охотник попросит его помощи в добыче еды. В результате мы будем ходить в горы, охотиться на животных и выживать, борясь с холодом и хищниками.
Харука будет продвигаться по своей карьерной лестнице. Мы будем общаться с фанатами, побеждать в уличных баталиях и учиться новым приемам в танцах, чтобы победить на континентальном соревновании.
Шинада будет восстанавливать свои навыки в бейсболе, в чем ему поможет его старый тренер. Вместе с этим он будет узнавать историю тренера и некоторых товарищей.
Главное, что стоит отметить - проработанность данных веток. Каждая обладает своим уникальным геймплеем, вместе с хорошей историей. Что же до остального открытого мира - все в целом осталось на том же уровне. Да, выросла проработка контента, но ничего инновационного нет.
Время на прохождение (с учетом побочных веток героев) - от 60 часов.
Yakuza 6: The Song of Life.
Последняя, на данный момент, история Казумы Кирью. Разработчики решили отказаться от множества играбельных героев и сконцентрироваться на Казуме и его финальной (уже нет) главе. Вместе с этим разработчики сменили версию движка - это был первый проект на новой технологии.
Сюжет игры стартует сразу после пятой части. Кирью решает отсидеть свой срок в тюрьме, который он заработал. Пропав на несколько лет, он узнает неприятные события: Харука, под давлением общественности, пропала, а затем попала в аварию. Все, что есть на руках у героя - это ребенок Харуки - Харуто, а также зацепка - Хиросима. Кирью решает вновь погрузится в разборки кланов, ведь грядет новый договор между Тодзе и кланом Хиросимы.
Если говорить про сюжет - авторы решили сбавить градус закрученности сюжета и сделать акцент на героях. Да, местами все сделано просто - как с тем же Харуто, которого просто все любят - но если говорить про историю Казумы - то все сделано великолепно. Последние главы, лично у меня, вызвали слезы. Но, как я говорил ранее - я не собираюсь спойлерить сюжеты всех частей.
Геймплейно данная часть стала переработкой привычных аспектов серии. За счет новых технологий данная часть стала ощущаться быстрее, плавнее и свежее, чем предыдущие. Герой стал подвижнее в перемещении по открытому миру, а также разработчики улучшили общую физику боев. Если говорить про локации, то за игру мы побываем в двух городах: Хиросиме и Камурочо. И если второй особо не изменился - он просто стал красивее - то вот Хиросима с ее общим спокойствием хорошо разнообразила привычные похождения героев.
В этот раз основной побочной историей служит Клан Казумы - мини - игра на манер бизнеса Маджимы из второй части, только вместо защиты - мы нападаем. Мы будем строить свой клан, развивать своих подопечных и сражаться с группировкой JUSTISE. В остальном же открытый мир в плане доступных активностей не претерпел сильных изменений - добавили только подводную рыбалку в Хиросиме.
Время на прохождение (с учетом побочной истории) - от 30 часов.
Yakuza 7: Like a Dragon
Последняя, на данный момент, часть франшизы. Разработчики сделали множество изменений - от главного героя, до общей механики игры - чтобы освежить серию и задать ей новый тон. И скажу вам так - у них получилось, пускай и с огрехами.
Сюжет стартует в канун нового тысячелетия. Наш герой - Ичибан Касуга - обычный боец клана Аракава. Все шло хорошо, но в первый же день 21 века босс семьи просит Ичибана пойти в тюрьму вместо его сына. Герой соглашается и выходит через 18 лет - в совершенно новый мир. Он узнает, что клана Тодзе больше не существует, а семья Аракава теперь состоит в Альянсе Оми. Желая узнать ответы, Ичибан прорывается с боем к своему боссу, который стреляет в него. Ну а герой, после всего этого, приходит в себя в Ичинжо и, желая узнать правду, начинает расследовать эту историю.
Стоит сразу сказать о главном герое - Ичибан Касуга - великолепный персонаж. Веселый, жизнерадостный, в меру задумчивый и серьезный - он служит проводником игрока в эту историю. При этом в нужные момент Касуга может выдать такой спектр эмоций, что игрок со слезами на глазах будет смотреть на всю сцену. Но, в отличие от Кирью, Ичибан не один. Всю игру мы будем собирать товарищей, которые будут помогать нам в борьбе с Альянсом Оми. Про партнеров я не буду особо говорить, поскольку тут лучше самому погрузиться в историю
Но самое главное, что случилось с игрой - это полная смена боевой системы и всего, что рядом с ней. Теперь Якудза это не beat'm'up, это RPG с социальными характеристиками. Если вам будет удобнее - Персона. Объясняется все это тем, что Ичибан фанат Dragon Quest и представляет все бои в таком стиле. В игре же мы, по классике ролевых игр, ходим партией из 4 товарищей. Каждый из героев может обладать своей профессией - тут подошли к этому креативно и вместо, например, Целителя - у нас Поп - Идол. Каждая из профессий наделяет персонажа определенным набором навыков, которые можно комбинировать в бою. Ну а привычные особые приемы стали еще безумнее - орбитальным лазером мы до этого в серии не пользовались. В итоге данная система неплохо освежила игру, как и социальный элемент - Ичибану надо улучшать свои навыки, чтобы лучше общаться с людьми и заводить девушек. Но все же есть несколько минусов. Первый и главный - это пробел в прокачке. В один момент сюжета вы будете на 42 уровне, а босс на 50. И если не знать этого заранее - то вы будете очень злы на игру. И это, причем, не единственный такой гриндволл - в один момент вам нужно будет заработать 3 миллиона йен, чтобы продолжить сюжеь
Спойлер: когда вы попадете в Сотенбори и будете нападать на штаб квартиру Оми - прокачайтесь до 50го уровня как минимум. Поскольку Горо Маджима и Тайга Саеджима от вас мокрого места не оставят.
Вторым минусом я назову гринд - да, он бывает во всех играх подобного типа, но тут он будет монструозным, если вы захотите закрыть финальное испытание. Поскольку вам нужны будут максимальные параметры у ваших героев, вместе с максимально прокаченным уникальным оружием - а это отнимет у вас очень много времени.
Что же до открытого мира, то он, как и раньше, остался во многом привычным. На этот раз у нас три локации: Ичинжо, Сотенбори и Камурочо. Если же говорить про второстепенные ветки, то главной станет развитие холдинга Ичибана - нам нужно будет стать лучшим холдингом страны. Сама по себе ветка неплохая - вы сможете заработать неплохое количество денег для всех нужд.
Ну и расскажу про один из главных элементов франшизы - побочные истории.
Эти истории призваны разнообразить игровой процесс и дать вам разрядку от общей сюжетной канвы. При этом каждая из историй отличается своим нарративом - где то это абсолютное безумие, а где то трогательная история, способная задеть душу. Не советую пропускать их - особенно в седьмой части, где практически нет проходных сюжетов.
Время на прохождение (с учетом побочной ветки и прокачки) - от 60 часов.
Итоги
Фух, закончили. Скажу лично от себя - франшиза Yakuza - мой фаворит последних лет. Эти игры не идеальны, нет, но они способны подарить вам огромный заряд эмоций и множество уникальных ситуаций. Уникальная, в своем роде, вещь в современной игровой индустрии.
Главное помните: все дороги ведут в Камурочо.