История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Спустя долгую и тернистую историю компании Nintendo, из-под ее пера было выпущено множество интересных и уникальных франшиз: Legend of Zelda, Metroid, Mario и прочие хиты. Но в тени этих игр скрываются настоящие бриллианты, которые люди, по тем или иным причинам, обошли стороной. Fire Emblem – одна из таких. Игровая серия, ярко контрастирующая с мультяшно-детскими персонажами, которыми успела прославиться Nintendo. Fire Emblem смело погружала игроков в более темный сеттинг и сложный продуманный многогранный геймплей. Жесткая франшиза только для самых хардкорных игроков. Долгое время, никто за пределами Японии не знал о ее существовании, и тем более о том как она была создана и какой долгий путь прошла. Но с ростом популярности серии, которой не в последнюю очередь поспособствовал выход Fire Emblem Three Houses, пришла пора рассказать об этом замечательной игровой серии. История о мечах, магии, драконах и одном человеке, с кучей идей, поддержанный всей компанией, начинается.

FIRE emblem shadow dragon AND THE BLADE OF LIGHT

«Как все начиналось? Chapter 1»

Наша история начинается в отдаленном светлом королевстве под названием Nintendo. Я не буду сильно затрагивать историю этой компании, лишь ту ее часть, которая относиться к созданию Fire Emblem и предшествующим событиям. История самой разработки Fire Emblem уносит нас в далекий, непостижимый нашему разуму, 1973 год, в ранние годы становления Nintendo как игрового разработчика. Компания решила расширять свои границы новыми возможностями, для чего они разделили их недавно основанный отдел электроники на три подразделения: R&D1, R&D2, R&D3 – (что означает «Research & Development», или на великий и могучий – «Исследование и Разработка ») . Из всех них, самым успешным стало подразделение R&D1. (Дальше пойдет много японских имен, и поэтому если напишу неправильно – просто проигнорируйте) Шигеру Миямото, иконная фигура Nintendo с неповторимым видением игровой индустрии, начинал здесь, где он работал под руководством Ганпея Йокои – создателя GameBoy. Спустя несколько лет после ухода Миямото в результате успеха Donkey Kong, в 1984 группа программистов из R&D1, сформировали свою собственную компанию – Intelligent Systems… ииии которую практически сразу купила Nintendo. Хитрые Японцы. Первоначально, программист Тору Нарихиро был единственным сотрудником, который занимался портированием программного обеспечения. С ростом команды, Intelligent Systems помогала R&D1 с многими проектами.

Их первой самостоятельной игрой стала Famicom Wars, которая была выпущена в 1988 году, как не трудно догадаться из названия на приставке Famicom (Family Computer в США, и оригинальное название NES у себя на родине) . Она стала первой в данной линейке стратегических игр компании. В ней игрок брал под управление одну из враждующих между собой фракций: Красная Звезда (Red Star) и Синяя Луна (Blue Moon) , и выполнял не хитрую задачу по аннигиляции войск противника и полного уничтожения его базы. Подробно останавливаться на Famicom Wars я не буду, достаточно сказать что она была прародителем Fire Emblem, но при этом в ней было много интересных механик, да и для того времени стратегии подобного рода были редкостью. К сожалению, серия ныне утратила свою популярность, и после выхода Advanced Wars 2 и ее различных спин-офов, новых игр не выходило. Из подобных игр можно выделить Wargroove, вышедшая в 2019, которая успешно адаптировала геймплей серии Wars, а от Fire Emblem ей достался фэнтезийный сеттинг и прописанные персонажи.

После набранного опыта и знаний механик жанра стратегий, команда была готова создать новую игру. Они хотели сделать что-то похожее на Famicom Wars, но при этом кардинальное от него отличающееся. Человеком, решивший создать это чудо, стал Шозо Кага. Его идея, по его словам, никогда и не планировалось стать коммерческим проектом, но, тем не менее, он имел особое видение игры и знания в области геймдизайна. Шозо быстро собрал команду для разработки. Тору Нарихиро был ведущим геймдизайнером. За дизайн персонажей отвечал Дайсуке Идзука, который изобразил персонажей достаточно «спокойно» для японцев. Какой-то излишней анимешности в персонажах не прослеживается и никто не разгуливает в бронеливчиках и латах, в 10 раз больше героев. Персонажи получились в меру яркими, в меру сказочными, ничего вычурного и громоздкого в их дизайне не прослеживается. Да и аниме рисовка того времени вполне типичная.

Композитором выступила Юка Цуджиоко, создавшая запоминающийся саундтрек, в которой было множество композиций, по сравнению с остальными играми Nintendo того времени. И некоторые треки очень хороши – композиция, играющая в главном меню, стала по настоящему культовой и олицетворяет всю серию – различные вариации можно услышать во многих последующих частях. Музыка была написана под самые разные ситуации и части геймплея: разговоры персонажей перед боем – одна музыка, ход игрока – другая, ход противника – третья и т. д. Тут даже была смена композиций: когда игрок был близок к завершению главы, музыка менялась на другую, знаменующая победу. Хотя были и свои местные раздражители – треки лечащего посоха и оружейного магазина изрядного поиздеваются над вашими нежными ушками, и будут вызывать обильное кровотечение из них. Но забегая далеко вперед, можно с уверенностью сказать, что музыка – одна из сильных сторон Fire Emblem и с последующими частями она будет становиться только лучше.

В отличие от Famicom Wars, игра Шозо вводила новые механики в геймплей, которые создавали отличие не только в той же Famicom Wars, но и других стратегических игр на рынке, комбинируя элементы стратегии и ролевых игр, работающих в общей синергии, образуя уникальный гибрид. Какое-то время еще нигде не будет подобного проекта, хоть это была и не самая продвинутая игра на NES. И все же она стала прорывной сразу в нескольких направлениях и 20 апреля 1990 года, после 2 лет тяжелой работы, вся Япония смогла в этом убедиться. «Fire Emblem: Ankoku Ryū to Hikari no Ken», что переводится как «Fire Emblem: Shadow Dragon and the Blade of Light» («Эмблема Огня: Дракон Тьмы и Меч Света») . Это была первая мейнстримовая тактическая RPG на рынке, обходя такие тайтлы как Shining Force от SEGA и Super Robot Tyson от Acclaim (если вы о них не слышали, то это нормально) . Fire Emblem также отбросило в сторону современный военный сеттинг, который был в Famicom Wars и решила перенести игрока в средневеково-фэнтезийный мир со всеми вытекающими: с мечами, магией и фантастическими существами. Теперь же пришло время разложить по косточкам саму игру.

«Война… война никогда не меняется. Ой, это не отсюда!»

Fire Emblem представляет из себя тактическую-пошаговую РПГ, относится к жанру jTRPG. К этому жанру относятся такие игры как Tactics Ogre и Disgaea, но Fire Emblem определенно была прародителем, ведь Tactics Ogre вышла в 1995, а Disgaea и того позже – в 2003. На рынке в то время было крайне мало игр подобного жанра. Но Fire Emblem не проста, как кажется. В отличие от вышеупомянутой Famicom Wars, в ее геймплей грамотно введены элементы РПГ, а именно: прокачка персонажей и оснащение их снаряжением (оружием и расходниками, вроде зелий лечений) . По сути, это было в новинку. Во многих стратегиях того времени, которые к слову выходили в основном в конце 90-х, юниты в армии игрока (или героя) обезличивались, они были пустыми болванчиками, которых мы без зазрения совести отправляли на копья противника, и благополучно, убивали. В Fire Emblem вся армия игрока состоит из героев, или, если быть точнее, из прописанных персонажей, со своей индивидуальной внешностью и характерами, а также с одним из многих классов, представленных в игре, а которых чуть позднее.

Примерно так и выглядят все диалоги, появляющиеся в начале, середине, и конце миссии. Ну… что тут можно сказать? Лишь, что для 90-го года вполне неплохо. И стоит сказать, такой способ повествования примерно таким и останется на протяжении всей серии, стиля визуальной новеллы.

Собственно, как выглядит сам игровой процесс. Нас без особых разъяснений выкидывают на карту поле боя, на котором даже краткие брифинги не особо помогают. Сейчас их принято называть «катсцены»… ну ладно, по сути это просто краткие диалоги с несколькими персонажами, в которых нам говорят, что нужно сделать для победы, а иногда намекают – в общем, скармливают кусочки сюжета. На карте находятся наши бравые ребята синего цвета, а противника – красного… ну естественно, а как иначе. Постоянно приходится напоминать себе, что это игра 90 года. Хотя стоит отметить, что данная цветовая палитра со временем совсем не поменялась. И так – само поле боя поделено на условные клетки, каждый юнит занимает одну клетку, передвижение осуществляется путем выбора юнита, и выбора не занятой клетки, ну и… вы сами знаете, видели уже много раз в каких-нибудь XCOMах и прочих пошаговых стратегиях и РПГ. Инициатива здесь отсутствует, первый ход всегда за игроком, а очередность ходов самих юнитов уже оставлена на вашу совесть, что предоставляет огромную свободу для тактических маневров, а не где все за тебя решает число рядом с надписью «Инициатива» как в Heroes of Might and Magic или Disciples, например. Каждый юнит, в зависимости от класса, обладает своим показателем передвижения, т.е. максимальным количеством клеток, который может пройти персонаж. К сожалению, при выборе юнита, этих границ вы не увидите, и придется каждый раз сдвигать курсор максимально в сторону, чтобы понять, как далеко можно переместить своего персонажа, ну или можно просто посчитать количество клеток.

При передвижении нам доступны несколько вариантов действий, а не только стандартный вариант атакуй ПОКА НЕ закавыряешь ВРАГА ДО смерти. Выбрав юнита мы можем: переместить его, воспользоваться предметом из инвентаря, выбрать оружие (если в инвентаре их несколько), если персонаж находится рядом с другим, то он может передать ему какой-нибудь предмет или взять у него. Никто не запрещает нам вначале переместиться в определенную точку на карте, совершить определенное действие, помимо атаки, а затем закончить ход. Все это также дает огромное пространство для маневров, и позволяет разрабатывать различные стратегии. Например, на мосту, состоящим лишь из одной клетки, можно разместить тяжело-вооруженного рыцаря, а за ним расположить лучника, до которого будет невозможно достать бойцам ближнего боя. Он будет поливать врагов градом стрел, пока его товарищ будет сдерживать неприятелей. Или другой пример: вам нужно убить противника, но ваш всадник не может до него добраться, так как ему не хватает очков передвижения, зато у вас есть неподалеку другой юнит, но у него нет оружия. К счастью, до него мы добраться можем – подбегаем, передаем ему меч, который тот с радостью использует для нарезки врага. В общем, маневров, различных тактик и стратегий, и прочих хитростей целая уйма. Пробуйте, экспериментируете, все ограничено возможностями вашего серого вещества. НО ВАМ НИЧТО НЕ поможет!!!.... но это я забегаю вперед.

«Ха, я могу атаковать снова, слабак!»

Но как выглядит само столкновение с противником? Ведь мы не просто подбегаем к болванчику, выбираем атаку и… собственно, атакуем. Нет. Все гораздо интересней. Но прежде чем мы перейдем непосредственно к шинковке врагов, нужно разобраться с РПГшными фишечками, а точнее, с характеристиками, или же статами персонажей, ведь без понимания этих значений, то, скорее всего, и сам бой вы вряд ли поймете. И так, как уже говорилось выше, у каждого персонажа есть набор характеристик, который влияет на исход конфронтации. В первой части Fire Emblem имеются следующие статы: HP (стандартный показатель здоровья) , Strength (Сила) , Skill (Умение) , Speed (Скорость) , Luck (Удача) , Defense (Защита) , Resistance (Сопротивляемость) , Weapon Level (Уровень оружия) , Movement (Передвижение) . Ну и собственно, Experience (Опыт… . А чего вы еще ожидали?) .

Местный ЧарЩит
Местный ЧарЩит

А теперь нужно поговорить об этих параметрах поподробнее, углубиться в них, понять, на что конкретно они влияют, как получаются и т. д. Приготовьтесь, мои маленькие любители пошевелить мозгами, ведь дальше пойдет математика, пусть и не особо сложная.

  • Здоровье… (ну, тут и так понятно) .
  • Сила– она и в любой игре сила, влияющая на физический урон. Это один из двух показателей, влияющих на силу атаки (второй – это мощь используемого оружия) .
  • Умение– показатель, влияющий на шанс попадания (Hit rate) и шанс критического попадания (Critical rate) по противнику, т. е. показатель попадания прямо пропорционален Умению, растет соответственно с ростом последнего. Сам же шанс попадания рассчитывается следующим образом: Hit Rate = (Skl) + (Hit) , где Skl – показатель Умения юнита, а Hit – точность оружия владельца, но это работает только для физических атак, для магических используется лишь точность оружия. Критический шанс попадания зависит напрямую от Умения, ведь большинство оружия, представленного в игре, имеет это значение на 0.
  • Скорость– влияющая на количество ударов (двойная атака) , а также на шанс уклонения. Вторая атака дается юниту, если его Скорость значительно превосходит вражескую, но это не значит, что у него появиться второй ход – только повторная атака. Шанс уклонения же рассчитывается по похожему принципу: Evade Rate = (AS) + (Terr) , где AS – значение Скорости обороняющегося юнита, а Terr – модификатор защиты, зависящий от ландшафта, на котором располагается обороняющийся юнит. Но опять же, это работает только для физических атак. Шанс уклонения от магических атак зависит уже от другого параметра (следующего) .
  • Удача– Госпожа Фортуна оказывает влияние на все понемногу: на шанс крита и уклонения, а также понижения критического шанса у атакующего вас противника.
  • Защита– понижения физического урона, проходящего по вам. Чем показатель Защиты выше, вражеского значения Силы, тем меньше урона вы получите. Возможно такая ситуация, когда урон не будет проходить вовсе, из-за большой разницы в характеристиках.
  • Сопротивляемость– работает как Защита, но только против магического урона. Стоит также упомянуть, что в первых двух частях Fire Emblem, Сопротивляемость считается особой характеристикой, и ее нельзя поднять с ростом уровня. Практически у всех юнитов показатель Сопротивляемости на нуле. Единственное, что можно сделать, это увеличить его значение особым предметом, о которых позднее. А, ну и, конечно, можно просто не стоять столбом, и вовремя отводить войска от вражеских магов, либо быстро с ними расправляться.
  • Уровень оружия– показатель, отвечающий за навык владения оружием. Ну а тут дело поинтересней. Дело в том, что в игре существует огромное количество видов оружия с определенными характеристиками, которыми владеют персонажи. И оно подразделяется не только на типы (мечи, топоры, копья и т. д.) , но также имеет свою градацию (железные, стальные, серебряные и т. д.) . Определенные классы владеют одним или несколькими видами оружия, и не могут использовать другие. Например, Всадники могут использовать только копья и мечи. Но с ходу всеми мощными заточками они махать не смогут. Чтобы заменить свою обычную железяку, скажем, на серебряный меч ведьмака, нужно прокачаться и по сражаться, менее мощным оружием.
  • Ну и последняя характеристика это Передвижение– значения максимального количества клеток, которые может пройти юнит за один ход. Интересной особенностью тут выделяется то, что в зависимости от вида местности, на Передвижение могут накладываться штрафы, либо же бонусы. О типах же местности я расскажу чуть позднее.
  • Также не стоит забывать и про Опыт, да, он, конечно, типичный, но грех не упомянуть (нужно больше букав). Полоска опыта, находящееся в меню персонажа, требует лишь сто единиц опыта, после чего, персонаж получает новый уровень. Опыт начисляется за любые действия оборонительного и наступательного характера, и, естественно, больше всего драгоценной EXPы будут давать за убийство противников (ничего более очевидного придумать не смог).

И раз мы говорим про опыт персонажей, то стоит и поговорить и про саму прокачку. Каждый персонаж, в зависимости от выбранного класса и личных предрасположенностей, обладает своими процентными Показателями Роста (Growth Rates) , который показывает какие именно характеристики будут прокачиваться быстрее, а какие медленнее. Рассмотрим на примере: главный герой Марс имеет 70% показатель роста Удачи, и 20% – Защиты, что значит, скорее всего, с новым уровнем Марс получит прибавку к Удаче, а вот Защита получит плюс возможно только через один уровень, если не через несколько.

А теперь касательно ландшафта. Разные типы местности на картах дают различные эффекты, такие как бонусы к атаке и защите, а также влияют на передвижение юнитов, обычно затрудняя его. Некоторые участки местности и вовсе являются непроходимыми. В первой части Fire Emblem их уже довольно много: здесь вам и леса с равнинами, и горы с пустынями, и т. д. На каждом подробно я останавливаться не буду, ведь если я начну рассказывать про каждый тип местности, и какие бонусы они дают, то вы просто состаритесь, пока дочитаете до конца. Поэтому заботясь о вашем здоровье, приведу лишь пару примеров: в лесу движение конных юнитов замедляется, тяжеловооруженные персонажи также передвигаются как черепахи по пустыне, а легко одетые воины, такие как маги и воры, не получают штрафов к передвижению вовсе. Отдельно от всех находятся летающие юниты, абсолютно беспрепятственно перемещаясь по карте, и ни горы, ни различные водные преграды им не помеха.

Помимо всего прочего на карте существует множество различных вкусностей, с которыми мы можем взаимодействовать. Например, можно посещать крупные деревни, в которых благодарные жители могут дать какой-нибудь предмет, заплатить золото, чтобы вы убрались отсюда поскорее, а иногда и вовсе можно рекрутировать нового персонажа. Также на местности находятся различные лавки и оружейные, где за чеканную монету можно приобрести множество полезных обновок, начиная от простых мечей и копий, и заканчивая расходниками. Еще в качестве приятного бонуса, можно посещать отдельные дома местных жителей и просто разговаривать с ними, и не всегда это пустая трата времени и ходов – иногда они могут дать действительно дельный совет, ну или же на крайний случай, скормить вам кусочек лора. В дополнение ко всему на карте тут и там разбросаны различные форты и замки, дающие их оккупантам отличные бонусы к защите и уклонению, и порой выкурить оттуда противника бывает ой как не просто, даже всем скопом. Ну и под конец, среди различных активностей на карте стоит упомянуть Арену, на которой вы, жертвуя своим здоровьем и благополучием, можете сражаться за золото и различные предметы. Ну, и за славу, конечно же! Ну, что? Мозг еще не плавиться от такого количества информации? Нет? Да? Затрудняешься ответить? Неважно, ведь я, наконец-то, перехожу непосредственно к бою в Fire Emblem.

«Загнанная в угол крыса будет отвечать всегда»

И вот он – великий и ужасный. Режим «автобоя» активируется, когда ваш юнит атакует вражеского или же наоборот. Главная особенность этих сражений в том, что в самой стадии автобоя мы никак не можем на них повлиять, главное здесь подготовиться к нему, до того момента, как мы атакуем: выбрать нужную позицию, экипировать необходимое снаряжение и т. д. Собственно, как выглядит этот пресловутый расчет итогов? Два спрайта персонажей: один наш, другой противника, дубасят друг друга на черном фоне. Оно и понятно – мощности NES не позволяли разбазаривать ресурсы на задники во время боев, и так сама карта была достаточно проработана. В этот момент интерфейс показывает необходимые в данном случае параметры персонажей, на которых в основном базируется урон. Нам показывают их имена (обычно в случае противников это ноунеймовые болванчики, поэтому им пишут класс и принадлежность к фракции) , количество жизней, шанс попадания, показатель атаки и защиты. Перед самым боем нам долю секунды показывают тип местности, на которой стоят персонажи и какие бонусы от нее получают. Юниты обмениваются ударами, по упомянутой формуле, если у вас показатель скорости значительно выше противника, вы наносите второй удар, что действует и в обратную сторону. Во время действия на экране описываются действия героев, например Марс атакует, Марс промахивается и т. д.

Экран, который мы будем лицезреть 50% всей игры. Остальные 50% — собственно, сама карта боя.
Экран, который мы будем лицезреть 50% всей игры. Остальные 50% — собственно, сама карта боя.

Также интересной особенностью боя будет то, что юниты всегда отвечают на атаку. То есть, здесь невозможно снять «отмашку» одним персонажем, а потом беспрепятственно добить другим, как в Heroes of Might and Magic. Нет. В Fire Emblem каждый юнит вроде грифона из Героев с «бесконечным отпором», что также добавляет сложности. И возвращаясь к интерфейсу «автобоя», хочется отметить пару малюсеньких проблем. Дело в том, что зачастую вы не будете знать, сколько урона вы нанесете, сколько по вам пройдет, попадут ли по вам вообще, и попадете ли вы, до того как все случиться. Ведь все параметры показаны не в виде цифровых значений, а обычных полосок. Поэтому вы только и можете, что примерно предсказать последующие события. Если полоска урона у вас заполнена почти до конца, то вашему урону позавидует любой дракон, а если нет, то скорее всего вы огребете. И если количество HP не трудно подсчитать, ведь полоска здоровья четко делиться на определенное количество прямоугольников, то с остальными так не получиться. И что самое обидное, до боя вы также не будете знать какой урон вы нанесете, и нанесете ли вообще, ведь никаких параметров врага вам не покажут, можно посмотреть только ваши, в уме прикинув, что сделает ваш юнит, а перед самим действием «атака» вы лишь выбираете оружие, которым будете шинковать врага в данной ситуации. Конечно, до боя можно посмотреть характеристики юнитов, и примерно высчитать исход сражения, но это еще тот геморрой.

В конце этих эпичных дуэлей вам выдадут итоги, что вы набрали столько то опыта, убили ли вы врага, получили предмет и т. д. После «автобой» заканчивается и нас снова возвращают на стратегическую карту боя. Собственно так и выглядит весь геймплей Fire Emblem: мы перемещаем юнитов по карте боя, вступаем в битвы, прокачиваемся и выполняем нетривиальные задачи для победы. Все, казалось бы, просто. Но углубившись в игру и в, непосредственно, сам игровой процесс, игрок быстро получает удовольствие от тактической и стратегической составляющей игры (с поправкой на то, что ему нравиться думать в игре, а не отключать мозг и просто дубасить кучки пикселей на экране) . Серьезно, я, примерно, уже в третей главе забивал на историю (что сделать в этой части очень легко, кстати) , и просто отдавал всего себя составлению стратегии и боевой части игры, а точнее управлением своим небольшим войском. И это не просто кучка болванчиков, мало чем отличающихся друг от друга.

«Возьми меч, и неважно, что ты не знаешь, как им пользоваться!»

Как и в фэнтезийных РПГ, они имеют определенный класс, со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами, характерным оружием, показателями характеристик, особенностями перемещения, и прочими, отличающимися друг от друга, мелочами. Всего в оригинальной Fire Emblem имеется аж 22 играбельных класса: Lord (Лорд) , Mercenary (Наемник) , Hero (Герой) , Thief (вор) , Freelancer (Фрилансер) , Fighter (Боец) , Pirate (Пират) , Archer (Лучник) , Sniper (Снайпер) , Hunter (Охотник) , Horseman (Всадник) , Cavalier (Кавалерист) , Paladin (Паладин) , Knight (Рыцарь) , General (Генерал) , Pegasus Knight (Всадник на пегасе) , Dracoknight (Всадник на виверне) , Ballistician (Артиллерист) , Mage (Маг) , Priest (Жрец) , Bishop (Епископ) , Manakete (Манакет) . Для составления «идеальной» армии, для той или иной локации, нужно четко осознавать какие юниты нам пригодятся, какие будут прикрывать слабые стороны другу друга, и использовать по максимуму свои сильные. И так, по порядку.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Лорд (Lord) – важный класс для всей серии, появлявшийся почти в каждой игре, за некоторым исключением. Важным он считается по причине того, что его примеряли на себя в основном главные герои. И Лорда почти всегда приходилось брать в свою команду. Каждый раз, рост характеристик менялся, в зависимости от игры, собственно, как и сам набор вооружения. Но что остается неизменным, то, что это наступательный класс, владеющий мечом, и обладающим ростом характеристик в Силе, Умении и Скорости.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Наемник (Mercenary) – юнит ближнего боя из группы пеших бойцов, его характеристики сбалансированы, их прирост сконцентрирован на HP, Силе и Умении, а также чуть более медленный на Скорости и Защите. Владеет мечами, и наемники в целом хороши как в защите, так и в нападении, но без каких бы то ни было сильных или слабых сторон.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Герой (Hero) – также как и Наемник является юнитом ближнего боя. Является его улучшенной версией, так как повышается из Наемника. Имеет более высокие характеристики, и также владеет мечами.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Вор (Thief) – боец ближнего боя, специализирующийся на взломе замков и вскрытии запертых дверей. Вражеские воры также могут уничтожать деревни, и после выполнения своих грязных делишек, убегают с поля боя. Воры сами по себе слабые, и выполняют роль поддержки и специалистов. Их характеристики нацелены на рост Скорости, Умения и иногда Удачи, для избегания и уклонения от атак противника, ведь из-за низкой Силы они не могут наносить большой урон, а невысокий показатель HP делает их очень хрупкими. Это компенсирует хорошее значение Передвижения и способность пересекать многие местности без штрафов, что опять таки подходит юниту поддержки. Воры владеют мечами, но в целом вы вряд ли превратите их в агрессивных бойцов ближнего боя.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Фрилансер (Freelancer) – класс перевертыша эксклюзивный для серии Арканеи персонажа манакета Кзейна (сколько непонятных названий) . Этот класс позволяет ему использовать уникальную команду «Imitate» («Имитировать») , в результате принимая облик и класс выбранного союзного персонажа. И хоть Фрилансер отлично справляется со своей задачей, если вам нужно два юнита определенного класса, у него все таки есть свои недостатки. Во-первых, Имитирование длиться пять ходов, а во-вторых, при возвращении в свою изначальную форму характеристики и текущее значение HP откатывается назад. Также в своей обычной форме Фрилансер владеет мечами, но из-за крайне низких характеристик, вы вряд ли будете ими пользоваться.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Боец (Fighter) – юнит ближнего боя, единственный во всей игре, владеющий топорами. Прирост его характеристик сконцентрирован на HP и Силе, при этом Защита одна из самых низких в игре. Посредственная Скорость редко позволяет наносить двойные удары, а небольшой Шанс Попадания не позволит выкашивать врагов направо и налево. В основном Бойцов вы будете использовать для нанесения урона по «неповоротливым» противникам, или же для быстрой ликвидации наиболее хлипких, вроде Жрецов.

Пират (Pirate) – также юниты ближнего боя, владеющие топорами, как и Бойцы. В целом они схожи, как по характеристикам, так и по тактике боя, за одним единственным исключением – Пираты могут преодолевать водные пространства и даже «стоять» на водной местности, как бы странно это не звучало.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Лучник (Archer) – пеший воин дальнего боя, вооруженный луком. Особенностью является способность атаковать противника через одну клетку, в результате враги ближнего боя не способны нанести ответный удар. При этом у Лучников есть большие недостатки: они не могут атаковать в ближнем бою, ровно как и отвечать на удар, если на них напали близи. Их характеристики сосредоточены на Умении и Скорости. Среднее значение Силы вряд ли позволит превратить всех в дикобразов, особенно тяжеловооруженных юнитов с большим показателем Защиты, чьи тушки вы скорее всего не пробьете. А низкое значение HP делает лучников очень хрупкими, поэтому приходится размещать их с умом, вне досягаемости противника, прежде чем закончится ваш ход.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Снайпер (Sniper) – также юниты дальнего боя. Является улучшенной версией Лучника. Имеет примерно такие же характеристики, но значения HP и Защиты у них лучше. И все равно они остаются достаточно уязвимыми для вражеских атак.

Охотник (Hunter) – юнит дальнего боя, по аналогии с Лучником. Он также владеет луками, но в характеристиках и так небольшая Защита принесена в жертву Силе, из-за чего они бьют больнее, но и сами стали еще более хрупкими. Также они получают более существенные бонусы от местности, а точнее лесов и гор.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Всадник (Horseman или же Bow Knight) – еще один дальнобойный юнит, но в отличие от своих пеших коллег по военному ремеслу, он, как следует из названия, верхом на лошади. Это значит больше очков передвижения и лучшая Защита, но вот Умение у них ниже, чем у обычных Лучников.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Кавалерист (Cavalier) – конный юнит ближнего боя, владеющий сразу и мечами и копьями. За счет своей мобильности они поспевают везде, поэтому из них получаются отличные персонажи поддержки, ведь в случаи чего могут и слабого союзника прикрыть или необходимый предмет передать. Каких-то высоких характеристик у Кавалериста нет, но прибавку они получают в основном к Силе, HP, Скорости, Защите, хоть и не такие большие как у остальных. В целом, это сбалансированный юнит, который по-настоящему раскроется в последующих играх серии.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Паладин (Paladin) – также конный юнит ближнего боя. Является улучшенной версией Кавалериста с повышенными характеристиками. Являются одними из лучших юнитов в игре.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Рыцарь (Knight) – тяжело бронированный класс ближнего боя, владеющий копьями и мечами. Сами Рыцари достаточно неповоротливы, из-за малого значения Передвижения, что компенсируется хорошими физическими характеристиками, как HP, Сила и Защита, что делает из них превосходных танков. Но им не хватает Скорости, чтобы наносить двойные удары. Помимо этого, Рыцарь считается бронированным классом, делая его уязвимым для определенного вида оружия, вроде Armorslayer (меч для уничтожения брони) или Hammer (молот с похожими функциями, относящийся к виду топоров, что странно) .

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Генерал (General) – также тяжело бронированный юнит ближнего боя, во многом похожий на Рыцаря, за исключением более лучших характеристик и владение только мечами. По логике вещей Генерал должен быть улучшенной версией Рыцаря, но внутри игры это два абсолютно разных класса, а повысить класс Рыцаря невозможно.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Всадник на Пегасе (Pegasus Knight) – летающий юнит, наносящий физический урон, верхом на пегасе, владеющий мечами и копьями. Несмотря на хрупкость, персонажи этого класса крайне полезны на поле боя: способность перелетать все виды местности делает их очень мобильными бойцами поддержки. У них очень низкое значение HP и Защиты, что в купе с посредственной Силой делает из них слабых юнитов ближнего боя. Ко всему прочему они очень уязвимы к лукам, поэтому обычно стоит очень внимательно следить, куда вы перемещаете Всадника, ведь чаще всего лучники убивают их за один-два хода. Но высокий показатель Скорости дает им большой шанс уклониться от атаки, хотя лучше не стоит искушать судьбу. Также стоит отметить тот факт, что на протяжении многих игр серии, Всадниками на Пегасах могли быть исключительно девушки. В противовес этому, Бойцами могут быть только мужчины (Р – Равноправие) .

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Всадник на Виверне (Dracoknight или же Wyvern Rider) – по аналогии с Всадником на Пегасе, является летающим юнитом, владеющий копьями и мечами. По опять таки странной логике разработчиков, это улучшенная версия Всадников на Пегасах, хотя их «транспорт» совершенно другого вида. В плане характеристик, Всадники на Вивернах обладает более лучшим HP, Силой и Защитой, в отличии от их слабых собратьев, но прежняя уязвимость к стрелковому оружию осталась на месте.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Артиллерист (Ballistician) – нестандартный дальнобойный класс, управляющий баллистой, имеет очень большую область поражения и крайне высокую Защиту, но при этом самое низкое Передвижение. Информации об этом классе мало, словно как и его появлений в последующих играх серий.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Маг (Mage) – юнит, наносящий магический урон, и владеющий Томами как их основным видом оружия. Тома делятся на категории вроде Огня, Молнии и т. д., но в оригинальной Fire Emblem это разделение ни на что не влияло, и Тома наносили общий магический урон. Особенностью боя данного класса является атака как в ближнем бою, так и в дальнем через одну клетку вперед, как Лучники. Маги считаются одними из самых уязвимых юнитов в игре, обладая низким HP, Умением и Защитой. Сила стоит на отметки 1, так как им она попросту не нужна, ведь величина магического урона зависит лишь от силы конкретного тома. Благодаря по-настоящему мощным атакам, Маги крайне полезны в бою, но постоянно приходится следить за ними еще более внимательно, чем за Всадниками на Пегасах и не подставлять их под удар.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Жрец (Priest) – единственный юнит поддержки в игре, владеющий Посохами. Класс не способен атаковать противников, лишь оказывать помощь в виде лечащих и иных заклинаний поддержки, зависящие от экипированного посоха. Характеристики у него такие же, как и у Мага. Особенность прокачки данного класса заключается в том, что их уровень не растет от использования посоха, убийство противников тоже не вариант (по понятным причинам). Поэтому единственный способ получить опыт это… подставлять Жреца под удар (очень, ОЧЕНЬ, НУ ОЧЕНЬ плохая идея). Опыт мизерный, а вероятность того, что ваш Жрец падет в бою – очень высока.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Епископ (Bishop) – юнит, использующий как атакующие, так и лечащие заклинания, одновременно владея томами и посохами. Является улучшенной версией Жреца и Мага. Обладает повышенными характеристиками в Скорости и Защите, что позволяет Епископу наносить двойные удары и избегать вражеских атак.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Манакет (Manakete) – термин, одновременно обозначающий и класс и расу в мире Fire Emblem. Манакеты это раса перевертышей, способные оборачиваться в драконов. Для этого они владеют Драконьими Камнями (Dragonstones), вместо какого-либо оружия, которые и позволяют им превращаться. Несмотря на свои относительно невысокие начальные характеристики (схожие с Жрецом), отличный Показатель роста позволяет им получить высокие статы буквально через пару уровней. Манакеты наносят урон в ближнем бою, перед этим оборачиваясь в дракона. По полю боя они перемещаются в своем человеческом облике.

Все эти классы в большинстве своем обладают индивидуальностью, со своими сильными и слабыми сторонами, со своими особыми назначениями и тактиками. Вступая в конфронтацию с противником, нужно знать кто пригодиться в данной ситуацией, кто будет обузой, а кто просто критически важен для победы. Но это не все РПГ элементы, присутствующие в игре. Как я уже говорил выше, в Fire Emblem существует множество видов оружия и различных предметов самого разного свойства. На просторах Арканеи можно найти много всяких вкусностей. Начиная от расходников, вроде ключей от дверей и целебных снадобий, и заканчивая различными артефактами, вроде Талисмана (Talisman) увеличивающий на постоянной основе Сопротивляемость (единственный способ ее повысить, кстати говоря), Секретная Книга (Secret Book) с аналогичным свойством, но только для Умения, ну и т.д. Отдельно стоит выделить предметы, которые позволяют улучшить классы при использовании. Когда ваш юнит определенного класса достигает 10­ уровня, он может использовать особый предмет, например Эмблему Героя (Hero Crest) в случае Наемника, тогда его класс повышается, меняясь на класс Героя (Hero). Работало это не со всеми классами, а лишь с 6 из 22.

Что же касается оружия, то оно делится на виды: Мечи, Копья, Топоры, Луки, Тяжелая Артиллерия, Магические Тома и Посохи. Внутри каждого вида содержится разные типы оружия со своими уникальными свойствами и особенностями. Например, помимо обычных мечей, существуют клинки типа Killing (как Killing Edge), которые обладают обычными характеристиками Стального меча, но при этом имеют модификатор Шанса Критического удара в 20%. Другое же оружие имеет особые эффекты. Например, меч Wyrmslayer наносит повышенный урон Всадникам на вивернах и Манакетам. Также и с другими видами оружия, где присутствуют как обычные, так и необычные клинки, и не только. Посохи также имеют огромное разнообразие, начиная от стандартных лечащих посохов вроде Heal и Mend, и заканчивая нестандартными, как Warp, телепортирующий юнита из любой области на карте к персонажу, использующий посох. Главной особенностью оружия в Fire Emblem является наличие прочности оного, что заставляет постоянно обновлять и пополнять свой инвентарь новыми, более мощными клинками. Количество использований у каждого оружия свое, и по прошествии времени оно ломается, но при этом есть исключения – волшебный меч Фалшион, ровно как и Драконьи Камни не имеют прочности. Все это добро храниться в инвентаре персонажей, который может вместить в себя до 4 предметов любого типа.

«И имя ей…Старуха с Косой»

Собственно, все эти особенности и делают геймплей Fire Emblem таким комплексным и интересным. Но, погодите… Игра запомнилась многим игрокам не совсем благодаря своему геймплею, а скорее своей сложностью, вызванная одной малюсенькой деталью… и имя ей PERMADEATH!!! Перманентная Смерть (Permanent Death или PermaDeath) в данной игре означает, что персонаж павший в битве, останется мертвым навсегда, и никакого способа не существует вернуть его или ее к жизни с того света. Происходит это следующим образом – когда противник наносит смертельный удар, появляется короткое сообщение вроде «Джаген умер» и его спрайт пропадает с поля боя. Поначалу я не сразу понял, что произошло. Эх, помню свое происхождение Fire Emblem, когда я неосторожно убил своего персонажа, и сообщение о его смерти я не понял, подумав, что он вернется в следующей главе. Но после я с ужасом осознал, что мой прокаченный Каин пропал из игры. Конечно же, это также отражалось на истории, в плане катсцен, меняющиеся в зависимости от того кто погиб, а кто выжил, хоть это почти и не заметно. Это иногда вызывало серьезные проблемы, ведь из-за нехватки войск, вы просто физически не могли пройти определенную главу. Да и в целом было жалко терять персонажей, на прокачку которых потрачено столько времени и сил. Ведь игра не заканчивается, если вы потеряли кого-то из войска, ключевым персонажем является Марс и только с его смертью нам пишут злополучное «Game Over».

Fire Emblem стала аккуратным танцем со смертью, когда ты стараешься изо всех сил сохранить своих любимых персонажей в живых, из-за чего даже многие игроки перезапускали уровень, чтобы пройти его как можно аккуратней и без потерь. Также подливал масла в огонь и искусственный интеллект, не позволявший расслабить булки ни на секунду. Противники обычно по силе были примерно равны вашему отряду, при этом превосходив вас по численности, а сами юниты противника чаще всего выбирали жертвами физически слабых Жрецов и Магов, а также персонажей с малым запасом HP. В купе со всеми этими факторами, мы получаем на выходе очень сложную игру. Возможно, это и стало одной из причин нишевости данной франшизы. И хоть в те времена среднестатистических геймеров сложно было назвать казуалами, все же на фоне других проектов Nintendo, вроде Марио или Зельды, Fire Emblem была и по-прежнему остается более сложной игрой с отличным от них видом геймплея. Похождения женоподобного мальчика или же пухлого водопроводчика все же обладают более простым и понятным игровым процессом. Когда ты понимаешь основные механики и привыкаешь к местным особенностям, то прохождение дается тебе в разы легче. Чего о Fire Emblem не скажешь, где шевелить серым веществом приходится чаще, а не использовать спиной мозг для поедания грибов и разбивания горшков (Возможно, многие со мной не согласятся, и вообще, фанаты Зельды и Марио начнут яростно защищать эти шедевры. Я не оскорбляю эти игры, просто я их не люблю, и мне обидно за обделенный вниманием Fire Emblem. Я понимаю, за что любят эти игры, и глубоко ценю их вклад во всю игровую индустрию. Простите за жалкие оправдания).

Пусть вас не смущает названия стран на карте, ибо некоторые из них написаны неправильно. О причинах сих ошибок — позднее
Пусть вас не смущает названия стран на карте, ибо некоторые из них написаны неправильно. О причинах сих ошибок — позднее

Действие оригинальной Fire Emblem происходит в фэнтезийном мире на континенте Арканея со всех сторон окруженных водой. На сюжете слишком подробно я останавливаться не буду, поскольку, забегая вперед скажу, что к континенту Арканеи, к самому этому миру мы будем еще возвращаться, и не раз. Кстати, в последующем вселенная, в котором происходит действие истории первой Fire Emblem, так и будет называться – Арканея, для удобства в дальнейшем я тоже ее буду так называть. Для начала нужно кое-что знать об этом мире. Время в Арканея, ровно как и во всех частях Fire Emblem, соответствует фэнтезийному средневековью, с магией и фантастическими существами. На Арканеи существует множество государств, которые делят между собой территорию континента.

  • Арканея (Archanea), названная именем континента, известное также как Священное Королевство, которое хранит главное сокровище страны – Эмблему Огня.
  • Алтея (Altea) – небольшое королевство рыцарей, родина главного героя.
  • Гра (Gra) – государство сосед и союзник Алтеи.
  • Талис (Talys) – островное королевство далеко на востоке.
  • Аурелис (Aurelis) – самое большое королевство, расположенное на зеленых равнинах, в центре континента.
  • Граст (Grust) – милитаризированное государство, известное своими рыцарями.
  • Кадейн (Khadein) – государство расположенное в пустыне, являющееся местом изучением волшебства.
  • Македон (Macedon) – южное островное государство, дом для многих Всадниках на пегасах и вивернах.
  • Долр (Dolhr) – королевство драконов, находящееся к северу от Македона, управляется Темным Драконом и населенное Манакетами.

Ну а теперь немного предыстории перед основными событиями. Давным-давно темный дракон Медеус (Medeus) терроризировал Арканею, сеял смерть и хаос, и т.д., но потом герой по имени Анри (Anri), основатель Алтеи, убил дракона и вернул мир на континент. По прошествии столетий, Медеус возродился, его прислужники во главе с темным жрецом Гарнефом (Gharnef) напали на Алтею, Король Алтеи Корнелиус (Cornelius), был предан своими союзниками из Гра и убит, его жена Лиза (Liza) и старшая дочь Элис (Elice) захвачены в плен, а младший сын Марс бежал в островное государство Талис с горсткой рыцарей. Собственно, Марс и является главным героем этой истории (И касательно имени – так как официальной локализации толком не существует, не до конца понятно как его зовут на русском языке. Мне лично имя Марс не нравиться, а такого замечательного звука из английского как «th» у нас нет. Вообще я хотел называть его Март, но в такой серии игр как Super Smash Bros. локализаторы официально обозвали его Марсом, ну а кто я такой чтобы спорить с Nintendo). Кстати, на момент основных событий ему 16 лет… мда, Япония… Так вот, прибыв в Талис, король Мостин предоставляет в распоряжение принца крепость и оставляет отдыхать. Но времени расслабляться нет. Прибывает принцесса Талиса Каеда (Caeda), и сообщает, что на страну совершили нападение пираты Галдера и захватили столицу.

А теперь самое забавное то, что все рассказанное мной в самой игре вы не услышите, ведь после главного меню нас сразу кидают в гущу событий в Талисе и все начинается с момента прибытия Каеды к Марсу. Кто мы? Кто она? Что вообще происходит? Ничего не понятно. Игроки того времени познавали подобную информацию из мануалов к игре, чего современные геймеры лишены. Вся история, как собственно и сама игра поделена на главы, и каждая глава представляет из себя карту боя. Всего их 24 плюс эпилог.

Талис — государство, окруженное со всех сторон водой
Талис — государство, окруженное со всех сторон водой

Глава 1 «Прибытие Марса» (Marth Embarks). Первая глава начинается с просьбы Каеды об спасении ее отца. Топаем ножками к замку, попутно уничтожая всех пиратов, сражаем главаря и освобождаем замок. Наш отряд освобождения состоит собственно из самого Марса, Каеды, правой руки юного принца, командира рыцарей Джагена (Jagen), и его подопечных Каина (Cain), Абеля (Abel), Драуга (Draug) и Гордина (Gordin). Также в западной деревне можно рекрутировать жреца Вриса (Wrys). Подробнее о персонажах и их характерах я расскажу как-нибудь в другой раз, ведь тут есть где покопаться. И хоть действительно запоминающихся единицы (привет 1990), многие из них влияют на сюжет, а потому важны. Кстати, одной из особенностей Fire Emblem и всех последующих частей, это наличие в первых уровнях одного мощного и прокаченного персонажа. В данном случае это Джаген, который уже имеет продвинутый класс Паладина, в отличие от всех остальных. Он будет огромным подспорьем на первых порах игры. После освобождения замка, король Мостин (Mostyn) благодарит нас и отправляет в эпичный квест по поиску союзников и освобождения своей родины.

Глава 2 «Пираты Галдера» (The Pirates of Galder). Марс и его спутники прибывают в Галдер (Galder), тихий и спокойный портовый город, чтобы заручиться поддержкой и оттуда отправиться дальше, в королевство Аурелис. Но, к сожалению, на город напали пираты и сделали его своей базой. Рыцарей Алтеи встречает наемник Огма (Ogma) на службе у короля Талиса, а вместе с ним трое бойцов: Борд (Bord), Барст (Barst) и Корд (Cord), а также здесь на карте можно рекрутировать двух новых союзников: Дарроса (Darros) и Кастора (Castor). Первоначально они выступают на стороне противника, но если Марс поговорит с Дарросом, то тот скажет, что ему надоело бесчестная жизнь пирата, и он хочет начать сражаться за мир. С Кастором же должна поговорить Каеда, ведь они являются друзьями детства и парень пошел на службу к пиратам, чтобы помочь своей больной матери. Девушка убеждает его присоединиться к армии Марса. Само поле боя представляет множество островов, соединённых мостами. Основными же противниками здесь выступают пираты. После освобождения Галдера, местные жители благодарят Марса и предупреждают о бандитах в горах, куда и следует наши герои.

Глава 3 «Заноза в Зубах» (A Brush in the Teeth). Армия Алтеи прибывает к границе королевства Аурелис, к горным вершинам Зубы Гуля, где обитает банда разбойников. В начале боя мы наблюдаем сцену как вор Джулиан (Julian) и жрица Лена (Lena) убегают от разбойников. Они услышали о том, что прибыли войска Алтеи и решают к нам присоединиться (их юниты доступны с самого начала), а вражеский персонаж Наварре (Navarre) гонится за ними. Если Каеда поговорит с ним, то можно убедить его вступить в наши ряды, и все из-за нежелания обращать меч против женщин. В целом на карте ничего необычного – убиваем всех разбойников и захватываем их крепость, после прибираем к рукам их добычу и направляемся дальше в Аурелис.

Глава 4 «Битва при Лее» (Battle in the Lea). Войска Марса наконец-то прибывают в Аурелис, обнаруживая вторгнувшуюся армию Македона, которая помимо обычных бойцов и охотников, имеет большое число кавалеристов. Начиная с этой главы из-за большого количества персонажей, мы будем выбирать определенное число воинов, которых поведем в бой (максимальное число меняется в зависимости от главы). Здесь также можно рекрутировать новых союзников. Мэррик (Merric) – первый маг в игре, вооруженный мощным томом Экскалибуром, его можно рекрутировать, посетив юго-западную деревню Марсом. Маттиса (Matthis), завербованный армией Македона против своей воли, можно рекрутировать, если с ним поговорит Лена, так как она его сестрой. Зачищаем местность и освобождаем замок. Нас благодарят за возвращение южной крепости и сообщают, что принцесса Арканеи Нина (Nyna) находится под защитой капитана Хардина (Hardin), младшего брата короля Аурелиса.

«Вечнозеленые» луга Аурелиса
«Вечнозеленые» луга Аурелиса

Глава 5 «Защитники Аурелиса» (Champions of Aurelis). Прибыв к северной крепости, мы видим что битва уже в самом разгаре. Глава начинается с разговора Нины и Хардина, в котором последний извещает о прибытии войск Алтеи (то есть нас). С самого начала нам доступны новые юниты в лице самого капитана Хардина и его подчиненных: Седгара (Sedgar), Вульфа (Wolf), Виланда (Vyland) и Роше (Roshea). Также здесь можно рекрутировать понтифика Кадейна, мастера Венделла (Wendell), по совместительству учитель Мэррика. Он вступит в наши ряды, если Марс или же его ученик поговорят с ним. В целом ничего особенного, убиваем босса и захватываем крепость. После король Аурелиса благодарит нас, говорит, что принцесса Нина в пути к крепости и предупреждает о том, что еще множество врагов затаилось внутри замка.

«Внутренности» замка Аурелиса — первый уровень, проходящий в серых стенах
«Внутренности» замка Аурелиса — первый уровень, проходящий в серых стенах

Глава 6 «Эмблема Огня» (Fire Emblem). Марс и его спутники пробираются в замок, чтобы полностью освободить Аурелис от захватчиков Македона. В этот раз карта боя не открытая местность, а замкнутое пространство крепости, с множеством комнат и узких коридоров. Также здесь разбросаны сундуки с сокровищами, которые можно вскрыть ключами или же с помощью воров. Но вражеские воры также могут прибрать к рукам все добро и скрыться с карты, поэтому нужно быть расторопней. Здесь также можно рекрутировать второго вора для нашей армии – Рикарда (Rickard). Нужно поговорить с ним либо Марсом, либо Джулианом, так как последний является бывшим подельником, и вроде наставника парня. Убиваем босса, после чего появляется принцесса Нина, просит нас возглавить армию, и спасти мир от Медеуса, а также отдает нам сокровище Арканеи – Эмблему Огня (Fire Emblem).

Глава 7 «Перчатка Левкандита» (Lefcandith Gauntlet). Марс и его армия отправляются дальше на юг, вглубь Арканеи. Прибыв в Долину Левкандит (Lefcandith Valley), глава начинается со спора командира македонских отрядов и принцессы Минервы (Minerva), в котором последняя говорит, что предпочитает тактику прямого нападения на врагов, в честном бою, на что командир призывает ее подчиняться приказам и шантажирует безопасностью сестры Марии (Maria). Минерва нехотя, но подчиняется. Кстати, если в течении нескольких ходов не вступать в бой с ней и ее подопечными тремя сестрами Паллой (Palla), Катрией (Catria) и Эст (Est), то они сами отступят с карты. Если посетить Марсом защищенную деревню, то можно рекрутировать манакета Банту (Bantu), который будет говорить что-то про девочку манакета Тики (Tiki), и то, что несмотря на потерю Драконьего камня, Банту хочет к нам присоединиться. После победы над боссом, наш тактик Малледус (Malledus) начинает свой долгий рассказ про манакетов, подробно о котором я поведаю как-нибудь в другой раз, весь их история очень важна для лора мира Арканеи. Важно здесь то, что он упоминает предка Марса, Анри (Anri), который уже побеждал Медеуса, используя клинок света Фалшион (Falchion). Для победы над темным драконом, нашему герою также необходимо найти потерянный меч и спасти Арканею. Марс клянется отомстить за отца и восстановить справедливость.

Порт Варрена — место засады на войско Алтеи
Порт Варрена — место засады на войско Алтеи

Глава 8 «Порта Варрена»(Port Warren). Армия Алтеи наконец-то ступила на земли Арканеи, к порту Варрена (Port Warren) где они собирались отдохнуть и набраться сил. Местные встретили их с радушием, так как жителям Варрена пришлось откупиться от армий Долра, чтобы сохранить независимость. К сожалению, на Марса напала армия Граста, и юному принцу приходится с боем прорываться. В начале главы нас встречают два наемника: Цезарь (Caesar) и Радд (Radd). Они сообщают о слабо охраняемой восточной крепости и присоединяются к нам. Также здесь можно рекрутировать рыцаря Граста Роджера (Roger) если с ним поговорит Каеда о… любви…, ну а рыцарь… влюбится в нее и вступит в наши ряды. Убиваем босса, захватываем крепость и, по предложению Малледуса отправляемся в королевство Пирати (Pyrathi) управляемое Манну (Mannu), по слухам являющимся манакетом.

Глава 9 «Дракон Пирати» (The Pyrathi Dragon). Прибыв в Пирати, Марс и его спутники поняли что им тут не рады – Манну в ярости от незаконного вторжения и приказывает убить героев. На карте, состоящей из большого острова и нескольких более мелких соединенных мостами, находится несколько сундуков, а также деревня, посетив которую Марсом можно рекрутировать нового союзника – снайпера Арканеи Джорджа (Jeorge), единственного выжившего после стычки с солдатами Долра. Побеждаем босса, и после захвата крепости к нам прибывает одна из элитных всадников на пегасе, с которой мы уже сталкивались ранее – Катрия. Она сообщает нам, что ее госпожа Минерва планирует восстание против Долра, но у нее связаны руки, так как ее младшая сестра Мария удерживается в заложниках, и нас просят спасти ее, в обмен на пополнение армии.

Глава 10 «Принцесса Минерва» (Princess Minerva). Армия Алтеи прибыла к стенам крепости в которой держат Марию. Марс понимает, что здесь что-то не так: несмотря на просьбу самой Минервы, множество солдат Македона охраняют крепость и осведомлены о нападении. Пробираемся в крепость, вскрываем все сундуки и освобождаем Марию, поговорив с ней Марсом, после чего она присоединяется к армии. Позднее нужно поговорить с самой Минервой, которая извиняется за агрессию по отношению к войскам Алтеи, и рассказывает, что большинство армии Македона сражается на стороне Долра, из-за ее старшего брата Микалиса (Michalis), убивший их отца и захвативший трон. Захватив крепость, с нами говорит Нина. Она спрашивает знаем ли мы про понтифика Арканеи Милоа (Miloah), на что Марс отвечает, что слышал как он погиб в схватке с темным понтификом Гарнефом. Но у него осталась в живых дочь Линде (Linde), и Нина просит нас ее найти.

Глава 11 «Рынок Норды» (Knorda Market). После многих сражений, герои наконец-то прибывают в самое сердце Аркенеи, в ее столицу. Сперва стоит направиться в крупную деревню на юго-западе. Посетив одну из деревушек Марсом, принц обнаружит работорговца, которого прогоняет и спасает парня в обносках. Но оказывается, что это девушка, замаскированная Линде, имеющая при себе мощный том Аура (Aura), она присоединяется к нам преисполненная жажды мести Гарнефу за убийство отца. Также еще в одной деревне можно поговорить с Анной (Anna), значимый персонаж, о котором стоит поговорить подробней, но в следующий раз. Она говорит, что в армии Граста находится ее любовник Джейк (Jake), хороший человек, но говорить он будет лишь с прекрасной девушкой. Теперь с ним должна поговорить Каеда, которая убедит его вступить в войско Марса, тем самым вы получите своего артиллериста, управляющего баллистой. Пробившись к замку, Марс говорит Нине, что она вернулась домой. Но сражение еще не окончено – внутри еще множество врагов и пленных солдат Арканеи.

Величественные залы столицы Арканеи — «Вечный Дворец»
Величественные залы столицы Арканеи — «Вечный Дворец»

Глава 12 «Вечный Дворец»(The Ageless Palace). Глава начинается с разговора одних из пленных: Мидии (Midia) и Боа (Boah), о том что прибыла армия Алтеи, которую привела принцесса Нина. Всего в тюрьме сидят пять бывших рыцарей Арканеи: Мидия, Томас (Tomas), Боа, Макеллан (Macellan) и Дольф (Dolph), которые будут доступны нам с самого начала, но из-за отсутствия ключей, выйти из камеры они не могут. Вскрываем замок своими ворами или же отпираем ключом, попутно опустошая местные сундучки. Убиваем босса и захватываем трон, после чего Нина благодарит нас за все что мы для нее сделали, и дарит мощный лук Парфия (Parthia), одну из трех королевских регалий.

Глава 13 «Деревянная Кавалерия» (The Wooden Cavalry). После Арканеи, Марс и его спутники направляются в Алтею, на их пути, в Форте Менеди (Fort Menedy) встает отряд артиллеристов Граста, известный также как «Деревянная Кавалерия». Все поле боя представляет три параллельные линии, и противники на каждой из них преграждают путь. Большинство врагов в этой главе это артиллеристы, поэтому лучше не брать в бой летающих персонажей, вроде Каеды и Минервы, ведь скорее всего они падут в битве. Посетив деревню, естественно нашим мальчиком в юбке, мы можем рекрутировать Бека (Beck), второго артиллериста для нашей армии. Также здесь можно рекрутировать наемника Арканеи Астрама (Astram), насильно присоединившейся к войскам Долра. Чтобы он вступил в войско Алтеи, с ним должна поговорить Мидия. После очевидной победы над боссом и захватом замка, он своим предсмертным хрипом угрожает нам неким генералом Камусом (Camus) и его Орденом Соболя (Sable Order).

Глава 14 «Край Скорби» (Land of Sorrow). Марс и его армия прибывают в Гра, государство некогда бывшее союзником Алтеи, а ныне предавшее его и убившее отца юного принца и похитившее меч Фалшион. Теперь пришел черед Марса мстить, обрушив всю мощь Алтеи на стены крепостей Гра. Сама карта боя представляет огромную крепость, по аналогии со столицей Арканеи. На западе есть деревушка, в которой некий мужчина просит позаботиться о Нине и дает мощный том Торон (Thoron), ну и не будет большим секретом, если я скажу, что человек из деревни и есть тот самый Камус, о котором нас предупреждали. Также здесь можно рекрутировать Паллу и Катрию если с ними поговорит Марс. Продравшись сквозь толпу противников к трону, король Гра Джиол (Jiol) бросает угрозу перед боем и благополучно умирает. После битвы наш тактик сообщает, что они так и не смогли найти Фалшион, но Малледус предполагает что меч забрал с собой Гарнеф в Кадейн. Туда и лежит наш дальнейший путь.

Пустыня, редкие оазисы, и куча озверевших магом — вот и все, что найдет Марс в Кадейне
Пустыня, редкие оазисы, и куча озверевших магом — вот и все, что найдет Марс в Кадейне

Глава 15 «Оазис Магии»(An Oasis of Magic). Войска Алтеи прибывают в Кадейн, город магии. Здесь находится Гарнеф, темный жрец, прислужник Медеуса, подчинивший своей воле местных магов. Само поле боя представляет огромные луга с пустынями, что повлияет на передвижение вашей кавалерии. В основном угрозу для ваших войск будут представлять многочисленные маги, поэтому стоит убивать их в первую очередь, и вовремя отводить уязвимых юнитов. Здесь также обитает Гарнеф собственной персоной, но вступать с ним в схватку не имеет смысла, т.к. он абсолютно неуязвим к любым атакам. После 6 ходов, темный жрец заявит, что ему нужно отлучиться по срочным делам, и если мы хотим его найти, нужно идти в Храм Тэбес (Temple of Thabes). После битвы и захвата замка с Марсом связывается Епископ Гото (Gotoh), известный также как Белый Мудрец (White Sage), принадлежащий к племени Божественных Драконов (Divine Dragon). Он рассказывает что Гарнеф и Милоа были его учениками, и то что пока его бывший ученик владеет томом Имхуллу (Imhullu) никто не сможет его одолеть, а в придачу с Фалшионом, даже Медеус его не победит. Поэтому Гото просит добыть Сферу Света (Lightsphere) и Звездную сферу (Starsphere), чтобы можно было изготовить том Звездный Свет (Starlight), которые нейтрализует силы Гарнефа.

Глава 16 «Битва за Алтею» (The Battle for Altea). Герои прибывают в Алтею, родину Марса. Он рассказывает перед боем Нине о бегстве от войск Долра, о помощи его сестры и ее пленении. Поле битвы представляет множество небольших островов, соединенных мостами. Наша задача ­– освободить столицу Алтеи. В центре карты находится две деревни и тут появляется первый судьбоносный выбор… ну ладно, на самом деле нам предлагают выбрать одного из двух рекрутов – Самсона (Samson) или Аррана (Arran), так как сразу обоих рекрутировать за одно прохождение вы не сможете. Тут уже все зависит от ваших нужд и предпочтений: если вам нужен лишний Паладин в вашей армии, то идем в западную деревню, а если необходим Герой, то в восточную. Также в рядах противника можно встретить Кзейна, того самого единственного юнита класса Фрилансер, способного принимать облик любого другого юнита. Обезопасив проходы к замку, Марс благодарит всех своих друзей за их помощь и призывает отчистить родные залы от вражеских войск.

Глава 17 «Звезда и Спаситель» (Star and Savior). Битва начинается со злобного смеха прислужника Медеуса Морзаса (Morzas), и новости что мать Марса убита им, а старшая сестра отправлена Гарнефу. Никаких новых союзников или особых задач здесь нет. Нам нужно лишь отбить трон Алтеи. После боя наш тактик Малледус поздравляет с успешным освобождением своей родины, а жители встречают своего принца.

Глава 18 «Отряд Соболя» (The Sable Order). Для того чтобы создать Звездный Свет, Марсу нужно сперва добыть Сферу Света и Звездную сферу, поэтому армия Алтеи вновь отправилась в путь в Чиазмир (Chiasmir) и Храм Рамана (Fane of Raman). Но дорогу нам преградили рыцари Граста. Поле боя представляет северный и южный берега реки соединенные широким мостом. Еще здесь можно будет рекрутировать младшую сестру Эст, которая сама заговорит с Марсом. Достигаем другого берега и захватываем храм. Малледус предупреждает нас об опасности внутри и желает удачи.

Храм Раммана — место, где Марс спасет девочку-манакета Тики
Храм Раммана — место, где Марс спасет девочку-манакета Тики

Глава 19 «Принцесса-манакет»(Manakete Princess). Марс и его спутники заходят внутрь храма, где расположено множество комнат с сундуками. Боссом данной местности является Тики, та самая девочка манакет, о которой говорил Банту. В данный момент она находится под контролем Гарнефа, который натравливает ее на героев перед началом боя. Теперь перед нами стоит две задачи: остановить Тики и найти сферы. С Тики же сражаться необязательно, и ее вполне можно рекрутировать. Для этого с ней должен поговорить Банту. Сферы же находятся в сундуках за закрытыми дверями, поэтому наличие ключей и воров на этой карте обязательны. После захвата храма Нина рассказывает, что до встречи с Марсом ее спас тот самый генерал Камус, и поэтому она не хочет с ним сражаться, если это возможно. После чего наш путь лежит в Граст.

Глава 20 «Камус Соболь» (Camus the Sable). Мы прибываем в Граст и Марс пытается договориться с Камусом мирно, но тот отказывается предавать свою родину, и даже мольбы Нины не помогли – генерал лишь прощается с ней. На карте можно рекрутировать генерала Лоренза (Lorenz), который является старым другом короля Талиса. Если с ним поговорит Каеда и убедит пойти против власти Долра, то он присоединится к нам. Задача нетривиальная: захватить крепость в которой засел Камус, но на пути встало огромное войско Граста. После победы над генералом, мы получаем его копье Градивус (Gradivus), а Марс извиняется перед Ниной за то, что не смог сдержать данное ей обещание.

Глава 21 «Схватка в Македоне» (Clash in Macedon). После победы над Грастом, Марс и его армия прибывает к границам Македона, где его уже поджидают войска противника. Сама по себе карта простая, но из-за множества сильных противников она может вызвать трудности. Аннигилируем всех противников и захватываем крепость. После боя с нами вновь связывает Гото и сообщает, что находится в северной деревне от Македонского замка, и если у Марса имеется в закромах нужные сферы, то нам обязательно стоит найти мудреца, а иначе принц не сможет вернуть Фальшион. Также Гото приносит и более приятные вести ­– сестра Марса Элис жива и сейчас находится в Табесе (Thabes) в плену у Гарнефа.

Глава 22 «Небеса, полные рыцарей» (A Knight-Filled Sky). Герои подходят к столице Македона, чей трон был узурпирован братом Минервы Микалисом (Michalis). Посетив северную деревню с необходимыми сферами, Гото изготавливает для нас Звездный Свет, и теперь мы готовы к схватке с Гарнефом. Замок Македона представляет большую крепость окруженную стенами и полную сильных воинов, вроде всадниках на вивернах. После победы над Микалисом, Малледус сообщает нам, что местоположение Табеса было обнаружено, и Марс, полный решимости вернуть Фальшион и спасти Элис, вновь отправляется в путь.

Именно здесь произойдет схватка между войском Алтеи и Гарнефом, среди этих проклятых стен
Именно здесь произойдет схватка между войском Алтеи и Гарнефом, среди этих проклятых стен

Глава 23 «Темный Понтифик» (Dark Pontifex). Мы прибываем в Табес и вступаем в схватку с Гарнефом, перед этим Темный Жрец бросается угрозами и говорит, что даже Медеус не сможет его одолеть. Полем боя является крепость, основными противниками являются маги, а главная особенность этой карты заключается в том, что Гарнеф неуязвим ко всем видам оружия кроме Звездного Света. Также на карте будут три копии Гарнефа, которых в отличие от оригинала можно ранить любым оружием. В принципе с Темным Жрецом и вовсе можно не сражаться, достаточно захватить крепость, но тогда Фальшион вы не получите. После боя брат с сестрой наконец-то воссоединяются, а Элис рассказывает, что Гарнеф оставил ее в живых из-за посоха Аум (Aum) способный воскрешать павших союзников, а владеть им могут только женщины королевской крови. После чего герои отправляются в Долр.

Глава 24 «Драконий Край» (The Dragonkin Realm). Герои прибывают в Долр, таинственную страну, населенную манакетами, место где воскрес Медеус. В самом начале главы, в нашей армии есть Элис, которую мы можем отправить в бой. Основными противниками здесь выступают манакеты, поэтому стоит иметь при себе оружие эффективное против драконов. В целом же, ничего особенного ­– аннигилируем неприятеля и захватываем крепость. После чего Медеус сыпет на нас угрозами, а мы следуем вглубь его замка.

Место финальной битвы
Место финальной битвы

Глава 25 «Избранник Судьбы»(Chosen by Fate). Последняя глава этой истории. Марс и его передовой отряд прорывается внутрь замка Медеуса. Перед боем появляется Гото и говорит, что не хотел иметь ничего общего с глупыми людишками, но героические действия Марса заставили его передумать и вновь поверить в человечество, и поэтому старый манакет присоединяется к нам в битве. Множество опасных противников, преимущественно манакеты, будут преграждать нам путь. Самым эффективным способом завалить Медеуса будет использовать Марса с Фальшионом, также Тики будет большой поддержкой. После победы над Темным Драконом, он бросает последнюю угрозу, что однажды возродится. После чего нам сообщают, что война, длившееся 3 долгих года, наконец-то закончилась. Одно из самых серьезных последствий PermaDeathэто смерть Каеды. Если она выжила, то в конце она и Марс крайне неловко признаются друг другу в любви (все потому что наш принц – тормоз), а если же она падет в битве, то Марс с грустью вспомнит о ней, и будет корить себя за ее смерть. Далее идет игровая статистика: как вы играли, кто достиг какого уровня, кто выжил, а кто нет и т.д. Кстати, касательно финальной битвы – Марс может и не найти сферы в 19 Главе, так как их получение не является условием для победы, и следовательно не сможет убить Гарнефа, как результат он не получит Фальшион и битва с Медеусом будет сложнее. После титров нам покажут кратенькие эпилоги персонажей, как сложилась их дальнейшая судьба иииииии…… в общем это все.

«ENDGAME»

Вот такая получилось история оригинальной Fire Emblem – не замысловатой на первый взгляд, где достаточно шаблонный герой характерный для тех времен спасает мир от сил тьмы, находит себе принцессу, убивает дракона, в общем, выполняет типичную рутину героя. Но это первое впечатление, и крайне обманчивое, ведь если вдуматься в игровые события, копнуть немного глубже в историю, проанализировать персонажей, можно понять их мотивы. Это история не про драконов и принцесс. Это история о политике, интригах, предательствах и войне. Особенно о войне. Например, Микалис убил своего собственного отца, чтобы присоединится к Долру из страха потерять своих сестер. Или же король Гра, предавший Алтею из-за жажды власти. И здесь такое повсюду, хоть этого и не скажешь, а людям того времени на сюжет было в основном плевать. Игры Nintendo больше про геймплей, чем про сюжет и Fire Emblem не стала исключением, ведь благодаря своему уникальной боевой системе она стала культовой, хоть и нишевой серией. Но сюжету здесь уделяется больше времени, что и будет прослеживаться в дальнейших играх серии. Первоначально я не хотел так подробно останавливаться на сюжете игры, так как более детальный его разбор и лор самого мира следует уделить особое внимание, и поверьте, в глубине истории скрывается много чего интересного. Но в итоге я решил сделать мини-пересказ истории/гайд для тех кто не хочет тратить свои время и нервы, или для тех кто все же решиться на знакомство с классикой (зависит от степени вашей извращенности). Также не последнюю очередь в сюжете принимают персонажи игры, герои нашей армии, но опять таки рассказ про них не для этой части. Так как несмотря на разнообразие героев и их внешности, прописаны они были крайне посредственно, и многие теряются в серой массе ваших войск. Помимо основного отряда, которого вы постоянно будете брать в бой, остальные персонажи забудутся до конца игры. И хоть разработчики игры не поленились нарисовать отдельные иконки для каждого персонажа (хоть некоторые и повторяются), герои не обладают какими-то запоминающимися характерами. Тоже самое можно сказать и про главного героя. Марс, возьму на себя смелость сказать, один из самых скучнейших персонажей не только Nintendo, но и игровой индустрии в целом. Да и вообще, у них беда с протагонистами. И если образ пухлого усатого коротышки врезается в память, а Линк… *кхе*… Линк, то образ Марса просто скучный, и не запоминается. Кроме отсутствия штанов(*кхе*…Линк). С характером та же фигня – принц Алтеи абсолютно шаблонный и идеализированный герой. Он всегда поступает правильно, стремиться всех защитить… ну вы поняли. Да и в целом он очень наивен и глуп. Многие серьезные решения за него принимают Джаген и Малледус, а остальные пытаются изо всех сил оградить от опасности последнюю надежду Арканеи. Но разбор «личности» Марса также оставлю на потом.

«Что могло пойти не так?»

К сожалению продажи Fire Emblem были средненькими. В Японии было продано всего около 200000 тысяч копий игры. Только спустя два месяца, игра выбилась в раж благодаря сарафанному радио, но этого все равно было не достаточно. Для сравнения, оригинальная Legend of Zelda1986 года продалась в 8 раз лучше (более полутора миллиона копий), и это только в Японии – за рубежом число достигло 5 миллионов копий, что возвело игру в статус культовой и обеспечило ей успех и признание не только у себя на родине, но и по всему миру. Но Fire Emblem так не повезло – из-за низких продаж, руководство Nintendo не стало выпускать игру за рубежом, и как следствие, оставив ее без локализации. Забегая вперед, стоит сказать, что игровая серия вплоть до 7 части не выходила за пределами страны восходящего солнца, поэтому многие люди плохо знакомы с более ранними играми, или не знакомы вовсе. Даже сейчас спустя 30 лет, оригинальная Fire Emblem не локализована. Но благодаря фанатом вы без проблем можете поиграть с неплохим, хоть и немного корявеньким переводом.

Под конец хочется сказать, что несмотря определенные недостатки, и различные обстоятельства, Fire Emblem – отличная игра, со своим уникальным и интересным геймплеем, неплохой историей на момент своего выхода, приятной музыкой и хорошим арт-дизайном. Стоит ли играть в нее сейчас? Думаю, что нет. Да, игровой процесс уникальный, но это не значит, что удобный. К управлению тоже стоит привыкать, да и не всем по душе такие жесткие пиксели и чиптюновая музыка. К тому же, как я уже говорил, к истории мира Арканеи, и к истории Марса в частности, мы еще вернемся и не раз. Ведь оригинальная Fire Emblem Shadow Dragon and the Blade of Light имеет несколько ремейков и продолжений, в том числе увидевшие западный релиз, в котором и сюжет и геймплей были улучшены. А ознакомиться с оригиналом я могу посоветовать только самым хардкорным фанатам, любящие древние игры и эту прекрасную серию игр.

История Серии Fire Emblem. Часть 1 – «Герой, Дракон и Войско из 10 человек»

Не болейте и всем хорошего дня!!!

109109
27 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Это мы читает, но не сегодня

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На рынке в то время было крайне мало игр подобного жанра.ни king's bounty, ни langrisser, ни shining соответственно в статье не упоминаются? Там много чего навыходило.
https://web.archive.org/web/20220530203936/https://www.srpg.academy/games/

2
Ответить

KIngs Bounty и shinning совсем другого формата. А вот про парралели с Лангриссером я бы послушал.

3
Ответить

Только Shining Force это тот же жанр, что Fire Emblem.
King's Bounty это игра из совершенно другой оперы, с менеджментом ресурсов, обезличенных юнитов и т. д.
Langrisser не так далека от FE, как King's Bounty, но там тоже покупка обезличенных юнитов с менджментом.

1
Ответить

Даже сейчас спустя 30 лет, оригинальная Fire Emblem не локализована. Но благодаря фанатом вы без проблем можете поиграть с неплохим, хоть и немного корявеньким переводом.А чё в смысле, на 30 лет так раз и официально перевели и выпустили
https://www.youtube.com/watch?v=BK_9Zb4mY6U

1
Ответить