Сейчас играю — Pikmin 3 Deluxe
Pikmin 3 как-то не очень повезло. Продолжение изначально не самой популярной игровой серии, вышедшее на непопулярной платформе, и перевыпущенное в 2020 году — спустя полгода после Animal Crossing, которая попячила все чарты, помните?
И у нас как-то оказалась обделена вниманием — большого хайпа не было, быстро ушла на скидки, видал комментарии о том, что люди долго не могли свою копию продать на вторичке.
Даже на нашем порносайте как-то обсуждениями не баловали.
Сам я тоже, признаюсь, купил почти на старте и почти сразу отправил в "когда-нить потом". Но это самое "потом" всё не наступало — игр было много, в приоритете были большие «флагманские» серии, то одно, то другое. Но её время пришло — и выяснилось, что я пару лет мариновал одну из самых необычных и выделяющихся игр на свиче.
О чем игра?
В двух словах — на далекой планете Koppai кончилось жрать. Во все стороны были направлены исследовательские зонды, и — ура! — нашли другую загадошную планету, на которой вроде как можно было чем-то поживиться.
Туда немедля была выслана команда невероятно профессиональных астронавтов, но, увы, при посадке корабль S. S. Drake засбоил и, в результате аварии, горемыки оказались разбросаны по пампасам.
Так что задачи перед робинзонами встали достаточно тривиальные
- найди друг друга
- найди чего пожрать
- убираться отседова
В ходе рекогносцировки исследователи и обнаруживают пикминов — плохо организованную местную форму живности (а может, и фауны — судя по росточкам-цветочкам), которую местные хищники (или травоядные?) так и норовят схарчить.
Пикмины легко поддаются внушению — достаточно свистнуть рядом в свисток, как они прекращают всякую панику и начинают нестройными рядами бегать за персонажем, как собачата. До своей неминуемой смерти.
Позволяют себя швырять во всякое. Кинешь в еду — потащат её на «базу». Кинешь в черепицу — мост построят. Кинешь во врага — теряют всякий страх и начинают мстить за годы угнетения.
По мере игры мы встречаем всё больших разных типов пикминов — каменные ломают кристаллы, желтые проводят электричество. Кто-то плавать может, кто-то летать.
Ну и врагов, конечно же, мы тоже встречаем.
И вот тут дизайнеры оттянулись как следует.
Надо сказать, что все действующие лица — крайне невысокого роста, потому игра происходит где-то между корешками, под камешками, в норах под землей и промеж травинок. Ну а в качестве врагов выступают разного вида кракозябры, гусенявчики, жуки, пауки, слизняки, ракообразные и тому подобная лупоглазая хтонь.
Не знаю, насколько много тут олдов, но если «Приключения Карика и Вали» для вас не пустой звук, то будете чувствовать себя почти как дома.
Не хочется спойлерить особо. Пусть сражения с боссами и не шибко выделаются с точки зрения геймплея, но вот то, как они обставлены, как поданы — это дорогого стоит, такое лучше поиграть и пережить самому.
Как играется и на что похоже?
А вот не знаю даже.
Среди великого множества игр на свиче есть куча похожих, которых можно условно определить в ту или иную категорию. Есть условные «гонки«, «шутеры«, »платформеры», »рпг». Но вот чего-то похожего на Pikmin я назвать не могу, она одна такая.
Если бы передо мной стояла задача как-то определить жанр, я бы сказал, что передо мной причудливый гибрид adventure и RTS.
Каждая вылазка на планету действительно воспринимается как настоящее приключение — мы тут первооткрыватели, изучаем мир, изучаем его законы, его обитателей, ищем, как куда добраться, решаем нехитрые паззлы, швыряем друг друга в труднодоступные места, выносим всё, что не приколочено.
На помощь так же приходит и причудливый левел-дизайн. Уровни разделены на несколько зон, с вертикальностью и пещерами, в достатке и шорткатов, всяких незаметных проходиков, тут можно сломать, тут пролезть, тут срезать.
Часть объектов недоступна поначалу — то водные преграды, а плавать наши пикмины не умеют, то стены неразрушаемые и никто из наших балбесов ничего поделать не может.
Словом, если захочется пройти на 100%, придется возвращаться несколько раз.
Вообще, надо сказать, что как человек, спустивший тысячи (а то и десятки тысяч) часов в SCBW-W3TFT-SC2, цивилизациях и всяких разных дотах, я всеми фибрами души начал ненавидеть механики, заставляющие ждать, а не играть.
Когда вместо того, чтобы заниматься чем-то интересным, приходится ждать, пока накопится ресурс, полосочка маны, что-то там еще произойдёт. Хочется здесь и сейчас, но игра тебе говорит, мол, еще не время, не развился, не накопил, погоди, еще минут 10 и тогда тебе дадут то, что хочется.
За редким исключением каких-то исключительно залипательных тайкунов (об одном из таких чуть позже), когда я вижу, что надо подождать 5 минут, чтобы накопилось Х золота, а потом подождать 2 минуты, пока будет здание строиться — хочется игру просто выключить.
К счастью, такого унылого менеджмента в Pikmin нет. Но есть другой, порою более жесткий.
Прежде всего — это сами пикмины, их жизни и количество. Они периодически теряются, застревают в проходах, остаются на базе после того, как что-то принесли.
Нужно периодически за ними бегать, свистеть на них, топать и орать, чтобы снова присоединились к орде. А чтобы восполнять их количество, нужно собирать тела поверженных козявок (видимо, жрут их в отместку) и всякие цветочки.
Так же нужна еда для самих астронавтов — по уровням щедро разбросаны всякие фрукты-овощи, которые необходимо доставить на «базу» и переработать на сок в конце дня.
Не знаю как вам, но у меня, как у отца семейства, есть профессиональная деформация — чувство безмерного удовлетворения, когда на выходных закупаемся на неделю вперед и холодильник забит всякими ништяками. Какое-то чувство домовитости, типа, вот, молодец, накормил всех.
Оттого вот эта сцена в Pikmin, когда день закончен и выдавливается сок из фруктов про запас и закатывается в банках — просто пушка, мало где я такое удовлетворение получал.
Ну и самое важное — это время.
Темп задаётся неминуемым наступлением ночи — каждая высадка длится один световой день, по истечении которого надо покинуть поверхность PNF-404, чтобы не стать кормом для местных обитателей.
Потому день у исследователей проходит весьма напряженно — нужно много успеть, многое сделать, многое вынести и не просесть по запасам еды. Для экономии времени и повышение эффективности приходится делать несколько вещей одновременно — и контроль парой-тройкой отрядов в разных частях локации мало помалу становится почти привычным делом.
Но за счет синергии всех этих элементов и механик рождается чувство целостности этого приключения — мы не просто проходим миссии, как в заурядных РТС с чек-листом а-ля «построй базу, собери 100500 терразина, уничтожь три макгаффина», а сами контролируем темп и ход повествования.
Каждый день на PNF-404 уникален тем, что мы сами решаем, как и чем заниматься.
Нас подгоняют только уменьшающиеся запасы еды да ограничения светового дня, а уж их расходовать и как растягивать, куда отправиться на следующий день — каждый решит сам, создав своё собственное неповторимое подключение.
Заключение
Такая вот игра.
С виду неказистая, но с огромной душой и трогательным вниманием к деталям. Одновременно ламповое, уютное путешествие среди травинок и корешков, и беспощадная гонка на время, заставляющая напрягаться, торопиться, жертвовать пикминами, доверившимися вашему свистку, держать в уме кучу вещей и точек интереса, управлять одновременно разными отрядами в самых отдаленных частях карты.
Игра не даёт заскучать — то закидывает в локации со всяким неизведанным, заставляет заглянуть под каждый камень, намекает на недоступные места и манит виноградом, до которого непонятно как добраться. Глядь — а уже день уже кончается, сарынь — на кичку, хватаем всё что можем и домой, кто отстал, кто потерялся, этих смогу забрать, а вот этот уже далеко.
Ну и в лучших традициях основ геймдизайна вознаграждает безопасной зоной на корабле — слушаем расслабляющую музыку, давим сок, гордимся успехами, болтаем с коллегами. Почти как Mass Effect 2.
Лично в моём манямирке Pikmin 3 одновременно апеллирует к книжкам из моего детства, к Ларри и Булычеву, к научной фантастике про исследование других планет, напоминает, как много потрясающих и удивительных вещей может происходить буквально у нас под ногами, а мы слишком заняты, чтобы замечать необычное в обычном, и вообще, зазнались и задрали нос.
Зря я её откладывал.
И вы тоже обязательно дайте шанс хотя бы — в виде демки или вообще на эмуляторе. Ничего похожего я в последнее время точно не видал.
Комментарий недоступен
Выпускаем Overlord (я не играл кста) через 6 лет после Pikmin, делаем вид, что тупая нинтенда ничего сама придумать не может👏👏
Спасибо! Надо достать карик из коллекции наконец!)
Доиграй хотя бы до третьего члена команды, там и сама локация классная, и боссфайт атмосферный, а потом игра совсем шикарной становится
Примерно раз в 2 года, достаю старый Nintendo GameCube, сдуваю пыль с дисков и устраиваю забег по первым двум частям
А потом на WiiU в третью…
Охеренная игра, и как же жаль, что нет продолжения
Hey Pikmin 😎
Карик и Валя моего детства :)