Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Что может предложить дебют Мегамена в 3D и почему он никогда не устареет.

Перевод статьи из блога 1UP, автор Jeremy Parish

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Проблема большинства современных игр в том, что у них просто нет сердца.

И не говорите мне, что термин "сердце" - непонятен, или строго индивидуален. Даже самая халтурная игра - это творческий продукт, художественный порыв людей стремившихся к самовыражению, а такие вещи невозможно полностью разложить на составные части. То есть, конечно, игру можно рассмотреть по компонентам -- графика, звук, механики, сюжет -- но в конечном итоге всё равно придётся руководствоваться своим внутренним чутьём. Это и есть сердце. Это когда игра берет за душу, вдохновляет, а в конце оставляет с мыслью, "блин, а ведь самую суть ухватили."

Сердце может в значительной степени сгладить недостатки игры. То есть поймите меня правильно, игры "без сердца" всё равно получаются отличными -- потому что обычно отсутствие сердца компенсируется бюджетом, а огромный бюджет обеспечивает тысячи часов полировки и исправлений. Однако со временем вау-эффект от первоклассной графики и хитрых геймплейных решений улетучивается по мере того как все вокруг вас учатся крутить ваши же трюки как вы, и даже лучше. Но сердце? Сердце не перестанет вдохновлять, как бы ни устарела графика и как бы ни приелись со временем игровые механики.

Вот например Mega Man Legends. Вот уж действительно, игра у которой есть сердце.

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Для своего времени Legends была вполне себе передним краем прогресса: разработанная раньше Metal Gear Solid, она двигала сюжет катсценами на движке (а ещё применяла к персонажам лицевую анимацию с липсинком, в отличие от темноватых сгустков абстрактной пустоты в Metal Gear). А выпущенная и изданная раньше The Legend of Zelda: Ocarina of Time, она реально позволяла фиксировать прицел на враге. И тем не менее, среди геймеров Metal Gear является объектом всеобщего поклонения как важнейший инноватор бесшовных внутриигровых катсцен, а Зельду помнят за переворот трёхмерной боёвки за счёт Z-лока на враге. Но правильно, в общем-то. Можно сказать что Metal Gear и Ocarina отточили приёмы, которые Legends ещё только нащупывала.

Но игры это не просто голые инновации, и если Legends была в чём-то недостаточно отточена -- а её создателям явно не хватало ресурсов и таланта тех самых Kojima Productions и Nintendo AED -- она более чем компенсировала это бескомпромиссным духом приключения. Больше чем любая другая игра до неё, и честно говоря, больше чем, наверное, любая игра с тех пор, Legends была интерактивным 3D-воплощением тех ненапряжных приключенческих аниме которых даже сами японцы уже не делают. Речь не о каком-то высоком искусстве, скорее о классических "Рубаках" или даже посредственном проходняке типа Final Fantasy: Legend of the Crystals. Это такое оптимистичное, беззаботное ощущение чуда которое даже Хаяо Миядзаки в общем-то больше вызвать не в состоянии.

Legends по-простецки загребает вдохновение из самого популярного аниме доевангелионской эры; сюжет разворачивается в затопленном мире напоминающем Nadia of the Blue Water, усеянном островами и руинами отсылающими к Небесному Замку Лапута. Её древние подземелья остались от забытой цивилизации -- это уже оттенки Навсикаи -- и она отдаёт должное даже Миядзаки своими патрулями Риверботов, многие из которых выглядят заметно похожими на дряхлых робостражников которые защищали Лапуту. В конце концов, даже ручная обезьянка юной героини раскрывает нам, что потерявший память Мегамен изначально был частью более крупной системы служившей гнусному замыслу и способной уничтожить мир - самая откровенная отсылка на Dragon Ball которую только можно представить.

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Но знакомые элементы не чувствуются настолько чисто утилитарными или выверенными, чтобы сойти за плагиат. Кейдзи Инафунэ и его команда собирают их по-другому, в совершенно новый (если не сказать весьма оригинальный) мир, который так и пышет деталями и индивидуальностью. То что могло быть ещё одним типичным случаем мимикрии, неожиданно обретает собственное "я" как законченная вселенная. Мир Mega Man Legends работает, и всё благодаря сеттингу и живущим в нём персонажам.

Capcom поступили по-умному, до предела уменьшая масштабы сюжета Legends. И хотя он явно рассказан на фоне какого-то более глобального мира, почти весь хронометраж игры протекает на единственном, довольно маленьком острове. Мегамен и его семья -- усыновивший его дедушка Баррел и по-сути-неродная-сестра-его-девушка Ролл -- терпят крушение на острове Kattelox в конце пролога Legends и всю игру просто пытаются починить корабль и улететь. В процессе, впрочем, их затягивает в запутанную сеть параллельных сюжетов кульминирующих в напряженной концовке и ставящих Kattelox на грань геноцида.

И хотя бремя последних минут игры воспринимаешь как абсолютно естественный результат срастания самостоятельных мини-сюжетов в общую историю (и зловещих предзнаменований), тем не менее финал транслирует совсем иное настроение, чем вся остальная игра. Напротив, Legends очень часто кажется очаровательно повседневной. Например, женщина, мэр города, поручает Мегамену исследовать подземные руины острова потому что интересуется легендами и странными слухами распространившимися в городе. Мегамен сталкивается с бюрократией, выслушивает опасения рядовых граждан, координирует их действия с полицией, и постепенно прокладывает себе путь глубже и глубже под землю, где в свою очередь обнаруживаются новые факты и новые подземные ходы.

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Остров Kattelox ощущается даже более живым чем город из GTA. В то же время, ни по масштабам, ни по структуре, ни по детализации, ни по открытости пространства наш остров не сравнится с Либерти Сити или Сан-Андреасом. Но он населён людьми которые реагируют и ведут себя соответственно нарастающему напряжению. Они реально осознают происходящее, а многие вообще напрямую взаимодействуют с Мегаменом в очаровательных бытовых ситуациях. Конечно здесь у нас далеко не Шекспир, но когда жители Kattelox приходят на утёсы у моря чтобы помахать героям на прощание, оказывается что большинство из тех кто пришёл тебе уже знакомы и ты даже помнишь их наивные маленькие истории. Это и есть сердце игры.

Но и злодеи не менее значимы. Семья Bonne из летучих пиратов-стервятников - совсем не корень всех зол в игре - более того, они в итоге впрягаются спасти Мегамена в самый последний момент - но всё же они работают катализатором на большей части сюжета. Их попытки отомстить Мегамену за самый первый неудачный захват острова становятся причиной целого ряда запоминающихся сражений, а на принимаемых ими решениях держится сюжет. Скажем, ближе к началу игры попытка Мегамена пробраться в одни из множества руин острова, буквально, обламывается, из-за планов Bonnes докопаться до подземелья. В итоге Bonnes так и не удаётся вскрыть подземелье, но их раскоп делает невозможным для Мегамена добраться до входа, который теперь висит в воздухе, и приходится ждать пока его собственный воздушный корабль снова не полетит.

Сами по себе Bonnes даже не такие уж и гадкие. Наоборот, они семья -- снова оттенки Doga из Лапуты -- крепко спаянная родством и искренней привязанностью всех троих Bonne и 40 их робоминьонов. Когда мы впервые видим Teasel, главаря Bonne, он сидит у себя на фрегате и беспокоится о своих младших брате и сестре. Конечно, брат и сестра в это время разносят на кусочки пешеходный центр города в Kattelox, пытаясь заполучить от властей право грабить ценные подземные рефракторы энергии... но всё же эта капля человечности делает Bonnes непохожими на других.

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

У Bonnes есть недостатки. Они слишком увлекаются борьбой с Мегаменом, и тогда злоба застит им самим их более практичные качества. Но в то же время мы видим их тесно сидящих на совещании, утешая друг друга после очередного неудавшегося плана, и с горечью признающих свою полную ответственность за провал своих устремлений. Неудивительно что когда Мегамен сталкивается с ними несколько часов спустя, живых, невредимых и строющих козни для финального злодейского плана, он очень рад обнаружить что они выжили в крушении их летучего корабля. Они жадны, жестоки и к тому же весьма аморальны, но всё же Bonnes не плохой народ.

По мере того как Мегамен движется по этим двум сюжеткам - загадке Kattelox и угрозе от семейки Bonnes - к их логическим завершениям, всё более ясным становится что Kattelox - это демоническая угроза, принявшая безобидный внешний вид. Население ничего не подозревает: обычные люди живут своей жизнью. Но расходящиеся и пересекающиеся крест-накрест подземные переходы островных руин в какой-то момент оказываются единым огромным лабиринтом, простирающимся от загадочных Главных Врат, закрытых несколькими ключами хранящимися в подземных камерах сюрреалистичного вида, чей потолок усеян мерцающими звездами, а сами камеры населены самыми злобными из всех Риверботов в игре. Глубоко внизу они скрывают ужасную тайну которая дочиста опустошает поверхность Kattelox каждые несколько столетий.

И по мере того как растут ставки под землёй, начинаешь замечать подозрительную форму самого острова: идеальный круг расчерченный озерами и заливами подозрительно правильной формы. Искусственная локация выщербленная кратерами от ударов, где-то не такими старыми, а где-то уже сточенными, сгладившимися, заросшими от времени. Когда система приходит в движение чтобы пробудить остров и стереть с лица земли его разросшееся население, Kattelox хочется защитить -- не просто потому что вы, как Мегамен, были невольным агентом при активации, но и потому что вы ничего не можете с собой поделать, вам нравятся люди на Kattelox и вам хочется бороться за их безопасность (как и за безопасность пиратов).

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

Конечно, Legends не идеальны. Стрельба от третьего лица сделана абы как; игра старше первого Дуалшока, поэтому управление Мегаменом ограничено. На врага нельзя наводиться на бегу, а под рукой нету правого стика для управления камерой. Графика, пусть выразительная и стильная, кубична и довольно низкого разрешения. Озвучка, весьма неплохая местами, иногда головокружительно детская. Большинство боссфайтов сводится к беганию кругами пытаясь удержать маркер на цели.

Эти недочёты не то чтобы сильно отражаются на игре. Как только переваливаешь за первый час Legends, управление уже кажется более интуитивным а озвучка становится не такой корявой. Игровой мир постепенно складывается из кусочков, ты зарабатываешь Мегамену первые апгрейды для пушек, а Bonnes впервые появляются чтобы наподдать жару в сюжет. По современным меркам Legends не такая длинная игра -- минималистичный сюжет в лёгкую проходится за шесть часов -- и тем не менее воспринимается завершенным.

Также здесь тонны необязательного контента: можно выполнять сайд-квесты, задрачивать мини-игры, исследовать ответвления коридоров, и собирать пушки. Добравшись до Главных Врат, усидчивый игрок скорее всего исследует уже все обширные переплетения руин Каттелокса и даже решит большинство проблем с которыми мучались жители наверху.

Так что нет, Legends не идеальна, но в ней есть сердце. И оно оказывается важнее и чем отсутствие джентльменского набора фичей, и чем прошедшее время, делая Legends отличной игрой которая в наши дни может оказаться даже лучше чем в 1998-м. Это амбициозный, местами грубо сработанный проект который в 90-х затерялся на фоне более вылизанных конкурентов. В наши дни, впрочем, когда так редко встречаются настолько доставляюще-искренние игры, Legends начинаешь ценить ещё больше.

Megaman Legends: утраченное искусство быть искренним

P.S. Ну что ж, утрачено искусство. На фоне отмены Megaman Legends 3 эта колонка становится постмортемом серии. Но те кто умеет читать между строк наверное уже поняли почему я не так уж подавлен отменой сиквела. Даже если он будет хорошо играться, неужели вы думаете что им удастся ухватить тот самый дух оригинальной игры? Сомнения были с самого начала, особенно когда Инафунэ слился. Видимо, мы так и не узнаем никогда. Но бог с ним, вон DMC весь из себя крутой и суровый, разве не классно? Всегда правильно расставляйте свои приоритеты, пацаны.

34
10 комментариев