Обзор беты Metro: Last Light (с говорящим Артёмом)

Лонгрид про сборку игры от 2012 года с консоли Xbox 360 с другой атмосферой, кат-сценами и вырезанным контентом.

Обзор беты Metro: Last Light (с говорящим Артёмом)

В 2009 году еще школьником в сопровождении старшей сестры я поехал в Москву на ИгроМир, чтобы посмотреть своими глазами на Metro 2033, пообщаться с ее разработчиками и взять автограф у Дмитрия Глуховского.

Обзор беты Metro: Last Light (с говорящим Артёмом)

Проехал три часа на электричке, отстоял километровую очередь на снегодожде в ноябрь перед павильоном ВДНХ, в котором тогда проходил ИгроМир, затем очередь на сам стенд, выполненный в виде вагона метро, только для того, чтобы на 20 минут прикоснуться к прекрасной мрачной и гнетущей по своей атмосфере игре. Да чего уж там, когда увидел отца-основателя S.T.A.L.K.E.R. - Адрея PROF Прохорова - пищал как сучка и побежал подписывать у него первую попавшуюся бумажку.

Стенд Metro 2033 на Игромире 2009.
Стенд Metro 2033 на Игромире 2009.

Игру я очень ждал и оказался не раздосадован. Она была на 11 из 9 и соответствовала атмсофере книги. Разве что, не было фанатиков, молящихся Червю и заставляющих чистить сортиры.

Я ждал вот это

Metro: Last Light порадовала первым тизером - ну чиста мрачняк и какое-то мясо. Прямо как прошлая часть, которую я к тому моменту прошел уже раза три или четыре. Безысходность на уровне. Но, видимо, боссам из THQ что-то не понравилось, они прислушались к жалобам фокус-групп и игра превратилась из давящей драмы в боевичок на пару вечеров. В целом, это не самое плохое, что могло случится. Но к релизу 4a навалили кринжа с пригоркой.

А получил это
А получил это

Что за мушкитеры? Почему как только коммунист Павел появлялся в кадре, начинались разгоны про мушкитеров? В офисе разработчиков покрошили старый плакат с Боярским, расплавили его и пустили по вене? Зачем это нужно было? Или маленький Черный, которого на локации Полис к релизу превратили в гномика в странном плаще и который же просто взял и подошел в своем прикиде к генсеку красной линии? Серьезно? Его даже не тронула охрана? Честно говоря, именно этим больше всего и запомнился Last Light в сочетании с "не той самой" атмосферой. Проходняком запомнился.

Мрачное меню
Мрачное меню

Но. Как оказалось, существовала альтернативная версия. С мрачной атмосферой и без той ужасной дичи, о которой я писал. Вывалили эту версию все туда же, куда вываливали почти все билды по сталкачу - gameru. На момент, когда это произошло, эмулятор работал плохо, из-за чего и без того сырую сборку проходить было совсем больно.

Одна из проблем билда - освещение, проходящее через стены
Одна из проблем билда - освещение, проходящее через стены

Но все поменялось, эмулятор Xenia оброс производительностью, запыхтел и зажужжал. Хотя проходить сборку я начал еще на старой версии Ксюхи, но закончил писать футажи на свеженькой. Так что сейчас пройти билд может любой желающий на достаточно средней конфигурации (у меня MacBook Pro 16 2019 с кастомной Radeon 5600m), так что милости прошу. Тем более, сейчас можно и разрешение повысить через настройки, и FSR прикрутить - картинка хорошеет. В конце статьи будет ссылка на билд.

Одно из сломанных мест. Скрипт тут не работает.
Одно из сломанных мест. Скрипт тут не работает.

О багах. В старых версиях Xenia не работают сохранения после перезапуска игры, но на новых - никаких проблем. В сборке какая-то проблема с освещением и некоторые источники света бьют через стены по всему уровню, что в некоторых местах делает прохождение крайне затруднительным. Я нашел как минимум три места, где сюжетные скрипты не работают (прыжок с шестом на уровне с Павлом, презентация дрезины и драка с боссом в подземельях). И баланс, баланс нет. Противников порой слишком много и отбиваться тяжело. Впрочем, эти недостатки компенсируются возможностью загрузиться в любой уровень и иногда включать режим бессмертия. С натяжкой можно сказать, что билд можно пройти. И да, роликов нет, но их можно посмотреть на ютюбе - выдернули с другого старого билда (и они снова мрачнее релиза). Ну и вишенка на багах - перевод, актеры разные, ру-озвучка перемешана с английской, части субтитров еще нет, часть уже новая и не совпадает со старой озвучкой.

Меню выбора уровня в билде
Меню выбора уровня в билде

С самого начала нас встречает темнющее главное меню с редкими пересветами. Сразу заходим в настройки, меняем язык игры и озвучки на русский, опционально включаем годмод и обязательно выкручиваем на +30% гамму - игра была настолько темной, что местами на стандартных настройках играть нереально. Что-то похожее у меня было и с оригинальной Metro 2033.

Хана без банданы ругает по-английски Мельник в немного другой локации.
Хана без банданы ругает по-английски Мельник в немного другой локации.

В самом начале нас будит Хан, как и в релизе, но на нем нет банданы, а окружают нас те самые мерцающие источники света, бьющие через весь уровень. Локация Д6 выполнена в коричнево-говено-гнетущих тонах, в релизе цветовая гамма более нейтральная, а стены выкрашены уже синим.

Калашников с лазерным целеуказателем, прицелом, подствольным гранатометом и увеличенным магазином.
Калашников с лазерным целеуказателем, прицелом, подствольным гранатометом и увеличенным магазином.

Оружейник выдает нам все необходимое и тут мы обнаруживаем, что оружие мы можем модифицировать как хотим (кроме того, его больше - есть мосинка, например) - несколько видов прицелов, увеличенные обоймы и лазерные целеуказатели. В игре нам попадется йоба-дробовик с барабанным магазином на 20 патронов, трехствольный гранатомет и наган с обвесом. Все оружие исправно работает и, помимо прочего, лежит на тестовом уровне, доступном также в главном меню игры.

На уровне с Ханом субтитры уже новые (релизные), но озвучка все еще старая.
На уровне с Ханом субтитры уже новые (релизные), но озвучка все еще старая.

Озвучка на стартовой локации вся английская, но разница между ру-англ в настройках заключается в том, что разные актеры читают реплики. При выборе ру часто можно услышать харизматичную озвучку от PROF'a - хотя бы ради нее стоит пройти билд от начала и до конца, также встречается еще один колоритный актер (например, озвучивает генсека), которого в релизной озвучке также нет.

Некоторые локации имеют все еще черновой вид
Некоторые локации имеют все еще черновой вид

Переговорная комната сделана проще, но в ней, как и в релизе, Хана уводят под руки (под "fucking metro" от Андрея Прохорова), а гг с Анной идут ловить Черного.

Загрузочные экраны не сильно отличаются от финала, на большей части из них нет надписей/голоса Артема, а вот окно выбора оружия (считаю более стильным) и окно после смерти (ну тут уже васянство) - отличаются.

На уровне с ловлей Черного никаких глобальных изменений нет, а вот плен у Рейха отличается.

Модели часто отличаются от релизной версии
Модели часто отличаются от релизной версии

Камера, в которой пытают и убивает имеет черновой вид, а вот озвучка и внешний вид героев (за исключением финальной реплики рейховца) отличаются. Опять же, офицера озвучивает PROOF, а вот актер у Павла - так себе, все-таки у Григория Германа это вышло лучше, зато майор не несет ахинею про мушкитеров, упоминая произведение лишь единожды. Следующее отличие - бойца, выходящего из-за ворот наверху тюрьмы, Павел не убивает, давая последнему выговориться, а гг - убить/оглушить его. Далее до конца уровня все, как в релизе, но озвучкой Прохорова.

Субтитры и озвучка отличаются. В это время солдаты орут "Слава! Слава! Слава!".
Субтитры и озвучка отличаются. В это время солдаты орут "Слава! Слава! Слава!".

В следующей сцене, где глава Рейха зачитывает воодушевляющую речь, используется другая аудиодорожка, озвученная PROOF'ом и не совпадающая с субтитрами. Сама погоня и сцена - одинаковые, модели рейховцев - другие.

После загрузочного экрана Павел меняет свой прикид на гачи-подобный - с соответствующей фуражкой.

Гачи-вариация Павла
Гачи-вариация Павла

И далее на протяжении всего освобождения Павла из плена отличаются лишь реплики и освещение на уровне. Хотя в одном месте, где возле водяной мельницы в релизе пролезть нельзя, в билде находится дырочка, упрощающая стелс-прохождение.

Мрачнота
Мрачнота

Кат-сцена с казнью Павла, видимо, была не готова на тот момент, поэтому уровень заканчивается прямо перед ней. На уровне с пауками - ничего интересного, а заканчивается он, как я и говорил, поломанным скриптом.

Сама сцена не отличается, но озвучка делает свое дело
Сама сцена не отличается, но озвучка делает свое дело

В наземной локации на меня произвела куда большее впечатление сцена с падением самолета во флеш-бэке - классная озвучка. Прям аж до мурашни на коже.

Дрочибельно
Дрочибельно

Самое интересное, что было найдено на Театральной - голые бабы, которые моются. Правда, почему-то в чулках и на каблуках. Но почему бы и нет? Мне нравится. В релизе их закрыли за стеклом. Остальные отличия в другой озвучке. Кат-сцена с попойкой также была еще не готова, поэтому в плену у красных мы оказывались просто через черный экран.

Сначала Павел рассказывал, что сын женщины был героем
Сначала Павел рассказывал, что сын женщины был героем

И вот, уровень, который постигли существенные изменения. В релизе станция красных вся нарочито-пропагандисткая - огромное количество солдат, всякие генсеки, а затем - пытошная с сынком, который отпускает главного героя.

А затем шел обниматься с тянкой
А затем шел обниматься с тянкой

В билде же на уровне солдаты занимаются больше своими делами, нежели стоят в шеренгу и кричат ура-ура, конвоиры могут двинуть нам по затылку, если будем крутить башкой, а Павел сначала сообщает матери солдата, убитого рейховцами в плену, что тот был героем, затем идет обниматься с девушкой со станции, что лучше раскрывает его, как персонажа (беспринципный, красный, бабник), в релизе же идут какие-то жидкие беседы о высоком в этот момент.

Ох, как замечательно озвучен генсек в билде, посмотрите обязательно видео в конце статьи
Ох, как замечательно озвучен генсек в билде, посмотрите обязательно видео в конце статьи

Генсек в пытошной озвучен обалденно, а после тех самых истязаний между сыном генсека и Артёмом происходит ДИАЛОГ, да-да, гг не молчит и говорит "Папик с тебя шкуру живьем спустит, да и мне деваться некуда... Бывай, может, еще сочтемся". Далее Генсек и Корбут ведут совершенно другую беседу. На момент, когда был собран билд, в сюжете еще не было истории про покойного брата генсека. Корбут был фигурой номер два - обещал найти "такой козырь, что у врагов не останется не единого шанса", а генсек в конце спрашивает "Вячеслав Андреевич, надеюсь, что неприятный инцидент с моим сыном останется исключительно между нами". На мой взгляд, история с убитым братом ради власти в релизе получилась весьма кстати.

Меню выбора оружия в билде
Меню выбора оружия в билде

Далее до знакомства с дрезиной Регина отличия минимальные, там игра багует и переходим на следующий уровень, где тоже отличия сугубо косметические.

Тут дядя бритый
Тут дядя бритый

И вот, когда мы доходим до одного из самых колоритных персонажей игры, а именно - до Дяди Феди на лодке, тот становится еще более харизматичнее благодаря озвучке все того же PROOF'a и неизвестного мне дядьки, который даже не боится сочно произнести "якорь им в жжжжопу" (на релизе жопу заменили на более политкорректный зад).

А за время загрузки отрастил усы
А за время загрузки отрастил усы

Диалог с СеменОвичем на станции складывался в билде тоже более эпично, благодаря озвучке, хотя сами диалоги остались такими же.

Сделал бы кто мод на озвучку из этого билда - получилось ну очень душевно.
Сделал бы кто мод на озвучку из этого билда - получилось ну очень душевно.

Далее аж до самой базы в церкви отличия также минимальны, разница только в кат-сцене, в билде не было взрывающихся дверей. И далее все тоже по накатанной аж до самого госпиталя.

Снова голые бабы
Снова голые бабы

Теперь к недостаткам - кат-сцены с сиськами не было, Анна оказалась ранена, Артем нет, вот и пошел гг на четыре стороны слушать другую озвучку в карантинной зоне.

Секса в билде нет!
Секса в билде нет!

Интересно, что уровень с карантином на предыдущей версии эмулятора Xenia шел как по маслу, а на одном из последних - тормозил. Судя по всему, виной тому стал эффект тумана. Надеюсь, в ближайшее время это исправят.

Уровень с ханом сильно отличается по посылу и атмосфера от релизной версии
Уровень с ханом сильно отличается по посылу и атмосфера от релизной версии

Уровень с Ханом имеет совершенно другую озвучку, отчего даже смысл происходящего чуточку меняется. Озвучил его Андрей Прохоров. Ну и атмосфера со светом. Все, как говорил - более мрачное.

Обзор беты Metro: Last Light (с говорящим Артёмом)

Фоновые звуки в кат-сцене с Останкинской башней и в погоне за черным очень эпичные. В релизе их заменили на какую-то музычку на фоне. Кстати, вместо того, чтобы бегать за Черным, можно пойти гулять в их низкополигональный муравейник.

Перед битвой с миньонами Павла вылезают вот такие флешбеки
Перед битвой с миньонами Павла вылезают вот такие флешбеки

Далее аж до самой битвы с Павлом почти ничего нового (разве что во время прогулки про Красной Площади слышим приглушенную молитву "иже еси на небеси..."). А вот механика сражения с майором (перед которой нам прилетают воспоминания о нем на белом фоне) получилась иная и дисбалансная.

Дополнительные миньоны Павла
Дополнительные миньоны Павла

Сначала на нас нападают миньоны Павла, затем сам Павел вылезает с рандомных окон и его надо загасить, после этого снизу выбегают еще миньоны, и только тогда мы можем подняться наверх к отстреливающемуся майору красной линии, чтобы посмотреть измененную кат-сцену, в которой антагонист сначала сидит за столом (отсылка к попойке), его забирают черные руки и мы в силах спасти Павла, если поползем к нему на встречу. И да, в билд еще не была зашита система морали, когда в зависимости от нашего выбора экран светлеет или темнеет.

Черный уговаривал не убивать Павла
Черный уговаривал не убивать Павла
А далее мы могли забрать его из лап Черных (или это те темные руки с уровня?)
А далее мы могли забрать его из лап Черных (или это те темные руки с уровня?)

Перед встречей с медведицей, черный носит шапку со звездой, от чего в релизе решили отказаться (а было колоритненько). Далее расхождений почти нет до встречи черного и генсека.

Черный не гномик
Черный не гномик

Черный маскируется под Артема, когда тот еще был ребенком и ходит без дурацкого плаща, а в нужный момент замедляет время, превращается обратно в черного и уже тогда идет к начальнику красной линии, заставляя последнего галлюцинировать.

В этом месте Черный замедлял время и подходил к генсеку, что более логично
В этом месте Черный замедлял время и подходил к генсеку, что более логично

Финальная сцена в Д6 также отличается. По ходу нам надо расстрелять два танка из подствольного гранатомета (который вырезали), а после того, как приезжает злой йоба-поезд, мы восстаем из мертвых и спускаемся на нижний этаж, чтобы мочить всех и вся, после чего вновь встречаемся с рейнджерами, которые вскрывают дверь и... Тут все заканчивается. Видимо, здесь должны были быть две концовки, выпадающие в зависимости от кармы игрока в финале.

Сначала в д6 мы стреляли по двум танкам из подствольного гранатомета
Сначала в д6 мы стреляли по двум танкам из подствольного гранатомета
Затем восставали из мертвых
Затем восставали из мертвых
И внизу встречались с Ханом и его командой
И внизу встречались с Ханом и его командой

Итак, на мой взгляд Metro: Last Light должна была быть куда более мрачной (после прохождения у меня аж настроение потускнело), с нормальными и не пафосными диалогами и живыми кат-сценами и без всякого кринжа, который явно навалили уже в финальной стадии разработки (напомню, упомянутый билд был собран примерно за полгода до ухода "на золото"). А часть озвучки я бы оставил прямо из билда.

В финальной версии игры у Черного не было шапки со звездой
В финальной версии игры у Черного не было шапки со звездой

Скачать билд можно тут, а эмулятор тут.

Видеоверсия статьи с самыми интересными кат-сценами и озвучкой из билда

Собственно, на этом все, прошу лайков за лонгрид и подписаться на мой тг-канал о жизни в Польше (с нейросетевыми картинками, кста) "Я не знаю где мой дом".

На сегодня все, спасибо.

273
28 комментариев

Ты зачем сюда интересный игровой контент принёс?

58
Ответить

Ща у коммента будет больше плюсов, чем у поста, как обычно

25
Ответить

Сижу, листаю котов и анимешных девочек, а тут такое.

16
Ответить

Не понимаю почему не найдут себе игровой сайт и там не выключают. Уже достало что в ленте появляется подобный мусор, я захожу просто отдохнуть, порадоваться за рождение сына пользователя , переживать из-за смерти чьей-то кошки, посмотреть на советские фотографии, а тут мне такое выходит.

11
Ответить

плюс я конечно поставил. Но я не считаю: мрачнее=лучше

12
Ответить

Мое субъективное отношение к метро, да и в целом люблю постсоветский мрачняк в культуре

11
Ответить

В целом да, но в Метро хотелось бы больше мрака, чем клоунады

Ответить