Влияние раннего игрового опыта на развитие личности игрока

Размышления, основанные на собственном примере.

Фото со сторонних ресурсов. У меня таких нет.
Фото со сторонних ресурсов. У меня таких нет.

Приветствую многоуважаемых пользователей DTF! Предлагаю к обсуждению тему: «влияние раннего игрового опыта на развитие личности игрока».

Как вы думаете, зависит ли наш выбор «во что поиграть» от того, во что мы играли в детстве? В какой момент жизни у нас происходит выбор жанра, который нам больше всего по душе? Есть ли у вас такие примеры?

В тексте я отвечаю на вопрос, кратко разобрав свой игровой путь, его развитие и вспоминаю пару историй.
Примерное время чтения — 5 минут.

Детство

Моё знакомство с игровой индустрией началось в 1997 году, когда мне подарили «Super Nintendo». Вместе с ней в моём распоряжении оказалось несколько картриджей, среди которых мне запомнились многим известный «Mortal Kombat 3» и «Actraiser», о котором я хочу рассказать чуть подробнее.

«Actraiser» — основоположник моей любви к рыцарской тематике, а также к фэнтези в целом. Игра чередуется двумя составляющими: в первой нас приветствует градостроительный симулятор, во второй мы сражаемся с противниками на уровне. Мне было 4 года, игра на английском, конечно же я ничего не понимал, безумно щёлкал на все клавиши подряд, лишь бы перейти к экшен составляющей.

Босс в «Actraiser» с первого уровня, тот самый экшен, который мне нравился с:
Босс в «Actraiser» с первого уровня, тот самый экшен, который мне нравился с:
Градостроительный симулятор, привет, странные слова на непонятном языке
Градостроительный симулятор, привет, странные слова на непонятном языке

Каким-то чудом в этой игре я смог пройти до конца, но там надо было убивать боссов ещё раз, и их скорость при этом возрастала — эту стену я не смог преодолеть.

Примерно в то же время мы играли у товарища в «Ecco the Dolphin», но наш стиль игры был скорее похож на отыгрывание роли дельфина :)

Временами пугающий меня с товарищем своей музыкой, «Ecco the Dolphin». Гриша, если ты это читаешь, отзовись.
Временами пугающий меня с товарищем своей музыкой, «Ecco the Dolphin». Гриша, если ты это читаешь, отзовись.

Далее наступил 1998 год, который полностью перевернул моё представление об играх. Дома появился персональный компьютер, а первой игрой на нём была «Trespasser» — основанный на вселенной Парк Юрского Периода шутер от первого лица с элементами выживания. Я рискнул повторно сыграть в него несколько лет назад, но прошёл не сильно дальше — пугают меня хоррор-элементы в играх (моё наивысшее достижение — пройти «SOMA», интерес к научной фантастике взял верх).

Основных причин играть в «Trespasser» у меня было 2:

Влияние раннего игрового опыта на развитие личности игрока

1. Любовь к динозаврам

Всё началось с мультика Земля до начала времён. В том же 1998 году я посмотрел Парк Юрского Периода, захотел стать палеонтологом и буквально помешался на тематике динозавров. Далее были сериал Прогулки с динозаврами (1999), мультик Динозавр (2000, по которому также вышла прекрасная игра) и многие другие произведения.

2. Невероятное погружение в мир игры

Первая моя игра в 3д, ещё и от первого лица. Более того — движение руки главной героини полностью подчинялось вашей мышке. Несмотря на не самое удобное управление, взаимодействие с объектами было на уровне «Dark Messiah Might&Magic» — ты не знаешь, верить или нет своим глазам, когда раптора придавило упавшими ящиками и он жалобно пищит из-под них. Работа со звуком также была на высоте — по тяжелому рычащему дыханию можно было понять, что за углом притаился хищник, а героиня сообщала количество оставшихся патронов в магазине.

Юность

Далее началось безумие нулевых — не успев отойти от «The Neverhood», «Quake 2», «Doom», «Diablo», «Sacred», «Half-life», третьих героев и Рыбки Фредди в мой мир вторглись:

  • «Operation Flashpoint: Cold War Crisis» и его редактор карт;
  • «Warcraft 3» и его совместное прохождение с братом во время разговора по телефону, а также World Editor с его скриптами;
  • Какой-то непонятный движок, на котором я пытался делать свои первые игры, благодаря огромной, посвященной ему книге (она где-то лежит, постараюсь её найти и написать об этом);
  • «Turok: Evolution» и невероятно красивый штурм города, десятки прохождений, которые останавливались на миссии с Джаггернаутом;
  • «Dungeon Lords» и знакомство с открытым миром в играх;
  • «Nox" — RPG с отличной боевой системой, которую я затёр до дыр и играл в сетевой режим сам с собой;
  • «Warlords Battlecry 3» и 16 игровых рас;
  • «Dino Crisis 2» и мои первые попытки в спидраны;
  • «Rome: Total War» и извечный штурм Карфагена.

Одновременно с перечисленным списком, в тёплые летние месяцы, которые я проводил на даче — произошло моё знакомство с системой «Sony Playstation 2", а вместе с ней в мою жизнь вошли «Shadow of the Colossus», «God of War», «ICO», «Silent Hill», «Resident Evil» и многие другие игры.

Pyramid Head - один из моих любимых игровых персонажей, несмотря на мою непереносимость хорроров.
Pyramid Head - один из моих любимых игровых персонажей, несмотря на мою непереносимость хорроров.

Но тогда я лишь мог мечтать поиграть в них, избивая очередной борщевик палкой, так как играла в них сестра моего друга, а мы могли довольствоваться лишь сторонним наблюдением и снами о том, что сами поиграем в каких-нибудь «The Settlers» или тот самый «Warcraft 3» по возвращении домой.

Начиная с этого момента, я захотел делать игры.

В большинстве своём я играл в известные тайтлы, но иногда на дисках встречались демо-версии игр, благодаря которым я познакомился с «Tzar: the Burden of the Crown» (Огнём и мечом), «The Nations» (Затерянный мир) и «Knights and Merchants» (Война и мир).

Эти три игры настолько сильно запали мне в сердце, что моя вера в стратегии до сих пор непоколебима. Я размышлял о провале «ParaWorld» и надеялся на вторую часть, встретил переосмысление жанра не только в первой доте, но и в «Demigod», проходил кампанию «Age Of Empires», резвился в Казаках, плевался от «Command & Conquer» (из-за присутствия роботов), изучал сильные и слабые стороны рас в «Gladiators: The Galactic Circus Games», вспоминал ощущения от третьей Цивилизации Сида Мейера.

Однажды в компьютерном клубе мне предложили сыграть в «Counter-Strike 1.6» и я понял значение фразы «не мониторь». Ездил в Белоруссию, где оказалось, что сын подруги маминой подруги — киберспортсмен, и он рассказывал мне, что не надо перезаряжать винтовку, если сделал пару выстрелов, а также не стоит постоянно смотреть на оставшееся значение здоровья. Выступал за свою школу на чемпионате Санкт-Петербурга по CS 1.6. Но с выпуском «CS: Source», это увлечение прошло.

Далее было 3 сталкера, «Orange Box» от «Valve», 5 продолжений или развитий серии «Total War», ноутбук, наполовину прожаренный «Crysis», и целое море разноцветных MMO, MOBA и инди, а так же «PSP», «PS4», ящик старых игр на CD, знакомство с «Dwarf Fortress», и 7000 часов в «Dota 2». Не то, чтобы всё это было категорически необходимо в изучении геймдева, но если уж начал разрабатывать игры, то к делу надо подходить серьёзно.

Собеседование с кандидатом в нашей инди студии.
Собеседование с кандидатом в нашей инди студии.

Старость

Если говорить о себе настоящем, как о потребителе — мне можно продать почти любую игру, в которой будут или динозавры, или рыцари, но ещё лучше — рыцари на динозаврах!:D

Но с жанрами произошла интересная ситуация. С того момента, как мы стали разрабатывать свой движок, я стал всё меньше играть в игры. У Алексея Макаренкова (стал его читать ещё с журнала «Игромания») вышло видео под названием "Как победить игровое выгорание? От состояния потока до самообразования". И тут я решил заново открыть для себя один жанр — «Beat 'em up», и дошло до того, что мы делаем игру в этом направлении :D

Итак, зависит ли наш выбор «во что поиграть» от того, во что мы играли в детстве?

В моём случае скорее да, чем нет. Если вы можете мне предложить добротную стратегию, напоминающую по духу «Armies of Exigo», буду признателен. Только не «Stellaris», пожалуйста, очень уж много требует времени :)

В какой момент жизни у нас происходит выбор жанра, который нам больше всего по душе?

Мне кажется, что «WarCraft 3» — настолько невероятная и сильная игра, что выйди она сейчас, в нынешних реалиях, даже при отсутствии знакомства с жанром она бы как минимум направила меня в мир стратегических игр, чтобы найти и испытать подобный опыт. Так что такой момент может наступить когда угодно.

Спасибо за уделённое время и внимание. Хочу задать пару вопросов:

1. Какое у вас мнение по заданным в тексте вопросам?

2. Изменилось ли ваше жанровое предпочтение с годами? Может быть, есть истории из жизни, как вы полюбили «Tower Defence».

3. Какие игры рекомендуете посмотреть для более плотного ознакомления с жанром «Beat 'em up»?

P.S. Ознакомиться со страницей нашей игры можете в стиме:

P.P.S. К зимнему фестивалю мы готовим демо-версию, можно будет ознакомиться с базовыми механиками комбо-ударов и разрушения :)

8989
106 комментариев

Ещё не дочитал до конца, а от количества названий олдскулы свело. Почему никто так и не сделал Nox 2 и адекватное продолжение Dino Crisis 😭

16

Я как увидел главное меню в Nox, с его звуком и магическим блеском, так и не смог оторваться. И мне очень нравилось, что во время колдовства показывались всякие знаки руками)

Да, Dino Crisis 3 вышел малость странным :D

6

у каждого из нас есть список игр, продолжение которых хотелось бы, но их нет

4

Судя по всему любовь к хардкорным играм и челленджу в них передалась из детства во время игры во всякие баттлтоадсы, марио, контры и т.д.

5

До сих пор помню как был рад, спустя месяц попыток, когда прошел полностью черепашек ниндзя первых на денди :D

5

Комментарий недоступен

4

Пропустил все стадии с приставками и играть основательно начал на ПК в средних классах.
Может потому мне и не заходят платформеры и прочие похожие жанры начавшие существование в эпоху консолей.

А больше всего люблю то, с чего начал игровую жизнь - рпг от 3-го лица, экшены от 3-го лица, шутеры.
Ещё сюда затесались Цивилизации и квесты (но в квесты физически сложнее играть из-за низкого темпа, но в теории нравится).

4