Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Расшифровка событий «Far Cry 5» и «Far Cry: New Dawn» с точки зрения наиболее популярного в англо-саксонской культуре мифологического произведения.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Предупреждение. В этом посте всё ещё много спойлеров, вот правда, очень-очень много. Прятать или недоговаривать не получится никак, поэтому я предупредила, а дальше вы заходите на свой страх и риск.

О дихотомии четырёх

Вообще сюжет «Far Cry 5» и « New Dawn» это вольный пересказ «Откровения Иоанна Богослова». В этой части я буду подробно разбирать эти отсылки. Но начнём с очередного слона в комнате. Поговорим о всадниках. Очевидное-невероятное — антагонисты «Far Cry 5» являются отсылкой на Четырёх Всадников Апокалипсиса —

Первый кадр — один из концепт-артов игры. Второй — неповторимый оригинал Виктора Васнецова «Всадники Апокалипсиса». Вот это поворот, не правда ли? Я всё ещё топлю за то, что Иосиф это местный Бог, но помешает ли мне это мнение долго и подробно рассказывать почему Иосиф, Иаков, Иоанн и Вера это Всадники? Неа. С этого и начнём.

А, и это, в «Откровении» описываются лошади, а не всадники, потому что последние описываются лишь во взаимосвязи с лошадьми, и соответственно перенимают символические и смысловые черты друг друга.

Конь белый.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.» (Откровение 6:1-6:2)

С первым всадником больше всего проблем с идентификацией. И я не про «Far Cry 5». Библейские толкования не могут определиться является ли описываемый персонаж Иисусом, или же Антихристом. За версию с Иисусом выступает факт того, что позже в тексте уже таки точно Иисус описывается схожим образом —

«И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».» (Откровение 19:11-19:13)

В английском всё ещё чуднее. Одно из ключевых описаний, описание лошади, даётся буквально теми же словами —

«and there before me was a white horse» (Откровение 6:2, 19:11)

А знаете где ещё находится эта фраза? На Иосифе. Буквально —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

За версию с Антихристом выступает то, что эта лошадь первая из череды негативных событий для рода человеческого и странно, если бы первое событие из нескольких качественно отличалось от последующих. Плюс у описания всадника на белом коне и Иисуса есть некоторые технические различия.

Всадник —

«имеющий лук, и дан был ему венец» (Откровение 6:2)

Иисус —

«на голове Его много диадим […] Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. (Откровение 19:12, 19:15)

С Иосифом всадник на белом коне параллелится, потому что они оба являются провозвестниками грядущих негативных событий. Плюс, у каждого из семейства Сидов в каждом из их регионов различные цвета флагов, что соответствуют их всаднику. У Иосифа флаги белые —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

К слову, в ту же степь идут и белые одежды эдемщиков.

Конь рыжий.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.» (Откровение 6:3-6:4)

Второй конь это Война, о чём говорят слова про «взятие мира», то есть прекращение мирной жизни, после которого люди будут убивать друг друга. Дополнительная характеристика — «большой меч». Собственно именно из-за этого Иаков на заставках изображается с ножом. Дополнительные совпадения характеристик — Иаков бывший военный, готовит воинов эдемщиков, самое банальное — он рыжий.

К слову о «и дан ему большой меч» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

С флагами то же самое —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Конь вороной.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.» (Откровение 6:5-6:6)

Третий всадник — Голод. На это указывают весы в руке всадника — «имеющий меру в руке своей» и голос, что проговаривает высокие цены на зерновые. Кусок про елей и вино трактуется по разному, и как указание на роскошество не христиан при нехватке зерна у бедных слоёв населения к которым относятся христиане; и как относящиеся к христианскому сообществу, которое откладывает елей и вино, чтоб использовать их в религиозных целях. Вне зависимости от, эти фразы указывают на голод, который склоняет к предельной точности разделяемой пищи, для чего и нужны весы.

Параллели с Иоанном. Как всадник отвечающий за голод Иоанн, не в последнюю очередь, занят собиранием зерна в хранилища, на уничтожение которых даже завязан отдельный квест. К слову, если уж мы говорим о нехватке зерна при роскошестве отдельных личностей, то и здесь способ жизни Иоанна подходит полностью —

«На первый взгляд он был образцом успешности. Он был невероятно красив, элегантен, и носил сшитые на заказ костюмы. Одна только его обувь стоила больше месячного заработка всех семей вместе взятых, что жили на улице нашего детства. Его волосы сияли, его зубы светились белизной, а руки были ухожены.» (Книга Иосифа. Глава VIII)

К тому же Иоанн отвечает за финансовую сторону Врат Эдема; наиболее чёрный как в плане цвета одежды, так и волос; занимался адвокатской деятельностью, что в некотором роде можно понимать как возможность отмерить правосудие. Врата Иоанна так вообще расположены на вершине Чёрного Коня —

Подходит и цвет флагов —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Конь бледный.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными.» (Откровение 6:7-6:8)

Четвёртый всадник — Смерть, о чём прямо говорится в тексте. Не стоит считать, что Вера не может быть бледным всадником лишь потому, что она/они хрупкая девушка. Все четыре всадника могут восприниматься не только в прямом смысле, но и как испытания для истинно верующих. Первый — Антихрист, что может отвратить от лика Иисуса. Второй — война против верующих. Третий — голод среди верующих при благополучии язычников. Четвёртый — может трактоваться не сколько как смерть физическая, которая не важна для верующих, а как смерть души, что как раз важно. А именно убийством души и занимается Вера, превращая людей в Ангелов, забирая их личность, индивидуальность и возможность осознанного выбора (что не отменяет факта того, что превращение в Ангелов может восприниматься как благо, поскольку кто как не юродивый ближе всего к Богу?). Да даже название её региона — река Хенбейн/Henbane River отсылает на растение белена чёрная, которая, в чистом виде, может быть токсична даже в малых дозах —

Фраза «и дана ему власть над четвертою частью земли» тоже может указать на Веру, и то, что она является хозяйкой одного из четырёх регионов.

Теперь про цвет. «Бледный» в данном случае имеется в виду бледный как труп, или же «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Подходит ли это Вере? Без сомнения да —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Прочитали почему Сиды это Всадники Апокалипсиса? Внушились? А теперь берёте и забываете всё, что вы прочитали про Всадников до этого. Проблема, или прелесть религиозной символики в том, что она неоднозначна. Можете ли вы, в любые времена, говорить прямо и откровенно, особенно от лица религии? Про свержение власти и необходимость верить только в жизнь после смерти. Не, оно то конечно можно, но зачастую недолго, а в сонме мучеников и святых после этого случается внезапное пополнение. Поэтому эзопов язык, притчевость и прочие завитушки характерны для проповедей. Поэтому «Библию» хрен поймёшь так просто, без комментариев, при этом, желательно разных, чтоб иметь богатство точек зрения. Потому что всё что вы видите в истории про религию очень часто не то чем кажется. Потому что сакральную истину надо прятать от непосвящённых и глупцов. Так и тут. При том что игра всячески говорит о том, что Сиды это всадники, ровно так же она говорит и об обратном.

В «Откровении» есть интересная фраза —

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.» (Откровение 22:18-22:19)

Сиречь каждый, кто будет убавлять или добавлять слова «Откровения» лишится места в Царстве Божием. Почему это важно? Да потому что сюжет игры, по которому игрока ненавязчиво подталкивают не особо склоняет к правильному, с точки зрения «Откровения» течению событий. Окей, Иосиф — первый всадник. Тогда почему мы побеждаем его последним? Даже если принять первую встречу с ним за воплощения событий «Откровения», то проблемы не исчезают. Что случается после острова Датча? Игроку показывают, единственный раз за всю игру, ролик одного из хозяев региона — Иоанна. Не Иакова, который второй всадник, а Иоанна, который третий.

Если что, у Иакова и Веры тоже есть свои ролики, которые можно увидеть, до захватывания региона, на экранах телевизоров в горах Уайттейл и реке Хенбейн соответственно —

Видео с региона Иакова
Видео с региона Веры

Ну, хотя бы с Верой всё более-менее совпадает, и судя по словам шерифа, именно её локация должна зачищаться последней —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Правда вопрос, почему после четвёртого всадника (Веры), надо что-то делать с первым всадником (Иосифом)... А значит проблема остаётся. Порядок всадников в игре выглядит как-то так — первый (Иосиф), третий (Иоанн), второй (Иаков), четвёртый (Вера), первый (Иосиф). О чём это говорит? О том, что Сиды в качестве Всадников — подделка, и нужно искать настоящих виновников происходящего. Желательно тех, что не умирают в процессе игры. А то странная ситуация, Апокалипсис в разгаре, а Всадники-Сиды двигают кони.

Указание на настоящего первого всадника довольно толстое и очевидное. Шериф Уайтхорс. Его буквально зовут Белый Конь. Не бледный. Да, российские переводчики, это я про вас и путь Веры.

С чего начинается игра? Вступительный ролик, который смотрит главный герой на экране. На кого первого мы смотрим после того как отрываемся от экрана? На нашего непосредственного начальника маршала Бёрка? Нет. «Я взглянул, и вот, конь белый» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Шериф является провозвестником всех грядущих событий. Это переплетено с геймплеем, но всё же. Если главный герой может отказаться арестовать Иосифа Сида, то шериф… шериф выполняет свою роль белого коня — «и вышел он как победоносный». На эту же функцию шерифа указывает и Иосиф —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Теперь вопрос. Кто же Рыжий Конь? Кто взял мир с земли, чтоб убивали друг друга? Кто будучи в здравом рассудке и спокойной обстановке говорит пойди и убей? Датч —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Датч верит в конец света так же истово как и эдемщики. В другой конец света, но он всё ещё грядёт и к нему также нужно готовится. Датч не в ладах с семьёй и государством, при этом с последним, по довольно надуманным причинам —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Стена маниакального увлечения эдемщиками вообще больше стремает. И полностью укладывается в вариант трактовки третьего всадника как войны против верующих, да и не стоит забывать про цвет освещения в бункере Датча, всё тот же красный —

В наличии и чисто технические маркеры. Символический «большой меч» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«Иди и смотри» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Плюс ко всему, у Датча есть весьма интересная татуировка с змеем выползающим из черепа, что вполне может быть отсылкой и на его роль как Войны (череп) и на его роль как змея искусителя, ибо кто как не Датч предложил Помощнику решить «проблему» с эдемщиками силовым способом и запустил цикл событий? —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

С Вороным Конём всё до ироничности просто. Кто у нас вот прям по всем параметрам подходит под коня вороного, сиречь чёрного? Нууу —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

С пастором Джеромом очень удобно, он даже живёт в том же регионе, что и поддельный конь. Но если Иоанн представляет голод физический, то пастор Джером отвечает за голод духовный, что даже хуже. Если что, напоминаю, от Джерома ушла «радость», а с количеством его нытья радость ушла во всех смыслах —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Заодно пастор отвечает за грех лености/уныния, да, это одно и то же. Маленькая вырезка из Вики —

«Леность также определяется как неспособность делать то, что нужно. Согласно этому определению, зло существует, когда «хорошие» люди бездействуют.» (Википедия)

Уточняю, пастор крупнейшего города округа Хоуп, крупнейшей церкви округа Хоуп, духовный проводник жителей округа Хоуп ничего не смог сделать против «Врат Эдема». Кажется духовная жизнь округа Хоуп самую чуточку непроработанная —

«– Они просили о помощи, но никто их не услышал.

Уилл обернулся и увидел пастора. Он тоже казался прежним. Все так же в черном костюме с белым воротничком. Только вот в темных волосах появилась заметная проседь, хотя он был на добрых двадцать лет младше Уилла. Насколько охотник мог припомнить, некогда священник был сержантом артиллерии и воевал в войне в Заливе, но после обрел веру и обратился к богу.

– Я не услышал, – повторил пастор, как будто бы пытаясь покаяться в совершенном грехе.» (Far Cry. Прощение. Часть III)

Бледный Конь и того проще. За прямое указание на четвёртого коня можете сказать спасибо Иосифу —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«и ад следовал за ним»... На кого смотрит Иосиф цитируя описание четвёртого всадника? На игрока. Кто принёс больше всего смертей верным последователям Отца? Главный герой. Поздравляю, вы играете за четвёртого всадника, имя которому «смерть». Собственно поэтому у вас и нет имени, это одна из нескольких причин.

Обратите внимание и на эту фразу — «и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными», которая лучше всего описывает бытие именно главного героя —

О признаках Апокалипсиса

«Откровение Иоанна Богослова» состоит из двадцати двух глав. В «Far Cry 5» показаны только первые восемь глав и то не полностью. Первые три главы это техническая часть описывающая кто и кому говорит «Откровение». В четвёртой главе Иоанн Богослов, в качестве наблюдателя, видит небесный престол, на котором сидит Бог-Отец, вокруг престола находятся находятся двадцать четыре старца (в смысле прославленные люди, что служат Богу) облечённые в белые одежды и четыре животных (в смысле живых существ, а не зверей) подобных льву, тельцу, человеку и орлу —

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. […] и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей;» (Откровение 4:4, 4:6-4:8)

В игре это реализуется, с нюансами, но реализуется в сцене встречи с Иосифом. Главный герой, как молчаливый и безликий наблюдатель, выполняет роль тайнозрителя Иоанна Богослова. В качестве символа Бога-Отца у нас сияющий крест эдемщиков. За двадцать четырёх старцев отдуваются эдемщики на лавках и не только, количеством двадцать две штуки, плюс маршал Бёрк и шериф Уайтхорс для ровного счёта в двадцать четыре личности —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Четыре животных это как раз четвёрка Сидов. Лев, символ силы — Иаков, здесь всё понятно. Телец, символ питания — Иоанн, как собирающий для эдемщиков пропитание и последователей. Человек, символ разумности — Иосиф, потому что да, в рамках этой истории всё, что говорит Иосиф оказывается правдой, а он — самым разумным персонажем. Орёл, символ возвышенности — Вера, как возвышающая людей до Ангелов —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Да, я осознаю, что называть оплотом разумности и адекватности чувака с голосами в голове это так себе решение, но посмотрите на остальных. У одного крыша уехала в далёкие дали на почве своей греховности и самоистязания, и в итоге приехала к пыткам других, спасибо хоть не самоубийству. У второго крыша улетела на почве ПТСР-а, возможного каннибализма и теперь он считает себя предметом (спасибо, что не оленем) и говорит ауф. У третьей крыша протекла от непринятия её социумом и долбёжки наркотой, а ведь она вторая по адекватности.

А , даже для маршала находится двойное предназначение. Он же один из инициаторов конфликта с Иосифом и именно он заставляет шерифа собрать компанию из помощников и попереться в округ Хоуп. Несомненно гениальное решение. Так вот, в пятой главе есть такие слова —

«вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её.» (Откровение 5:5)

Формально эти слова относятся к Иисусу, то есть в нашем случае к Иосифу. Но поскольку всё и вся удваивается, то есть и маршал, который носит на себе символ льва. Приглядитесь к татуировке на правой руке —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

В шестой главе снимаются первые четыре печати. Это события игры до второго возвращения на остров Иосифа. Разбор четырёх всадников был чуть выше. С временем открытия первой печати Иосиф угадал —

А вот с второй, третьей и четвёртой попал пальцем в небо —

Пятая печать.

С пятой печатью всё правильно —

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.» (Откровение 6:9-6:11)

Иосиф подтверждает и иллюстрирует библейскую цитату. Снятие пятой печати это явление мучеников, облачение их в белые одежды и обещание Бога отомстить обидчикам за мучения, когда количество мучеников достигнет определённого количество (простите за тавтологию). Это мы и видим в «Far Cry 5». Бог, то есть Иосиф, отказывается мстить главному герою пока количество мучеников, в лице его семьи и последователей, не достигнет определённого количества. В смысле пока герой не сделает мучениками всю семью Иосифа он и пальцем не пошевелит, поскольку количество мучеников недостаточное.

К слову. Если вы выбираете уйти, а не эскалировать конфликт, то Иосиф цитирует Евангелие от Луки —

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;» (Лука 6:37)

Здесь важно обратить внимание на фразу, что предшествует куску Нагорной проповеди про бескорыстие в делах любви —

«Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.» (Лука 6:36)

Кроме того, что Иосиф подтверждает выбор главного героя называя его великодушным, так он ещё и уточняет, что он сам делает то же самое. Как Иосиф отпускает и прощает главного героя, так и главный герой отпускает и прощает Иосифа. Сугубо при таком паритете возможна концовка не с открытой агрессией.

Шестая печать.

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.» (Откровение 6:12)

Иосиф деликатно недоговаривает ряд важных слов от снятия шестой печати —

«И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, […] ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:15, 6:17)

Да, формально просто начались землетрясения и прочие проблемы. Но почему это случилось? Потому что была снята пятая печать и теперь мученики достигли задуманного количества и настал «день гнева» Бога. А из-за «дня гнева» все люди скрылись «в пещеры и в ущелья гор» в нашем случае — бункеры и Врата.

Седьмая печать.

Перед снятием седьмой печати случается слегка оффтопичная седьмая глава, в которой избранные, которые будут спасены получают печати и показываются прославленные в белых одеждах, что восхваляют Бога.

«не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. […] После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! […] это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.» (Откровение 7:3, 7:9-7:10, 7:14-7:17)

Эти события показаны в рамках игры. Прославленные восхваляющие Бога, носящие белые одеяния и служащие Богу, избранные — эдемщики, носят на себе печати —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

К слову, эта же формулировка про печати на лице встречается в девятой главе, где печати работают в качестве защиты от казней —

«И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.» (Откровение 9:4)

Перед словами про седьмую печать Иосиф говорит ещё одну цитату из «Евангелия от Луки» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лука 23:34)

В «Библии» эту фразу говорит Иисус во время распятия, смягчая вину распинающих его людей, ибо они не осознают, что распинают Мессию, да и вообще, те кто его распинают всего лишь исполнители. Где-то в этот момент Иосиф примиряется с необходимостью проиграть битву и выиграть войну. Если что, напоминаю описание первого всадника «и вышел он как победоносный, и чтобы победить». То есть, хотя бы ситуативно, но Уайтхорс и компания должны выиграть. И в этот момент Иосиф принимает неотвратимость своего сиюминутного проигрыша и просит Бога, то есть самого себя, простить, то есть найти внутреннее милосердие, чтоб не карать тех, кто был лишь пешкой. Потому что тот же главный герой не совсем инициатор цикла насилия. «взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга» — кого описывают эти слова? Датча, который дал главному герою мотивацию для убийств, но при это сам не принимает участие в финальной драке с Иосифом. Не в последнюю очередь потому что Война может быть военачальником для приносящего смерть, а не тем, за кем следует ад.

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, […] И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. […] и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение. […] И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.» (Откровение 8:1-8:2, 8:5, 16:1)

«Безмолвие на небе» — имеется ввиду, что в благоговении/страхе перед грядущим гневом Божьим все замолкли, что собственно и происходит. Процесс взятия Иосифа под стражу довольно тихое и неговорливое событие.

«семь Ангелов, которые стояли пред Богом» — будьте столь любезны, посчитайте сколько персонажей стоит позади Иосифа —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Слева направо — Трейси Лейдер, Уити, Стэйси Пратт, Эрл Уайтхорс, Джером Джеффрис, Ник Рай, Джоуи Хадсон.

Эти семь Ангелов посылают казни (формально не совсем да, потому что седьмой ангел возвещает о воплощении Царства Божия) своими трубами на протяжении восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой. И первую из них —

«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.» (Откровение 8:7)

Мы можем увидеть в конце игры —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Ну а прямо перед этими казнями происходят уже упомянутые «голоса, и громы, и молнии, и землетрясение.» Семь чаш гнева для упрощения будем считать плюс-минус тем же самым. Все эти бедствия начинаются в конце «Far Cry 5» и происходят в промежутке между окончанием «Far Cry 5» и началом «New Dawn». Но, поскольку люди округа Хоуп начали выходить из бункеров через шесть, а не семь лет, то ряд событий происходят и во время «New Dawn» —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Плавно переходим к «New Dawn». В процессе шляния по миру вы можете заметить вот такие рекламные плакаты эдемщиков —

Книга это «Слово Иосифа» с поисков которого начинается цепочка квестов эдемщиков. Глюк Иосифа в огне направляет Капитана по пути истинному на остров Датча в несколько локаций которые находятся на земле и на воде —

Именно получение этой книги делает Капитана наследником Иосифа в обход Итана. Именно эта книга делает Капитана пастырем Нового Эдема —

«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. […] И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. И я пошёл к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь её; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мёд. И взял я книжку из руки Ангела, и съел её; и она в устах моих была сладка, как мёд; когда же съел её, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих.» (Откровение 10:1-10:3, 10:8-10:11)

Одиннадцатая глава —

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.» (Откровение 11:15)

А вот эта глава довольно толсто спойлерит вообще весь сюжет «New Dawn», в котором успех и счастье рядового жителя держится на плечах Бога-Иосифа и Иисуса, который Капитан безопасности.

Двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая и пятнадцатая главы — это вбоквельные рассказы про не настолько важных персонажей «Откровения».

В пятнадцатой главе, тем не менее, случается весьма интересный и открытый к трактовкам момент —

«И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.» (Откровение 15:7)

Интересен он тем, что седьмая чаша гнева это уничтожение Вавилона —

«и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.» (Откровение 16:19)

Как вы можете помнить, наш Вавилон это Америка, но поскольку всё удваивается, то это может быть и Новый Эдем под управлением Итана. И Новый Эдем и старую Америку потерпела неудача.

Немного забегу вперёд. Следующая часть будет про теорию о том, что Иосиф взорвал бомбу. И вот в чём фишка, если мы принимаем, что Иосиф это Бог, при этом скорее всего ветхозаветный, то наказание провинившихся это его полное право. Сжечь мир в огне ядерной войны? Почему бы и нет? Они грешники, а он Господь Бог. Вопросы этики и морали здесь не особо применимы, но да, религия как-то так и работает.

Семнадцатая и восемнадцатая главы это рассказ о Вавилоне. Про это я писала ранее в части про слова на телевизоре позади Иосифа в вступительной кат-сцене в храме.

Капитан безопасности.

«И увидел я отверстое небо, и вот конь, белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Откровение 19:11-19:16)

Никого не напоминает это описание Иисуса? Неизвестное имя, окровавленная одежда… И правда, кто бы это мог быть —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

В конце-концов, если сюжет «New Dawn» заканчивается вот так, то это на что-то да намекает —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Про антагонистов.

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Также в тексте можно найти и отсылки на Микки и Лу под руководством Итана —

«И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;» (Откровение 19:20)

Зверь — двуединые Микки и Лу, под руководством лжепророка Итана, который в некотором роде производил чудеса с помощью Блаженства и дал им ключи от Нового Эдема.

«принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению». У этих слов два варианта трактовки. Либо смотрим в сторону Микки и Лу —

Либо в сторону Нового Эдема под управлением Итана, который устроил карго-культ имени Иосифа —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

То же и с их смертью —

«оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; […] а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.» (Откровение 19:20, 20:10)

Как Микки и Лу, так и Итан, в особенности Итан, так сказать сгорели на работе и умерли в мучениях —

Новый Иерусалим.

Двадцать первая и двадцать вторая глава посвящены описанию грядущей жизни в новом Иерусалиме. Чисто по названию перекличка с Новым Эдемом, но вообще нет —

«и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. […] Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. […] Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец.» (Откровение 21:9, 21:16, 21:22)

Какое из двух основных поселений больше напоминает тот самый четырехугольник? В каком из поселений нет храма, ибо в нём и так уже живёт Господь Бог? —

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

Помните, что Иосиф это «Альфа и Омега, начало и конец»? Который живёт у источника с Блаженством, подле водопада, у которого растёт дерево, что даёт силы «Даров Эдема» —

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.» (Откровение 21:6)

Far Cry 5: В поисках утраченного сюжета. Часть 4

И ещё момент про новый Иерусалим. Как и множество других вещей он двоится —

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. […] Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.» (Откровение 22:1-22:2, 22:14)

Капитан безопасности получает право на плоды древа жизни, и на вход в город воротами, а не как рейдеры — через стены и по лестницам. Но вначале новый Иерусалим находится возле Иосифа, и лишь в процессе сюжета его знамя переходит к Процветанию.

8888
45 комментариев

Я: зазаза, фар край 5 норм стрелялка про фанатиков, у которых поехала крыша
Athwale, выкатывая пятую часть разбора на 10к+ символов: подержи мою библию, сынок

А вообще респект за такое старание, набрёл только сейчас. Стартану прочтение с первой части

16

"выкатывая пятую часть разбора на 10к+ символов"Их семь будет. На где-то 200к символов в общем. Не виноватая я, оно само выросло)"респект за такое старание"Спасибо, надеюсь вам понравится)

2

Я уже прочитал первые 2 части, устал, как будто смену отпахал :)
Дальше буду постепенно)

1

Я живого Сида в церкви видел) Не верил своим глазам что такое может быть. Мужик копия Сида, дирижирует хором в церкви)))

6

Возможно, это очень самоотверженный косплеер))

1

Не совсем понимаю суть названия.
Почему утраченный сюжет? Это ведь разбор аллюзий/отсылок - источника, которым вдохновлялись разработчики и который цитировали дословно, однако ведь в игре все на месте - почему утраченный то?

3

Ну-с... Вы сами открыли ящик Пандоры)) Пункты расположены не по важности, если что:
- потому что я люблю красивые названия, а "в поисках утраченного сюжета" звучит достаточно интересно, красиво и завлекательно;
- потому что это отсылка на "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега" и задаёт атмосферу обыгрыша мифов и религии, ну как в Индиане Джонсе, да, это мои синие занавески))
- потому что люди часто говорят, что игры Юбиков, серия ФарКрай, Пятёрка в частности не имеют сюжета и это тупое пиу-пиу;
- потому что, имхо, с моей точки зрения (да, тавтология), сюжет Пятёрки на многих уровнях апеллирует/переосмысляет/воплощает суть библейских сюжетов. То есть для нас, для нашего времени и места, сюжет - это персонажи которые объективно делают что-то, в аспекте действий, или эмоциональных изменений. Мы подразумеваем, что в сюжете должны быть экспозиция, завязка, кульминация, конфликт и прочая и прочая. Библейские, в частности, и мифо-религиозные сюжеты, в общем, подразумевают не только реально существующие объекты, субъекты и прочие треволнения, а ещё и определённую символическую нагрузку, которая не меньше, если не больше, важна чем всё вышеупомянутое. Частично это специфика постсоветской культуры, потому что, ох, это немного калечно и неправильно будет сказано, в общем, потому что, скажем так, потомственное символически-религиозное восприятие мира в наших краях закончилось с окончанием Российской Империи, и настала эра соцреализма, в которую миф вплетался иными путями. Потому что в рамках западной христианской культуры значимость религиозных символов более высока чем у нас. При этом это работает как для культурного человека получившего художественное образование, так и для просто чувака с улицы. То есть у них есть некая, не всегда осознаваемая взаимосвязь, преемственность между условным "B A C H" у Баха, которые символизировали крест во всей его музыке и использованием, апеллированием и прочая и прочая, к христианской символике и семантике в текстах банального Джонни Кэша. Потому что специфика Америки не в последнюю очередь заключается в том, что это, изначально, страна религиозных фанатиков, которые, в части своей, свалили из Европы потому что были слишком радикальными для папства и католицизма.
В общем, к чему я это всё, потому что из этих отсылок и аллюзий, о которых я пишу, и состоит значительный пласт сюжета. Не синих занавесок, а именно объективных символов, которые подводят игрока к размышлению об определённых смыслах и значениях всего происходящего. Опять же, я не знаю насколько мои посты являются махровым СПГС-ом, а насколько просто проговариванием очевидного для людей другой культуры. Не в последнюю очередь потому что я всё ещё дитя другой культуры, в сравнении с разработчиками.
ЗЫ. А ещё я хорошо вешаю лапшу на уши. Так что не верьте мне, давать те или иные названия - это желание левой задней пятки. Или нет.

9