Джим Райан: «Сейчас настоящие хиты PlayStation — это игры, в которые играет 10-20 миллионов человек»
Глава SIE о своей карьере, успехе Play at Home и мебели из IKEA.
О том, каким он видит бренд PlayStation на сегодняшний день и какой надеется увидеть игровую индустрию в грядущие годы, Райан рассказал в интервью в рамках мероприятия GI Live: London, которое проводит издание GamesIndustry.biz. Мы выбрали из беседы самое интересное.
О карьере
- Работать в Sony Джим Райан начал в 1994-м, меньше чем за год до старта продаж первой игровой консоли компании. Изначально он отвечал за организацию первых подразделений в континентальной части Европы — от поиска помещений и кадров до каналов дистрибуции.
- Бизнесмен подтвердил, что однажды в свой первый год в компании ему даже пришлось покупать мебель.
Да, я арендовал офис во Франкфурте, но мы поняли, что там не было ни столов, ни стульев. А денег у нас было не так уж много: мы ещё ничего не продали. И наличных толком не было.
В итоге мы пошли в IKEA и купили мебель, после чего начали разбираться, остались ли у нас деньги, чтобы нам её собрали, или нам придётся собирать всё самостоятельно. К счастью, деньги мы нашли, и те столы нам хорошо служили несколько лет. Я ими даже горжусь. Так что IKEA могу порекомендовать кому угодно.
- Первой игрой для PlayStation, в которую сыграл Райан, был платформер Jumping Flash! от Japan Studio, вышедший в 1995 году.
- Одним из самых запоминающихся моментов в карьере глава SIE назвал встречу с японским начальством на старте PS2, которая поначалу очень плохо продавалась в Европе. По его словам, отчасти дело было в экономике и в том, что евро как основную ходовую валюту на тот момент только начинали вводить.
В США дела шли хорошо, в Японии — тоже, а вот в Европе мы никак не могли ничего продать. И тогда европейское руководство, включая меня, пригласили в Токио на встречу с Кэном Кутараги, «отцом PlayStation». А он — фигура очень внушительная, и в индустрии в целом, и лично.
Он усадил нас всех и просто сказал: «Пожалуйста, измените свой неэффективный бизнес». Мы тут же: «Да-да, Кэн, отличный совет, мы так и сделаем». Вернулись и твёрдо задались целью всё наладить.
- Среди других знаковых моментов Райан называет презентацию Sony на E3 2013 прямо перед стартом PS4 и в конце тяжёлого жизненного цикла PS3, а также адаптацию к удалённой работе в 2020 году.
Со стартом PS5 вообще вышло очень странно, ведь все подобные мероприятия проводили онлайн. Я, наверное, записал всё в этой самой комнате за две-три недели, а потом смотрел мероприятие дома на ТВ, с семьёй. Пожалуй, из всех странных вещей, что случились в прошлом году, это было самое странное. […]
Когда на тебя на экране смотрят собственные дети и смеются над тобой, это как-то отрезвляет.
- По словам бизнесмена, он особенно гордится тем, что как PlayStation «открывала новые рынки» для индустрии — назвав и Россию среди якобы небольших и неразвитых регионов до прихода консоли от Sony. Правда, Райан не уточнил, имеет ли в виду именно консольный сегмент или видеоигры как таковые.
Мы открывали рынки, на которых игровой культуры не было и вовсе. Ближний Восток… На Ближнем Востоке люди особенно и не играли в игры до PlayStation. В России игровая индустрия была совсем маленькой до PlayStation. В Испании — тоже. Также что мы расширяли горизонты в географическом смысле.
О бренде PlayStation и текущих успехах
- Глава SIE отметил, что инициатива по раздаче бесплатных игр в PS Store под названием Play at Home оказалась очень популярной — пользователи забрали 60 миллионов игр.
- Будет ли Sony продолжать акцию, Райан пока не уверен: всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки в мире.
- По словам бизнесмена, главное, что питает и делает успешным PlayStation как бренд — это игры. Он настоял, что считает стартовую линейку PS5 самой сильной в истории компании (если не в истории консолей в целом), и не сомневается в грядущих релизах вроде God of War Ragnarök и Gran Turismo 7.
- Несмотря на дефицит консолей и различные трудности, связанные с пандемией, Райан очень доволен тем, как для компании обернулся 2020 год и первая половина 2021-го.
- Своей любимой игрой на данный момент руководитель называет Ratchet & Clank: Rift Apart.
Обожаю эту игру. Мне кажется, это первый показательный пример того, на что способна PlayStation 5, и таких будет ещё много в грядущие месяцы и годы. Смотришь на неё и думаешь: на других консолях такое невозможно.
Чудесная игра, и я очень рад, что студия Insomniac теперь — часть нашей семьи. Ребята трудятся изо всех сил, в последнее время они показывают класс.
О будущем
- Глава SIE не считает принципиально важными какие-то конкретные из набирающих популярность технологий вроде «облачных» сервисов, VR или «метавселенных». В его понимании, самое главное — это то, что видеоигры в целом становятся всё более доступными и широко распространёнными как вид развлечения и искусства.
С каждым поколением появляются новые технологии, растут вычислительные мощности, графические мощности, но в отрыве от всего остального всё это не имеет никакого смысла.
А вот то, как технологии помогают искусству рассказывать истории, изображать персонажей, передавать эмоции… Самые высококачественные игры будут становиться только убедительнее, глубже, эмоциональнее. И мне кажется, что они начнут всё чаще пересекаться с другими видами развлечений, в частности, с кино.
- Райан надеется, что PS5 станет не только самой успешной, но и самой любимой PlayStation. Ему хотелось бы, чтобы игровая аудитория в целом не переставала расти и могла достичь сотен миллионов человек.
Сейчас, с текущей моделью распространения консолей, настоящие хиты PlayStation — это игры, в которые играет 10-20 миллионов человек.
Но речь о том, чтобы игры могли составить конкуренцию музыке, кино. Ведь музыкой и кино может наслаждаться практически безграничная аудитория. А я считаю, что наши студии делают одни из лучших развлекательных произведений во всём мире.
И ограничивать аудиторию этого искусства, этих развлечений, которые создают наши разработчики… Мне обидно, что аудитория ограничена лишь 20-30 миллионами человек. Я был бы рад увидеть мир, где сотни миллионов наслаждались бы такими играми.