Будущее игровой индустрии: какие студии смогут?
Непогрешимых нет, в том числе в индустрии видеоигр. Blizzard со времен Warcraft 3: Reforged ничего кроме хейта не собирает: тут вам и скандалы на производстве, с которыми ничего толком не делают, и падение качества флагманской World of Warcraft. Activision достала всех своей Call of Duty: новая часть только вышла на рынок, а студия уже отчитывается о провальных продажах. Жадность Electronic Arts с ее любовью к донатам, поглощениям и клонируемой серии FIFA в геймерской среде уже вошла в поговорки. CD Project Red неплохо зарабатывает на трилогии про Ведьмака, но одновременно теряет деньги и репутацию на Cyberpunk 2077. А уж Ubisоft только ленивый не пнул: серии игр по Тому Клэнси выпускают как попало, клонируют Assasin’s Creed (впрочем, не так плохо получается), загубили «Героев меча и магии», и серверы у них на картошке… В общем, большинство гигантов индустрии выродилось и в глазах игроков превратилось не пойми во что. Да, есть еще, например, Valve (на репутацию которой может серьезно повлиять успех Steam Deck) и Quantic Dream (которая, с одной стороны, моложе прочих, а с другой, о внутренней обстановке ходили не лучшие слухи), но общая картина ясна: срочно требуется вливание свежей крови. К счастью, она есть. В этой статье мы обсудим сравнительно новые студии, которые могут стать новыми гигантами, способными повести индустрию за собой. Ну, или просто сделать некоторое количество хороших игр.
11bit
Впервые эта студия заявила о себе еще в 2009 году стратегией «Аномалия: поле битвы – Земля» (в русской локализации). Продалась игра неплохо, так что студия выкатила еще три сиквела. А параллельно взялась за свой первый действительно важный проект – симулятор выживания This War of Mine. Эта история о самых обычных людях, пытающихся выжить на самой обычной войне. Они не солдаты и не политики, и их война – не аннигиляция толп врагов и не передвижение войск по карте, а просто попытки выжить в мире, который вдруг стал таким враждебным: вечно не хватает еды, лекарств, сигарет, книг, которые помогли бы отвлечься, радио, которое помогло бы узнать больше о творящемся вокруг… Есть только несколько человек, вынужденных выживать в руинах и принимать тяжелые решения. Отбирать ли лекарства у беззащитных стариков? Если да – будет больше шансов выиграть, но героя заест совесть. Если нет – больше вероятность проигрыша из-за смерти одного из героев. Да, страшно, тяжело, неудобно. Но любая война именно такова.
Другим крупным проектом стала стратегия Frostpunk, в которой человечество влипло в новый ледниковый период и вынуждено адаптироваться под командованием Капитана (игрока). И без неоднозначных решений опять не обойдется – в тяжелые времена придется загонять людей в шахты на суточные смены и вообще править железной рукой. Для стандартной военной стратегии это нормально – там можно посылать бойцов на смерть и одновременно штамповать новых. Даже если рассматривать процесс с моральной точки зрения, наши юниты – солдаты, которые знают, на что идут (и не всегда люди). Frostpunk же ставит нас перед фактом: излишний гуманизм может навредить выживанию, но слишком твердую руку люди вряд ли потерпят. Что делать, решайте сами, но поселение должно выжить. Желательно по максимуму.
Были у 11 bit и другие проекты (в основном издательские), но такого резонанса они не вызвали. А сейчас в работе находится Frostpunk 2 - будем надеяться, выйдет не хуже первой части. И будем еще больше надеяться, что студия не остановится на серии, а будет дальше разрабатывать жестокие виртуальные миры, в которых герои игрока не делятся на хороших и плохих – просто обстоятельства требуют победы любой ценой. Таких жестоких, взрослых интерактивных историй иногда остро не хватает.
Hello Games
Эту студию пока знают по одной игре – космосиму No Man’s Sky, который на релизе стал одним из главных провалов 2016 года. Впрочем, многих ли это удивило? Разработчики игр как никто другой любят разбрасываться обещаниями – вспомните Питера Молинье (начиная с Black&White) и CD Project Red (Cyberpunk 2077). Вот и Hello Games рекламировали свое главное на данный момент творение в той же манере: квадриллионы процедурно генерируемых миров, их бесчисленные разнообразные обитатели, всегда есть, чем заняться – чинить корабль, выживать, торговать… Не слишком ли амбициозно для студии, у которой за плечами четыре проходных платформера? То, что вышло в итоге, разнесли в космическую пыль: бесконечный контент был однообразным, активностей минимум, плюс баги, паршивенькая графика, неиграбельная ПК-версия… Вот вам и шедевр! На самом деле виноват был издатель, подгонявший разработчиков пинками. Уже после релиза, в спокойной обстановке, студия взялась за работу над ошибками и за два года отполировала проект до того состояния, которое обещала ранее. И до сих пор улучшает его, добавляя новые дополнения. Теперь в No Man’s Sky стоит заходить только при наличии массы свободного времени – выйти из нее не скоро захочется. Такое трудолюбие может сослужить студии отличную службу – если они снова возьмутся за крупны проект, можно быть уверенными, что игра выйдет отличная. Не на релизе, так через пару лет точно. Почему, не погрузиться, например, в океан? Космосимов много, а за подводный мир отдувается одна Subnautica. А пока они выпустили квест The Last Campfire – масштабы не космические, но приняли игру тепло. Hello Games, ждем ваших новых хитов!
Failbetter Games
Несмотря на название, никаких конкретных фейлов за этой студией пока нет. У нее на счету только одна игровая серия. Серия включает в себя текстовую браузерку Fallen London и две вполне графических выживалки Sunless Sea и Sunless Skies. В работе приквел Mask of the Rose, уже собравший нужную сумму на Kickstarter. В общем, молодая (дебют состоялся в 2014) студия пока разрабатывает одну серию, в которую многие с удовольствием играют, отмечая стиль и атмосферу. Конечно, есть вероятность, что в итоге серия скатится или уступит место другим проектам. Какими бы они ни были, пожелаем молодой студии не терять форму и дальше радовать нас стильными макабрическими играми.
Warm Lamp Games
Еще одна студия одной серии (тоже мрачной), на этот раз российская. Серия называется Beholder и уже пять лет покоряет все платформы и радует игроков. Beholder – симулятор стукача в тоталитарном государстве. В первой части это заведующий домом, который следит не только и не столько за ремонтом, сколько за жильцами: вон у того запрещенка, тот вызывает подозрения у властей, этого можно подставить… И за каждого получить деньги, которые нужны: у героя семья, и у всех свои потребности.
Вторая часть стала больше: и масштаб событий вырос, и графика явно стала круче. Теперь мы играем за молодого чиновника, который внедряется в госструктуру, чтобы расследовать смерть своего отца – видного деятеля, явно павшего жертвой закулисных интриг. И сам втягивается в эти интриги – пробиться наверх надо любой ценой, так что в перерывах между работой и просмотром сериалов снова подставы, доносы и так далее.
Третья часть запланирована на следующий год. Интересно, кого и в каких условиях будем подставлять в ней? Но еще интереснее будет увидеть и другие игры в других сеттингах. Если уж взялись за интриги, почему бы не сделать симулятор политика, шпиона, на худой конец, киллера? Моральных дилемм будет не меньше, мрачность останется на месте, а студия разовьет любимую тему в новом свете. Главное, чтобы в самоповторы не скатилась.
Конечно, это не все потенциальные гиганты. И любая из этих студий может застрять на достигнутом или обанкротиться. Но очень уж хороши их игры, и хочется, чтобы их было побольше – со своим стилем, со своими темами и прочим.
А какие потенциально великие студии можете назвать вы?