"Страх и ненависть в Тылу врага Штурм"
Статья о том как мультиплеер, не многими известной игры, может опустошить человека, и заставить того полностью потерять веру в себя и человечество.
Мужики Войны
Немного драматизировав первый абзац для пущего интереса простого обывателя, перейду к делу.
- Что такое "В тылу врага"? - спросят одни.
- Как в игровой серии моего детства вообще есть мультиплеер, и что в него еще кто-то играет? - спросят другие.
И у меня есть два ответа.
Первый: "В тылу врага" - это серия игр в жанре стратегия охватывающий сеттинг Второй Мировой Войны с системой разрушения окружения, где можно экипировать солдат, чинить свою или захваченную вражескую технику, управлять юнитами от прямого управления с видом от третьего лица, а также совершать диверсии или засады в стелс режиме.
Второй: Да, в актуальную версию "Men of War: Assault Squad 2" играют до сих пор. Но так как одиночная кампания - это набор убогих одинаковых миссий для всех имеющихся в игре наций, а дополнение Origin представляет из себя модификацию "Братьев по Оружию" и "Лиса Пустыни" на базе редактора самой игры. Основное место где можно словить хоть какое-то удовольствие это модификации от других игроков, и мультиплеер. Хотя удовольствие в данном случае значение относительное.
Как это работает
Краткий брифинг для тех кто хочет понять базовую работу онлайн сражений.
Очутившись в лобби сетевого режима у игрока появляется выбор, присоединиться к уже кем-то созданной комнате, или создать новую. Создав свою у него появляется возможность выбора карт рассчитанных на определенное количество игроков:
2х2, 3х3, 4х4 и так далее. И режимы сражения: "Захват Территорий", "Бой", "Линия фронта", "Знамя Победы" ...
В настройках можно выбрать фракцию - "союзники" или "страны оси" с доступными тремя нациями для каждой: США, Британия, СССР для первой, и Германия, Япония, Ветераны Восточного Фронта для второй. Также можно сделать смешанный тип боя на команды А и Б, где будут доступны все нации. Еще в настройках можно оставлять или исключать определенные юниты, выставлять количество КО и ЛС, устанавливать скорость накопления очков.
КО - шкала количества допустимых юнитов.
ЛС - шкала очков за которые можно покупать юниты.
Стандартные сражения в зависимости от выбранного игроком режима проходят следующим образом. Есть две команды, побеждает та которая соберет большее количество очков.
У каждого юнита есть своя цена, а ресурсы не безграничны. Юниты можно покупать как за обычные так и за спец-очки коих всего дается 10. Второе позволяет выбирать редкие и уникальные юниты не тратя основные очки - это помогает экономить, а учитывая специфику и полезность спец-юнитов их просто необходимо брать, вроде тяжелых танков или переносной артиллерии. Каждый спец-юнит в зависимости от цены, появляется на определенной минуте боя, и если вы потратите например 2 спец-очка на пехоту, знайте, взять тяжелый танк стоящий все 10 спец-очков у вас не получится.
Еще в игре можно пересмотреть повторы ваших сражений, именно с помощью таких повторов удалось снять все эти футажи и сделать гифки. Повторы полезны тем что в них можно проанализировать свои и чужие ошибки, запечатлеть красивые моменты, а также обнаружить багоюзеров и просто нечестных игроков.
Юниты и карты.
Каждая нация имеет свой личный набор юнитов, каждый юнит имеет свою цену по принципу цена - качество. Все зависит от того насколько вы хорошо владеете юнитами а главное знаете предел их возможностей. В игре есть система повреждений техники, уровни hp и умений солдат - стрелок хорошо владеет винтовкой, автоматчик автоматом, гранатометчик базукой, а элитный боец всем сразу и даже лучше. Снайперы и офицеры это единственные юниты подобрав оружие и снаряжение которых, даже элитный боец не сможет также разить врагов с одного выстрела и хорошо подсвечивать вражеские позиции. В остальном, пулеметы, ПТ-винтовки и гранатометы, желательно отдавать элитным бойцам, так можно увеличить эффективность стрельбы и поражения сил противника.
Туман войны - играет важную роль, он позволяет прятать отдельных бойцов, скрываться от вражеского огня, устраивать засады, делать тайные вылазки во вражеский тыл. Спрятанный в кустах бронебойщик с выключенным режимом стрельбы, может пригодится когда мимо будет проезжать вражеская техника.
На последок расскажу о картах. Здесь нужно учитывать ландшафт и построение уровня: холмы, камни, дома, другой хлам могут блокировать обзор и выстрелы. Иногда флаг трудно оборонять, или атаковать из-за его неудобного расположения, а иногда просто убогого построения ландшафта. По этой причине большинство выбирает одни и те же карты, да редкие исключения случаются вроде "Озерного Края", "Сайпана" или "Эл-Аламейна", но будьте уверены что большую часть битв большинство проводит в одних и тех же местах.
Вот они слева направо:
Оставь надежду, всяк сюда входящий
Всё о чём я буду писать дальше это сугубо мой личный опыт, вы можете думать иначе и быть со мной не согласны, но статья моя, а значит о чём хочу о том и пишу.
И тут то начинается самое интересное. Каждый кто создает подобную комнату автоматически становится хостом, и в месте с этим получает полномочия банить других игроков.
Удаление из комнаты это первое с чем мне пришлось столкнуться. Выбросить могут как за высокий ранг с большим числом боёв, так и за низкий. Хорошо играешь а хост с противоположной команды - улетаешь, жалуешься на фаршуты или спам юнитами - улетаешь, плохо играешь - улетаешь, не играешь тоже улетаешь.
Самые частые ситуации это конечно удачная игра не в сторону хоста и его команды. Бывали ситуации когда вражеская команда могла легко перевернуть ситуацию в свою пользу, но обезумевший хост тут же все обрывал закрывая комнату в самом начале боя. Но это еще куда не шло. Самое противное происходит тогда когда комнату закрывают уже под конец игры, на минуте этак 40-50й, в одном таком случае это произошло потому что наша команда смогла одержать вверх над вражеской, хотя всю игру их танки и пехотинцы держались на центре. А мерзко это потому что закрытый бой никому не засчитывается, и по сути с точки зрения игры это просто потраченное время. Да и играли все честно, зачем было так поступать.
Впрочем будьте готовы и к тому что против вас могут играть подготовленные "смурфы". С виду обычная команда с низкими рангами, окажется ветеранами приросшими к стульям, и знающими каждый уголок карты которую они специально выбирают из раза в раз, дабы не продуть.
Как можно определить таких? Очень просто - играют слаженно по отработанной схеме, спамят одними и теми же юнитами, спам снайперами, спам радистами, вечно играют за ветеранов восточного фронта (что такого особенного есть в этой нации я расскажу позже), давят толпой отдельно выбранный фланг (ну когда 3 или четверо давят фланг одного), а также удаляют других высокоранговых игроков противоположной команды при наборе в комнату. А то вдруг еще дадут отпор, ишь какие!
Чаще всего "смурфы" побеждают, в отличие от них собранные вместе незнакомцы играют каждый сам за себя. Если фланг одного начинают давить толпой, и тому не хватает ресурсов и времени дабы накопить очки чтобы удержать позиции. Союзник, как помешанный, больше будет маяковать или проклинать беднягу в чате, чем смекнёт что можно распределить роли, и уже самим давить оголтелых задротов.
Некоторые специально сливают бой чтобы вражеская команда - друзяки хоста, смогли вдоволь потешиться. Есть такой игрок на примете, он специально играет за противоположную команду, всегда за "союзников", и на одной и той же карте - сельхоз район. Когда начинается бой уходит в афк, рассказывает по дискорду где что у кого есть а его друзья начинают бить из имбовой штуки цуфус, от Ветеранов Восточного фронта, по неудачливым союзникам этого гнилого гражданина, и ржать в чате. При этом его позиции практически не трогают. Как я это понял? А ничего что в те дни когда он создавал комнату, в противоположной команде сидели одни и те же лица, и всё проходило по одному и тому же сценарию.
Сложно понять таких людей, да и не надо. К сожалению в игре достаточно изъянов позволяющих разным личностям выплескивать свои комплексы на ничего не подозревающих игроков. И чаще всего главным инструментом в руках таких людей становится "штука - цу - фус".
Быстро перезаряжается, шустро уходит от ответного огня, не слишком дорого стоит, а главное чудовищный радиус поражения. Ни одна артиллерия с намного большим калибром не имеет такого чудовищного радиуса как эта дрянь.
Чтобы вы понимали, некоторые не берут ничего дорого накапливая очки только на эту игрушку. И играют только за ветеранов, чтобы быстренько получить её в свои руки. Лично моё отношение к этому юниту - презрительное, беру только как ответную меру против спама снайперов или против такой же цуфус.
Снайперы еще одна проблема связанная с балансом игры. За обычные очки игрок может взять лишь два снайпера, после чего срабатывает ограничение. Но немец или совет могут всю игру спамить этим мусором, так как у этих наций снайперы стоят за спец очки, что позволяет игрокам экономить на другие юниты. Когда один такой снайпер появляется на карте, эффективность стрелков и пулеметчиков сильно снижается. Раньше было еще хуже, после убийства снайпера любой юнит мог подобрать его винтовку, и также легко разить одной пулей вражеских солдат.
И ладно бы взяли и всё. Но нет! Некоторые еще любят поныть что это их начали бить снайперами. Был один хост на карте Сельхозрайон, его сопартиец, игравший за японцев, взял двух таких, и всех удачно слил подставив под пули уже моего снайпера. Естественно своего стрелка я использовал только для этих молодцев, и больше им не светил. Но стоило мне подстрелить вражеского пулеметчика, как тут же хост начал:
О-о-о-о-о-о-о-о-о снайперы пошли.
Так вы первые начали. Зачем ныть?
Кто ною я?! Мы не брали.
Как не брали, двоих недавно убил.
И всё занавес, на этом моя игра была окончена так как меня быстро удалили. Вообще это нормальная практика для некоторых, творить хрень и радоваться этому. Кто то скажет - "и что? Людям повеселиться нельзя?" Боже упаси, кто бы сомневался. Удивляет другое: почему, когда их начинают давить, у них сразу появляются недовольство и сомнения в честности оппонента?
Читы и багоюз - местные виды забавы. С фаршутом, из-за его легкодоступности, приходится сталкиваться чаще. На деле - это увеличение допустимой для каждого отдельного юнита дистанции, путём использования изъянов игры. Оправдывают ли это другие игроки? Да конечно. Но оправдания заканчиваются в тот самый момент, когда стрелка поворачивается, и уже против защитника подобного используют этот немудрёный приём.
Лично мне за примером и далеко ходить не надо. Сразу же на следующий день, этот "пацанчик" попал в мою команду на карте цех. И когда я написал хосту с противоположной команды, что это знатный фаршутер, тот начал оправдывать это. На вопрос - ты хочешь чтобы тебя багоюзали? Он сразу попятился как рак. Просто замечательно.
Шаткий союз
Не буду лукавить поступал я в этой игре мерзко, вышеприведенный пример тому доказательство. Союзник отказывался бить по вражеской пехоте, а на мои просьбы не реагировал, либо отвечал - ты дурак? Он просто сидел на одном месте, что для артиллерии фатально ибо уже враг может перехватить такого ждуна, и ждал когда появится вражеская БМ-8. Пересмотрев повтор боя, я удостоверился что мало того что он бил мимо, так еще попросту несколько раз прозевал вражеский обстрел и не стал бить в ответ, хотя его целью и был перехват.
Но тогда думал что в случае неудачи винить будут меня, так как я отвечал за пехоту и должен был держать центр. Читатель подметит, что по мне била арта, и то была безвыходная ситуация. Да но людям всё равно. У меня был пример на карте "На запад", мою пехоту также выбила реактивная артиллерия, а те единицы что остались целы не смогли остановить контратаку и центр был взят противником. Мой правый союзник сразу впал в истерику и посыпались оскорбления, чат не сворачиваемый так что с того момента он всю игру как заведённый строчил сообщения о том кто я, чей сын и так далее. Дошло до того что он убил экипаж моей Б-4 и забрал её себе.
Впрочем то был русскоязычный, чаще всего, но это мои личные наблюдения, дуреют иностранцы. Один вообще взбесил меня так что между нами началась гражданская война. Сначала поливал грязью а потом взорвал ПТ гранатой мой першинг. Я не выдержал и начал давить его пехотинцев, но так как он и еще один союзник играли за СССР, я по дури всё перепутал и наехал на пушку ни в чем не виновного человека. Чтобы искупить вину, за столь гнилой поступок я купил ему Каллиопу и грузовик поддержки, потратив все свои основные очки. А на спец очки взял огнеметный шерман и стал атаковать им того иностранца. Ребята из вражеской команды моего креатива не оценили, знатно удивившись вышвырнули и меня и моих союзников из игры.
Вообще это нормальная практика когда союзник играет плохо, но винит во всем других. В битве на карте "Эль-Аламейн" иностранец также начал мне писать: "IT`S YOUR FAULT!! GHHHHHHHH!!!!!!". Хотя сам потерял 6 единиц техники, и только вдумайтесь, так и не смог взять центр в то время как два остальных игрока (а мы играли 2 на 2), столпились у моего фланга и безуспешно пытались взять его штурмом, бросив абсолютно все силы против меня.
Союзник: Это всё из-за тебя!!!
Тем временем я:
Моё направление не было стратегически важным, да и удерживая центр противник накапливал очки и уже побеждал. Дело в другом, в раздражении, чтобы они не посылали это быстро уничтожалось. Их танки горели, а пехота не могла подойти ближе, это вызывало у них желание отомстить. В итоге на два моих подбитых легких танка, пришлось десять уничтоженных вражеских машин.
Чем больше ты убиваешь вражеских юнитов, тем больше вызываешь к себе презрение. Особенно вспыльчивы высокоранговые игроки, если он не смог сходу взять твой фланг, он уже не остановится. Потратит все силы, ресурсы и время, но станет до конца давить это направление, даже если в этом не будет никакого смысла. Особенно креативные игроки, потерпев фиаско, пытаются по своему выражать своё презрение к сопернику:
Впрочем это не самое худшее, нет, хуже всего когда союзник ни рыба ни мясо. Да есть новички которым не до конца известны хитрости этой поехавшей игры. Но попадаются такие, чьи действия невозможно объяснить с точки зрения логики. Среди них есть и высокоранговые игроки. Здесь начинается следующая проблема, ты должен держать свой флаг и еще удерживать фланг союзника. Бруствера он не поставит, в кусты бронебойщика не кинет, а иногда его пехота толпится на одной точке и даже не думает сдвинуться с места чтобы помочь остальным на центре.
Фантастически глупое зрелище когда союзник против пантеры выставляет среднюю пушку, теряет её, а затем бесконечно маякует чтобы кто-то уничтожил железного зверя. Постоянно сливает пехоту и танки абсолютно глупыми и бездарными способами. Хуже всего когда взбесившиеся игроки просто выходят из комнаты и оставляют союзников доигрывать в одиночестве. Со мной такое постоянно происходит. Как-то раз все мои союзники также ушли, и поняв безысходность положения, я решил не активничать потому что не видел в этом смысла, троих я не смогу осилить.
Но когда противники увидели что никого нет, хост такой пишет мне:
Ты где лох?
У твоей мамы в спальне, где ж мне еще быть.
Игра - главный враг игрока
Вы можете быть отличным танкистом, умело обращаться с артиллерией, и хорошо атаковать пехотинцами. Но когда сверху на экране появляется надпись "Падение производительности у игрока Mr.007" всё зависает на несколько секунд, и такое случается на протяжении всей игры, ни о каком приятном времяпрепровождении и речи быть не может.
Потеря связи, ресинхронизация, падение производительности, вылет игры, проблемы с сетевым кодом, задержки. У вас может быть самый лучший ПК и скоростной интернет, но не факт что у хоста или у вашего союзника всё также хорошо. И перспектива вылета союзника, или вообще вылета из игры потому что у хоста всё накрылось, вполне себе реальна. Самое плохое когда в команду берут игрока с большим пингом, тогда весь бой будет жутко лагать вне зависимости от ваших мощностей. Некоторые хосты и слышать не хотят о удалении проблемных игроков. Такие скорее удалят тех кто просят кикнуть лагающего игрока, чем станут играть без лагов.
Еще одна беда - баг комнаты из-за которого она может не запуститься, исправляется только полным перезапуском. Но затем снова придется заходить в игру, создавать комнату, выставлять настройки, и собирать людей, если они конечно уже не разбежались по другим открытым комнатам.
На удивление, иногда, в игре достаточно открытых комнат куда можно пойти и поиграть. Но порой нужно сидеть около 10 - 20 минут, чтобы дождаться когда появится хоть что-то куда можно будет зайти. Но это у меня, некоторые вообще могут так и проcидеть с открытыми комнатами и никто к ним не зайдет. Тут уж как повезет, можете сразу залететь в игру, а можете долго ждать когда откроется что-то подходящее.
Последнее - искусственный интеллект. Он до жути тупой и непредсказуемый, вы можете задать маршрут вашей технике, в пылу сражения переключиться на другой юнит, а когда вернетесь к ней увидите что техника выбрала свой неадекватный маршрут, перевернулась, и сгорела. Танки объезжают мосты утыкаясь в ямы, переворачиваются на камнях, сталкиваются с союзнической техникой, или давят другие юниты. Иногда проще всё сделать в режиме прямого управления, чем доверять что-то компьютеру.
Реактивная артиллерия жутко забагованная. Если во время стрельбы из SWG.41 дать команду сдвинуть с места, юнит зависнет в положении перемещения и не сможет больше стрелять. Чтобы исправить это, нужно нарочно повредить установку затем починить и желательно сделать это подальше от союзников, так как реактивка тут же даст залп. Также если вовремя не подвезти грузовик снабжения, цуфус или калиопа могут зависнуть на перезарядке, впрочем они у меня зависали и когда я подвозил к ним грузовики. С чем это связано мне до сих пор неизвестно.
Итог
Дочитавший до этого абзаца справедливо спросит. Если всё так плохо: ядовитые и подлые игроки, плохой сетевой код, читеры, несбалансированные юниты, наплевательское отношение разработчиков к детищу, зачем в это вообще играть?
Потому что это весело. Переиграв солидное число онлайн игрушек, трудно вспомнить хотя бы пару матчей отличавшихся друг от друга. Здесь каждый новый бой это событие, особенно для нервной системы. За одно напряженное сражение можно посeдеть: постоянно мечешься с места на место, ищешь способы как проломить брешь в обороне, или удержать позиции, меняешь юниты, теряешь их, захватываешь вражеские. За сорок минут может произойти столько, сколько не происходило за 17 часов в любой другой онлайн игре.
Это мои личные впечатления и вы можете не соглашаться, можете сказать что всё плохо, или наоборот всё хорошо. Но для меня, главное остаётся фактом - "Штурм" уникален, мне трудно привести в пример подобную стратегию, её можно как любить так и ненавидеть, но ...
Это как летучий голландец ты один раз в него сыграешь и всё, становишься частью команды, частью корабля. И у же больше не можешь играть во что другое ...