Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Очень абстрактная игра с крутым геймплеем и ужасной механикой метроидвания.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

В тексте могут быть спойлеры к сюжету

Сюжет, который чуть не запутал сам себя

Сюжет игры не даёт никаких вводных о себе и сразу бросает в пучину абстракций и полного непонимания происходящего. В таком состоянии игрок, да и главная героиня — Джесси, прибывают первые пару часов.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Ближе к первой половине игры вы уже целиком принимаете её правила и свыкаетесь со всем происходящим. И это, пожалуй, главная проблема сюжета Control — ты смиряешься, а не разбираешься с загадкой, а дальше сильно понятнее не становится.

Игра останется непонятной до своих финальных титров, если вы не читаете каждую записочку, не смотрите каждое видео, не слушаете каждую аудиозапись и не активируете каждый дополнительный диалог с NPC.

А второстепенных материалов в игре умопомрачительное количество. Я бросил читать все эти бесконечные дела, слушать потусторонние звонки и смотреть на каждую доску с формулами где-то через 4 часа игры. И не то, чтобы я не люблю это делать, есть другие причины.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Во-первых, материалов действительно много. На 10 минут геймплея приходится 30 минут чтения, либо прослушивания аудио. Причём с последними есть проблема: далеко отойти от плеера, изучить локацию не выйдет, запись «не слышно» на большой расстоянии. Будь добр, стой и слушай.

Во-вторых, 70% всех материалов совершенно ничего не говорят о сюжете. Это какие-то жалобы, просьбы и прочие второстепенные тексты, читать которые иногда забавно, но совершенно не информативно.

Я не исключаю, прочтя их все — у меня выстроилась полная картина сюжета Control. Но давайте признаем, этого не делает и 90% игроков. Но это не повод оставлять геймеров с обрывками понимания происходящего.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

А как раз основной сюжет игры, то есть кат-сцены, диалоги и т.д., очень непонятны без пояснений. И человеку, который не бегал и за каждой запиской, а тут это сделать не так уж легко (об этом поговорим попозже), начинает думать: а игра действительно такая сложная и загадочная или это всего лишь прикрытие для не очень связанного сюжета.

Ещё у Control явные проблемы со второстепенными персонажами. Они почти не раскрываются и, кроме пары NPC, выглядят безлико.

Но на самом деле, я не хочу сильно ругать сюжет. Вторая половина игры мне действительно очень понравилась. Особенно куча отсылок к Алану Вейку, например, описание инцидента Брайт Фоллс в одной из записок. Но, если вы не любите читать кучу второстепенных текстов, то сюжет всё же останется для вас чересчур таинственным и непонятным.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Оговорюсь, разборов сюжета в интернете уже предостаточно. Я пока не добрался до них, но планирую. С их помощью наверняка можно разобрать во всех уровнях абстракции Control, но мне кажется несколько странным читать обзоры сюжета после прохождения игры.

Как по мне, такая ситуация говорит либо о излишней запутанности сюжета, либо о недалёкости игрока. А в последнем я так не люблю себе признаваться :)

Геймплей, который всех раскидал

Играется Control невероятно приятно. Для меня он стал лучшим набором механик за последний год.

Левитация + метание подручных предметов + приятная стрельба = очень круто.

Главная фишка, конечно же — возможность кинуть во врага вообще всё. Нет такого момента в игре, когда телекинез Джесси не может вырвать кусок арматуры, взять стол или лампу и кинуть в ближайшего врага.

Так как я — так себе игрок, то достаточно плохо жонглировал всеми возможностями главной героини. Например, я почти не использовал удар ближнего боя и рывок. Хотя местами они тут очень нужны, но я просто не успевал ими воспользоваться или забывал об их существовании.

Думаю, для опытных игроков Control играется в разы динамичнее и увлекательнее. Если вы такой, напишите о своём опыте в комментариях.

Но для меня сражаться в игре всё равно было ужасно драйвово, и можно было бы делать это бесконечно, если бы не пара «но»...

Две вещи, которые бесят

К сожалению, одна из этих вещей тащит за собой другую.

Первая вещь — это карта. Это чистый садизм над любым игроком.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Если коротко, в Control есть несколько отдельных локаций, а на каждой из них несколько уровней. Уровни на карте отображаются насыщенностью цвета, но сама карта двухмерная. Соответственно, иконка игрока на карте не даёт представления на каком ты этаже.

На самой локации подсказывают только указатели, они довольно удобные, но встречаются редко. В общем, классическое состояние в игре, когда вам нужно найти новую локацию:

Вторая проблема — бесконечная генерация врагов, что бесит вдвойне из-за постоянного блуждания по локациям. А блуждания происходит из-за карты. Ну, вы поняли связь.

Обычный мой путь до локации с миссией мог занимать до 30 минут, потому что я приходил в уже зачищенную локацию, но снова натыкался на врагов.

А разобраться с мобами порой не так просто. Гранатомётчики и левитирующие враги с телекинезом бьют достаточно больно и могут убить за пару своих атак. Аптечек тут как таковых нет, только те, что падают из врагов. А взять их с собой нельзя, они лечат Джесси автоматически, когда проходишь рядом.

При этом бой в игре обычно происходит на расстоянии. Игра сама вынуждает сражаться на дистанции: в локациях достаточно много предметов, которые взрываются, и подорваться вместе с врагами можно без каких-либо проблем.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

С учётом моих способностей у меня получалось умирать по два-три раза в уже зачищенных локациях, и это просто на пути к новой миссии. Сказать, что это раздражает — сделать игре комплимент. По той же причине не хочется лишний раз возвращаться и искать записки и секреты.

За смерть тут отбирают источник (что-то вроде местной валюты), который можно потратить на улучшения и моды. Но за всё прохождение, нехватки в нём я не почувствовал ни разу.

Атмосфера, которая передаёт привет старине Линчу

У игры невероятная атмосфера, тут нечего добавить. И в ней настолько много Дэвида Линча, что даже самый загадочный персонаж игры — уборщик, как будто срисован с легендарного режиссёра.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Control также заигрывает с альтернативной реальностью и сновидениями, любит красный цвет, мотели, симметрию и почти всё то, что можно встретить в картинах Линча.

При этом атмосфера не выглядит безликой копией миров Линча. Игра самобытна и смешивает в себе невероятный коктейль визуальной эстетики, мистики и загадочности.

Как минимум, сама идея здания Федерального Бюро отсылает к знаменитому «она больше внутри, чем снаружи», а мне ещё чем-то напомнила НИИ из «Понедельник начинается в субботу».

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Ну и, конечно, вишенка на торте эстетики Control — уровень в лабиринте, ничего подобного я в других играх не встречал. Он не перегружен стычками с врагами, пробегается на одном дыхании, и дополнен отличной музыкой. Плеер Ахти (того самого уборщика) очень хотелось бы иметь при себе и включать на протяжении всей игры. В общем, отрезок с лабиринтом — жемчужина Control.

Ну и, конечно же, игра очень красива. И скриншотов в ней можно сделать намного больше, например, в локации с карьером черного камня, если бы не пресловутые бесконечные враги. В случае с карьером появляются бессмертные Сущности, зачем это сделано, я так и не понял.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Концовка, которая почти всё испортила

Несмотря на постоянные смерти в неподходящих местах, я с удовольствием возвращался в Control. Мне нравился сюжет, мне нравился чумовой геймплей и механики.

Но в конце игра меня реально взбесила. Я пытался пройти финальную миссию больше часа (имею в виду миссию до первых титров).

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

И проблема не в каком-то крутом боссе или в сложной стратегии борьбы, нет. Игра просто накидывает на тебя толпу мобов, а потом ещё, и ещё. На последнем этапе я реально застрял. Открытая площадка, куча противником, которые кидают гранаты, арматуру и лезут сверху и снизу.

Я просто не успевал убивать всех и вовремя подбирать аптечки. При этом после смерти отбрасывает на середину финальной схватки.

Повторюсь, я наверняка плохо играю, но финал реально оказался невыносимо сложным для меня. При этом я не увидел обоснованности всего этого, так как меня убивали простые мобы, а получалось у них это из-за массовости.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Игру я всё-таки закончил. Порадовался максимально абстрактному финалу (даже не буду пытаться понять его до конца или что-то объяснять) и даже немного побегал в несколько оставшихся второстепенных миссий. Пройдя парочку из них, я понял, что особенных дополнений к сюжету там получить не выйдет.

Выводы

Control при всех «но» очень хорошая игра. Для тех, кто умело играет в шутеры и любит собирать все дополнительные материалы — игра вполне может стать идеальной.

Для остальных придется перетерпеть пару мест, смириться с ужасной картов, а сюжет до конца понять с помощью дополнительных статьях и видео. В любом случае, советую вам окунуться в таинственный мир от Remedy и получить настоящий кайф от атмосферы и геймплея.

Дополнение, которое пытается всё исправить

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

В дополнении «Основание» разработчики частично избавляются от проблем основной компании:

  • Почти вся новая локация одноэтажная, а там, где этажей несколько — карта особо не нужна. Не понравился только один кусочек, где побродить всё же пришлось.
  • Враги всё ещё генерируются в старых локациях, но не такими толпами.
  • Записок меньше и почти все действительно интересные.
  • Точек контроля стало больше, не нужно после смерти бежать через пол-локации.
  • Перед особо сложными стычками можно призвать рейнджера, который реально помогает в бою. Механика довольно сомнительная, потому что помощник просто появляется около вас, но вас никто не заставляет его звать.
Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Дополнение вполне себе приятное и по сюжету, и по геймплею. Механика с кристаллами удобная и интересная. Единственное, использовать наросты в бою мне показалось неудобным. Иногда, вместо того чтобы схватит что-то и бросить, Джесси манипулирует кристаллами и это сбивает темп.

Добавили новый, достаточно сложный, тип врагов. Если ты в воздухе, они кидают в тебя кирку и быстро атакуют, если ты на земле. В общем, нужно побегать.

Не хватило мне, разве что, новое вида оружия. Из-за этого тратить местную валюту в «Основание» не на что. Моды итак падают из врагов, как из рога изобилия, а пушки, которыми я пользуюсь, были прокачаны ещё в основной компании.

Основной сюжет в «Основании» слабоват. С одной стороны, понравилось, что Джесси чувствует себя директором. Иронизирует над свое должностью и по-другому воспринимает происходящее, а в след за ней и сам игрок.

Но основной сюжет дополнения хоть и немного удивляет в конце, но уже не такой таинственный. Вы уже как бы свой во всем этом киселе сверхъестественного, а планку неконтролируемого игра не поднимает.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Как ни странно, но обе дополнительные миссии в «Основании» намного круче основной компании. Погоня за камерой доставляет почти столько же эмоций, как и лабиринт в основной компании. В основном, конечно, из-за музыки, которая мне напомнила Трон.

Кто так строит! Обзор Control и дополнения The Foundation

Ну и миссии с телевизором тоже классная и стёбная. Что главное, обе эти миссии реально вносят в игровой процесс что-то новое, тогда как основная компании почти нет.

Дополнения точно стоит вашего внимания, если вам понравилась основной сюжет. А если не понравился геймплей до дополнения, попробуйте вернуться, разработчики правда чинят некоторые болячки игры.

UPD: Хороший разбор сюжета, для тех кто проходил не так внимательно, как хотелось бы.

6363
94 комментария

Я как раз те 10% игроков, которые прочитали каждую записку. И сюжет, а точнее лор игры, был понятен ещё на половине прохождения, так что я читая обзоры удивлялся жалобам о запутанности сюжета 

52

Поддерживаю. Осмотрел в игре все что можно был осмотреть, нашел все секретные локации, убил всех побочных боссов и выбил платину за 3 дня. К тому же касательно записок, которые нужны чтобы понять сюжет - достаточно посмотреть 4 или 5 роликов с доктором Дарлингом, которые раскиданы по всей игре и длятся пару минут максимум и прочесть все записки и прослушать две аудиозаписи в главе "Лицо врага", которые рассказывают о АМС в Ординариуме. Все быстро становится на свои места. Концовка так вообще полностью объясняет все что произошло, откуда взялись Иссы, как в Бюро оказалась Джесси и почему Тренч пустил себе пулю в голову. 

Касательно карты -  да, первые несколько часов игры я не мог понять что происходит, постоянно тыкался во все углы, но затем пришло понимание, что карта тут как раз что-то лишнее, я открывал ее только чтобы вспомнить какая точка контроля мне нужна, чтобы попасть к той или иной сюжетной миссии, все 5 этажей бюро я изучил как свои пять пальцев и под конец игры с легкостью мог добраться от камеры И6 в Паноптикуме, до кабинета директора. Возможно это связанно с тем, что я прошел все части соулсов и блятьборн с секирой на платину, но как только я отказался от карты и включил голову то локации стали максимально понятными и легко-запоминающимися. 
(кстати не понимаю людей, которые говорят, что все локации в "Контрол" однообразны, они очевидно дальше Кабинета директора не ходили).

Ну а на счет сражений,  да враги тут порой бывают очень опасными, больно кусают за бока и прям отрывают куски от полоски жизни Джесси, при этом у последней есть масса способов с ними бороться. На финальном замесе у Гедрона я ни разу не умер, грамотная комбинации полета с захватом разума врагов и швырянием предметами превратила этот бой не просто в схватку, а в решение задач и грамотное использование собственных ресурсов. 

Ну а самым интересным в игре я считаю побочные миссии и их боссов. Плесень-1 one love

18

На самом деле я рад, что это так)

1

Я в основном выпадал в осадок с игрового дизайна, стрелять по врагам красного цвета, в комнате залитой ярким красным светом, а при получении критического урона игра еще накидывает ярко красный фильтр на экран, ну и еще прикольнее если по этой арене бегает моб невидимка способный ваншотнуть. 

18

ну и еще прикольнее если по этой арене бегает моб невидимка способный ваншотнуть.с красным силуэтом

7

Комментарий недоступен

11

Даже спорить не буду наверное)